Недействующий


САРАТОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ

от 30.12.2003 № 41-385


О муниципальной целевой Программе развития малого предпринимательства
в городе Саратове на 2004-2006 годы

(с изменениями на 15 сентября 2005 года)

________________________
Отменен на основании
решения Саратовской городской Думы
 от 26.12.2005 N 69-663
________________________

____________________________
Снят с контроля на основании
решения Саратовской городской
Думы от 26.12.2006 N 13-110
в связи с выполнением
____________________________

_______________________________________________________________

В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
решением Саратовской городской Думы от 15.09.2005 N 62-607.

_______________________________________________________________

В целях реализации Федерального закона от 14.06.95 № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" и содействия развитию малого предпринимательства на территории города Саратове, в соответствии со статьей 20 Устава города Саратова Саратовская городская Дума

РЕШИЛА:


1. Принять муниципальную целевую Программу развития малого предпринимательства в городе Саратове на 2004-2006 годы (прилагается).

2. Настоящее решение вступает в силу со дня его опубликования.

3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию по промышленности, транспорту, связи, торговле.

Мэр города -
 глава городского самоуправления
 Ю.Н. АКСЕНЕНКО


ПРИЛОЖЕНИЕ
 к решению
 Саратовской городской Думы
 от 30.12.2003 № 41-385


Муниципальная целевая Программа развития малого предпринимательства в городе Саратове на 2004-2006 годы


Паспорт Программы

Наименование программы

Муниципальная целевая Программа развития малого предпринимательства в городе Саратове на 2004-2006 годы

Дата принятия решения о разработке программы

26 мая 2003 года

Дата ее утверждения
Заказчик программы
Администрация города Саратова

Основной разработчик программы
Комитет по экономике и инвестиционной политике администрации города

Цели и задачи программы
Цель:

Обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер муниципальной поддержки (органами местного самоуправления).

Задачи:
-   совершенствование правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность;
-   преодоление административных барьеров на пути развития предпринимательства;
-   разработка и внедрение прогрессивных кредитно-инвестиционных механизмов;
-   обеспечение  поддержки  начинающих предпринимателей;
-   продвижение продукции малых предприятий на межрегиональный рынок.

Сроки и этапы реализации программы
Этапы реализации Программы:
1 этап (2004 год):

-   разработка планов реализации подпрограмм и мероприятий программы;
-   подготовка предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы;

-   начало  реализации  мероприятий   по формированию благоприятной внешней среды развития предпринимательства и организации системы информационной поддержки малого            предпринимательства.                                              
2 этап (2005-2006 годы):      

- реализация мероприятий по обеспечению субъектов малого предпринимательства  объектами инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

-   реализация мероприятий по развитию системы финансовой и имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства;

-   завершение создания системы информационной поддержки малого предпринимательства, в том числе создание постоянно действующей выставки товаров народного потребления.

Перечень подпрограмм и основных мероприятий

1 .Создание благоприятной внешней среды развития предпринимательства на территории города.
2.Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
3.Информационно-консультационная поддержка малого предпринимательства.
4. Развитие системы финансовой и имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства.

Исполнители подпрограмм и основных мероприятий

Комитет по экономике, комитет по управлению имуществом, комитет по финансам, комитет по промышленности, энергетике, транспорту, связи и топливу

(раздел в реадкции решения Саратовской городской Думы от 15.09.2005 N 62-607. см. предыдущую редакцию)     


Объемы и источники финансирования

Общий объем финансирования за счет средств бюджета города - 6920 тыс. рублей + 0,01% расходов бюджета города на 2006 год, в том числе: 2004 г. - 1625 тыс. рублей; 2005 г. - 1500 тыс. рублей; 2006 г. - 3795 тыс. рублей + 0,01% расходов бюджета города

(раздел в реадкции решения Саратовской городской Думы от 15.09.2005 N 62-607. см. предыдущую редакцию)
     
