САРАТОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ

29.04.98 N 18-170

О Программе содействия занятости населения г. Саратова на 1998 год

       В целях реализации Закона Российской Федерации от 19.04.91 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", осуществления политики занятости населения города Саратова и на основании статьи 17 Устава города Саратова

Саратовская городская Дума

РЕШИЛА:

       1. Принять Программу содействия занятости населения г. Саратова на 1998 год (прилагается).

       2. Настоящее решение вступает в силу со дня его принятия.

 

 Мэр города -
  глава городского самоуправления
Ю.Н. Аксененко

Приложение
к решению Саратовской городской Думы
от 29.04.98 № 18-170

Программа содействия занятости населения г.Саратова на 1998 год

  Наименование  Программы        Программа    содействия   занятости
                                 населения г. Саратова на 1998 год.

  Наименование,   номер          Приказ Комитета    по   занятости
  и дата принятия решения        населения  Саратовской области
  о разработке Программы         № 246 от 09.09.97г, поручение
                                 администрации  г.  Саратова
                                 №09-02-03/134 от  22.10.97 г.

  Заказчик                       Комитет по занятости населения
                                 Министерства труда и социального
                                 развития  Саратовской  области,
                                 администрация г. Саратова

  Основные   разработчики и      Комитет по занятости населения
  исполнители Программы          Министерства труда  и
                                 социального развития, районные
                                 центры занятости  населения
                                 г. Саратова, администрация
                                 г. Саратова и  администрации
                                 районов города.

  Основные программные           1. Содействие в поисках работы
                                 и трудоустройстве  населения
                                 на свободные рабочие места.
                                 2. Сдерживание процесса массовых
                                 высвобождений с предприятий города.
                                 3. Снижение социальной
                                 напряженности на рынке  труда.
                                 4. Материальная поддержка
                                 безработных и членов их  семей.
                                 5. Организация временной занятости
                                 (общественные  работы,
                                 временная занятость подростков,
                                 реализация программы
                                 "Молодежная практика").
                                 6, Профессиональное обучение
                                 безработных с целью повышения
                                 их  конкурентоспособности на рынке
                                 труда, профориентационные услуги
                                 для подростков и незанятого
                                 населения.
                                 7.Содействие  в самозанятости
                                 и  индивидуально-трудовой
                                 деятельности.
                                 8.Содействие в создании
                                 и сохранении рабочих
                                 9. Содействие занятости групп
                                 населения, особо нуждающихся
                                 в  социальной защите  (инвалиды,
                                 беженцы, многодетные матери,
                                 молодежь и т. д.).

  Объемы и источники             Средства фонда занятости
  финансирования                 Комитета по занятости населения,
                                 бюджетные средства  в   пределах
                                 ассигнований  на  цели,
                                 связанные  с  развитием занятости
                                 населения.

  Ожидаемые результаты           Реализация   Программы позволит
  конечные                       поддержать занятость  16 тыс.
                                 граждан,  сдержать  уровень
                                 официальной безработицы в
                                 пределах 1,8 %.
                                 1. Оказать содействие в занятости
                                 8,5 тыс. чел., в том числе 6,1
                                 тыс. незанятых граждан.
                                 2. На условиях временной
                                 занятости трудоустроить 1,9 тыс.чел.
                                 незанятых граждан, в том числе
                                 860 чел. безработных.
                                 3.Предоставить  возможность  для
                                 участия в общественных  работах
                                 800 чел.
                                 4.Поддержать предпринимательскую
                                 инициативу 25 безработных граждан.
                                 5.Предоставить  возможность
                                 переобучения для последующего
                                 трудоустройства 1,4 тыс. чел.
                                 6. Провести профориентационную
                                 работу не менее чем  с 9 тыс. чел.
                                 7. Обеспечить поддержку доходов
                                 15 тыс. чел.
                                 8.Обеспечить возможность  создания
                                 35 рабочих  мест и сохранения 65
                                 существующих.
                                 9.Постоянно  анализировать
                                 и  иметь  прогноз  развития
                                 рынка труда в целом по городу
                                 с учетом  особенностей,
                                 сложившихся по районам.

