Недействующий


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УПРАВЛЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ПРИКАЗ

от 9 февраля 2001 года N 100-орг

   

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Приказа управления здравоохранения администрации края от 12.07.2002 N 325-орг.
____________________________________________________________________

Об утверждении Временного положения о системе управления

качеством стоматологической медицинской помощи
в части ведомственного контроля на территории
Красноярского края

   

В соответствии с постановлением Правительства РФ "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации" от 05.11.1997 N 1387, Концепцией охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года, утв. Распоряжением Правительства РФ от 31.08.2000 N 1202-р и приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации" от 17.12.1997 N 374, в целях повышения качества и эффективности медицинской помощи и совершенствования системы контроля качества медицинской помощи,

приказываю:

1. Утвердить Временное положение о системе управления качеством медицинской помощи в части ведомственного контроля на территории Красноярского края (далее - Временное положение) (Прилагается).

2. Начальникам отделов управления здравоохранения администрации края, главным специалистам управления здравоохранения администрации края:

2.1. Организовать работу по повышению качества медицинской помощи в соответствии с Временным положением.

2.2. Осуществлять контроль за проведением мониторинга качества медицинской помощи по критериям эффективности работы служб в органах и учреждениях здравоохранения.

3. Руководителям органов и учреждений здравоохранения:

3.1. Разработать и утвердить положения о системе управления качеством медицинской помощи в части ведомственного контроля с учетом специфики учреждений в соответствии с Временным положением в срок до 01 апреля 2001 года.

3.2. Проводить мониторинг качества медицинской помощи по критериям эффективности работы служб в соответствии с Временным положением, представлять информацию о качестве медицинской помощи по результатам мониторинга и предложения о внесении изменений и дополнений во Временное положение в бюро по лицензированию, аккредитации и контролю качества медицинской деятельности управления здравоохранения администрации края ежеквартально до 10 числа следующего за отчетным периодом месяца.

4. Начальнику отдела аккредитации краевого бюро по лицензированию, аккредитации и контролю качества медицинской помощи Голубевой Т.Н. проводить мониторинг качества медицинской помощи на территории Красноярского края по критериям эффективности работы служб в соответствии с Временным положением.

5. Членам рабочих групп по подготовке проекта положения о системе управления качеством медицинской помощи в части ведомственного контроля на территории Красноярского края (Приказ УЗ от 08.11.2000 N 383-орг) и по подготовке проекта положения о системе) качеством медицинской помощи в части вневедомственного контроля (Приказ УЗ от 08.11.2000 N 382-орг) вносить предложения о внесении изменений и дополнений во Временное положение с прилагаемым к ним обоснованием руководителю рабочей группы ежемесячно до 10 числа следующего за отчетным месяца.

6. Заместителю начальника управления здравоохранения администрации края начальнику краевого бюро по лицензированию аккредитации и контролю качества медицинской деятельности И.С. Сычевой в соответствии с настоящим приказом продолжить работу над Временным положением с учетом предложений руководителей органов и учреждений здравоохранения в 2001 году.

7. Контроль за исполнением настоящего приказа возлагаю на заместителя начальника управления здравоохранения администрации края по лечебно - профилактической помощи взрослому и детскому населению К.А. Виноградова и заместителя начальника управления здравоохранения администрации края начальника краевого бюро по лицензированию, аккредитации и контролю качества медицинской деятельности И.С. Сычеву.

     Начальник управления
     И.А.Шнайдер


     Согласовано
     Президент Ассоциации стоматологов
     Красноярского края
     А.В.Нагорнов
     31 января 2001 года


     Главный стоматолог
     УЗ администрации края
     В.В.Парилов
     31 января 2001 года


 Утверждено
     Начальник управления
     здравоохранения
     администрации Красноярского края
     И.А.Шнайдер
     2 февраля 2001 года



Временное положение о системе управления качеством
стоматологической медицинской помощи в части
ведомственного контроля на территории
Красноярского края

г.Красноярск
2001 год

Введение

   

В последние годы во всем мире, а в нашей стране особенно, в связи с экономическими преобразованиями и реформированием системы здравоохранения, значительно возрос интерес к проблеме обеспечения качества медицинской помощи.

Введение системы обязательного медицинского страхования, развитие рынка медицинских услуг, расширение правовой основы для защиты прав пациентов на высококачественную медицинскую помощь - все это обусловливает необходимость более эффективного использования ресурсов здравоохранения с одновременным повышением качества медицинского обслуживания.

Создание действенной системы контроля качества медицинской помощи и поиск наиболее оптимальных форм взаимодействия участков медицинского страхования для принятия согласованных решений будут обеспечивать гарантии прав граждан в области охраны здоровья.

В тоже время следует подчеркнуть многогранность проблемы обеспечения качества медицинской помощи, включающей такие аспекты, как методические подходы и организационные технологии оценки качества медицинской помощи, организация ведомственного и вневедомственного контроля качества, использование алгоритмов для оценки качества медицинской помощи, ресурсное обеспечение лечебно - профилактических учреждений как условие обеспечения качества медицинской помощи, лицензирования, аккредитации медицинской деятельности, квалификации врача и аттестации медицинских кадров, стимулирование высокого качества и интенсивности труда медицинского персонала.

Система контроля позволяет улучшить качество медицинской помощи населению, способствует более рациональному и эффективному использованию ресурсов, структурной реорганизации служб здравоохранения, лучшему технологическому оснащению лечебно - диагностического процесса в ЛПУ.

Действенность контроля качества и всех усилий по поводу качества оказания медицинской помощи в значительной степени зависит от критериев и методики, которые используются при оценке проводимых мероприятий и их результатов.

Обеспечение качества медицинской помощи ставит задачи (ВОЗ):

- выполнение профессиональной функции (технологическое качество);

- использование ресурсов (техническое качество);

- контроль степени риска (опасность травмы или возникновение другого заболевания в результате медицинских вмешательств);

- удовлетворенность пациента медицинским обслуживанием.

Качество медицинской помощи, оказываемой населению конкретным медицинским учреждением, характеризуют:

- разнообразие ассортимента медицинских услуг пациентам;

- уровень медицинской результативности услуг;

- качество обслуживания (отношение к больному, качество оборудования, комфортность и т.д.).

Обеспечить повышение качества и эффективность медицинской помощи возможно только посредством оптимизации управления объектами здравоохранения. Для этого необходимо правильно выполнить сложнейший комплекс управленческих функций, среди которых ключевую роль играет оценка деятельности управляемых объектов. В связи с этим актуальность создания систем оценки деятельности объектов здравоохранения (от отдельного работника до отрасли в целом) не вызывает сомнений.

Главным является метод сравнительного количественного анализа данных, отражающих фактическую производственную деятельность оцениваемого объекта, и нормативных, средних показателей.

Алгоритмы выполнения медицинских технологий требуют чтобы в каждом медицинском учреждении постоянно функционировала система обеспечения качества медицинской помощи. Она включает процедуры выявления разнообразных отклонений качества, анализ их причин, а также разработку и внедрение механизмов по их устранению и предотвращению новых нарушений.

Программа обеспечения качества пересматривается и дополняется ежегодно. Этим, как правило, руководит контрольно - экспертная подкомиссия, лечебно - контрольная подкомиссия или экспертный Совет, координирующий деятельность по обеспечению качества в каждом из подразделений лечебно - профилактического учреждения.

Основной позицией современного управления качеством является корректное выполнение всех требований одновременно.

Это позволяет:

- сократить расходы на экспертизу (инспекцию), уменьшив общий объем проводимой работы до 20 - 30%;

- а также увеличить усилия и объем работы, направленные на профилактику и выявление недостатков (контроль процесса);

- предупреждать появление дефектов прежде, чем их придется устранять;

- развивать и поддерживать надежные процессы, обеспечивая минимальные усилия инспекции на конечных результатах, сведя ее к минимуму.

Следует отметить, что чем более развита и совершенна система ведомственного контроля, тем менее затратна и эффективна система вневедомственного контроля.

Влиять на качество оказываемой медицинской помощи населению, добиваться исправления дефектов возможно через ряд рычагов:

- Финансовый рычаг - гибкая, четкая легитимная система "штрафных санкций" за нарушения, дефекты и система поощрения.

- Лицензионно - аккредитационный рычаг - дает возможность ходатайствовать перед соответствующей комиссией, органами здравоохранения о повышении категории соответствия, в т.ч. по конкретным видам (службам) или о снижении категории ЛПУ при наличии серьезных дефектов, в т.ч. об исключении ряда манипуляций, уменьшения объема оказываемой медицинской помощи при выявлении серьезных нарушений и др. в соответствии с законодательством.

- "Паблисити" - обнародование рейтингов ЛПУ и специалистов с точки зрения профессиональной компетенции и добросовестности.

Ведомственный контроль должен занять свое определенное место в общегосударственных программах, обеспечивающих контроль всех составляющих медицинской помощи по структуре, процессу, результату и затрагивать все направления деятельности.

Общие понятия

 

Качество медицинской помощи - совокупность характеристик, подтверждающих соответствие оказанной медицинской помощи имеющимся потребностям пациента (населения), его ожиданиям, современному уровню медицинской науки и технологии.

Характеристика качества:

- адекватность

- доступность

- преемственность и непрерывность

- действенность

- результативность

- эффективность

- безопасность

- своевременность

- способность удовлетворить ожидания и потребности

- стабильность процесса и результата

- постоянное совершенствование и улучшение.

Адекватность - применение мер, технологий и использование ресурсов, в качественном и количественном отношении достаточных для достижения желаемых целей.

Доступность - выявляется наличие или отсутствие требуемых видов медицинской помощи и услуг.

Преемственность и непрерывность - понятие, относящееся к функционированию системы здравоохранения, отражающее степень соблюдения координации медицинской помощи пациенту (медицинское вмешательство) между практикующими специалистами, организациями, а также на протяжении во времени. Иначе говоря, это обеспечение необходимого взаимодействия в процессе оздоровления пациентов.

Действенность, сила воздействия - степень, в которой медицинские вмешательства улучшают здоровье в строго контролируемых и наблюдаемых условиях.

Результативность - степень, в которой медицинские вмешательства (учитывая современный уровень знаний) улучшают здоровье в обычных практических условиях. Обстоятельства, которые определяют различие между обычными условиями оказания помощи и контролируемыми клиническими испытаниями, включают сопутствующие заболевания пациентов, вследствие чего невозможно точно предсказать, будет ли пациент придерживаться схемы лечения, а также различия в практике представителей медицинских услуг.

Оценка качества - определение соответствия оказанной медицинской помощи установленным на данный период алгоритмом, ожиданиям и потребностям отдельных пациентов и групп населения.

Обеспечение качества - виды деятельности и программы, имеющие целью удовлетворять имеющиеся или предполагаемые ожидания и потребности отдельных пациентов и групп населения с эффективным использованием ограниченных ресурсов.

Улучшение качества - достижение или процесс достижения нового уровня качества медицинской помощи, который превосходит предыдущие уровни качества.

Индикатор качества - показатель, который применяется для оценки качества медицинской помощи. Индикаторы качества: доля случаев повторной госпитализации, доля врачей и ЛПУ, выполняющих клинические руководства, рейтинги удовлетворенности пациентов медицинской помощью и др.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»