Недействующий


САРАТОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ

от 30.12.2003 № 41-384


О Программе развития туризма в городе Саратове на 2004-2006 годы

(с изменениями на 27 октября 2005 года)

________________________
Отменен на основании
решения Саратовской городской Думы
 от 26.12.2005 N 69-663
________________________

_______________________________________________________________

В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
решением Саратовской городской Думы от 27.10.2005 N 63-627.

_______________________________________________________________

     В целях создания условий в городе Саратове для формирования эффективного туристского комплекса и содействия развитию туризма Саратовская городская Дума

РЕШИЛА:

     1. Принять муниципальную целевую Программу развития туризма в городе Саратове на 2004-2006 годы (прилагается).

     2. Настоящее решение вступает в силу со дня его опубликования.

     3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию по местному самоуправлению, вопросам социальной сферы, законности, защита прав населения.

Мэр города -
 глава городского самоуправления
 Ю.Н. АКСЕНЕНКО

     

ПРИЛОЖЕНИЕ
 к решению
 Саратовской городской Думы
 от 30.12.2003 № 41-384


Муниципальная целевая Программа развития туризма в городе Саратове на 2004-2006 годы


Паспорт Программы

Наименование программы

Муниципальная целевая Программа развития туризма в городе Саратове на 2004-2006 годы

Дата принятия решения о разработке программы
Распоряжение мэра города от 7 мая 2003 года № 172

Заказчик программы
Администрация города Саратова

Основной разработчик программы
Комитет по экономике и инвестиционной политике

Цели и задачи программы
Цель Программы
-  создание условий для формирования в городе эффективного туристского комплекса.
Задачи Программы:

-  создание организационных, информационных условий для приоритетного развития внутреннего и въездного туризма;

-  развитие гостиничной сети, Объектов торгового и информационного обслуживания;
-  поддержка развития предпринимательства в туристской и сопряженных с ней отраслях;
-  совершенствование системы информационного обеспечения в сфере туризма;
-  стимулирование развития материальной базы туризма.

Сроки и этапы реализации программы
В течение 2004-2006 гг.

Первый этап (2004 год) предполагает начало реализации мероприятий Программы, создание проектов реконструкции и строительства объектов туристского комплекса города и развитие материальной базы, формирование информационно-рекламного пакета.

Второй этап (2005-2006 годы) предполагает завершение реализации мероприятий Программы.

Перечень подпрограмм и основных мероприятий
1. Организационные мероприятия, координация развития туризма в городе Саратове.
2.  Развитие туристской индустрии.
3.  Рекламно-информационная   деятельность.

Исполнители подпрограмм и основных мероприятий
Главный исполнитель - комитет по экономике и инвестиционной политике.
Исполнители - структурные подразделения

Объемы и источники финансирования

Бюджет города:

Всего - 3225 тыс. рублей,

в том числе:

2005 - 600 тыс. рублей;

2006 - 2625 тыс. рублей.

Внебюджетные средства (прогноз):

Всего - 3585 тыс. рублей,

в том числе:

2005 - 450 тыс. рублей;

2006 - 3135 тыс. рублей.

(раздел в редакции решения Саратовской городской Думы от 27.10.2005 N 63-627. см. предыдущую редакцию)

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

Повышение имиджа города Саратова как делового и культурного центра, обладающего уникальными памятниками истории.

Увеличение рабочих мест на предприятиях туристской индустрии города на 10-15%.

Увеличение объема услуг туристско-экскурсионной деятельности в городе в 1,4 раза.

Система организации контроля за ходом реализации программы

Отчет о ходе выполнения Программы заслушивается в администрации города, на заседании постоянной комиссии по местному самоуправлению, вопросам социальной сферы, законности, защите прав населения Саратовской городской Думы. Отчет утверждается Саратовской городской Думой.

Промежуточные отчеты сдаются с периодичностью один раз в год.

1. Содержание проблемы

Современная туристская индустрия является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. По данным Всемирной туристской организации (ВТО) туризм с 1998  года вышел на первое место в мировом экспорте товаров и услуг (7,9%), обогнав автомобильную промышленность (7,8%), производство химических продуктов (7,5%), продуктов питания (6,6%), компьютеров и офисного оборудования (5,9%) и топлива (5,1%). Средние темпы роста туризма составили в 1950 - 1999 годах 7% в год, что намного выше среднегодовых темпов роста мировой экономики в целом. По прогнозам ВТО в ближайшие десятилетия темпы роста туризма сохранятся.

