Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ


РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 06 июля 2010 года N 602-р


[О Концепции устойчивого развития
 коренных малочисленных народов Красноярского края
на 2010 - 2015 годы]


____________________________________________________________________
Утратил силу с 17 февраля 2017 года на основании Распоряжения Правительства Красноярского края от 17.02.2017 N 129-р.
____________________________________________________________________

1. В соответствии с подпунктом 54 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьей 103 Устава Красноярского края, в целях определения основных  направлений государственной политики в области оказания мер государственной поддержки коренным малочисленным народам Красноярского края одобрить:

Концепцию устойчивого развития коренных малочисленных народов Красноярского края на 2010-2015 годы (приложение № 1);

План мероприятий по реализации Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Красноярского края на 2010-2015 годы (приложение № 2).

2. Распоряжение вступает в силу со дня подписания.


Первый заместитель
Губернатора края -
председатель
Правительства края
Э. Ш. Акбулатов



Приложение № 1
к распоряжению Правительства
Красноярского края
от 06.07.2010 № 602-р

     
Концепция
 устойчивого развития коренных малочисленных народов
Красноярского края на 2010-2015 годы

     

I. Введение


Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Красноярского края на 2010-2015 годы (далее - Концепция) представляет собой целостную систему взглядов, принципов и приоритетов экономического, социального, культурного, организационного характера, направленных на защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Красноярского края (далее - малочисленные народы), создание условий устойчивого развития малочисленных народов и призвана стать основой для разработки и реализации нормативных правовых актов Красноярского края.

Концепция призвана определить основные направления деятельности органов исполнительной власти Красноярского края при решении задач экономического, социального и культурного развития малочисленных народов, а также цели, приоритетные задачи, основные механизмы реализации основных направлений государственной политики в области оказания мер государственной поддержки малочисленным народам.

Концепция разработана на основе положений Конституции Российской Федерации, общепринятых принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, Федерального закона от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», Устава Красноярского края, других нормативных правовых актов Российской Федерации и Красноярского края.

II. Современное состояние малочисленных народов
в Красноярском крае

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 14.10.2005 № 6-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа» (далее - Федеральный конституционный закон от 14.10.2005 № 6-ФКЗ) с 1 января 2007 года в составе Российской Федерации образован новый субъект Российской Федерации - Красноярский край.

Крайний Север и Арктика в Красноярском крае занимают большую часть территории, общей площадью 1 907 кмІ, характеризующуюся низкой плотностью населения, большими запасами природных ресурсов, геополитическим значением пограничных территорий. Указанные территории исконно населяют представители малочисленных народов.

По данным Всероссийской переписи населения 2002 года общая численность малочисленных народов составляет 16,4 тысячи человек. В Красноярском крае проживают восемь этносов малочисленных народов: долганы, ненцы, эвенки, нганасаны, кеты, селькупы, энцы, чулымцы, из них около 12 тысяч человек проживают в сельской местности муниципальных образований Красноярского края: Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, Эвенкийский муниципальный район, Туруханский, Тюхтетский, Енисейский и Северо-Енисейский районы.  

Федеральным законодательством закрепляются основы реализации прав и интересов, защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов (далее - защита исконной среды обитания), преференции для представителей малочисленных народов, проживающих в местах традиционного природопользования и занимающихся традиционной хозяйственной деятельностью.

Учитывая особенности и различия нормативного правового регулирования вопросов реализации прав и интересов малочисленных народов, защиты исконной среды их обитания в Красноярском крае, Таймырском Долгано-Ненецком автономном округе и Эвенкийском автономном округе до образования нового субъекта Российской Федерации - Красноярского края, необходимо обеспечить соответствующую унификацию регионального законодательства, разработку единых подходов и направлений государственной поддержки малочисленных народов.

При этом нормативное правовое регулирование вопросов реализации прав и интересов малочисленных народов необходимо проводить с учетом специфики осуществления малочисленными народами традиционной хозяйственной деятельности, заключающейся в наличии различных природно-климатических условий проживания, ареала обитания объектов животного мира и водных биологических ресурсов, принадлежности к различным языковым группам и этносам, иных факторов.

Среди перечня видов традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.05.2009 № 631-р, необходимо обозначить основные виды такой деятельности наиболее характерные для малочисленных народов, проживающих на территории Красноярского края.

Промысловая охота, переработка и реализация охотничьей продукции в большей степени характерна для территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, территория которого находится в природных зонах - тундра и лесотундра. На территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района обитает самая большая в мире популяция дикого северного оленя, насчитывающая около 400 тысяч голов. В зимний период с Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района на север Эвенкийского муниципального района мигрируют до 100 тысяч диких северных оленей, активизируя в указанной местности промыслы, связанные с охотой на дикого северного оленя.

На территориях юга Туруханского района и Эвенкийского муниципального района природная зона - тайга и лесотундра, создающая основы для развития охотничьего промысла и добычи ценных видов пушных зверей.

