Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 ноября 2009 года N 599-п


«Об утверждении долгосрочной целевой программы
 «Реализация социально-экологических мероприятий,
направленных на улучшение радиационной обстановки
 на территориях влияния радиационно-опасных
объектов» на 2010-2012 годы»

(с изменениями на 5 октября 2012 года)


     ____________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     постановлением Правительства Красноярского края от 15 июля 2010 года N 397-п
     ("Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края" № 37 (408), 26.07.2010)
     постановлением Правительства Красноярского края от 19 июня 2012 года N 280-п
     ("Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края" № 28 (540), 25.06.2012)
     постановлением Правительства Красноярского края от 05 октября 2012 года N 512-п
     ("Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края" № 47 (559), 15.10.2012)     
     _____________________________________________________________________


В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 103 Устава Красноярского края, постановлением Правительства Красноярского края от 03.12.2008 № 211-п «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации долгосрочных целевых программ, Порядка проведения и критериев оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ»

постановляю:

1. Утвердить долгосрочную целевую программу «Реализация социально-экологических мероприятий, направленных на улучшение радиационной обстановки на территориях влияния радиационно-опасных объектов» на 2010-2012 годы согласно приложению.

2. Опубликовать постановление в «Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края».

3. Постановление вступает в силу с 1 января 2010 года, но не ранее дня, следующего за днем его официального опубликования.


Первый заместитель
Губернатора края -
председатель
Правительства края
Э. Ш. Акбулатов

     

     

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
 Красноярского края
от 23.11.2009 № 599-п

     


Долгосрочная целевая программа
«Реализация социально-экологических мероприятий,
направленных на улучшение радиационной обстановки
 на территориях влияния радиационно-опасных
 объектов» на 2010-2012 годы

     

1. Паспорт программы

Наименование программы

Долгосрочная целевая программа «Реализация социально-экологических мероприятий, направленных на улучшение радиационной обстановки на территориях влияния радиационно-опасных объектов» на 2010-2012 годы (далее - программа)

Основание для разработки программы

статья 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановление Правительства Красноярского края от 03.12.2008 № 211-п «Об утверждении порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации долгосрочных целевых программ, порядка проведения и критериев оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ», распоряжение Правительства Красноярского края от 16.10.2009 № 806-р «О примерном перечне долгосрочных целевых программ, предлагаемых для разработки в 2010 году»

Государственный заказчик - координатор программы, государственный заказчик программы

министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края, министерство здравоохранения Красноярского края

Исполнители мероприятий программы

юридические лица и индивидуальные предприниматели, отбираемые на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 21.07.05 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

Разработчик программы

министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края

Главный распорядитель бюджетных средств

министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края, министерство здравоохранения Красноярского края

Цель и задачи программы

целью программы является обеспечение радиационной безопасности населения Красноярского края и окружающей среды от радиационного воздействия источников техногенного и природного происхождения.
Задачами являются:
развитие и проведение радиоэкологического мониторинга;
проведение проектных работ и работ по реабилитации территорий Красноярского края, характеризующихся повышенным содержанием природных и техногенных радионуклидов;
обновление парка оборудования;
организация просвещения населения Красноярского края в области радиационной безопасности