  Срок реализации                В течении 1998 года.
  Программы

  Контроль   за                  Комитет по занятости населения
  реализацией Программы          Министерства труда и  социального
                                 развития  Саратовской
                                 области администрация г. Саратова


       1. Анализ  исполнения  Программы    содействия занятости
      населения       г.Саратова  на 1997 год, выявление  причин
      неисполнения   отдельных   ее показателей   и направлений

       За 1997 год в службу занятости населения города обратилось по всем вопросам 141 386 человек, в том числе консультации получили 126 299 человек. Всего были поставлены на учет 15 087 человек.

       На 31 декабря 1997 года численность граждан, ищущих работу и состоящих на учете в службе занятости г. Саратова, составила 7 621 человек, из них 7 238 человек имели статус безработного. По сравнению с началом года численность безработных уменьшилась на 31, 7 "/о. Уровень официально зарегистрированной безработицы по г. Саратову составил 1,3 %, в то время как программой предусматривалось сдерживание безработицы в пределах 2,6 %. Этот показатель также ниже среднеобластного, который равен 1,6%. За истекший период ни в одном из районов города уровень безработицы не приближался к показателям критического.

       На 31.12.97 г. служба занятости располагала сведениями об 466 вакансиях, что в 1,7 раза больше, чем в начале года. Увеличение количества вакансий произошло во всех районных центрах занятости населения города.

       Увеличение числа вакансий позволило повысить основной показатель эффективности работы службы занятости - уровень трудоустройства обратившихся и безработных граждан, который с начала года возрос с 28 % до 52,9 % в конце анализируемого периода. С начала года было трудоустроено 7 987 человек, что превысило годовое задание на 1 922 человека, или на 24,1 "/о. В конце года на одно вакантное место приходилось 1,1 безработных, что в 2,5 раза меньше, чем в начале года.

       В целях приобретения выпускниками профессиональных учебных заведений практических навыков работы и повышения тем самым их конкурентоспособности на рынке труда служба занятости совместно с Центром занятости молодежи участвует в реализации программы "Молодежная практика", которая способствует трудоустройству на постоянной основе. За истекший год на "Молодежную практику" по г. Саратову направлено 119 человек.

       В целях обеспечения занятости подростков, желающих работать в свободное от учебы время, организуются временные работы, соответствующие данной возрастной категории -от 14 до 18 лет. В программе "Временная занятость подростков" по г. Саратову с начала года приняли участие 1919 человек.

       Служба занятости оказывает содействие в трудоустройстве и переобучении гражданам, уволенным с военной службы, в том числе имеющим пенсионное обеспечение, и членам их семей. Так, на 31 декабря РЦЗН г. Саратова оказали содействие в трудоустройстве 51 гражданину данной категории. На профессиональную переподготовку за счет фонда занятости направлено 50 бывших военнослужащих, в том числе 34 человека, получающих пенсию.

       Оказывается содействие в обеспечении занятости другим слабозащищенным категориям граждан, обращающихся в службу занятости. Так, за 1997 год РЦЗН г. Саратова помогли трудоустроиться 128 инвалидам, 41 беженцу и вынужденному переселенцу и 9 гражданам, освободившимся из мест исполнения наказания.

       Одной из эффективных форм содействия трудоустройству является проведение ярмарок вакансий рабочих и учебных мест. В 1997 году проведено 6 ярмарок, в них приняли участие 14 тыс. чел., было заключено свыше 1 тыс. договоров с работодателями.

       В условиях финансового дефицита особое значение приобретает малозатратное направление активной политики содействия занятости населения - оказание профориентационных услуг. За 12 месяцев их получили 11 041 человек. С целью обучения поиску работы и социальной адаптации безработных в РЦЗН созданы и действуют "Клубы ищущих работу" и курсы "Новый старт". За истекший год в их работе приняли участие 385 человек.

       Профессиональное обучение граждан остается важнейшим направлением в работе службы занятости. За год направлено на профессиональную подготовку и переподготовку 1 254 человека. В числе направленных 1016 женщин, 535 молодых людей в возрасте до 30 лет, 34 военных пенсионера, 14 инвалидов, б беженцев и вынужденных переселенцев 2 освобожденных из мест лишения свободы.