Основная доля рыбного промысла, переработки водных биоресурсов и рыбной продукции осуществляется в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе, на севере Эвенкийского муниципального района и в Туруханском районе.

Оленеводство носит этнообразующий характер для сохранения культуры и быта малочисленных народов.

Численность оленеводов в Красноярском крае  составляет более 1400 человек. Тундровое оленеводство осуществляется в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе, где проживает значительная часть оленеводов - на левом берегу р. Енисей в поселках: Носок, Тухард, Потапово, Хантайское Озеро, на правом берегу р. Енисей в поселках: Попигай, Новорыбная, Сындасско. Лесное оленеводство осуществляется в Эвенкийском муниципальном районе, в поселках Суринде, Эконде, Полигусе, Ессее. Лесо-тундровое оленеводство осуществляется также в Туруханском районе - в поселке Советская Речка.

Общее поголовье домашних оленей в Красноярском крае составляет до 73,2 тысяч голов, в том числе: в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе - 66,0 тысяч голов, в Эвенкийский муниципальном районе - 4,7 тысяч голов, в Туруханском районе - 0,68 тысяч голов.

Оленеводство является животноводческой отраслью сельского хозяйства, оленеводы в основном наращивают поголовье домашних оленей с минимальным вынужденным забоем при выбраковке.

Деятельность по ведению оленеводства характеризуется тяжелыми условиями труда, высокими показателями трудовых и временных затрат, поэтому государственная  поддержка оленеводства должна осуществляться комплексно в рамках элементов системы «оленевод - олень - оленьи пастбища».

Заготовка, переработка и реализация пищевых лесных ресурсов, сбор лекарственных растений, художественные промыслы и народные ремесла, строительство национальных традиционных жилищ и других построек, необходимых для осуществления традиционных видов хозяйственной деятельности характерны для всех малочисленных народов, проживающих на территории Красноярского края.

К основным проблемам при ведении традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов относятся дефицит и дороговизна электроснабжения, несоответствие систем связи современному техническому и технологическому прогрессу, отсутствие современных жилищно-бытовых условий проживания.

Места традиционного проживания малочисленных народов расположены вдали от транспортных магистралей, основным видом транспорта остается воздушный, в весенне-летний период водный и наземный автотранспорт, что осложняет социально-экономическое развитие северных территорий Красноярского края и развитие традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов в условиях рыночной экономики.

Социальная сфера. Реализация установленных законодательством Российской Федерации прав граждан на жилье, труд, отдых, образование и здравоохранение, с учетом особенностей проживания и быта в местах проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, более затруднительна и требует применения специфических мер.

Жилищно-бытовые условия проживания малочисленных народов зачастую характеризуются преобладанием износа жилищного фонда и наличием ветхого жилья. При решении вопроса обеспечения жильем малочисленных народов следует учитывать необходимость адаптации стандартов предоставления жилья в суровых природно-климатических условиях.

Мероприятия по обеспечению устойчивого социально-экономического развития малочисленных народов в первую очередь должны быть направлены на уменьшение показателей заболеваемости и смертности населения, повышение продолжительности жизни и рождаемости, привлечения квалифицированных специалистов в сфере образования, здравоохранения.

Сохранение и развитие существующей практики медицинского обслуживания представителей малочисленных народов выездными бригадами, оснащенными современным оборудованием, непосредственно в местах их проживания, а также дополнение ее созданием условий для всестороннего обследования населения с возможностью последующей госпитализации в медицинских учреждениях Красноярского края и обеспечение населения необходимыми медикаментами также являются приоритетными задачами устойчивого социально-экономического развития малочисленных народов.

Совершенствование и развитие существующей сети общеобразовательных учреждений необходимо для обеспечения качественного уровня общего и среднего образования малочисленных народов. Первоочередные мероприятия в сфере образования в местах проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов должны быть направлены на восстановление и капитальный ремонт объектов инфраструктуры системы образования.

Реализация Концепции позволит обеспечить возможность представления культуры, традиций, национальных промыслов и ремесел, предметов быта малочисленных народов и национального творчества на культурных и социальных мероприятиях местного, краевого и федерального уровня.

Организация на территории Красноярского края специальной системы учета сведений о малочисленных народах позволит обеспечить необходимый уровень анализа социально-экономического положения малочисленных народов в целях дальнейшего определения основных направлений государственной политики в области оказания мер государственной поддержки.

Таким образом, учитывая особенности и проблемы развития северных территорий Красноярского края, необходимо сформировать принципы, цели и задачи устойчивого развития малочисленных народов в Красноярском крае, которые должны служить приоритетным фактором при осуществлении полномочий органов исполнительной власти Красноярского края, совместно с институтами гражданского общества, включая объединения и организации малочисленных народов, для решения вопросов их устойчивого социально-экономического развития.


