ЗАКОН
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ


Об административно-территориальном устройстве Саратовской области

(с изменениями на 31 августа 2023 года)



принят Саратовской областной Думой
22 марта 2000 года

____________________________________________________________________

В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
Законом Саратовской области от 28.03.2002 N 22-ЗСО,
Законом Саратовской области от 06.02.2004 N 5-ЗСО,
Законом Саратовской области от 09.10.2006 N 99-ЗСО,

Законом Саратовской области от 07.02.2008 N 26-ЗСО,
Законом Саратовской области от 29.03.2010 N 45-ЗСО,
Законом Саратовской области от 28.01.2011 N 9-ЗСО,
Законом Саратовской области от 25.12.2012 N 207-ЗСО,
Законом Саратовской области от 04.02.2014 N 15-ЗСО,

Законом Саратовской области от 02.06.2021 N 63-ЗСО,
Законом Саратовской области от 24.12.2021 N 159-ЗСО,
Законом Саратовской области от 31.08.2023 N 97-ЗСО.

____________________________________________________________________


Глава I. Общие положения

Статья 1. Цели и предмет регулирования настоящего Закона

Настоящий Закон устанавливает административно-территориальное устройство области как субъекта Российской Федерации, а также систему административно-территориальных единиц, порядок преобразований в административно-территориальном устройстве области (статья с учетом изменений, внесенных Законом Саратовской области от 09.10.2006 N 99-ЗСО, см. предыдущую редакцию).

Статья 2. Основные понятия
(статья с учетом изменений, внесенных Законом Саратовской области от 02.06.2021 N 63-ЗСО, см. предыдущую редакцию)

В настоящем Законе применяемые понятия используются в следующих значениях:

административно-территориальная единица - часть территории области в фиксированных границах, включающая определенное географическое пространство с соответствующими населенными пунктами, где действуют органы государственной власти, органы местного самоуправления;

населенный пункт - часть территории области, на которой постоянно или преимущественно проживают жители области и которая имеет сосредоточенную застройку;

городской населенный пункт - город областного значения, город районного значения, поселок городского типа (рабочий, курортный, дачный поселок);

город областного значения - населенный пункт, являющийся экономическим и культурным центром, имеющий развитую промышленность, с численностью населения не менее 50 тысяч человек. В отдельных случаях к категории городов областного значения могут быть отнесены населенные пункты с численностью населения и менее 50 тысяч человек, имеющие важное промышленное, социально-культурное и историческое значение, перспективу дальнейшего экономического роста и роста численности населения;

город районного значения - населенный пункт, являющийся промышленным и культурным центром, с численностью населения не менее 12 тысяч человек, из которых работники сельского хозяйства и члены их семей составляют 15 и менее процентов;

поселок городского типа - рабочий поселок, курортный поселок, дачный поселок;

рабочий поселок - населенный пункт, на территории которого имеются промышленные предприятия, стройки, железнодорожные узлы, гидротехнические сооружения, предприятия по производству и переработке сельскохозяйственной продукции и другие экономически важные объекты, с численностью населения не менее 3 тысяч человек, из которых работники сельского хозяйства и члены их семей составляют 15 и менее процентов, а также населенный пункт, на территории которого расположены высшие учебные заведения и научно-исследовательские учреждения. В отдельных случаях к категории рабочих поселков могут быть отнесены населенные пункты с численностью населения и менее 3 тысяч человек, имеющие перспективу дальнейшего экономического и социального развития и роста численности населения;

курортный поселок - населенный пункт, расположенный в местности, имеющей лечебное значение, с численностью населения не менее 2 тысяч человек при условии, что количество приезжающих ежегодно для лечения и отдыха составляет не менее 50 процентов постоянного населения;

дачный поселок - населенный пункт, основным назначением которого является обслуживание городов в качестве санаторных пунктов или мест летнего отдыха. Дачные поселки не утрачивают своего характера, если часть населения постоянно проживает в них;

сельский населенный пункт - населенный пункт (деревня, село, хутор, поселок и другие), не отнесенный к городским населенным пунктам (абзац в редакции, введенной Законом Саратовской области от 09.10.2006 N 99-ЗСО, см. предыдущую редакцию);

