САРАТОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ

От 27.12.2001 №16-132


О муниципальной целевой Программе
«Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
на территории города Саратова на 2002- 2004 годы»


___________________________
Снят с контроля на основании
решения Саратовской городской Думы
от 21.06.2005 № 58-549

в связи с окончанием срока действия
___________________________

В целях осуществления комплекса мер по снижению рисков, предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и смягчению их последствий на территории города Саратова Саратовская городская Дума

 РЕШИЛА:

1.Принять муниципальную целевую Программу «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории города Саратова на 2002 - 2004 годы» (прилагается).

2. Настоящее решение вступает в силу со дня его опубликования.

3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию по промышленности, транспорту, связи, торговле.

Мэр города -
 глава городского самоуправления
Ю.Н. Аксененко



Приложение
к решению
 Саратовской городской Думы
от 27.12..2001 № 16-132


Муниципальная целевая Программа
«Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
на территории города Саратова на 2001 - 2004 годы»


ПАСПОРТ
муниципальной целевой Программы
«Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
на территории города Саратова на 2001-2004 годы»

Наименование программы




Дата принятия решения о разработке программы




Заказчик программы:

Разработчик программы:

Цели и задачи программы:






















Важнейшие целевые показатели:













Сроки реализации программы:

Основные мероприятия программы:






Основные исполнители программы:



Объем   и  источники  финансирования:




Ожидаемые результаты реализации программы:



Система организации контроля исполнения программы:

- муниципальная целевая Программа «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории города Саратова на 2001-2004 годы».

- приказ председателя комитета по делам ГО и ЧС при Правительстве Саратовской области от 28.06.99 № 90 и приказ начальника управления по делам ГО и ЧС города Саратова от 05.07.99 №60.

- администрация города Саратова.

- управление по делам ГО и ЧС города Саратова.

- осуществление комплекса мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории города Саратова и объектах экономики;
- обеспечение защиты населения и материальных ценностей от последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;
- развитие городской системы управления предупреждением и действиями в чрезвычайных ситуациях;
- обеспечение постоянной готовности городского звена областной подсистемы РСЧС по защите населения и проведению аварийно-спасательных работ при возникновении ЧС;
- повышение уровня подготовки населения к действиям в условиях ЧС;
- осуществление декларирования безо-
пасности опасных производственных объектов;
- обязательное страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;
- лицензирование опасной производственной деятельности предприятий.

повышение    надежности    системы управления, оповещения, связи;
- повышение пожарной безопасности;
- повышение надежности эксплуатации технологического оборудования;
- повышение качества выпускаемой продукции;
- замена технологических процессов, в которых применяются АХОВ, на безопасные - без применения опасных веществ;
- замена морально устаревшего и физически изношенного оборудования на более прогрессивное;
- внедрение новых прогрессивных технологических процессов.

-2002-2004 годы.

- подготовка специалистов для органов
управления, обучение личного состава формирований и населения действиям в чрезвычайных ситуациях;
- совершенствование учебно - материальной базы;
- развитие аварийно-спасательных сил.

управление по делам ГО и ЧС города Саратова;
комитет по образованию администрации города;
комитет по культуре администрации города.

- всего на 2001-2004 годы - 3,225 млн. руб., в том числе:
- из городского бюджета - 2,025 млн.
руб.;
- прочие источники-1,2 млн. руб.

- снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории города Саратова.

- управление и контроль реализации целевой программы осуществляется комиссией по чрезвычайным ситуациям администрации города.

ВВЕДЕНИЕ


Обеспечение защиты населения и территорий города Саратова от чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера в условиях сложившейся социально-экономической обстановки является одной из важнейших задач органов управления, администраций объектов города Саратова. Первостепенное внимание в решении проблем защиты населения и территорий города от ЧС уделяется предупреждению и ликвидации последствий аварий и катастроф природного и техногенного характера. Однако эти усилия являются не высокоэффективными, так как экономика города не в состоянии увеличивать финансирование работ по предупреждению и ликвидации последствий ЧС.

На современном этапе развития возникает необходимость формирования общегосударственной политики в области снижения природных и техногенных рисков, смягчения последствий стихийных бедствий. Приоритет в решении проблемы защиты населения города должен быть отдан предупреждению ЧС.

Для решения этой проблемы необходима целевая программа: «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории г. Саратова на 2002-2004 годы».

Основанием для разработки целевой программы является Приказ Председателя комитета по делам ГО и ЧС при правительстве Саратовской области от 28 июня 1999 г. № 90 и Приказ Начальника Управления по делам ГО и ЧС г. Саратова от 5 июля 1999 г. № 60.


1.Обоснование проблемы и необходимость ее решения программными методами

Город Саратов является территорией, на которой имеют место опасные природные явления и угроза техногенных аварий, возникающие по различным причинам. Город насыщен большим количеством потенциально-опасных объектов (60). Наибольшую опасность для населения и территории города представляют объекты, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся или транспортируются химические, пожаро и взрывоопасные вещества.