III. Основные принципы, цель и задачи устойчивого развития
малочисленных народов


Основными принципами устойчивого развития малочисленных народов являются:

гарантия прав малочисленных народов в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепринятыми принципами и нормами международного права и международных договоров Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и законодательством Красноярского края;

обеспечение государственной поддержки традиционных (этнообразующих, этносохраняющих) видов хозяйственной деятельности малочисленных народов;

содействие развитию культуры и языков малочисленных народов;

создание условий для сохранения и использования, изучения родного языка в образовательных учреждениях, культурной и иных социально значимых сферах.

Основной целью Концепции является создание благоприятных условий для устойчивого развития малочисленных народов на основе стабилизации их социально-экономического положения при сохранении исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей.

Для достижения указанной цели необходимо решение следующих основополагающих задач:

сохранение исконной среды обитания малочисленных народов;

поддержка и развитие традиционных (этнообразующих, этносохраняющих) отраслей хозяйственной деятельности малочисленных народов;

повышение уровня жизни малочисленных народов;

повышение доступа к образовательным услугам, развитие действующей системы общего и среднего образования малочисленных народов;

сохранение и развитие национальной культуры малочисленных народов;

содействие развитию общин малочисленных народов и союзов (ассоциаций) общин малочисленных народов.

Решение основной цели Концепции будет реализовано в два этапа: I этап 2010-2011 годы, II этап 2012-2015 годы, посредством реализации следующих основных мероприятий:

разработка комплекса первоочередных мер, предусматривающих совершенствование и унификацию нормативных правовых актов Красноярского края, Таймырского Долгано-Ненецкого автономного округа, Эвенкийского автономного округа, принятых до образования нового субъекта Российской Федерации - Красноярского края, в соответствии с Федеральным конституционным законом от 14.10.2005 № 6-ФКЗ, в области защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов;

разработка предложений по организации системы заготовки, переработки и реализации продукции хозяйственной деятельности малочисленных народов;

реализация комплекса специальных мер государственной поддержки социальной сферы;

ведение системы учета сведений о малочисленных народах.

В целях реализации Концепции необходимы объединение усилий органов исполнительной власти Красноярского края  и органов местного самоуправления Красноярского края, обеспечение взаимодействия между органами исполнительной власти Красноярского края, научными организациями, общественными объединениями малочисленных народов, хозяйствующими субъектами, а также консолидация бюджетов всех уровней для финансирования мероприятий государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности и традиционного образа жизни малочисленных народов.

IV. Механизм реализации Концепции и ожидаемые результаты

     

1. Первый этап: 2010-2011 годы


Первый этап является организационным и ориентирован на осуществление первоочередных мероприятий и предполагает:

реализацию комплекса первоочередных мер, предусматривающих унификацию и совершенствование нормативных правовых актов Красноярского края, Таймырского Долгано-Ненецкого автономного округа, Эвенкийского автономного округа, принятых до образования нового субъекта Российской Федерации - Красноярского края, в соответствии с Федеральным конституционным законом от 14.10.2005 № 6-ФКЗ, в области защиты прав малочисленных народов и ведение системы учета сведений о малочисленных народах.

1.1 Совершенствование нормативной правовой базы
Красноярского края


Важнейшим ориентиром при определении механизмов реализации Концепции в Красноярском крае является осуществление мер государственной поддержки малочисленных народов посредством разработки и принятия законов Красноярского края и иных нормативных правовых актов Красноярского края в соответствии с целью и задачами, определенными настоящей Концепцией.

Основная цель разработки и принятия нормативных правовых актов Красноярского края заключается в совершенствовании законодательного регулирования правоотношений, связанных с защитой исконной среды обитания малочисленных народов и совершенствованием мер государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов.

Предполагается разработка нормативного правового акта Правительства Красноярского края, направленного на урегулирование механизма ведения учета сведений о малочисленных народах, включая установление перечня подлежащих учету сведений о лицах из числа малочисленных народов.

2. Второй этап: 2012-2015 годы


Второй этап рассчитан на среднесрочную перспективу и предусматривает:

разработку предложений по созданию системы  глубокой переработки продукции традиционных видов деятельности малочисленных народов;

создание системы глубокой переработки продукции традиционных видов хозяйственной деятельности малочисленных народов;

развитие мобильных форм оказания медицинской помощи, предоставление услуг в сфере образования, культуры и коммуникаций.

2.1 Меры государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности
малочисленных народов


Предусматривается создание системы глубокой переработки продукции традиционной хозяйственной деятельности в местах традиционного проживания малочисленных народов для комплексного решения вопросов по их жизнеобеспечению:

обеспечение занятости лиц, относящихся к малочисленным народам, прежде всего в традиционных видах хозяйственной деятельности;

организация заготовки, переработки, реализации продукции оленеводства, промысловой охоты и других видов традиционной хозяйственной деятельности;

внедрение современных технологий переработки мяса, рыбы, выделки шкур, пантового и ферментно-эндокринного сырья, недревесных ресурсов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»