• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий


САРАТОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ

16.05.2002 № 21-182


О муниципальной целевой Программе
«Энергосбережение в городе Саратове на период 2002-2005 годы»

(с изменениями на 15 июля 2003 года)

___________________________________
Снят с контроля на основании
решения Саратовской городской Думы
от 13.10.2006 N 10-75

в связи с выполнением
_________________________________

_______________________________________________________________

В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
решением Саратовской городской Думы от 15.07.2003 N 36-335.

_______________________________________________________________


В целях реализации Федерального закона от 03.04.96 № 28-ФЗ «Об энергосбережении», Закона Саратовской области от 07.12.98 № 64-ЗСО «Об энергосбережении в Саратовской области» Саратовская городская Дума

РЕШИЛА:

1. Принять муниципальную целевую Программу «Энергосбережение в городе Саратове на период 2002-2005 годы» (прилагается).

2. Администрации города Саратова:

2.1. Ежегодно до 1 апреля года, следующего за отчётным, представлять в городскую Думу отчёт о выполнении мероприятий Программы, содержащий в том числе расчёты экономической эффективности в соответствии с «Методикой расчёта экономии бюджетных средств, определяющей эффективность мероприятий при внедрении энергосберегающих технологий в сфере производства и оказания жилищно-коммунальных услуг», утверждённой приказом Госстроя России от 30.04.98 № 17-106;

2.2. Ежегодно до 1 июля представлять в городскую Думу предложения по уточнению Программы;

2.3. В срок до 1 июля 2002 года подготовить и внести в городскую Думу предложения по отражению в городском бюджете отдельной строкой расходов, предусмотренных на проведение мероприятий и реализацию проектов по энергосбережению.

3. Настоящее решение вступает в силу со дня его опубликования.

4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию по промышленности, транспорту, связи, торговле.


Мэр города - глава
городского самоуправления
Ю.Н. Аксененко


Приложение
к решению
Саратовской городской Думы
от 16.05.2002 №21-182

Муниципальная целевая Программа
«Энергосбережение в городе Саратове на период 2002-2005 годы».

Аннотация

Муниципальная целевая Программа «Энергосбережение в городе Саратове на период 2002 - 2005 годы» разработана в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 30.04.98 № 33-П «Об утверждении Губернаторской программы энергосбережения в Саратовской области на 1998-2005 годы и Основных положений государственной системы управления энергосбережением в Саратовской области» и постановлением мэра города Саратова от 01.02.2001 №74 «О разработке программы «Энергосбережение в городе Саратове на период до 2005 года».

Заказчиком муниципальной целевой программы энергосбережения является комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации города Саратова.

Программа разработана исходя из требований Федерального закона «Об энергосбережении» от 03.04.96 № 28-ФЗ, основных положений федеральной целевой программы «Энергосбережение России», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.01.98 № 80, Закона Саратовской области «Об энергосбережении в Саратовской области» от 07.12.98 № 64-ЗСО и Губернаторской программы «Энергосбережение в Саратовской области на 1998-2005 годы».

В основу программы положены отечественные и зарубежные достижения в области энергосбережения, использования наиболее современных методов отбора и инвестирования энергосберегающих проектов и мероприятий, а также внедрения действенных механизмов стимулирования эффективного производства и потребления энергоресурсов.

Программой предусматривается разработка и реализация комплекса высокоэффективных энергосберегающих проектов, оснащение муниципальных потребителей энергоресурсов приборами и системами учета и регулирования расхода энергетических ресурсов, обеспечение снижения потерь и непроизводительных расходов энергоносителей при выработке, транспортировке, хранении, переработке и использовании.

В результате выполнения программы намечено достигнуть экономии топливно-энергетических ресурсов в объеме 2291 тыс. т у.т., что позволит снизить затраты на энергообеспечение муниципальных потребителей, финансируемых из городского бюджета, и высвободить за счет этого более 20 % бюджетных средств. Осуществление намеченных программой мероприятий обеспечит повышение надежности энергоснабжения муниципальных предприятий и организаций, населения и объектов социальной сферы, будет способствовать улучшению экологической обстановки в городе.

1. Исходные данные программы

1.1. Введение. Цели и задачи программы

В городе Саратове сохраняется тенденция неэкономичного использования топливно-энергетических ресурсов (ТЭР). Недостаточно налажен контроль и учет использования топлива, тепловой и электрической энергии на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства и в социальной сфере. Положение усугубляется опережающим ростом цен на топливно-энергетические ресурсы.

Низкая эффективность использования дорогостоящих энергетических ресурсов в городе Саратове во многом обусловлена несовершенством необходимых нормативно-правовых и финансово-экономических механизмов в области энергосбережения.

Целью данной программы является создание системы нормативно-правовых, финансово-экономических и организационных механизмов для обеспечения перехода экономики города на энергосберегающий путь развития, повышение надежности топливо- и энергообеспечения, улучшение социально-бытовых условий жизни населения, использование комплекса инвестиционных механизмов и мер государственного регулирования, снижение годового потребления энергоресурсов за счет энергосбережения на 20%, оснащение муниципальных потребителей энергоресурсов приборами и системами учета энергоресурсов.

Программа призвана стать комплексным инструментом проведения в жизнь энергосберегающей политики в городе и решения ключевых задач энергосбережения в указанный период.

1.2. Паспорт муниципальной целевой программы

Наименование программы

Муниципальная целевая Программа «Энергосбережение в городе Саратове на период 2002 - 2005 года».

Основание для разработки программы, дата принятия решения о разработке программы

Федеральный закон «Об энергосбережении» от 03.04.96 № 28 - ФЗ;
Постановление Правительства РФ от 02.11.95. № 1087 «О неотложных мерах по энергосбережению»;
Закон Саратовской области «Об энергосбережении в Саратовской области» от 07.12.98 № 64-ЗСО;
постановление Правительства Саратовской области от 30.04.98 № 33-П «Об утверждении программы энергосбережения в Саратовской области на 1998-2005 годы и Основных положений государственной системы управления энергосбережением в Саратовской области»;
постановление Правительства Саратовской области от 30.12.98 № 102-П «О мерах по эффективному использованию энергоресурсов в области и реализации Губернаторской программы «Энергосбережение в Саратовской области на 1998-2005 годы»;
постановление мэра города Саратова от 01.02.2001 № 74 «О разработке программы «Энергосбережение в городе Саратове на период до 2005 года».

Заказчик программы

Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации города Саратова.

Основной разработчик программы

Государственное учреждение «Агентство энергосбережения»

Цели и задачи программы, важнейшие целевые показатели

Реализация требований областного Закона Саратовской области «Об энергосбережении в Саратовской области» от 07.12.98 № 64-ЗСО и постановления Правительства Саратовской области от 30.12.98 № 102-П «О мерах по эффективному использованию энергоресурсов в области и реализации Губернаторской программы «Энергосбережение в Саратовской области на 1998-2005 годы».
Создание системы нормативно-правового, финансово-экономического и организационного механизмов энергосбережения для обеспечения на этой основе перехода экономики города на энергосберегающий путь развития, повышение надежности топливо- и энергообеспечения, улучшение социально-бытовых условий жизни населения, использование комплекса рыночных механизмов и мер государственного регулирования, снижение внутреннего потребления энергоресурсов за счет энергосбережения на 20%, оснащение муниципальных потребителей энергоресурсов приборами и системами учета энергоресурсов.

Сроки и этапы реализации программы

1 этап - 2002-2003 гг.;
2 этап - 2004-2005 гг.

Перечень основных мероприятий и подпрограмм

- установка приборов учета расхода энергоресурсов на объектах ЖКХ и бюджетной сферы;
- реконструкция и модернизация коммунальных тепловых сетей и ЦТП;
- модернизация уличного освещения города Саратова;
- модернизация насосных станций системы водоснабжения города Саратова;
- снижение тепловых потерь жилищного фонда, зданий и сооружений бюджетной сферы города Саратова за счет применения современных энергоэффективных материалов и технологий.

Исполнители основных мероприятий программы

Администрация города Саратова; комитет по ЖКХ; комитет по промышленности, энергетике, транспорту, связи и топливу; комитет по образованию; комитет здравоохранения; предприятия энергетического комплекса города; ведомственные организации и предприятия, имеющие на балансе котельные; промышленные предприятия.

Источники финансирования программы

Федеральный бюджет; бюджет Саратовской области; бюджет города Саратова; собственные средства предприятий, организаций и учреждений; иные средства, предназначенные для энергосбережения, формируемые согласно постановлению Правительства Саратовской области от 30.12.98 № 102-П.

Объемы финансирования программы на период 2002-2005гг.

Средства городского бюджета-332,6 млн.руб; средства областного бюджета-32,8 млн.руб; иные средства на цели энергосбережения, формируемые согласно постановлению Правительства Саратовской области от 30.12.98 № 102-П -200,4 млн.руб; собственные средства предприятий - 268,2 млн.руб; средства из федеральных источников - 51 млн.руб; прочие источники - 45 млн.руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

Снижение потребления энергоресурсов за счет энергосбережения по объектам, участвующим в осуществлении мероприятий программы, на 20%; оснащение муниципальных потребителей энергоресурсов приборами и системами учета (ЦТП-100%, объектов социальной сферы городского подчинения -80%); реконструкция и модернизация энергопроизводящего и энергопотребляющего оборудования.
Выполнение предусмотренных в программе энергосберегающих проектов позволит обеспечить суммарную экономию топливно-энергетических ресурсов в размере 2291 тыс. т у.т., что в денежном выражении соответствует сумме 1620 млн. руб.

