Недействующий

ЗАКОН

КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

от 23 мая 2000 года N 10-754

О краевой целевой программе "Стабилизация и развитие
образования Красноярского края" на 2000-2003 годы

(в ред. законов Красноярского края
от 26.06.2000 N 11-816
; от 05.12.2000 N 12-1025;
от 02.11.2001 N 16-1561; от 20.12.2002 N 5-813)

    Статья 1.

Утвердить краевую целевую программу "Стабилизация и развитие образования Красноярского края" на 2000-2003 годы согласно приложению.


    Статья 2.

Рекомендовать органам местного самоуправления городов и районов края принять долевое участие в финансировании и реализации краевой целевой программы "Стабилизация и развитие образования Красноярского края" на 2000 - 2003 годы.


    Статья 3.

Настоящий Закон вступает в силу в день, следующий за днем его опубликования в газете "Красноярский рабочий".

Губернатор
Красноярского края
А.И.Лебедь


Приложение
к Закону Красноярского края
от 23 мая 2000 года N 10-754



Паспорт
краевой целевой программы "Стабилизация и развитие
образования Красноярского края" на 2000-2003 годы

Наименование программы

краевая целевая программа "Стабилизация
и развитие образования Красноярского
края" на 2000-2003 годы

Основание для разработки
программы

распоряжение администрации края от
20.10.98 N 930-р

Государственный заказчик
программы

администрация Красноярского края

Основные разработчики
программы









Сибирское отделение Российской академии
образования, Главное управление
образования администрации края, комитет
по науке и высшему образованию
администрации края, управление
начального профессионального образования
администрации края, управление по делам
казачества и кадетских учебных заведений
администрации края;
совет ректоров вузов края, совет
директоров учебных заведений среднего
профессионального образования

Цели и задачи программы,
важнейшие целевые
показатели














создание в Красноярском крае нормативно
- правовых, организационных и
содержательных основ для проведения в
жизнь принципов государственной политики
в сфере образования;
переход образования края на этап
сбалансированного развития;
проведение эксперимента по
преобразованию государственных
образовательных учреждений в
самоуправляемые учебные заведения новых
организационно - правовых норм;
переход на новые экономические механизмы
ресурсного обеспечения;
создание рынка и системы регионального
маркетинга образовательных услуг,
усиление конкурентных механизмов
развития образования

Сроки реализации
программы

2000 - 2003 годы

Исполнители основных
мероприятий программы





Главное управление образования
администрации края, комитет по науке и
высшему образованию администрации края,
управление начального профессионального
образования администрации края,
управление по делам казачества и
кадетских учебных заведений
администрации края

Объемы и источники
финансирования программы


объемы финансирования за счет средств
краевого бюджета составляют:
всего по программе на 2000 - 2003 годы:
706110,84 тыс. руб.,
в т.ч.:

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

39260,0

200000,0

229774,96

237075,88

(в ред. Законов Красноярского края от 26.06.2000 N 11-816; от 05.12.2000 N 12-1025; от 02.11.2001 N 16-1561; от 20.12.2002 N 5-813)

Главные распорядители
бюджетных средств








Главное управление образования
администрации края (раздел I), Главное
финансовое управление администрации
края, управление по делам казачества и
кадетских учебных заведений
администрации края (раздел II),
управление начального профессионального
образования администрации края
(раздел III), комитет по науке и высшему
образованию администрации края
(раздел IV);

(в ред. Законов Красноярского края от 26.06.2000 N 11-816; от 05.12.2000 N 12-1025)

Ожидаемые конечные
результаты программы












введение в действие государственных
образовательных стандартов;
введение единой государственно -
общественной системы оценки и контроля
деятельности образовательных учреждений,
включая лицензирование, аттестацию,
государственную аккредитацию,
государственное нормативное материально
- техническое обеспечение и оснащение;
издание учебников, учебных пособий и
методической литературы на сумму более 4
млн. руб.;
приобретение жилья для детей - сирот и
детей, оставшихся без попечения
родителей, на сумму 13,9 млн. руб.

