Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 ноября 2009 года N 605-п

     

Об утверждении долгосрочной целевой программы
«Создание и развитие системы сельскохозяйственных потребительских
 кооперативов в Красноярском крае на 2010-2012 годы»

(с изменениями на 5 октября 2012 года)

     ____________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:     
     постановлением Правительства Красноярского края от 27 апреля 2010 года N 216-п
     ("Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края" № 20 (391), 03.05.2010)
     постановлением Правительства Красноярского края от 06 июля 2010 года N 364-п
     ("Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края" № 35 (406), 19.07.2010)
     постановлением Правительства Красноярского края от 28 декабря 2010 года N 670-п
     ("Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края" № 68 (439), 29.12.2010)
     постановлением Правительства Красноярского края от 13 сентября 2011 года N 518-п
     ("Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края" № 49 (490), 26.09.2011)
     постановлением Правительства Красноярского края от 6 декабря 2011 года N 731-п
     ("Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края", N 64 (505), 12.12.2011)
     постановлением Правительства Красноярского края от 5 октября 2012 года N 523-п
     ("Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края" № 50 (562), 29.10.2012)
     ____________________________________________________________________



          В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 103 Устава Красноярского края, Законом Красноярского края от 21.02.2006 № 17-4487 «О государственной поддержке агропромышленного комплекса края»

постановляю:

1. Утвердить долгосрочную целевую программу «Создание и развитие  системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Красноярском крае на 2010-2012 годы» согласно приложению.

2. Опубликовать постановление в «Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края» и газете «Наш Красноярский край».

3. Постановление вступает в силу с 1 января 2010 года, но не ранее дня, следующего за днем его официального опубликования.


Первый заместитель
Губернатора края -
председатель
Правительства края
               Э.Ш. Акбулатов

    


УТВЕРЖДЕНА
постановление Правительства
Красноярского края
от 23.11.2009 № 605-п

     

Долгосрочная целевая программа
«Создание и развитие системы сельскохозяйственных потребительских
 кооперативов в Красноярском крае на 2010-2012 годы»

     

1. Паспорт

долгосрочной целевой программы «Создание и развитие

 системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов

 в Красноярском крае на 2010-2012 годы»

Наименование
программы

долгосрочная целевая программа «Создание и развитие системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Красноярском крае на 2010-2012 годы» (далее - программа)

Основание
для разработки
программы

статья 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
постановление Правительства Красноярского края от 03.12.2008 № 211-п «Об утверждении порядка принятия решений о разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ, Порядка проведения  и критериев оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ»;
распоряжение Правительства Красноярского края от 16.10.2009 № 806-р «Об утверждении примерного перечня долгосрочных целевых программ, предлагаемых для разработки в 2010 году»

Государственный
заказчик
программы

министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края

Исполнитель
мероприятий
программы

министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края

Разработчик
программы

министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края

Главный
распорядитель
бюджетных средств

министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края

Цель программы

создание и развитие системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов и за счет этого увеличение объемов производства и реализации продукции, произведенной малыми формами хозяйствования на селе и повышение уровня их доходов

Задачи программы

наращивание материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
увеличение объемов производства и реализации животноводческой продукции (молока, мяса свиней и мяса крупного рогатого скота) населением края;
подготовка и повышение квалификации руководителей, специалистов и работников сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
повышение доступности заемных ресурсов для малых форм хозяйствования на селе;
создание условий для увеличения дополнительных доходов и форм занятости членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов путем привлечения их в сферу туристической деятельности, народных художественных промыслов, заготовки и переработки недревесных и пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений

Целевые индикаторы и показатели результативности

увеличение удельного веса работающих сельскохозяйственных потребительских кооперативов с 62% в 2009 году до 80% в 2012 году от числа зарегистрированных (абзац в редакции, введенной в действие с 30 октября 2012 года постановлением Правительства Красноярского края от 5 октября 2012 года N 523-п, - см. предыдущую редакцию);
увеличение удельного веса сельскохозяйственных потребительских кооперативов, объединенных в региональные системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, с 6,0% в 2009 году до 13,0% в 2012 году от числа зарегистрированных;
увеличение выручки от реализации продукции (работ, услуг, включая проценты к получению по сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам) в расчете на 1 работающий сельскохозяйственный потребительский кооператив, созданный сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, на 38,2% в 2012 году по сравнению с 2009 годом и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, созданными двумя и более сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, до 12000,0 тыс. рублей в 2012 году;
увеличение численности среднегодовых работников в сельскохозяйственных потребительских кооперативах с 630 человек в 2009 году до 1000 человек в 2012 году;
увеличение охвата кооперативными отношениями сельского населения (соотношение числа членов кооперативов к числу сельского населения в регионе) с 1,5% в 2009 году до 2,2% в 2012 году

