САРАТОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
РЕШЕНИЕ
от 30.12.2003 № 41-385
О муниципальной целевой Программе развития малого предпринимательства
в городе Саратове на 2004-2006 годы
(с изменениями на 15 сентября 2005 года)
________________________
Отменен на основании
решения Саратовской городской Думы
от 26.12.2005 N 69-663
________________________
____________________________
Снят с контроля на основании
решения Саратовской городской
Думы от 26.12.2006 N 13-110
в связи с выполнением
____________________________
_______________________________________________________________
В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
решением Саратовской городской Думы от 15.09.2005 N 62-607.
_______________________________________________________________
В целях реализации Федерального закона от 14.06.95 № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" и содействия развитию малого предпринимательства на территории города Саратове, в соответствии со статьей 20 Устава города Саратова Саратовская городская Дума
РЕШИЛА:
1. Принять муниципальную целевую Программу развития малого предпринимательства в городе Саратове на 2004-2006 годы (прилагается).
2. Настоящее решение вступает в силу со дня его опубликования.
3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию по промышленности, транспорту, связи, торговле.
Мэр города -
глава городского самоуправления
Ю.Н. АКСЕНЕНКО
ПРИЛОЖЕНИЕ
к решению
Саратовской городской Думы
от 30.12.2003 № 41-385
Наименование программы
Муниципальная целевая Программа развития малого предпринимательства в городе Саратове на 2004-2006 годы
Дата принятия решения о разработке программы
26 мая 2003 года
Дата ее утверждения
Заказчик программы
Администрация города Саратова
Основной разработчик программы
Комитет по экономике и инвестиционной политике администрации города
Цели и задачи программы
Цель:
Обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер муниципальной поддержки (органами местного самоуправления).
Задачи:
- совершенствование правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность;
- преодоление административных барьеров на пути развития предпринимательства;
- разработка и внедрение прогрессивных кредитно-инвестиционных механизмов;
- обеспечение поддержки начинающих предпринимателей;
- продвижение продукции малых предприятий на межрегиональный рынок.
Сроки и этапы реализации программы
Этапы реализации Программы:
1 этап (2004 год):
- разработка планов реализации подпрограмм и мероприятий программы;
- подготовка предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы;
- начало реализации мероприятий по формированию благоприятной внешней среды развития предпринимательства и организации системы информационной поддержки малого предпринимательства.
2 этап (2005-2006 годы):
- реализация мероприятий по обеспечению субъектов малого предпринимательства объектами инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
- реализация мероприятий по развитию системы финансовой и имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства;
- завершение создания системы информационной поддержки малого предпринимательства, в том числе создание постоянно действующей выставки товаров народного потребления.
Перечень подпрограмм и основных мероприятий
1 .Создание благоприятной внешней среды развития предпринимательства на территории города.
2.Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
3.Информационно-консультационная поддержка малого предпринимательства.
4. Развитие системы финансовой и имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства.
Исполнители подпрограмм и основных мероприятий
Комитет по экономике, комитет по управлению имуществом, комитет по финансам, комитет по промышленности, энергетике, транспорту, связи и топливу
(раздел в реадкции решения Саратовской городской Думы от 15.09.2005 N 62-607. см. предыдущую редакцию)
Объемы и источники финансирования
Общий объем финансирования за счет средств бюджета города - 6920 тыс. рублей + 0,01% расходов бюджета города на 2006 год, в том числе: 2004 г. - 1625 тыс. рублей; 2005 г. - 1500 тыс. рублей; 2006 г. - 3795 тыс. рублей + 0,01% расходов бюджета города
(раздел в реадкции решения Саратовской городской Думы от 15.09.2005 N 62-607. см. предыдущую редакцию)
Ожидаемые конечные результаты реализации программы
- доля налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в бюджет города достигнет не менее 18%;
- увеличение количества рабочих мест в сфере предпринимательства, а именно создание до 1 тыс. новых рабочих мест ежегодно;
- отраслевая структура малого предпринимательства трансформируется в сторону увеличения производства товаров и услуг (до 17% малых предприятий, занятых в промышленности, до 3% - в науке)
Система организации контроля за исполнением программы
Отчет о ходе выполнения Программы заслушивается в администрации города, на заседаниях постоянной комиссии по промышленности, транспорту, связи, торговле городской Думы.
Отчет утверждается Саратовской городской Думой.
Промежуточные отчеты сдаются с периодичностью один раз в год.
Малое предпринимательство относится к числу приоритетных секторов экономики, имеющих принципиальное значение для экономической и политической стабильности, динамичного общественного развития, освоения новых видов товаров, повышения качества услуг, эффективной инновационной политики, социальной мобильности общества, формирования среднего класса.
По уточненным данным на 1 января 2003 года в городе насчитывалось 5379 малых предприятий, на которых на постоянной основе было занято 49364 человека (без внешних совместителей). В расчете на 1000 человек населения города приходится в среднем лишь около 6,4 малых предприятий, тогда как в государствах Европейского Союза - не менее 30. При этом в среднем по стране эта цифра не превышает 6.
Темп роста выпуска товаров и услуг малыми предприятиями за 2002 год составил 147,9 %. По итогам 2002 года доля налогов, поступивших от малого бизнеса в бюджет города, составляет около 15%.
Несмотря на то, что за последние 2 года произошел рост числа индивидуальных предпринимателей, количество малых предприятий сократилось. Отчасти это связано с вступлением в силу Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц". С другой стороны, за последнее время произошел переход части малых предприятий в сферу среднего бизнеса, а темпы выхода на рынок новых малых предприятий в г. Саратове за последнее время замедлились, как и в целом по стране. Это вызвано тем, что в настоящее время практически исчерпаны резервы развития бизнеса, связанные с процессами приватизации, демонополизации, сокращением оборонных производств.
