Действующий

Об утверждении концепции развития специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья

7. Ресурсы развития специального образования


Идея государственной помощи детям с проблемами здоровья предполагает обеспечить межведомственную соорганизацию нормативно-правовой базы, сети учреждений, технологий и способов специальной помощи, а также человеческого потенциала с соответствующей профессиональной компетенцией.

Ранняя диагностика и специальная помощь, согласованная с программой обучения и воспитания ребенка в дошкольном учреждении компенсирующего вида, позволила бы 50% детей с ограниченными возможностями здоровья обучаться в массовой общеобразовательной школе, что значительно снизило бы расходы на содержание дорогостоящих и малоэффективных специальных (коррекционных) общеобразовательных школ либо сделало возможным перераспределение этих средств на совершенствование условий для обучения и развития детей с выраженной умственной отсталостью, в том числе с синдромом Дауна, а также с сочетанными формами нарушения развития (нарушение опорно-двигательного аппарата и умственная отсталость, глухота и слепота, нарушение сенсорики и умственная отсталость и т.д.).

Межведомственная медико-социальная экспертиза и психолого-медико-педагогическое обследование детей-инвалидов должны способствовать созданию максимально грамотной и эффективной индивидуальной программы реабилитации, развития и дифференцированного обучения детей.

При этом произойдет удорожание обучения детей-инвалидов на дому (вместо 8 часов в неделю - 16, а также потребуются специально подготовленные педагоги), но будут заложены основания для профессиональной подготовки к дееспособности ребенка-инвалида во взрослой жизни. Это изменит позицию ребенка от иждивенца к активному налогоплательщику.

Межведомственная адаптивно-развивающая безбарьерная среда для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья - залог комплексной помощи и поддержки посредством создания вариативных моделей непрерывного специального образования. Это позволит максимально приблизить услуги образования, здравоохранения и социальной защиты населения к месту проживания ребенка. Процесс интегрирования с обществом должен стать управляемым, тщательно подготовленным, начиная с ребенка и его родителей, заканчивая учителями и сверстниками.

Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья - ресурс особенный и перспективный, позволяющий ликвидировать интернатные учреждения и вернуть ребенка в семью, предупредив эмоциональную депривацию и, возможно, социальное сиротство ребенка. Ранее отстроенная помощь и поддержка ребенка и семьи поможет укрепить институт семьи, сохранив ответственность родителей за ребенка и заботу о нем. Интеграция высвободит средства и специалистов для совершенствования дифференцированного обучения детей, которые по той или иной причине не подлежат интеграции. Со временем интеграция сформирует в обществе терпимость к людям с ограниченными возможностями здоровья.