Контроль за исполнением
мероприятий программы

комитет по взаимодействию с органами
социальной сферы администрации края;
комитет по науке и высшему образованию
администрации края.

1. Основания для разработки программы  

Основанием для разработки программы является распоряжение администрации края N 930-р от 20.10.1998 года, а также необходимость стабилизации и перехода образования края на этап сбалансированного развития, углубления и расширения процессов реформирования, придания им необратимого и эволюционного характера.

Образование связано с социально - экономической и социально - культурной ситуацией в стране, крае и зависит от нее, одновременно влияет на нее. Поэтому исключительно важно понимать, что программа будет реалистичной и работоспособной при условии четкой оценки возможных перспектив хозяйственной деятельности края. Эта оценка, с одной стороны, оказывает определяющее влияние на возможность стабилизации финансового и материально - технического положения образования, а с другой - задает ориентиры профессионального самоопределения для выпускников, что, в свою очередь, влияет на направление, содержание, способы реформирования образования в крае на всех уровнях его организации.

2. Анализ состояния и проблемы стабилизации и
развития образования

 

На начало 1999 года в Красноярском крае действует 1122 дошкольных образовательных учреждения, которые посещают около 90 тыс. детей, за три года (1997 - 1999 гг.) закрыто 287 ведомственных дошкольных учреждений. Более 72 тысяч детей дошкольного возраста не посещают детские сады. В крае 1582 общеобразовательных учреждения, в них обучается 437030 человек. Число общеобразовательных школ в крае за 1995 - 1999 годы сократилось на 31 единицу. В основном закрываются сельские малокомплектные школы. В крае около 20 тысяч детей школьного возраста проживают в населенных пунктах, не имеющих школ; в 90 учреждениях начального профессионального образования обучается 45 тысяч учащихся, в т.ч. около 30 тысяч человек по дневной форме обучения; в 71 учебном заведении среднего профессионального образования - 48 тыс. студентов; в 12 государственных высших учебных заведениях - 54 тыс. студентов.

В сфере образования сосредоточены значительные трудовые ресурсы. В сфере дошкольного, школьного и дополнительного образования детей края занято 72100 человек. В учебных заведениях начального профессионального образования 5140 человек, среднего профессионального образования более 3,5 тыс. человек, высшего профессионального образования более 10 тысяч человек. В высших учебных заведениях работает более половины всех докторов и кандидатов наук края.

На состояние системы образования Красноярского края влияют тенденции и процессы мировые, федеральные и региональные. Из мировых процессов выделим:

превращение образования в непрерывное образование, как единство общего, профессионального, дополнительного образования (в любой период своей жизни);

технологическое обновление как в области информационных технологий, так и содержательное, прежде всего гуманитаризация образования;

все большее внимание к интересам, способностям и состоянию здоровья ребенка.

Главная перспектива развития образования ребенка заключается, по оценке ГосНИИ системной интеграции (1998 г.), в том, что в ближайшем будущем и образование вынуждено будет измениться больше, чем за все триста с лишним лет, прошедших с момента возникновения образовательных процессов в результате появления книгопечатания и школ совместного типа.

В проекте федеральной программы развития образования (редакция 1997 года) состояние образования в России характеризуется противоречивыми тенденциями. С одной стороны, сокращение доли и фактического объема финансирования, кризисные явления в системе в целом, с другой стороны, образование в России продолжает содержательно развиваться. Это вызывает к жизни в дошкольном, общем и начальном профессиональном образовании тенденцию к элитарному образованию, которое опережает развитие основных образовательных программ и возможности востребования его основным населением страны.

Среднему, высшему и послевузовскому профессиональному образованию удалось в целом сохранить свой педагогический и научный потенциал (при росте среднего возраста профессорско - преподавательского состава), оно во многом способствует снижению уровня социальной напряженности в обществе. Обучение студентов государству социально и экономически выгоднее, чем выплата пособий по безработице.

