САРАТОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ

от 26.11.2002 № 28-248


О муниципальной целевой программе
«Развитие образования города Саратова на 2002-2005 годы»

(с изменениями на 29 сентября 2004 года)

______________________________________
Снят с контроля на основании
решения Саратовской городской Думы
от 13.10.2006 N 10-71

в связи с выполнением
_____________________________________

_______________________________________________________________

В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
решением Саратовской городской Думы от 29.09.2004 N 50-472.

_______________________________________________________________

В соответствии со статьей 20 Устава города Саратова, в целях комплексного решения проблем развития и качественного совершенствования системы образования города Саратова Саратовская городская Дума

РЕШИЛА:

1. Принять муниципальную целевую программу «Развитие образования города Саратова на 2002-2005 годы» (прилагается).

2. Настоящее решение вступает в силу со дня его опубликования.

3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию по местному самоуправлению, вопросам социальной сферы, законности, защите прав населения.


Мэр города -
 глава городского самоуправления
 Ю.Н.АКСЕНЕНКО


Приложение
 к решению
Саратовской городской Думы
 от 26.11.2002 № 28-248

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА САРАТОВА НА 2002-2005 ГОДЫ»



ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование программы

Муниципальная целевая программа «Развитие образования города Саратова на 2002-2003 гг.» (далее Программа).

Дата принятия решения о разработке программы, дата её утверждения

Заказчик программы

Администрация города Саратова

Основные разработчики программы

Комитет по образованию администрации города, городской методический центр при комитете по образованию.

Цели и задачи программы

Главная цель Программы - сохранение, развитие и качественное преобразование системы образования, способствующее воспитанию физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, созданию благоприятных условий для её полноценного развития.

Достижение главной цели Программы обеспечивается реализацией системы целен локальной направленности:

- обеспечение конституционных прав граждан на бесплатное образование, гарантии доступности образования для всех слоев населения;

- гармоничное развитие личности и её творческих способностей;

- достижение высокого качества ч эффективности образования;

- формирование системы демократического управления образованием;

- обеспечение экономической стабильности системы образования города и создание ресурсов её развития;

- эффективное кадровое обеспечение системы образования.

Основными задачами Программы являются:

- сохранение и развитие инфраструктуры образовательных учреждений с учетом спроса со стороны различных социальных, профессиональных, этнических групп населения;

- систематическое обновление содержания образования, его развитие, обеспечение вариативности, преемственности различных уровней;

- обеспечение условий для интеграции научных организаций с образовательными учреждениями;

- усиление воспитательной функции образования, создание условий для духовно-нравственного, гражданского и патриотического становления, формирование у подрастающего поколения идеологических установок для движения по пути сохранения целостности и единства РФ;

- противодействие негативным социальным процессам, распространению наркомании, росту криминогенности в детской и подростковой среде, формирование потребности в здоровом образе жизни;

- совершенствование нормативно-правовой базы системы образования города;

- формирование экономических механизмов обеспечения системы образования финансовыми, материально-техническими и иными ресурсами, обеспечение поэтапного перехода к гарантированному финансированию системы образования в соответствии с законодательством;

- кадровое обеспечение системы образования на основе прогнозирования потребности в педагогических кадрах, совершенствование форм социальной защиты работников системы образования и обучающихся;

- повышение эффективности управления образованием на основе использования принципов программно-целевого управления, привлечения родительской оощественности к решению проблем образования.

Сроки реализации программы

2002-2005 гг.

Объемы и источники финансирования программы

На реализацию Программы из средств муниципального бюджета необходимо финансирование в объеме 144696,8 тыс. руб.,

  в том числе:

2002 год -    -    тыс. руб.

2003 год - 53 578,8 тыс. руб.

2004 год -14 626,0 тыс. руб.

2005 год - 76 492,0 тыс. руб.

из средств федерального бюджета - 53 600,0 тыс. руб.,

  в том числе:

2002 год -    -    тыс. руб.

2003 год - 27 800,0 тыс. руб.

2004 год -     -    тыс. руб.

2005 год - 25 800,0 тыс. руб.

Реализация целей и задач Программы может обеспечиваться посредством внебюджетного финансирования

 (графа в редакции решения Саратовской городской Думы от 29.09.2004 N 50-472, см. предыдущую редакцию).

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

Реализация мероприятий Программы в течение 2002-2005 годов позволить обеспечить:

- конституционные права граждан на получение образования в соответствии с действующим законодательством;

- сохранение и развитие сети образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов, удовлетворяющей потребности жителей города;

- дальнейшее совершенствование системы управления образованием, разграничение полномочий между органами управления образованием различных уровней;

- развитие воспитательных функций системы образования, создание условий для духовно-нравственного, гражданского и патриотического становления подрастающего поколения;

- внедрение в экономику системы образования нормативных методов, привлечение дополнительных источников финансирования образования;

- укрепление кадрового потенциала системы образования города, повышение престижа педагогического труда.