район - административно-территориальная единица, объединяющая в своих исторически сложившихся границах территориально и административно связанные друг с другом населенные пункты, имеющая наименование и административный центр (абзац в редакции, введенной Законом Саратовской области от 09.10.2006 N 99-ЗСО, см. предыдущую редакцию);

закрытое административно-территориальное образование административно-территориальная единица, статус которого определяется законодательством Российской Федерации;

(абзац исключен Законом Саратовской области от 09.10.2006 N 99-ЗСО, см. предыдущую редакцию);

городской район - часть территории города;

(абзац исключен Законом Саратовской области от 09.10.2006 N 99-ЗСО, см. предыдущую редакцию);

административный центр - место постоянного нахождения органов государственной власти, представительных и исполнительных органов местного самоуправления;

административный район - административно-территориальная единица, объединяющая в своих исторически сложившихся границах территориально и административно связанные друг с другом населенные пункты, входящие в состав муниципального образования "Город Саратов", исключая населенный пункт г. Саратов, имеющая наименование и административный центр в г. Саратове;

административный округ - административно-территориальная единица, не входящая в состав района, объединяющая в своих исторически сложившихся границах территориально и административно связанные друг с другом населенные пункты, имеющая наименование и административный центр.

Статья 3. Принципы административно-территориального устройства

Административно-территориальное устройство основывается на следующих принципах:

обеспечения целостности территории области;

(абзац исключен Законом Саратовской области от 09.10.2006 N 99-ЗСО, см. предыдущую редакцию);

соответствия исторически сложившейся системе расселения, тенденциям ее развития;

разграничения и координации управленческих полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления на территориях соответствующих административно-территориальных единиц.

Статья 4. Понятие и содержание административно-территориального устройства области

Административно-территориальное устройство области является ее территориальной организацией и представляет собой систему исторически сложившихся административно-территориальных единиц и населенных пунктов в границах территории Саратовской области как субъекта Российской Федерации.

Административно-территориальные единицы являются пространственной основой деятельности федеральных и областных органов государственной власти и формируемых населением органов местного самоуправления.

Территорию соответствующих административно-территориальных единиц составляют муниципальные земли населенных пунктов в пределах городской черты (границ земель поселка, села) и земли других собственников, землепользователей в границах соответствующих земельных участков по отводным землеустроительным актам.

Статья 5. Система административно-территориального устройства
(статья с учетом изменений, внесенных Законом Саратовской области от 02.06.2021 N 63-ЗСО, см. предыдущую редакцию)

Саратовская область включает административно-территориальные единицы - районы, г.Саратов и его районы, административный район, административные округа, населенные пункты - города, поселки городского типа, сельские населенные пункты, закрытые административно-территориальные образования.

(часть исключена Законом Саратовской области от 09.10.2006 N 99-ЗСО, см. предыдущую редакцию).

Глава II. Порядок решения вопросов административно-территориального устройства области

Статья 6. Виды преобразований в административно-территориальном устройстве области
(статья с учетом изменений, внесенных Законом Саратовской области от 02.06.2021 N 63-ЗСО, см. предыдущую редакцию)


Преобразованиями в административно-территориальном устройстве области являются: образование, упразднение, объединение, присоединение, выделение, разделение административно-территориальных единиц, установление и изменение их границ, установление и перенесение административных центров районов, административных округов, изменение статуса административно-территориальных единиц.    

Создание (преобразование), реорганизация закрытого административно-территориального образования и изменение его границ осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.

Статья 7. Гарантии учета мнения населения при решении вопросов о преобразованиях в административно-территориальном устройстве
(статья с учетом изменений, внесенных Законом Саратовской области от 02.06.2021 N 63-ЗСО, см. предыдущую редакцию)

Преобразования в системе административно-территориального устройства производятся с учетом мнения населения соответствующих населенных пунктов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом (часть с учетом изменений, внесенных Законом Саратовской области от 07.02.2008 N 26-ЗСО, см. предыдущую редакцию).

