САРАТОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ

07.04.2005 N 56-529


О муниципальной целевой Программе
"Создание и развитие единого информационного пространства органов местного самоуправления города Саратова на 2005-2009 годы"

____________________________
Снят с контроля на основании
решения Саратовской городской Думы
от 26.03.2009 N 38-426
____________________________


В соответствии со статьей 20 Устава города Саратова, в целях создания и развития информационной инфраструктуры города Саратовская городская Дума

РЕШИЛА:

1.Принять муниципальную целевую Программу "Создание и развитие единого информационного пространства органов местного самоуправления города Саратова на 2005-2009 годы" (прилагается).

2. Настоящее решение вступает в силу со дня его опубликования.

3. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на постоянные комиссии по промышленности, транспорту, связи, торговле и местному самоуправлению, вопросам социальной сферы, законности, защите прав населения.


Мэр города -
 глава городского самоуправления
Ю.Н. Аксёненко


Приложение
к решению
 Саратовской городской Думы
от 07.04.2005 N 56-529

     

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Создание и развитие единого информационного пространства органов местного самоуправления города Саратова на 2005-2009 годы"


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Муниципальная целевая Программа: "Создание и развитие единого информационного пространства органов местного самоуправления города Саратова на 2005-2009 годы" (далее - Программа).

Краткое наименование программы

"Электронный город"

Дата принятия решения о разработке программы

26 мая 2003 года

Дата принятия программы

7 апреля 2005 года

Заказчик программы

Администрация города Саратова

Основные разработчики программы

1. ГОУ ВПО "Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского".

2. Комитет по экономике администрации города.

3. Аппарат администрации города.

4. Аппарат Саратовской городской Думы.

Цели программы

1. Создание единого информационного пространства органов местного самоуправления (ОМСУ), обеспечивающего выработку, принятие, исполнение и контроль управленческих решений в органах местного самоуправления.

2. Обеспечение открытости, информационной полноты и прозрачности деятельности ОМСУ для населения.

Задачи программы

1. Формирование и проведение согласованной и скоординированной политики в сфере информатизации ОМСУ, разработка соответствующих документов.

2. Создание организационных и экономических условий, обеспечивающих выполнение необходимого комплекса мероприятий по созданию интегрированной информационной системы ОМСУ.

3. Разработка и ввод в действие (внедрение) муниципальных стандартов информатизации, их правовое и организационное обеспечение.

4. Проектирование (разработка) интегрированной информационно-аналитической системы (ИИАС) ОМСУ.

5. Разработка многоуровневой системы критериев оценки эффективности информационной системы (ИС), ее внедрение.

Важнейшие целевые показатели

- обеспечение всем локальным муниципальным компьютерным сетям доступа к информационным ресурсам ОМСУ;

- обеспечение всем сотрудникам ОМСУ возможности использования современных информационных технологий в соответствии с должностными обязанностями;

- снижение процента безвозвратно утерянных документов;

- снижение бюджетных расходов на функционирование ОМСУ;

- динамичный рост доли населения и организаций, пользующихся информационными порталами ОМСУ;

- ввод в промышленную эксплуатацию интегрированной информационно-аналитической системы "Электронный город" в 2009 году в полном объеме;

- рост инвестиционной привлекательности города Саратова за счет повышения прозрачности деятельности ОМСУ в виде притока капитала.

Срок, этапы реализации программы, перечень подпрограмм и основных мероприятий.

Программа рассчитана на пять лет-с 2005 года по 2009 год и состоит из трёх этапов. Каждый этап предполагает разработку технического задания и заканчивается отчётом.

Первый этап: (2005 год) включает в себя:

1. Анализ предметной области, выявление основных функций ОМСУ, определяемых для реализации их в ИИАС, анализ существующего программного обеспечения, информационных ресурсов и потребностей в них ОМСУ с целью выяснения возможностей по интеграции существующих систем и составления детального перечня наличествующих аппаратно-программных средств.

2. Выработку рекомендаций по обновлению, закупке и созданию элементов информационных систем ОМСУ на основе проведенного анализа.

3. Создание детального плана развития и спецификаций информационной инфраструктуры ОМСУ.

4. Определение целесообразности формирования подпрограмм в разрезе направлений информатизации и отраслей. Корректировка задач Программы на 2-й и 3-й этапы.

