• Текст документа
  • Статус
Поиск в тексте
Действующий


АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА САРАТОВА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

06.01.1997 N 6


Об утверждении Положения "О порядке финансирования программ и проектов развития и поддержки малого предпринимательства в г. Саратове"

В целях создания механизма финансирования программы и проектов развития малого предпринимательства,

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить Положение "О порядке финансирования программ и проектов развития и поддержки малого предпринимательства в г. Саратове".

2. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на заместителя главы администрации города, начальника департамента по экономике, собственности и продовольствию А.С. Плотникова.

Мэр-глава администрации
города Саратова
Ю.Н. Аксененко


Приложение
к постановлению
администрации города
от 06.01.97. N 6


Положение

О порядке финансирования программ и проектов развития и поддержки малого предпринимательства в г.Саратове

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано на основе Гражданского кодекса РФ, Закона РФ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской федерации", постановления администрации города от 16.02.96 г. N 59 "О программе развития малого предпринимательства в городе Саратове на 1996-1997 годы".

Данное положение определяет порядок финансирования программ и проектов малого предпринимательства в г.Саратове.

1.2. К субъектам малого предпринимательства города Саратова, имеющим право на получение финансовой поддержки, относятся предприниматели без образования юридического лица, а также коммерческие организации, зарегистрированные в установленном порядке в г.Саратове и получившие статус малого предприятия.

Преимущество в получении финансовой поддержки имеют малые предприятия, которые:

-создают или сохраняют для города более 10 рабочих мест;

-действуют в сфере производства или производственных и бытовых услуг;

-большую часть финансовой помощи получили от других источников;

-управляются лично предпринимателем;

-остаются в Саратове не менее чем на 5 лет;

-соблюдают трудовое законодательство;

-представляют руководству Фонда программу развития своего предприятия и обязуются в течение действия финансовой поддержки предоставлять ежеквартальные и годовые отчеты.

Решение о выделении помощи остается за наблюдательным советом Фонда, который оказывает предпочтение тем предприятиям, которые учитывают интересы города: обеспечивают занятость жителей, получают продукцию и услуги от предприятий города, имеют планы дальнейшего расширения в городе, используют городские возможности в обучении и повышении квалификации.

1.3. Финансирование программ и проектов малого предпринимательства в г.Саратове осуществляется в соответствии с муниципальной Программой развития малого предпринимательства в городе Саратове на 1996-1997 годы за счет бюджетных средств, выделенных на поддержку малого предпринимательства, средства муниципального фонда поддержки малого предпринимательства и развития экономических реформ, средств уполномоченных банков, других внебюджетных источников финансирования, а также за счет средств предпринимателей, добровольных взносов юридических и физических лиц и других незапрещенных законом источников.

1.4. Решение и финансировании проектов и программ развития малого предпринимательства в городе Саратове, а также выбор конкретных форм финансирования принимает наблюдательный совет муниципального Фонда поддержки малого предпринимательства и развития экономических реформ (далее-Наблюдательный Совет), которое согласовывается с заместителем главы администрации, начальником департамента по экономике, собственности и продовольствию и утверждается мэром-главой администрации города.

1.5. В зависимости от конкретных условий представленного проекта, а также от значимости проекта для нужд города и социальной сферы финансовая поддержка проектов и программ может быть осуществлена в следующих видах:

-прямое финансирование;

-предоставление бюджетных ссуд (кредитов);

-предоставление кредитной линии;

-предоставление субсидий;

-оплата оборудования для передачи в лизинг через лизинговую компанию;

-выдача гарантий (поручительств) по кредитам, предоставляемым коммерческими финансовыми структурами;

-компенсация финансовым структурам разницы между льготными и обычными процентными ставками по предоставляемым ими кредитам;

-финансирование страхования кредитов предоставляемых коммерческими финансовыми структурами.

1.6. Субъекты малого предпринимательства или их объединения, нуждающиеся в финансово поддержке для развития своей деятельности, представляют документы в соответствии со следующими формами, прилагаемых к настоящему Положению:

1. Заявка на получение финансовой поддержки по установленной форме.

2.Приложения к заявке по установленной форме:

-паспорт предприятия;

-личная анкета предприятия Заявителя;

-описание проекта.