Основными причинами техногенных аварий и ЧС на объектах экономики г. Саратова являются:

- снижение трудовой и технологической дисциплины на всех уровнях производства и его противоаварийной устойчивости, которые произошли в результате затянувшейся структурной перестройки экономики;

- высокий износ основных производственных фондов (до 60%), особенно на предприятиях химического комплекса и нефтегазовой промышленности;

- продолжающийся рост объемов транспортировки, хранения и использования опасных (вредных) веществ, материалов и изделий, а также накопление отходов производства, представляющих угрозу населению и окружающей среде (ежегодно образуется примерно 475 тыс. тонн промышленных отходов).

Наибольшую опасность в техногенной сфере представляют транспортные аварии, аварии с выбросом химически опасных веществ, взрывы и пожары.

Сложность и масштабность проблемы обеспечения безопасности населения и природной среды в ЧС обусловлена тем, что в г. Саратове функционируют 105 предприятий различных отраслей промышленности и предприятия транспорта. В их число входят 60 потенциально опасных производственных объектов, 18 из которых относятся к различной степени химической опасности, 1 - к взрывоопасным объектам, 26 - к пожароопасным, 15 - к пожаровзрывоопасным.

Из предприятий города Саратова, в технологии производства которых используются химические вещества, наибольшую опасность представляет ООО «Саратоворгсинтез». В случае аварии с выбросом 40 тонн хлора площадь заражения может достигнуть 157 кв. км, глубина распространения - 10 км, в зону заражения может попасть до 95 тыс. человек.


Город Саратов является крупным транспортным узлом. При пожаре на станции Саратов-11, где могут быть одновременно сосредоточены несколько железнодорожных составов с легковоспламеняющимся и горючими жидкостями общей емкостью 7,5 тыс. м3 и аварийными химически опасными веществами (АХОВ) емкостью до 3000 м3, может произойти разлив их на площади 1 кв. км. Огнем будут охвачены промышленные и жилые здания, произойдут взрывы железнодорожных цистерн, в том числе и с АХОВ. В городе возникнет сложная химическая обстановка, ликвидация последствий которой потребует помощи областной и региональной структур ЧС.

Город Саратов является крупным перевалочным речным портом. По реке Волге перевозят нефтехимические продукты и десятки тысяч пассажиров. Кроме того, через город ежегодно проходят порядка 20 тыс. автомобилей транзитом. По городу проложено 20 маршрутов перевозки хлора и аммиака.

Экологическая ситуация в городе крайне неблагоприятная и выражается в значительной степени загрязнения воздушного и водного бассейнов, почвы и растительности. На территории городской застройки отмечаются сложные инженерно-геологические процессы подтопления, эрозия оврагов, просадка грунта, оползни. Всего насчитывается 28 оползней, суммарная протяженность которых составляет 17,5 км.

Не исключены в г. Саратове стихийные бедствия природного характера: обильные снегопады, обледенение, ураганные и штормовые ветры, ливневые дожди и засуха, которая бывает каждые 2-3 года.

Анализ характера причин возможных чрезвычайных ситуаций и динамика их развития позволяет сделать вывод о необходимости принятия неотложных мер посредством разработки городской целевой программы снижения рисков и смягчения последствий ЧС природного и техногенного характера на период до 2005 года.  

 

    
2. Основные цели и задачи Программы

Для снижения природных и техногенных рисков и смягчения последствий стихийных   бедствий,   аварий   и   катастроф   в   городе   Саратове   необходимо предусмотреть решение следующих задач:

- осуществление комплекса мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории города Саратова и объектах экономики;

- обеспечение защиты населения и материальных ценностей от последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;

- развитие городской системы управления предупреждением и действиями в чрезвычайных ситуациях;

- обеспечение постоянной готовности городского звена областной подсистемы РСЧС по защите населения, и проведению аварийно-спасательных работ при возникновении ЧС;

- повышение уровня подготовки населения к действиям в условиях ЧС;

- осуществление декларирования безопасности опасных производственных объектов;

-   обязательное   страхование   ответственности   за   причинение   вреда   при эксплуатации опасного производственного объекта;

- лицензирование опасной производственной деятельности предприятий.

3. Обоснование финансовых, материальных и трудовых затрат

     Мероприятия, направленные на снижение рисков и смягчение последствий ЧС природного и техногенного характера приведены в основной части программы.

     Всего для реализации мероприятий программы необходимо 3,225 млн. руб. ( 2002 г. -1,05 млн. руб.;   2003 г. - 1,05 млн. руб.; 2004 -1,125 млн. руб.), в том числе:

     - средства городского бюджета

- 2,025 млн. руб.;

     - прочие источники (спонсорская помощь)

- 1,2 млн. руб.

     

4. Организация управления реализацией Программы

Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города является координатором программы.

Комитет по экономике и инвестиционной политике, комитет по жилищно-коммунальному хозяйству, комитет по финансам администрации города, управление по делам ГО и ЧС города при разработке проектов городского бюджета на соответствующие годы предусматривают выделение средств на финансирование программы. При этом учитывается, что в ходе реализации программы объемы финансирования программных мероприятий подлежат ежегодной корректировке с учетом реальных возможностей городского бюджета.

