• Текст документа
  • Статус
Поиск в тексте
Действующий


ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ОБРАЩЕНИЕ

от 6 июля 2004 года N 11-2239-О

К председателю Государственной Думы федерального
собрания Российской Федерации Б.В.Грызлову



Уважаемый Борис Вячеславович!


Государственной Думой в первом чтении был принят пакет документов по формированию доступного рынка жилья, в числе которых важное социальное значение имеет проект нового Жилищного кодекса Российской Федерации. Данный законопроект, безусловно, получит большой резонанс среди населения Российской Федерации. Депутаты Законодательного Собрания края согласны с тем, что необходимо упорядочить сферу жилищных отношений и ввести посредством законов механизмы, работающие в новых экономических условиях.

Вместе с тем при рассмотрении проекта Жилищного кодекса Российской Федерации необходимо учитывать интересы большинства избирателей, условия их проживания, финансовые и иные возможности.

Многие положения нового Жилищного кодекса РФ явно не учитывают реалии настоящей жизни, уровень бедности значительной части населения, состояние существующего жилищного фонда.

В частности, согласно статье 2 проекта государство предоставляет жилье нуждающимся лишь по договорам социального найма. Социальный найм вводится только для малоимущих граждан, и, вероятнее всего, на получение квартиры по социальному найму могут рассчитывать лишь люди с доходом ниже прожиточного минимума.

Льготные очереди на получение жилья в проекте Жилищного кодекса Российской Федерации не упоминаются вообще. Согласно проекту гражданину, получившему в найм квартиру или не приватизировавшему жилье, наймодатель может запретить вселение граждан в качестве постоянно проживающих совместно с нанимателем при несоблюдении условий о норме площади жилого помещения (статья 70).

Практически домовладелец, а в муниципальном фонде - чиновник, вправе запретить гражданам, не приватизировавшим квартиры, вселять к себе родителей, супругов и других членов семьи.

Создается дополнительный повод для коррупции в сфере жилищных отношений.

Данный законопроект дает достаточно оснований для потери гражданами жилья. Согласно статье 31 в случае прекращения семейных отношений (развод и прочее) право пользования жильем остается только за собственником квартиры, остальных членов семьи он может "выставить на улицу".

Гражданам предлагается заключить друг с другом "соглашения", то есть договоры между детьми, родителями, женами и мужьями о том, что в случае возникновения конфликта между ними они друг друга не будут выселять на улицу. Непонятно, как будут в этом случае осуществляться права на жилье детей, престарелых родителей.

Исходя из положений проекта Жилищного кодекса Российской Федерации вся ответственность за содержание многоквартирного дома возлагается на собственников жилья. При этом не учитывается, что значительная часть жилых помещений расположена в домах, находящихся в аварийном и ветхом состоянии, а также домах, в которых долгое время не проводился капитальный ремонт, в результате чего они имеют значительный износ. В проекте не предусмотрен механизм компенсации собственникам жилых помещений, находящихся в таких домах, затрат, связанных с их капитальным ремонтом или сносом.

Вызывает недоумение положение статьи 32: "Признание многоквартирного дома аварийным является основанием для предъявления требований к собственникам квартир указанного дома о его сносе в разумный срок.".

То есть жильцам дома предложат еще и снести за свой счет здание, в котором они проживают. И это при огромном количестве ветхих и аварийных многоквартирных домов в наших городах и районах. При существующем ныне уровне коррупции создать соответствующий прецедент для жаждущих получить земельные участки весьма легко. Правда, в проекте Жилищного кодекса РФ есть положение о том, что если квартира не приватизирована, то власть обещает предоставить другое "благоустроенное жилое помещение", а не квартиру. Отсюда и новый вопрос: хватит ли у нас общежитий или иного малогабаритного жилья на решение данной проблемы?

Усугубляется положение проживающих в общежитиях: их могут выcелить за долги по оплате жилищно-коммунальных услуг, а также в случае прекращения трудовых отношений с организацией - собственником общежития.

