Недействующий


САРАТОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ

23.06.2006 N 6-43

О Положении о муниципальном финансовом контроле в муниципальном образовании "Город Саратов"

(наименование с учетом изменений, внесенных решением Саратовской городской Думы от 24.09.2009 N 43-509,
см. предыдущую редакцию)
(с изменениями на 24 сентября 2009 года)

_______________________________________
Отменен на основании
решения Саратовской городской Думы
от 26.04.2013 N 24-288
_______________________________________


____________________________________________________________________

     В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
решением Саратовской городской Думы от 24.09.2009 N 43-509.

____________________________________________________________________

     

Саратовская городская Дума

РЕШИЛА:

1. Принять Положение о муниципальном финансовом контроле в городе Саратове (прилагается).

2. Признать утратившим силу решение Саратовской городской Думы от 29.04.98 N 18-155 "О Положении о целевом и эффективном использовании средств городского бюджета в городе Саратове".

3. Администрации города привести правовые акты в соответствие с настоящим решением.

4. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.

5. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию по бюджетно-финансовым вопросам, экономике, использованию собственности, местным налогам и сборам и Контрольно-счетную палату городской Думы.

Глава муниципального образования
"Город Саратов"
О.В. Грищенко


Приложение
к решению
Саратовской городской Думы
от 23.06.2006 N6-43

     

Положение о муниципальном финансовом контроле в городе Саратове

1. Общие положения


Настоящее Положение разработано в соответствии с Бюджетным законодательством, законодательством об административных правонарушениях и об административной ответственности в бюджетной сфере, Уставом муниципального образования "Город Саратов", иными актами федерального законодательства и законодательства Саратовской области, решениями Саратовской городской Думы (абзац с учетом изменений, внесенных решением Саратовской городской Думы от 24.09.2009 N 43-509, см. предыдущую редакцию).

Муниципальный финансовый контроль представляет собой экономические отношения по поводу формирования и эффективного использования муниципального имущества в денежной и натуральной форме, проявляющиеся в регулируемой правовыми нормами деятельности субъектов имущественных правоотношений по контролю за поступлением, движением и расходованием муниципальных денежных средств и муниципального имущества.

2. Цели и основные задачи муниципального финансового контроля


Целью муниципального финансового контроля является выявление отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования денежных средств и материальных ресурсов, обеспечивающее основания для принятия корректирующих мер, в отдельных случаях, для привлечения виновных к ответственности, получения возмещения причиненного ущерба, осуществления мероприятий по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем.

Основными задачами муниципального финансового контроля являются:

- контроль за полнотой и своевременностью формирования и исполнения бюджета города по доходам и расходам, достоверностью финансовой отчетности;

- контроль за соблюдением законодательных и нормативных правовых актов, стандартов и правил формирования, распределения и использования муниципальных финансовых средств, соблюдением финансовой дисциплины;

- контроль за экономической обоснованностью, правомерным, целевым и эффективным использованием муниципальных финансовых и материальных ресурсов, в том числе муниципального имущества, за приватизацией муниципального имущества;

- контроль за предоставлением и использованием налоговых льгот, кредитных и заемных средств, привлеченных под гарантии города, а также иных форм муниципальной поддержки;

- контроль за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и муниципальных гарантий, условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств;

- контроль за состоянием муниципального внутреннего долга;

- контроль нормативных правовых актов органов местного самоуправления, затрагивающих доходы и расходы бюджета города, связанных с управлением и распоряжением иными видами муниципального имущества;

- контроль за полнотой и своевременностью осуществления мер по устранению выявленных нарушений, выполнением решений, принятых органами местного самоуправления по результатам ревизий и проверок, подготовка предложений, направленных в целом на совершенствование бюджетного процесса и управления муниципальным имуществом.

При решении указанных задач осуществляется формальный (контроль соответствия) и (или) контроль за эффективностью расходования, использования муниципальных денежных средств и имущества.

Задачей формального контроля является документальная и (или) фактическая проверка законности и правильности распределения и использования финансовых средств, иных муниципальных ресурсов и ведения бухгалтерских счетов, иных видов учета и отчетности.

