• Текст документа
  • Статус
Действующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ


РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 12 мая 2011 года N 326-р


[Об одобрении Концепции развития профессионального образования
Красноярского края до 2020 года]



1. В соответствии со статьей 29 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», статьей 103 Устава Красноярского края, статьей 8 Закона Красноярского края от 03.12.2004 № 12-2674 «Об образовании», в целях определения приоритетных стратегических линий развития профессионального образования Красноярского края одобрить Концепцию развития профессионального образования Красноярского края до 2020 года (согласно приложению).
2. Распоряжение вступает в силу со дня подписания.


Первый заместитель
Губернатора края -
председатель
Правительства края
Э. Ш. Акбулатов

Приложение. Концепция развития профессионального образования Красноярского края до 2020 года



Приложение
к распоряжению Правительства
Красноярского края
от 12.05.2011 № 326-р

I. Введение


Концепция развития профессионального образования в Красноярском крае (далее - Концепция) содержит комплекс идей, целей, задач, мероприятий по модернизации системы начального, среднего и высшего профессионального образования (далее - система профессионального образования) в целях усиления вклада учебных заведений в социально-экономическое развитие края.
Эффективная система профессионального образования должна соответствовать потребностям работодателей, работников, населения, быть привлекательной для студентов и инвесторов, интегрированной в общее образовательное пространство края, способствовать росту образовательного и культурного капитала жителей края.
Система профессионального образования края должна вносить вклад в рост глобальной конкурентоспособности России. Поэтому в ее развитии необходимо учитывать тенденции, формирующие особенности современного профессионального образования:
профессиональное образование является мощнейшим ресурсом развития территорий, обеспечивающим профессиональную мобильность населения;
для построения успешной профессиональной карьеры выпускников учреждения профессионального образования уделяют много внимания проблемам перехода от учебы к работе, трудоустройству, трудовым отношениям, построению устойчивых партнерских взаимоотношений с работодателями;
в связи с введением во многих странах национальных стандартов квалификаций, основанных на компетенциях, диплом об образовании, является лишь свидетельством полученной подготовки по профессии. Уровень квалификации, степень владения профессиональными знаниями, умениями, компетенциями, оценивается работодателями на основании профессиональных стандартов;
все большее значение приобретают повышение квалификации и переподготовка, способствующие росту профессиональной мобильности работающего населения.
Таким образом, предназначение современного профессионального образования состоит в обеспечении условий для:
успешного профессионального старта молодежи, профессиональной мобильности взрослого населения;
ликвидации диспропорций на рынке труда, повышения производительности и качества труда;
социально-экономического развития муниципальных образований, повышения качества жизни граждан.

