Недействующий

ЗАКОН

КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

от 27 марта 2000 года N 10-680


О КРАЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ ПРОЖИВАНИЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ НА 2000 - 2003 ГОДЫ"


(в ред. Законов Красноярского края
от 26.12.2000 N 13-1096, от 05.06.2003 N 6-1130,
от 02.10.2003 N 8-1399,
с изм., внесенными Законами Красноярского края
от 29.03.2002 N 2-144, от 20.12.2002 N 5-771)

 Статья 1.


Утвердить краевую целевую программу "Социально-экономическое развитие территорий проживания коренных малочисленных народов Севера Красноярского края на 2000 - 2003 годы" согласно приложению.

 Статья 2.


Рекомендовать органам местного самоуправления территорий проживания коренных малочисленных народов Севера Красноярского края принять участие в реализации данной программы.

 Статья 3.


Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования в газете "Красноярский рабочий".

Губернатор
Красноярского края
А.И.ЛЕБЕДЬ





Приложение
к Закону Красноярского края
от 27 марта 2000 года N 10-680

ПАСПОРТ КРАЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ ПРОЖИВАНИЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ НА 2000 - 2003 ГОДЫ"

┌═══════════════════┬════════════════════════════════════════════‰
│Наименование       │- краевая целевая программа "Социально-     │
│программы          │экономическое развитие территорий проживания│
│                   │коренных малочисленных народов Севера       │
│                   │Красноярского края на 2000 - 2003 годы      │
├═══════════════════┼════════════════════════════════════════════┤
│Основание для      │- распоряжение Губернатора края от 01.02.99 │
│разработки         │N 76-р                                      │
│программы          │                                            │
├═══════════════════┼════════════════════════════════════════════┤
│Государственный    │- администрация края                        │
│заказчик программы │                                            │
├═══════════════════┼════════════════════════════════════════════┤
│Основной           │- Красноярский научный центр Сибирского     │
│разработчик        │отделения Российской академии наук          │
│программы          │                                            │
├═══════════════════┼════════════════════════════════════════════┤
│Цель и задачи      │- стабилизация социально-экономического     │
│программы          │развития коренных малочисленных народов     │
│                   │Севера Красноярского края, создание условий │
│                   │для их духовного и национально-культурного  │
│                   │развития;                                   │
│                   │- воссоздание традиционного хозяйственного  │
│                   │уклада жизнедеятельности коренных           │
│                   │малочисленных народов Севера;               │
│                   │- реформирование и повышение эффективности  │
│                   │механизма государственной поддержки коренных│
│                   │малочисленных народов Севера                │
├═══════════════════┼════════════════════════════════════════════┤
│Сроки реализации   │- 2000 - 2003 годы                          │
│программы          │                                            │
├═══════════════════┼════════════════════════════════════════════┤
│Перечень           │- обеспечение занятости коренных            │
│подпрограмм        │малочисленных народов Севера, развитие      │
│                   │традиционных народных промыслов и отраслей  │
│                   │хозяйствования;                             │
│                   │- медицинское и санитарно-эпидемиологическое│
│                   │обслуживание коренных малочисленных народов │
│                   │Севера;                                     │
│                   │- повышение уровня образования, сохранение  │
│                   │самобытной культуры и духовное возрождение  │
│                   │коренных малочисленных народов Севера;      │
│                   │- сохранение среды обитания и улучшение     │
│                   │экологической ситуации на территориях       │
│                   │проживания коренных малочисленных народов   │
│                   │Севера                                      │
├═══════════════════┼════════════════════════════════════════════┤
│Главные            │- управление по делам Севера администрации  │
│распорядители,     │края и комитет администрации Красноярского  │
│распорядители и    │края по делам национальностей, религий и    │
│получатели средств │общественных объединений,                   │
│(по краевому       │- администрации Туруханского,               │
│бюджету)           │Северо-Енисейского, Енисейского районов     │
│                   │Красноярского края,                         │
│                   │- комитет по делам культуры и искусства     │
│                   │администрации края,                         │
│                   │- Главное управление образования            │
│                   │администрации края,                         │