Ожидаемые конечные результаты реализации программы

- доля налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в бюджет города достигнет не менее 18%;

- увеличение количества рабочих мест в сфере предпринимательства, а именно создание до 1 тыс. новых рабочих мест ежегодно;

- отраслевая структура малого предпринимательства трансформируется в сторону увеличения производства товаров и услуг (до 17% малых предприятий, занятых в промышленности, до 3% - в науке)

Система организации контроля за исполнением программы

Отчет о ходе выполнения Программы заслушивается в администрации города, на заседаниях постоянной комиссии по промышленности, транспорту, связи, торговле городской Думы.

Отчет утверждается Саратовской городской Думой.
Промежуточные отчеты сдаются с периодичностью один раз в год.

Содержание проблемы

Малое предпринимательство относится к числу приоритетных секторов экономики, имеющих принципиальное значение для экономической и политической стабильности, динамичного общественного развития, освоения новых видов товаров, повышения качества услуг, эффективной инновационной политики, социальной мобильности общества, формирования среднего класса.

По уточненным данным на 1 января 2003 года в городе насчитывалось 5379 малых предприятий, на которых на постоянной основе было занято 49364 человека (без внешних совместителей). В расчете на 1000 человек населения города приходится в среднем лишь около 6,4 малых предприятий, тогда как в государствах Европейского Союза - не менее 30. При этом в среднем по стране эта цифра не превышает 6.

Темп роста выпуска товаров и услуг малыми предприятиями за 2002 год составил 147,9 %. По итогам 2002 года доля налогов, поступивших от малого бизнеса в бюджет города, составляет около 15%.

Несмотря на то, что за последние 2 года произошел рост числа индивидуальных предпринимателей, количество малых предприятий сократилось. Отчасти это связано с вступлением в силу Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц". С другой стороны, за последнее время произошел переход части малых предприятий в сферу среднего бизнеса, а темпы выхода на рынок новых малых предприятий в г. Саратове за последнее время замедлились, как и в целом по стране. Это вызвано тем, что в настоящее время практически исчерпаны резервы развития бизнеса, связанные с процессами приватизации, демонополизации, сокращением оборонных производств.


На протяжении нескольких последних лет практически неизменной остается отраслевая структура малых предприятий (кроме торговли). Так, в сфере торговли действует 45% от общего числа субъектов малого предпринимательства, 13% заняты в промышленности, 15% - в строительстве.

Сложившиеся социально-экономические условия в стране не способствуют развитию малого предпринимательства.


Основные причины, препятствующие дальнейшему развитию малого предпринимательства:

- несовершенство и непостоянство нормативной правовой базы;

- избыточные административные и иные барьеры, зачастую вызванные отсутствием достаточных знаний в различных областях ведения бизнеса; одной из насущных проблем для малого бизнеса является недостаточный уровень профессиональной подготовки предпринимателей. И для начинающих, и для работающих представителей малого бизнеса необходима поддержка на основе специальных программ бизнес-образования, созданных с учетом специфики малого бизнеса. Особенностью этих образовательных программ является необходимость подготовки универсальных специалистов, обладающих навыками в области права, финансов, маркетинга, менеджмента, управления человеческими ресурсами;

- недостаточно развита инфраструктура, которая способствует развитию малого бизнеса; для малого предпринимательства очень важна информационная, юридическая, консалтинговая и иная поддержка, особенно при создании предприятия и на начальной стадии его функционирования; необходимо создать инфраструктуру, включающую в себя центры по оказанию правовых и информационных услуг предпринимателям;

-  проблемы с обеспечением помещениями, оборудованием для создания и эффективного функционирования малых предприятий;

- ограниченные возможности привлечения инвестиций: невозможно получить кредиты начинающим предпринимателям, трудности по привлечению внешних финансовых источников и прежде всего кредитов коммерческих банков в связи с отсутствием у малых предприятий необходимого залога, высокие процентные ставки, ограниченные сроки предоставления кредита (до 1 года).