II. Актуальное состояние системы профессионального образования Красноярского края


Вызовы и проблемы системы профессионального образования в Красноярском крае.
Красноярский край входит в десятку регионов, формирующих более половины ВВП России. Только за последние 4 года ВРП края увеличился на 18,8% - по этому показателю край занимает 7 место среди 83 субъектов РФ. Основа экономики региона - промышленность, в структуре которой преобладают отрасли по добыче и переработке сырьевых ресурсов, а также предприятия топливно-энергетического комплекса и машиностроения. Конкурентными преимуществами края выступают уникальные природные ресурсы: более 80% российских запасов никеля, 99% платиноидов, 43% меди, 50% кобальта, 28% алюминия, 20% золота, более 25% угля, 15% древесины. В крае открыто около 30 месторождений нефти и газа. Освоение этих богатств, а также развитие краевой экономики, во многом зависят от масштабов инвестиционной деятельности на ее территории. Красноярский край занимает 9 позицию среди субъектов Российской Федерации - лидеров по привлечению инвестиций и 1 место среди субъектов Сибирского федерального округа (СФО). Только за последние 5 лет инвестиции в экономику края выросли в 2,6 раза.
Современная социально-экономическая ситуация в Красноярском крае характеризуется как период посткризисного развития, главной задачей которого является сохранение и усиление конкурентных преимуществ региона. Инвестиционные риски в регионе снизились, край по инвестиционному потенциалу 2009-2010 гг. занял 8 место в РФ, поднявшись в рейтинге инвестиционной привлекательности российских регионов на 2 позиции по сравнению с предыдущим годом. Начатая в середине 2000-х годов реализация пакета крупнейших инвестиционных проектов (строительство Богучанской ГЭС и крупного алюминиевого завода, промышленное освоение Ванкорского нефтяного месторождения), в соответствии со стратегией, выработанной Правительством края, будет преемственно продолжаться параллельно с решением новых задач, поставленных перед экономикой края.
Приоритеты диверсификации экономики края, ориентации на механизмы и модели государственно-частного партнерства в среднесрочной перспективе будут реализовываться в рамках инвестиционных проектов добычи и переработки углеводородов в Южной Эвенкии, комплексного развития Нижнего Приангарья (завершение строительства объектов Богучанской ГЭС и первого пускового комплекса железнодорожной линии Карабула - Ярки). Создание нового промышленного района уже сегодня востребует современные высококвалифицированные кадры, в том числе - по новым профессиям и специальностям, спрос на которые будет расти в перспективе.
В то же время, осложняющим обстоятельством для преодоления кадрового дефицита выступает снижающаяся численность населения трудоспособного возраста в крае, как и в России, в целом, актуализирующая необходимость обеспечения развития на убывающей трудовой базе.
Одновременно с инвестиционными проектами в крае продолжают развиваться отраслевые проекты в лесном комплексе, в сфере переработки сельскохозяйственной продукции, в строительстве, на транспорте по созданию новых конкурентоспособных производств. В приоритетах социально-экономического развития выделяются 4 направления:
промышленная кооперация с крупными добывающими компаниями, в том числе нефтяной и газовой отрасли (сервисное оборудование и обслуживание);
повышение глубины переработки сырья как в традиционных для края отраслях (лесном комплексе, цветной металлургии), так и новых производствах, связанных с добычей нефти и газа;
энергоэффективность и энергосбережение в промышленности, аграрном секторе и жилищно-коммунальном хозяйстве (новое оборудование и технологии);
создание инновационного сектора экономики, базирующегося на наиболее развитом в крае сегменте промышленности по добыче и переработке сырья.
Остро актуальной является также модернизация существующих отраслей на основе их технико-технологического перевооружения, реализации программ повышения эффективности, включающих изменение ключевых бизнес-процессов, преобразование организационных моделей, введение новых операционных стандартов и инструментов, переобучение персонала. Отраслевые проекты экономического развития требуют обновления кадрового оснащения, но не за счет расширения объемов подготовки, а посредством усиления соответствия качества профессионального образования требованиям модернизирующихся производств.
Система профессионального образования Красноярского края сегодня не в полной мере готова ответить на вызовы развивающейся экономики. Развитие системы сталкивается с целым рядом проблем, не позволяющих выстроить ей свою деятельность в соответствии с вызовами (следует отметить, что эти проблемы типичны и для большинства других субъектов РФ):
отсутствие ясного, обеспеченного ресурсами заказа на подготовку кадров со стороны бизнеса;
недостаточная обеспеченность ресурсами базовых потребностей системы профессионального образования;
недостаточная публичность системы для населения, работодателей;
отсутствие выстроенной системы внешней оценки качества подготовки выпускников, деятельности учреждений профессионального образования.
В настоящее время профессиональное образование представлено несколькими относительно самостоятельными подсистемами: начального, среднего и высшего (базового) профессионального образования, а также послевузовского (аспирантура и докторантура) и дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и переподготовки рабочих и специалистов).

Подсистема высшего профессионального образования (далее - ВПО).
Образовательные программы высшего профессионального образования в Красноярском крае реализуют 11 государственных и 1 негосударственное учреждение высшего профессионального образования (далее - вузы) с 12 филиалами, в которых обучаются около 106,7 тыс. студентов. Кроме того, в крае ведут образовательную деятельность 22 филиала российских вузов. Общее число студентов вузов в регионе - более 125,8 тыс. чел. (около половины обучаются на дневной форме). В 2010 году вузы края выпустили около 20,1 тыс. специалистов и осуществили прием в объеме 28,06 тыс. человек.
Число студентов вузов на 10 тыс. населения края в 2009-2010 учебном году составляло 435 человек, что значительно меньше, чем в среднем по Российской Федерации (далее - РФ) - 523 человека и Сибирскому федеральному округу (далее - СФО) - 474 человека. Охват молодежи в возрасте 17-25 лет программами высшего профессионального образования в крае в 2009 году составил 27%, что заметно ниже, чем в среднем по РФ и СФО (среднее значение по РФ - 35%, по СФО - 30%).
В 2006 году на основании Распоряжения Правительства РФ № 1518-р от 04.11.2006 в крае было создано Федеральное государственное образовательное учреждение ВПО «Сибирский федеральный университет» (далее - СФУ), в состав которого вошли 4 крупнейших красноярских вуза. В общественном рейтинге классических университетов России СФУ в 2009 году занимал 17 место. Структура СФУ представлена 35 научно-инновационными подразделениями. В вузе организовано взаимодействие с крупными корпорациями, расположенными в регионе через создание совместных лабораторий и формирование студенческих исследовательских групп. Развитию государственно-частного партнерства способствует фонд целевого капитала (эндаумент), государственно-общественные структуры управления. В состав Попечительского совета СФУ входят ведущие представители крупного бизнеса и промышленности России, политики, ученые.
В структуре подготовки в высшей школе края значительна доля специальностей, пользующихся массовым спросом среди молодежи, но слабо востребованных региональным рынком труда: к примеру, выпускники вузов, обучавшиеся по специальностям, входящим в укрепленную группу «экономика и управление», «гуманитарные науки», имеют проблемы с трудоустройством.
Взаимодействие с работодателями в большинстве вузов края развито слабо, представители реального сектора экономики ограничены во влиянии на качество ВПО. Отсутствуют сетевые образовательные программы, современные формы кооперации между вузами (совместные исследования, межвузовские проектные коллективы). Образовательные и научные ресурсы высшей школы используются в экономик недостаточно эффективно.