Второй этап: (2006-2008 годы) включает в себя:

1. Проектирование и построение единой ИИАС ОМСУ (с учётом добавления в неё предшествующих наработок).

2. Проектирование и построение интегрированной компьютерной сети ОМСУ.

3. Запуск отдельных сегментов сети и компонентов ИИАС ОМСУ.

Третий этап: (2009 год) включает в себя:

1. Внедрение и сопровождение ИИАС.

2. Подготовку сотрудников ОМСУ к переходу на качественно новый уровень деятельности, связанный с широким применением современных информационных технологий в повседневной работе.

Исполнители программы

Администрация города, структурные подразделения администрации города, комитет по экономике, городская Дума, организации-подрядчики.

Объемы и источники финансирования

Общий объем финансирования -32 500 000 рублей. В том числе: 16 250 000 рублей - бюджет города, по годам:

2005 год - 1000 тыс. рублей;

2006 год - 4440 тыс. рублей;

2007 год - 4390 тыс. рублей;

2008 год - 4040 тыс. рублей;

2009 год - 2380 тыс. рублей.

16 250 000 рублей - федеральный бюджет (Федеральная целевая Программа "Электронная Россия (2002-2010 годы)"). Суммы, необходимые на проведение мероприятий 2-го и 3-го этапов (2006-2009 годы) Программы оценены на основе предварительного анализа в ценах 2005 года и будут уточнены после завершения 1-го этапа Программы.

Ожидаемые результаты реализации программы

Создание единого информационного пространства ОМСУ, включающего как компоненты:

- информационно-телекоммуникационную инфраструктуру, обеспечивающую эффективное формирование и использование муниципальных информационных ресурсов на основе современных технологий, в частности, единую компьютерную сеть, связывающую администрацию г. Саратова, городскую Думу, администрации районов города и другие структурные подразделения ОМСУ подведомственные организации;

- единую ИИАС, содержащую информацию, необходимую для поддержки высокопроизводительного функционирования ОМСУ. Эта система должна стать мощным инструментом управления городом, поддерживающим процесс выработки, принятия, исполнения и контроля управленческих решений. Создание автоматизированных рабочих мест в рамках ИИАС позволит увеличить скорость реагирования ОМСУ на возникающие проблемы и усилить контроль исполнительской дисциплины. Интегрированную информационную систему можно будет использовать на разных уровнях управления. Собственником ИИАС будет являться муниципальное образование "Город Саратов".

Повышение эффективности функционирования ОМСУ за счет широкого использования информационно-коммуникационных технологий, создания принципиально новых возможностей по планированию и проведению мониторинга управленческих и социально-экономических процессов, принятия своевременных решений по регулированию этих процессов:

- повышение производительности управленческого труда в ОМСУ на 20%;

- снижение бюджетных расходов за счет экономии времени рабочим персоналом из расчета 7000 рублей на человека в год (в действующих ценах 2004 г.) по прогнозным оценкам, в том числе за счет:

- предупреждения возрастания расходов на содержание аппарата ОМСУ, связанных с увеличением числа выполняемых функций;

- сокращения численности персонала;

- экономии на услугах связи, и транспортных расходах;

- экономии расходных материалов и снижения стоимости архивного хранения документов;

- предоставление гражданам города и хозяйствующим субъектам дополнительных информационных услуг на компенсационной основе.

Повышение информационной открытости ОМСУ: обеспечение контроля использования бюджетных средств, оптимизация бюджетных расходов за счет открытости конкурсных процедур, создания информационных порталов ОМСУ.

Система организации контроля за исполнением программы

Текущий контроль осуществляется профильными постоянными комиссиями городской Думы, администрацией города и координационным советом, положение о котором будет разработано отдельно.

Отчет о ходе исполнения первого этапа предоставляется городской Думе не позднее 01.11.2005. Периодичность предоставления в городскую Думу промежуточных отчетов о ходе реализации 2-го и 3-го этапов определяется по результатам проведения первого этапа и корректируется впоследствии, в том числе, при утверждении планов работы городской Думы.

Отчеты утверждаются Саратовской городской Думой. При предоставлении отчетов об исполнении Программы должен быть указан объем средств, выделенных городу из федерального и регионального бюджетов с указанием направлений их расходования.

     

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами.

1.1. Соотнесённость Программы с государственной политикой в области информатизации.


