• Текст документа
  • Статус
Действующий

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 марта 2003 года N 5-925п

О резолюции публичных слушаний в Законодательном
Собрании края

____________________________________________________________________
Снято с контроля как выполненное
на основании Постановления Законодательного Собрания края
от 14 апреля 2006 года N 18-4668П

____________________________________________________________________



Законодательное Собрание края

постановляет:

1. Одобрить по итогам публичных слушаний Резолюцию "О неотложных мерах по предупреждению массового высвобождения работников, содействию в создании рабочих мест и стабилизации социально-экономической ситуации в гг. Бородино, Назарово, Сосновоборске, Шарыпово" (приложение).

2. Контроль за выполнением Резолюции возложить на постоянные комиссии по социально-трудовым отношениям, делам семьи и молодежи (Андронова С.М.), по промышленности, жилищно-коммунальной политике и коммуникационному комплексу (Зубарев В.В.) и по экономической политике и собственности (Севастьянов В.Н.).

Председатель
Законодательного Собрания края
А.В.Усс

Резолюция публичных слушаний по вопросу "О неотложных мерах по предупреждению массового высвобождения работников, содействию в создании рабочих мест и стабилизации социально-экономической ситуации в гг. Бородино, Назарово, Сосновоборске, Шарыпово


Приложение
к постановлению
Законодательного Собрания края
от 4 марта 2003 года N 5-925П


Участники публичных слушаний отмечают, что проблема занятости населения в крае обостряется. Снижаются объемы производства и, как следствие, сокращаются рабочие места. Нарастание отрицательных факторов в сфере занятости населения сказывается не только на увеличении численности официально зарегистрированных безработных, но и росте "скрытой" безработицы.

Отсутствие целенаправленной социально-экономической политики развития края, а также процессы, способствующие активному переделу собственности, привели к тому, что к 2003 году в крае наметился устойчивый рост уровня регистрируемой безработицы. На конец 2002 года он составил 3% к численности экономически активного населения, что в 1,7 раза превышает российский, а к 1 января 2004 года, по прогнозам, вырастет до 4,5%.

Особенно сложное положение с занятостью населения складывается на территориях, где размещаются предприятия дорожной, машиностроительной, угледобывающей отраслей.

Крайне неблагополучная ситуация с занятостью наблюдается в городах Шарыпово, Сосновоборске, Назарово, Бородино.

На градообразующем предприятии г. Шарыпово ОАО "Разрез "Березовский-1" в связи с утратой рынков сбыта резко снизился объем добычи угля (с 10600 тыс. в 2000 году до 5700 тыс. тонн в 2002 году). Решение собственника о сокращении численности работников ОАО "Разрез "Березовский-1" на 1074 единицы вызвало резкое обострение социальной ситуации как на предприятии, так и в городе. Количество занятого населения здесь снизилось с 20512 до 16027 чел. к концу 2002 года. В 2003 году после проведенного сокращения уровень безработицы в Шарыпово составит 9 - 10,5 процента к численности трудоспособного населения.

Не менее сложная обстановка в г. Сосновоборске, где уровень безработицы только за январь 2003 года вырос с 3,1 до 6,1 процента от числа трудоспособного населения.

В ноябре 2002 года руководство ОАО "Красноярский завод прицепной техники" объявило второй этап высвобождения в количестве 956 человек (первый этап высвобождения в количестве 222 человек прошел в июле 2002 года).

Руководство Сибмашхолдинга ведет политику свертывания альтернативных производств. Несмотря на то, что 75-процентный пакет акций ОАО "КЗПТ" находится в краевой собственности, Совет администрации не оказал должного влияния на состояние дел на предприятии и не обеспечил надлежащее управление краевыми активами. Массовое высвобождение работников на данном предприятии - прямое следствие неудовлетворительного управления краевой собственностью.

Несмотря на принятые меры, в первом полугодии 2003 года планируется сократить 300 работающих в ОАО "Разрез "Назаровский". Среднесписочное количество работающих в г. Назарово в 2001 году составляло 20067 чел., на конец 2002 года - уже 17028 чел. В г. Бородино в 2002 году количество работающих сократилось с 8879 до 8235 человек.

Тревогу вызывает стремление руководства ОАО "Разрез "Бородинский", ОАО "Разрез "Березовский-1" "освободить" предприятия от подразделений социальной сферы, что также повлечет за собой сокращение численности работающих на градообразующих предприятиях.

В ОАО "Разрез "Березовский-1" высвобождение работников ведется без аргументированного обоснования этого сокращения - количество высвобождаемых работников превышает сокращение производственных мощностей. Это стало основанием для возникновения коллективного трудового спора.

