САРАТОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
РЕШЕНИЕ
от 28.12.99 № 40-390
О Концепции развития сферы бытовых услуг
города Саратова на 2000-2004 годы
В целях дальнейшего развития сферы бытового обслуживания населения и повышения уровня оказания населению города бытовых услуг Саратовская городская Дума
РЕШИЛА:
1. Принять Концепцию развития сферы бытовых услуг города Саратова на 2000-2004 годы (прилагается).
2. Настоящее решение вступает в силу со дня его опубликования.
Мэр города Саратова-
глава городского самоуправления
Ю.Н.Аксененко
Приложение
к решению
Саратовской городской Думы
от 28.12.99 № 40-390
Концепция развития сферы бытовых услуг города Саратова на 2000-2004 годы
Цель концепции
Стабилизация и развитие деятельности предприятий бытового обслуживания населения, преодоление кризисного состояния отрасли, обеспечение насыщения рынка разнообразными видами бытовых услуг, повышение их качества.
Задачи концепции
Создание правовых, экономических и организационных условий для устойчивого развития сферы бытовых услуг населению;
Создание цивилизованных механизмов предпринимательской деятельности и благоприятных условий для работы бытовых служб и предприятий, урегулирования их взаимоотношений с социальными партнерами и потребителями бытовых услуг;
Содействие созданию и поддержка предпринимательских структур, предоставляющих бытовые услуги.
Основные направления концепции
Нормативно-правовое обеспечение развития сферы бытовых услуг на селению (п.1 "Мероприятий по развитию бытового обслуживания население города на 2000 - 2004 гг." (далее - Мероприятия) (прилагаются);
Информационное обеспечение развития сферы бытовых услуг (п. 2 Мероприятий);
Развитие инфраструктуры сферы бытовых услуг (п.3 Мероприятий);
Поддержка производственно-маркетинговой и инновационной деятельности предприятий бытового обслуживания (п.4 Мероприятий);
Инвестиционная поддержка предприятий, оказывающих бытовые услуги населению (п.5 Мероприятий);
Научно-методическое и кадровое обеспечение развития сферы бытовых услуг (п.6 Мероприятий).
Ожидаемые результаты реализации концепции
1. Создание элементов инфраструктуры, оказывающих информационную, консультативную, финансовую, маркетинговую и другие виды поддержки предприятиям бытового обслуживания населения;
2. Увеличение в 2 раза количества предприятий, предоставляющих бытовые услуги населению;
3. Увеличение объема реализации бытовых услуг;
4. Повышение уровня потребления бытовых услуг;
5. Появление новых видов бытовых услуг;
6. Повышение качества и доступности бытовых услуг;
7. Увеличение налогооблагаемой базы и пополнение областного и городского бюджетов.
Ожидаемая динамика роста объема бытовых услуг и услуг на 1-го жителя по г. Саратову за 1996-2004г
------------------------------------------------------------------
Годы ¦1996 ¦1997 ¦1998 ¦1999 ¦2000 ¦2004 ¦1998/2004
Объем бытовых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
услуг (в тыс.руб.) ¦185,9¦209,6¦392,0¦509,6¦611,5¦784,0¦ в 2 раза
Объем услуг ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
на 1-го жителя, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
(в рублях) ¦208,4¦320,8¦438,5¦570,0¦684,0¦876,0¦ в 2 раза
------------------------------------------------------------------
Пояснения
Бытовое обслуживание населения как отрасль народного хозяйства, одной из первых подверглось реформированию в период перехода к рынку, традиционно несет большую социальную нагрузку и является наиболее приоритетной отраслью, предоставляющей рабочие места. Однако в настоящее время отрасль оказалась в кризисном состоянии.