Целевые индикаторы и показатели результативности программы

разработка 1 радиационно-гигиенического паспорта зоны наблюдения ФГУП «Горно-химический комбинат»;
осуществление контроля радиационной обстановки на территории Красноярского края и исследований объектов водной биоты р. Енисей в ближней зоне наблюдения ФГУП «Горно-химический комбинат»;
изучение особенностей радиационной обстановки на участках зоны наблюдения ФГУП «Горно-химический комбинат»;
проведение радиационного мониторинга 9 объектов подземных ядерных взрывов в мирных целях и 2 участков 1000-километровой зоны наблюдения ФГУП «Горно-химический комбинат», районирования по радиационной опасности зоны наблюдения ФГУП «Горно-химический комбинат» и прилегающих к ней территорий;
разработка 2 проектных документаций: проектно-сметная документация на проведение работ по рекультивации территории микрорайона «Северный» г. Минусинска и обоснование инвестиций на проведение работ по берегоукреплению и рекультивации о. Городской г. Енисейска;
рекультивация 2 территорий Красноярского края;
приобретение 1 автомобиля, 40 единиц нового оборудования для автоматизированных систем контроля радиационной обстановки, в том числе для установки 1 автоматизированного поста радиационного контроля КрасАСКРО, 14 единиц оборудования для стационарных и полевых исследований радиоактивного загрязнения, 3 воздухофильтрующих установок, 17 единиц медицинского оборудования;
проведение конференции «Радиоэкология в XXI веке»; издание 1 сборника материалов конференции тиражом не менее 200 экземпляров

Этапы и сроки реализации программы

2010 - 2012 годы
I этап - 2010 год,
II этап - 2011 год,
III этап - 2012 год

Объемы и источники финансирования

объем финансирования программы составляет 199073,6 тыс. рублей за счет средств краевого бюджета,
в том числе по годам:
2010 год - 60842,7 тыс. рублей;
2011 год - 79278,0 тыс. рублей;
2012 год - 58952,9 тыс. рублей

(строка в редакции, введенной в действие с 16 октября 2012 года постановлением Правительства Красноярского края от 05 октября 2012 года N 512-п, - см. предыдущую редакцию)

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

проведение контроля за обеспечением радиационной безопасности населения края и охрана окружающей среды на территории Красноярского края;
улучшение радиационной обстановки в 2 населенных пунктах Красноярского края;
обеспечение населения края достоверной информацией о состоянии окружающей среды и о радиационной обстановке на территории Красноярского края;
снижение радиационного воздействия на население Красноярского края;
проведение мероприятий по защите населения Красноярского края и охраны окружающей среды от радиационного воздействия, превышающего установленные нормами и правилами в области использования атомной энергии пределы;
организация просвещения населения Красноярского края (не менее 2000 человек) в области радиационной безопасности путем проведения конференции, размещения материалов конференции в СМИ, а также распространения сборника материалов конференции по образовательным учреждениям;
обеспечение выполнения полномочий Правительства Красноярского края в области обеспечения радиационной безопасности и использования атомной энергии

Система организации контроля за исполнением программы

министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края, министерство здравоохранения Красноярского края, служба финансово-экономического контроля Красноярского края

     


2. Обоснование программы

     

2.1. Постановка общекраевой проблемы и обоснование необходимости принятия программы


Программа разработана для решения проблем, связанных с обеспечением радиационной безопасности населения Красноярского края и окружающей среды от радиационного воздействия источников техногенного и природного происхождения.

Согласно статье 22 Федерального закона от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» право граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации, на радиационную безопасность обеспечивается за счет проведения комплекса мероприятий по предотвращению радиационного воздействия на организм человека ионизирующего излучения выше установленных норм, правил и нормативов.

На человека в процессе всей его жизни действуют различные ионизирующие излучения. Космическое излучение и излучение, создаваемое природными радионуклидами, содержащимися в земле, воде, воздухе, других элементах биосферы, в пищевых продуктах, в организме человека и животных, создают естественный радиационный фон.

Естественный радиационный фон является одной из составляющей радиационного фона территории, другой - являются глобальные выпадения.

Глобальные выпадения обусловлены в основном ядерными взрывами в атмосфере, которых с 1945 по 1980 годы  было проведено 450. После 1980 года большинство стран перешли на подземные испытания, которые проводились на глубинах 600-2400 м, где образовывались радиоактивные стеклообразные массы. По микротрещинам в радиоактивных стеклообразных массах радиоактивность может поступать в объекты природной среды.