В процессе высвобождения также не учитывается, что предприятия в городах Шарыпово и Сосновоборске являются градообразующими.

Следует отметить, что органы государственной власти края, местного самоуправления оказались не готовыми к процессам массового высвобождения работников предприятий, достаточных мер по предотвращению роста массовой безработицы не принимается.

Участники публичных слушаний рекомендуют:

Законодательному Собранию края:

1. Подготовить и внести в Государственную Думу проект нормативного правового акта об обязательном инвестиционном участии градообразующих предприятий независимо от форм собственности в создании новых рабочих мест и обеспечении дополнительных мер социальной защиты в случае массового высвобождения работников.

2. Совместно с Федерацией профсоюзов Красноярского края подготовить проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс РФ, в котором предусмотреть конкретные меры по обеспечению защиты интересов работников в случае их массового высвобождения.

3. Рассмотреть вопрос о подготовке законодательной инициативы об увеличении отчислений от ставки налога на добычу полезных ископаемых в бюджеты субъектов Российской Федерации.

4. В связи с массовым высвобождением работников обратиться в Министерство труда и социального развития Российской Федерации с предложением усилить контроль за соблюдением законодательства о труде и прав человека на предприятиях Красноярского края, где предполагается проведение массового высвобождения работников, в частности в ОАО "Разрез "Березовский-1".

5. Обратиться в прокуратуру края с предложением провести проверку соблюдения действующего законодательства при массовом высвобождении работников на предприятиях в гг. Бородино, Назарово, Сосновоборске, Шарыпово.

6. Провести повторную (независимую) оценку акций Красноярской угольной компании.

Совету администрации края:

1. Сформировать при Совете администрации края постоянно действующую комиссию по контролю за соблюдением трудового законодательства и рассмотрению иных социальных вопросов, возникающих при массовых высвобождениях работников, обеспечив участие в ней краевых и федеральных структур.

2. Провести организационную работу по консолидации имеющихся и привлечению дополнительных средств, в том числе федеральных, через органы, занимающиеся вопросами социальной защиты высвобожденных работников, для решения проблем, возникающих в условиях массовых высвобождений.

3. Разработать краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную программы социально-экономического развития края, предусмотрев в них комплексное развитие сферы промышленного производства, малого предпринимательства, сферы услуг, обеспечивающих рабочими местами население края.

4. Разработать программы развития ведущих отраслей экономики края с конкретными мероприятиями по отдельным градообразующим предприятиям, включая меры профилактики массового высвобождения работников, мероприятия по содействию занятости и предоставлению социальных гарантий работникам в условиях массового высвобождения.

5. В рамках действующего законодательства оказать необходимое содействие хозяйствующим субъектам в увеличении объемов реализации продукции и развитии новых технологий с целью сохранения рабочих мест в зонах социальной напряженности.

6. Разработать мероприятия по развитию и поддержке малого и среднего бизнеса в крае, а также привлечению инвестиций на эти цели.

7. Разработать и постоянно осуществлять меры по использованию экономических рычагов в сфере кредитной политики для обеспечения функционирования эффективно действующих предприятий и создания новых рабочих мест. Использовать в этих целях возможности преимущественного инвестирования, кредитования, льготного налогообложения, отсрочки выплат задолженности в бюджет тех предприятий, которые создают новые рабочие места, добиваются положительных результатов в оздоровлении экономики. Определить механизм этой помощи.

8. Совместно с Департаментом федеральной государственной службы занятости населения по Красноярскому краю разработать краевую целевую программу содействия занятости населения края на 2004 - 2006 гг.

9. Изучить вопрос о возможности ограничения привлечения иностранной рабочей силы для использования на территории Красноярского края.

10. Обратиться в прокуратуру Красноярского края, Госинспекцию труда в Красноярском крае, Управление Енисейского округа Госгортехнадзора России с просьбой обеспечить надзор за неукоснительным соблюдением трудового законодательства, норм охраны труда и правил промышленной безопасности на предприятиях Красноярского края в условиях массового высвобождения.

11. Принять все необходимые меры по созданию стабилизационных фондов, в том числе из средств предприятий, осуществляющих массовое высвобождение, в гг. Шарыпово, Сосновоборске как территориях с наиболее сложной социально - экономической ситуацией.

12. Оказать необходимое содействие муниципальным органам власти гг. Шарыпово, Сосновоборска в создании дополнительных рабочих мест для высвобождаемых работников в сфере малого предпринимательства этих территорий.

