САРАТОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

Р Е Ш Е Н И Е

25.12.1997 N 14-119


О работе Контрольно-счетной палаты Саратовской городской Думы

       Заслушав и обсудив отчет председателя Контрольно - счетной палаты Саратовской городской Думы Мальцева В.Е., Саратовская городская Дума

РЕШИЛА:

       1. Отчет о работе Контрольно - счетной палаты городской Думы принять к сведению (прилагается).

       2. При разработке перспективного плана работы Думы на 1998 год учесть предложения Контрольно - счетной палаты.

       3. Настоящее решение вступает в силу со дня его принятия.

 

 Мэр города -
  глава городского самоуправления
 Ю.Н. Аксененко


Приложение
 к решению
 Саратовской городской Думы
 от 25.12.97 № 14-119

Отчет Контрольно-счетной палаты Саратовской городской Думы о работе в 1997 году

1. Основные задачи и организация работы КСП

Согласно Положению "О Контрольно-счетной палате городской Думы" в своей деятельности КСП исходит из следующих главных задач:

       - контроль за выполнением "Положения о бюджетном процессе в городе Саратове", в том числе - за исполнением бюджета в целом (включая финансовый анализ и экспертизу правовых и нормативных документов городской Думы и администрации города);

       - контроль за законностью и своевременностью движения городских бюджетных средств и средств внебюджетных фондов;

       - контроль за использованием и движением имущества, находящегося в муниципальной собственности.

       При организации работы Контрольно-счётная палата исходила из необходимости определить укрупнённо объекты внимания КСП и методы для обеспечения эффективного контроля этих объектов со стороны Думы в лице КСП.

       Такими укрупнёнными объектами являются:

       - бюджет города;

       - имущество города;

       - внебюджетные средства (средства фондов) города.

       Приоритетными были определены следующие методы работы:

       - анализ структуры городской собственности, состояния и методов её учёта и использования;

       - анализ нормативно-правовых актов органов местного самоуправления и их проектов с точки зрения правомерности и эффективности движения финансов и имущества города на основании этих актов;

       - контроль бюджетного процесса (подготовки и исполнения бюджета);

       - проверка финансово-хозяйственной деятельности организаций-получателей, распорядителей и пользователей городских финансов и имущества.

       При этом КСП руководствовалась следующими соображениями.

       1) За время отсутствия в городе органа представительной власти нарушилась преемственность в работе, объективно произошло смещение властных полномочий в сторону исполнительной власти, как в содержании городских нормативноправовых актов, так и на практике.

       2) Пришедший депутатский корпус исходно не обладает необходимым объёмом информации по широкому кругу вопросов, связанных с городской собственностью: как о сложившейся нормативно-правовой базе всех уровней (федерального, областного, городского), так и о практике реализации этих нормативно-правовых актов.

       3) В городе существует большое число контролирующих инстанций: КРУ, налоговая инспекция, налоговая полиция, федеральное казначейство, ведомственные контролёры и т.д. со штатом, в сотни раз превышающим штат КСП.

       4) Принципиальное отличие КСП от указанных инстанций (контролирующих подразделений) - её встроенность в представительный орган городского самоуправления и, соответственно, возможность активно влиять на законность и эффективность использования городской собственности на уровне городского самоуправления, в том числе - на стадии подготовки и принятия решений.

       Контрольно-счётной палатой разработаны, согласованы и утверждены мэром города Методические указания по планированию работы Контрольносчетной палаты городской Думы.

       Разработан Регламент Контрольно-счетной палаты Саратовской городской Думы, которым определены, в частности, должностные обязанности сотрудников КСП и распределение задач.

       Планы работы КСП (годовые, полугодовые, квартальные) включают в себя поручения Думы, предложения постоянных комиссий, мероприятия по анализу проектов решений Думы.

2. Анализ бюджетного процесса

       Анализ бюджетного процесса КСП ведёт, исходя из необходимости контроля соблюдения основных принципов бюджетного процесса: единства, достоверности, самостоятельности и гласности, согласно статье 2 "Положения о бюджетном процессе в городе Саратове".

       "Принцип единства бюджета означает формирование его на основе единой утверждённой "Классификации доходов и расходов бюджетов в Российской Федерации".

       "Принцип достоверности бюджета предусматривает надёжность показателей прогноза развития территории, правильность выбора бюджетнофинансовой политики, точность расчёта доходов и расходов и полноту информации (обратной связи) об исполнении бюджета... ".