Подсистема среднего профессионального образования (далее - СПО).
Образовательные программы среднего профессионального образования в крае реализуют 60 техникумов и колледжей, в которых обучаются около 50,36 тыс. студентов. В 2010 году учреждения СПО края выпустили около 13,5 тыс. специалистов и осуществили прием в объеме 17,16 тыс. человек.
Численность студентов, обучающихся в учреждениях СПО на 10 тыс. человек населения, намного выше, чем в среднем по СФО и РФ (в 2009-2010 учебном году - 175,5 человек, в то время как в СФО - 165, в РФ - 150,9). Охват молодежи в возрасте 15-19 лет программами СПО в 2009-2010 учебном году составил 27,3% (по РФ в среднем - 25,2%, по СФО - 25,3%). Данный факт свидетельствует о популярности этого уровня образования среди молодежи, что подтверждается высоким платежеспособным спросом на программы СПО в крае (около трети получающих первое образование уровня СПО учатся с полным возмещением затрат на обучение).
Краевая система СПО фрагментарна, управляется разными учредителями. 24 техникумов и колледжей (контингент 34,7 тыс. студентов) - федерального подчинения. Еще 18 средних специальных учебных заведений с контингентом 6,04 тыс. студентов подведомственны краевым отраслевым органам исполнительной власти. 1,09 тыс. студентов обучаются в 4 негосударственных учреждениях СПО. Только 14 учреждений СПО с контингентом 8,53 тыс. студентов подведомственны министерству образования и науки края.
В отличие от других регионов России, среди учреждений СПО края преобладают моноуровневые учебные заведения. Многоуровневых учреждений СПО, в которых, наряду с программами СПО, осуществляется подготовка по рабочим профессиям, всего четыре (6%).

Подсистема начального профессионального образования (далее - НПО).
Образовательные программы начального профессионального образования реализуют 70 профессиональных лицеев и училищ, подведомственных министерству образования и науки края, в которых обучаются около 21,3 тыс. учащихся. В 2010 году учреждения НПО выпустили около 9,07 тыс. рабочих кадров и осуществили прием в объеме 9,75 тыс. человек.
В 2009-2010 учебном году численность студентов, обучающихся в учреждениях НПО, на 10 тыс. человек населения в Красноярском крае составила 88,2 чел, в СФО 91,3 человек и РФ 72,9 человек. Охват молодежи в возрасте 15-19 лет программами НПО в 2009 году составил 12,6% (по РФ в среднем - 11,2%, по СФО - 13,3%).
Материально-техническое оснащение учебных заведений остается слабым. Средний износ основных фондов достигает 89%. По оценкам работодателей, станочный парк и оборудование, используемое в учебном процессе, физически и морально устарели.
Спрос со стороны молодых людей на профессии квалифицированных рабочих заметно снижается. Начиная с 2007 года, контингент обучающихся в системе начального и среднего профессионального образования уменьшился на 3700 человек.
Среди причин этого явления можно назвать усиливающуюся конкуренцию за потенциальных абитуриентов учреждений НПО, СПО и вузов. Учреждения НПО проигрывают в этой конкурентной борьбе техникумам, колледжам и вузам. Прогнозируемые тенденции снижения контингента потенциальных абитуриентов профессиональных училищ и лицеев приведут к дальнейшему уменьшению наполняемости учреждений НПО (сейчас средняя наполняемость 300 чел.), что вызовет рост затрат на подготовку рабочих и снижение экономической эффективности функционирования системы НПО.

Задел для дальнейшего развития.
Разработанные и реализованные в период 2007-2010 г.г. краевая целевая программа «Кадровое обеспечение инвестиционных проектов, реализуемых на территории Красноярского края» на 2007 - 2009 годы» и ведомственная целевая программа «Развитие профессионального образования в Красноярском крае» способствовали решению существующих в системе профессионального образования края ряда проблем. Постепенно обновляется кадровый состав руководителей учреждений, выросла доля студентов, проходящих практику на предприятиях на современном оборудовании, реализуются модели современных центров профессионального образования, обеспечивающих повышение доли выпускников, имеющих уровень квалификации выше третьего разряда, заложены основы системы поддержки развития профессиональной карьеры. Образовательные учреждения профессионального образования принимают активное участие в системных российских проектах по развитию образования (например, в российском эксперименте по прикладному бакалавриату, в совместной с бизнесом разработке профессиональных стандартов, создание СФУ).
Российские эксперты отмечают инновационный характер подходов к модернизации профессионального образования края.