По решению представительного органа муниципального образования мнение населения учитывается путем опроса граждан, проживающих на соответствующей территории, в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В случаях, установленных настоящим Законом, мнение населения выражается представительным органом муниципального образования (статья в редакции, введенной Законом Саратовской области от 09.10.2006 N 99-ЗСО, см. предыдущую редакцию).

В целях изменения статуса района путем преобразования района в административный район в соответствии со статьей 9_2 настоящего Закона учитывается мнение населения, выраженное соответствующими представительными органами местного самоуправления в ходе преобразования муниципальных образований района, предусматривающего объединение всех поселений, расположенных на территории района, с муниципальным образованием "Город Саратов".

Статья 8. Условия решения вопросов о преобразованиях в административно-территориальном устройстве
(статья с учетом изменений, внесенных Законом Саратовской области от 04.02.2014 N 15-ЗСО, см. предыдущую редакцию).

Вопросы преобразований в административно-территориальном устройстве области, за исключением вопросов установления или изменения границ населенных пунктов, решаются областной Думой по представлению Правительства области в соответствии с инициативой органов местного самоуправления (абзац в редакции, введенной Законом Саратовской области от 28.01.2011 N 9-ЗСО, см. предыдущую редакцию).

В областную Думу должны быть представлены следующие документы:

заключение комиссии по вопросам административно-территориального устройства Саратовской области;


соответствующие правовые акты органов местного самоуправления, обоснование необходимости предполагаемого преобразования;

карта преобразований;

смета расходов, необходимых для проведения предполагаемых преобразований, с указанием источников финансирования;

документы, подтверждающие учет мнения населения, в случаях, установленных настоящим Законом (абзац с учетом изменений, внесенных Законом Саратовской области от 06.02.2004 N 5-ЗСО. см. предыдущую редакцию).

Статья 9. Порядок образования и упразднения административно-территориальных единиц, установление и перенесение административного центра района
(статья в редакции, введенной Законом Саратовской области от 09.10.2006 N 99-ЗСО, см. предыдущую редакцию)


Соответствующие представительные органы местного самоуправления при образовании и упразднении административно-территориальных единиц, установлении и перенесении административного центра района представляют в Правительство области:

1) решение представительных органов местного самоуправления по вносимому предложению;

2) документы, подтверждающие учет мнения населения;

3) пояснительную записку, содержащую обоснование целесообразности вносимых предложений и сведения о размере территории административно-территориальной единицы, количестве городов, рабочих поселков и иных населенных пунктов, численности населения, количестве крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных предприятий, основных промышленных предприятий, строительных, транспортных и других организаций, количестве социально-культурных учреждений, предприятий торговли и бытового обслуживания, сведения об имеющихся и предусматриваемых в связи с вносимым предложением о структуре и штатах органов местного самоуправления источниках покрытия дополнительных расходов на содержание работников органов местного самоуправления;

4) характеристику населенного пункта, в котором размещается или будет размещаться административный центр, содержащую сведения о его географическом положении по отношению к территории административно-территориальной единицы, численности населения, перечень промышленных предприятий, строительных, транспортных и других организаций, сведения о социально-культурных учреждениях, предприятиях торговли и бытового обслуживания, коммунальном хозяйстве, жилищном фонде и его принадлежности, наличии помещений для размещения организаций и жилья для работников этих организаций, сведения о расходах денежных средств, связанных с перенесением административного центра, состоянии путей сообщения и средств связи от административного центра до центров поселений (от административного центра поселения до населенных пунктов, входящих в его состав), наименовании ближайшей железнодорожной станции и расстоянии до нее;

5) карту в трех экземплярах с указанием на ней границ и административных центров, населенных пунктов и основных путей сообщения, утвержденную главой муниципального образования, заверенную гербовой печатью.

Для перенесения административного центра района требуется согласие граждан большинства населенных пунктов, находящихся на территории административно-территориальной единицы.

При перенесении административного центра района необходимо указать, имеется ли в населенном пункте, в который переносится административный центр района, помещение для размещения представительных органов местного самоуправления и администрации.     

Статья 9_1. Порядок установления и изменения границ административно-территориальных единиц
(статья в редакции, введенной Законом Саратовской области от 28.01.2011 N 9-ЗСО, см. предыдущую редакцию)

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»