Механизм реализации программы

Реализация Программы осуществляется через её основных исполнителей: комитет по образованию, комитет по труду и социальному развитию, комитет по культуре, комитет по делам молодежной политики, физкультуры и спорта, комитет здравоохранения администрации города, районные отделы образования, образовательные учреждения всех типов и видов, различные организации.

Механизм реализации Программы предусматривает ежегодное формирование рабочих документов:

- перечня первоочередных работ, вытекающих из системы мероприятий Программы, с определением разграничения деятельности исполнителей, источников и объема финансирования;

- координационного плана совместных действий комитета по образованию со всеми исполнителями Программы.

Контроль за исполнением программы

Общий контроль за реализацией Программы осуществляют администрация города, городская Дума.


Введение


Муниципальная целевая программа «Развитие образования города Саратова на 2002-2005 годы» является основополагающим документом, определяющим в соответствии с законами Российской Федерации и Саратовской области «Об образовании» стратегию, основные направления развития и меры по реализации государственной политики в области образования в условиях его приоритетности.

Она базируется на федеральной Программе развития образования, региональной программе «Развитие образования на 2001-2005 гг.».

Основные цели и задачи Программы определены в результате анализа современного состояния системы дошкольного, общего и дополнительного образования, а также образовательных потребностей населения города.

Программа способствует дальнейшему созданию условий для реализации конституционных прав граждан на получение бесплатного образования высокого качества, обеспечения всесторонней заботы о здоровье и физическом развитии детей и подростков, воспитания молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения к закону, развития и укрепления всей инфраструктуры системы образования, поддержания имиджа города Саратова как крупного инновационного и образовательного центра.

Реализация целей и задач Программы обеспечивается посредством текущего бюджетного и внебюджетного финансирования.

Исполнителями Программы являются комитет по образованию, комитет по труду и социальному развитию, комитет по культуре, комитет по физической культуре и спорту, комитет здравоохранения администрации города, районные отделы образования, образовательные учреждения всех типов и видов, различные организации.

Сроки реализации Программы - 2002 - 2005 гг.

Раздел I. Оценка современного состояния и основные проблемы системы дошкольного, общего и дополнительного образования
г. Саратова


В настоящее время система дошкольного, общего и дополнительного образования города включает в себя образовательные учреждения различных организационно-правовых форм, типов и видов.

Основные показатели системы образования (на 05.09.2001 года)

Уровни образования

Число образовательных учреждений, формы собственности

Численность обучающихся
(тыс. чел.)

1. Дошкольное

189
     (в т.ч. 166 муниципальных,
     22 - ведомственных,
     1 негосударственное)

19911 (18021)

2. Общее
      - общеобразовательные школы  (дневные),

129 (муниципальных)

96420

в том числе

10 гимназий

 

 

11 лицеев
     (в т.ч. 1 - негосударственный)

 

 

9 школ с углубленным изучением предметов

 

- специализированные школы-интернаты

5 муниципальных

737

-вспомогательные школы

3 муниципальных

483

- открытые сменные школы          

9 муниципальных

2220

3. Дополнительное

120

32840


В приложениях к Программе дан прогноз функционирования системы образования на период до 2005 года, а также предполагаемый контингент учащихся образовательных учреждений различного вида на указанный период (приложения 1-6).

Проводятся мероприятия по укреплению качественного состава руководящих и педагогических работников.

В образовательных учреждениях всех типов работает 10856 педагогов. Звание "Заслуженный учитель Российской Федерации" имеет 91 педагог, значок "Отличник образования Российской Федерации" - 914 человек, Грант Сороса - 146. Ежегодно около 30% педагогов повышают свой профессиональный уровень, из них высшая категория присваивается в среднем 500 учителям, 1 категория - 1 500, II категория - около 1200.

Уделяется внимание вопросам поднятия престижа учительской профессии, обеспечения социальных гарантий педагогов. С этой целью с 1 февраля 2001 г. установлены ежемесячные надбавки в размере 80 рублей к заработной плате молодым учителям, в размере 100 рублей социальным педагогам и педагогам, имеющим почетное звание "Заслуженный учитель РФ" (решение Саратовской городской Думы от 01.02.2001 № 3-20). С 1 сентября по 31 декабря 2001 года ежемесячные социальные надбавки к заработной плате в размере 100 рублей установлены работникам из категории обслуживающего персонала муниципальных школ-интернатов и детских домов (решение Саратовской городской Думы от 09.08.2001 № 11-87).

Приняты конкретные меры по сохранению действующей сети дошкольных учреждений. В течение последних трех лет их было передано в муниципальную собственность 53.

Наметилась тенденция уменьшения сокращения числа дошкольных образовательных учреждений:

в 1999 году - закрыто 14

в 2000 году - -«-  2.