III. Цели, задачи и этапы развития профессионального образования Красноярского края


Стратегическая цель развития системы профессионального образования - кадровое обеспечение социально-экономического развития края путем создания гибкой системы профессионального образования, являющейся неотъемлемой частью проектов и программ регионального развития, ориентированной на интересы регионального сообщества. При этом часть задач кадрового обеспечения экономики решается за счет кооперации (взаимодействия) учреждений, относящихся к краевому и федеральному подчинению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие приоритетные задачи развития краевой системы профессионального образования:
Развитие сети учреждений и организаций профессионального образования в соответствии с текущими и перспективными потребностями рынка труда.
Повышение эффективности управления на основе внедрения государственно-общественных механизмов и частно-государственного партнерства.
Обновление содержания профессионального образования на основе новых федеральных государственных образовательных и профессиональных стандартов.
Для решения приоритетных задач необходимо осуществить модернизацию системы профессионального образования по следующим направлениям:
1. Создание оптимальной сети учреждений профессионального образования, ориентированной на потребности рынка труда края;
2. Повышение эффективности управления на основе внедрения государственно-общественных механизмов и развития кадровых ресурсов системы профессионального образования края;
3. Создание системы оценки кадровых потребностей экономики края, соответствующей требованиям рынка труда;
4. Повышение привлекательности программ профессионального образования, востребованных на рынке труда края;
5. Внедрение новых финансово-экономических механизмов в системе профессионального образования края;
6. Модернизация краевой государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования.
Концепция рассчитана на период с 2011 по 2020 годы. Ее реализация будет осуществляться в 3 этапа:
первый этап (2011-1013 годы) - создание институционального, нормативно-регламентирующего, кадрового и методического обеспечения планируемых преобразований, мониторинг структуры и объема текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах, а также разработка и апробация отдельных моделей, организационно-экономических механизмов и управленческого инструментария;
второй этап (2014-2015 годы) - комплексная реализация основных мероприятий, диссеминация моделей и механизмов, получивших положительные экспертные оценки по результатам пилотной апробации;
третий этап (2016-2020 годы) - интенсивное развитие системы профессионального образования, корректировка объемов и структуры подготовки кадров исходя из потребностей краевой экономики.
Нормативное правовое обеспечение развития системы профессионального образования на уровне края будет вестись в рамках краевой комплексной программы развития профессионального образования.