Проведение подземных ядерных взрывов в военных, промышленных, научных целях, деятельность предприятий ядерно-топливного цикла и АЭС, аварии на них, захоронение радиоактивных отходов приводят к локальному загрязнению окружающей среды.

Находящиеся в воде, воздухе, продуктах питания и поступающие внутрь организма через кожу, дыхательные пути, желудочно-кишечный тракт, радиоактивные вещества формируют внутреннюю дозу облучения человека. Получение дозы облучения выше установленной гигиеническими нормативами может привести к гибели человека или его болезни, которая  скажется на нескольких поколениях.

Федеральными законами от 19.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения», от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Законом края от 25.02.2005 № 13-3158 «О радиационной безопасности населения края» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации отнесено:

осуществление контроля за обеспечением радиационной безопасности населения и охраной окружающей среды на территории Красноярского края;

организация контроля за радиационной обстановкой на территории Красноярского края в пределах своих полномочий и системы радиационного мониторинга;

обеспечение функционирования краевой автоматизированной системы контроля за радиационной обстановкой;

предоставление населению края достоверной информации о состоянии окружающей среды и радиационной обстановке на территории Красноярского края.

В Центральной Сибири дополнительное поступление радионуклидов в окружающую среду обусловлено деятельностью ОАО «Сибирский химический комбинат» (г. Северск, Томская область) и ФГУП «Горно-химический комбинат» (ЗАТО г. Железногорск, Красноярский край) и возникновением аварийных ситуаций на комбинатах.

Для метеоусловий на границе Томской области и Красноярского края характерны юго-западные ветровые потоки, которыми может быть обусловлен трансграничный перенос радиоактивных частиц с радиационно-загрязненных территорий Томской области на территорию Красноярского края.

Кроме того, Правительством Российской Федерации принято решение о финансировании в 2009-2017 гг. строительства двух реакторов Северской АЭС (постановление Правительства Российской Федерации от 20.09.2008 № 705). По информации открытой печати деятельность атомных электростанций приводит к локальному загрязнению почв, зачастую прослеживающемуся на больших расстояниях от этих предприятий по розе ветров. В рамках федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» на ФГУП «Горно-химический комбинат» создаются новые объекты инфраструктуры по обращению с отработавшим ядерным топливом (далее - ОЯТ) и радиоактивными отходами.

В связи с этим обеспечение качественного контроля за изменениями радиационной обстановки на территории Красноярского края является одной из приоритетных задач настоящей программы.

По данным радиационно-гигиенического паспорта Красноярского края за 2008 год радиационная обстановка в крае характеризуется рядом особенностей, к числу которых относятся:

радиоактивное загрязнение зоны наблюдения ФГУП «Горно-химический комбинат», обусловленное его многолетней деятельностью;

наличие на территории Красноярского края девяти участков подземных ядерных взрывов;

большое количество природных радиоактивных аномалий и рудопроявлений урана, обусловленное повышенным сравнительно с кларком содержанием урана в породах, слагающих недра Красноярского края.

Согласованная в установленном порядке зона наблюдения ФГУП «Горно-химический комбинат» имеет границы круга радиусом 20 км вокруг места расположения основного источника газо-аэрозольных выбросов и 1000 км поймы р. Енисей вниз по течению реки от места сброса сточных вод комбината.

В зоне наблюдения ФГУП «Горно-химический комбинат» расположено 7 муниципальных образований: г. Енисейск, ЗАТО г. Железногорск, г. Лесосибирск, Большемуртинский, Енисейский, Казачинский и Сухобузимский районы, в которых проживают более двухсот тысяч человек.

В рамках краевой целевой программы в 2009 году начаты работы по районированию зоны наблюдения комбината и прилегающих к ней территорий по радиационной опасности. В 2010 году планируется их завершить, а именно провести детализацию районируемой территории, техногенных и природных аномалий.