3. Бизнес-план проекта (прилагаются методические рекомендации), а также следующие документы:

-копия регистрационной карты Реестра малых предприятий города Саратова;

-копии учредительных документов предприятия Заявителя;

-копии балансов и отчетов о финансовых результатах предприятия Заявителя за последний год и последний отчетный период, завизированные налоговой инспекцией;

- перечень основного имущества предприятия Заявителя, наличие которого подтверждено соответствующими свидетельствами и актами независимого эксперта о стоимости этого имущества;

- копия договоров аренды производственных помещений;

- дополнительные документы, имеющие отношение к проекту (по усмотрению Заявителя).

Вышеуказанные субъекты малого предпринимательства должны быть зарегистрированы в установленном порядке в городском Реестре субъектов малого предпринимательства и получить соответствующий статус в муниципальном фонде поддержки малого предпринимательства и развития экономических реформ.

2. Порядок финансирования городских программ

2.1. Заявки на предоставление финансовой помощи от субъектов малого предпринимательства подаются в Фонд, где регистрируются в специальном журнале с присвоением проекту идентификационного номера.

Фонд в течение 3 дней с момента поступления заявки должен направить в комитет по экономике копию заявки на предоставление финансовой поддержки и паспорта предприятия, а также взаимно согласованную форму, предусматривающую дальнейший контроль за рассмотрением заявки, принятием соответствующего решения, выбором конкретной формы финансовой поддержки, ее реализацией, вплоть до возврата предоставляемого кредита.

2.2. Фонд в течение 15 дней с момента получения рассматривает полученную заявку и уведомляет заявителя о принятии ее для проведения экспертизы или об отклонении заявки с обоснованием такого решения.

2.3. Любой проект, представленный для получения финансовой поддержки и принятый Фондом, подлежит комплексной экспертизе. При проведении экспертизы должны проверяться правильность и обоснованность представленных расчетов, определяться степень риска невозврата кредита, деловая репутация субъекта малого предпринимательства и другие данные, необходимые для принятия обоснованного решения по проекту.

Проведение экспертизы может проводиться как сотрудниками Фонда, так и при необходимости отраслевыми и другими независимыми экспертами, действующими на основании договоров с Фондом.

Проекты субъектов малого предпринимательства, имеющие отраслевую специфику, например: принадлежность к сфере медицины, образования, культуры и т.п., должны сопровождаться рекомендациями соответствующего управления администрации города.

2.4. На основании полученных результатов экспертных заключений, проведенных специалистами фонда или независимыми экспертами, и оформленных в письменном виде, Наблюдательным Советом Фонда проводится конкурсный отбор представленных заявок.

Проекты, прошедшие конкурсный отбор, включаются в городскую программу развития малого предпринимательства.

2.5. Рассмотрение заявок с проведением необходимой экспертизы должно быть осуществлено в срок, не превышающий 30 дней с момента представления заявки в Фонд.

2.6. С целью максимального привлечения финансовых ресурсов Фонд заключает соответствующие договора о сотрудничестве по совместному финансированию субъектов малого предпринимательства с банками и другими финансовыми структурами.

2.7. В случае согласия банка или иной финансовой структуры на финансирование проекта субъекта малого предпринимательства, Фонд и банк оформляют протоколом решение о кредитовании проекта.

В протоколе должно быть указано, какому субъекту малого предпринимательства, на какую сумму, на какой срок будет предоставляться кредит, вид процентной ставки (льготная или обычная), доля риска, приходящаяся на Фонд и банк, размер и срок выплаты банку компенсации разницы между льготной и обычной процентной ставкой и другие вопросы, принятые сторонами и касающиеся кредитования субъекта малого предпринимательства.

2.8. В случае отказа банка от участия в финансировании представленного проекта, а также нецелесообразности привлечения ресурсов других кредиторов, Фонд принимает решение о самостоятельном финансировании донного проекта.

2.9. Кредитные и сопутствующие ему договоры, определяющие отношения между кредитором, заемщиком, а также иными сторонами, принимающими участие в исполнении указанных договорных обязательств,подписываются всеми участниками договорных отношений.

