Действующий

О муниципальной целевой Программе социальной поддержки населения города Саратова на 2006 год (с изменениями на 31 января 2007 года)

I. Проблемы и обоснование необходимости их решения программными методами


Согласно статистическим данным, в городе насчитывается около 50 тысяч семей, которые нуждаются в социальной поддержке. Это граждане, испытывающие трудности в поиске работы (инвалиды; лица предпенсионного возраста; беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие матери, многодетные семьи, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей - инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации во время Чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые); неполные, опекунские семьи; семьи с детьми- инвалидами; семьи военнослужащих, погибших в результате военных конфликтов; ветераны труда; труженики тыла; ветераны ВОВ; пенсионеры, получающие пенсии в размере не более 1,5 размера прожиточного минимума в расчёте на душу населения по Саратовской области, установленного на момент обращения и др.

Мероприятия муниципальной целевой Программы социальной поддержки населения города Саратова на 2006 год (далее - Программа) являются дополнительными мерами социальной помощи к установленным федеральным и областным законодательством социальным пособиям и льготам. Данная Программа не предполагает подмены предусмотренных законодательством Российской Федерации и Саратовской области видов социальной поддержки социально незащищенных граждан.

Наиболее острыми социальными проблемами в городе являются: реформирование жилищно-коммунального комплекса, когда оплата за жилье и коммунальные услуги составляет 100% от экономически обоснованных тарифов и значительно возрастает нагрузка на семейный бюджет при оплате жилищно-коммунальных услуг; пассивность участия в функционировании системы социальной защиты институтов гражданского общества, самого населения; неразвитость социальной самопомощи и взаимной поддержки граждан; отсутствие обоснованных критериев и норм предоставления социальной помощи, также требующих поиска новых адекватных решений.

Отсюда исключительно важными и актуальными становятся, во-первых, закрепление позитивных результатов предыдущей Программы, во-вторых, совершенствование форм и методов работы в соответствии со сложившимися современными реалиями, в-третьих, поиск новых нестандартных подходов решения задач социальной защиты населения г. Саратова, что должно быть реализовано в новой Программе адресной социальной защиты населения в 2006 году.

В настоящее время на территории города действует ряд нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, предусматривающих оказание социальной поддержки населению. Льготы предоставляются муниципальными предприятиями и учреждениями различной структурной принадлежности, а именно: муниципальное предприятие банно-прачечного хозяйства, детские сады, муниципальные учреждения культуры, музыкальные школы и другие. Полная база данных о совокупности мер социальной поддержки населения г. Саратова отсутствует.

Необходимо сформировать полный перечень мер социальной поддержки оказываемых органами местного самоуправления, базу данных о её получателях, обеспечить максимальную прозрачность прохождения финансовых потоков при финансировании льгот.

Организация занятости детей и подростков, в том числе как элемент организации отдых детей в каникулярный период, в настоящее время является одной из наиболее острых социальных проблем. Обострение демографической ситуации, высокий уровень детской беспризорности и безнадзорности требуют поиска новых путей развития системы трудоустройства несовершеннолетних и, в первую очередь, в каникулярный период.

В г. Саратове проживает 154,5 тыс. несовершеннолетних детей, из них более 29 тыс. детей в возрасте от 14 до 18 лет. В настоящее время положение детей из-за снижения жизненного уровня большинства семей продолжает оставаться сложным. Более 360 детей в возрасте от 14 до 18 лет проживают в семьях находящихся в социально опасном положении, более 1000 детей проживают в многодетных семьях, более 3,6 тыс. детей проживают в неполных семьях, около 70 детей-сирот проживают в семьях опекунов. Таким образом, в семьях, требующих социальной поддержки, проживает порядка 4 тыс. детей в возрасте от 14 до 18 лет, или 14% от общего числа детей данной возрастной группы.

По-прежнему тревожной в городе остается ситуация с подростковой преступностью. В 2005 году рост преступности среди учеников общеобразовательных учебных заведений составил 8,9% по сравнению с 2004 годом.

В новых социально-экономических условиях все более важное значение приобретает временное трудоустройство подростков. В последние годы отмечается рост числа подростков, желающих работать в период каникул и свободное от учебы время. Организация посильных работ для несовершеннолетних является не только эффективной формой профилактики безнадзорности и правонарушений, но и позволяет подросткам оценить свои возможности, приобрести трудовые навыки.

Одной из задач, сформулированных в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, является создание условий, благоприятствующих воспитанию детей.

Важным направлением городской политики по решению поставленной задачи является организация временной занятости подростков, которая предусматривает оказание помощи несовершеннолетним гражданам в вопросах трудоустройства в период летних каникул и в свободное от учебы время.

За последнее время в городе наблюдается устойчивое снижение количества занятых несовершеннолетних подростков. Если в 2001 г. было трудоустроено 5573 подростка, то в 2005 году по оценке центров занятости населения трудоустроено всего 2100 подростков. Снижение количества трудоустроенных подростков обусловлено следующими причинами:

- необходимость оформления ряда документов для подростка: трудовая книжка (срочный трудовой договор), регистрация в Пенсионном фонде, Регистрация в Фонде Социального страхования;

- особые условия труда подростка, установленные Трудовым кодексом РФ;

- отсутствие у подростков чувства ответственности за выполняемые трудовые обязанности.

Общая численность подростков, трудоустроенных за 2001-2005 гг., по городу Саратову характеризуется следующими показателями.

Год

Общая численность трудоустроенных подростков, чел.

2001

5573

2002

2587

2003

4013

2004

4058

2005

2100

2006

3050
 (ожидаемая)


Опыт работы органов службы занятости и других заинтересованных ведомств показывает, что решение проблем занятости несовершеннолетних граждан возможно только при объединении усилий всех заинтересованных сторон и постоянном внимании к ним органов местного самоуправления.

В сложившейся ситуации организация занятости детей требует программно-целевого подхода и должна рассматриваться как целенаправленная деятельность, способная решить многие проблемы.