Многие работники промышленных предприятий и организаций сегодня находятся под угрозой сокращения по причине оптимизации производства или банкротства. Многим месяцами, а то и годами не выплачивается или выплачивается частично заработная плата, которая для большинства просто ничтожна.

Более того, если общежитие продается новому собственнику или переходит в муниципалитет, то с жильцами прекращается договор найма. Это реально может стать основанием для выселения без предоставления другого жилого помещения, за исключением семей военнослужащих, пенсионеров и инвалидов, получивших увечье на данном предприятии (статья 98). Все это будет способствовать увеличению количества бездомных, в том числе и детей.

В проекте Жилищного кодекса отсутствуют положения, связанные с защитой прав на жилье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих либо проживавших в жилом помещении по договору социального найма.

Полагаем, что указанная категория граждан должна находиться под защитой государства, что должно в обязательном порядке отразиться в нормах, регулирующих жилищные правоотношения, в том числе и в закреплении внеочередного предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Меняется размер минимальной социальной нормы площади жилья. Если ранее она составляла 18 квадратных метров на человека, то в новом документе ее величина уменьшена до 15 квадратных метров.

Вероятно, это скажется на размере финансовой помощи, выделяемой из федерального бюджета субъектам Российской Федерации, причем в сторону ее уменьшения.

Вместе с тем у субъектов Российской Федерации в очередной раз на федеральный уровень забирают определенную долю налогов, что повлечет за собой еще больший бюджетный дефицит.

В случае принятия решения о сокращении социальной нормы площади жилья у граждан вырастут излишки площади, за которые надо платить. При настоящем уровне доходов населения количество граждан, которые не смогут их оплатить, возрастет, а значит более активно будет проходить процесс выселения.

Законом о введении в действие нового Жилищного кодекса предусматривается отмена приватизации квартир. Гражданам предлагается ипотека. В данную схему могут войти люди с ежемесячным доходом на одного человека свыше 12 тысяч рублей.

Цены на жилье в настоящее время завышены. Нормативных актов, ограничивающих действия монополистов на рынке недвижимости, нет.

Нет определенной позиции по размерам ипотечных ставок, которые будут определять банки. По оценкам правительственных аналитиков, лишь к 2010 году условия ипотеки незначительно изменятся к лучшему. Вопрос жилищного строительства для большинства нуждающихся граждан не находит практического решения.

Кроме того, Государственной Думой в первом чтении приняты федеральные законы, определяющие размер платы за землю для граждан (за 1 квадратный метр не менее 10 рублей) и устанавливающие местный налог на недвижимость.

Необходимо учесть, что предлагаемые изменения в жилищной политике предстоит осуществлять на фоне отмены многих социальных льгот, падения уровня покупательной способности заработной платы, роста цен, увеличения безработицы.

При снижении расходов федерального центра на социальную сферу остается мало надежд на повышение заработной платы работникам бюджетной сферы, на сохранение существующих льгот на уровне субъектов Федерации. Возникает вопрос: смогут ли граждане, живущие на пенсию, заработную плату, размер которой весьма невелик, одолеть или пережить все эти новшества?

Считаем, что принятый в первом чтении проект Жилищного кодекса Российской Федерации не должен рассматриваться Государственной Думой в последующих чтениях без внесения существенных изменений.

Исполняющий обязанности
председателя Законодательного
Собрания края
В.И.Усаков

К председателю Государственной Думы федерального собрания Российской Федерации Б.В.Грызлову

Название документа: К председателю Государственной Думы федерального собрания Российской Федерации Б.В.Грызлову

Номер документа: 11-2239-О

Вид документа: Обращение Законодательного Собрания Красноярского края

Принявший орган: Законодательное Собрание Красноярского края

Статус: Действующий

Дата принятия: 06 июля 2004

Дата начала действия: 06 июля 2004