Недействующий

ЗАКОН

КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

от 27 марта 2000 года N 10-675

О краевой целевой программе "Профилактика
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
на 2000-2002 годы   

(в ред. законов Красноярского края
от 02.11.2000 N 12-964; от 30.09.2002 N 4-533)

   

     Статья 1.

 

Утвердить краевую целевую программу "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" на 2000 - 2002 годы согласно приложению.

     Статья 2.

 

Рекомендовать органам местного самоуправления городов и районов края принять участие в финансировании и реализации краевой целевой программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" на 2000 - 2002 годы.

     Статья 3.

 

Настоящий Закон вступает в силу в день, следующий за днем его официального опубликования в газете "Красноярский рабочий".

  Губернатор
     Красноярского края
     А.И.Лебедь


     Приложение
     к Закону Красноярского края
     от 27 марта 2000 года N 10-675

Паспорт
краевой целевой программы "Профилактика безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних"
на 2000-2002 годы




Наименование
программы

краевая целевая программа "Профилактика
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних" на 2000-2002 годы





Основание для
разработки
программы

постановление администрации края от
30.12.99 N 870-п "О программе действий
администрации Красноярского края по социально
- экономическому развитию края на 2000 год"



Государственный
заказчик программы

администрация края























Основные
разработчики
программы



















комиссия по делам несовершеннолетних и защите
их прав при Губернаторе края;
управление социальной защиты населения
администрации края;
Главное управление образования администрации
края;
Главное управление внутренних дел
администрации края;
Департамент федеральной государственной
службы занятости населения по Красноярскому
краю;
комитет по молодежной политике и делам
несоверш еннолетних администрации края;
комитет по физической культуре, спорту и
туризму администрации края;
управление здравоохранения администрации
края;
отделение социальной работы юридического
факультета Красноярского государственного
университета;
управление начального профессионального
образования администрации края




Цели и задачи
программы

создание в крае эффективной системы
профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних;









создание нормативно - правовой базы для
работы органов и учреждений системы
профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних;













осуществление комплекса организационных
мероприятий, направленных на
совершенствование и развитие форм и методов
деятельности органов и учреждений системы
профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних;









создание и укрепление материально -
технической базы учреждений системы
профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних;









создание научно - методической базы для
эффективной работы органов и учреждений
системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних;









обеспечение квалифицированными кадрами
органов и учреждений, осуществляющих
профилактику безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних

Срок реализации
программы

2000 - 2002 годы



Основные
направления
реализации
программы

совершенствование нормативно - правовой базы;
организационные мероприятия по предупреждению
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних;









создание и укрепление материально -
технической базы учреждений системы
профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних;







разработка научно - методических основ
профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних;







повышение квалификации кадров, занимающихся
профилактикой безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних


















Главный
распорядитель,
распорядители и
получатели средств













управление социальной защиты населения
администрации края;
Главное управление образования администрации
края;
Главное управление внутренних дел
администрации края;
управление здравоохранения администрации
края;
комитет по молодежной политике и делам
несовершеннолетних администрации края;
комитет по физической культуре, спорту и
туризму администрации края;
Департамент федеральной государственной
службы занятости населения по Красноярскому
краю;
управление начального профессионального
образования администрации края



Объемы и источники
финансирования
программы

финансовые затраты всего по программе на 2000
- 2002 гг. составят 28512,1 тыс. рублей, в том числе:

Всего

в том числе

2000

2001

2002





краевой
бюджет

23782,3

10000,0

6504,1

7278,2









средства
Государственного
фонда занятости
населения РФ (по
согласованию)

4729,8

1576,5

1576,6

1576,7






Ожидаемые конечные
результаты
реализации
программы

стабилизация уровня правонарушений
несовершеннолетних и создание условий для его
снижения путем выявления и устранения причин,
обуславливающих безнадзорность детей и
подростков;













создание системы ранней профилактики
безнадзорности несовершеннолетних через
социальную реабилитацию семей, находящихся в
социально опасном положении, внедрение
современных технологий социальной адаптации
несовершеннолетних;





обеспечение защиты прав и законных интересов
несовершеннолетних;









формирование сети групп семейного воспитания
для создания оптимальных условий воспитания
несовершеннолетних, оставшихся без попечения
родителей или законных представителей




Контроль за
исполнением
программы

комиссия по делам несовершеннолетних и защите
их прав при Губернаторе края;
управление социальной защиты населения
администрации края

Обоснование проблемы, анализ ее исходного состояния

 

Необходимость разработки настоящей программы обусловлена тем, что в крае сохраняется высокий уровень правонарушений несовершеннолетних. В 1999 году было совершено 5328 преступлений, что на 19,0% выше уровня прошлого года. В совершении преступлений участвовало 5149 несовершеннолетних, из которых 4575 привлечены к уголовной ответственности.

Остается крайне напряженной ситуация в области наркотизации и алкоголизации несовершеннолетних. По данным Главного управления внутренних дел администрации края, отмечается рост преступлений, совершенных подростками в состоянии наркотического возбуждения и алкогольного опьянения.

Отсутствие эффективных мер по обеспечению занятости несовершеннолетних привело к росту преступлений среди неработающих и необучающихся подростков. В 1999 году их количество составило 2044 человека, что на 28,6% превышает аналогичный показатель 1998 года.

Снизилось воспитательное воздействие школы на детей и их родителей. Учащимися общеобразовательных школ края было совершено каждое шестое преступление из общего числа преступлений, совершенных несовершеннолетними. По результатам единовременного учета детей (по состоянию на 01.09.99), число не обучающихся в образовательных учреждениях составило 2664 человека. Одной из основных причин является ослабление контроля со стороны органов образования, руководителей образовательных учреждений за отчислением, переводом учащихся из одного образовательного учреждения в другое. Так, из числа выбывших из общеобразовательных школ в 1998/99 учебном году не продолжили свое образование 1446 человек (3,6% от общего числа выбывших).