Система организации контроля

Саратовская городская Дума; Администрация города Саратова; ГУ «Агентство энергосбережения»; ГУ «Саратовгосэнергонадзор».

1.3. Анализ потребления энергоресурсов в городе Саратове

Потребление электрической энергии. Основными потребителями электрической энергии по городу Саратову являются промышленность, население 1 жилищно-коммунальное хозяйство, организации, финансируемые из бюджете 1 различных уровней.

Структура потребления электрической энергии города Саратова: промышленность - 60%, предприятия, финансируемые из федерального бюджета, - 9,0%, население -7,4%, жилищно-коммунальное хозяйство - 5,3%, предприятия и организации, финансируемые из бюджета города Саратова, - 4,8%, предприятия и организации, финансируемые из областного бюджета, - 0,8%, сельское хозяйство -0,2%, прочие -12,5%.

Потребление тепловой энергии. Центральное теплоснабжение города Саратова осуществляется ОП «Саратовские тепловые сети» ОАО «Саратовэнерго» (62,4%), МУЛ КТС (12,7%), МУЛ ТСиК (7,7%), прочие ведомственные котельные (17,2%).

Структура потребления тепловой энергии города Саратова по отдельным группам потребителей по средним показателям за 1999-2000 годы составила: население - 52,8%; промышленность - 16,8%; жилищно-коммунальное хозяйство -10,9%; предприятия и организации, финансируемые из бюджета города Саратова -10,0%; предприятия и организации, финансируемые из федерального бюджета -4,1%; сельское хозяйство - 2,9%; предприятия и организации, финансируемые из областного бюджета- 1,9%; прочие - 0,6%.

Потребление первичных энергоносителей. В качестве первичных энергоносителей (топлива) город Саратов потребляет природный газ, мазут, моторное топливо для нужд транспорта. Поставка газа потребителям осуществляется ОАО «Саратовгаз». В период с 1999 года по 2001 год общее среднегодовое потребление природного газа по городу Саратову составило 1900 млн.м3. В результате использования природного газа вырабатывается около 6000 тыс.Гкал/год, 1630 млн.кВт.ч. на тепловых электрических станциях ОАО «Саратовэнерго».

Потребление воды. Потребителями воды по городу Саратову являются промышленность, население, жилищно-коммунальное хозяйство, организации, финансируемые из бюджетов различного уровня.

Основной объем снабжения водой и водоотведения сточных вод в городе Саратове осуществляет муниципальное унитарное производственное предприятие «Саратовводоканал». Структура потребления воды по городу Саратову: население - 60,3%; бюджетные организации и коммунальные тепловые сети - 13,3%; промышленность и другие отрасли материального производства - 26.4%.

1.4. Оценка потенциала энергосбережения города

Оценка потенциала энергосбережения в условиях многоотраслевого потребления является достаточно сложной и неоднозначной задачей.

Наиболее крупный потребитель исходного топлива (природного газа) - тепловые электрические станции, соответственно наиболее значительными следует считать энергосберегающие возможности в теплоэнергетике, включая транспорт теплоносителей.

Среди резервов экономии тепловой энергии, а в итоге и топлива, ведущее место занимает теплоизоляция трубопроводов тепловых сетей. Качественная тепловая изоляция и применение новых теплоизоляционных материалов позволит снизить потери тепла на станциях, магистральных сетях, тепловых сетях ЖКХ в 2-3 раза от существующего уровня.

Значительный резерв в повышении энергоиспользования заключен в реконструкции большого количества муниципальных и ведомственных котельных с заменой устаревшего оборудования на новое. Применение более совершенного котельного оборудования позволит повысить эффективность использования топлива с 60% до 92%.

Определенные резервы энергосбережения заложены в сокращении расхода подпиточной воды тепловыми сетями СТС и жилищно-коммунального хозяйства.

Большая экономия электроэнергии может быть достигнута за счет модернизации электропривода насосных агрегатов МУПП «Саратовводоканал», электродвигателей подвижного состава МУПП «Саратовгорэлектротранс», реконструкции сетей и уличного освещения МУП «Саргорсвет».

В целом по городу Саратову относительный потенциал энергосбережения на уровень 2005 года по отдельным отраслям от объема потребляемых энергоресурсов представлен в таблице «Относительная величина потенциала энергосбережения по видам потребителей» (Приложение 1).

Исходя из объемов использования энергоресурсов по отдельным группам потребителей можно рассчитать абсолютную среднегодовую величину потенциала энергосбережения. Результаты расчета представлены в таблице «Структура потенциала энергосбережения в городе Саратове» (Приложение 2).

Расчет потенциала энергосбережения производится по видам потребителей с выделением энергоносителя, занимающего преимущественное положение в энергоснабжении отдельных объектов.

Оценка потенциала основана на изучении структуры энергоснабжения города, отдельных промышленных предприятий, объектов теплоэнергетики и современных способов энергосбережения.

Основной потенциал энергосбережения по городу Саратову заключен в энергоснабжении промышленности (включая ТЭК) и коммунально-бытовом секторе.

2. Основные направления повышения эффективности использования энергоресурсов в городе Саратове

2.1. Основные направления реализации потенциала энергосбережения


2.1. Основные направления реализации потенциала энергосбережения

2.1.1. Основные пути экономии энергоресурсов в промышленности

Экономия топливно-энергетических ресурсов на промышленном предприятии начинается с четко и грамотно организованной работы, включающей в себя следующие основные задачи:

- составление энергетического паспорта предприятия;
- организация коммерческого учета и нормирования расхода ТЭР по каждому потребителю;
- составление программы энергосбережения топливно-энергетических ресурсов по предприятию;
- осуществление оперативного контроля за рациональным расходованием энергетических ресурсов, внедрение запланированных мероприятий по экономии ТЭР;
- организация учебы инженерно-технического и оперативного состава, контролирующего расход энергетических ресурсов;
- полная информация по проводимым работам в части экономии топлива и энергии.


2.1.2. Основные пути экономии энергоресурсов при централизованном производстве и распределении электро- и тепловой энергии

Эффективность выработки электро- и теплоэнергии на станциях существенно влияет на устанавливаемую для городских потребителей стоимость энергии (тарифы) и в значительной степени определяет затраты городского бюджета и темпы социально-экономического развития города Саратова.

Неэффективность работы теплоэлектростанций возникает в результате использования на них устаревших технологий и оборудования для выработки электро- и тепловой энергии и износа энерговырабатывающих установок.

Повышение эффективности работы тепловых станций может быть достигнуто путем модернизации теплоэнергетического оборудования с использованием современных энергоэффективных агрегатов и систем, позволяющих значительно снизить потери при выработке электро- и тепловой энергии.


2.1.3. Основные пути экономии энергоресурсов и снижения расходов на их оплату в жилых и общественных зданиях

Эксплуатационное энергопотребление жилых и общественных зданий как в России, так и в городе Саратове примерно в три раза превышает аналогичный показатель технически развитых стран со сходными природно-климатическими характеристиками.

По экспертным оценкам, теплопотери в зданиях вызваны следующими причинами:

- до 25% - за счет организованной и неорганизованной инфильтрации нагретого воздуха;
- до 30% - из-за тепловых потерь ограждающих конструкций;
- до 30% - в результате нерационального расходования горячей воды и нерегулируемого режима эксплуатации систем отопления.

Снижение теплопотребления зданий может быть достигнуто применением энергосберегающих систем отопления и конструкций наружных ограждений с низким коэффициентом теплопередачи.

Снижение расходов на оплату энергоресурсов в жилых и общественных зданиях достигается так же совершенствованием договорных отношений и установкой приборов учёта.


2.1.4. Основные пути экономии энергоресурсов и снижения расходов на их оплату в жилищно-коммунальном секторе

Потребность в энергоресурсах в 1999-2001 годах и в 2005 году по жилищно-коммунальной сфере города Саратова отражена в таблице (Приложение 3).

Относительная величина потенциала энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве от объема потребляемых энергоресурсов составляет 25-35%.

Муниципальные котельные. Одним из первых шагов в перевооружении муниципальных котельных является постепенная замена энергоемких чугунных секционных котельных агрегатов типа «Универсал», «Энергия», «Тула» и т.п. (всего подлежат замене 278 котлов с КПД ниже 60%) на новые котлоагрегаты. Ликвидация 35 подвальных котельных, находящихся в муниципальной собственности, укомплектованных девяносто девятью малоэффективными котлами «Универсал», с заменой их на высокоэффективные котельные с КПД 92%. Это позволит обеспечить экономию топлива до 53%.