На протяжении нескольких последних лет практически неизменной остается отраслевая структура малых предприятий (кроме торговли). Так, в сфере торговли действует 45% от общего числа субъектов малого предпринимательства, 13% заняты в промышленности, 15% - в строительстве.
Сложившиеся социально-экономические условия в стране не способствуют развитию малого предпринимательства.
Основные причины, препятствующие дальнейшему развитию малого предпринимательства:
- несовершенство и непостоянство нормативной правовой базы;
- избыточные административные и иные барьеры, зачастую вызванные отсутствием достаточных знаний в различных областях ведения бизнеса; одной из насущных проблем для малого бизнеса является недостаточный уровень профессиональной подготовки предпринимателей. И для начинающих, и для работающих представителей малого бизнеса необходима поддержка на основе специальных программ бизнес-образования, созданных с учетом специфики малого бизнеса. Особенностью этих образовательных программ является необходимость подготовки универсальных специалистов, обладающих навыками в области права, финансов, маркетинга, менеджмента, управления человеческими ресурсами;
- недостаточно развита инфраструктура, которая способствует развитию малого бизнеса; для малого предпринимательства очень важна информационная, юридическая, консалтинговая и иная поддержка, особенно при создании предприятия и на начальной стадии его функционирования; необходимо создать инфраструктуру, включающую в себя центры по оказанию правовых и информационных услуг предпринимателям;
- проблемы с обеспечением помещениями, оборудованием для создания и эффективного функционирования малых предприятий;
- ограниченные возможности привлечения инвестиций: невозможно получить кредиты начинающим предпринимателям, трудности по привлечению внешних финансовых источников и прежде всего кредитов коммерческих банков в связи с отсутствием у малых предприятий необходимого залога, высокие процентные ставки, ограниченные сроки предоставления кредита (до 1 года).
Под административными барьерами принято понимать препятствия, возникающие в области аренды и выкупа помещений, оформления землеотводов, разрешительной практики, регистрации/контроля и других вопросах, оказывающих существенное влияние на деятельность субъектов малого предпринимательства.
Первоочередного решения проблемы административных барьеров на муниципальном уровне требует упорядочение процедур предоставления земельных участков и получения согласований на право размещения объекта предпринимательской деятельности. Необходимо обеспечить прозрачность (открытость, доступность) данных порядков.
Кроме того, следует отметить недостаточность средств, выделяемых из бюджетов всех уровней на поддержку и развитие предпринимательства. К примеру, последняя областная программа развития предпринимательства прекратила действие в 2000 году.
Целенаправленная работа по преодолению препятствий и созданию системы и инфраструктуры, обеспечивающих развитие малого бизнеса, велась на территории города Саратова в течение последних шести лет в рамках двух муниципальных целевых программ развития предпринимательства и за счет средств бюджета города.
Выбор средств и рычагов воздействия на развитие малого бизнеса определялся на основе конкретно поставленных задач наличием ресурсов, имеющихся у органов местного самоуправления г. Саратова. При этом меры по регулированию и поддержке малого предпринимательства осуществлялись лишь в рамках их компетенции и предоставленных законодательных прав.
Местные органы власти располагают определенными средствами и рычагами для регулирования малого бизнеса. В целях оптимизации регулирования и поддержки малого предпринимательства важно сформировать эффективную систему инфраструктурного обеспечения на местном уровне, добиться взаимодействия органов местного самоуправления, субъектов малого предпринимательства (их объединений) и организаций инфраструктуры поддержки.
При создании структур поддержки малого предпринимательства приоритет должен отдаваться их развитию на муниципальном уровне, поскольку необходимая инфраструктура должна быть максимально приближена к малому бизнесу.
И, наконец, следует окончательно оформить изменение отношения власти к малому бизнесу и повысить роль местных органов власти в создании благоприятных условий на территории города.
Исходя из указанных проблем, условий и возможностей, поставлены цели, задачи и выбраны направления реализации муниципальной целевой Программы развития малого предпринимательства в г. Саратове на 2004 - 2006 годы (далее - Программа).
Необходимость реализации Программы диктуется не только положениями Федерального закона от 14.06.95 № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", но и необходимостью координации усилий муниципальных и других структур поддержки малого предпринимательства.
Кроме того, необходимость развития малого предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки в городе диктуется тем, что в Государственную Думу РФ внесены поправки в Налоговый кодекс, касающиеся передачи налогов, поступающих от субъектов малого предпринимательства, в региональные и местные бюджеты.
Программа представляет собой комплексный план действий по созданию благоприятной среды для малого предпринимательства, опирается на созданную инфраструктуру.
Целью данной Программы является дальнейшее обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер муниципальной и общественной поддержки на городском уровне.
Предлагаемый в Программе комплекс мер базируется на результатах выполнения предыдущих Программ поддержки предпринимательства в г. Саратове и, с одной стороны, продолжает реализацию ранее начатых проектов, а с другой ставит новые задачи:
- совершенствование правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность;
- преодоление административных барьеров на пути развития предпринимательства;
- разработка и внедрение прогрессивных кредитно-инвестиционных механизмов;
- обеспечение поддержки начинающих предпринимателей;
- продвижение продукции малых предприятий на межрегиональный рынок.
Приоритетные направления:
- поддержка начинающих предпринимателей, в особенности молодежи и социально незащищенных групп населения;
- поддержка всех видов инновационного бизнеса, главным образом, в высокотехнологичных и интеллектуальных отраслях, а также производственных предприятий;
- поддержка проектов, имеющих высокую бюджетную отдачу;
- поддержка проектов, имеющих долевое внебюджетное финансирование.