       В условиях безработицы и дефицита рабочих мест большое внимание уделяется обучению предпринимательству и профессиям, дающим возможность заниматься индивидуально - трудовой деятельностью. Служба занятости в пределах финансовых возможностей оказывает содействие развитию малого бизнеса. Специально созданной для этого комиссией рассмотрены дела и выданы субсидии на открытие собственного дела 26 безработным.

       На досрочную пенсию был направлен 91 человек.

       Важным мероприятием по поддержке доходов и трудовой реабилитации длительно не работающих граждан является организация общественных работ. В течении года в общественных работах принимали участие 896 человек.

       Службой занятости принимаются меры к предприятиям - должникам с целью погашения задолженности по взносам в фонд занятости путем проведения взаимозачетов. Задолженность службы занятости по пособиям безработным гражданам также частично погашается товарами и услугами предприятий - должников путем взаимозачетов. На 31.12.97 г. в г. Саратове 5 202 безработных получили пособия по безработице товарами и услугами на общую сумму 1 277,3 тыс. деноминированных руб.

       2. Состояние и перспективы развития рынка труда г. Саратова

2.1. Трудовая активность населения

       Занятость является одним из главных элементов рыночной экономики и общественных отношений, вследствие этого макроэкономические и социальные изменения в определенной степени есть результат процессов, происходящих в сфере труда. В общем объеме ресурсного потенциала важное место принадлежит трудовым ресурсам.

       В настоящее время активно формируется рынок труда, создается его инфраструктура.

       На начало 1997 года численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте по г. Саратову составила 531,7 тыс. чел. К концу года эта цифра несколько увеличилась и составила 537,9 тыс. чел., что объясняется притоком молодежи рождения начала 80-х гг. При этом происходит незначительное сокращение общей численности работающих в сфере экономики на крупных и средних предприятиях, где в настоящее время трудится 378,9 тыс. чел. На начало года эта цифра была равна 379,4 тыс. чел. Как и прежде, тенденция сокращения занятых граждан не коснулась финансово-кредитной сферы и торговли, наметилось некоторое оживление в строительстве.

       Продолжает оставаться высоким показатель текучести кадров. Так, в течение января - сентября 1997 года на крупные и средние предприятия принято на работу 15,3 тыс. чел., из них 2,7 тыс. чел. на вновь введенные рабочие места. Выбыло по различным причинам 23,6 тыс. чел., из них 10,6 тыс., или 45 %, уволились по собственному желанию, в связи с сокращением численности персонала выбыло 4,1 тыс. чел., или 17,4 % от общего числа выбывших. Общие объемы выбытия компенсировались приемом новых работников только лишь на 35,3%. До конца года эта тенденция существенных изменений не претерпела.

       Численность экономически активного населения г. Саратова к концу года составила 436,5 тыс. чел. (48,7%) от общей численности населения. В их числе 378,9 тыс. чел. заняты в экономике, 57,6 тыс. чел. (6,4 %) не имели занятия, но активно его искали и, в соответствии с методологией международной организации труда (МОТ), классифицировались как безработные.

       Предполагается, что в 1998 году искать работу через службу занятости будут от 19,3 тыс. чел. до 25,1 тыс, чел. Из них будут трудоустроены по направлению службы занятости от 7,6 до 7,8 тыс. чел.. Рост общего числа безработных из-за находящихся в административных отпусках или работающих на сокращенной рабочей неделе (на конец года около 50 тыс. чел.), прибытия в область уволенных в запас военнослужащих и членов их семей, а также выпускников учебных заведений, не нашедших места работы, может составить 80 тыс. чел. по первому варианту и до 90 тыс. чел. по второму варианту. При этом уровень официально зарегистрированной безработицы в первом случае составит 1,8%. Во втором случае увеличится до 2,6 %.

2.2. Рынок труда

       Ситуация на рынке труда г. Саратова в 1997 году складывалась согласно прогноза по 1 - ому варианту. Рынок труда функционировал в условиях систематического снижения занятости в системе наемного труда, Среднесписочная численность занятых на средних и крупных предприятиях продолжает сокращаться и по итогам 9 месяцев 1997 года составила 295,9 тыс. чел. против 307,6 тыс. чел. за соответствующий период 1996 года. Уменьшение количества работающих составило 3,8%.