2.10. Объемы кредитов, сроки возврата, а также размеры процентных ставок за кредиты, взимаемые с субъектов малого предпринимательства при льготном кредитовании, определяются Фондом исходя из приоритетной значимости проектов для Саратова, их эффективность, сроков окупаемости, надежности возврата кредитов и наличии свободных кредитных ресурсов на тот или иной промежуток времени на расчетном счете Фонда.

2.11. Решения по финансированию организационных мероприятий (конференции, семинары, выставки, "круглые столы" и т.д.), касающиеся развития малого предпринимательства, подготавливаются Фондом на основании представленных заявок и сметы затрат, и утверждаются Наблюдательным Советом.

      

3. Контроль за целевым использованием средств финансовой поддержки

3.1. Субъект малого предпринимательства при получении кредитных средств обязан использовать их только по целевому назначению и не может зачислять их на депозитные счета (за исключением особо оговоренных случаев), использовать для покупки свободно конвертируемой валюты (за исключением случаев приобретения в установленном порядке необходимых для реализации проекта импортных материалов и оборудования), отвлекать на другие финансовые операции и проч.

3.2. Контроль за целевым эффективным использованием средств, предоставляемых заемщику, обеспечивается на всех этапах до их полного возврата, т.е. в течение срока действия кредитного и сопутствующих ему договоров.

Контрольные функции осуществляются непосредственно кредитором (при долевом финансировании-одним из сокредиторов, что оговаривается в кредитном договоре).

3.3. В целях реализации контрольной функции кредитора в отношении субъектов малого предпринимательства, величина уставного капитала которых меньше запрашиваемой суммы финансовой поддержки, создается Институт финансовых проектов.

На период действия кредитного договора, до полного возврата выделенных финансовых средств, на малое предприятие, получившее финансовую поддержку, назначается финансовый директор-от организации, выделившей финансовые средства, что закрепляется в кредитном договоре.

Финансовый директор осуществляет непосредственный контроль за целевым использованием выделенных финансовых средств и принимет участие в выработке принимающихся руководством малого предприятия экономических решений.

Финансовый директор визирует все платежные документы малого предприятия, закрепляющие сделки с использованием выделенных на поддержку денежных средств.

3.4. В период пользования кредитными средствами заемщик в сроки, определенные кредитным договором, а также по требованию кредитора (доверенного финансового директора) обязан представлять информацию:

-о расходовании полученных целевых средств и об оплаченных платежных документах;

-о возврате кредитных средств с учетом сроков и условий возврата согласно кредитному договору;

-об уплате процентов за использование полученным кредитом;

-о сохранности находящегося в залоге имущества;

-о сохранности приобретаемых средств производства, а также другую необходимую для осуществления контроля информацию.

3.5. В случае непредоставления заемщиком информации, при нарушении сроков возврата кредитных средств и уплаты процентов за пользование ими, а также при выявлении фактов нецелевого использования кредитов, кредитор приостанавливает, либо прекращает финансирование проекта и принимает установленные законодательством меры по досрочному возврату кредита и взысканию процентов.

3.6. В целях координации действий доверенных финансовых директоров при Наблюдательном Совете создается Совет финансовых директоров. Председателем Совета финансовых директоров является Председатель Наблюдательного Совета.

Председатель Совета финансовых директоров управляет деятельностью доверенных финансовых директоров, оказывает им методическую помощь. Он имеет право: представлять мэру-главе администрации города специалистов для назначения на должность доверенного финансового директора; в случае необходимости ходатайствовать об освобождении от этой должности; запрашивать необходимую информацию от малых предприятий; решать другие возникающие вопросы, связанные с обеспечением реализации проектов, полным и своевременным возвратом финансовых средств в бюджет.

Доверенные финансовые директора назначаются из числа должностных лиц и специалистов администрации города, работают на общественных началах и могут курировать одно или несколько малых предприятий.

3.7. Все финансовые отношения между кредитором и заемщиком, а также порядок возврата денежных средств в бюджет и во внебюджетный фонд оформляются соответствующим договором.

4. Обеспечение возврата кредита заемщиком

4.1. Возврат кредита заемщиком может обеспечиваться:

-прибылью, полученной от реализации проекта;

-залогом застрахованного имущества;

-поручительством;

-банковской гарантией.