В целях экономии природного газа и тепловой энергии по результатам проведенного анализа необходима замена в центральных муниципальных котельных, укомплектованных жаротрубными котлами типа КВЖ, КВА (всего 34 котла), существующих газогорелочных устройств на высокоэффективный класс горелочных устройств с погодозависимой автоматикой.

Тепловые сети. Потери тепловой энергии в тепловых сетях муниципальной принадлежности обусловлены:

- некачественной теплоизоляцией трубопроводов или отсутствием таковой;
- несанкционированным открытым водоразбором;
- подтоплением тепловых сетей подземной канальной прокладки грунтовыми, ливневыми водами, водой аварийного сброса холодного водоснабжения.

Наиболее доступными и осуществимыми мероприятиями, увеличивающими долговечность и эффективность работы трубопроводов тепловых сетей, должны быть:

- обязательная гидроизоляция трубопроводов с применением стойких и долговечных антикоррозионных покрытий;
- использование современных теплоизоляционых материалов для надземной прокладки тепловых сетей;
- постепенная замена трубопроводов тепловых сетей канальной прокладки на трубопроводы с предизолированной теплоизоляцией со сплошной защитной оболочкой;
- исключение несанкционированного открытого водозабора.

Теплоизоляция трубопроводов пенополиуретаном позволяет в 2-2,5 раза снизить тепловые потери по сравнению с трубопроводами в традиционных видах изоляции; до 25-30 лет увеличить срок службы трубопроводов; в 10-40 раз снизить количество повреждений от наружной коррозии; на 5-25 % снизить стоимость строительства по сравнению с трубопроводами канальной и бесканальной прокладки в традиционных видах изоляции.

Отопление и горячее водоснабжение. Наиболее эффективные мероприятия по экономии тепловой энергии в зданиях жилищно-коммунальной сферы:

- устранение неорганизованного протока холодного воздуха в отапливаемые помещения через неисправные окна, фрамуги, двери;
- уменьшение потоков воздуха внутри здания;
- устранение подтопления подвальных помещений, уменьшение инфильтрации холодного воздуха через неисправные окна и двери подвальных помещений;
- уменьшение потоков воздуха между зданиями через проходы;
- повышение теплозащиты ограждающих конструкций.

Отмеченные мероприятия приведут к повышению комфортности проживания в жилых помещениях, экономии электрической энергии, природного газа и твплоэнергин на отопление на 25-40%.

Оформление энергетического паспорта всех зданий и сооружений - потребителей топливно-энергетических ресурсов является обязательным. Этот документ необходим для контроля энергетического качества здания.

Снижение расходов на оплату энергоресурсов в жилищно-коммунальном секторе достигается также совершенствованием договорных отношений и установкой приборов учёта.


2.1.5. Основные пути экономии энергоресурсов и снижения расходов на их оплату в социальной сфере

Анализ потребления ТЭР на объектах социальной сферы показывает, что потенциал энергосбережения составляет до 30% по тепловой энергии и около 17% по электрической энергии от существующего уровня потребления.

К малозатратным мероприятиям в бюджетной сфере в первую очередь необходимо отнести установку приборов учета энергоносителей. В настоящее время организации социальной сферы оснащены электросчетчиками на 89%, теплосчетчиками - на 4%, счетчиками холодной воды - на 22%, газовыми счетчиками -на 37%. Установка приборов учета и средств регулирования ТЭР позволит перейти от оплаты на основе расчетов по нормативам расхода энергоносителей или установленной мощности электропотребления к оплате за фактически потребленную энергию. В ряде случаев реальные расходы могут сократиться в 2 раза.

Определенный вклад в энергосбережение может внести регулирование параметров внутри помещений с соответствующим регулированием расхода теплоносителя.

Современные системы теплозащиты эксплуатируемых зданий позволят снизить коэффициент теплопроводности ограждающих конструкций в 3-3,5 раза, что соответствует снижению затрат на отопление на 30-50%.

Снижение расходов на оплату энергоресурсов в социальной сфере достигается также совершенствованием договорных отношений.

2.2. Приоритетные направления по энергосбережению

2.2. Приоритетные направления по энергосбережению

2.2.1. Совершенствование системы теплоснабжения города

Ввод в строй восьмой тепловой магистрали от ТЭЦ-5 ОАО «Саратовэнерго» позволит произвести перераспределение тепловых нагрузок по потребителям, тем самым улучшить их теплоснабжение, а также дает возможность путем переключения тепловых нагрузок потребителей ликвидировать 18 муниципальных подвальных котельных. Перечень муниципальных подвальных котельных, подлежащих ликвидации с переключением их тепловой нагрузки к тепловым сетям ОП «Саратовские тепловые сети», а так же реконструкция и модернизация муниципальных котельных в 2002 - 2005 годах отражены в таблицах (Приложения 4, 5).


2.2.2. Совершенствование системы водоснабжения города

Пути рационального использования и экономии холодной воды и средств на её оплату:

- устранение утечек на трассах холодного и горячего водоснабжения;
- устранение утечек в подогревателях систем отопления и горячего водоснабжения;
- замена изношенных насосов, высоконапорных насосов на расчетные низконапорные;
- наладка систем холодного и горячего водоснабжения с установкой частотного регулирования привода на насосах;
- установка регуляторов расхода воды;
- монтаж в разноэтажных районах зонных систем водоснабжения с установкой дополнительных бесшумных насосов холодного водоснабжения в домах с высокой этажностью;
- ввод в действие циркуляционно-повысительных линий горячего водоснабжения;
- установка водосберегающей санитарно-технической арматуры;
- организация учета потребления холодной и горячей воды в каждом жилом доме;
- упорядочение системы расчетов за потреблённую воду (обеспечение расчетными книжками домовладельцев каждого жилого дома).

Выполнение вышеуказанных водосберегающих мероприятий дает экономию воды до 65%, электроэнергии - до 78%.


2.2.3. Модернизация уличного освещения в городе

Для освещения улиц, магистралей и площадей города Саратова в настоящее время используется 30257 светильников различных типов с общей установленной мощностью 7986 кВт.

Используемые в светильниках НКУ и РКУ лампы имеют низкий КПД, а ртутные лампы типа ДРЛ могут являться источником загрязнения окружающей среды, что требует дополнительных затрат на утилизацию.

Светильники нового поколения позволяют значительно снизить потребление электроэнергии, расходуемой на освещение, улучшить качество освещения и внешний вид улиц.

Замена морально устаревших светильников на экономичные светильники типа «Рефлакс» (ЖКУ-39-70, ЖКУ-39-150, ЖКУ-39-250) в количестве 2272 штуки позволит, не меняя уровень освещенности, экономить 3312,2 тыс. кВт.ч. (23,3%) электроэнергии в год и на 20% уменьшить количество заменяемых ламп.

2.2.4. Целевые подпрограммы по энергосбережению на 2002-2003 годы:

2.2.4.1. Подпрограмма
«Модернизация уличного освещения города Саратова, финансируемая из средств городского бюджета, на 2002-2003 годы»

№ п/п

Наименование района, организации, предприятия

Наименование инвестиционного проекта, предложения

Краткое описание предложения, проекта, мероприятия
(аннотация проекта)

Срок выполнении мероприятий

Стоимость вложений тыс.руб

Ожидаемый экономический эффект, тыс.руб/год

Средний срок окупаемости (лет)

1

2

3

4

5

6

7

8

Мероприятия на 2002 год

2

МУП «Саргорсвет»

Реконструкция сетей наружного освещения города Саратова.

Перевод сетей наружного освещения протяженностью 15,2 км на кронштейны.

2002 г.

694,7

210,5

3,3

3.

МУП «Саргорсвет»

Перевод сетей наружного освещения на двухрежимную работу.

Установка контакторов КТ 6013/160 (54 шт.) для управления сетями уличного освещения. Установка шкафов наружного освещения типа И-710, У- 1005 (16шт.) для электропитания сетей уличного освещения. Прокладка силового и контактного кабеля общей протяженностью 7,78 км (силовой кабель АВВГ-4х35-6,48 км; контрольный кабель АКРВБ-4x6-1,3 км). Монтаж провода АПВ-2,5мм2 протяженностью 9,0 км.
Монтаж воздушной линии электроснабжения наружного освещения протяженностью 56,1 км (Провод марки АС-35),

2002 г.

9565,3

3150,5

3,0

4.

МУП «Саргорсвет»

Внедрение телемеханического управления сетями наружного освещения.

Установка 11 подстанций УТУ-4М для телемеханического управления сетями наружного освещения.

2002 г.

400,0

135,6

2,9

5.

МУП «Саргорсвет»

Оснащение сетей наружного освещения приборами учета электрической энергии.

Установка в шкафах наружного освещения трехфазных счетчиков электроэнергии САУЧМ 3x220/380 3x100А (364 шт.).

2002 г.

140,0

40,0

3,5

Итого на 2002 год:

10800,0

3536,6

Мероприятия на 2003 год

1.

МУП «Саргорсвет»
(строка с учетом изменений, внесенных

решением Саратовской городской Думы от 15.07.2003 N 36-335. см. предыдущую редакцию)

Замена светильников уличного освещения на современные, экономичные, экологически безопасные светильники и реконструкция осветительных сетей.

