ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 декабря 2009 года N 9-4153П


О резолюции публичных слушаний по вопросу
 «О проекте краевого бюджета на 2010 год
 и плановый период 2011-2012 годов»

___________________________________________________
Снят с контроля на основании
постановления Законодательного собрания Красноярского края
от 3 марта  2011 года N 11-5665П

___________________________________________________



В соответствии с рекомендациями публичных слушаний по вопросу «О проекте краевого бюджета на 2010 год и плановый период 2011-2012 годов», проведенных 26 ноября 2009 года, Законодательное Собрание края

постановляет:

1. Утвердить Резолюцию публичных слушаний по вопросу «О проекте краевого бюджета на 2010 год и плановый период 2011-2012 годов» (прилагается).

2. Контроль за исполнением Резолюции возложить на комитет по бюджету и налоговой политике (Семенов В.В.).



Председатель
Законодательного
Собрания края
А. В. Усс

     

     
Приложение к постановлению
Законодательного Собрания края
от 10.12.2009 № 9-4153П

     


Резолюция
публичных слушаний по вопросу
«О проекте краевого бюджета на 2010 год и
плановый период 2011-2012 годов»


Участники публичных слушаний, обсудив доклад по прогнозу социально-экономического развития края и проекту краевого бюджета на 2010 год и плановый период 2011-2012 годов, отмечают, что после десяти лет устойчивого экономического роста край столкнулся с серьезными экономическими вызовами. Экономический кризис привел к снижению объемов производства и, как следствие, к снижению доходов населения и росту безработицы. Однако его воздействие на край менее существенно, чем в целом по России, что находит свое отражение на темпах развития практически всех сфер экономики.  

В настоящее время экономика края развивается в условиях следующих системных рисков:

снижения доступности кредитных ресурсов, резкого ухудшения условий кредитования;

снижения спроса на внешнем рынке и низкого уровня цен на цветные металлы, круглые лесоматериалы и пиломатериалы, которому подвержена ориентированная на экспорт продукция металлургического и лесного комплексов края;

снижения спроса на внутреннем российском рынке, который наиболее актуален для предприятий машиностроения и строительного комплекса края;

нестабильного курса рубля по отношению к основным валютам (к доллару США и евро).

Сложившиеся экономические условия и прогноз развития мировых рынков сырья, внутренней экономической конъюнктуры, а также тенденции экономического развития края в 2008 году, январе-июне 2009 года легли в основу прогноза социально-экономического развития Красноярского края на 2010-2012 годы, который представлен в одном варианте и предусматривает сохранение сложившихся тенденций и присутствие ограничений в финансировании текущей и инвестиционной деятельности предприятий.

Проводимая в крае инвестиционная политика сформировала условия для реализации проектов и поэтапного освоения новых мощностей в промышленности, энергетике и лесном комплексе,  что позволило после сжатия экономики в 2009 году прогнозировать экономический рост в среднесрочном периоде. При этом тенденции развития отраслей экономики края прогнозируются в условиях ограниченного объема средств краевого бюджета, направленных на господдержку приоритетных и социально значимых направлений экономики, в том числе на завершение строительства объектов, предполагаемых к вводу в 2010-2012 годах.

В 2010 году валовой региональный продукт оценивается на уровне 911,3 млрд. рублей при темпе роста в сопоставимых ценах 107,6 процента.

В 2011-2012 годах темпы роста объема валового регионального продукта в сопоставимых ценах составят 103,5 и 107,1% соответственно. К 2012 году объем валового регионального продукта достигнет 1192,3 млрд. рублей.

Прирост валового регионального продукта как в 2010 году, так и в последующие два года будет обеспечиваться за счет роста добавленной стоимости промышленных видов деятельности, преимущественно за счет добычи полезных ископаемых в рамках реализации проекта освоения Ванкорского месторождения и  проектов по развитию золотодобычи.

Несмотря на реальную диверсификацию экономики региона, по-прежнему доминирующую роль в развитии экономики края будут играть «сырьевые» отрасли (металлургическое производство и добыча топливно-энергетических полезных ископаемых), следовательно, основные риски в достижении прогнозируемых темпов роста будут связаны с сохранением зависимости экономики края от конъюнктурных цен на цветные металлы и эффективностью реализации проекта по освоению Ванкорского месторождения.

Рост потребительских цен составит 110,7% в 2010 году в среднегодовом исчислении, 108,7% в 2011 году и 107,5% в 2012 году. Рост цен на услуги для населения будет зависеть, главным образом, от роста цен на жилищно-коммунальные услуги и услуги пассажирского транспорта.

В соответствии с прогнозируемым индексом потребительских цен рассчитан прожиточный минимум, среднегодовая величина которого составит в 2010 году 6809 рублей и увеличится на 13,7% номинально. В последующие 2011-2012 годы предусмотрено последовательное снижение номинальных темпов роста величины прожиточного минимума до 113,2-112,1% соответственно.