│                   │- управление здравоохранения администрации  │
│                   │края                                        │
│(в ред. Закона Красноярского края от 02.10.2003 N 8-1399)       │
├═══════════════════┼════════════════════════════════════════════┤
│Объемы и источники │- всего по программе 72207,0 тыс. рублей, в │
│финансирования     │том числе за счет средств федерального      │
│                   │бюджета - 22072,0 тыс. рублей,  краевого    │
│                   │бюджета - 50135,0 тыс. рублей,              │
│                   │из них:                                     │
│                   │- на 2000 год за счет средств:              │
│                   │краевого бюджета - 14000,0 тыс. рублей;     │
│                   │федерального бюджета - 2200,0 тыс. рублей;  │
│                   │- на 2001 год за счет средств:              │
│                   │краевого бюджета - 13950,0 тыс. рублей;     │
│                   │федерального бюджета - 7592,0 тыс. рублей;  │
│                   │- на 2002 год за счет средств:              │
│                   │краевого бюджета - 12572,2 тыс. рублей;     │
│                   │федерального бюджета - 6950,0 тыс. рублей;  │
│                   │- на 2003 год за счет средств:              │
│                   │краевого бюджета - 9612,8 тыс. рублей;      │
│                   │федерального бюджета - 5330,0 тыс. рублей.  │
├═══════════════════┼════════════════════════════════════════════┤
│Ожидаемые конечные │- повышение уровня жизни коренных           │
│результаты         │малочисленных народов Севера за счет        │
│реализации         │ежемесячных выплат социального характера и  │
│программы          │создания 235 рабочих мест для представителей│
│                   │коренных малочисленных народов Севера,      │
│                   │занятых в отраслях традиционного            │
│                   │хозяйствования, в том числе в оленеводстве -│
│                   │15 мест, в охотничье-рыболовном промысле -  │
│                   │180 мест, в переработке дикорастущих плодов │
│                   │- 24 места, в переработке рыбы - 16 мест;   │
│                   │- обеспечение медицинским оборудованием  и  │
│                   │лекарственными препаратами медицинских      │
│                   │учреждений, находящихся в местах проживания │
│                   │коренных малочисленных народов Севера;      │
│                   │- повышение уровня медицинского обслуживания│
│                   │коренного населения, проживающего в         │
│                   │отдаленных поселениях, организация          │
│                   │передвижной медицинской бригады в количестве│
│                   │20 человек;                                 │
│                   │- оказание материальной помощи детям из     │
│                   │малоимущих семей коренных малочисленных     │
│                   │народов Севера;                             │
│                   │- получение среднего профессионального и    │
│                   │высшего образования выпускниками школ из    │
│                   │числа коренных малочисленных народов Севера;│
│                   │- оснащение оборудованием и расходными      │
│                   │материалами общеобразовательных учреждений, │
│                   │находящихся в местах проживания коренных    │
│                   │малочисленных народов Севера;               │
│                   │- создание этнокультурного центра в п.      │
│                   │Келлог Туруханского района;                 │
│                   │- увеличение объемов экономически доступных │
│                   │рыбных ресурсов;                            │
│                   │- восстановление водных биологических       │
│                   │ресурсов                                    │
│(в ред. Закона Красноярского края от 05.06.2003 N 6-1130)       │
├═══════════════════┼════════════════════════════════════════════┤
│Организация        │- контроль за реализацией программы         │
│контроля за        │осуществляет управление по делам Севера     │
│выполнением        │администрации края и комитет администрации  │
│программы          │Красноярского края по делам национальностей,│
│                   │религий и общественных объединений          │
│(в ред. Закона Красноярского края от 02.10.2003 N 8-1399)       │
└═══════════════════┴════════════════════════════════════════════…

СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ


Коренные малочисленные народы Севера являются наиболее уязвимой категорией населения края. Крайне негативно на судьбе малочисленных северных народов сказались интенсивное промышленное освоение Севера и принудительный перевод кочевых северных народов на оседлый образ жизни, которые обернулись усиленной колонизацией территорий компактного проживания коренных малочисленных народов Севера, уничтожением естественной природно-биологической среды, разрушением традиционных отраслей и промыслов, привычного образа жизни, культуры, обычаев, обнищанием значительной части северных народов.