Социально-экономическое значение, туризма трудно переоценить. Многие местные сообщества ориентированы на туризм как бюджетообразующую отрасль экономики, в которой происходит основная капитализация материальных и финансовых ресурсов городских поселений. Туризм становится самым популярным видом активного отдыха многих людей. В нем привлекает уникальное сочетание оздоровительных, познавательных и деловых возможностей. Восточная мудрость гласит: "Пятилетний из странствий возвратится - ему столетний должен поклониться!".

Город Саратов обладает высоким потенциалом для развития туризма. Главная его составляющая - значительный культурный и природный потенциал. На территории города Саратова расположен 231 памятник истории и культуры: федерального значения - 43, местного значения -188. Из них: архитектуры -155, искусства - 5, истории - 69, археологии - 2.


В 2001 году музеи города Саратова провели около 10000 экскурсий и обслужили 300000 экскурсантов, турфирмы провели 600 экскурсий по заказам организаций, обслужили 18000 человек, которые в основном являлись туристами с круизных теплоходов. При этом много памятных мест и экскурсионных маршрутов города находятся в информационном вакууме.

Для развития туризма в городе Саратове, по мнению специалистов, требуются определенные мероприятия:

1. Реклама (показ съемок археологических раскопок и др.).

2. Создание археологического центра на Алексеевском городище (музей под открытым небом).

З. Воссоздание жилищ в с. Смеловка и сооружение павильона над могильником эпохи бронзы.

Финансирование Программы должно быть бюджетным. При этом возможно привлечение внебюджетных средств. Появление новых объектов для познавательного туризма, при хорошо разработанной маркетинговой стратегии, принесет нашему городу новую известность, большую, чем традиционные музеи или скульптурные монументы. Увеличение притока посетителей косвенно обеспечит дополнительные доходы в бюджет города.

Окружающий город Саратов природный ландшафт богат во всех отношениях, но он порой недоступен для автотранспорта, а пешая прогулка долга и утомительна. Отсюда открываются широкие возможности для развития конного туризма. Прекрасные охотничьи и рыболовные угодья способствуют созданию местного турпродукта в этой сфере для любителей охоты и рыбалки.


Город Саратов расположен на уникальном участке реки Волги, Волгоградского водохранилища, требующих дополнительного развития инфраструктуры гостеприимства, чтобы на более качественном уровне удовлетворить потребности в летний период ежедневно прибывающих 500 туристов на 2-3-х теплоходах. Наличие большой акватории с достаточной глубиной и повторяемостью слабого волнения благоприятствует развитию парусного спорта.

Расположение города Саратова в центральной части Поволжья способствует развитию междугородных туристских связей с городами Волгоградом, Самарой, Пензой и получению дополнительного эффекта от использования культурных и исторических ценностей всего региона.

Для развития въездного международного туризма необходимо использовать связи города Саратова с городами-побратимами: Чапел-Хилл (США), Добрич (Болгария), Тайюань (КНР) и др.

Туристская инфраструктура города развита слабо. Гостиницы, базы отдыха (различной ведомственной принадлежности) рассчитаны примерно на 2 000 мест, из них только около 15 процентов частично соответствуют европейским стандартам.

Где и как расположить гостиницы, кемпинги, турбазы и мотели - ответы на эти вопросы может дать только градостроительный документ, разработанный на основе общей концепции развития Саратовской агломерации, центр которой образуют города Саратов и Энгельс. Принципы проектирования рекреационных зон ядра Саратовской агломерации должны быть научно обоснованны. В идеале ядро Саратовской моноцентрической агломерации должно обладать развитой и взаимосвязанной структурой спортивно-рекреационных узлов.


Город Саратов в силу своих климатических особенностей не является курортным, но город расположен в широтах с сильной биологической активностью солнца с комфортным ультрафиолетовым режимом, что может привлекать туристов в летнее время в зоны отдыха, расположенные по берегу реки Волги.