Бюджетная и налоговая политика на прогнозируемый период построена на умеренно оптимистичных прогнозах развития экономики с целью, с одной стороны, обеспечения исполнения всех принятых и в первую очередь социальных обязательств, с другой стороны, поддержания реального сектора экономики в посткризисный период и обеспечения базы для дальнейшего роста экономики региона, в том числе посредством развития энергетической, транспортной, социальной инфраструктуры, стимулирования «точек роста» в соответствующих отраслях экономики края.

Все это требует пересмотра основных подходов бюджетной политики на среднесрочную перспективу в целях:

- адаптации уровня расходов бюджетов к имеющимся возможностям;

- повышения эффективности бюджетных расходов;

- обеспечения адресности и результативности использования бюджетных средств;

- использования бюджета в качестве одного из важнейших инструментов стимулирования экономики.

Конечными же целями реализации бюджетной политики в среднесрочной перспективе должно стать обеспечение среднесрочной и долгосрочной экономической и бюджетной устойчивости.

Формирование бюджета на 2010-2012 годы основано на оценке складывающейся в крае социально-экономической ситуации и тезисах, заложенных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 годах от 25 мая 2009 года, согласно которому в области доходов бюджета «бюджетное планирование должно базироваться на консервативных прогнозах на сырье», реализация антикризисных мер должна быть направлена на долговременные приоритеты, «поддержание макроэкономической стабильности» должно стать «фундаментальным условием устойчивого развития экономики».

При формировании концепции краевого бюджета найдена оптимальная комбинация решений, влияющих на доходную и расходную части бюджета, наиболее полно отвечающая интересам населения края, интересам бизнеса. Особую значимость в условиях ограниченности средств краевого бюджета приобретает проблема обоснованности оптимальных пропорций распределения ресурсов между обязательными расходами, связанными с обеспечением расходных полномочий органов государственной власти и местного самоуправления, и расходами на развитие экономики.

Особенностями краевого бюджета 2010-2012 годов являются:

- формирование бюджета в условиях продолжающегося влияния мирового финансового кризиса;

- зависимость бюджета от деятельности предприятий, результаты которых определяются мировыми рынками и посткризисной стабилизацией мировой экономики;

- снижение общей суммы доходов и расходов краевого бюджета на 2010 и 2011 годы по отношению к предыдущему и незначительный рост в 2012 году;

- замедление темпов роста поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет и, как следствие, ограничение собственных возможностей бюджетной системы края;

- сокращение объема безвозмездных поступлений из федерального бюджета;

- снижение дефицита краевого бюджета;

- увеличение государственного долга и объема бюджетных ассигнований, направляемых на его обслуживание;

- сохранение на уровне 2009 года фондов оплаты труда работников бюджетной сферы и органов государственной власти края;

- оптимизация бюджетных расходов - сокращение капитальных расходов и ограничение непервоочередных расходов, связанных с материально-техническим обеспечением деятельности органов государственной власти, иных государственных органов и бюджетных учреждений;

- изменение бюджетной политики в области социальной защиты населения.

Однако краевой бюджет продолжает оставаться социально направленным. Несмотря на сокращение выделяемых бюджетных ассигнований в абсолютной сумме, удельный вес социальных расходов в общей сумме вырос: если в 2009 году он составлял 68%, то в 2010 году удельный вес составит 77%.

Основным приоритетом в среднесрочной и долгосрочной перспективах в области межбюджетных отношений в крае остается обеспечение объективности и стабильности этой системы, направленной на создание стимулов к мобилизации собственных доходов местных бюджетов и повышение ответственности органов местного самоуправления за исполнение возложенных на них полномочий.

Несмотря на значительное сокращение доходов краевого бюджета, в целях обеспечения сбалансированности бюджетов муниципальных образований Красноярского края сохранен расчетный объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджетов городских округов и консолидированных бюджетов муниципальных районов на уровне 2009 года.

Средняя расчетная бюджетная обеспеченность муниципальных районов (городских округов) до выравнивания в 2010 году составит 12,3 тыс. рублей в расчете на одного человека по сравнению с ожидаемой в 2009 году (без учета разовых поступлений) - 10,9 тыс. рублей.

Сохраняются единые нормативы отчислений в бюджеты муниципальных образований от регулирующих доходов.

В целях обеспечения сбалансированности местных бюджетов (без учета бюджетов закрытых административно-территориальных образований) в краевом бюджете предусмотрены дотации на 2010 -2012 годы в размере 1 808 213,7 тыс. рублей ежегодно.

В целях обеспечения сбалансированности консолидированных бюджетов муниципальных районов предусмотрен механизм перераспределения доходов от наиболее обеспеченных поселений к менее обеспеченным собственными доходами поселениям («отрицательный трансферт»).

«Отрицательные трансферты» предусматриваются только в 2010 году в сумме 24 010,2 тыс. рублей.

В краевом бюджете на 2010 год и плановый период 2011 -2012 годов формируются следующие фонды:

1) региональный фонд финансовой поддержки поселений;

2) региональный фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов);

3) фонд компенсаций;

4) фонд софинансирования расходов.