Сроки реализации программы

2010-2012 годы

Объемы и источники
финансирования

418278,9 тыс. рублей объем за счет средств краевого бюджета, в том числе по годам:

2010 год - 159076,3 тыс. рублей;
2011 год - 136199,3 тыс. рублей;
2012 год - 123003,3 тыс. рублей

(строка в редакции, введенной в действие с 27 сентября 2011 года постановлением Правительства Красноярского края от 13 сентября 2011 года N 518-п, - см. предыдущую редакцию)

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

количество сельскохозяйственных потребительских кооперативов, объединенных в региональную систему сельскохозяйственных потребительских кооперативов, возрастет с 11 в 2009 году до 26 в 2012 году;
будет создано 370 новых рабочих мест в сельской местности;
объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных потребительских кооперативах, созданных сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, возрастет с 972090,6 тыс. рублей в 2009 году до 1975260,7 тыс. рублей в 2012 году;
объем реализации сельхозпродукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, повысится на 9,0% к базовому периоду (2009 год)

Система организации контроля за исполнением программы

министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края;
министерство экономики и регионального развития Красноярского края;
служба финансово-экономического контроля Красноярского края

     

2. Обоснование программы

2.1. Постановка общекраевой проблемы и обоснование необходимости принятия программы

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» государство стимулирует создание и поддерживает деятельность кооперативов путем выделения им средств из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации для приобретения и строительства перерабатывающих и обслуживающих предприятий, создания кредитных и страховых кооперативов на основании разработанных планов и прогнозов развития территорий и целевых программ, осуществляет кадровое, научное и информационное обеспечение.

Ключевым фактором повышения качества жизни сельского населения на региональном уровне является политика органов государственной власти и местного самоуправления по созданию и обеспечению развития инфраструктуры сельскохозяйственного производства. Это особенно актуально для Красноярского края, где доля населения, проживающего в сельской местности, составляет 24% или около 700,0 тыс. человек.

В результате проводимых в крае экономических преобразований сформировался многоукладный сектор аграрной экономики. В сельскохозяйственном производстве Красноярского края важную роль играют граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, крестьянские (фермерские) хозяйства, сельскохозяйственные организации, являющиеся субъектами малого предпринимательства (далее - малые формы хозяйствования).

В настоящее время в Красноярском крае в сельскохозяйственном производстве участвуют 2,7 тысячи крестьянских (фермерских) хозяйств и 317,0 тысячи граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.

Крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, используется 655,2 тыс. га сельскохозяйственных угодий (16,4% общих сельскохозяйственных угодий края), в том числе 442,3 тыс. га пашни.

Малые формы хозяйствования Красноярского края имеют значительный удельный вес в общем объеме производства валовой продукции сельского хозяйства. Так, в 2006 году на долю личных подсобных хозяйств приходилось 55,1% стоимости продукции сельского хозяйства от произведенного во всех категориях хозяйств, в том числе в производстве продукции растениеводства - 63,4%, животноводства - 47,4%. Соответственно, в 2008 году удельный вес личных подсобных хозяйств в общем объеме производства валовой продукции сельского хозяйства составил 56,0%, в производстве продукции растениеводства - 62,3%, животноводства - 49,1%.

В совокупности крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, в 2008 году произведено валовой продукции сельского хозяйства стоимостью 36,0 млрд. рублей или 59,1% всей произведенной продукции в общем объеме продукции сельского хозяйства.

Основной отраслью специализации крестьянских (фермерских) хозяйств является растениеводство, оно занимает 84,7% в структуре валовой продукции. Отрасль растениеводства представлена производством зерновых и зернобобовых культур, картофеля, овощей.

У граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, содержится 43,0% крупного рогатого скота, в том числе 47,0% коров, 64,7% свиней, 67,2% овец и коз, выращивается 96,4% картофеля и 97,5% овощей.

В настоящее время гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, производится 49,6% объема молока, производимого в крае, более 40% мяса и птицы всех видов.

Сельскохозяйственными потребительскими кооперативами в 2008 году у населения края закуплено 18,4 тыс. тонн молока. Закуп молока у населения края молокоперерабатывающими предприятиями края в 2008 году составил 7,3 тыс. тонн.

Сельскохозяйственными потребительскими кооперативами в 2008 году у населения края закуплено 5,3 тыс. тонн мяса скота. Мясокомбинатами у населения края приобретено 3, 3 тыс. тонн мяса скота.

При этом уровень доходов сельского населения значительно ниже среднекраевого значения. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю в 2008 году среднемесячная заработная плата в отрасли сельского хозяйства составила 7705,40 рублей, средняя заработная плата в крае составила 19166,20 рублей. В то же время число безработных в сельской местности увеличилось с 20,7 тысячи человек в апреле 2008 года до 25,4 тысячи человек в апреле 2009 года. Это заставляет людей искать дополнительные источники доходов и приводит к оттоку из сельской местности трудоспособного населения.

В целях создания экономических и социальных условий, способствующих развитию малых форм хозяйствования на селе, повышения уровня занятости и доходов сельского населения за счет увеличения объемов реализации сельскохозяйственной продукции в результате облегчения доступа к рынкам сбыта и услугам Законом Красноярского края от 26.12.2006 № 21-5624 утверждена краевая целевая программа «Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Красноярском крае» на 2007-2009 годы.

Принятие краевой целевой программы «Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Красноярском крае» на 2007-2009 годы создало предпосылки и положило начало формирования в Красноярском крае системы сельскохозяйственной потребительской кооперации.

По состоянию на 01.07.2009 в реестре субъектов агропромышленного комплекса края, претендующих на получение государственной поддержки, зарегистрировано 158 сельскохозяйственных потребительских кооперативов (64 - перерабатывающих, 59 - снабженческо-сбытовых, 27 - обслуживающих, 8 - кредитных).

В первом полугодии 2009 года финансово-хозяйственную деятельность осуществляли 96 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, что составляет 60,8% от количества зарегистрированных в реестре субъектов агропромышленного комплекса края.

Сельскохозяйственные потребительские кооперативы созданы в 40 муниципальных районах края. В состав кооперативов в качестве членов вошло 3795 граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и 201 юридическое лицо.

На территории Красноярского края зарегистрировано два сельскохозяйственных потребительских кооператива, созданных двумя и более сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, в том числе один снабженческо-сбытовой, один кредитный. В состав  сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива вошло 8 сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, созданных сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство. В состав снабженческо-сбытового кооператива вошло три сельскохозяйственных потребительских кооператива, созданных сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.

В соответствии с Федеральным законом от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» на территории Красноярского края создан ревизионный союз сельскохозяйственных кооперативов, в состав  которого по состоянию на 01.08.2009 входит 79 сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

Основными направлениями деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов являются закуп у членов кооператива и сельского населения молока, мяса, зерна, картофеля и овощей, а также переработка и реализация сельскохозяйственной продукции, оказание транспортных услуг, услуг по обработке почвы и уборке урожая.

За период реализации программы сельскохозяйственными потребительскими кооперативами закуплено и реализовано:

молока 34,5 тыс. тонн (2007 г. - 9,3 тыс. тонн, 2008 г. - 18,4 тыс. тонн, 6 месяцев 2009 г. - 6,8 тыс. тонн);

мяса - 9,4 тыс. тонн (2007 г. - 1,3 тыс. тонн, 2008 г. - 5,3 тыс. тонн, 6 месяцев 2009 г. - 2,8 тыс. тонн);

зерна - 112,8 тыс. тонн (2007 г. - 32,1 тыс. тонн, 2008 г. - 51,7 тыс. тонн, 6 месяцев 2009 г. - 29,0 тыс. тонн).