Замена морально устаревших светильников уличного освещения на современные, экономичные и экологически безопасные светильники в количестве 5202 шт. в т.ч.:
400Вт на 250Вт - 640 шт.
400Вт на 150Вт - 3400 шт.
250Вт на 100Вт- 1162 шт.

2003 г.

10000

3651,3

3,1

Итого на 2003 год:

10000,0

3250,8

Всего на 2002 - 2003 годы:

20800,0

6787,4

2.2.4.2. Подпрограмма
«Снижение тепловых потерь жилищного фонда, зданий и сооружений бюджетной сферы города Саратова на 2002-2003 годы
путём применения современных энергоэффективных ограждающих материалов и технологий за счёт средств городского бюджета»


п/п

Наименование района, организации, предприятия.

Наименование проекта, предложения.

Краткое описание предложения, проекта, мероприятия
(аннотация проекта).

Cрок выполнения (год)

Стоимость вложений, тыс.руб.

Ожидаемый экономический эффект, тыс. руб./год.

Средний срок окупаемости (лет)

1

2

3

4

5

6

7

8

Мероприятия на 2002 год.

1.



2.

Комитет по образованию города Саратова.

Комитет по культуре города Саратова.

Снижение тепловых потерь через кровли зданий.

Предусматривается снижение тепловых потерь через кровли зданий за счёт использования современных высокоэффективных минераловатных утеплителей и гидроизоляционных рулонных битумно-полимерных материалов (Приложение 6).




2002 г.

2347,1




152,9

690,3




45,0




3,4

Итого по «кровле» в 2002 году:

2500,0

735,3

3,4

3.





4.

Комитет по ЖКХ города Саратова.




Комитет по ЖКХ города Саратова.

Автоматизация систем отопления муниципальных жилых домов.

Проект предусматривает комплексную автоматизацию существующих систем отопления муниципальных жилых домов. Автоматизация предусматривает установку приборов регулирования потребления тепловой энергии и балансировки, а также приборов коммерческого учета в ИТП жилых домов.





2002 г.

3180,0





1820,0

795,0





520, 0





3,5

Итого по автоматизации в 2002 году:

5000,0

1428,6

3,5

5.




6.

МУ «ДЕЗ» по Ленинскому району города Саратова.


МУ «ДЕЗ» по Заводскому району города Саратова.

Утепление торцевых фасадов муниципальных жилых домов.

Утепление торцевых фасадов жилых домов по энергосберегающей технологии, а также использование автоматизированных ИТП с тепловым учетом.




2002 г.




1976,4




2023,6

732,0




749,5




2,7

Итого по утеплению торцевых фасадов в 2002 году:

4000,0

1481,5

2,7

Всего по подпрограмме в 2002 году:

11500,0

3645,4

3,2

Мероприятия на 2003 год

1.




2.

Комитет по образованию города Саратова.


Комитет по культуре города Саратова.

Снижение тепловых потерь через кровли зданий.

Предусматривается снижение тепловых потерь через кровли зданий за счёт использования современных высокоэффективных минераловатных утеплителей и гидроизоляционных битумно-полимерных материалов (Приложение 6).




2003 г.

3129,36




870,64

920,4




56,2





3,4


Итого по «кровле» в 2003 году:

4000,0

1176,48

3,4

3.




4.

МУ «ДЕЗ» по Ленинскому району города Саратова.

МУ «ДЕЗ» по Волжскому району города Саратова.

Утепление торцевых фасадов муниципальных жилых домов.

Проект предусматривает утепление торцевых фасадов девяти- этажных крупнопанельных жилых домов по энергосберегающей технологии, а также использование автоматизированных ИТП с тепловым учетом.




2003 г.




3767,75




3732,25

1395,5




1382,25




2,7

Итого по утеплению торцевых фасадов в 2003 году:

7500,0

2777,75

2,7

5.

МУ «ДЕЗ» по Волжскому району города Саратова.

Автоматизация систем отопления жилых зданий.

Проект предусматривает применение автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов с узлом учета расхода тепловой энергии в жилых домах, а также применение балансировочной арматуры в целях улучшения теплоснабжения жилых зданий.





2003 г.





6400,0





2461,6






2,6

6.

МУ «ДЕЗ» по
Кировскому району города Саратова.

Автоматизация систем отопления жилых зданий.

Проект предусматривает применение автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов с узлами учета расхода тепловой энергии в жилых домах.




2003 г.




1100,0




423,1




2,6

Итого по автоматизации систем отопления в 2003 году:

7500,0

2884,7

2,6

Всего по подпрограмме в 2003 году:

19000,0

6838,9

2,7



2.2.4.3. Подпрограмма
«Реконструкция и модернизация коммунальных тепловых сетей и ЦТП на 2002-2003 годы за счёт средств городского бюджета»


п/п

Наименование района,
организации, предприятия

Наименование инвестиционного проекта, предложения

Краткое описание предложения, проекта, мероприятия
(аннотация проекта)

Срок выполнения мероприятий

Стоимость вложений,
тыс. руб.

Ожидаемый экономический эффект,
тыс. руб.

Средний срок окупаемости (лет)

1

2

3

4

5

6

7

8

Мероприятия на 2002 год

1.

МУП КТС города Саратова.

Реконструкция магистральных тепловых сетей центральной котельной МУП КТС (пос. Соколовогоский Волжского района) (ПНГДУ).

Проектом предусматривается новая рациональная трассировка трубопроводов магистральных тепловых сетей центральной котельной пос. Соколовогоский по ул. Весенней. В целях уменьшения тепловых потерь использование современной тепловой изоляции.

2002 г.

500,0

166,7

3,0

2.

Комитет по ЖКХ города Саратова.

Модернизация центрально-теплового пункта (ЦТП) по пр. 50 лет Октября, 20/32.

Проектом предусматривается модернизация ЦТП по пр. 50 лет Октября, 20/32 в Кировском районе, включающая замену изношенного оборудования на компактный блочный тепловой пункт.

2002 г.

3500,0

714,3

4,9

3.

Комитет по ЖКХ города Саратова.

Модернизация центрально-теплового пункта (ЦТП) по ул. М. Горной, 61/27.

Проектом предусматривается модернизация ЦТП №43 по ул. М. Горной, 61/27 в Волжском районе, включающая замену изношенного оборудования на компактный блочный тепловой узел, с установкой прибора учета тепловой энергии.

2002 г.

5000,0

1020,4

4,9

4.

Комитет по ЖКХ города Саратова.

Оснащение ЦТП приборами учета расхода тепловой энергии в системе комитета по ЖКХ.

Проектом предусмотрена установка приборов учета тепловой энергии на ЦТП в системе комитета по ЖКХ города Саратова:

2002 г.

4.1.

Волжский район
1 комплект

2002 г.

55,0

137,5

0,8

4.2.

Фрунзенский район
1 комплект

2002 г.

110,0

275,0

0,8

4.3.

Кировский район
3 комплекта

2002 г.

165,0

412,5

0,8

4.4.

Октябрьский район
8 комплектов

2002 г.

440,0

1100,0

0,8

4.5.

Заводской район
8 комплектов

2002 г.

440,0

1100,0

0,8

4.6.

Ленинский район
11 комплектов

2002 г.

605,0

1512,5

0,8

Итого на 2002 год:

10815,0

7765,3

1,3


Мероприятия на 2003 год

1.

Организация производства современного теплогидроизоляционного материала в городе Саратове.

Организация производства современного теплогидроизоляционного материала в городе Саратове.

Проектом предусматривается производство современных теплогидроизоляционных материалов для использования в качестве тепловой изоляции оборудования и трубопроводов энергетических объектов.

2003 г.

3265,0

1632,5

2,0

2.

Комитет по ЖКХ города Саратова

Теплоизоляция трубопроводов тепловых сетей в системе комитета по ЖКХ города Саратова.

Проектом предлагается теплоизоляция трубопроводов тепловых сетей в системе комитета по ЖКХ города Саратова.

2003 г.

4500,0

1956,52

2,3

3.

Комитет по ЖКХ города Саратова

Оснащение ЦТП приборами учета расхода тепловой энергии в системе комитета по ЖКХ города Саратова.

Проектом предусмотрена установка приборов учета тепловой энергии на ЦТП в системе комитета по ЖКХ города Саратова:



2003 г.

3.1.

Волжский район.
2 комплекта

2003 г.

300,0

375,0

0,8

3.2.

Фрунзенский район
1 комплект

2003 г.

150,0

187,5

0,8

3.3.

Кировский район
1 комплект

2003 г.

150,0

187,5

0,8

3.4.

Октябрьский район
2 комплекта

2003 г.

300,0

375,0

0,8

3.5.

Заводской район
3 комплекта

2003 г.

450,0

562,5

0,8

3.6.

Ленинский район.
5 комплектов

2003 г.

750,0

937,5

0,8

Итого на 2003 год:

2003 г.

9865,0

6214,02

Всего на 2002-2003 годы:

20680,0

13979,32


Примечание: перечень ЦТП отражён в таблице «Объекты проведения мероприятий по снижению тепловых потерь» (Приложение 6).