4.2. В любом из отмеченных вариантов залог оформляется специальным договором при подписании кредитного договора между заемщиком и кредитором. Договор залога может быть без передачи либо с передачей заложенного имущества кредитору (залогодержателю).

Договор залога, заключенный без соблюдения правил, установленных пп. 2 и 3 ст. 339 ГК РФ, является недействительным и не имеет под собой юридической основы для своевременного и полного возврата кредита.

4.3. В случае неисполнения заемщиком условий кредитного договора в части своевременного возврата кредита требования кредитора удовлетворяются из стоимости заложенного имущества. Удовлетворение требований кредитора за счет заложенного недвижимого имущества допускается и без обращения в суд на основании нотариально удостоверенного соглашения заемщика с кредитором, заключенного после возникновения оснований для обращения взыскания на предмет залога.

При соответствующем решении кредитора реализация заложенного имущества, на которое обращено взыскание, производится путем продажи с публичных торгов в порядке, установленном законодательством.

4.4. Обеспечение возврата кредитных средств заемщиком может также обеспечиваться заключением договора поручительства, согласно которому поручитель обязуется перед кредитором заемщика отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или частично. Договор поручительства должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет его недействительность.

Заемщик и поручитель несут солидарную ответственность перед кредитором по обязательствам кредитного договора, включая уплату процентов возмещения судебных издержек по взысканию долга и других убытков кредитора, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств заемщиком.

4.5. При представлении заемщиком кредита банковской гарантии банк или иное кредитное учреждение, или страховая компания (гарант) дают официальное письменное обязательство уплатить кредитору заемщика в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлению кредитором письменного требования о ее уплате.

Банковская гарантия обеспечивает надлежащее исполнение заемщиком его обязательств перед кредитором, обязательство гаранта перед кредитором при этом ограничивается уплатой суммы, на которую выдана гарантия.

4.6. В случае неисполнения заемщиком обязательств по своевременному возврату кредитных средств кредитор вправе предъявить к заемщику требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания. В этом случае размер процентов определяется сложившейся в Саратове учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства. Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору в соответствии со ст. 395 ГК РФ.

 

Председатель комитета
по экономике
Ю. Петрунин

ЗАЯВКА
на предоставление финансовой поддержки

       Номер заявки___ Дата получения________ Рег.N в реестре МП____
       Наименование проекта ________________________________________
  __________________________________________________________________
  __________________________________________________________________
       Заявитель ___________________________________________________
  __________________________________________________________________
       Телефон для контакта, факс, адрес ___________________________
  __________________________________________________________________
       Содержание запроса:
       Заявитель __________________________ (наименование заявителя)
       настоящим обращается  с  просьбой  о  предоставлении  (ссуды,
  субсидии, гарантии, залога)______________________________ на сумму
  __________________________________________________________  рублей
  на срок ___________________________ месяцев.

Заявитель настоящим подтверждает и гарантирует, что вся информация, содержащаяся в Заявке и прилагаемых к ней документах, является подлинной и соответствует истинным фактам. Проставляя свою подпись, Заявитель тем самым подтверждает, что Заявитель ознакомлен с содержанием настоящей Заявки и полностью понимает ее.

  ___________________                        Дата __________________
  (подпись заявителя)

  М.П.
  __________________________________________________________________

       Заявку получил,
       Ф.И.О._______________________________________________________
       Должность_____________________________________
       Подпись_______________________________________ Дата__________