Настоящая Программа основывается на решениях органов государственной власти России, касающихся вопросов информатизации и соотнесена с Федеральной целевой Программой "Электронная Россия (2002-2010 годы)".

Программа разработана в соответствии с Указом Президента РФ от 28 июня 1993 г. N 966 "О Концепции правовой информатизации России"; "Концепцией формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов", одобренной решением Президента Российской Федерации 23 ноября 1995 г. N Пр-1694; Распоряжением Правительства РФ от 27 сентября 2004 г. N 1244-р "Об утверждении Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года и плана мероприятий по ее реализации".

1.2. Общее состояние информатизации и её проблемы в России.


ФЦП "Электронная Россия(2002-2010 годы)" определяет значение информатизации следующим образом: "Развитие и широкое применение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) является глобальной тенденцией мирового развития и научно-технической революции последних десятилетий. Применение ИКТ имеет решающее значение для повышения конкурентоспособности экономики, расширения возможностей её интеграции в мировую систему хозяйства, повышения эффективности государственного управления и местного самоуправления".

Несмотря на высокие темпы развития ИКТ в последнее десятилетие, Россия не смогла сократить отставание от промышленно развитых стран в уровне информатизации экономики и общества. Вместе с тем, недостаточное развитие ИКТ в России усугубляется целым рядом факторов, создающих препятствия для широкого внедрения и эффективного использования ИКТ в экономике, развития производства в сфере ИКТ. К числу таких негативных факторов относятся:

- несовершенная нормативно-правовая база, в том числе и местного самоуправления (МСУ), разрабатывающаяся без учёта возможностей современных ИКТ;

- недостаточное развитие ИКТ в области государственного и муниципального управления;

- неготовность органов государственной власти и органов МСУ к применению эффективных технологий управления и организации взаимодействия с гражданами и хозяйствующими субъектами;

- отсутствие целостной информационной инфраструктуры и эффективной информационной поддержки рынков товаров и услуг;

- недостаточный уровень подготовки кадров в области создания и использования ИКТ;

- барьеры, возникающие из-за недостатков в регулировании экономической деятельности при выходе российских предприятий и других организаций сферы ИКТ на российский и мировой рынки;

- высокий уровень монополизации сетей связи, создающий барьеры на пути их использования и приводящий к перекосам в тарифной политике.

Федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002-2010 годы)" должна обеспечить формирование нормативно-правовой базы в сфере ИКТ. В процессе выполнения программы будут определяться общие направления развития ИКТ (основные принципы, стандарты и типовые решения по реализации различных проектов) как одного из основных направлений социально-экономического развития страны.

Важным результатом распространения ИКТ и проникновения их во все сферы общественной жизни является создание правовых, организационных и технологических условий для развития демократии за счет реального обеспечения прав граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации.

Информатизация - важный фактор устойчивого (стабильного) развития, так как создаёт условия и технологию для объективного социально-экономического, демографического и экологического мониторинга качества жизни населения, помогает выработать реальную политику социальной защиты.

Выполнение настоящей муниципальной Программы должно обеспечить развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктуры ОМСУ, сформировать условия для подключения ОМСУ к открытым информационным системам, а также обеспечить эффективное взаимодействие органов местного самоуправления как с органами государственной власти, так и с гражданами и хозяйствующими субъектами на основе широкого внедрения ИКТ.

2. Тенденции и проблемы информатизации ОМСУ города Саратова.


Предполагаемыми объектами информатизации настоящей Программы являются органы местного самоуправления города Саратова.

2.1. Объективный характер процесса.


Процесс информатизации ОМСУ имеет значительные ресурсы саморазвития и потенциал в различных сферах деятельности. Предварительный анализ выявил использование в ОМСУ и подведомственных организациях таких программных комплексов, как градостроительные, земельные и картографические, программно-аппаратный комплекс "Радей" (система расчетов за жилищно-коммунальные услуги и адресной социальной помощи), сайт городской администрации, системы "Парус", "Кодекс", "Гарант" и др.

Ниже указаны тенденции, отражающие состояние информатизации города, не соответствующее требованиям времени.

2.2. Стихийность развития.