Искусственное втягивание коренных малочисленных народов Севера в чуждый образ жизни в корне подорвало основы, необходимые для полноценного экономического и социального развития, разрушило традиционный уклад и привычную социально-бытовую среду. Коренные малочисленные народы Севера практически утратили внутренние резервы, собственный потенциал, определяющий способность к саморазвитию.

Негативные процессы в развитии коренных малочисленных народов Севера многократно усилились с переходом к рыночным отношениям и общим кризисом российской экономики.

В настоящее время коренные малочисленные народы Севера фактически оказались на грани вымирания. Экономика северных регионов находится в депрессивном состоянии. Уровень безработицы коренных малочисленных народов Севера в Красноярском крае достигает 80%. Хозяйственной деятельностью, связанной с традиционным образом жизни, занимается не более 10% коренных северян. Большинство семей из числа коренных малочисленных северных народов проживает в нищете, что является основной причиной повышенной заболеваемости и смертности населения, сокращения средней продолжительности жизни и снижения рождаемости. Демографические показатели последних лет вызывают серьезные опасения, по данным Сибирского отделения Российской академии медицинских наук, резерв исторического здоровья аборигенов Севера, при сложившихся условиях, может быть исчерпан за 2 - 3 поколения. Традиционный, складывающийся веками образ жизни коренных малочисленных народов Севера подменялся асоциальными формами их поведения. Среди представителей коренных малочисленных народов Севера возрастает алкогольная зависимость, утрачиваются национально-культурные и языковые особенности и обычаи.

Складывающаяся ситуация может иметь практически необратимые последствия, если не будут предприняты неотложные и эффективные меры по выявлению и устранению причин катастрофического разрушения основ образа жизни, присущего коренным малочисленным народам Севера.

Одной из важнейших задач, требующих в настоящее время безотлагательного решения, является развитие отраслей традиционного хозяйствования коренных малочисленных народов Севера. Такие традиционные отрасли хозяйствования, как оленеводство, охотничий промысел, рыболовство, являющиеся основой жизнедеятельности коренных северян, не выдерживают рыночной конкуренции и переживают глубокий кризис. На маршрутах производственной деятельности оленеводов и промысловиков в последнее время полностью прекращено государственное медицинское, торговое и транспортное обслуживание. Продолжается повышение цен на все виды товаров, оборудования, материалов и услуг. Коренное население не в состоянии обеспечить себя всем необходимым для ведения традиционного хозяйствования. Обострились проблемы убыточности традиционных отраслей. Здесь себестоимость единицы продукции в 1,5 - 2 раза выше реализационной цены. Продукция остается невостребованной или уходит за минимальную плату на "черный" рынок, что не окупает осуществленные затраты.

Одной из традиционных отраслей хозяйствования, в которой занято наибольшее количество представителей коренных малочисленных народов Севера, является охотничий промысел. К проблемам охотпромысла относятся, прежде всего, истощение ресурсов в наиболее продуктивных угодьях северных территорий, ухудшение экономических условий и снижение материальной заинтересованности охотников, несовершенство организации промысла. Не проводятся в необходимых объемах работы по выявлению ресурсов и определению состояния ресурсной базы охотничьего промысла. Разработка системы ведения охотничье-промыслового хозяйства позволит значительно увеличить продуктивность хозяйственных угодий.

Потенциально доходной и жизненно важной отраслью, обеспечивающей традиционный рацион питания северных народов, является рыболовство. Из-за систематических переловов и несоблюдения требований экологической безопасности резко сократился вылов рыбы в реках, протекающих по территории компактного проживания коренных малочисленных народов Севера. Поддержание популяции рыб на сегодняшнем уровне и тем более увеличение их численности невозможно без искусственного производства. Необходимо проведение зарыбления водоемов с целью восстановления водных биологических ресурсов.

Испытывает серьезные трудности и рыбоперерабатывающее производство. Необходимо обновление материально-технической базы и внедрение новых технологий, включая технологии переработки рыбного сырья, охлаждения, вакуумирования. Развитие рыбопереработки путем строительства новых цехов и модернизация оборудования будут способствовать повышению потребительского качества, расширению ассортимента и повышению товарности продукции.