ПАСПОРТ ПРЕДПРИЯТИЯ

       Полное наименование__________________________________________
  __________________________________________________________________
       Сокращенное наименование_____________________________________
       Форма собственности__________________________________________
       Организационно-правовая форма________________________________
       Регистрационное свидетельство________________ Дата___________
       Юридический адрес____________________________________________
       Фактическое местонахождение__________________________________
       Район города_________________________________________________
       Телефон______________________________________________________
       Электронная почта____________________________________________
       Ф.И.О. руководителя__________________________________________
       Ф.И.О. главного бухгалтера___________________________________
       Перечень собственников предприятия   Доля в уставном капитале
       1.___________________________________________________________
       2.___________________________________________________________
       3.___________________________________________________________
       4.___________________________________________________________
       5.___________________________________________________________
       Наименование и  адреса  банков,  в  которых   открыты   счета
  Заявителя:
       в рублях_____________________________________________________
       в иностранной валюте_________________________________________
       Дата начала деятельности_____________________________________
       Размер уставного капитала____________________________________
       Стоимость основных фондов (по последнему балансу)____________
       Основные виды деятельности (по кодам Госкомстата)____________
       Основные виды деятельности (фактически,  к моменту реализации
  проекта)__________________________________________________________
       Среднесписочная численность  сотрудников  (к  моменту  начала
  реализации проекта,   включая   совместителей   и   работающих  по
  договорам гражданско-правового характера):
       всего________________________________________________________
       в том числе, совместители____________________________________
       в том числе, работающие по договорам граж.-прав. х-ра________
  __________________________________________________________________
       Подпись руководителя____________________

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

       Краткое содержание проекта
  __________________________________________________________________
  __________________________________________________________________
  __________________________________________________________________

       Наименование финансовой поддержки (ссуды, субсидии, гарантии):
  __________________________________________________________________
  __________________________________________________________________
  __________________________________________________________________

       Условия ссуды:
       Кредитор_____________________________________________________
       Заемщик______________________________________________________
       Сумма________________________________________________________
       Срок_________________________________________________________
       Проценты (ежемесячно, ежеквартально, одновременно с возвратом
  основной суммы долга)_____________________________________________
       Возврат основной суммы (поэтапно, единовременно)_____________
  __________________________________________________________________
  __________________________________________________________________

       Стадии реализации проекта:
       Содержание этапа           Дата начала         Дата окончания
       ____________________       _____________       ______________
       ____________________       _____________       ______________
       ____________________       _____________       ______________
       ____________________       _____________       ______________
       ____________________       _____________       ______________

       Дата достижения полной мощности______________________________
       Планируемый объем реализации по проекту, в тыс.рублей________
       Численность занятых за период реализации проекта_____________

Стоимость проекта:

  Направления расходования средств по проекту:  стоимость (тыс.руб.)
  1. Оборудование____________________________   ____________________
  2. Сырье___________________________________   ____________________
  3. Материалы_______________________________   ____________________
  4. Комплектующие___________________________   ____________________
  5.              ___________________________   ____________________
  6.              ___________________________   ____________________
  7.              ___________________________   ____________________
  8.              ___________________________   ____________________
  Итого:          ___________________________   ____________________

  Сумма, планируемая к получению из других источников, всего:_______
  в том числе:
  собственных источников -                             _____________
  банков -                                             _____________
  других источников -                                  _____________

Планируемая реализация за первый квартал по достижении полной

  производственной мощности:
  ------------------------------------------------------------------
   Наименование   ¦  Цена за ед.¦ Объем производства ¦Всего реал.
   товара/услуги  ¦             ¦ за квартал (в ед.) ¦за квартал
                  ¦             ¦                    ¦  (т.р.)
  ------------------------------------------------------------------
   1._______________________________________________________________
   2._______________________________________________________________
   3._______________________________________________________________
   4._______________________________________________________________
   5._______________________________________________________________
   Всего:___________________________________________________________

Планируемый расход сырья за первый квартал по достижении

  полной производственной мощности:
  ------------------------------------------------------------------
   Вид сырья/мат-ов ¦ Цена за ед.¦ Объем потребления  ¦   Общее
                    ¦            ¦ за квартал (в ед.) ¦потребление
                    ¦            ¦                    ¦ за квартал
                    ¦            ¦                    ¦   (т.р.)
  ------------------------------------------------------------------
   1._______________________________________________________________
   2._______________________________________________________________
   3._______________________________________________________________
   4._______________________________________________________________
   5._______________________________________________________________
   Всего:___________________________________________________________

Вид и сумма страхования, если таковое имеется, и наименование

  страховой компании:
  __________________________________________________________________
  __________________________________________________________________

       Налоговые льготы (если имеются, то какие и на какой срок):
  __________________________________________________________________

       Лицензии и  разрешения,  необходимые  для  реализации проекта
  (если имеются, то какие):_________________________________________