Контроль за эффективностью расходования, использования муниципальных денежных средств и имущества направлен на проверку того, насколько эффективно и экономно органами местного самоуправления и получателями муниципальных средств расходуются, используются муниципальные денежные средства и имущество, полученные для выполнения возложенных функций и поставленных задач. Предметом такого контроля являются также административная и организационная системы органов местного самоуправления и получателей муниципальных средств.

Контроль эффективности включает в себя:

а) проверку экономности использования муниципальных средств; достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств;

б) проверку продуктивности использования трудовых, финансовых и прочих ресурсов в процессе производственной и иной деятельности; достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств;

в) проверку результативности деятельности по выполнению поставленных перед проверяемой организацией задач, достижению фактических результатов по сравнению с плановыми показателями с учетом объема выделенных для этого ресурсов.

В зависимости от поставленных целей, контроль эффективности может включать один или несколько взаимосвязанных элементов либо иметь специализированную направленность в рамках одного элемента.

При проведении контроля эффективности не ставится задача дать общую характеристику работы проверяемого органа местного самоуправления или получателя муниципальных средств. Контролю подвергаются, как правило, конкретные сферы или аспекты их деятельности.

Контроль эффективности должен быть направлен на то, чтобы по его результатам можно было сделать выводы и предложить конкретные рекомендации по повышению эффективности использования муниципальных средств проверяемыми организациями.

3. Основные принципы, формы, субъекты и объекты муниципального финансового контроля


3.1. Основные принципы осуществления муниципального финансового контроля: законность; независимость; объективность; ответственность; гласность; системность.

Принцип законности означает неуклонное и точное соблюдение норм и правил, установленных законодательством, правовыми актами местного самоуправления всеми субъектами муниципального финансового контроля.

Принцип независимости означает, что субъекты муниципального финансового контроля независимы в части осуществления контрольной деятельности от органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц, политических и иных общественных организаций. Воздействие и влияние на них с целью изменения формулируемых мнений и выводов по результатам контрольной деятельности не допускается.

Принцип объективности означает, что муниципальный финансовый контроль осуществляется с использованием официальных документальных данных и документированных в ходе контрольных мероприятий данных в установленном законодательством и правовыми актами местного самоуправления порядке, путем применения методов, обеспечивающих получение всесторонней и достоверной информации.

Принцип ответственности означает, что к правонарушителям финансового законодательства применяются меры правовой ответственности. Освобождение от правовой ответственности лица, совершившего финансовое правонарушение, допускается по основаниям, предусмотренным законом, и в порядке, установленном законом. Не допускается сокрытие финансовых нарушений. Работники, осуществляющие контроль, несут ответственность за совершенные ими в области финансового контроля противоправные действия в соответствии с законодательством.

Принцип гласности означает открытость и доступность для общества и средств массовой информации сведений о результатах контрольных (контрольно-ревизионных и экспертно-аналитических) мероприятий в рамках муниципального финансового контроля при условии сохранения государственной, коммерческой, иной охраняемой законом тайны.

Принцип системности означает единство правовых основ контрольной деятельности, осуществляемой в рамках муниципального финансового контроля, организацию взаимодействия субъектов муниципального финансового контроля.

3.2. Формами муниципального финансового контроля являются:

- предварительный финансовый контроль - контроль в процессе рассмотрения проектов бюджета города, нормативных правовых актов по бюджетно-финансовым и имущественным вопросам, осуществление контроля до момента совершения расходов;

- текущий финансовый контроль - контроль за поступлением доходов и расходованием средств бюджета города, включая средства от использования муниципального имущества, движением муниципального имущества, использованием привлеченных средств (кредитов, займов, гарантий) и обслуживанием муниципального долга непосредственно в момент совершения расходов после подтверждения денежных обязательств;

- последующий финансовый контроль - контроль, осуществляемый органами муниципального финансового контроля по итогам совершения хозяйственных операций со средствами бюджета города, включая средства от использования муниципального имущества, и муниципальным имуществом юридическими и физическими лицами.

3.3. Объект и субъекты муниципального финансового контроля.

Субъектом муниципального финансового контроля является Саратовская городская Дума непосредственно как коллегиальный представительный орган и формируемая Думой контрольно-счетная палата.

Объектом муниципального финансового контроля является деятельность подконтрольных субъектов муниципального финансового контроля, указанных в пункте 3.4 настоящего Положения, в процессе исполнения городского бюджета и подготовки заключения на годовой отчет об исполнении бюджета, экспертизы проектов бюджета, долгосрочных целевых программ и правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации.