Изначально, в процессе разделения крупных объединений (коммерциализации), а затем в период приватизации к руководству конкретными предприятиями пришли кадры, не имеющие опыта управления предприятием (из числа непосредственных работников-обувщиков, парикмахеров, специалистов по ремонту техники и т.д.), привыкшие к централизованному снабжению и внешнему управлению. Поэтому многие предприятия не выдерживают жестких условий рынка. Сказывается низкий платежеспособный спрос населения. Низкая заработная плата привела к осложнению социальной обстановки и к оттоку квалифицированных кадров из отрасли. Вместе с тем, необходимо констатировать, что отрасль как таковая имеет платежеспособный спрос и с рынка услуг не исчезнет ни при каких обстоятельствах.
В последнее время был предпринят ряд мер по выводу отрасли из кризиса.
Утверждены областная и городская Программы развития бытового обслуживания населения на 1997-2000 годы, направленные на реализацию комплексных мер по стабилизации бытовых услуг.
Важнейшей задачей департамента потребительского рынка и районных администраций является работа по созданию современной сферы услуг европейского уровня. Необходимо не только сохранить, но и увеличить количество предприятий, восстановить сеть приемных пунктов. При этом первостепенное внимание и поддержка должны быть оказаны социально-приоритетным видам услуг.
Немаловажную роль в оказании бытовых услуг населению играют частные индивидуальные предприниматели, не обремененные большими налогами. Этой категории предпринимателей, работающей в сфере бытовых услуг, необходимо оказывать всякое содействие.
Здесь очень важны частные инвестиции, поэтому финансирование вновь созданных и реконструкция действующих предприятий бытового обслуживания в городе должны осуществляться за счет средств самих предприятий.
Как показывает опыт стран с развитой рыночной экономикой, для устойчивого функционирования сферы бытовых услуг необходима поддержка органов местного самоуправления. Причем такую поддержку следует оказывать предприятиям с учетом их специфики, видов оказываемых услуг, местных особенностей и организационно-правовых форм.
В рамках реализации поставленных задач потребуется решить следующие вопросы:
- развитие конкуренции между предприятиями и частными предпринимателями;
- обеспечение защиты предпринимателей и создание благоприятных условий для их работы;
- создание системы по обеспечению кадрами предприятий сферы услуг. Для этого необходимо подготовить программу подготовки и переподготовки кадров, в том числе рабочих профессий;
- обеспечение защиты прав потребителей по безопасности и качеству предоставляемых услуг. Продолжить работу по сертификации услуг, обеспечить контроль за соблюдением предприятиями условий лицензирования и сертификации.
Необходимо на системной основе в течение ближайших трех лет решить вопрос сбора и утилизации серебросодержащих растворов и материалов, остающихся после технологических процессов в фотолабораториях, и волос в парикмахерских.
Разработать систему по организации обслуживания малообеспеченных граждан.
| Приложение |
Мероприятия по развитию бытового обслуживания
населения города на 2000 - 2004 гг.
№ п.п. | Наименование мероприятий | Срок | Ответственный | |||
1. | Нормативно-правовое обеспечение развития сферы бытового обслуживания населения. |
|
| |||
1.1. | Разработка проектов постановлений администрации города: |
|
| |||
а) | о мерах по поддержке и стабилизации деятельности предприятий бытового обслуживания населения | 2000 - 2004 г.г. | Департамент потребительского рынка, администрации районов | |||
б) | о мерах по социальной поддержке малообеспеченных групп населения при предоставлении услуг предприятий бытового обслуживания населения: | 2000 г | Департамент социальной сферы | |||
- установить систему предоставления льгот участникам и инвалидам ВОВ, малообеспеченным слоям населения | 2000 г | Комитет по труду и; социальному развитию департамента социальной сферы | ||||
- определить приоритетные виды бытовых услуг | 2000 г | Департамент потребительского рынка | ||||
- создать общественную комиссию по проверке предоставления льготных услуг населению; | 2000 г | Департамент потреби тельского рынка | ||||
- создать комплекс бытовых услуг на базе Центра социально-трудовой реабилитации (ул. Миллеровская, 62) | 2000г | Комитет по труду и социальному развитию департамента социальной сферы | ||||
