САРАТОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
РЕШЕНИЕ
от 19.06.2003 № 35-317
Об отчете о работе комитета по управлению имуществом города Саратова по итогам 2002 года
Саратовская городская Дума
РЕШИЛА:
1. Принять отчет о работе комитета по управлению имуществом города Саратова по итогам 2002 года.
2. Признать работу комитета по управлению имуществом города Саратова по итогам 2002 года удовлетворительной.
3. Настоящее решение вступает в силу со дня его принятия.
Мэр города -
глава городского самоуправления
Ю.Н. Аксененко
ОТЧЕТ
о работе комитета по управлению имуществом города Саратова по итогам 2002 года
1. Одной из основных стратегических задач комитета в 1997-2002 годах являлось создание концепции управления муниципальной собственностью города Саратова. В 2002 году такая концепция, представляющая собой комплекс различного рода нормативных актов и документов, действовала.
На сегодняшний день на территории города такими основополагающими документами являются: Положение об учете муниципального имущества и ведении реестра муниципальной собственности города Саратова комитетом по управлению имуществом города; Порядки приема объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, безвозмездно передаваемых в муниципальную собственность города Саратова; Порядок создания и деятельности муниципальных унитарных предприятий города Саратова; Порядок управления и распоряжения муниципальным имуществом органов местного самоуправления и их структурных подразделений; Порядок управления и распоряжения муниципальным нежилым фондом и передачи муниципального имущества в аренду; Методики определения арендной платы за нежилые помещения (здания, сооружения) муниципальной собственности и за пользование иным муниципальным имуществом; Порядок перевода нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, в жилищный фонд; Положение о сборе документов для списания с баланса муниципальных унитарных предприятий и учреждений объектов жилищного фонда; Порядок перевода общежитии в категорию жилых домов; Порядок передачи в залог объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности города Саратова, в целях обеспечения кредитных обязательств.
Данная нормативная база поддерживается в актуализированном состоянии и постоянно дополняется в соответствии с изменениями федерального и областного законодательств. В частности, в связи с принятием новых Федеральных законов «О приватизации государственного и муниципального имущества» и «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» комитетом по управлению имуществом в 2002 году была начата работа по подготовке необходимых документов и в настоящее время в Саратовскую городскую Думу представлены проекты решений:
- «О Положении о приватизации муниципального имущества города Саратова»;
- «О Прогнозном плане (программе) приватизации муниципального имущества города Саратова на 2003 год»;
- «Об утверждении Типового устава для муниципальных унитарных предприятий».
2. Концепция управления муниципальной собственностью города Саратова определила основные цели и направления деятельности комитета в 2002 году: повышение доходной части городского бюджета путем обеспечения максимальной эффективности распоряжения муниципальной собственностью, модернизация баз данных реестров муниципального нежилого и жилищного фондов, создание системы обеспечения кредитования городской администрации под залог муниципального имущества.
В целом динамика поступления доходов в городской бюджет от деятельности комитета по управлению имуществом города Саратова имеет положительный характер и характеризуется следующим образом:
(млн. руб.)
1996 год | 1997 год | 1998 год | 1999 год | 2000 год | 2001 год | 2002 год |
23,16 | 35,54 | 50,92 | 60,30 | 87,53 | 117,41 | 236,26 |
В 2002 году в городской бюджет направлено 236 млн. 261 тыс. руб., что составило 106,47% годового планового задания.
Выполнение плановых показателей по основным статьям доходов городского бюджета таково:
(тыс. руб.)
№№ | Статьи доходов | План | Факт | % выполнения |
1 | Доходы от сдачи в аренду муниципального имущества | 103000 | 106915 | 103,80% |
2 | Доходы от продажи нежилых помещений и транспортных средств, находящихся в муниципальной собственности | 93600 | 95023 | 101,52% |
3 | Отчисления от чистой прибыли муниципальных предприятии за пользование муниципальным имуществом | 8300 | 8371 | 100,85% |
4 | Прочие доходы | 17000 | 25952 | 152,66% |
ВСЕГО: | 221900 | 236261 | 106,47% |
Результаты по сбору средств от аренды обеспечены за счет максимального использования площадей нежилых помещений на основе эффективно действующей целостной системы, включающей в себя проверку принадлежности и использования зданий, сооружений и помещений; оформление соответствующих правоустанавливающих документов с пользователем; механизм ежемесячного контроля уплаты арендной платы; работу с должниками (вплоть до расторжения договоров с недобросовестными арендаторами). На 01.01.2003 в комитете зарегистрировано 1544 договора аренды с общей площадью, сдаваемой в аренду, - 198780 кв. м.
