Недействующий

О краевой целевой программе "Стабилизация и развитие образования Красноярского края" на 2000-2003 годы (с изменениями на 20 декабря 2002 года)

2. Анализ состояния и проблемы стабилизации и
развития образования

 

На начало 1999 года в Красноярском крае действует 1122 дошкольных образовательных учреждения, которые посещают около 90 тыс. детей, за три года (1997 - 1999 гг.) закрыто 287 ведомственных дошкольных учреждений. Более 72 тысяч детей дошкольного возраста не посещают детские сады. В крае 1582 общеобразовательных учреждения, в них обучается 437030 человек. Число общеобразовательных школ в крае за 1995 - 1999 годы сократилось на 31 единицу. В основном закрываются сельские малокомплектные школы. В крае около 20 тысяч детей школьного возраста проживают в населенных пунктах, не имеющих школ; в 90 учреждениях начального профессионального образования обучается 45 тысяч учащихся, в т.ч. около 30 тысяч человек по дневной форме обучения; в 71 учебном заведении среднего профессионального образования - 48 тыс. студентов; в 12 государственных высших учебных заведениях - 54 тыс. студентов.

В сфере образования сосредоточены значительные трудовые ресурсы. В сфере дошкольного, школьного и дополнительного образования детей края занято 72100 человек. В учебных заведениях начального профессионального образования 5140 человек, среднего профессионального образования более 3,5 тыс. человек, высшего профессионального образования более 10 тысяч человек. В высших учебных заведениях работает более половины всех докторов и кандидатов наук края.

На состояние системы образования Красноярского края влияют тенденции и процессы мировые, федеральные и региональные. Из мировых процессов выделим:

превращение образования в непрерывное образование, как единство общего, профессионального, дополнительного образования (в любой период своей жизни);

технологическое обновление как в области информационных технологий, так и содержательное, прежде всего гуманитаризация образования;

все большее внимание к интересам, способностям и состоянию здоровья ребенка.

Главная перспектива развития образования ребенка заключается, по оценке ГосНИИ системной интеграции (1998 г.), в том, что в ближайшем будущем и образование вынуждено будет измениться больше, чем за все триста с лишним лет, прошедших с момента возникновения образовательных процессов в результате появления книгопечатания и школ совместного типа.

В проекте федеральной программы развития образования (редакция 1997 года) состояние образования в России характеризуется противоречивыми тенденциями. С одной стороны, сокращение доли и фактического объема финансирования, кризисные явления в системе в целом, с другой стороны, образование в России продолжает содержательно развиваться. Это вызывает к жизни в дошкольном, общем и начальном профессиональном образовании тенденцию к элитарному образованию, которое опережает развитие основных образовательных программ и возможности востребования его основным населением страны.

Среднему, высшему и послевузовскому профессиональному образованию удалось в целом сохранить свой педагогический и научный потенциал (при росте среднего возраста профессорско - преподавательского состава), оно во многом способствует снижению уровня социальной напряженности в обществе. Обучение студентов государству социально и экономически выгоднее, чем выплата пособий по безработице.

Совершенствуются международные связи и международная деятельность системы общего и профессионального образования.

Работу системы образования объективно дестабилизируют два основных фактора:

неудовлетворительное (и по объемам, и по срокам выплаты) финансирование, например, финансирование высшего образования в пересчете на одного студента с 1996 года сократилось в полтора раза;

неполнота и противоречивость нормативно - правовой базы.

Основные проблемы системы образования Красноярского края:

снижение прогнозного количества детей в детских дошкольных учреждениях и школах в результате демографической ситуации;

нарастание ощутимых различий в уровне образования между отдельными слоями и группами населения, районами и городами, этнокультурными общностями, что приводит к неравным условиям доступа в образовательные учреждения;

материальное и кадровое неблагополучие отрасли;

технологическое отставание профессионального образования от систем образования ведущих стран мира;

кризис социального статуса и социальной защищенности работников системы образования;

тенденция к искусственному свертыванию сети начального и среднего профессионального образования, происходит отток высококвалифицированных научно - педагогических кадров высшей школы в другие отрасли;

снижение уровня физического здоровья детей дошкольных учреждений, учащейся и студенческой молодежи.

Основные фонды сельских ПТУ изношены на 80 - 90 процентов, а машинно - тракторный парк в ряде училищ изношен до 80 - 100 процентов.

Практически не обновляется в учебных заведениях оборудование, то есть, срок его эксплуатации составляет в среднем 20 лет при оптимальном показателе 7 - 8 лет.

Существующий уровень заработной платы работников образования не способствует закреплению кадров, повышению престижа педагогической профессии. Это ведет к старению и феминизации педагогических коллективов. Сокращается подготовка педагогических кадров. При этом продолжает сокращаться приток молодых специалистов в учебные заведения всех уровней.