Управление и контроль реализации мероприятий целевой программы осуществляется комиссией по чрезвычайным ситуациям администрации города.

     

5. Оценка социально-экономической эффективности реализации программных мероприятий

Реализация программы должна обеспечить повышение уровня защищенности населения и объектов экономики от ЧС природного и техногенного характера.

Вывод из эксплуатации физически изношенного и морально устаревшего оборудования, переход на новые безопасные энергосберегающие технологии. Улучшение подготовки населения по вопросам профилактики и действий в ЧС приведет к снижению людских потерь, материальных и финансовых средств.

     

6. ПЕРЕЧЕНЬ
мероприятий и затрат муниципальной целевой программы
«Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
на территории города Саратова на 2001-2004 годы».
Прогноз ожидаемых результатов

Планируемые мероприятия (виды работ)

Исполнители

Срок финансирования

Источник финансирования

Финансирование       (млн.руб.)

В том числе по годам

Ожидаемые результаты

 

 

 

 

 

2002

2003

2004

 

6.1.   Мероприятия по подготовке специалистов для органов управления ГО и ЧС, обучению личного состава формирований и населения действиям в чрезвычайных ситуациях

1.     Проведение в общеобразовательных   учреждениях тренировок по действиям учащихся в чрезвычайной   ситуации   мирного   и военного времени

Управление по делам ГО и ЧС города, Комитет по образованию, Комитет по культуре

2004

Прочие источники

0,3

0.1

0,1

0,1

Выработка практических навыков у учащейся молодежи по действиям в ЧС

2.   Организация и проведение  соревнований  «Школа безопасности»

Управление по делам ГО и ЧС города, Комитет по образованию, Комитет по культуре

2004   .

Прочие источники

0,15

0,05

0,05

0,05

Выработка практических навыков у учащейся молодежи по действиям в ЧС

6.2. Совершенствование учебно-материальной базы

1. Внедрение в учебный процесс курсов ГО новых технических средств обучения, предназначенных для эффективной подготовки и повышения квалификации слушателей

Управление по делам ГО и ЧС города

2004

Городской бюджет

0,06

0,02

0,02

0,02

Повышение эффективности подготовки всех категорий обучаемых

2.   Обеспечение курсов ГО образцами   новых   средств
индивидуальной  защиты, приборов  радиационной,
химической разведки и дозиметрического контроля, а
также новой учебной и методической литературой

Управление по
делам ГО и ЧС
города

2004

Городской
бюджет

0,09

0,03

0,03

0,03

Повышение
эффективности
подготовки
всех категорий
обучаемых



3. Разработка и оборудование в классах ОБЖ обще-
образовательных   учреждений и учреждениях начального и среднего профессионального   образования   новых   обучающих  стендов   по
ГОиЧС

Управление по
делам ГО и ЧС
города,
Комитет по образованию

2004

Прочие
источники

0,3

0,1










0,1







0,1







Повышение
качества подго-
товки учащейся
молодежи к
действиям в ЧС



4.   Оборудование   учебных
классов, разработка и изготовление    информационно-
справочных стендов по ГО и ЧС на объектах экономики

Управление по
делам ГО и ЧС
города,
объекты экономики

2004





Прочие
источники



0,15





0,05






0,05





0,05





Повышение
качества подготовки рабочих и
служащих к
действиям в ЧС

6.3.   Развитие аварийно-спасательных сил

1.    Подготовка, проведение
тренировок, учений с гражданскими      организациями
ГО  по  предупреждению  и
ликвидации ЧС

Управление по
делам ГО и ЧС
города,
объекты экономики


2004






Прочие
источники




0,3






0,1








0,1






0,1






Совершенствование практических навыков
в проведении
аварийно-
спасательных
работ

2.  Развитие ЕДДС  города; приобретение оборудования,  предметов снабжения и длительного пользования

Управление по делам ГО и ЧС города

2004

Городской бюджет

1,5

0,5

0,5

0,5

Повышениекачества работы, проведения аварийно- спасательных и других неотложных работ

3.Оснащение поисково спасательного отдела ЕДДС города средствами связи  

Управление по делам ГО и ЧС города

2004

Городской
бюджет

0,3

0,1

0,1

0,1

Сокращение времени доведения сигналов и совершенствование системы управления при ликвидации ЧС

4. Страхование спасателей ЕДЦС города

Управление по делам ГО и ЧС города

2004

Городской бюджет

0,075

-

-

0,075

Страхование спасателей

ВСЕГО

  

  

  

3,225

1,05

1,05

1,125

  


Примечания:

1. Всего на реализацию программы необходимо 3,225 млн. руб. в том числе:

     - городской бюджет - 2,025 млн. руб.,
     - прочие источники - 1,2 млн. руб.

     2. В настоящее время потенциально опасными объектами города за счет собственных средств проводится реализация мероприятий, направленных на снижение рисков и смягчение последствий ЧС на территории города Саратова. Между администрацией города и предприятиями - исполнителями заключено 29 соглашений о намерениях по исполнению этих мероприятий на общую сумму - 283,777 млн. руб.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»