IV. Направления развития профессионального образования в Красноярском крае


1. Создание оптимальной сети учреждений профессионального образования, ориентированной на потребности рынка труда края.
Главным принципом развития системы профессионального образования должен выступить принцип синхронизации деятельности системы образования и социально-экономического развития края. Развитие краевой системы профессионального образования должно осуществляться на основе среднесрочных и долгосрочных программ и планов развития групп муниципальных образований, отраслей, крупных инвестиционных проектов федерального масштаба. Такой подход обуславливает создание различных типов образовательных учреждений профессионального образования.
Первый тип образовательных учреждений обеспечивает развитие группы близко расположенных к нему муниципальных образований. Это многопрофильные многоуровневые учебные заведения, удовлетворяющие образовательные потребности местного сообщества в «коротких», специализированных программах, курсах «под заказ» субъектов малого и среднего бизнеса. Эти учреждения должны активно работать на предоставление услуг дополнительного профессионального образования для взрослого, в т.ч. работающего населения муниципального образования.
Данные учебные заведения будут представлять уровень профессионального образования, включающий начальное и среднее профессиональное образование, а также, в ряде случаев, и высшего образования (в случае открытия филиалов высших учебных заведений или запуска отдельных программ высшего образования). Учреждения должны стать центрами общественных инициатив, системообразующим фактором территориального развития. Среди типичных образовательных и социальных программ и проектов таких многопрофильных заведений можно выделить:
программы по переподготовке высвобождающегося и незанятого населения;
программы, рассчитанные на социокультурную интеграцию мигрантов в территориальное сообщество и т.д.;
программы подготовки кадров для массовых профессий, используемых как в малом бизнесе, так и в среднем и крупном бизнесе;
бизнес-образование, «бизнес-инкубирование», проекты в области развития предпринимательских компетенций, коммуникативных качеств студентов и взрослого населения;
программы для людей с ограниченными возможностями здоровья, социальное консультирование и экспертиза;
совместные программы сертификации уровня квалификаций кадров для малого и среднего бизнеса и т.д.
Такие программы могут софинансироваться самими обучающимися, семьями, а также конкретными работодателями, при существенной поддержке муниципалитета.
Особенностью определения профессиональной направленности образовательных программ в таких территориальных многопрофильных организациях является высокая гибкость, способность выстраивать индивидуальные траектории и быстро менять содержание образования.
Второй тип учреждений - высокотехнологичные учреждения - организуется в рамках отраслевых образовательных консорциумов. Организационно-правовое оформление отдельных образовательных организаций, входящих в такие консорциумы, более тяготеет к таким форматам как профильное многоуровневое учреждение, на базе которого реализуются программы профессиональной подготовки, начального и среднего профессионального образования по группам профессий и специальностей родственного профиля. Другая возможная форма - отраслевой центр. В состав отраслевых образовательных консорциумов могут входить учреждения всех уровней профессионального образования, включая вузы. Таким образом, на базе высокотехнологичных учреждений профессионального образования могут реализовываться отдельные программы или профессиональные модули высшего образования.
В таких высокотехнологичных учреждениях (отраслевых центрах) концентрируются уникальные ресурсы, современные производственные технологии, обеспечивается открытый доступ к ним учреждений, реализующих родственные образовательные программы, а также учащихся профильной школы и взрослого населения территорий.
Особенностью организации профессиональной подготовки в таких учреждениях является возможность достижения существенно большей степени специализации, чем в случае территориальных многопрофильных заведений. Это становится возможным за счет более высокой точности оценок потребности в кадрах и наличия высокотехнологичного оборудования.
В центрах, входящих в состав отраслевых образовательных консорциумов, проходит подготовка высококвалифицированных кадров по ведущим отраслям экономики края: строительство, металлургия, ЖКХ, машиностроение, добыча и транспортировка нефти, деревообрабатывающая промышленность, транспорт, энергетика. Программы для таких центров и профильных многоуровневых учреждений должны быть выстроены гибко, чтобы профессиональные компетенции, полученные учащимися, были согласованы с компетенциями, на которые нацелена подготовка студентов вузов. В этом случае выпускники таких программ смогут получить диплом и свидетельство о присвоенной квалификации и при желании продолжить обучение в вузе.
В высокотехнологичных учреждениях, отраслевых центрах за профильную подготовку отвечают, в значительной степени, работодатели - они участвуют в разработке, корректировке и изменении учебных программ. Ассоциации работодателей, отраслевые профессиональные союзы, или конкретные работодатели участвуют в финансировании приобретения, установки и обслуживания необходимого оборудования, предоставляют обучающимся возможность прохождения производственной практики. Вклад края в организацию такого высокотехнологичного отраслевого центра состоит в предоставлении зданий, помещений, оборудования, повышении квалификации работников центра.
Посредством системы консорциумов в крае должны быть созданы условия для интеграции учреждений НПО с учреждениями профобразования более высокого уровня или перевода учебных заведений НПО в интегрированные образовательные комплексы совместно со школой старшей ступени, предоставляющие помимо прочего услуги профильного обучения старшеклассников в рамках технологического профиля и эффективной профессиональной ориентации молодежи на рабочие профессии.
Формирование как отраслевой, так и территориальной сети профессионального образования требует пересмотра филиальной сети вузов для уменьшения внутренней конкуренции по цене и доступности, не сопровождающейся ростом качества услуг и усиления кооперации, направленной на повышение качества образования. В рамках этих изменений может быть рассмотрена модель, при которой в филиалах студенты обучаются в течение первых двух лет обучения, а затем, либо переезжают для обучения в головном вузе, либо продолжают обучение (завершают данный этап обучения) по программе среднего специального образования.
Важнейшим элементом современной сети должны стать образовательные учреждения, реализующие программы прикладного бакалавриата. Необходимо организовать разработку и внедрение образовательных программ прикладного бакалавриата по направлениям подготовки для ведущих отраслей экономики края (машиностроение, нефтегазовый комплекс, цветная металлургия, информационные технологии) на основе кооперации учреждений среднего профессионального образования и СФУ.
В некоторых случаях, для формирования полноценных отраслевых образовательных консорциумов будет возможна передача федеральных техникумов и колледжей в состав федеральных вузов с условием сохранения программ среднего профессионального образования и укрепления связей с экономикой края.
Ясная система образовательных программ прикладного и академического бакалавриатов, магистратуры и поствузовского образования позволит определить приоритеты политики края по развитию высшего образования и создать в крае условия, необходимые для:
создания совместных высококонкурентных специальностей - с этой целью, в том числе, имеет смысл объединить усилия по привлечению известных в стране и за рубежом преподавателей и исследователей;
привлечения в вузы края лучших студентов из других регионов РФ - для этого можно создать специальный краевой стипендиальный фонд поддержки победителей международных и всероссийских олимпиад и выпускников школ, показавших максимальные результаты на ЕГЭ и обучающихся в крае;
концентрации на прорывных направлениях лучших кадровых ресурсов, лучших студентов и лучшей научно-исследовательской базы;
создания исследовательской базы, обеспечивающей проведение прикладных исследований и разработок для ведущих и перспективных отраслей экономики края.