       "Принцип гласности бюджета означает информирование населения о состоянии формирования и исполнения бюджета в установленные...сроки".

       "Принцип самостоятельности бюджета заключается в самостоятельном рассмотрении, утверждении и исполнении органами местного самоуправления бюджета".

       При анализе КСП рассматривала финансовую отчётность, поступающую от администрации города, проекты решений Думы, выносимые на заседания постоянных комиссий и Думы, материалы, поступающие по запросам КСП и результаты проверок.

Наиболее общие выводы.

       1) Органы городского самоуправления (в первую очередь - администрация) превышают полномочия, определенные бюджетным законодательством и Решениями Думы № 3-12 от 05.02.97"О бюджете города Саратова на 1997 год" и № 3-16 от 05.02.97 "Об утверждении Положения о бюджетном процессе в городе Саратове"

       2) Органы городского самоуправления не используют в полной мере те права, которые предоставлены законодательством.

       Данные выводы могут быть проиллюстрированы следующими примерами

Исполнение бюджета

       Принят бездефицитный бюджет, Дума решений об установлении уровня дефицита не принимала: тем не менее за 9 месяцев дефицит составил 105 млрд.руб или 14.2% от доходов бюджета (плюс скрытый дефицит в виде прироста кредиторской задолженности.)

       Из квартала в квартал происходит расходование средств сверх поступающих доходов бюджета.

       Вопреки п. 24 Решения 3-12 "О бюджете города Саратова на 1997 год" решения по корректировке бюджета начали приниматься уже через два месяца, после его утверждения.

       В нарушение п. 13 Решения 3-12 "О бюджете города Саратова на 1997 год" Администрацией города в срок до 15 апреля 1997 года не подготовлены предложения об упорядочении расходов на содержание органов государственного управления... .

       Согласно статье 26 Закона РФ "Об основах бюджетных прав и пpав по фоpмиpованию и использованию внебюджетных фондов пpедставительных и исполнительных оpганов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоупpавления" и п.9 раздела 3 "Положения о бюджетном процессе в городе Саратове ": "Решения об использовании свободных средств на "хозяйственные мероприятия..., о предоставлении процентных и беспроцентных ссуд... принимает городская Дума по предложению исполнительного органа и только при условии обеспечения финансирования плановых расходов".

       На деле плановые расходы постоянно не выполняются (и не исключаются из бюджета), а Решения по использованию свободных средств (дополнительно полученных в ходе исполнения бюджета доходов) на иные цели постоянно вносятся администрацией и принимаются Думой.

       При общем исполнении бюджета 9 месяцев по расходам на 83,6% от годового плана, "защищённая"(!?!) статья "социальная политика" выполнена на 46,5%, в том числе, по детским компенсациям - на 39,5%.

       В нарушение п. 15 Решения 3-12 "О бюджете города Саратова на 1997 год" и п.9 раздела 3 "Положения о бюджетном процессе..." администрация выдавала ссуды юридическим лицам при необеспечении финансирования плановых расходов. При этом ссуды выдавались в ряде случаев беспроцентно или под процент, ниже того, под который брались кредиты бюджета в коммерческих банках.

       В нарушение п. 14 Решения 3-12 "О бюджете города Саратова на 1997 год", вопреки законодательству и разделу 9 "Положения о бюджетном процессе в городе Саратове" администрация берёт долгосрочные кредиты на цели, не предусмотренные бюджетом.

       Согласно статье 26 Закона РФ "Об основах бюджетных прав..." "...Пpедставительный оpган власти впpаве поpучить соответствующему исполнительному оpгану власти в указанных этим пpедставительным оpганом власти случаях, вызванных необходимостью сpочного внесения изменений в бюджет, внести соответствующие изменения с последующим их утвеpждением пpедставительным оpганом власти в установленные этим пpедставительным оpганом власти сpоки".

       Таковые случаи Думой не устанавливались, многочисленные изменения вносятся администрацией, в результате чего происходит существенное перераспределение средств между разделами функциональной классификации расходов бюджета.

       Согласно разделу 11 "Положения о бюджетном процессе в городе Саратове" результатом бюджетных инвестиций "в капитал уже действующих или вновь создаваемых предприятий ... является установление права собственности города на эквивалентную часть капитала" с вытекающими отсюда последствиями по управлению этой собственностью Комитетом по имуществу и получению доходов бюджета от использования такой собственности.