В пойме р. Енисей от места сброса сточных вод комбината до п. Стрелка в 2001-2004 годы оконтурено три аномальные зоны - Балчугская, Момотово-Казачинская и Стрелковская, которые объединяют многочисленные участки аккумуляции техногенных радионуклидов. В рамках краевой целевой программы «Реализация социально-экологических мероприятий в зоне наблюдения ФГУП «Горно-химический комбинат» на период 2007-2009 годы» (далее - краевая целевая программа) будут получены результаты по радиационному мониторингу поймы р. Енисей и обследованию очагов техногенных загрязнений на участке реки «п. Подтесово - п. Бор». Таким образом, в границах 1000-километровой зоны наблюдения ФГУП «Горно-химический комбинат» останутся не изученными два участка реки: «п. Стрелка - п. Подтесово» и «п. Бор - п. Верхнеимбатск».

На о. Городской г. Енисейска имеются участки выхода на поверхность отложений погребённой радиоактивной залежи техногенного происхождения с удельной активностью цезия-137 до 11,2 кБк/кг (почвогрунты с удельной активностью цезия-137 10,0 кБк/кг и более относят к низкорадиоактивным отходам). В местах размыва залежи мощность дозы (далее - МД) на высоте 1 м достигает 3,0 мкГр/ч при принятом на территории Красноярского края пороговом значении 0,3 мкГр/ч.

На территории п. Усть-Ангарска г. Лесосибирска находятся заброшенные отвалы отработанного Усть-Ангарского месторождения урана. МД на отвалах достигает нескольких сотен мкГр/ч. В рамках краевой целевой программы проведены первоочередные мероприятия по ограничению доступа населения к радиационно-опасным участкам, разрабатывается проектно-сметная документация на проведение работ по удалению рудных отвалов, закрытию доступа к устьям 7 шахт и рекультивации территории Усть-Ангарского месторождения.

Три рудные залежи урана выходят на дневную поверхность в микрорайоне «Северный» г. Минусинска. Максимальные значения мощности дозы в микрорайоне «Северный» г. Минусинска достигают 1 300 мкР/ч (при среднем значении 140 мкР/ч), удельная активность радия-226 - до 13 500 Бк/кг, удельная активность естественных радионуклидов составляет 1 680 Бк/кг. Постановлениями главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю, вынесенными в 1993 году, застройки на территории микрорайона «Северный» в г. Минусинске приостановлены «…до выполнения дополнительных инженерно-геологических изысканий с учётом радиационного фактора».

Во всех трех вышеуказанных муниципальных образованиях показатели радиационной обстановки превышают установленные нормы и с учетом периодов полураспада радионуклидов, формирующих радиационные залежи, на ближайший период радиационная обстановка в них не изменится.

Федеральным законом от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» и Законом края от 25.02.2005 № 13-3158 «О радиационной безопасности населения края» предусмотрено участие Правительства края в обеспечении защиты жителей края и охраны окружающей среды от радиационного воздействия, превышающего установленные нормами и правилами в области использования атомной энергии пределы.

На территории ЗАТО г. Железногорск проживает более 100 тысяч человек, из которых 20 тысяч трудятся на промышленных предприятиях с особо опасными условиями труда, связанными с техногенным воздействием ионизирующего излучения, компонентов ракетного топлива и другими, 34 тысячи имели профессиональный контакт с ионизирующим излучением. Медицинские учреждения ЗАТО г. Железногорск оказывают помощь жителям поселков, подчиненных городу (п. Подгорный, п. Тартат, п. Новый Путь, д. Додоново и п. Шивера), а также д. Большой Бальчуг. Высокая нагрузка на систему здравоохранения ЗАТО г. Железногорск приводит  к быстрому износу лечебно-диагностического оборудования.