2.2.4.4. Подпрограмма
«Установка приборов учета энергоресурсов на объектах бюджетной сферы города Саратова на 2002-2003годы за счёт средств городского бюджета»


п/п

Наименование района, учреждения

Количество комплектов приборов

Стоимость вложений,
тыс. руб.

Ожидаемый экономический эффект,
тыс. руб./год

Средний срок окупаемости, лет

Тепло-счетчики

Водомеры

Счетчики газа

Электросчетчики

1

2

3

4

5

6

7

8

10

Мероприятия 2002 года:
Установка приборов учета энергоресурсов на объектах системы образования города Саратова,
финансируемых из средств городского бюджета


1.


Заводской район


20


33


8


7


3490,0


2908,0


1,2


2.


Волжский район


10


10


9


5


1690,0


1408,0


1,2


3.


Ленинский район


25


40


22


-


4380,0


3650,0


1,2


4.


Октябрьский район


12


-


-


-


1800,0


1500,0


1,2


5.

Кировский район


12


16


6


5


2053,0


1711,0


1,2


6.

Фрунзенский район


8


1


-


-


1213,0


1011,0


1,2


Итого по сфере образования
на 2002 год:


87


100


45


17


14626,0


12188,0


1,2


Установка приборов учета энергоресурсов на объектах системы здравоохранения города Саратова,
финансируемых из средств городского бюджета


1.


Кировский район


1


-


-


-


150,0


125,0


1,2


2.

Заводской район


2


-


2


-


310,0


258,0


1,2


3.


Волжский район


4


5


-


-


665,0


554,0


1,2


4.

Октябрьский район


14


11


11


-


2311,0


1926,0


1,2


5.

Ленинский район


7


-


-


4


1062,0


885,0


1,2


6.


Фрунзенский район


-


-


-


-


-


-


1,2


Итого по сфере здравоохранения на 2002 год:


28


16


13


4


4498,0


3748,0


1,2


Установка приборов учета энергоресурсов на объектах комитета по культуре, комитета по образованию
города Саратова, финансируе
мых из средств городского бюджета

1.

Комитет по культуре города Саратова


10


9


-


3


1626,0


1355,0


1,2

2.

Комитет по образованию
города Саратова


6


10


8


-


1070,0


892,0


1,2

Итого по комитетам на 2002 год:

16

19

8

3

2696,0

2247,0

1,2


Установка приборов учета энергоресурсов на объектах жилищно-коммунального хозяйства
города Саратова, финансируемых из средств городского бюджета

1.

МУ «ДЕЗ» по Ленинскому району


4


-


-


3


609,0


508,0


1,,2

2.

МУ «ДЕЗ» по Заводскому району


3


-


-


2


456,0


380,0


1,2

3.

МУ «ДЕЗ» по Октябрьскому району


2


-


-


2


306,0


255,0


1,2

4.

МУ «ДЭЗ» по Волжскому району


2


-


-


1


303,0


252,0


1,2

5.

МУ «ДЕЗ» по Кировскому району


2


-


-


1


303,0


252,0


1,2

6.

МУ «ДЕЗ» по Фрунзенскому району


1


-


-


1


103,0


85,8


1,2

Итого по МУ «ДЕЗ» на 2002 год

14

-

-

10

2080,0

1733,4

1,2

1.

МУП «Городская аварийно ремонтная служба 05»

1

-

-

-

50,0

41,6

1,2

Всего на 2002 год:


145


135


66


34


23950,0


19958,0


1,2


Мероприятия 2003 года:

Установка приборов учета энергоресурсов на объектах системы образования города Саратова,
финансируемых из средств городского бюджета


1.


Заводской район

8

30


10


10

1150,0


958,0


1,2


2.


Волжский район


5

20


10


8


746,0


622,0


1,2


3.


Ленинский район


16


35


15


7


2009,0


1674,0


1,2


4.

Октябрьский район

12

19

7

-

1411

1176,0

1,2


5.

Кировский район

8

17

5

5

995,0

829,0

1,2


6.

Фрунзенский район

4

15

-

-

550,0

459,0

1,2

Итого по сфере образования
на 2003 год:


53

136


47


30



6861,0


5718,0


1,2


Установка приборов учета энергоресурсов на объектах системы здравоохранения
города Саратова, финансируемых из средств городского бюджета


1.


Кировский район


4

5


1


2


457,0


381,0


1,2


2.

Заводской район


5

6


5


4


583,0


486,0


1,2


3.

Волжский район


6


4


3


-


649,0


541,0


1,2


4.

Октябрьский район


6


6


5


-


675,0


562,0


1,2


5.

Ленинский район


7


7


6


-


788,0


657,0


1,2


6.


Фрунзенский район:


4


3


-


-


430,0


358,0


1,2


Итого по сфере здравоохранения на 2003 год:


32


31


20


6


3582,0


2985,0


1,2


Установка приборов учета энергоресурсов на объектах комитета по культуре,
комитета по труду и социальному развитию
города Саратова, финансируемых из средств городского бюджета

1.

Комитет по культуре города Саратова

14

30

4


20


1752,0


1460,0


1,2

2.

Комитет по труду и социальному развитию города Саратова


2


5


1


4


261,0


218,0


1,2

Итого по комитетам на 2003 год:

16

35

5

24

2013,0

1678,0

1,2


Установка приборов учета энергоресурсов на объектах жилищно-коммунального хозяйства
города Саратова, финансируемых из средств городского бюджета

1.

МУ «ДЕЗ» по Ленинского району

4

17

-

4

578,0

482,0

1,,2

2.

МУ «ДЕЗ» по Заводскому району

3

15

-

3

456,0

380,0

1,2

3.

МУ «ДЕЗ» по Октябрьскому району

3

12

-

2

424,0

353,0

1,2

4.

МУ «ДЭЗ» по Волжскому району

1

10

-

2

204,0

174,0

1,2

5.

МУ «ДЕЗ» по Кировскому району

1

10

-

1

202,0

150,0

1,2

6.

МУ «ДЕЗ» по Фрунзенскому району

1

8

-

180,0

150,0

1,2

Итого по МУ «ДЕЗ» на 2003г:

13

72

-

15

2050,0

1709,0

1,2

Всего на 2003 год:


114


274


72


77


14500,0


12083,0


1,2



2.2.4.5. Подпрограмма
«Модернизация насосных станций системы водоснабжения города Саратова, финансируемая из средств городского бюджета, на 2002 - 2003 годы»


п/п

Наименование района,
организации, предприятия

Наименование инвестиционного проекта, предложения

Краткое описание
предложения, проекта,
мероприятия
(аннотация проекта)

Срок
выполнения мероприятий

Стоимость вложений,
тыс. руб.

Ожидаемый экономический эффект,

тыс. руб./год

Средний
срок
окупаемости
(лет)

1

2

3

4

5

6

7

8


Мероприятия на 2002 год

1.

МУПП «Саратовводоканал»

Модернизация электроприводов насосной станции «Лесная» МУПП «Саратовводоканал».

Частотное регулирование скорости вращения асинхронных двигателей насосных агрегатов с использованием преобразователей частоты и системы автоматического управления.

2002 год

1235,0

1141,0

1

2.

МУПП «Саратовводоканал»

Модернизация электроприводов насосной станции «САЗ» МУПП «Саратовводоканал».

Частотное регулирование скорости вращения асинхронных двигателей насосных агрегатов с использованием преобразователей частоты и системы автоматического управления.

2002 год

1700,0

616,1

2,7

Итого на 2002 год:

2935,0

1757,1

2,3


Мероприятия на 2003 год

3.

МУПП «Саратовводоканал»

Модернизация электроприводов насосной станции «Сокол» МУПП «Саратовводоканал».

Частотное регулирование скорости вращения асинхронных двигателей насосных агрегатов с использованием преобразователей частоты и системы автоматического управления.

2003 год

1450,0

580,0

2,5

4.

МУПП «Саратовводоканал»

Модернизация электроприводов насосной станции «Ул. Мира» МУПП «Саратовводоканал».

Частотное регулирование скорости вращения асинхронных двигателей насосных агрегатов с использованием преобразователей частоты и системы автоматического управления.

2003 год

720,0

277,0

2,6

5.

МУПП «Саратовводоканал»

Модернизация электроприводов насосной станции «Волгоградская» МУПП «Саратовводоканал».

Частотное регулирование скорости вращения асинхронных двигателей насосных агрегатов с использованием преобразователей частоты и системы автоматического управления.

2003 год

315,0

112,5

2,8

6.

МУПП «Саратовводоканал»

Модернизация электроприводов насосной станции «Нагорная» МУПП «Саратовводоканал».

Частотное регулирование скорости вращения асинхронных двигателей насосных агрегатов с использованием преобразователей частоты и системы автоматического управления.

2003 год

450,0

166,7

2,7

Итого на 2003 год:

2935,0

1136,2

2,6

Всего на 2002 - 2003 годы:

5870,0

2893,3

Сводная ведомость
подпрограмм на 2002-2003 годы муниципальной целевой Программы
«Энергосбережение в городе Саратове на период 2002-2005 годы»


п/п

Наименование подпрограммы

2002 год

2003 год

Стоимость
вложений,
тыс. руб.

