САРАТОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
РЕШЕНИЕ
От 27.12.2001 №16-132
О муниципальной целевой Программе
«Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
на территории города Саратова на 2002- 2004 годы»
___________________________
Снят с контроля на основании
решения Саратовской городской Думы
от 21.06.2005 № 58-549
в связи с окончанием срока действия
___________________________
В целях осуществления комплекса мер по снижению рисков, предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и смягчению их последствий на территории города Саратова Саратовская городская Дума
РЕШИЛА:
1.Принять муниципальную целевую Программу «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории города Саратова на 2002 - 2004 годы» (прилагается).
2. Настоящее решение вступает в силу со дня его опубликования.
3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию по промышленности, транспорту, связи, торговле.
Мэр города -
глава городского самоуправления
Ю.Н. Аксененко
Приложение
к решению
Саратовской городской Думы
от 27.12..2001 № 16-132
Наименование программы | - муниципальная целевая Программа «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории города Саратова на 2001-2004 годы». |
Обеспечение защиты населения и территорий города Саратова от чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера в условиях сложившейся социально-экономической обстановки является одной из важнейших задач органов управления, администраций объектов города Саратова. Первостепенное внимание в решении проблем защиты населения и территорий города от ЧС уделяется предупреждению и ликвидации последствий аварий и катастроф природного и техногенного характера. Однако эти усилия являются не высокоэффективными, так как экономика города не в состоянии увеличивать финансирование работ по предупреждению и ликвидации последствий ЧС.
На современном этапе развития возникает необходимость формирования общегосударственной политики в области снижения природных и техногенных рисков, смягчения последствий стихийных бедствий. Приоритет в решении проблемы защиты населения города должен быть отдан предупреждению ЧС.
Для решения этой проблемы необходима целевая программа: «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории г. Саратова на 2002-2004 годы».
Основанием для разработки целевой программы является Приказ Председателя комитета по делам ГО и ЧС при правительстве Саратовской области от 28 июня 1999 г. № 90 и Приказ Начальника Управления по делам ГО и ЧС г. Саратова от 5 июля 1999 г. № 60.
Город Саратов является территорией, на которой имеют место опасные природные явления и угроза техногенных аварий, возникающие по различным причинам. Город насыщен большим количеством потенциально-опасных объектов (60). Наибольшую опасность для населения и территории города представляют объекты, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся или транспортируются химические, пожаро и взрывоопасные вещества.
Основными причинами техногенных аварий и ЧС на объектах экономики г. Саратова являются:
- снижение трудовой и технологической дисциплины на всех уровнях производства и его противоаварийной устойчивости, которые произошли в результате затянувшейся структурной перестройки экономики;
- высокий износ основных производственных фондов (до 60%), особенно на предприятиях химического комплекса и нефтегазовой промышленности;
- продолжающийся рост объемов транспортировки, хранения и использования опасных (вредных) веществ, материалов и изделий, а также накопление отходов производства, представляющих угрозу населению и окружающей среде (ежегодно образуется примерно 475 тыс. тонн промышленных отходов).
Наибольшую опасность в техногенной сфере представляют транспортные аварии, аварии с выбросом химически опасных веществ, взрывы и пожары.
Сложность и масштабность проблемы обеспечения безопасности населения и природной среды в ЧС обусловлена тем, что в г. Саратове функционируют 105 предприятий различных отраслей промышленности и предприятия транспорта. В их число входят 60 потенциально опасных производственных объектов, 18 из которых относятся к различной степени химической опасности, 1 - к взрывоопасным объектам, 26 - к пожароопасным, 15 - к пожаровзрывоопасным.
Из предприятий города Саратова, в технологии производства которых используются химические вещества, наибольшую опасность представляет ООО «Саратоворгсинтез». В случае аварии с выбросом 40 тонн хлора площадь заражения может достигнуть 157 кв. км, глубина распространения - 10 км, в зону заражения может попасть до 95 тыс. человек.
Город Саратов является крупным транспортным узлом. При пожаре на станции Саратов-11, где могут быть одновременно сосредоточены несколько железнодорожных составов с легковоспламеняющимся и горючими жидкостями общей емкостью 7,5 тыс. м3 и аварийными химически опасными веществами (АХОВ) емкостью до 3000 м3, может произойти разлив их на площади 1 кв. км. Огнем будут охвачены промышленные и жилые здания, произойдут взрывы железнодорожных цистерн, в том числе и с АХОВ. В городе возникнет сложная химическая обстановка, ликвидация последствий которой потребует помощи областной и региональной структур ЧС.
Город Саратов является крупным перевалочным речным портом. По реке Волге перевозят нефтехимические продукты и десятки тысяч пассажиров. Кроме того, через город ежегодно проходят порядка 20 тыс. автомобилей транзитом. По городу проложено 20 маршрутов перевозки хлора и аммиака.
Экологическая ситуация в городе крайне неблагоприятная и выражается в значительной степени загрязнения воздушного и водного бассейнов, почвы и растительности. На территории городской застройки отмечаются сложные инженерно-геологические процессы подтопления, эрозия оврагов, просадка грунта, оползни. Всего насчитывается 28 оползней, суммарная протяженность которых составляет 17,5 км.
Не исключены в г. Саратове стихийные бедствия природного характера: обильные снегопады, обледенение, ураганные и штормовые ветры, ливневые дожди и засуха, которая бывает каждые 2-3 года.
Анализ характера причин возможных чрезвычайных ситуаций и динамика их развития позволяет сделать вывод о необходимости принятия неотложных мер посредством разработки городской целевой программы снижения рисков и смягчения последствий ЧС природного и техногенного характера на период до 2005 года.