Исходя из обозначенных макроэкономических показателей и приоритетов налоговой и бюджетной политики на 2010 год и плановый период 2011-2012 годов сформированы следующие параметры краевого бюджета:

- доходы в 2010 году составят 103,8 млрд. рублей, в 2011 году - 93,0 млрд. рублей, в 2012 году - 102,6 млрд. рублей;

- расходы в 2010 году составят 115,5 млрд. рублей, в 2011 году - 104,5 млрд. рублей, в 2012 году - 108,0 млрд. рублей;

- дефицит краевого бюджета в 2010 году составит 11,7 млрд. рублей, в 2011 году - 11,5 млрд. рублей, в 2012 году - 5,4 млрд. рублей.

Участники публичных слушаний

рекомендуют:

1. Законодательному Собранию Красноярского края:

- принять проект закона края «О краевом бюджете на 2010 год и плановый период 2011 - 2012 годов» во втором чтении;

- разработать схему взаимодействия комитетов Законодательного Собрания края с Правительством края по участию в процессе формирования и рассмотрения долгосрочных целевых программ и контролю за их исполнением.

2. Правительству края совместно с Законодательным Собранием края:

2.1) продолжить работу с органами государственной власти Российской Федерации по получению дополнительных средств:

- на финансирование переданных с федерального уровня на уровень субъектов Российской Федерации с 1 января 2010 года расходных полномочий по организации оздоровительной кампании детей, ранее осуществляемой за счет средств Фонда социального страхования; по содержанию учреждений начального профессионального образования, подведомственных Рособразованию; по компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательных учреждениях с учетом решений, принятых о неповышении транспортного налога и рисков по поступлению акцизов;

- в форме бюджетных кредитов на срок до пяти лет на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения), а также на срок до трех лет на реализацию мероприятий по поддержке монопрофильных муниципальных образований;

2.2) рассмотреть вопрос об обращении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации по внесению изменений в статью 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации по иммунитету местных бюджетов в части обращения взыскания  по  судебным актам только на собственные доходы  местных бюджетов;

2.3) обеспечить в течение 2010 года разработку концепции долгосрочного социально-экономического развития края до 2020 года;

2.4) завершить работу по разработке и принятию нормативных правовых актов края, необходимых для:

- работы некоммерческих организаций, реализующих социальные проекты, оказывающих услуги социального характера, в том числе и через механизм предоставления льгот по региональным и местным налогам;

- перевода работников бюджетной сферы, оплата труда которых в настоящее время производится на основе Единой тарифной сетки, на новые отраслевые системы оплаты труда;

2.5) разработать программу по созданию дополнительных мест в детских дошкольных учреждениях с учетом возможного привлечения к участию в программе негосударственных организаций;

2.6) рассмотреть вопрос по определению источников финансирования до внесения проекта закона края о бюджете для рассмотрения во втором чтении:

- субсидий населению по оплате жилищно-коммунальных услуг с учетом уровня доходов населения и изменения внесенной шкалы по уплате за услуги жилищно-коммунального хозяйства;

- по предоставлению льгот отдельным категориям граждан по зубопротезированию в натуральном виде в соответствии с действующими нормами федерального и краевого законодательства;

- по увеличению количества поездок по социальным проездным картам для социально незащищенных категорий граждан;

2.7) проводить ежеквартальный мониторинг исполнения краевого бюджета и с учетом результатов данного мониторинга рассматривать вопрос о возможности индексации заработной платы работников бюджетной сферы края.

3. Правительству края:

- разработать мероприятия по повышению адресности и эффективности расходования выделенных ассигнований, усилить контроль за целевым использованием бюджетных средств;

- совместно с Управлением Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Красноярскому краю провести анализ налоговой нагрузки по видам экономической деятельности для выявления резервов по увеличению доходной базы края;

- ограничить объемы потребления энерго- и теплоресурсов за счет проведения мероприятий, направленных на рациональное их использование. Подготовить план действий по указанному направлению и в случае необходимости вернуться к вопросу выделения дополнительных средств на оплату коммунальных услуг бюджетными учреждениями по итогам исполнения бюджета за 9 месяцев 2010 года;

- обеспечить экономию средств по результатам проведения конкурсных процедур по государственному заказу;

-  ограничить объем непервоочередных расходов, связанных с материально-техническим обеспечением деятельности бюджетных учреждений;

-  существенно снизить, а в отдельных случаях полностью воздержаться от осуществления капитальных расходов, связанных с текущей деятельностью учреждений;

- реализовать максимально эффективное использование государственного имущества, переданного в оперативное управление;

- продолжить реструктуризацию бюджетной сети посредством перевода государственных учреждений в форму автономных;

- продолжить работу по созданию благоприятного инвестиционного климата и повышению инвестиционной привлекательности Красноярского края, построению инновационной системы за счет развития и поддержки научных проектов, создания стимулов для инновационной деятельности;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»