       Анализ структуры занятости характеризуется не только   снижением численности занятых в экономике, в том числе в материальном производстве, но и изменением профессионально-квалификационного состава безработных, так как высвобождение все в большей мере касается рабочих кадров.

       Структурные изменения в промышленности характеризовались значительными изменениями удельного веса отдельных отраслей, становлением негосударственного сектора промышленности, развитием предпринимательства. Уменьшается доля государственной и муниципальной собственности. За январь - сентябрь 1997 года по городу приватизировано 65 предприятий (объектов), в том числе находящихся в муниципальной собственности - 59 предприятий, в собственности субъекта Федерации - 2, в федеральной собственности - 4 предприятия.

       В городе прослеживается тенденция снижения численности занятых в таких отраслях как промышленность, строительство, в отдельных районах на транспорте, в сферах связи, бытовом обслуживании. Это объясняется нестабильной работой предприятий, взаимными неплатежами, снижением объемов производства, длительной задержкой и низким уровнем заработной платы. В то же время наблюдается приток занятых в сферу кредитования, страхования, торговли, в-различные коммерческие структуры. Все больше увеличивается удельный вес работающих в негосударственном секторе. Распространение получил такой вид занятости как частное предпринимательство, в том числе без образования юридического лица.

       Ориентируясь на новую концепцию регулирования занятости,   исходящую из принципа активного опережающего воздействия на процессы, определяющие ситуацию в сфере занятости населения, следует стремиться к сохранению рабочих мест на предприятиях на основе перепрофилирования производства, переквалификации и переобучения собственного персонала. Также важно при применении процедуры банкротства наряду с экономическим и финансовым состоянием учитывать социальные факторы и принимать меры, направленные не предотвращение социальных конфликтов.

2.2.1. Качество рабочей среды

       Стабильная рабочая среда - мощный фактор стабилизации занятости на предприятиях, предотвращения экономически неоправданного перемещения работников между рабочими местами и замедления роста безработицы.

       Среднемесячная заработная плата по г. Саратову за январь сентябрь текущего года составила вместе с выплатами социального характера 702,4 тыс. руб., без выплат - 671,5 тыс. руб. Наиболее высокий уровень заработной платы сложился в Волжском районе, наиболее низкий - в Ленинском и Заводском районах. В абсолютном выражении по сравнению с соответствующим периодом прошлого года произошло увеличение зарплаты в 1,3 раза.

       В то же время на протяжении всего рассматриваемого периода продолжалась задержка выплаты заработной платы. Например, на ОАО Метизный завод, ОДО НИНКИТ ОАО СЗТЗС, ОАО СЗЗС, ОАО СПЗ, ОАО "Нитрон", ОАО АИТ, Приборомеханический завод, СКВ Газприборавтоматика, ПО "Рефлектор" и других. Основной задачей руководящих структур является совершенствование системы оплаты труда и предотвращение задержек выплаты заработной платы. С начала года сохраняется тенденция постепенного снижения задолженности по заработной плате. Невыплата заработной платы может спровоцировать дополнительный рост безработицы в 1998 г. не менее, чем на 1 процентный пункт.

       Условия труда становятся существенным фактором, влияющим на возможности для занятости. До 30 % свободных рабочих мест не могут быть заполнены по причине неудовлетворительного состояния рабочей среды, непрестижного характера работы, низкой заработной платы.

       За последний год предприятия все меньше средств выделяют на улучшение условий труда работающих. Вновь образованные малые предприятия частного сектора в основном вообще не выделяют на это средств. В 1997 году состояние условий и охраны труда на предприятиях, в организациях, учреждениях ухудшалось. Организационно-технологический уровень производства остается низким. Оборудование морально и физически устаревает. Многие цеха и производства работают неритмично, рабочая сила и техника используются неэффективно. Растет доля ручного труда. Имеет место производственный травматизм. При этом материальные последствия от несчастных случаев на производстве превосходят расходы на мероприятия по охране труда.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»