Ожидаемый
экономический эффект,
тыс. руб./год

Стоимость
вложений
,
тыс. руб.

Ожидаемый
экономический эффект,
тыс. руб./год

1

2

3

4

5

6


1.

Подпрограмма «Модернизация уличного освещения города Саратова, финансируемая из средств городского бюджета, на 2002-2003годы»


10800,0


3536,6


10000,0


3250,8


2.

Подпрограмма «Снижение тепловых потерь жилищного фонда, зданий и сооружений бюджетной сферы города Саратова на 2002-2003 годы путём применения современных энергоэффективных материалов и технологий за счёт средств городского бюджета»


11500,0


3645,4


19000,0


6838,93


3.

Подпрограмма «Реконструкция и модернизация коммунальных тепловых сетей и ЦТП города Саратова на 2002-2003 годы за счёт средств городского бюджета»


10815,0


7765,3


9865,0


6214,02


4.

Подпрограмма «Установка приборов учета энергоресурсов на объектах ЖКХ и бюджетной сферы города Саратова на 2002-2003 годы за счёт средств городского бюджета»


23950,0


19958,0


14500,0


12083,0


5.

Подпрограмма «Модернизация насосных станций системы водоснабжения города Саратова, финансируемая из средств городского бюджета, на 2002-2003годы»


2935,0


1757,1


2935,0


1136,2

Итого по подпрограммам:

60 000,0

56300,0

29522,95


3. Механизмы реализации программы

3.1. Нормативно-правовое обеспечение программы


Основой нормативно-правового обеспечения программы являются:

- Федеральный закон «Об энергосбережении» от 03.03.96 №28-ФЗ;

- Закон Саратовской области «Об энергосбережении в Саратовской области» от 07.12.98 № 64-ЗСО;

- постановление Правительства Саратовской области от 30.04.98 № 33-П «Об утверждении Губернаторской программы энергосбережения в Саратовской области на 1998-2005 годы и Основных положений государственной системы управления энергосбережением в Саратовской области»;

- постановление Правительства Саратовской области от 30.12.98 № 102-П «О мерах по эффективному использованию энергоресурсов в области и реализации Губернаторской программы «Энергосбережение в Саратовской области на 1998-2005 годы»;

- решение Саратовской городской Думы «О Муниципальной программе социально-экономического развития города Саратова на 1999-2001 годы» от 02.12.99 № 38-373;

- постановление мэра города Саратова от 13.06.2000 № 392 «О мерах по эффективному использованию энергоресурсов в городе»;

- постановление мэра города Саратова от 20.07.2000 №491 «О лимитах и расчетах за потребляемые топливно-энергетические ресурсы»;

- постановление мэра города Саратова от 01.02.2001 №74 «О разработке программы «Энергосбережение в городе Саратове на период до 2005 года».

иные нормативно-правовые акты Российской Федерации, Саратовской области и города Саратова, принимаемые по вопросам энергосбережения.

3.2. Экономические и финансовые механизмы программы

Реализация энергосберегающих проектов и мероприятий основана на системе экономических и финансовых механизмов привлечения средств из бюджетных и внебюджетных источников, средств негосударственных фондов, страховых компаний, банков, частных компаний, физических лиц. Система включает в себя широкий спектр финансовых инструментов и базируется на основополагающих принципах, обеспечивающих ее устойчивость к колебаниям рынка, открытость для инвесторов, непрерывность цикла инвестирования, доходность заимствования средств и гарантию возвратности. Направлением финансирования энергосберегающих проектов является интеграция источников денежных средств:

- государственной и муниципальной финансовой поддержки;

- иных средств, предназначенных для энергосбережения, формируемых в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.98 № 102-П;

- собственных средств предприятий, организаций и населения.

Государственная и муниципальная финансовая поддержка предполагается как основной источник финансирования первого этапа Программы. Необходимость такой поддержки вызвана недостатком первоначальных инвестиций у потребителей энергии.

Государственная и муниципальная финансовая поддержка энергосбережения осуществляется в форме предоставления исполнителю проектов финансовых средств на возвратной основе, на льготных условиях и на ограниченный срок, а также на безвозвратной основе исходя из значимости и сроков окупаемости проектов.

Источниками таких средств являются:

- целевые средства областного бюджета и бюджета города на проведение мероприятий и реализацию проектов по энергосбережению на безвозвратной основе. Эти средства предусматриваются в бюджетах отдельной строкой;

- федеральные бюджетные ресурсы для финансирования наиболее приоритетных и эффективных энергосберегающих инвестиционных проектов;

- иные средства, предназначенные для энергосбережения в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.98 № 102-П.

3.3. Структура управления энергосбережением в городе Саратове.

Система управления энергосбережением должна отвечать требованиям, обеспечивающим:

- поэтапное достижение главной цели муниципальной целевой Программы «Энергосбережение в городе Саратове на период 2002-2005 годы» - перевода экономики города на энергосберегающий путь развития;

- создание нормативно-правовой базы энергосбережения, основой которой являются федеральный и областной законы об энергосбережении;

- соблюдение балансов интересов производителей и потребителей топлива и энергии, экономическую заинтересованность всех участников процесса энергосбережения;

- разработку и использование финансово- экономических механизмов реализации энергосберегающих программ и проектов, объектов высокой энергоэффективности на территории города.

Система управления энергосбережением формируется исходя из принципов энергосберегающей политики, продекларированных в Законе Саратовской области «Об энергосбережении в Саратовской области».

Управление энергосбережением в области осуществляет Правительство Саратовской области, действующее на основании законодательства Российской Федерации и Саратовской области.

Государственное учреждение «Агентство энергосбережения» осуществляет контроль за реализацией Губернаторской программы «Энергосбережение в Саратовской области» и оперативное и текущее руководство энергосбережением Саратовской области.

Территориальное управление Госэнергонадзора осуществляет контроль за эффективным использованием и организацией учета энергоресурсов на предприятиях и в организациях независимо от их подчиненности и форм собственности.

Саратовская городская Дума принимает и уточняет муниципальную целевую Программу «Энергосбережение в городе Саратове на период 2002-2005 годы» и определяет объемы бюджетного финансирования программы.

Администрация города Саратова формирует заявки по объемам бюджетного финансирования программы энергосбережения, обеспечивает исполнение муниципальной целевой Программы «Энергосбережение в городе Саратове на период 2002-2005 годы».

Управление энергосбережением в городе осуществляют:

- комитет по промышленности, транспорту, энергетике, связи и топливу администрации города Саратова - вопросы эффективности использования энергоресурсов на предприятиях промышленности, транспорта, энергетики и связи и организации работы по подготовке и определению лимитов потребления топливно-энергетических ресурсов для бюджетных организаций города;

- комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации города Саратова - вопросы эффективности использования энергоресурсов на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства города.

Ответственные за энергосбережение в администрациях районов и ответственные за энергосбережение в управлениях и комитетах города осуществляют контроль за выполнением муниципальной целевой Программы «Энергосбережение в городе Саратове на период 2002-2005 годы» на местах.

4. Пропаганда рационального использования топливно-энергетических ресурсов

Пропаганда рационального использования топливно-энергетических ресурсов включает:

- информационное обеспечение реализации программы, подготовку кадров;

- развитие демонстрационных объектов высокой энергетической эффективности.

5. Ожидаемые результаты выполнения программы

Муниципальная целевая Программа «Энергосбережение в городе Саратове на период 2002-2005 годы» на основе системного подхода к определению важнейших показателей позволяет оценить экономическую, социальную и экологическую эффективность вкладываемых в энергосбережение средств.

Суммарные затраты на реализацию программы в 2002-2005 годах составят по всем источникам финансирования 930 млн. руб. Выполнение предусмотренных в программе энергосберегающих проектов позволит обеспечить суммарную экономию топливно-энергетических ресурсов в размере 2 291 тыс.т у.т., что в денежном выражении соответствует сумме 1620 млн. руб.

С учетом концепции социально-экономического развития города Саратова определена структура суммарной потребности в финансовых ресурсах для реализации программы. Структура инвестиций по годам представлена на графике (Приложение 7).

В результате осуществления предусмотренного программой комплекса мер по энергосбережению потребность города Саратова в топливно-энергетических ресурсах (в расчете на современные уровни развития экономики и энергообеспечения населения) будет снижена в 2006 году по отношению к 2000 году на 20%, с соответствующим удельным снижением энергопотребления по отдельным группам: бюджетная сфера - на 28 %, жилищно-коммунальное хозяйство - на 22%, промышленность - на 16%, население - на 11%, прочие потребители - на 17%.

Выполнение разделов программы, связанных с модернизацией электрических и тепловых сетей города, реконструкцией котельных и центральных тепловых пунктов повысит надежность энергоснабжения всех видов потребителей.

Реализация программы позволит привлечь внешние инвестиционные ресурсы, что обеспечит внедрение в городское хозяйство современных энергоэффективных технологий и оборудования.

Представленный фактический материал программы является основой для составления топливно-энергетического баланса города Саратова, дает возможность администрации города осуществлять контроль эффективности использования энергоресурсов на базе современных средств их учета (мониторинг энергообеспечения).

