Недействующий


ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ЗАКОН КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

от 26 марта 2001 года N 14-1225

О краевой целевой программе по использованию,
восстановлению и охране водных объектов на 2001 год


Статья 1.

Утвердить краевую целевую программу по использованию, восстановлению и охране водных объектов на 2001 год согласно приложению.

Статья 2.

Настоящий Закон вступает в силу в день, следующий за днем его официального опубликования в газете "Красноярский рабочий".

Губернатор
Красноярского края
А.И.Лебедь


Приложение
к Закону Красноярского края
от 26 марта 2001 года N 14-1225

Краевая целевая программа
по использованию, восстановлению и охране
водных объектов на 2001 год


ПАСПОРТ
краевой целевой программы
по использованию, восстановлению и охране
водных объектов на 2001 год

Наименование
программы

краевая целевая программа по использованию, восстановлению и охране водных объектов на 2001 год

Основание для
разработки
программы

Закон Красноярского края "О краевом бюджете на 2001 год" от 26.12.2000 N 13-1079, Закон Красноярского края "О плате за пользование водными объектами" от 06.04.99 N 6-343

Государственный
заказчик

администрация Красноярского края

Основные
разработчики
программы


управление по экологии и природным ресурсам администрации края, Комитет природных ресурсов по Красноярскому краю (Красноярскприродресурсы), ГУП "Красноярский научно-исследовательский институт геологии и минерального сырья"

Цели и задачи
программы




обеспечение прав населения края на чистую воду, благоприятную и безопасную водную среду путем создания программно-информационной базы для системы управления водопользованием, осуществления водоохранного строительства и создания базы проектно-сметной документации для продолжения водоохранных работ в крае

Сроки реализации

2001 год

Главные
распорядители
бюджетных средств

государственное учреждение "Центр реализации программ по экологии и природопользованию Красноярского края", Главное финансовое управление администрации края

Исполнители
программы




ГУП "Красноярский научно-исследовательский институт геологии и минерального сырья", Среднесибирское территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, ОАО "Стальмаг", другие исполнители мероприятий программы определяются на конкурсной основе

Источник
финансирования

50% платы за пользование водными объектами, аккумулируемой в краевом бюджете

Объемы
финансирования

28607,0 тыс.руб.

Ожидаемые конечные
результаты

























- совершенствование системы управления водным фондом края;

- усиление информационной обеспеченности и нормативно- правовой базы водохозяйственного комплекса;

- сокращение финансовых затрат на сбор и подготовку обосновывающих материалов для развития водопользования в районах края;

- улучшение условий обеспечения населения края питьевой водой;

- снижение ущербов от чрезвычайных ситуаций, вызванных паводками;

- рациональное использование основной водной артерии края р.Енисей и его притоков всеми участниками водохозяйственного комплекса;

- завершение начатых работ по водоснабжению в 4 населенных пунктах;

- продолжение работ по инженерной защите водозаборных сооружений в г.Минусинске;

- проведение реконструкции аварийных гидротехнических сооружений;

- создание проектно-сметной документации для дальнейшего продолжения в ближайшие годы водохозяйственных работ по реконструкции гидротехнических сооружений, обеспечению качественной питьевой водой населения, созданию берегоукрепительных сооружений, по улучшению экологического состояния водных объектов края

Контроль
исполнения
программы

контроль за выполнением программных мероприятий осуществляется администрацией края в установленном порядке в лице управления по экологии и природным ресурсам администрации края


Содержание проблемы и механизм реализации программы

Настоящий Закон разработан в соответствии с Законами Красноярского края "О краевом бюджете на 2001 год" от 26.12.2000 N 13-1079 и "О плате за пользование водными объектами" от 06.04.99 N 6-343.

1. Обоснование, анализ исходного состояния

Законом Красноярского края "О плате за пользование водными объектами" от 06.04.99 N 6-343 определено, что средства от платы за пользование водными объектами, поступающие в краевой бюджет, в объеме 50% направляются на осуществление мероприятий по восстановлению и охране водных объектов. Законом Красноярского края "О краевом бюджете на 2001 год" от 26.12.2000 N 13-1079 предусматривается финансирование мероприятий по регулированию, использованию и охране водных ресурсов в сумме 28607 тыс.руб.

Современное состояние водохозяйственного комплекса края оценивается следующими показателями за 1999 год.