Перерабатывающими кооперативами произведено:

хлеба и хлебобулочных изделий - 1057 тонн (2007 г. - 267 тонн, 2008 г. - 473 тонны, 6 месяцев 2009 г. - 317 тонн);

мясной продукции - 555 тонн (2007 г. - 61,4 тонны, 2008 г. - 131,6 тонны, за 6 месяцев 2009 г. - 362 тонны);

цельномолочной продукции - 3551 тонна (2007 г. - 650,0 тонн, 2008 г. -  1000,0 тонн, 6 месяцев 2009 г. - 1901 тонна).

По итогам работы сельскохозяйственными потребительскими кооперативами получена выручка от реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и оказания услуг в сумме 1818,8 млн. рублей, в том числе в 2007 году - 351,0 млн. рублей, в 2008 году - 942,4 млн. рублей, 6 месяцев 2009 года - 525,4 млн. рублей.

При этом сельскохозяйственными потребительскими кооперативами не был использован потенциал несельскохозяйственных видов деятельности, которые дают возможность для увеличения форм занятости и повышения уровня доходов сельского населения за счет развития таких видов деятельности как сельский туризм, производство изделий народных художественных промыслов и заготовка недревесных и пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений.

Несмотря на высокий ресурсный потенциал недревесных и пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений использование их запасов незначительно.

Главная причина неразвитости агропродовольственного рынка недревесных и пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений заключается в непривлекательности и неконкурентоспособности готовой продукции, ввиду ограниченных возможностей внутренних финансовых ресурсов заготовителей и переработчиков, которые не позволяют осуществить технологическое и техническое перевооружение, осуществить продвижение товаров на рынок.

Все это привело к утрате традиционных рынков сбыта и, как результат, к сокращению объемов заготовок. В настоящее время регулируемого сбора недревесных и пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений не ведется. В основном, сбор осуществляют местные жители для личных нужд или на продажу на небольшой площади, удаленной не далее 10-15 км от границ населенных пунктов или магистральных дорог.

В то же время современное состояние материально-технической базы заготовительных предприятий находится на низком уровне: оборудование в стадии изношенности и морально устарело, производство плодовоовощной продукции осуществляется кустарным способом и неконкурентоспособно. Ранее действующие заготовительные предприятия, которые широко привлекали местное население, пришли в упадок или перестали существовать. Оборудование и помещения либо заброшены, либо используются не по назначению.

Таким образом, заготовка и переработка недревесных и пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений должна рассматриваться как серьезная составляющая устойчивого развития аграрной экономики края. Объективными предпосылками для этого служат:

значительный неиспользуемый ресурсный потенциал края;

возобновляемость природных ресурсов (грибы, ягоды, орех) в отличие от сырьевых ресурсов, запасы которых ограничены;

постоянно растущий спрос на натуральную экологически чистую продукцию.

Кроме того, развитие заготовительной отрасли стимулирует развитие смежных отраслей - пищевой, перерабатывающей, обеспечивает занятость населения особенно в отдаленных районах края.

Наряду со сбором и переработкой недревесных и пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений сельский туризм и производство изделий народных художественных промыслов могут также стать важным источником занятости и дополнительных доходов для сельского населения.

Красноярский край обладает благоприятными природно-климатическими условиями для развития туризма, в том числе и сельского. Осуществлению туристической деятельности также способствует разнообразие природных ландшафтов и наличие большого количества историко-культурных памятников.

Развитая туристическая инфраструктура в сельской местности способствует устойчивому сельскому развитию, так как позволяет:

создавать дополнительные рабочие места;

увеличивать доходы сельских жителей, в частности, хозяев гостевых домов и сельских гостиниц, обсуживающего персонала;

расширять производство и рынок сбыта сельскохозяйственной продукции, произведенной в домашних хозяйствах;

увеличивать налоговые поступления в местные бюджеты благодаря появлению малых предприятий и индивидуальных частных предпринимателей, вовлеченных в туристический бизнес;

модернизировать местную бытовую инфраструктуру.

Реализация мероприятий, направленных на развитие сельского туризма и производство изделий народных художественных промыслов, позволит  не только увеличить доходы местных хозяйствующих субъектов за счет оплаты туристами услуг проживания, питания, транспорта, покупки изделий народных художественных промыслов и повысить занятость местного населения, но и возродить местные традиции и сохранить окружающую среду и памятники, поскольку достопримечательности и нетронутые природные ландшафты являются важнейшим составляющим элементом местного турпродукта.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»