Имеют место массовые нарушения прав детей, проживающих с родителями. В истекшем году было направлено в суд 7817 материалов в отношении родителей или законных представителей, не исполняющих обязанностей по воспитанию, обучению несовершеннолетних. Увеличивается число безнадзорных детей и подростков, большинство из которых потеряли семейные и родственные связи. По данным Главного управления внутренних дел администрации края, в центры временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей было доставлено 1300 детей и подростков, самовольно ушедших из семьи, интернатных и иных учреждений. В 1999 году в социальных приютах для детей и подростков, социально - реабилитационных центрах для несовершеннолетних оказана помощь 4240 несовершеннолетним.

Остается проблемой устройство несовершеннолетних в государственные воспитательные учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей, что обусловлено отсутствием мест в данных учреждениях. Практически перестала существовать система детских и подростковых клубов по месту жительства, сокращается число загородных детских оздоровительных лагерей.

Важным, перспективным направлением профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является координация усилий всех заинтересованных ведомств в создании единой системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Совершенствование организации профилактической работы предполагает более четкое разграничение сфер ответственности и концентрацию смежных задач в ведении одной системы.

Система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних должна иметь главной целью не наказание (т.к. административно - карательные и уголовно - правовые меры социального контроля оказываются в современных условиях малоэффективными, нередко усиливая конфликт подростка с социальным окружением), а социальную адаптацию несовершеннолетних путем оказания помощи и поддержки.

В деятельности этой системы особое внимание предполагается уделить индивидуальной профилактической работе с семьями. Всемерная поддержка семей, их социальная реабилитация, повышение их воспитательного потенциала является задачей особой значимости для ранней профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Для этого целесообразно создание нескольких опорно - экспериментальных площадок на территории края.

Система мероприятий краевой целевой программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" базируется на следующих основных положениях:

- на признании значимости и официальной поддержки любых форм, способствующих позитивной социализации детей и подростков (клубы, секции, кафе, развлекательные мероприятия, дополнительные школьные занятия, повышение успеваемости, бесплатные столовые и т.д.);

- на индивидуальной профилактической работе с семьей как основным институтом социализации детей и подростков, в первую очередь, с семьями, находящимися в социально опасном положении;

- на обеспечении условий для активной защиты несовершеннолетними своих прав и интересов в рамках закона путем формирования у них правосознания и гражданской позиции;

- на необходимости перехода от карательных мер воздействия на несовершеннолетних к осуществлению индивидуальных реабилитационных и адаптационных программ, широкому внедрению социальных тренингов как альтернативы административному и уголовному наказанию;

- на смещение акцента с проведения массовых мероприятий для несовершеннолетних на организацию индивидуальной профилактической работы с ними.

Основные цели и задачи программы

 

Краевая целевая программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" на 2000 - 2002 годы ставит целью реализацию нового концептуального подхода к решению существующих проблем и создание в крае эффективной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечивающей координацию и комплексность деятельности всех органов и учреждений данной системы. Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:

- создание нормативно - правовой базы для работы в крае органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- осуществление комплекса организационных мероприятий, направленных на совершенствование и развитие форм и методов деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- создание и укрепление материально - технической базы учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- создание научно - методической базы для эффективной работы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, прежде всего при обеспечении индивидуального подхода к несовершеннолетним;

- обеспечение квалифицированными кадрами органов и учреждений, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Основные мероприятия программы

I. Совершенствование нормативно-правовой базы  

Предусматривается разработка проектов законов Красноярского края, конкретизирующих и развивающих положения федеральных законов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

II. Организационные мероприятия по предупреждению
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

 

Предполагается провести организационные мероприятия, направленные на совершенствование работы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Так, создание единой информационной системы данных о детях и подростках, находящихся в трудной жизненной ситуации, является первым этапом в создании единой государственной системы учета и регистрации несовершеннолетних, нуждающихся в индивидуальной профилактической работе.

III. Создание и укрепление материально - технической
базы учреждений системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних  

а) создание новых и расширение сети действующих учреждений, занимающихся профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

б) укрепление материально - технической базы комиссий по делам несовершеннолетних, центров временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей и подразделений профилактики правонарушений несовершеннолетних органов внутренних дел;

IV. Разработка научно-методических основ
профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних

 

Предусматривается в связи с изменением концептуальной основы профилактической работы проведение научных исследований для создания современных методик работы с подростками и детьми, индивидуальной профилактики девиантного поведения, методик социальной работы с семьями, в том числе находящимися в социально опасном положении. Предполагается проведение научно - методических семинаров, организация распространения опыта профилактической работы.

V. Повышение квалификации кадров, занимающихся
профилактикой безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних

 

Предусматривается обновление учебно - методического  обеспечения и переподготовка кадров, внедрение современных форм  повышения квалификации работников органов и учреждений системы  профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.  

Механизм реализации программы

 

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе края осуществляет координацию работы управлений, комитетов, учреждений по реализации данной программы.

Главным распорядителем бюджетных средств мероприятий краевой целевой программы является управление социальной защиты населения администрации края.

Распорядителями и получателями бюджетных средств являются: Главное управление образования администрации края, Главное управление внутренних дел администрации края, управление здравоохранения администрации края, комитет по молодежной политике и делам несовершеннолетних администрации края, комитет по физической культуре, спорту и туризму администрации края, управление начального профессионального образования администрации края.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»