       "Ноу-хау", необходимые для реализации проекта (если  имеются,
  то какие):________________________________________________________

Рыночное положение предприятия:

       ПОСТАВЩИКИ:
  ------------------------------------------------------------------
   Важнейшие  ¦ Их доля в проц.  ¦ Форма   ¦ Условия ¦Срок
   поставщики ¦ ко всем закупкам ¦ оплаты  ¦ оплаты  ¦сотрудничества
  ------------------------------------------------------------------
  __________________________________________________________________
  __________________________________________________________________

       ПОКУПАТЕЛИ:
  ------------------------------------------------------------------
   Важнейшие  ¦ Наименование¦ Их доля ¦ Форма и  ¦ Срок
   покупатели ¦    реализ.  ¦ в проц. ¦ условия  ¦ сотрудничества
              ¦  продукции  ¦         ¦ оплаты   ¦
  ------------------------------------------------------------------
  __________________________________________________________________
  __________________________________________________________________

Рыночная ситуация (основные конкуренты, преимущества и

  недостатки их продукции, цены и т.д.):
  __________________________________________________________________
  __________________________________________________________________

       Дополнительные сведения по проекту:__________________________

ЛИЧНАЯ АНКЕТА РУКОВОДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ ЗАЯВИТЕЛЯ

       Перечень руководителей предприятия (Ф.И.О.,возраст):
       1.___________________________________________________________
       2.___________________________________________________________
       3.___________________________________________________________
       Образование и специальность каждого из руководителей:
       1.___________________________________________________________
       2.___________________________________________________________
       3.___________________________________________________________
       Предыдущая работа (дата начала\окончания,  место,  должность,
  последние 5 лет)
       1.___________________________________________________________
       2.___________________________________________________________
       3.___________________________________________________________
       Сообщите подробности,       если       занимаетесь       иной
  предпринимательской деятельностью:
       1.___________________________________________________________
       2.___________________________________________________________
       3.___________________________________________________________

КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОСТАВЛЕНИЮ БИЗНЕС-ПЛАНА

СТРУКТУРА БИЗНЕС-ПЛАНА

Бизнес-план должен содержать следующие разделы:

1. Исполнительное резюме (обзорный раздел).

2. Общее описание предприятия.

3. Продукция и услуги.

4. Маркетинг-план.

5. Производственный план.

6. График выполнения работ (календарный план).

7. Управление и организация.

8. Капитал и юридическая форма предприятия.

9. Финансовый план.

10. Оценка рисков.

10. Оценка рисков.

1. ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ РЕЗЮМЕ следует писать после завершения работы над бизнес-планом. По сути - это предельно сокращенная версия всего бизнес-плана. Объем его не должен превышать 2-3 страницы. Работая над резюме, необходимо помнить, что его главная функция - привлечь внимание инвестора к вашему проекту.

После предельно краткого описания предприятия следует изложить наиболее привлекательные моменты из всех основных разделов, акцентируя внимание на положительных аспектах предлагаемой бизнес-идеи. В резюме должен обязательно быть указан объем привлекаемых инвестиций или кредитных ресурсов и предполагаемый срок возврата затраченных средств.

2. ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ, в этом разделе необходимо отразить основные виды деятельности и характер предприятия, не вдаваясь при этом в детали, которые можно будет изложить в последующих разделах, и ответить на следующие вопросы:

- на какой стадии развития находится данный бизнес;

- является ли предприятие производственным, торговым или будет действовать в сфере услуг;

- что и как оно намерено предлагать клиентам;

- где оно расположено;

- в каких географических пределах оно намерено развиваться;

- каковы цели данного бизнеса.

Особое внимание следует уделить отличиям данного предприятия от других.

3. ПРОДУКЦИЯ И УСЛУГИ - основной задачей этого раздела является описание в сжатой форме характеристик товаров и услуг, предлагаемых данным бизнесом. Помимо физического описания продукции и услуг необходимо также остановиться на возможностях их использования и на их привлекательных сторонах. Кроме того, следует отразить степень готовности продукции и услуг к выходу на рынок. Если есть возможность, можно представить список экспертов или потребителей, которые знакомы с товаром или услугами и могут дать о них благоприятный отзыв.