К участкам с потенциальной опасностью техногенного радиоактивного загрязнения окружающей среды относятся объекты девяти подземных ядерных взрывов (далее - ПЯВ), которые были проведены на территории Красноярского края в 70-х-80-х годах прошлого столетия. В последний раз обследование радиационной обстановки на этих участках было выполнено в 1991 году. Четыре объекта ПЯВ расположены в непосредственной близости от населенных пунктов, остальные - в 40 - 190 км. Руководителем Госкорпорации «Росатом» С.В. Кириенко и Губернатором Красноярского края А.Г. Хлопониным совместно принято решение о проведении в 2010-2011 гг. радиационного мониторинга объектов подземных ядерных взрывов в мирных целях, расположенных на территории Красноярского края, за счет перечисляемых ФГУП «Горно-химический комбинат» в краевой бюджет средств за ввоз ОЯТ (протокол от 04.09.2008 № 175).

Согласно Основным санитарным правилам обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99). СП 2.6.1. 799-99 радиационная безопасность населения обеспечивается, в том числе организацией радиационного контроля, целью которого является получение информации об индивидуальных и коллективных дозах облучения населения при всех условиях жизнедеятельности человека, а также сведений обо всех регламентируемых величинах, характеризующих радиационную обстановку. Данные контроля за радиационной безопасностью используются для оценки радиационной обстановки, установления контрольных уровней, разработки мероприятий по снижению доз облучения и оценки их эффективности, ведения радиационно-гигиенических паспортов территорий.

В связи с этим в рамках настоящей программы планируется разработать радиационно-гигиенический паспорт зоны наблюдения ФГУП «Горно-химический комбинат», провести обследование двух неизученных участков 1000-километровой зоны наблюдения комбината и начать работы по проведению радиационного мониторинга зоны наблюдения ФГУП «Горно-химический комбинат» согласно разработанной в 2007-2009 годах программе.

Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Законом края от 25.02.2005 № 13-3158 «О радиационной безопасности населения края» к полномочиям Правительства Красноярского края отнесено участие в организации образования и просвещения населения края в области радиационной безопасности.

В рамках настоящей программы планируется провести международную научно-практическую конференцию «Радиоэкология XXI века», ожидаемый результат которой - развитие и распространение среди населения Красноярского края знаний в области использования атомной энергии, снижение социального напряжения в регионе.

Реализация программных мероприятий позволит обеспечить радиационную безопасность населения Красноярского края от радиационного воздействия источников техногенного и природного происхождения и охрану окружающей среды.

2.2. Основные цели и задачи, этапы и сроки выполнения программы, целевые индикаторы и показатели


Обеспечение радиационной безопасности населения Красноярского края и окружающей среды от радиационного воздействия источников техногенного и природного происхождения требует решения разносторонних задач, таких как рекультивация территорий края, характеризующихся аномально высоким содержанием техногенных и природных радионуклидов, мониторинг радиационного загрязнения среды, поэтапное уменьшение риска радиационного воздействия на население, проведение профилактического обследования жителей зоны наблюдения ФГУП «Горно-химический комбинат». Значительные объемы и необходимая последовательность работ предполагают осуществление системы масштабных и взаимосвязанных мероприятий в рамках настоящей программы.

Постановлениями Правительства края от 31.07.2008 № 12-п «Об утверждении Положения о министерстве природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края и установлении предельной численности государственных служащих и иных работников министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края», от 07.08.2008 № 31-п «Об утверждении Положения о министерстве здравоохранения Красноярского края и установлении предельной численности государственных служащих и иных работников министерства здравоохранения Красноярского края» реализация программных мероприятий отнесена к компетенции министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края и министерства здравоохранения Красноярского края.

Целью программы является обеспечение радиационной безопасности населения Красноярского края и окружающей среды от радиационного воздействия источников техногенного и природного происхождения.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

развитие и проведение радиоэкологического мониторинга;

проведение проектных работ и работ по реабилитации территорий Красноярского края, характеризующихся повышенным содержанием природных и техногенных радионуклидов;

обновление парка оборудования;

организация просвещения населения Красноярского края в области радиационной безопасности.

Целевыми индикаторами и показателями результативности программы являются:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»