2. Повышение эффективности управления на основе внедрения государственно-общественных механизмов и развития кадровых ресурсов системы профессионального образования края.
Для повышения эффективности управления необходимо учитывать распределение полномочий между федеральным центром и регионом. В настоящее время за краем закреплена организация подготовки кадров, а за федерацией - установление федеральных государственных образовательных стандартов и признание компетентности и квалификации.
В вопросах вузовского образования в перспективе необходимо решать следующее вопросы по: определению роли высших учебных заведений в развитии края, постановке перед системой ВПО задач, работающих на развитие края, проведение регулярной оценки выполнения этих задач, влияние на развитие вузов в интересах края, обеспечение нормативно-правовой базы такого развития, создание комфортных условий для участия бизнеса в развитии высшей школы, стимулирование и поощрение такого участия, использование социального и культурного потенциала вузов.
Необходимо обеспечить коллегиальное управление системой (и отдельными учреждениями) министерством образования и науки края и работодателями. Помимо прочего, совместное управление повысит привлекательность системы для работодателей, даст дополнительную мотивацию для финансового участия бизнеса, облегчит участие в формировании современного содержания образования. Работодатели не дадут излишне теоретизировать подготовку, а представители системы образования гарантируют разносторонность и социально-воспитательный компонент обучения. Здесь предлагается создание попечительских и наблюдательных советов с достаточно широкими полномочиями в планировании, кадровой и бюджетно-финансовой политике.
Реализация следующих мер направлена на повышение ориентации деятельности системы профобразования на потребности развития края:
создание краевого центра оценки качества профессионального образования;
распределение ресурсов на основании результативности работы образовательных учреждений, в том числе и на основании оценивания компетентности выпускников;
создание экспертных аккредитационных центров,
создание межвузовской комиссии по привлечению в край лучших студентов, научных и преподавательских кадров.
Руководители учреждений профессионального образования должны принять и повсеместно внедрять культуру принятия фундированных решений: на основе предварительно проводимых исследований, уточнения всех важных факторов, сбора, анализа и оценки данных, результатов мониторинга ситуации и т.п. При образовательных учреждениях необходимо создавать отделы развития и фандрайзинга, которые занимались бы, в том числе созданием «эндаумента».
Необходимо последовательно продолжить практику привлечения работников и специалистов компаний в качестве преподавателей в учреждения профессионального образования. В числе преподавателей и администраторов должна расти доля выпускников других образовательных учреждений, доля преподавателей, совмещающих преподавание с практической работой по специальности.
Необходимо усилить роль вузов в повышении квалификации кадров системы профессионального образования по приоритетным направлениям подготовки. Факультеты и кафедры повышения квалификации могут существовать как на базе отдельных вузов, так и являться межвузовскими. Вузы должны конкурировать за заказы на переподготовку и повышение квалификации.
Также, необходимо поддержать введение магистерских специальностей по подготовке управленцев для всех уровней управления профессионального образования. Такого рода специальности должны быть открыты, прежде всего, в Сибирском федеральном университете.
Такая модернизация позволит перейти к целостной системе развития кадрового потенциала системы, включающей все уровни профессионального образования, в том числе послевузовское, обеспечивающей связь с производством и научными учреждениями.

3. Создание системы оценки кадровых потребностей экономики края, соответствующей требованиям рынка труда.
Структура и объем подготовки кадров для экономики края должны быть приведены в соответствие с ее потребностями. Такое соответствие нужно постоянно поддерживать. Для этого важно создать в крае систему оценки текущих и перспективных кадровых потребностей экономики (основанную на мониторинге и прогнозировании) для формирования адекватного заказа системе профессионального образования.
В качестве институциональных изменений, направленных на обеспечение взаимодействия между рынком труда и системой профобразования, необходимо поддержать формирование структур, осуществляющих сервисные функции по обеспечению востребованности профессионального образования. Некоторые элементы такого рода институциональных изменений уже реализованы в крае (помечены*). В состав институций целесообразно включить:
краевой совет по кадровой политике с функциями выработки стратегических приоритетов региональной образовательной политики в сфере профессионального образования, разработки и утверждения регионального заказа на подготовку кадров, выработки предложений по изменениям сети учреждений профессионального образования края, формированию целевых программ развития образования и т.д.;
центр развития профессионального образования с функциями мониторинга рынка труда региона, формирования среднесрочных прогнозов кадровых потребностей, изучения запросов работодателей на качество и содержание подготовки, проведения анализа соответствия требуемого и реализуемого качества подготовки кадров, научно-методического обеспечения реализации краевой образовательной политики в сфере профобразования, организации и проведения сертификационных процедур оценки профессиональных квалификаций выпускников, корректировки профессиональных стандартов как содержательной основы сертификации, разработки контрольно-измерительных материалов для сертификации и т.д.;
маркетинговые службы учреждений образования с функциями мониторинга и анализа локальных рынков труда, продвижения образовательных услуг учебного заведения или группы учебных заведений, изучения образовательных потребностей предприятий и населения, осуществления рекламной деятельности, подготовки предложений для корректировки образовательных программ и планов приема, введения новых программ и выведения действующих и т.д.;
центры планирования профессиональной карьеры* с функциями обеспечения доступа населения к информации о региональном кадровом спросе, структуре подготовки кадров, организации профориентационной деятельности в интересах профессионального образования и т.д.;
отраслевые советы работодателей с функциями участия в управлении региональной системой профессионального образования, подготовки требований работодателей к качеству профессионального образования в отрасли, участия в разработке профессиональных стандартов, организации контроля за состоянием актуальности профессиональных и образовательных стандартов, участия в организации отраслевых ресурсных центров, организации мест профессионального обучения, практики и стажировки и т.д.