Для развития зимних видов туризма условия правого и левого берега реки Волги крайне не одинаковы. Снег лежит 132 - 146 дней в Правобережье и 120-130 дней - в Левобережье.

Город Саратов является научным, культурным и экономическим центром с множеством международных связей. Это его качество можно использовать для развития делового и инсентив-туризма, развития индустрии конгрессного туризма. Но этому препятствует дефицит гостиничных услуг. В весенне-летний период требуется дополнительно около 1000 -1500 качественных мест для размещения туристов в центральной части города.

Стоимость гостиничных и туристско-экскурсионных услуг (стоимость семидневных туров в город Саратов составляет более 300 долларов) для россиянина со средним уровнем доходов можно признать высокой. Поэтому необходим дифференцированный подход к созданию местного турпродукта, рассчитанного на различные категории туристов.

Туристическую деятельность в городе Саратове осуществляют 55 фирм, все они в большей мере ориентированы на продажу турпродукта международного туризма московских туроператоров. Необходимо развивать в городе турфирмы, создающие свой турпродукт.


Несмотря на то, что существует множество предприятий общественного питания различного уровня, качество и количество предлагаемых ими услуг не соответствует мировым стандартам: они не могут предложить вегетарианскую кухню, общение с клиентами на их родном языке и другие специфические услуги. Слабо развита торговля сувенирной продукцией. Объекты, интенсивно посещаемые туристами, не имеют специализированных торговых точек. Нет ни одного имиджевого городского сувенира.

В городе необходимо больше творчества при организации и проведении городских праздников, реализации культурных и спортивных проектов. Дополнительного развития требует инфраструктура отдыха, которую необходимо развивать во всех районах города, а не только в центре.

В городе Саратове создана сеть предприятий игорного бизнеса, функционируют отдельные спортивные площадки, но до сих пор крупных массовых объектов современной индустрии развлечений не имеется. Предпосылок к их созданию нет по причине отсутствия инвестиций.

По данным Саратовского областного комитета государственной статистики объем услуг туристско-экскурсионной деятельности в 2002 году в городе Саратове составил 24,7 млн. рублей. При этом система учета денежного обращения в сфере туризма отсутствует, значительная часть оборота денежных ресурсов не учитывается.

Таким образом, развитие туристской отрасли в г. Саратове сдерживается, главным образом, недостатком внимания к этой отрасли со стороны органов власти, отсутствием единой стратегии туризма, объединяющей различные сферы, низким уровнем туристского сервиса, недостаточным использованием местного историко-культурного наследия, слабым развитием туристской инфраструктуры, что обусловливает необходимость системного подхода к развитию туризма в городе. Логика развития современной туристской индустрии, темпы ее роста, роль как бюджетообразующей отрасли экономики требует усиления внимания к этой отрасли и создания в системе органов местного самоуправления структурного подразделения по развитию туризма.

Анализ современного состояния внутреннего туризма в городе Саратове указывает на недостаточный уровень его развития как по качественным, так и по количественным характеристикам.

Основными факторами, сдерживающими развитие въездного туризма, в настоящее время являются:

-  образ России как страны, неблагоприятной для туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными СМИ;


-  неразвитая туристская инфраструктура, значительный моральный и физический износ существующей материальной базы туризма, малое количество гостиничных средств размещения туристов с современным уровнем комфорта;

-  отсутствие практики создания условий для развития туризма у органов местного самоуправления;

-  невысокое качество, обслуживания во всех сферах туристской индустрии из-за низкого уровня подготовки кадров и отсутствия опыта работы в условиях рыночной экономики;

-  несоответствие цены и качества размещения в гостиницах.

2. Основные цели и задачи Программы.   

Сроки и этапы ее реализации

 Мировой опыт эволюции туризма как в развитых странах, так и в развивающихся странах демонстрирует необходимость эффективной государственной поддержки туристской отрасли.


Цель Программы - создание условий для формирования эффективного туристского комплекса.

Задачи Программы:

-  создание организационных, информационных условий для приоритетного развития внутреннего и въездного туризма;

-  развитие гостиничной сети,  объектов торгового и информационного обслуживания;

-  поддержка развития предпринимательства в туристской и сопряженных с ней отраслях;

-  совершенствование системы информационного обеспечения в сфере туризма;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»