2. | Информационное обеспечение развития сферы бытового обслуживания |
|
| |||
2.1. | Проведение анализа уровня развития сферы бытового обслуживания населения по отраслевому принципу. | Ежегодно | Департамент потребительского рынка | |||
2.2. | Формирование базы данных рынка бытовых услуг города | Ежегодно | Департамент потребительского рынка, администрации районов. | |||
2.3. | Проведение специализированных информационных семинаров с представителями контролирующих органов, предприятий службы быта по актуальным вопросам поддержки и развития сферы услуг. | Ежегодно | Департамент потребительского рынка. | |||
2.4. | Содействие в информационном обеспечении деятельности сферы бытового обслуживания населения. | Ежегодно | Департамент потребительского рынка | |||
3. | Развитие инфраструктуры сферы бытового обслуживания населения. |
|
| |||
3.1. | Создание в районах города общественных координационных советов по вопросам поддержки и развития сферы бытовых услуг. | 2001 г | Администрации районов города | |||
3.2. | Содействие созданию общественных объединений, предприятий и предпринимателей, занимающихся оказанием бытовых услуг, в районах города | 2004 г | Департамент потребительского рынка, администрации районов города | |||
4. | Поддержка производственно - маркетинговой и инновационной деятельности предприятий бытового обслуживания. |
|
| |||
4.1. | Содействие размещению областных и муниципальных заказов на конкурсной основе на предприятиях бытового обслуживания | Ежегодно | Департамент по экономике и инвестиционной политике | |||
4.2. | Содействие размещению на промышленных предприятиях города заказов на новое оборудование и новые технологии для предприятий бытового обслуживания населения. | 2001 г | Департамент потребительского рынка, Департамент по экономике и инвестиционной политике и Департамент по промышленности, энергетике, транспорту, связи и топливу | |||
4.3. | Создание системы выставочно-ярмарочной деятельности предприятий и предпринимательских структур бытового обслуживания: | Ежегодно | Департамент потребительского рынка, администрации районов | |||
-проведение специализированных выставок; |
| Департамент потребительского рынка, администрации районов. | ||||
-проведение конкурсов профессионального мастерства среди работников бытового обслуживания; |
| Департамент потребительского рынка, администрации районов. | ||||
- содействие в проведении конкурсов, фестивалей по видам бытовых услуг. |
| Департамент потребительского рынка, администрации районов, Управление культуры | ||||
5. | Содействие созданию общественных организаций взаимного кредитования предпринимателей, действующих в сфере бытового обслуживания. | 2004 г | Департамент потребительского рынка, администрации районов | |||
6. | Научно-методическое и кадровое обеспечение развития малого предпринимательства в сфере бытового обслуживания населения. |
|
| |||
6.1. | Проведение научно-практической конференции по развитию системы бытового обслуживания населения; | 2003 г | Департамент потребительского рынка, Центр стандартизации | |||
6.2. | Определение базовых учебных заведений для подготовки рабочих кадров предприятий бытового обслуживания населения и повышения их квалификации. | 2001 г | Департамент потребительского рынка | |||
6.3. | Организация обучения молодежи, женщин, военнослужащих, инвалидов, незанятых граждан профессиям, имеющим применение в сфере бытового обслуживания населения. | Ежегодно | Районные центры занятости населения, администрации районов | |||
7. | Внедрение новых технологий: Внедрить на базе ООО "Дом моделей" новую технологию индивидуального пошива одежды за счет использовании подкладочных материалов производства фирмы "Хенкель-Текстиль"(Германия). Внедрить новую технологию пошива обуви за счет применения импортных колодок и оборудования на предприятии по пошиву и ремонту обуви ООО "Импо". | 2001 г 2003 г. | ООО "Дом моделей" Предприятие по ремонту и пошиву обуви ООО "Импо". | |||
8. | Реконструкция и капитальный ремонт предприятий бытового обслуживания: Провести ревизию зданий и помещений предприятий бытового обслуживания и подготовить мероприятия по их капитальному ремонту и реконструкции в соответствии с современными требованиями дизайна. | В течение 2000-2004гг. | Районные администрации и предприятия бытового обслуживания |