АДМИНИСТРАЦИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 января 2001 года N 38-П
О разработке краевой целевой программы
"Информатизация Красноярского края до 2005 года"
В целях повышения эффективности информационного обеспечения органов государственной власти, хозяйствующих субъектов и населения края на основе использования современных средств вычислительной техники, телекоммуникационных систем и информационных технологий и проведения скоординированной региональной политики информатизации
постановляю:
1. Утвердить концепцию краевой целевой программы "Информатизация Красноярского края до 2005 года" (прилагается).
2. Главному управлению развития экономики и промышленности администрации края провести конкурс на определение организации - разработчика краевой целевой программы "Информатизация Красноярского края до 2005 года".
3. Контроль за выполнением постановления возложить на первого заместителя Губернатора края Овчинникова В.В.
4. Постановление вступает в силу со дня подписания.
Губернатор края
А.И.Лебедь
Утверждена
постановлением
администрации края
от 22 января 2001 года N 38-П
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ
КОНЦЕПЦИЯ
КРАЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ИНФОРМАТИЗАЦИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ ДО 2005 ГОДА"
Красноярск - 2000 г.
КОНЦЕПЦИЯ
краевой целевой программы
"Информатизация Красноярского края до 2005 года"
Настоящая концепция разработана рабочей группой, созданной на основании постановления администрации Красноярского края от 08.12.99 N 798-п.
Содержание
стр. |
Введение
Раздел 1. Основные положения
Раздел 2. Телекоммуникационная среда
Раздел 3. Информационные ресурсы, системы, технологии и услуги
Раздел 4. Информационная безопасность
Раздел 5. Организационное обеспечение
Раздел 6. Правовое обеспечение
Раздел 7. Финансовое обеспечение
Приложения 1 - 10. Аналитические материалы, информационные ресурсы Красноярского края, пояснительные записки, список авторского коллектива
Введение
Необходимость создания настоящей концепции краевой целевой программы "Информатизация Красноярского края до 2005 года" (далее - Программа) вытекает из оценки сложившейся ситуации в области информатизации на территории Красноярского края, потребности координации и реального управления процессом информатизации для достижения конкретных целей путем концентрации финансовых ресурсов.
В концепции учтены основные особенности состояния информатизации в крае. К ним относятся территориальная протяженность, разнородность локальных систем, сложившееся монопольное положение отдельных структур, неразвитость информационных ресурсов и средств связи, недостаток подготовленных кадров, преимущественное использование импортной техники и технологий.
Информатизация края рассматривается, прежде всего, как информационно - технологический процесс усиления управления регионом. При этом не меньшее значение имеют ее политические, социальные, экономические, организационно - правовые цели, а также реальные результаты их достижения, улучшающие жизнь граждан, общества и действенность государственной власти.
При разработке концепции использованы объективные данные о развитии Красноярского края в области информатизации, опыт других регионов в создании соответствующих материалов и их практической реализации.
В целом содержание концепции ориентировано на формирование общей стратегии информатизации Красноярского края, единого методологического подхода при создании краевой целевой программы, которая должна стать системообразующей и позволить после окончания срока ее действия в 2005 году последовательно развивать информатизацию с необходимой преемственностью.
Предложенные в концепции варианты алгоритмов действий и оценочных принципов носят в значительной степени общий и рекомендательный характер, что позволяет в процессе создания Программы дополнять ее новыми направлениями и уточнять пути их реализации.
1.1. Сущность информатизации Красноярского края
Концепция Программы задает основные направления региональной политики информатизации, которая нацелена на создание в крае единого информационно - телекоммуникационного пространства, функционирующего по единым принципам и правилам и обеспечивающего информационные потребности государственных органов, предприятий и граждан. Программа должна стать одним из главных инструментов реализации региональной политики информатизации.
Основой формирования информационного пространства края может стать опережающее развитие системообразующих государственных ресурсов (общие базовые справочники, имущественные реестры, тематические кадастры и т.д.) и информатизация органов государственного регулирования.
1.2. Проблемы и тенденции информатизации в крае
Сегодня выделяются несколько основных групп создателей информационных ресурсов края и потребителей информации в регионе, России и мировом информационном пространстве. Это граждане, органы государственного регулирования, предприятия различных форм собственности, научные и культурные учреждения. Отсутствие единого информационного пространства края не позволяет в достаточной мере удовлетворять потребности указанных групп в информационных ресурсах.
Вместе с тем на протяжении последних лет объемы инвестиций в развитие информатизации в регионе неуклонно растут и можно прогнозировать сохранение этой тенденции на несколько лет вперед.
Однако этот процесс во многом носит стихийный характер. Реализуются отдельные нескоординированные планы информатизации некоторых ведомств, предприятий и учреждений, что приводит к дублированию затрат, приобретению бесперспективных технологий и оборудования. Каждый из субъектов деятельности вынужден создавать и поддерживать в актуальном состоянии собственные элементы информационных ресурсов (базовые справочники о физических и юридических лицах, о недвижимости и адресах и прочие данные), которые можно приобрести с меньшими затратами в уполномоченных структурах.
