Действующий

Об утверждении концепции развития специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья

2. Актуальные проблемы краевой системы специального образования


Основная проблема - отсутствие системности в психолого-педагогическом и медико-социальном сопровождении детей с ограниченными и сохранными возможностями здоровья в период от дошкольного до начального профессионального образования.

Это проявляется в следующем.

1. Отсутствие системы раннего выявления отклонений в развитии детей, раннего диагностирования и ранней коррекционно-педагогической помощи ребенку и его семье, особенно детям в возрасте до 6 лет, когда эффект педагогического воздействия особенно велик.

2. Несовершенство дифференцированного подхода к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в специальных (коррекционных) школах.

3. Отсутствие должного обеспечения и сопровождения интегрированного подхода к обучению детей в условиях массовой школы (кадры, учебно-методические комплексы, психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение).

4. Ограниченность в общении и совместной деятельности с нормально развивающимися детьми.

5. Неконкурентноспособность молодежи, обучающейся в системе специального образования, на современном рынке труда, отсутствие необходимых условий для получения ею доступного профессионального образования.

6. Дефицит специальных психолого-педагогических кадров.

Все вышеизложенное обусловило необходимость поисков путей создания краевой системы специального образования, которая должна стать частью межведомственной службы, обеспечивающей ребенку с дефектами развития возможные пути социализации.

Исходным положением для формирования теории и практики комплексного сопровождения будет системно-ориентированный подход, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора - множественных проблемных ситуациях, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития.

Следовательно, сопровождение - этой комплексный метод, в основе которого лежит единство четырех функций:

диагностики существа возникшей проблемы;

информации о путях возможного решения проблемы;

консультации на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы;

первичной помощи при реализации плана решения.

Основными принципами сопровождения ребенка в условиях его жизнедеятельности будут следующие:

приоритет интересов семьи и ребенка;

непрерывность сопровождения;

мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения;

стремление к автономизации.