Объем забора свежей воды из всех водных объектов края составляет 2719,75 млн.куб.м, из них 2294,92 млн.куб.м - из поверхностных водных объектов. Объем водоотведения в поверхностные водные объекты вырос на 7%. Мощность очистных сооружений со сбросом в водные объекты увеличилась лишь на 0,2% и составила всего 706 млн.куб.м. Из-за недостатка мощности сооружений по очистке сточных вод, несовершенства оборудования и технологии очистки сточных вод в водоемы сбрасывается без очистки около 70% сточных загрязненных вод.

Более половины населения (53,2%) использует для питьевого водоснабжения поверхностные воды. Централизованным водоснабжением обеспечено 82,1% жителей края, в том числе 94,7% жителей городов и 51,7% сельского населения. В 13 административных территориях края часть населения (0,7%) использует речную воду без какой-либо очистки и обеззараживания. Проблема обеспечения населения питьевой водой связана с гарантированием качества и повышением эпидемической надежности питьевого водоснабжения. Качество воды в 44 городах и районах края не соответствует требованиям стандарта по бактериологическим показателям, по 24 территориям - по химическим показателям, в 15 территориях края - по органолептическим показателям. Кроме того, износ основных фондов в системе водообеспечения достигает 70 - 80%.

Реки в бассейнах Енисея и Оби входят в состав рек России с наибольшими экологическими проблемами и оцениваются как "загрязненные". Притоки р.Енисей оцениваются как "сильно загрязненные".

В соответствии с нормативами водные объекты (и их участки) края согласно санитарно - гигиеническому зонированию оцениваются в основном 3 и 4 классом качества, при которых вода может быть использована только для технического водоснабжения предприятий некоторых отраслей или совершенно не пригодна для всех видов пользования. Особенно сложна ситуация на малых реках, так как 90% используемых в водохозяйственных целях (забор, сброс) поверхностных водотоков относятся к категории малых рек.

Низкая эффективность работы очистных сооружений обусловлена, прежде всего, превышением проектных объемов принимаемых стоков на 70% очистных сооружений, высокими концентрациями загрязняющих веществ, а также устаревшими конструкциями, физическим износом и неудовлетворительной эксплуатацией очистных сооружений. Следствием этого является загрязнение водных объектов, ухудшение их качественного состояния.

Вопросы установления и организации водоохранных зон водных объектов края и нормативное регулирование хозяйственной деятельности в их пределах, как наиболее доступный элемент управления состоянием водотоков и водоемов, очень остры, требуют постоянного решения, но практически в последнее десятилетие не решаются. Лишь для 12 рек и двух водоемов края имеются проекты установления водоохранных зон, в основном не отвечающих современным нормативным требованиям. До настоящего времени отсутствуют проекты индивидуального установления водоохранных зон водных объектов в черте населенных пунктов.

Использование водных ресурсов в бассейне Енисея в целом не превышает 1 процента, что ошибочно дает основание думать о благополучии и значительных резервах водопотребления. Однако в край до 50 процентов речных ресурсов поступает транзитом с сопредельных территорий (Иркутской области, Республик Хакасии и Тывы). На освоенную в хозяйственном отношении территорию, где проживает 90 процентов населения и осуществляется основное водопотребление, приходится всего лишь 30 процентов ресурсов речного стока. При этом внутригодовая неравномерность стока, обусловленная естественными природными причинами, усложняет проблемы водопользования, приводит к необходимости создания регулирующих сооружений (прудов, водохранилищ).

В процессе хозяйственного освоения на территории края были созданы и функционируют водохозяйственные системы и сооружения. По результатам инвентаризации пятилетней давности (1995-96 годы), в крае насчитывается 1064 водохранилища и пруда, 88 накопителей отходов различных производств, 164 поверхностных водозабора, 238 сооружений для очистки и сброса сточных вод, 74 выпуска неочищенных стоков, 41 защитная дамба. Периоды эксплуатации этих систем достигают нескольких десятков лет, из-за чего часть из них находится в техническом состоянии, угрожающем затоплением ниже расположенных населенных пунктов, а также аварийному загрязнению водных объектов. В связи с этим требуется реконструкция и расширение систем для очистки и сброса сточных вод, более чем для 40 гидротехнических сооружений на прудах и водохранилищах требуется проведение ремонтных работ и реконструкции.

Значительное число населенных пунктов края подвержено вредному воздействию вод как в результате затопления и подтопления территорий, так и в результате разрушения береговой полосы, что требует осуществления берегоукрепительных работ, а также выноса жилых домов из зон разрушения.