Для снижения природных и техногенных рисков и смягчения последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф в городе Саратове необходимо предусмотреть решение следующих задач:
- осуществление комплекса мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории города Саратова и объектах экономики;
- обеспечение защиты населения и материальных ценностей от последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;
- развитие городской системы управления предупреждением и действиями в чрезвычайных ситуациях;
- обеспечение постоянной готовности городского звена областной подсистемы РСЧС по защите населения, и проведению аварийно-спасательных работ при возникновении ЧС;
- повышение уровня подготовки населения к действиям в условиях ЧС;
- осуществление декларирования безопасности опасных производственных объектов;
- обязательное страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;
- лицензирование опасной производственной деятельности предприятий.
Мероприятия, направленные на снижение рисков и смягчение последствий ЧС природного и техногенного характера приведены в основной части программы.
Всего для реализации мероприятий программы необходимо 3,225 млн. руб. ( 2002 г. -1,05 млн. руб.; 2003 г. - 1,05 млн. руб.; 2004 -1,125 млн. руб.), в том числе:
- средства городского бюджета | - 2,025 млн. руб.; |
- прочие источники (спонсорская помощь) | - 1,2 млн. руб. |
Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города является координатором программы.
Комитет по экономике и инвестиционной политике, комитет по жилищно-коммунальному хозяйству, комитет по финансам администрации города, управление по делам ГО и ЧС города при разработке проектов городского бюджета на соответствующие годы предусматривают выделение средств на финансирование программы. При этом учитывается, что в ходе реализации программы объемы финансирования программных мероприятий подлежат ежегодной корректировке с учетом реальных возможностей городского бюджета.
Управление и контроль реализации мероприятий целевой программы осуществляется комиссией по чрезвычайным ситуациям администрации города.
Реализация программы должна обеспечить повышение уровня защищенности населения и объектов экономики от ЧС природного и техногенного характера.
Вывод из эксплуатации физически изношенного и морально устаревшего оборудования, переход на новые безопасные энергосберегающие технологии. Улучшение подготовки населения по вопросам профилактики и действий в ЧС приведет к снижению людских потерь, материальных и финансовых средств.
Планируемые мероприятия (виды работ) | Исполнители | Срок финансирования | Источник финансирования | Финансирование (млн.руб.) | В том числе по годам | Ожидаемые результаты | ||
|
|
|
|
| 2002 | 2003 | 2004 |
|
6.1. Мероприятия по подготовке специалистов для органов управления ГО и ЧС, обучению личного состава формирований и населения действиям в чрезвычайных ситуациях | ||||||||
1. Проведение в общеобразовательных учреждениях тренировок по действиям учащихся в чрезвычайной ситуации мирного и военного времени | Управление по делам ГО и ЧС города, Комитет по образованию, Комитет по культуре | 2004 | Прочие источники | 0,3 | 0.1 | 0,1 | 0,1 | Выработка практических навыков у учащейся молодежи по действиям в ЧС |
2. Организация и проведение соревнований «Школа безопасности» | Управление по делам ГО и ЧС города, Комитет по образованию, Комитет по культуре | 2004 . | Прочие источники | 0,15 | 0,05 | 0,05 | 0,05 | Выработка практических навыков у учащейся молодежи по действиям в ЧС |
6.2. Совершенствование учебно-материальной базы | ||||||||
1. Внедрение в учебный процесс курсов ГО новых технических средств обучения, предназначенных для эффективной подготовки и повышения квалификации слушателей | Управление по делам ГО и ЧС города | 2004 | Городской бюджет | 0,06 | 0,02 | 0,02 | 0,02 | Повышение эффективности подготовки всех категорий обучаемых |
2. Обеспечение курсов ГО образцами новых средств | Управление по | 2004 | Городской | 0,09 | 0,03 | 0,03 | 0,03 | Повышение |
3. Разработка и оборудование в классах ОБЖ обще- | Управление по | 2004 | Прочие | 0,3 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | Повышение |
4. Оборудование учебных | Управление по | 2004 | Прочие | 0,15 | 0,05 | 0,05 | 0,05 | Повышение |
6.3. Развитие аварийно-спасательных сил | ||||||||
1. Подготовка, проведение | Управление по | 2004 | Прочие | 0,3 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | Совершенствование практических навыков |
2. Развитие ЕДДС города; приобретение оборудования, предметов снабжения и длительного пользования | Управление по делам ГО и ЧС города | 2004 | Городской бюджет | 1,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | Повышениекачества работы, проведения аварийно- спасательных и других неотложных работ |
3.Оснащение поисково спасательного отдела ЕДДС города средствами связи | Управление по делам ГО и ЧС города | 2004 | Городской | 0,3 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | Сокращение времени доведения сигналов и совершенствование системы управления при ликвидации ЧС |
4. Страхование спасателей ЕДЦС города | Управление по делам ГО и ЧС города | 2004 | Городской бюджет | 0,075 | - | - | 0,075 | Страхование спасателей |
ВСЕГО |
|
|
| 3,225 | 1,05 | 1,05 | 1,125 |
|
Примечания:
1. Всего на реализацию программы необходимо 3,225 млн. руб. в том числе:
- городской бюджет - 2,025 млн. руб.,
- прочие источники - 1,2 млн. руб.
2. В настоящее время потенциально опасными объектами города за счет собственных средств проводится реализация мероприятий, направленных на снижение рисков и смягчение последствий ЧС на территории города Саратова. Между администрацией города и предприятиями - исполнителями заключено 29 соглашений о намерениях по исполнению этих мероприятий на общую сумму - 283,777 млн. руб.