4. МАРКЕТИНГ-ПЛАН - является одним из важнейших частей бизнес-плана. Цель данного раздела заключается в том, чтобы разъяснить, как предполагаемый бизнес намеревается воздействовать на рынок и реагировать на складывающуюся на нем обстановку, чтобы обеспечить сбыт товара. Маркетинг-план может быть представлен по-разному в зависимости от вида бизнеса и сложности рынка. Однако в любом бизнес-плане в том или ином виде должны быть отражены следующие аспекты маркетинг-плана:

- определение спроса и возможности рынка;

- анализ конкуренции и других факторов воздействия на развитие данного бизнеса;

- описание стратегии маркетинга данного предприятия (т.е. необходимо разъяснить, как предполагается использовать средства маркетинга, включая описание стратегии сбыта, рекламы и продвижения товара, ценообразования, стимулирования продаж и т.д.);

- результаты исследования рынка;

- прогнозы объемов продаж.

5. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН - здесь должно быть описано, как бизнес будет создавать свою продукцию и услуги. Необходимо ответить на следующие основные вопросы:

- каким будет общий подход к организации производства;

- какие источники сырья и материалов предполагается использовать;

- какие технологические процессы будут использованы;

- какое оборудование и какой мощности необходимо;

- каковы требования в отношении трудовых ресурсов (производственный персонал, инженерно-технический персонал, административный персонал, условия оплаты и стимулирования, условия труда, структура и состав подразделений, обучение персонала, предполагаемые изменения в структуре персонала по мере развития предприятия);

- желательно составить схему производственных потоков, на которой следует наглядно продемонстрировать, откуда и как будут поступать все виды сырья и комплектующих изделий, где и как они будут перерабатываться в готовую продукцию, как и куда эта продукция будет поставляться с предприятия. Аналогичную схему можно составить и для предприятий торговли и услуг, отразив на ней технологию предоставления услуг клиентам, начиная с обеспечения необходимыми материалами и инструментами.

6. ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ (КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН) - должен включать перечень основных этапов реализации проекта и потребности в финансовых ресурсах для их реализации. Планирование не обязательно осуществлять с привязкой к конкретным датам, планирование может быть, например, с указанием срока в днях, необходимого для реализации каждой стадии проекта, но с указанием на возможность параллельной реализации различных стадий.

7. УПРАВЛЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ - в этом разделе нужно коротко представить основных участников будущего предприятия (в данном случае речь идет о лицах, которым принадлежат ключевые роли в становлении ключевого бизнеса: предприниматель и его партнеры, инвесторы, члены совета директоров, занимающие ключевые посты сотрудники и т.д.). Затем целесообразно привести организационную схему будущего предприятия, показывающую внутренние связи и разделение ответственности в рамках организации. Вместо схемы или для ее дополнения можно привести пояснительный текст. Затем желательно объяснить, каким образом будет производиться подбор, подготовка и оплата сотрудников.

8. КАПИТАЛ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ФОРМА ПРЕДПРИЯТИЯ - здесь необходимо указать форму собственности и правовой статус предприятия. Затем необходимо описать требования предприятия в отношении капитала как в количественном выражении, так и сказать об источниках средств, имеющихся в настоящее время, и о тех, к которым предполагается прибегнуть в будущем. Особо следует указать, сколько денег сам предприниматель вложил или собирается вложить в предприятие.

9. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН - его цель заключается в том, чтобы сформулировать и представить детальную систему проектировок, отражающих ожидаемые финансовые результаты деятельности предприятия. При этом финансовый план не должен расходиться с материалами, представленными в остальных частях бизнес-плана. Для уже существующего бизнеса, имеющего намерение расширить свою деятельность, целесообразно показать финансовые данные за предыдущие годы. Необходимо также в ясной и сжатой форме изложить все предположения, которые стали основой представляемых проектировок. Можно рассмотреть в финансовом плане несколько возможных сценариев развития предприятия.