2. Основные цели и задачи программы

Основная цель программы - обеспечение прав населения края на чистую воду, благоприятную и безопасную водную среду. Настоящая программа решает только некоторую часть задач по следующим направлениям: создание программно-информационной базы, осуществление водоохранного строительства и подготовка проектно-сметной документации.

Исходя из этого настоящая программа состоит из 3 блоков, в которые включены мероприятия, позволяющие последовательно решать эти задачи.

1. Блок программно-информационных мероприятий предусматривает совершенствование системы управления водными ресурсами края.

Этот вопрос решается путем осуществления мероприятий общекраевого значения:

разработка краевой целевой программы "Использование, восстановление и охрана водных объектов Красноярского края до 2005 года" на основе анализа загрязненности поверхностных и подземных вод, обеспечения населения края питьевой водой, физического состояния систем водоснабжения и водоотведения. Они являются основой для ежегодно составляемых целевых программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов Красноярского края. Работа, начатая в 1999 году, требует своего завершения;

разработка комплексного кадастра по блоку водопользования для административных районов края осуществляется как составная часть комплексного кадастра природных ресурсов Красноярского края в рамках реализации постановления администрации края от 04.02.99 N 51-п "О территориальном комплексном кадастре". Для районов проводятся работы по количественному, качественному и стоимостному учету водных ресурсов на основе данных отраслевых кадастров поверхностных и подземных вод с целью обеспечения решения управленческих задач по рациональному использованию, восстановлению и охране водных объектов края. В 1999 году для четырех районов края (Северо - Енисейского, Мотыгинского, Саянского, Курагинского) было начато формирование кадастра по блоку водопользования, которое требует своего завершения. Необходимо последовательное продолжение работ по всей территории края. На 2001 год предусмотрены кадастровые работы для 6 районов (Казачинского, Пировского, Ачинского, Козульского, Емельяновского и Сухобузимского);

снижение рисков и смягчение последствий от чрезвычайных ситуаций, вызванных весенним половодьем и летне-осенними паводками, в результате реализации специальной программы, которая подготавливается в соответствии с постановлением администрации края от 21 января 2000 года N 27-п. Проходящие на территории края паводки и наводнения по повторяемости, площади распространения и суммарному ущербу составляют около трети всех случаев чрезвычайных ситуаций природного характера. Разработка краевой программы и ее реализация позволят снизить риски и смягчить последствия чрезвычайных ситуаций, вызванных весенним половодьем и летне-осенними паводками;

разработка методов прогноза уровней и расходов в речной системе Енисея и Ангары в нижних бьефах Красноярской и Усть-Илимской ГЭС вызвана тем, что в нижних бьефах этих ГЭС возникают напряженные ситуации при ограниченных запасах воды в водохранилищах и необходимы надежные прогнозы стокового и уровенного режимов. Это мероприятие является логическим продолжением работ по разработке системы прогноза притока к крупным водохранилищам (Красноярского, Саяно-Шушенского) на реках Сибири, начатой в 1998 - 1999 годах;

выполнения работы по анализу нормативных, правовых и законодательных актов субъектов Российской Федерации и действующих на территории края в сфере использования и охраны водных объектов, также начатой в 1999 году и требующей своего завершения. Мероприятие предполагает подготовку проекта закона края "О регулировании водных отношений в Красноярском крае" и совершенствование действующего Закона края "О плате за пользование водными объектами".

2. Блок водоохранного строительства и реконструкции водохозяйственных объектов содержит мероприятия, решающие задачу улучшения состояния водных объектов края, обеспечения населения питьевой водой, завершения строительства ряда канализационных очистных сооружений, их расширения и реконструкции, завершения части начатых работ по водоснабжению, реконструкции водосбросов, осуществления водоохранных работ на акватории р.Енисей. Предполагается завершить работы по заключенным в 1999 году договорам по водоснабжению п.Березовка, строительству второй очереди водопровода в п.Мотыгино.

3. Блок проектно-изыскательских работ включает разработку проектно-сметной документации как необходимую основу осуществления водоохранных работ, реконструкции гидротехнических сооружений и других водохозяйственных объектов. Предусмотрена подготовка проектов на системы водоотведения, очистные сооружения, инженерную защиту населенных пунктов, реконструкцию аварийных гидротехнических сооружений, установление водоохранных зон и прибрежных защитных полос в черте городов края.