Программой предусмотрены мероприятия по дополнительной теплоизоляции жилых и общественных зданий в сочетании с внедрением автоматизированной системы отопления. Это позволит экономить до 30% от общей тепловой нагрузки и улучшит комфортность проживания независимо от температуры окружающей среды.

Реализация программы будет способствовать созданию новых рабочих мест, связанных с разработкой, производством и внедрением энергосберегающего оборудования, приборов, материалов и конструкций (в том числе теплоизоляционных).

Выполнение программы приведет к снижению доли энергозатрат в продукции, выпускаемой предприятиями города Саратова, и к соответствующему снижению ее себестоимости.

Программа стимулирует научно-исследовательскую, проектно-конструкторскую и внедренческую деятельность предприятий и организаций города Саратова, связанную с созданием и производством современного энергоэффективного оборудования, материалов, конструкций и технологий.

При реализации программы основные производители энергоресурсов получат возможность оптимизации систем энергоснабжения, снижения потерь энергии.

Программой предусмотрены мероприятия, направленные на модернизацию основного технологического оборудования энергоснабжающих предприятий города, внедрение новых энергоэффективных технологий.

Повышение надежности энергоснабжения и снижение удельного энергопотребления приведет к повышению уровня платежей населения и организаций за энергоресурсы.

Общие затраты по финансированию программы, достигаемая экономия в натуральном (т у.т.) и денежном выражении, а также мощность по достижению экономии представлены на рисунке (Приложение 8.).

На рисунке представлен график, по оси ординат которого отражена шкала экономии энергетических ресурсов в тысячах тонн условного топлива (тыс.т у.т.), а по оси абсцисс шкала с указанием периода реализации программы по годам и ежегодные капиталовложения в реализацию программы в миллионах рублей (млн. руб.).

На графике показана экономия энергетических ресурсов, достигаемая при выполнении программы, с указанием ежегодных показателей как в тысячах тонн условного топлива (тыс.т у.т.), так и в миллионах рублей (млн. руб.).

Суммарная экономия по программе является суммой экономий энергоресурсов по каждому году реализации программы и равна S= 1620 млн. руб., при суммарных затратах по программе из всех источников в У = 930 млн. рублей, а абсолютная величина годовой экономии в 2006 году составит 475 млн. руб.

Приложения:

Приложение 1. Относительная величина потенциала энергосбережения по видам потребителей

1. Относительная величина потенциала энергосбережения по видам потребителей


п/п

Отрасль народного хозяйства

Относительный потенциал
энергосбережения, %

топливо

электроэнергия

тепловая энергия

1

Теплоэнергетика, в том числе: ТЭЦ-5

10

-

-

2

Остальные ТЭЦ и СарГРЭС

30

-

-

3

Котельные ЖКХ и другого подчинения

25

-

-

4

Промышленность

15

10

20

5

Организации и учреждения бюджетного финансирования

20

15

30

6

ЖКХ (без котельных)

-

30

-

7

Другие отрасли материального производства

-

15

15

8

МУПП «Саратовводоканал»

-

30

-

9

МУПП «Саргорэлектротранс»

-

20

-

10

МУП «Саргорсвет»

-

40

-

11

Население, включая ЖСК

15

15

35

Приложение 2. Структура потенциала энергосбережения в городе Саратове

2. Структура потенциала энергосбережения в городе Саратове


п/п

Вид потребителя

Энергоресурсы, т у.т./год

Структура
в %

Природный газ

Электрическая энергия

Тепловая энергия

Всего

1

Теплоэнергетика

191900

-

-

191900

20,9

2

Промышленность

54500

30900

5900

91300

10,0

3

Котельные ЖКХ и другого подчинения

121300

-

-

121300

13,2

4

ЖКХ

-

20200

-

20200

2,2

5

Учреждения и организации, финансируемые из бюджета города

9300

-

23100

32400

3,5

6

Другие отрасли материального производства

-

74200

-

74200

8,1

7

МУПП «Саратовводоканал»

-

28100

-

28100

3,1

8

МУПП «Саргорэлектротранс»

-

4800

-

4800

0,5

9

МУП «Саргорсвет»

-

1900

-

1900

0,2

10

Население, включая ЖСК

44850

14000

149200

208050

22,8

11

Тепловые сети (сокращение подпитки)

-

-

141900

141900

15,5

Итого:

421850

174100

320100

916050

100

Итого в %:

46,0

19,0

35,0

100

Приложение 3. Потребность в энергоресурсах в 1999-2001 годах и в 2005 году по жилищно-коммунальной сфере города Саратова

3. Потребность в энергоресурсах в 1999-2001 годах и в 2005 году по жилищно-коммунальной сфере города Саратова


п/п

Вид энергоресурсов

Единица изм.

1999г.

2000г.

2001г.

2005г.
(прогноз)

1.

Потребление
электроэнергии

тыс. кВт.час.

172698,3

246827,1

311851,6

410000,0

2.

Потребление
теплоэнергии

тыс. Гкал.

2118,2

3462,5

4868,2

6900,0

3.

Потребление
природного газа

тыс. мі

379769,1

331782,4

341081,8

483436,3

4.

Потребление
холодной воды

тыс. мі

109141,0

146698,9

149212,2

159265,4

Приложение 4. Перечень муниципальных подвальных котельных, подлежащих ликвидации с переключением их тепловой нагрузки к тепловым сетям ОП «Саратовские тепловые сети»

4. Перечень муниципальных подвальных котельных,
подлежащих ликвидации с переключением их тепловой нагрузки к тепловым сетям ОП «Саратовские тепловые сети»


п/п

Район,
адрес расположения котельной.

Установленное оборудование, тип.

Количеств., шт.

Теплопроизводительность,
Гкал/час

Присоединенная нагрузка, Гкал/час

Ориентировочная стоимость работ в
ценах 2000г.

КИРОВСКИЙ РАЙОН

1

Ул. Ст. Разина, 52

Ун-5

2

0,57

0,489

120,0

2

Ул. Астраханская,107

НР-18

2

1,20

0,582

120,0

3

Ул. Волгоградская, 2

Ун-5

4

1,36

0,604

120,0

4

Ул. Волгоградская, 4

Ун-5

2

0,64

0,508

120,0

5

Ул. Московская, 132

Ун-5

2

0,68

0,216

120,0

6

Ул. Соколовая, 339

Ун-5

3

0,96

0,260

120,0

ВОЛЖСКИЙ РАЙОН

7

Ул. Валовая, 9

Стрела

2

0,24

0,116

120,0

8

Ул. Первомайская, 63

Ун-5

2

0,61

0,097

120,0

9

Ул. Московская, 41

Стрела

1

0,20

0,190

120,0

10

Ул. Рогожина, 22

Ун-5

2

0,44

0,400

120,0

ОКТЯБРЬСКИЙ РАЙОН

11

Ул. Чапаева, 7

Ун-5

2

0,43

0,143

120,0

12

Ул. 1-ая Беговая, 7

Ун-5

4

1,50

1,099

120,0

13

Ул. Шевченко, 50

Ун-5

2

0,36

0,215

120,0

14

Ул. 2-ая Садовая, 11

Ун-5

4

1,70

1,0

120,0

15

Ул. 2-ая Садовая, 103а

Ун-5

3

0,90

0,3

300,0

ЗАВОДСКОЙ РАЙОН

16

Ул. Чернышевского, 55

Ун-5

3

0,942

0,585

120,0

ФРУНЗЕНСКИЙ РАЙОН

17

Мирный пер., 25

Ун-5

1

0,3

0,159

120,0

18

Ул. Чапаева, 60

Ун-5

1

0,29

0,109

120,0

ВСЕГО:

42

13,322

7,072

2340

Приложение 5. Реконструкция и модернизация муниципальных котельных в 2002-2005 гг.


5. Реконструкция и модернизация муниципальных котельных в 2002-2005 гг.


п/п

Район, адрес,
наименование объекта

Установленное оборудование

Кол-во

шт.

Теплопроизводительность

Гкал/час.

Год ввода в эксплуатацию

Ориентировочные
работы по реконструкции
тыс.руб.

1

2

3

4

5

6

7

МУП ТСиК

Ленинский район

1

Котельная №2,
пр. Строителей,17а

Тула,
Минск,
Универсал-6

2
1
1

1,931

1957г.

550,0

2

Котельная №5, пр. 50 лет Октября, 85б

ШБ-А3

6

7,2

1964г.

1000,0

3

Котельная №6,
пр. 50 лет Октября, 83

Универсал-5

5

1,7

1964г.

550,0

4

Котельная №13, пр. 50 лет Октября, 57а

НР-18

3

1,932

1984г.

550,0

МУП КТС

Ленинский район

5

Ул. Одесская, 46

Универсал-5,
НР-18

5
4

4,4

1962г.

900,0

6

Московское шоссе, 15

НР-18

8

5,6

1954г.

1050,0

7

Ул. Шехурдина, 4г

НР-18

5

4,0

1963г.

1500,0

8

Деловой пр., 9

НР-18

5

3,5

1964г.