       Данное положение нарушается, даже когда было принято соответствующее решение Думы. Например, 4 млрд. "Саратовводоканалу" не были выделены и не вошли в уставной капитал (Решение 8-77 от 20.08.97).

       В соответствии со статьёй 25 Закона РФ "Об основах бюджетных прав и пpав по фоpмиpованию и использованию внебюджетных фондов пpедставительных и исполнительных оpганов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоупpавления" и согласно п.12 раздела 3 "Положения о бюджетном процессе" решения вышестоящих органов власти, "приводящие к увеличению расходов бюджетов, ...носят рекомендательный характер и могут быть реализованы за счёт и в пределах собственных доходов соответствующих бюджетов". Тем не менее, город постоянно принимает эти рекомендации, не получая средства из областного бюджета, и, не имея достаточных собственных средств, наращивает задолженности по кредитам и иные долги.

Подготовка бюджета

       Серьёзной проблемой при рассмотрении и отстаивании бюджета, как Администрацией перед Думой, так и перед Минфином области является, на наш взгляд, отсутствие отчётливого видения минимального бюджета.

       Согласно п.1 раздела 10 "Положения о бюджетном процессе в городе Саратове" "при формировании и утверждении бюджета в составе статей расходов выделяются текущие расходы и расходы развития, размеры которых утверждаются раздельно".

       Ни при рассмотрении бюджета 1997 г, ни при рассмотрении бюджета 1998 года ничего подобного к обсуждению предложено не было. Представляется важным сформировать на уровне руководства города по возможности отчётливое представление о минимальном бюджете.

       Нечёткость представлений о реальных потребностях в бюджетном финансировании получила подтверждение при анализе материалов, поступивших в КСП.

       По предложению постоянной комиссии по местному самоуправлению, вопросам социальной сферы, законности, защите прав населения КСП были рассмотрены предложенные объёмы финансирования в обеспечение ряда социальных программ по проекту бюджета Комитета жилищных компенсаций и льгот на 1998 год.

       Анализ показал методические ошибки, приводящие к существенному завышению ожидаемых расходов (см. Приложение 1).

       Рассмотрение вопроса о финансировании комплексной программы борьбы с преступностью показало, что УВД города не предоставило в администрацию и Думу обоснованные данные по объёмам финансирования разделов и пунктов этой программы, а также не отделило её от других программ во избежание дублирования. Имеет место подмена средствами города средств федерального и областного бюджета, расходуемых на содержание милиции.

       При постоянных жалобах департамента ЖКХ на недостаток финансирования текущих расходов, руководство департамента согласовывает постановление по жилищному страхованию, предусматривающее отвлечение 12% средств, получаемых в виде квартирной платы.

       Рассмотрение проекта Решения по тарифам МУПП "Саратовводоканал" показало, что администрацией города не контролируется и не анализируется деятельность столь важного для города и его бюджета предприятия; в частности не рассматриваются программы снижения издержек данного предприятия, не обращается внимание, что при достаточно высокой рентабельности получаемая предприятием прибыль перекачивается в пени и штрафы по налогам и взносам в страховые фонды, составившие на 01.10.97 23,8 млрд.руб.

Выводы и предложения

       Таким образом, можно констатировать, что бюджетный процесс в городе осуществляется с низкой эффективностью и нарушениями законодательства и Решений Думы, как на стадии подготовки, так и на стадии исполнения бюджета.

       КСП считает целесообразным рекомендовать Думе установить своим решением исчерпывающий перечень случаев, вызванных необходимостью сpочного внесения изменений в бюджет, при которых администрации города разрешается внести соответствующие изменения в бюджет с последующим их утвеpждением Думой и сроки утверждения соответствующих изменений.

       В случае отсутствия установленных на федеральном и областном уровне необходимых социальных и финансовых нормативов, администрация и Дума могли бы предложить (разработать) некоторые оценочные значения этих нормативов и, при необходимости, выступить с инициативой их принятия Областной Думой.

       Полезным шагом мог бы быть анализ отраслевых расчетов и предложений на очередной год в комиссиях Думы.

3. Анализ структуры городского имущества, его состояния, методов учёта и использования

       В соответствии со статьёй 29 Закона Российской Федерации от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в состав муниципального имущества входят:

       - имущество органов местного самоуправления;

       - муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности;

       - муниципальные предприятия и организации;

       - муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации;

       - муниципальный жилищный фонд;

       - муниципальный нежилой фонд (помещения);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»