Разрушение традиционных отраслей хозяйствования и, как следствие, снижение денежных доходов отрицательно сказывается на уровне жизни коренных малочисленных народов Севера. Номинальные доходы в 2 - 3 раза меньше среднероссийского уровня. Абсолютное большинство коренных малочисленных народов Севера живет за чертой бедности. Нередко единственным источником существования населения является охота, рыбная ловля, сбор дикорастущих ягод, грибов и лекарственных растений и пенсии пожилых людей.

Учитывая, что главная роль в жизнеобеспечении коренных малочисленных народов Севера принадлежит традиционным отраслям, обеспечение коренного населения всем необходимым для ведения традиционного хозяйствования позволит значительно улучшить условия и качество их жизни.

Низкий уровень жизни, ухудшение социально-экономической и экологической ситуации наряду с ухудшением (а в ряде случаев - прекращением) медицинского обслуживания на территориях проживания коренных малочисленных народов Севера привели к нарушению процессов социально-демографического воспроизводства. За последние годы значительно снизилась рождаемость коренных малочисленных народов Севера. Средняя продолжительность жизни коренных малочисленных народов Севера Красноярского края составляет 45 - 48 лет.

Негативные процессы привели к серьезным изменениям в половозрастном составе населения: уменьшению численности мужчин трудоспособного возраста и повышению доли женщины в общей численности работников, что является дополнительным фактором роста иждивенческой нагрузки на семью коренных малочисленных народов Севера и, соответственно, отрицательно влияет на уровень их жизни.

Вследствие экономического и социального кризиса, разрушения естественной природной среды, неадекватности питания (замены основных продуктов питания, входящих в традиционный рацион, - оленины, рыбы - продуктами питания с недостаточным содержанием белков и "живых" витаминов), ухудшения медицинского обслуживания коренных малочисленных народов Севера, недостатка лекарственных препаратов, отсутствия передвижных медицинских бригад происходит ухудшение состояния здоровья коренных малочисленных народов. Показатели заболеваемости значительно превышают среднероссийские. Отмечается рост таких заболеваний, как активный туберкулез, вирусный гепатит, венерические и острые кишечные заболевания. Повышается уровень смертности, основными причинами которой являются болезни органов дыхания, кровообращения, злокачественные новообразования. Повышается рост заболеваемости алкоголизмом.

В этой связи необходимо проведение срочных мер по реабилитации здоровья коренных малочисленных народов Севера. Для повышения уровня медицинского и санитарно-эпидемиологического обслуживания необходимо оснащение учреждений медицинского обслуживания необходимым оборудованием и лекарственными препаратами. В силу удаленности национальных поселков от территориальных центров оптимальным выходом из создавшегося положения является создание выездных передвижных медицинских бригад для профилактики, диагностики и лечения на местах.

Еще одной характерной проблемой для коренных малочисленных народов Севера является низкий уровень образования и профессиональной подготовки. Наблюдается недостаточная укомплектованность школ педагогическими кадрами по целому ряду общеобразовательных предметов, что резко снижает для подрастающего поколения возможности получения среднего специального и высшего образования. Положение усугубляется неудовлетворительным обеспечением национальных школ учебной и учебно-методической литературой, пособиями для внеклассного чтения, техническими средствами обучения. Возрастает количество школ, требующих текущего и капитального ремонта. Особой проблемой является обучение родному языку, которое осуществляется только на базе начальной школы.

Повышение уровня образования, которое включает в себя подготовку специалистов для общеобразовательных учреждений, предоставление коренным малочисленным народам возможностей для получения профессионально-технического и высшего образования, улучшение материально-технической базы общеобразовательных учреждений, а также развитие национальной культуры, является обязательным условием духовного возрождения коренных малочисленных народов Севера. В настоящее время культурные многовековые традиции коренных малочисленных народов все больше вытесняются упрощенными формами массовой культуры. В результате того, что дети воспитываются в интернатах, в отрыве от родных корней, произошла потеря преемственности и передачи опыта старших подрастающему поколению. Молодежь практически не возвращается к семье, к традиционным ремеслам и промыслам.

Создание этнокультурного центра, домов ремесел, фольклорных ансамблей позволит сохранить национальную самобытность коренных малочисленных народов Севера.

Комплексное решение проблем экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера в условиях рыночных отношений может быть обеспечено только при целенаправленной государственной протекционистской политике.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ


(в ред. Закона Красноярского края
от 02.10.2003 N 8-1399)

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»