2500,0

Кировский район

9

Ул. Городская, 44

Ун-5

2

0,82

3000,0

10

Ул. Городская, 45

Ун-5

2

0,7

11

Ул. Городская, 33 -установка единой блочной котельной мощностью 3 МВт

Ун-5

2

0,64

12

Ул. Московская, 157 - замена на блочный вариант

НР-17

1

0,4

500,0

13

Ул. Аткарская, 51

Ун-5

3

0,96

3000,0

14

Ул. Аткарская, 31

Ун-5

3

0,923

15

Ул. Аткарская, 37 -установка единой блочной котельной мощностью 3 МВт

Ун-6

3

0,986

16

Ул. Емлютина, 44 - замена на новые энергоэффективные котлы

Тула (НР)
Минск

6

2,5

17

Ул. Соколовая, 339 (Ожоговый центр) - установка блочной котельной мощностью 1 МВт


Ун-5

3

0,96

1000,0

Октябрьский район

18

Ул. Б.Садовая, 54

Ун-5

4

1,75

1000,0

19

Ул. Б.Садовая, 85 - объединение
загрузок с заменой котлов (мощностью 6 МВт)

НР-18/
Ксв-1,86

4

4,7

20

Ул. Новоузенская, 147

Ун-5

3

0,93

300,0

Волжский район

21

Ул. М.Горная, 2

НР-18
КСВ-1,86

2
2

3,8

1970

8000,0

22

Пос. Зональный

Универсал-6

6

2,4

1960

7000,0

23

Совхоз «Комбаин»

Братск-1

4

3,44

1970

350,0

Заводской район

24

Ул. Пензенская, 1
(х/б №44)

НР-18

4

1,6

1960

600,0

25

Ул. Огородная, 18б, (АО «Жилье САЗ»)

Энергия

-

-

-

1500,0

26

Ул. Омская, 10а
(АО «Жилье САЗ»)

Тула
НР-18

-
-

-

-

850,0

27

1 Артезианский пр. (АО «Жилье САЗ»)

Тула

4

-

-

1050,0

28

1Кавказский тупик (АО «Жилье САЗ»)

Универсал-6

4

-

-

850,0

29

Уд. Энтузиастов, 60

Ун-5

3

1,059

5000,0

30

Ул. Энтузиастов, 62

Ун-5

3

1,116

31

Ул. Крымская, 5

Ун-5

2

0,744

32

Ул. Крымская, 13 установка единой модульной котельной мощностью
6 МВт

Ун-5

6

3,282

33

Ул. Новая 9 линия, 2

Ун-5

3

0,94

2000,0

34

Ул. Новая 9 линия, 14

Ун-6

3

0,942

35

Ул. Новая 9 линия, 28 - строительство новой центральной котельной, объединяющей нагрузки трех котельных

Ун-5

2

0,628

Всего:

129

44700,0

Приложение 6. Объекты проведения мероприятий по снижению тепловых потерь

6. Объекты проведения мероприятий по снижению тепловых потерь


№ п/п


Наименование мероприятия,
объекты проведения

Ориентировочная стоимость вложений
(тыс. руб.)

Ориентировочный экономический эффект
(тыс. руб.)

1.

2.

3.

4.

1















2

Снижение тепловых потерь через кровли зданий:

2002 год:

Школы и ДОУ Волжского района
Школы и ДОУ Заводского района
Школы и ДОУ Ленинского района
Школы и ДОУ Кировского района
Школы и ДОУ Октябрьского района
Школы и ДОУ Фрунзенского района

2003 год:

Школы и ДОУ Волжского района
Школы и ДОУ Заводского района
Школы и ДОУ Ленинского района
Школы и ДОУ Кировского района
Школы и ДОУ Октябрьского района

Школы и ДОУ Фрунзенского района

Установка приборов учёта тепловой энергии на ЦТП по адресам:

Волжский район
:

2002 год:
- ЦТП, ул. Кузнечная, 25/42.
Итого: 1 комплект
2003 год:
- ЦТП, ул. Первомайская, 33/35;

- ЦТП №43, ул. М. Горная, 61/27;

Итого: 2 комплекта

Фрунзенский район:

2002 год:

ЦТП, ул. Рабочая, 122;
- ЦТП, Мирный пер., 17;
Итого: 2 комплекта
2003 год:
- ЦТП, ул. Рахова, 53;
Итого: 1 комплект

Кировский район:.

2002 год:
- ЦТП УВД, ул. Московская,156;

ЦТП «Орджоникидзе»,
ул. Тракторная,17/29;
- ЦТП, ул. Университетская,59

Итого: 3 комплекта
2003 год:
- ЦТП ЖСК «Тюльпан», ул. Б.Садовая, 97

Итого: 1 комплект

Октябрьский район:

2002 год:
- ЦТП ул. Политехническая, 31/41;

- ЦТП ул. 2-я Садовая, 103/107;

- ЦТП ул. 1-я Беговая, 13;

- ЦТП ул. Беговая, 1;

- ЦТП ул. 2-я Садовая, 6;

- ЦТП, ул.Новоузенская,10/20;

- ЦТП, ул.Новоузенская,24/32;

- ЦТП, ул.Астраханская,40/60;

Итого: 8 комплектов
2003 год:
- ЦТП №26, ул. Шелковичная, 71/81;

- ЦТП №25, ул. Пугачевская, 3/9;

2 комплекта


Заводской район:

2002 год:
- ЦТП ул. 1-й Нефтяной проезд;

- ЦТП пр. Энтузиастов, 51;

- ЦТП 11-й Динамовский пр., 3;

- ЦТП ул. Химическая, 3;

- ЦТП ул. Химическая, 7;

- ЦТП ул. Усиевича, 33а;

- ЦТП ул. 1-я Пионерская, 69/75;

- ЦТП ул. Огородная, 83;

Итого: 8 комплектов

2003 год:
- ЦТП, ул. Азина, 19а;

- ЦТП, ул. Крымская, 16/24;

- ЦТП, ул. Верхоянская, 5;
Итого: 3 комплекта

Ленинский район:

2002 год
- ЦТП ул. Чехова, 2а;
- ЦТП ул. Тархова, 1;
- ЦТП ул. Тархова, 33/35;
- ЦТП ул. Бардина, 6а;
- ЦТП ул. Тверская, 45;
- ЦТП ул. Охотная, 1;
- ЦТП ул. Рижская, 2а;
- ЦТП Селекционный пр-д, 3;
- ЦТП ул. Блинова, 13;
- ЦТП ул. Чернышевского, 31;
- ЦТП ул. Аптечная, 49/59.
Итого: 11 комплектов
2003 год
- ЦТП ул. Чехова, 2а;
- ЦТП ул. Тархова, 1;
- ЦТП ул. Тархова, 33/35;
- ЦТП ул. Бардина, 6а;
- ЦТП ул. Тверская, 45;
Итого: 5 комплектов



91,7
450,8
503,9
371,3
477,4
252,0

388,96
601,12
761,12
495,04
636,48
335,92






55,0



300,0





110, 0




150,0





165,0




150,0





440,0










300,0






440,0









450,0







605,0












750,0




85,8
132,6
148,2
109,2
140,4
74,1

114,4
176,8
197,6
145,6
187,2
98,8






137,5



375,0





137,5




187,5





412,5




87, 15





1100,0










375,0






1100,0









562,5







1512,5












937,5

Приложение 7. Структура инвестиций в муниципальную целевую Программу "Энергосбережение в городе Саратове на период 2002-2005 годы"


7. Структура инвестиций в муниципальную целевую Программу

"Энергосбережение в городе Саратове на период 2002-2005 годы"

О муниципальной целевой Программе «Энергосбережение в городе Саратове на период 2002-2005 годы» (с изменениями на 15 июля 2003 года)

Приложение 8. Ожидаемые результаты выполнения муниципальной целевой Программы «Энергосбережение в городе Саратове на период 2002 - 2005 годы»

8. Ожидаемые результаты выполнения муниципальной целевой Программы
«Энергосбережение в городе Саратове на период 2002 - 2005 годы»


О муниципальной целевой Программе «Энергосбережение в городе Саратове на период 2002-2005 годы» (с изменениями на 15 июля 2003 года)

2001 год 2002 год 2003 год 2004 год 2005 год 2006 год
120 млн.руб. 150 млн.руб. 180 млн.руб. 230 млн.руб. 250 млн.руб.


Суммарные затраты по программе Е = 930 млн.руб.
Суммарная экономия S = 1620 млн. руб. - 2291 тыс. т. у.т.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений

ИПС "Кодекс" - Центр "Уникласс".

О муниципальной целевой Программе «Энергосбережение в городе Саратове на период 2002-2005 годы» (с изменениями на 15 июля 2003 года)

Название документа: О муниципальной целевой Программе «Энергосбережение в городе Саратове на период 2002-2005 годы» (с изменениями на 15 июля 2003 года)

Номер документа: 21-182

Вид документа: Решение Саратовской городской Думы

Принявший орган: Саратовская городская Дума

Статус: Действующий

Опубликован: "Саратовская панорама", 25.05.2002, спецвыпуск
Дата принятия: 16 мая 2002

Дата начала действия: 25 мая 2002
Дата редакции: 15 июля 2003