По сравнению с 2000 годом с 48% до 52,4% увеличился охват детей в возрасте от 1,5 до 7 лет общественным воспитанием.

В 14 ДОУ (152 чел.) организованы новые формы воспитания детей -группы кратковременного пребывания (всего 23 группы).

С 1998 года проводится работа по привлечению в ДОУ детей из социально незащищенных категорий семей. В 2001 году привлечены 61 человек из многодетных, 468 из малообеспеченных и 26 из неблагополучных семей (всего 680).

4145 (22,1%) детей посещают ДОУ с льготной оплатой, из них 909 (5%) содержатся в ДОУ бесплатно.

Происходящие процессы обновления образовательного и воспитательного уровней привели к значительным изменениям в их содержании. Режим развития, в котором функционирует современная школа, основан прежде всего на максимальном развитии интересов, способностей, потребностей отдельного ученика и запросов общества.

В настоящее время в 67% школ используются системы развивающего обучения. В школах г. Саратова осуществляется переход на концентрическую структуру обучения предметов гуманитарного и естественно-математического циклов, идет апробирование примерных программ по химии, математике, биологии, физике, истории, экологии, рекомендованных Министерством образования РФ, в соответствии с Концепцией структуры и содержания общего образования.

23 общеобразовательных учреждения города вступили в федеральный эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования. С 1 сентября 2001-2002 учебного года 1885 первоклассников и 978 учащихся 10-х классов начали заниматься по экспериментальным учебным планам и программам.

В образовательных учреждениях города создаются условия для обучения одаренных и способных учащихся. В олимпиадах различных уровней ежегодно принимают участие свыше 8 тысяч талантливых детей.

Воспитательный процесс в учреждениях образования ориентирован на становление гражданской позиции подрастающего поколения, возрождение патриотизма, приобщение к народной культуре, национальным традициям и обычаям.

Одним из приоритетных направлений продолжает оставаться профилактическая работа по предупреждению асоциальных явлений, работа с семьей.

Серьезное внимание в этом направлении уделяется организации досуговой деятельности детей и подростков. Упорядочить деятельность учреждений дополнительного образования в работе с детьми и подростками по месту жительства позволила передача в муниципальную собственность 63 подростковых клубов. В октябре 2000 года в поселке «Юбилейный» открыт новый подростковый клуб. В настоящее время в городе их функционирует 112, в т.ч. 16 -других ведомств.

Вопросы, касающиеся оказания помощи детям-воспитанникам школ-интернатов, детских домов, детям из малообеспеченных семей, находятся на постоянном контроле районных и городского органов управления. На приобретение учебной литературы для данной категории детей в течение трех последних лет администрацией города выделялось около 300 тысяч рублей, на приобретение ранцев, школьных принадлежностей в среднем по 300-350 тысяч рублей в год.

Всего в органах опеки и попечительства города на 01.01.2002 стоят на учете 389 детей-сирот, 1635 детей, оставшихся без попечения родителей.

В последнее время наметилась тенденция к расширению сети детских оздоровительных лагерей:

в 1998 г.- 18 (8936 чел.);

в 1999 г. - 19 (12 тысяч человек);

в 2000 г. - 20 (12 тысяч человек);

в 2001 г. -20 (12,3 тысяч человек).

Организация летнего отдыха, оздоровления и занятости проводится ежегодно для детей и подростков различных социальных категорий:

- на базе детских оздоровительных лагерей отдыхают в среднем 12 тыс. детей различных категорий;

- более 3000 детей и подростков из малообеспеченных семей, детей-инвалидов, детей безработных родителей, детей-сирот отдыхают летом в лагерях, санаториях и др.;

-1716 "трудных" подростков и детей "группы риска" охвачены различными формами отдыха.

Совместно с учреждениями здравоохранения на базе детских оздоровительных лагерей организуется оздоровление 2400 детей с патологией зрения, опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта, с заболеваниями кожи, сердечно-сосудистой системы.

Всего в период летних каникул формами организованного отдыха удается охватить около 94 тысяч учащихся, что составляет 93%.

Финансирование учреждений общего образования осуществляется из бюджета города.

В настоящее время осуществлен поэтапный переход на систему предварительного контроля исполнения расходной части бюджета города, что позволило повысить качество бюджетного планирования.

Несмотря на сложное финансово-экономическое положение, проведена определенная работа по сохранению, укреплению и развитию материально-технической базы образовательных учреждений. За последние 5 лет в городе введены в эксплуатацию две средние школы на 1296 ученических мест каждая, перепрофилировано под начальные школы 14 образовательных учреждений. Капитально отремонтировано 89 образовательных учреждений, на что было затрачено 28,2 млн. рублей из средств бюджета города. На средства бюджета города было также приобретено школьное оборудование на общую сумму 7,8 млн. рублей.

Вместе с тем, в системе образования города имеются недостатки и нерешенные проблемы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»