13. Принять меры по предотвращению массового высвобождения работников на предприятиях угольной отрасли, для чего провести необходимые переговоры с руководством ОАО "СУЭК "Байкал - уголь".

14. Провести дополнительные переговоры с руководством Березовской ГРЭС по недопущению массового сокращения работников, а также оказать содействие руководству предприятия в получении дополнительных заказов на продажу электроэнергии на ФОРЭМ, а также во взаимодействии с энергосистемой Норильского промышленного района.

15. Провести переговоры с руководством ОАО "СУЭК "Байкал - уголь" об ускорении сроков регистрации филиала на территории Красноярского края, представить информацию по данному вопросу на одной из очередных сессий Законодательного Собрания.

16. Представить в Законодательное Собрание информацию об объемах и видах налоговых платежей, поступающих в краевой бюджет от ОАО "СУЭК "Байкал - уголь".

17. С целью избежания сокращения налоговой базы не допустить переоформления лицензий на добычу угля разрезов "Березовский-1", "Бородинский", "Назаровский".

18. Проанализировать возможность создания на базе ОАО "КЗПТ" в г. Сосновоборске дополнительного производства, связанного с техническим обслуживанием Красноярской железной дороги, а также оказать содействие в начале строительства Сосновоборской ТЭЦ.

19. Рассмотреть вопрос об эффективности управления ОАО "КЗПТ".

Органам местного самоуправления:

1. Разработать целевые комплексные программы по созданию новых рабочих мест в городах и районах с критической ситуацией в сфере занятости (в частности, гг. Бородино, Назарово, Сосновоборск, Шарыпово).

2. Совместно с органами службы занятости совершенствовать работу по информированию граждан о наличии вакансий, возможностях профессионального обучения и трудоустройства, а работодателей - о наличии квалифицированных кадров, а также по повышению у безработных граждан мотивации к трудовой деятельности.

3. Разработать меры поддержки и развития малого предпринимательства, содействия самозанятости незанятого населения, в том числе организацию временных рабочих мест (включая общественные работы).

4. Активно использовать возможности трехсторонних соглашений при регулировании политики занятости на территориях муниципальных образований.

5. Предусмотреть развитие транспортного сообщения с целью повышения мобильности передвижения трудовых ресурсов.

Профсоюзным организациям:

1. Активно использовать права, предоставляемые федеральным и краевым законодательством по защите прав и интересов высвобождаемых работников. Особо обращать внимание на содержание заключаемых коллективных договоров в части обеспечения мер социальной защиты работников, в том числе при массовом высвобождении.

2. Федерации профсоюзов Красноярского края провести анализ исполнения Закона края "О социальном партнерстве в Красноярском крае" и совместно с органами государственной власти принять меры по его реализации.

Руководителям предприятий:

1. Руководству ОАО "Разрез "Березовский-1":

- приостановить действие решения о массовом высвобождении работников на предприятии до устранения нарушений законодательства о труде и промышленной безопасности и принятия согласованной с профсоюзом программы занятости, сохранения, создания и сокращения рабочих мест;

- представить на согласование в Совет администрации края программу занятости, сохранения, создания и сокращения рабочих мест.

2. Руководителям предприятий, где предполагается массовое высвобождение работников в 2003 году, до 15 марта 2003 года представить в Совет администрации края план мероприятий, направленных на обеспечение занятости, сохранение и создание рабочих мест.

3. Руководству ОАО "СУЭК "Байкал - уголь" в кратчайшие сроки представить техническую программу эксплуатации угольных разрезов "Бородинский", "Назаровский", "Березовский" и использования материально - технической базы компании с целью недопущения нарушения правил техники безопасности на этих предприятиях, а также перспективную программу обеспечения углем предприятий и организаций края.

4. Руководству ОАО "КЗПТ" и ОАО "СУЭК "Байкал - уголь" создать стабилизационные фонды из средств предприятий в гг. Шарыпово, Сосновоборске как территориях с наиболее сложной социально-экономической ситуацией.

5. Руководству ОАО "СУЭК "Байкал - уголь" ускорить сроки регистрации филиала на территории Красноярского края, представить информацию по данному вопросу на одной из очередных сессий Законодательного Собрания края.

О резолюции публичных слушаний в Законодательном Собрании края

Название документа: О резолюции публичных слушаний в Законодательном Собрании края

Номер документа: 5-925П

Вид документа: Постановление Законодательного Собрания Красноярского края

Принявший орган: Законодательное Собрание Красноярского края

Статус: Действующий

Дата принятия: 04 марта 2003

Дата начала действия: 04 марта 2003