Желательно включить в финансовый план сразу несколько документов, а именно:

- прогноз объемов реализации;

- баланс денежных расходов и поступлений (т.е. проектировка потоков денежных средств);

- таблицу доходов и затрат (этот документ показывает, как будет формироваться и изменяться прибыль);

- прогнозируемый баланс активов и пассивов предприятия (структура этого документа соответствует структуре общепринятого отчетного баланса предприятия);

- график достижения безубыточности (показывает уровень продаж, необходимый для покрытия затрат при данном масштабе производства).

Могут быть подготовлены также дополнительные финансовые данные, отражающие вклад отдельных видов продукции и услуг в общие итоги деятельности предприятия.

Необходимо привести исходную информацию, на основе которой проводились финансовые расчеты. Она должна быть представлена в следующей форме:

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ФИНАНСОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ

  ------------------------------------------------------------------
   NN ¦Перечень планируемых   ¦ Длительность   ¦  Дата   ¦ Величина
   пп ¦затрат (этапы проекта) ¦ периода (дн.)  ¦ начала  ¦  затрат
  ------------------------------------------------------------------
  __________________________________________________________________
  __________________________________________________________________
  __________________________________________________________________

СБЫТ ПРОДУКЦИИ

  ------------------------------------------------------------------
   Наименование ¦ Единица ¦Цена за ед. ¦Объем продаж ¦Для достижения
     продукта   ¦измерения¦  без НДС   ¦в указ-х ед. ¦планируемого
                ¦         ¦            ¦изм. в мес.  ¦объема
                ¦         ¦            ¦реальный/    ¦потребуется
                ¦         ¦            ¦планир-й     ¦месяцев
  ------------------------------------------------------------------
  __________________________________________________________________
  __________________________________________________________________
  __________________________________________________________________

ЗАТРАТЫ НА ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ

  ------------------------------------------------------------------
   Список издержек на  ¦          ¦                 ¦
   упр-е, произ-во,    ¦  Сумма   ¦  Периодичность  ¦  Разовые
   маркетинг (аренда,  ¦          ¦     выплат      ¦  выплаты
   комм.платежи и др.) ¦          ¦                 ¦
  ------------------------------------------------------------------
  __________________________________________________________________
  __________________________________________________________________
  __________________________________________________________________

ПЛАН ПЕРСОНАЛА (ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ)

  ------------------------------------------------------------------
                     ¦ Количество  ¦ Месячный ¦ Период использования
   Список должностей ¦ работников  ¦   оклад  ¦ работников (с.. по
                     ¦             ¦          ¦             .. мес.)
  ------------------------------------------------------------------
  __________________________________________________________________
  __________________________________________________________________
  __________________________________________________________________

10. ОЦЕНКА РИСКОВ - в этом разделе требуется ориентировочно оценить, какие риски наиболее вероятны для проекта и во что они в случае их реализации могут обойтись. Ответ на вопрос "как минимизировать риски и возможные потери от них?" должен состоять из двух частей: описание организационных мер профилактики рисков и изложение программы самострахования или внешнего страхования.

В приложения включаются документы, которые могут служить подтверждением или более подробным объяснением сведений, представленных в бизнес-плане. К таковым могут относиться следующие:

- автобиографии руководителей предприятия или проекта, подтверждающие их компетенцию и опыт работы;

- результаты маркетинговых исследований;

- заключения аудиторов;

- фотографии образцов продукции;

- подробные технические характеристики продукции;

- план предприятия;

- гарантийные письма или контракты с поставщиками и потребителями продукции;

- договоры аренды, найма, лицензионные соглашения;

- заключения служб государственного надзора по вопросам экологии и безопасности;

- статьи из журналов и газет о деятельности предприятия или о предлагаемом к производству продукте;

- отзывы авторитетных организаций и др.

Об утверждении Положения "О порядке финансирования программ и проектов развития и поддержки малого предпринимательства в г.Саратове"

Название документа: Об утверждении Положения "О порядке финансирования программ и проектов развития и поддержки малого предпринимательства в г.Саратове"

Номер документа: 6

Вид документа: Постановление Главы муниципального образования "Город Саратов" Саратовской области

Принявший орган: Глава муниципального образования "Город Саратов" Саратовской области

Статус: Действующий

Опубликован: Саратовские вести 20.01.1997, N 1450
Дата принятия: 06 января 1997