Действующий

О резолюции публичных слушаний по вопросу «О проекте краевого бюджета на 2010 год и плановый период 2011-2012 годов»

     
Приложение к постановлению
Законодательного Собрания края
от 10.12.2009 № 9-4153П

     


Резолюция
публичных слушаний по вопросу
«О проекте краевого бюджета на 2010 год и
плановый период 2011-2012 годов»


Участники публичных слушаний, обсудив доклад по прогнозу социально-экономического развития края и проекту краевого бюджета на 2010 год и плановый период 2011-2012 годов, отмечают, что после десяти лет устойчивого экономического роста край столкнулся с серьезными экономическими вызовами. Экономический кризис привел к снижению объемов производства и, как следствие, к снижению доходов населения и росту безработицы. Однако его воздействие на край менее существенно, чем в целом по России, что находит свое отражение на темпах развития практически всех сфер экономики.  

В настоящее время экономика края развивается в условиях следующих системных рисков:

снижения доступности кредитных ресурсов, резкого ухудшения условий кредитования;

снижения спроса на внешнем рынке и низкого уровня цен на цветные металлы, круглые лесоматериалы и пиломатериалы, которому подвержена ориентированная на экспорт продукция металлургического и лесного комплексов края;

снижения спроса на внутреннем российском рынке, который наиболее актуален для предприятий машиностроения и строительного комплекса края;

нестабильного курса рубля по отношению к основным валютам (к доллару США и евро).

Сложившиеся экономические условия и прогноз развития мировых рынков сырья, внутренней экономической конъюнктуры, а также тенденции экономического развития края в 2008 году, январе-июне 2009 года легли в основу прогноза социально-экономического развития Красноярского края на 2010-2012 годы, который представлен в одном варианте и предусматривает сохранение сложившихся тенденций и присутствие ограничений в финансировании текущей и инвестиционной деятельности предприятий.

Проводимая в крае инвестиционная политика сформировала условия для реализации проектов и поэтапного освоения новых мощностей в промышленности, энергетике и лесном комплексе,  что позволило после сжатия экономики в 2009 году прогнозировать экономический рост в среднесрочном периоде. При этом тенденции развития отраслей экономики края прогнозируются в условиях ограниченного объема средств краевого бюджета, направленных на господдержку приоритетных и социально значимых направлений экономики, в том числе на завершение строительства объектов, предполагаемых к вводу в 2010-2012 годах.

В 2010 году валовой региональный продукт оценивается на уровне 911,3 млрд. рублей при темпе роста в сопоставимых ценах 107,6 процента.

В 2011-2012 годах темпы роста объема валового регионального продукта в сопоставимых ценах составят 103,5 и 107,1% соответственно. К 2012 году объем валового регионального продукта достигнет 1192,3 млрд. рублей.

Прирост валового регионального продукта как в 2010 году, так и в последующие два года будет обеспечиваться за счет роста добавленной стоимости промышленных видов деятельности, преимущественно за счет добычи полезных ископаемых в рамках реализации проекта освоения Ванкорского месторождения и  проектов по развитию золотодобычи.

Несмотря на реальную диверсификацию экономики региона, по-прежнему доминирующую роль в развитии экономики края будут играть «сырьевые» отрасли (металлургическое производство и добыча топливно-энергетических полезных ископаемых), следовательно, основные риски в достижении прогнозируемых темпов роста будут связаны с сохранением зависимости экономики края от конъюнктурных цен на цветные металлы и эффективностью реализации проекта по освоению Ванкорского месторождения.

Рост потребительских цен составит 110,7% в 2010 году в среднегодовом исчислении, 108,7% в 2011 году и 107,5% в 2012 году. Рост цен на услуги для населения будет зависеть, главным образом, от роста цен на жилищно-коммунальные услуги и услуги пассажирского транспорта.

В соответствии с прогнозируемым индексом потребительских цен рассчитан прожиточный минимум, среднегодовая величина которого составит в 2010 году 6809 рублей и увеличится на 13,7% номинально. В последующие 2011-2012 годы предусмотрено последовательное снижение номинальных темпов роста величины прожиточного минимума до 113,2-112,1% соответственно.

Бюджетная и налоговая политика на прогнозируемый период построена на умеренно оптимистичных прогнозах развития экономики с целью, с одной стороны, обеспечения исполнения всех принятых и в первую очередь социальных обязательств, с другой стороны, поддержания реального сектора экономики в посткризисный период и обеспечения базы для дальнейшего роста экономики региона, в том числе посредством развития энергетической, транспортной, социальной инфраструктуры, стимулирования «точек роста» в соответствующих отраслях экономики края.

Все это требует пересмотра основных подходов бюджетной политики на среднесрочную перспективу в целях:

- адаптации уровня расходов бюджетов к имеющимся возможностям;

- повышения эффективности бюджетных расходов;

- обеспечения адресности и результативности использования бюджетных средств;

- использования бюджета в качестве одного из важнейших инструментов стимулирования экономики.

Конечными же целями реализации бюджетной политики в среднесрочной перспективе должно стать обеспечение среднесрочной и долгосрочной экономической и бюджетной устойчивости.

Формирование бюджета на 2010-2012 годы основано на оценке складывающейся в крае социально-экономической ситуации и тезисах, заложенных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 годах от 25 мая 2009 года, согласно которому в области доходов бюджета «бюджетное планирование должно базироваться на консервативных прогнозах на сырье», реализация антикризисных мер должна быть направлена на долговременные приоритеты, «поддержание макроэкономической стабильности» должно стать «фундаментальным условием устойчивого развития экономики».

При формировании концепции краевого бюджета найдена оптимальная комбинация решений, влияющих на доходную и расходную части бюджета, наиболее полно отвечающая интересам населения края, интересам бизнеса. Особую значимость в условиях ограниченности средств краевого бюджета приобретает проблема обоснованности оптимальных пропорций распределения ресурсов между обязательными расходами, связанными с обеспечением расходных полномочий органов государственной власти и местного самоуправления, и расходами на развитие экономики.

Особенностями краевого бюджета 2010-2012 годов являются:

- формирование бюджета в условиях продолжающегося влияния мирового финансового кризиса;

- зависимость бюджета от деятельности предприятий, результаты которых определяются мировыми рынками и посткризисной стабилизацией мировой экономики;

- снижение общей суммы доходов и расходов краевого бюджета на 2010 и 2011 годы по отношению к предыдущему и незначительный рост в 2012 году;