4. Повышение привлекательности программ профессионального образования, востребованных на рынке труда края.
Направлением изменения образовательных программ НПО/СПО является сочетание достаточно высокого уровня академической подготовки с гибкой специальной подготовкой. Это необходимо для обеспечения современного экономического развития края, в котором важным качеством является способность работников к самообучению, быстрой адаптации к изменениям. Междисциплинарные подходы на современном предприятии, усложнившиеся информационные потоки и технологии предъявляют повышенные требования к квалификациям работникам. При разработке указанных выше программ необходимо учитывать предложения высших учебных заведений, располагающих компетентными преподавательскими кадрами, современной технической базой, налаженными партнерскими отношениями с работодателями. Соответствие этим требованиям позволит обеспечить признание результатов обучения вузами.
В современной системе профессионального образования в определении объема и глубины прикладного знания, используемого в образовательном процессе, ведущую роль играют специалисты и работодатели, а в определении объема и глубины академического знания - руководители научных школ, профессора, работники образования. Тесное сотрудничество и разделение ответственности между всеми партнерами (органами управления образованием, предприятиями и бизнесом, образовательными учреждениями) позволит более эффективно реагировать на изменения рынка труда.
Адекватным задачам модернизации содержания и технологий образования является модульно-накопительный принцип организации образовательных услуг. Образовательный процесс следует модернизировать на основе требований международных соглашений: модульная компоновка учебных курсов, компетентностный формат образовательных результатов, переход от предметно-дисциплинарной к проблемно-ориентированной широкопрофильной подготовке.
Технологии обучения в системе профобразования, в отличие от других видов образования, должны быть тесно связаны с трудовой деятельностью, направлены не на узкое обучение специальности, а на развитие таких умений, способностей, которые позволяют выпускнику адаптироваться к постоянно меняющемуся рынку труда. Важной составляющей профессионального образования должно стать освоение компетентностей, связанных с эффективной работой в группе, трудовой этикой. Следует полноценно использовать потенциал информационно-коммуникационных технологий в обучении проектированию, конструированию и развитию базовых профессиональных умений.
Отдельным направлением совместной работы всех учреждений профессионального образования края должна стать профориентационная работа в школе. Она может включать в себя такие виды деятельности, как проведение уроков по отдельным предметам на базе учреждений профобразования (например, уроки труда); организация работы кружков и секций научно-технического творчества молодежи; предоставление возможности по прохождению краткосрочных курсов и приобретению профессии, подтвержденной соответствующим сертификатом, создание профильных классов и т.д.

5. Внедрение новых финансово-экономических механизмов в системе профессионального образования края.
Общая тенденция в сфере профессионального образования - переход от управления затратами к управлению результатами. Необходимо перейти на финансирование на основе принципов бюджетирования, ориентированного на результат, а также многоканальности финансирования. На практике, такой подход означает, что размер финансирования каждого учреждения должен определяться по результатам деятельности в предыдущие годы и в соответствии с принимаемыми обязательствами. Основным показателем, влияющим на объем получаемого финансирования, является соответствие квалификации выпускника требованиям профессиональных стандартов. Такое соответствие обеспечивает успешное трудоустройство и закрепление на рабочем месте выпускников. Внедрение методов формирования бюджета отрасли, ориентированного на результат, позволит обеспечить зависимость ожидаемых и полученных результатов от установленных приоритетов краевой кадровой и экономической политики.
Важнейшим направлением развития системы финансирования профессионального образования является полноценный переход на нормативное (подушевое) финансирование образовательных программ с дифференциацией нормативов, в том числе - «под задачи» краевой образовательной политики.
Необходимо модернизировать организационную схему формирования государственного (регионального) задания на подготовку кадров и введение практики конкурсного его размещения в условиях конкуренции за доступ к бюджетным ресурсам между государственными и негосударственными организациями и учреждениями.
Перспективной представляется грантовая схема финансирования значимых для края образовательных программ довузовского профессионального образования, проектов и программ развития образовательных учреждений; финансирование на конкурсной основе программ обновления материально-технической базы учреждений профессионального образования; приведение базовых условий предоставления образовательных услуг в соответствие с современными требованиями.
Необходимо дальнейшее совершенствование системы стимулирования работников по результатам деятельности и в зависимости от степени личного вклада в достижение результатов: обеспечение дифференциации оплаты труда руководителей образовательных учреждений, педагогов и мастеров производственного обучения различной квалификации по уровню достигнутого результата; формирование критериев оценки качества работы руководителей и педагогов государственных учреждений профессионального образования; увеличение доли надтарифного фонда в общем фонде оплаты труда с предоставлением возможности участвовать в его распределении представителям заказчика образовательной услуги (попечительским, управляющим, наблюдательным советам и иным общественным структурам).
Выделение средств на прикладные исследования и разработки должно проходить только на основе открытой и жесткой конкуренции между проектами. Предпочтение должно отдаваться проектам, обеспечивающим непосредственный вклад в развитие края.