Особым источником пополнения доходной части городского бюджета является продажа в собственность и права аренды земли. Комитетом по управлению имуществом были созданы необходимые условия для проведения регулярных отрытых аукционных торгов: оборудован специализированный зал, извещения о торгах еженедельно публиковались в средствах массовой информации, покупателю предоставлялась возможность для ознакомления с документацией по каждому объекту продажи и осмотра его на месте.
В 2002 году на торгах продано 46 земельных участков, в том числе: 27 -право аренды, 19 - право собственности. Общая площадь этих участков составила 57098 кв. м. Кроме того, 17 участков продано под приватизированными предприятиями, 26 - для предпринимательской деятельности, 229 - под домовладениями.
Всего от продажи земли на 01.01.2003 поступило 20 млн. 637 тыс. руб., из которых 8 млн.778 тыс. руб. направлено в городской бюджет, а остальные 11 млн. 859 тыс. руб. - в областной и федеральный бюджеты.
Следующее направление деятельности комитета в сфере управления муниципальной собственностью - анализ финансово-хозяйственной деятельности муниципальных предприятий, контроль за правильностью и полнотой внесения ими платы за пользование муниципальным имуществом, контроль за составом, стоимостью и рациональным использованием муниципального имущества, закрепленного за муниципальными предприятиями, учреждениями и органами местного самоуправления. Все эти виды контроля осуществляются как на основе ежеквартального изучения представляемой бухгалтерской отчетности, так и путем соответствующих проверок с выездом на место специально созданной в комитете группой специалистов-инспекторов.
В истекшем году проведено 97 проверок муниципальных предприятий, в ходе которых выявлено 15 нарушений, связанных с необоснованным завышением затрат, относимых на себестоимость, и как следствие, снижением прибыли; 16 случаев передачи имущества другим предприятиям и его списания в нарушение установленного порядка; 14 фактов неправильного начисления износа основных средств; 35 случаев нерационального использования нежилых помещений, а также 124 прочих нарушения, как то: неоприходованные основные средства, недостачи, нерациональное использование автотранспорта и оборудования и т.д.
По результатам всех проверок составлены необходимые акты, и направлены предписания по устранению нарушений руководителям предприятий и соответствующих структурных подразделений администрации города по ведомственной принадлежности этих предприятий, с последующим контролем получения ответов по предписаниям.
В течение 2002 года проводилась большая работа по оформлению договоров залога муниципального имущества под обеспечение кредитов, выдаваемых городскому комитету по финансам. В 2002 году заключено 27 договоров залога, посредством которых обеспечено привлечение кредитных ресурсов на общую сумму 338 млн. 900 тыс. руб.
Подробные сведения о состоянии дел и деятельности комитета в сфере управления муниципальной собственностью города Саратова в настоящее время изложены в прилагаемой брошюре «Муниципальная собственность города Саратова в цифрах и фактах - 2002 год».
3. Деятельность комитета неоднократно проверялась различными вышестоящими инстанциями и правоохранительными органами, и нарушений практически выявлено не было.
В частности, большая комплексная проверка была проведена в мае-июне 2002 года комиссией под руководством заместителя председателя Экспертного совета при Губернаторе Саратовской области К.П. Муренина с участием большой группы работников комитета по управлению имуществом Саратовской области. Программа проверки включала в себя вопросы сдачи муниципального имущества в аренду, продажи земли, законности сделок купли-продажи объектов недвижимости, другие вопросы управления и распоряжения муниципальной собственностью. Выводы комиссии однозначны: нарушений при начислении арендной платы не выявлено, при определении стартовой цены земельных участков при их продаже на аукционе комитет действовал в пределах установленной нормативной базы, продажа объектов муниципального нежилого фонда осуществлялась в строгом соответствии с действовавшей законодательной и нормативно-правовой базой, нарушений законности сделок купли-продажи не установлено. Кроме того, в акте проверки подчеркнута значительная работа, проведенная комитетом в отношении правильности и полноты внесения муниципальными унитарными предприятиями платы за пользование муниципальным имуществом, и по контролю за составом, стоимостью, сохранностью и рациональным использованием муниципального имущества, закрепленного за муниципальными предприятиями, учреждениями и органами местного самоуправления.
Председатель комитета
по управлению имуществом
города Саратова
А.Н. Суетов