Предметом муниципального финансового контроля являются также механизмы реализации муниципального финансового контроля, осуществляемого администрацией муниципального образования "Город Саратов", система организации и управления, направленная на повышение эффективности использования муниципальных ресурсов, а именно денежных средств и имущества.

Муниципальный финансовый контроль может осуществляться с привлечением специализированных организаций и иных лиц: экспертов, аудиторов и других.

(пункт в редакции, введенной решением Саратовской городской Думы от 24.09.2009 N 43-509, см. предыдущую редакцию).

3.4. Подконтрольными субъектами муниципального контроля являются: главные распорядители и получатели средств бюджета муниципального образования "Город Саратов"; муниципальные предприятия, учреждения и организации, доли в уставных капиталах которых находятся в муниципальной собственности, другие участники бюджетного процесса в муниципальном образовании "Город Саратов"; коммерческие и некоммерческие организации вне зависимости от вида деятельности, организационно-правовых форм и форм собственности, если они от имени города приобретают и (или) осуществляют своими действиями имущественные и личные неимущественные права и обязанности (пункт в редакции, введенной решением Саратовской городской Думы от 24.09.2009 N 43-509, см. предыдущую редакцию).

4. Методы осуществления муниципального финансового контроля


Под методами муниципального финансового контроля понимаются способы, пути, приемы достижения целей финансового контроля. Методами муниципального финансового контроля являются: проверка, ревизия, аудит, обследование, контрольный обмер, анализ, экспертиза и другие.

Комплексная ревизия (проверка) финансово-хозяйственной (исполнительно-распорядительной) деятельности в области муниципальных финансов - система контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности, эффективности и целевого характера совершенных операций контролируемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами возложена ответственность за их осуществление.

Ревизия (проверка) финансово-хозяйственной (исполнительно-распорядительной) деятельности в области муниципальных финансов - единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке финансово-хозяйственной либо исполнительно-распорядительной деятельности проверяемой организации.

Аудит - анализ достоверности финансовой отчетности, реальности и полноты бюджетных проектировок, деятельности органов, исполняющих бюджет, финансовой деятельности субъектов ведомственной структуры расходов по исполнению бюджета города в целях определения соответствия требованиям законодательных и других правовых актов, предписанным условиям и установленным правилам, а также в целях выработки предложений по совершенствованию этой деятельности.

Анализ - изучение предмета контроля путем его практического расчленения на составные части по признакам, свойствам для исследования причин и последствий выявленных отклонений и нарушений в процессе формирования доходов и расходования бюджетных средств и использования муниципального имущества.

Обследование - ознакомление с состоянием определенного направления или вопроса финансово-хозяйственной или исполнительно-распорядительной деятельности контролируемой организации;

Контрольный обмер - проверка достоверности составления актов на ввод объектов в эксплуатацию после окончания их строительства или капитального ремонта, сохранности товарно-материальных ценностей;

Экспертиза - компетентное исследование каких-либо вопросов, требующее специальных знаний и представления мотивированного заключения.

5. Организация и планирование контрольных мероприятий


5.1. Саратовская городская Дума использует формы и методы контроля, предусмотренные законодательством, Уставом города Саратова, настоящим Положением, иными решениями Думы, в том числе: рассмотрение проектов правовых актов, отчетов и иной информации на заседаниях Думы, комиссий, рабочих групп, в ходе депутатских слушаний и в связи с депутатскими запросами; проверки контрольно-счетной палаты, других субъектов муниципального финансового контроля и иные.

Контрольная деятельность Думы, осуществляемая в ходе рассмотрения проектов правовых актов, отчетов и иной информации на заседаниях Думы, комиссий, предусматривается планами работы, утверждаемыми городской Думой.

5.2. Контрольно-счетная палата, формируемая Саратовской городской Думой в целях контроля за исполнением бюджета города, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, ведет свою работу на основе перспективного плана работы, утверждаемого Саратовской городской Думой и текущих (полугодовых) планов.

Внеплановые контрольные мероприятия проводятся на основании решений Саратовской городской Думы или решений, принимаемых на совещании контрольно-счетной палаты.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»