Совершенствуются международные связи и международная деятельность системы общего и профессионального образования.

Работу системы образования объективно дестабилизируют два основных фактора:

неудовлетворительное (и по объемам, и по срокам выплаты) финансирование, например, финансирование высшего образования в пересчете на одного студента с 1996 года сократилось в полтора раза;

неполнота и противоречивость нормативно - правовой базы.

Основные проблемы системы образования Красноярского края:

снижение прогнозного количества детей в детских дошкольных учреждениях и школах в результате демографической ситуации;

нарастание ощутимых различий в уровне образования между отдельными слоями и группами населения, районами и городами, этнокультурными общностями, что приводит к неравным условиям доступа в образовательные учреждения;

материальное и кадровое неблагополучие отрасли;

технологическое отставание профессионального образования от систем образования ведущих стран мира;

кризис социального статуса и социальной защищенности работников системы образования;

тенденция к искусственному свертыванию сети начального и среднего профессионального образования, происходит отток высококвалифицированных научно - педагогических кадров высшей школы в другие отрасли;

снижение уровня физического здоровья детей дошкольных учреждений, учащейся и студенческой молодежи.

Основные фонды сельских ПТУ изношены на 80 - 90 процентов, а машинно - тракторный парк в ряде училищ изношен до 80 - 100 процентов.

Практически не обновляется в учебных заведениях оборудование, то есть, срок его эксплуатации составляет в среднем 20 лет при оптимальном показателе 7 - 8 лет.

Существующий уровень заработной платы работников образования не способствует закреплению кадров, повышению престижа педагогической профессии. Это ведет к старению и феминизации педагогических коллективов. Сокращается подготовка педагогических кадров. При этом продолжает сокращаться приток молодых специалистов в учебные заведения всех уровней.

3. Основные цели и задачи, этапы и сроки
выполнения программы

Программа предусматривает достижение следующих целей:

переход образования края на этап сбалансированного развития; углубление и расширение процессов реформирования, придание им необратимого и эволюционного характера;

организация взаимодействия управлений, комитетов, ведомств и общественных организаций по развитию образования; преодоление межведомственной разобщенности, несогласованности и корпоративного мышления;

координация деятельности органов государственной власти по управлению образованием федерального, регионального и местного (муниципального) уровней и организаций образования; разграничение компетенции между ними в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании";

создание надежных гарантий реализации государственной политики в области образования; развитие и оптимизация базы ресурсного обеспечения развития образования.

Главная задача краевой программы - создание нормативно - правовых, организационных и содержательных основ для проведения в жизнь принципов государственной политики в сфере образования, зафиксированных в Законе Российской Федерации "Об образовании", Федеральных законах "О науке и научно-технической политике", "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и других действующих законодательных актах, решениях органов законодательной и исполнительной власти.

Реализация краевой программы предусматривает два этапа:

Первый этап (2000 - 2001 годы). Краткосрочные задачи:

переход к сбалансированному развитию образования в новых политических и социально - экономических условиях;

определение и осуществление комплекса мер, направленных на преодоление кризисных процессов и явлений в сфере образования, создание адекватной нормативно - правовой базы, новых механизмов реформирования и развития.

Второй этап (2002 - 2003 годы). Среднесрочные задачи.

Основная задача - становление системы образования, удовлетворяющей интересам и потребностям личности и общества.

Будут решаться следующие среднесрочные задачи:

перенос центра тяжести в управлении развитием образования с федерального на региональный и местный (муниципальный) уровни;

развитие системы непрерывного образования, семейного образования и образования на производстве;

обеспечение открытости отечественной системы образования, вхождение российской, краевой системы образования в мировое образовательное пространство;

обеспечение условий для опережающего развития образования; укрепление связей между образованием, наукой и средствами массовой информации;

переход на новые экономические механизмы ресурсного обеспечения;

создание рынка и системы регионального маркетинга образовательных услуг, усиление конкурентных механизмов развития образования;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»