Под административными барьерами принято понимать препятствия, возникающие в области аренды и выкупа помещений, оформления землеотводов, разрешительной практики, регистрации/контроля и других вопросах, оказывающих существенное влияние на деятельность субъектов малого предпринимательства.

Первоочередного решения проблемы административных барьеров на муниципальном уровне требует упорядочение процедур предоставления земельных участков и получения согласований на право размещения объекта предпринимательской деятельности. Необходимо обеспечить прозрачность (открытость, доступность) данных порядков.


Кроме того, следует отметить недостаточность средств, выделяемых из бюджетов всех уровней на поддержку и развитие предпринимательства. К примеру, последняя областная программа развития предпринимательства прекратила действие в 2000 году.

Целенаправленная работа по преодолению препятствий и созданию системы и инфраструктуры, обеспечивающих развитие малого бизнеса, велась на территории города Саратова в течение последних шести лет в рамках двух муниципальных целевых программ развития предпринимательства и за счет средств бюджета города.

Выбор средств и рычагов воздействия на развитие малого бизнеса определялся на основе конкретно поставленных задач наличием ресурсов, имеющихся у органов местного самоуправления г. Саратова. При этом меры по регулированию и поддержке малого предпринимательства осуществлялись лишь в рамках их компетенции и предоставленных законодательных прав.

Местные органы власти располагают определенными средствами и рычагами для регулирования малого бизнеса. В целях оптимизации регулирования и поддержки малого предпринимательства важно сформировать эффективную систему инфраструктурного обеспечения на местном уровне, добиться взаимодействия органов местного самоуправления, субъектов малого предпринимательства (их объединений) и организаций инфраструктуры поддержки.

При создании структур поддержки малого предпринимательства приоритет должен отдаваться их развитию на муниципальном уровне, поскольку необходимая инфраструктура должна быть максимально приближена к малому бизнесу.


И, наконец, следует окончательно оформить изменение отношения власти к малому бизнесу и повысить роль местных органов власти в создании благоприятных условий на территории города.

Исходя из указанных проблем, условий и возможностей, поставлены цели, задачи и выбраны направления реализации муниципальной целевой Программы развития малого предпринимательства в г. Саратове на 2004 - 2006 годы (далее - Программа).

Необходимость реализации Программы диктуется не только положениями Федерального закона от 14.06.95 № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", но и необходимостью координации усилий муниципальных и других структур поддержки малого предпринимательства.

Кроме того, необходимость развития малого предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки в городе диктуется тем, что в Государственную Думу РФ внесены поправки в Налоговый кодекс, касающиеся передачи налогов, поступающих от субъектов малого предпринимательства, в региональные и местные бюджеты.

Программа представляет собой комплексный план действий по созданию благоприятной среды для малого предпринимательства, опирается на созданную инфраструктуру.

Основные цели и задачи Программы.
Сроки ее реализации

Целью данной Программы является дальнейшее обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер муниципальной и общественной поддержки на городском уровне.

Предлагаемый в Программе комплекс мер базируется на результатах выполнения предыдущих Программ поддержки предпринимательства в г. Саратове и, с одной стороны, продолжает реализацию ранее начатых проектов, а с другой ставит новые задачи:

- совершенствование правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность;

- преодоление административных барьеров на пути развития предпринимательства;

- разработка и внедрение прогрессивных кредитно-инвестиционных механизмов;

- обеспечение поддержки начинающих предпринимателей;

-  продвижение продукции малых предприятий на межрегиональный рынок.

Приоритетные направления:

-  поддержка начинающих предпринимателей, в особенности молодежи и социально незащищенных групп населения;

- поддержка всех видов инновационного бизнеса, главным образом, в высокотехнологичных и интеллектуальных отраслях, а также производственных предприятий;

- поддержка проектов, имеющих высокую бюджетную отдачу;

- поддержка проектов, имеющих долевое внебюджетное финансирование.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»