Создавая информационные системы, каждое подразделение ОМСУ и подведомственные организации преследуют преимущественно ведомственные цели с локальной минимизацией затрат. Поэтому возможности обмена информацией и интеграция в общегородское, областное, федеральное и мировое информационное пространство изначально не планируются либо предполагаются в минимальной степени.

2.3. Дублирование затрат и усилий.


Многие подразделения ОМСУ и подведомственные организации создают и поддерживают в актуальном состоянии базовые справочники, содержащие сведения о физических и юридических лицах, о недвижимости и прочие данные вместо аккумулирования этих сведений с меньшими затратами и транзакционными издержками в базах и банках данных общего доступа.

Две вышеназванные негативные тенденции порождены отсутствием координации процесса информатизации ОМСУ, комплексного подхода к решению как отраслевых, так и межотраслевых проблем. Следствием является невозможность в полной мере извлекать общественную выгоду из информатизации ОМСУ.

В настоящий момент в свободном доступе находится лишь несколько разрозненных информационных ресурсов - раздел на сайте sarbc.ru, сайт администрации г. Саратова и городской Думы, содержащий, в основном, редко обновляемую информацию и некоторое количество статистических данных, представленных в виде отчетов.

2.4. Отсутствие единой политики в области информационных технологий, применяемых при выработке, принятии, исполнении управленческих решений ОМСУ.


В частности:

- отсутствуют нормативные документы, регламентирующие разнообразные аспекты процесса информатизации ОМСУ: основные принципы, стандарты и типовые решения по реализации различных проектов;

- не определены приоритеты обеспечения прямого доступа ко всем (основным) информационным ресурсам высшего звена руководящих работников и контрольных органов МСУ города;

- недостаточно развиты стандарты и нормы, аппаратные и программные средства, объединяющие существующие базы и банки данных, программные комплексы и локальные сети;

- недостаточна производительность техники, которая во многих подразделениях не удовлетворяет современным требованиям информационной безопасности и не позволяет использовать современное программное обеспечение;

- неоправданно ограничен набор используемых прикладных программ, многие из которых морально устарели;

- общий уровень автоматизации рабочей деятельности сравнительно невысок и существенно различается по подразделениям.

2.5. Недостаточная квалификация пользователей - работников ОМСУ в применении информационных технологий.


Таким образом, рассматриваемая проблема носит межотраслевой и комплексный характер, требует принятия нормативных актов, решения ряда технических задач, задач материального обеспечения.

В городе Саратове сосредоточен значительный научно-образовательный и технологический потенциал, способный обеспечить создание и квалифицированную эксплуатацию различных систем информатизации. Повышение эффективности управления, учитывая сложный характер городского хозяйства, многообразие форм его развития, требует создания комплексной, визуально-воспринимаемой модели управляемой территории и различных подсистем на этой территории, единого информационного пространства и эффективного общения с ним работников сферы управления.

В то же время высокий потенциал не реализован в конкретных прикладных решениях, адаптированных к реалиям и потребностям МСУ.

Реализация Программы должна явиться одним из существенных факторов успешного экономического, социального и культурного развития города, а также повышения "конкурентоспособности" Саратова на федеральном и международном уровнях, а также позволит интегрироваться в информационное пространство области и страны.

3. Основные цели и задачи программы.


Основными целями Программы являются:

1. Создание единого информационного пространства ОМСУ, обеспечивающего выработку, принятие, исполнение и контроль управленческих решений в органах местного самоуправления;

2. Обеспечение открытости, информационной полноты и прозрачности деятельности ОМСУ для населения.

Деятельность по достижению главных целей ведётся по двум основным направлениям: интеграция и развитие информационной среды ОМСУ и проведение организационных мероприятий, обеспечивающих повышение социально-экономической эффективности информатизации.

Основные задачи, которые необходимо решить для достижения главных целей:

1. Формирование и проведение согласованной и скоординированной политики в сфере информатизации ОМСУ, разработка соответствующих документов.

2. Создание организационных и экономических условий, обеспечивающих выполнение необходимого комплекса мероприятий по созданию интегрированной информационной системы ОМСУ.

3. Разработка и ввод в действие (внедрение) муниципальных стандартов информатизации, их правовое и организационное обеспечение.

4. Проектирование (разработка) интегрированной информационно-аналитической системы (ИИАС) ОМСУ.

5. Разработка многоуровневой системы критериев оценки эффективности информационной системы (ИС), ее внедрение.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»