6. Модернизация краевой государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования
Современное профобразование должно выстраивать свою деятельность в рамках системы оценки качества, включающую в себя сертификацию профессиональных квалификаций на федеральном уровне или на уровне отраслевых объединений работодателей региона (с участием отраслевых советов работодателей, Союза промышленников и предпринимателей и других промышленных групп и ассоциаций). Институциональные основы такой комплексной системы оценки качества профессионального образования описаны выше в направлении 2 (краевой совет по кадровой политике, центр развития профессионального образования, центры оценки и признания квалификаций, и пр.).
Необходима модернизация процедур государственной аттестации персонала отрасли, лицензирования и аккредитации образовательных учреждений и программ в соответствии с приоритетами образовательной политики и создание механизма их регулярного обновления, в том числе введение в процедуры аттестации администрации образовательных учреждений оценочных показателей, связанных с маркетинговой ориентацией управления учебным заведением, трудоустройством выпускников и развитием профессиональной карьеры, интенсивностью взаимодействия с работодателями края и т.д.
Предлагается введение в процедуры аттестации педагогического корпуса системы профессионального образования оценочных показателей, связанных с использованием модульных и информационно-коммуникационных технологий, регулярностью стажировок на предприятиях и т.д.; введение в аттестационные и аккредитационные показатели параметров, связанных с оценкой качества и количества специалистов, прошедших переподготовку или повысивших свою квалификацию.
Необходимо введение в процедуры аккредитации учебных заведений профессионального образования оценочных показателей (индикаторов), связанных с актуальностью структуры профессий (специальностей) подготовки, деятельностью Наблюдательных советов с участием работодателей, долей внебюджетных доходов от реализации образовательных услуг и т.д.
Также необходимо введение в процедуры лицензирования оценочных показателей, связанных с краевыми нормами обеспечения условий образовательной деятельности, соответствующих приоритетам образовательной политики края.
Представляется целесообразным поддержать формирование общественно-профессиональных рейтингов учреждений профессионального образования по различным критериям качества образования, в первую очередь, развития ключевых компетенций выпускников; эффективного трудоустройства и карьерного роста; безопасности и комфортности условий обучения.
Все организации профобразования на территории края должны выполнять определенные требования по информационной открытости. Для обеспечения этих требований должны быть подписаны специальные соглашения министерства образования и науки края с федеральными вузами и колледжами.
Результативность обучения, схемы управления, бюджеты вузов должны стать достоянием широкой общественности и регулярно анализироваться в открытой печати (такую функцию может взять на себя краевой центр оценки качества). Реализация возможна в течение достаточно короткого срока и приблизит практику предоставления услуг профессионального образования к международным стандартам.
Необходимо создать единую информационную базу учреждений профессионального образования края. Такого рода база позволит анализировать ситуацию в масштабах края и осуществлять подготовку стратегически важных управленческих решений.

V. Результаты


Реализация Концепции внесет вклад в достижение следующих экономических и социальных результатов:
удовлетворение потребности промышленных предприятий края в рабочих кадрах и специалистах соответствующего профиля;
повышение производительности труда за счет более высокой квалификации кадров;
повышение ответственности распорядителей бюджетных средств за достижение поставленных целей путем внедрения системы мониторинга и оценки эффективности их деятельности, позволяющей отслеживать степень выполнения принятых обязательств, и, как следствие, повышение эффективности управления отраслью;
уменьшение сроков адаптации молодых рабочих и специалистов на предприятиях реального сектора экономики и повышение производительности их труда (снижение себестоимости выпускаемой продукции, оказания услуг);
минимизация социальных рисков, связанных с напряженностью в сфере занятости региона;
обеспечение права выбора личности за счет усиления вариативности профессионального образования;
увеличение доли лиц, принятых на программы профессионального образования по профессиям (специальностям) и направлениям подготовки для приоритетных отраслей региональной экономики;
увеличение доли лиц дневной (очной) формы обучения по основным образовательным программам профессионального образования, трудоустроившихся не позднее завершения первого года после выпуска



Об одобрении Концепции развития профессионального образования Красноярского края до 2020 года

Название документа: Об одобрении Концепции развития профессионального образования Красноярского края до 2020 года

Номер документа: 326-р

Вид документа: Распоряжение Правительства Красноярского края

Принявший орган: Правительство Красноярского края

Статус: Действующий

Дата принятия: 12 мая 2011

Дата начала действия: 12 мая 2011