3. Конечные результаты

Реализация мероприятий программы в целом предусматривает проведение работ в 15 районах и 6 городах края для улучшения условий обеспечения населения края питьевой водой путем завершения строительства ряда канализационных очистных сооружений, их расширения и реконструкции, завершения части начатых работ по водоснабжению, осуществления водоохранных работ на акватории р.Енисей. Часть мероприятий имеет общекраевое значение. Прежде всего, это мероприятия программно - информационного блока. В результате их выполнения достигается:

совершенствование системы управления водным фондом края, усиление информационной обеспеченности и нормативно-правовой базы водохозяйственного комплекса;

сокращение реальных финансовых затрат на сбор и подготовку обосновывающих материалов для развития водопользования в районах края путем использования обобщенных данных территориального комплексного кадастра природных ресурсов по разделу водопользования для 10 районов края: Северо-Енисейского, Мотыгинского, Саянского, Курагинского, Казачинского, Пировского, Ачинского, Козульского, Емельяновского и Сухобузимского;

разработка программы действий по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций, реализация которой позволит снизить ущерб от наводнений;

рациональное использования основной водной артерии края р.Енисей и его притоков всеми участниками водохозяйственного комплекса.

В результате реализации мероприятий по водоохранному строительству и реконструкции водохозяйственных объектов будут завершены начатые работы по водоснабжению населенных пунктов:

проложено 2,3 км водопровода (с.Мотыгино, п.Березовка), введены головные водозаборные сооружения мощностью 100 куб.м/сут. (с.Шалинское), построена станция водоподготовки 1650 куб.м/сут. в п.Новоангарск;

продолжено выполнение мероприятий по инженерной защите водозаборных сооружений в г.Минусинске;

начата реконструкция аварийных гидротехнических сооружений на р.Барга (объем водохранилища 9,32 млн.куб.м), на р.Усолка в д.Ношино (полный объем водохранилища 9,48 млн.куб.м).

Мероприятия блока проектно-изыскательских работ позволят создать проектно-сметную документацию для продолжения в ближайшие годы водохозяйственных работ:

по реконструкции гидротехнических сооружений, находящихся в аварийном состоянии, на оз.Белое (объем 240 млн.куб.м);

по обеспечению качественной питьевой водой населения сс.Усть-Кемь, Ермаковское, п.Новоангарск;

по созданию берегоукрепительных сооружений (3 км), снижающих вредное воздействие вод рек Амыл, Тюхтетка, Енисей, в населенных пунктах Качулька, Тюхтет, Бор, Туруханск;

по улучшению экологического состояния водных объектов края (водохранилище Красноярское, реки Чулым, Бузим) за счет снижения сброса загрязненных стоков в п.Краснотуранск (2000 куб.м/сут.), п.Новоселово (2400 куб.м/сут.), г.Боготол (2400 куб.м/сут.), с.Сухобузимо (1400 куб.м/сут.) и реки (Чулым, Тептятка, Ачинка, Салырка, Мазулька, Кан, Минусинка) в пределах городов Ачинск, Канск, Минусинск за счет установления их водоохранных зон и прибрежных защитных полос.

4. Взаимосвязанная система программных мероприятий

Блоки программы логически увязаны между собой и решают (на определенном уровне) задачи, связанные с обеспечением населения края качественной питьевой водой.

Блок программно-информационных мероприятий включает, в основном, работы, которые были начаты в 1999 году, обеспечивающие создание информационной базы, необходимой для рационального управления водными ресурсами края и предупреждения ущербов, связанных с наводнениями. Мероприятия блока по водоохранному строительству и реконструкции водохозяйственных объектов нацелены на завершение уже начатых работ по улучшению водоснабжения населенных пунктов, реконструкцию водохозяйственных и аварийных гидротехнических сооружений, очистку русла Енисея. Реализация мероприятий блока проектно-изыскательских работ тесно увязывается с дальнейшим осуществлением водоохранных работ в крае, создавая для этого необходимую проектно-сметную базу.

5. Обоснование финансовых, материальных и трудовых затрат

Источник финансовых средств на выполнение программы определен Законом Красноярского края "О плате за пользование водными объектами", которым предусмотрено, что 50% средств от платы за пользование водными объектами, поступающих в краевой бюджет, направляются на осуществление мероприятий по восстановлению и охране водных объектов.

Законом Красноярского края "О краевом бюджете на 2001 год" предусмотрено 28607 тыс.руб. на реализацию мероприятий по охране водных объектов.

Распределение средств по блокам мероприятий осуществлено в соответствии с требуемым финансированием и сметной стоимостью работ, в том числе:

на реализацию мероприятий программно - информационного блока 2702,2 тыс.руб. (9,4%),

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»