Попытки координации работ в области информатизации носят несистемный характер, что снижает эффективность региональной информатизации.
Преодолеть или смягчить указанные и другие сдерживающие факторы информационного развития Красноярского края предлагается следующими мероприятиями в системе властного управления:
создание программы информатизации края;
принятие администрацией края функций координатора регионального процесса информатизации;
разработка и введение в действие региональных правил и стандартов в области информатизации, создание экономически выгодных условий их использования;
конкурсная передача права и ответственности за создание и поддержание в актуальном состоянии информационных ресурсов общего пользования, их коммерческое использование, а также создание регионального рынка информационных ресурсов.
1.3. Основные цели и задачи программы информатизации Красноярского края
Главными целями информатизации Красноярского края являются:
повышение уровня и качества управления социально - экономической жизнью края, его социальной и производственной инфраструктурами;
удовлетворение информационных потребностей жителей региона и хозяйствующих на его территории субъектов во всех сферах деятельности.
Достижение этих целей предполагается осуществить путем создания единого информационного пространства Красноярского края в рамках Программы информатизации. Программа рассматривается как основной механизм интеграции и координации проектов в сфере информационной индустрии и создания интегрированной информационной среды края, реализуемых за счет различных источников финансирования. Генеральным заказчиком Программы должна стать администрация Красноярского края.
Деятельность по реализации Программы целесообразно вести по двум основным направлениям:
развитие интегрированной информационной среды края;
создание механизмов, обеспечивающих повышение социально - экономической эффективности процесса информатизации края и базисных информационных объектов (единой цифровой топоосновы, системы реестров, протоколов обмена информацией, системы нормативных актов).
Необходимо решить следующие основные задачи для достижения главных целей Программы:
1. Создание единого правового пространства, обеспечивающего социально - экономическую эффективность процесса информатизации в крае.
2. Создание организационных и финансово - экономических механизмов, обеспечивающих управление Программой, а также координацию проектной деятельности.
3. Формирование и проведение скоординированной научно - технической и технологической политики в сфере информатизации. Определение стратегии и тактики развития информационной отрасли Красноярского края.
1.4. Требования к созданию интегрированной информационной среды края
При формировании Программы и разработке отдельных проектов по созданию интегрированной информационной среды края определяющими могут быть следующие критерии:
обеспечение прав граждан на информацию;
формирование и объединение краевых информационных ресурсов;
опережающее создание правовых, организационных, финансово - экономических условий и механизмов, обеспечивающих управление процессом информатизации и повышение его социально - экономической эффективности;
демонополизация информационных служб и структур, распоряжающихся информационными ресурсами;
максимальное и эффективное использование интеллектуального и кадрового и научного потенциала края;
поддержка развития и интеграции корпоративных и обособленных региональных информационных систем и сетей, обеспечение их совместимости и взаимодействия в информационном пространстве края и Российской Федерации;
создание и совершенствование системы привлечения инвестиций и механизма стимулирования разработки и реализации проектов информатизации, направленных на увеличение производительности труда, улучшение качества и повышение конкурентной способности продукции, ее рекламы;
обеспечение равных условий деятельности операторов связи по предоставлению ими услуг по обмену электронной информацией, пользованию телекоммуникациями и предоставлению доступа к информационным ресурсам.
1.5. Приоритеты формирования и реализации Программы
При формировании проектов Программы необходимо в приоритетном порядке реализовать наиболее перспективные из них:
1. Повышение эффективного функционирования органов государственного регулирования края за счет развития региональных сетей передачи данных, информационно - аналитической системы поддержки задач управления.
2. Инвестирование информатизации образования, поддержка мероприятий по целевому обучению информационным технологиям.
3. Создание финансово - экономических, организационных и правовых условий для развития телекоммуникаций, информационного бизнеса и интеграции корпоративных информационных сетей и систем.
4. Поддержка инноваций в области информационных технологий и распространение передового опыта в сфере информатизации.
При формировании Программы следует отдавать приоритет инфраструктурным и интеграционным проектам.
Раздел 2. Телекоммуникационная среда
2.1. Основные принципы и задачи формирования телекоммуникационной среды
Важной составляющей информационной инфраструктуры Красноярского края является телекоммуникационная среда - комплекс линий связи, аппаратных и программных средств, формирующих транспортную сеть для передачи информации.
С учетом сложного административного деления территории края, его значительной территориальной протяженности и явной неравномерности развития, а в некоторых местах полного отсутствия современных телекоммуникационных средств, задача формирования телекоммуникационной среды становится одной из первых в развитии информационной инфраструктуры края.
Кроме того, затраты на развитие и содержание телекоммуникационных средств в крае требуют значительных финансовых расходов.
Вместе с тем телекоммуникационная среда фактически определяет возможность рациональной организации информационных потоков краевого и межрегионального уровней и эффективного управления ими. Координация активного развития существующих и обоснованного создания новых телекоммуникационных сетей края позволит обеспечить их эффективное функционирование в рамках единого информационного пространства.
При создании Программы в сфере телекоммуникаций необходимо придерживаться следующих главных принципов: