• Текст документа
  • Статус
Поиск в тексте
Действующий


АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА САРАТОВА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                       

18.11.1996 N 884

Об утверждении "Правил обращения с отходами на территории г. Саратова"

С целью совершенствования работы по контролю за обращением с отходами на территории г. Саратова и во исполнение нормативных документов Минприроды РФ

                        

П О С Т А Н О В Л Я Ю :

1. Утвердить "Правила обращения с отходами на территории г.Саратова" и ввести их в действие с 1.01.1997 г. (прилагаются).

2. Считать утратившим силу постановление администрации города от 22.02.94г. N 123 "О лицензировании природопользования на территории г. Саратова" с 1.01.97 г.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов (Балахнин А.И.).

Мэр - глава администрации
города Саратова
Ю.Н. Аксёненко

Приложение
к постановлению администрации г.Саратова
N 884 от 18.11.96 г.

Правила обращения с отходами на территории г. Саратова

1. Общие положения.

1.1 Настоящий документ разработан на основе следующих нормативных и законодательных актов:

- Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды",

- постановление Правительства РФ от 03.08.1992г.N545"Порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду,лимитов использования природных ресурсов и размещения отходов",

- "Временные правила охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в РФ" Минприроды от 11.07.95 г. N 01-11/29-2002.

1.2 Правила обращения с отходами распространяются на предприятия, организации, учреждения, другие юридические лица, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, на физических лиц, а также на иностранных юридических и физических лиц (далее именуемых "природопользователи"), осуществляющих любые виды деятельности,в результате которой образуются, используются, обезвреживаются, складируются и захораниваются отходы производства и потребления, за исключением радиоактивных.

1.3 Правила предназначены для регулирования отношений между исполнительными органами власти, природопользователями и специально уполномоченными государственными органами по охране окружающей среды и распространяются на все виды деятельности, связанные с образованием, сбором, хранением, переработкой, транспортировкой и обезвреживанием (захоронением) отходов производства и потребления (далее-обращением с отходами).

1.4 Правила обязательны для использования в деятельности природопользователей и специально уполномоченных органов по охране окружающей среды.

1.5 Специализированные предприятия, основная производственная деятельность которых связана с размещением, переработкой и обезвреживанием отходов, также являются природопользователями, и на них распространяются требования всех нормативных документов, действующих в сфере обращения с отходами.

2. Основные экологические требования в сфере обращения с отходами.

2.1 Природопользователи при обращении с отходами должны принимать надлежащие меры по охране окружающей среды и сбережению природных ресурсов, соблюдать соответствующие экологические, санитарные и технологические нормы и правила.

2.2 Деятельность природопользователей должна быть направлена на сокращение объемов образования отходов, внедрение безотходных технологий, максимальное использование отходов для производства продукции.

2.3 Природопользователи обязаны:

-проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения,

-разрабатывать и согласовывать в компетентных органах охраны природы лимиты размещения отходов в природной среде,

-вести первичный учет образования и размещения отходов,

-проводить раздельный сбор, складирование (хранение) образующихся отходов по видам, классам опасности и другим признакам с целью обеспечения их максимального использования, переработки и оптимального размещения,

-осуществлять размещение отходов только по разрешению, выдаваемому специально уполномоченными органами по охране окружающей среды,

-обеспечивать соблюдение установленных норм (лимитов) предельного размещения отходов,

-представлять ежегодный отчет "Об образовании и удалении токсичных отходов" по форме 2тп-(токсичные отходы) в территориальные органы Минприроды РФ.

2.4 Образование, сбор, хранение, первичная обработка отходов являются неотъемлемой составной частью технологических процессов, в ходе которых они образуются, и должны быть отражены в технологических регламентах и другой нормативно-технической документации.

2.5 Места складирования отходов на территории предприятия, их границы (площадь, объемы), обустройство, а также должностные лица, ответственные за их эксплуатацию, определяются приказом руководителя.

2.6 Транспортировка отходов должна осуществляться способами, исключающими их потери, создание аварийных ситуаций, причинение вреда окружающей природной среде, здоровью людей, хозяйственным и иным объектам.

2.7 Определение класса опасности отходов, образующихся и используемых на предприятии, входит в обязанность природопользователя.

2.8 Передача или прием отходов от одного природопользователя другому с целью их использования или обезвреживания может осуществляться только при наличии соответствующего разрешения на размещение отходов.

2.9 На основании постановления Правительства РФ от 03.08.92 N 545 лимиты размещения отходов устанавливают объемы их складирования (захоронения), место размещения отходов, предельные размеры выделяемой для складирования площади, способы и условия хранения отходов, другие показатели, связанные с предотвращением или ограничением отрицательного влияния отходов на состояние окружающей природной среды.

2.10 Лимиты размещения технологических отходов устанавливаются из расчета технологически обоснованных норм образования отходов, расхода сырья и материалов с учетом планируемого объема выпуска продукции за вычетом объема отходов, используемых в качестве сырья или материалов.

2.11 К сверхлимитным объемам размещения отходов относятся:

-сверхнормативные количества неиспользуемых отходов,

-объемы образования некондиционной продукции, непредусмотренные технологическими регламентами и нормативами,

-отходы, не указанные в инвентаризации и отходов,

-отходы, размещаемые без оформленного в установленном порядке разрешения,

-отходы, размещаемые на объектах, не имеющих лицензии на прием и захоронение (хранение) отходов.

3. Инвентаризация отходов и установление лимитов размещения отходов в природной среде

3.1 Инвентаризация источников образования отходов и объектов их размещения обязательна для всех предприятий г.Саратова независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

3.2 Инвентаризация проводится силами самих природопользователей или компетентными организациями в строгом соответствии с требованиями "Временных методических рекомендаций по проведению инвентаризации отходов и объектов их размещения на предприятиях г.Саратова для установления лимитов размещения отходов в природной среде".

3.3 Основной целью проведения инвентаризации отходов и объектов их размещения является получение достоверных данных:

-о номенклатуре образующихся на предприятии отходов,

-об объемах и нормах образования отходов,

-о свойствах отходов,

-о характеристиках объектов их размещения.

3.4 Информация, содержащаяся в томе инвентаризации отходов предназначается для решения следующих природоохранных задач:

-определение класса опасности отходов и оценка их влияния на окружающую среду,

-разработка и согласование проекта лимитов размещения отходов в природной среде и выдача соответствующих разрешений в виде специальных лицензий или в составе лицензий на комплексное природопользование,

-определение размеров платы в экологические фонды за размещение отходов в природной среде,

-определение оптимальных способов размещения и удаления отходов,


-организация контроля за обращением с отходами,

-оценка экологических характеристик используемого на предприятии оборудования,

-оценка эффективности использования сырьевых ресурсов, материалов, включая ВМР,

-разработка и реализация мероприятий по уменьшению объемов образующихся отходов и оптимизации способов их размещения.

3.5 Материалы инвентаризации оформляются в том инвентаризации отходов в двух экземплярах, подписываются руководителем предприятия, согласовываются с органами санитарно-эпидемиологичекого надзора и утверждаются комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов г.Саратова.

3.6 Согласование тома инвентаризации отходов органами санитарно-эпидемиологического надзора проводится по классу опасности отходов и способам их безопасного для персонала хранения и удаления.

Для отходов, указанных в нормативном документе "Предельное количество промышленных токсичных отходов, допускаемое для складирования на полигонах ТВО" N 3897-85, согласование может быть проведено в городском или районных ЦГСЭН, для других видов отходов - в ОблЦГСЭН.

3.7 Срок рассмотрения и согласования документации с органами санитарно-эпидемиологического надзора - 2 недели. По особо крупным объектам срок согласования может быть увеличен до 1 месяца.

3.8 Рассмотрение и согласование тома инвентаризации отходов в комитете охраны окружающей среды и природных ресурсов г.Саратова проводится в течение одного месяца. По особо крупным объектам срок может быть продлен до двух месяцев.
Замечания по тому инвентаризации выдаются в письменном виде. Срок доработки тома - один месяц, срок вторичного рассмотрения - две недели.

При вторичном отклонении от согласования материалы инвентаризации могут быть направлены по согласованию сторон на экологическую экспертизу.

Утверждение тома инвентаризации отходов осуществляется подписью председателя и печатью Горкомприроды на титульном листе с определением срока действия без выдачи заключения.

3.9 Срок действия тома инвентаризации отходов определяется Горкомприроды при его утверждении, но не может превышать пяти лет, включая год разработки.

3.10 Том инвентаризации отходов подлежит корректировке и переработке в следующих случаях:

-при установлении несоответствия данных тома фактическим объемам и видам образующихся отходов,

-в случае реконструкции предприятия или изменения технологии.

3.11 По данным согласованного тома инвентаризации отходов и объектов их размещения природопользователи обязаны разработать и представить на согласование в Горкомприроды "Проект лимитов размещения отходов в природной среде".

3.12 Разработка "Проекта лимитов" должна проводиться в строгом соответствии с "Временными методическими рекомендациями по разработке проекта лимитов размещения отходов в природной среде".

3.13 Порядок прохождения, рассмотрения и согласования "Проекта лимитов" такой же, как и тома инвентаризации отходов.

4. Первичный учет и контроль в сфере обращения с отходами

4.1 В соответствии с требованиями нормативного документа Минприроды РФ "Временные правила охраны окружающей среды от отходов производства и потребления" природопользователи обязаны вести постоянный первичный учет наличия, образования, поставок, использования и размещения всех видов отходов, образующихся на предприятии и завозимых со стороны.

При наличии жилого сектора на балансе предприятия необходимо вести раздельный учет твердых бытовых отходов, образующихся от него и в процессе производственной деятельности.

4.2 Система первичного учета должна быть оформлена в виде официального документа (инструкции, стандарта, приказа, распоряжения и т.д.) и утверждена руководителем предприятия. Она должна включать в себя документальный учет:

-образования отходов в подразделениях (цехах, участках и т.д.),

-передачи и приема отходов меду подразделениями, в том числе на площадки временного складирования (хранения), в хранилища, накопители и пр.,

-вторичного использования отходов в основных технологиях или производстве дополнительной продукции с разработкой необходимой технологической документации,

-сдачи, продажи или получения отходов сторонними организациями,

-обезвреживания отходов на предприятии,

-вызова отходов на свалки и полигоны.

5. Основные правила размещения отходов

5.1 Размещение отходов в природной среде может осуществляться следующими способами:

Хранение в:

-оборудованных хранилищах,

-шламонакопителях, отвалах, хвостохранилищах и пр.,

-площадках временного хранения (складирования),

-закрытых стационарных и временных складах.

Захоронение на:

-полигонах токсичных промышленных отходов,

-полигонах твердых бытовых отходов (ТВО),

-полигонах предприятий,

-санкционированных свалках.

Применение отходов для отсыпки подъездных путей и планировки территории рассматривается как вторичное использование.

Захоронение отходов на санкционированных свалках является временной мерой до проектирования и ввода в строй полигонов, обеспечивающих надлежащую защиту окружающей среды.

5.2 Все отходы, являющиеся вторичными материальными ресурсами (ВМР), подлежит обязательной сдаче в соответствующие заготовительные организации с оформлением подтверждающих документов.Разрешение на их размещение на свалках и полигонах для захоронения может быть выдано только при наличии у природопользователя заключения о несоответствии их условиям приема (сдачи), выданного организацией, принимающей отходы.

5.3 Неутилизируемые малотоксичные отходы 3-4 классов опасности в соответствии с нормативным документом N 3897-85 "Предельное количество токсических промышленных отходов, допускаемое для складирования на полигонах твердых бытовых отходов" могут размещаться на полигонах (санкционированных свалках) ТВО.

5.4 Некоторые виды токсичных отходов по разрешению Горкомприроды должны сдаваться природопользователями специализированным организациям для обезвреживания с внесением платы на их счета, компенсирующей по обработке отходов.

5.5 Остальные виды токсичных отходов, для которых в условиях отсутствия полигона промотходов нет централизованного способа размещения, предприятия обязаны временно хранить в специально оборудованных хранилищах по разрешению Горкомприроды и согласованию с органами санэпиднадзора.

5.6 Сжигание всех видов отходов без специального оборудования, обеспечивающего очистку выбросов до установленных норм, на основании ст. 38 "Закона об охране атмосферного воздуха" категорически запрещено.

5.7 В случае захоронения отходов в недра природопользователи обязаны получить в Волгогеолкоме лицензию на использование недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.

5.8 Не допускается размещение опасных отходов на территории в границах и менее 3 км. от границы городов и населенных пунктов, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных зонах и зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, а также в районах развития геотектонических структур, образований и процессов. Запрещается сброс отходов в водоемы общего пользования, подземные водоносные горизонты.

6. Требования к объектам размещения отходов

6.1 Объекты для длительного размещения многотоннажных производственных отходов (шламонакопители, отвалы, хвостохранилища и т.п.) и полигоны по захоронению отходов, в т.ч. ТВО, должны быть обустроены и эксплуатироваться в соответствии с проектами, прошедшими государственную экологическую экспертизу.

6.2 Места (объекты) складирования отходов на территории предприятия, их границы (площадь, вместимость), обустройство и должностные лица, ответственные за эксплуатацию, определяются приказом руководителя.

6.3 Места складирования отходов должны быть оборудованы и обустроены в соответствии с требованиями соответствующих ГОСТ-ов, СНиП-са, санитарных норм и правил.

6.4 Владельцы объектов захоронения отходов (полигонов,свалок и т.д.) обязаны:

-заключать договора и принимать отходы на размещение (захоронение) только при наличии у природопользователей соответствующего разрешения, выданного специально уполномоченным органом по охране окружающей среды Минприроды РФ,

-проводить выборочный контроль соответствия состава и количества вывозимых отходов, данным, указанным в разрешении на размещение отходов,

-вести журнал учета специальной формы (приложение 2) количества и видов отходов, принятых от природопользователей для размещения,

-выписку из журнала учета ежеквартально представить в территориальный орган Минприроды,

-при превышении природопользователем лимитов размещения отходов в месячный срок подавать сведения в территориальный орган Минприроды.

6.5 На каждую партию вывозимых на полигон (свалку) производственных отходов предприятие должно оформлять справку установленной формы (приложение 3). Справка, подписанная представителем предприятия, сдающего отходы, и мастером полигона, хранится в делах полигона. Справка имеет контрольный талон, удостоверяющий факт сдачи отходов на полигон. Контрольный талон со штампом полигона хранится на предприятии.

6.6 Природопользователь несет ответственность за соответствие состава и количества фактически размещаемых отходов, указанным в размещении и в договоре с владельцем полигона.

6.7 Регистрация фактов самовольного размещения отходов в несанкционированных местах ведется территориальным органом Минприроды в специальном журнале. Количество отходов, обнаруженных размещенными в несанкционированных местах, определяется расчетно или инструментальным замером.

7. Требования к технологиям по переработке (обезвреживанию) отходов.

7.1 При разработке технологий и производств по переработке и обезвреживанию отходов, выпуску новой продукции из отходов, в т.ч. товаров народного потребления, природопользователи должны руководствоваться следующими нормативными документами:

-Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды",

-Закон РФ "О сертификации товаров и услуг",

-СНиП 1.02.01-85 "Инструкция о составе, порядке разработки и утверждения проектно-сметной документации на строительство зданий, предприятий и сооружений",

-Приказ М.З.РСФСР от 14.02.92 N 22 "О совершенствовании государственного санитарного надзора за новой продукцией и технологией ее изготовления",

-Постановление ГК СЭН РСФСР от 24.04.92 N 4 "О регистрации продукции органами государственной санитарно-эпидемиологической службы России".

7.2 В соответствии с требованиями, изложенными в указанных документах, на каждую технологию, установку, производство должен быть разработан в полном объеме технологический процесс, включая раздел "Охрана окружающей среды".

7.3 Разработанная технологическая документация должна быть согласована с ОблЦГСЭН и иметь положительное заключение экологической экспертизы.

7.4 На продукцию, изготавливаемую из отходов и поступающую на рынок в качестве товара, должен быть разработан паспорт безопасности в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50587-93 "Паспорт безопасности вещества (материала).

7.5 Предприятия, занимающиеся централизованным приемом отходов производства и потребления для их обезвреживания, переработки или размещения, в соответствии с Постановлением правительства РФ от 26.02.96 N 168 "Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды" должны получить лицензию на соответствующий вид деятельности в территориальном органе Минприроды РФ, и заключить договор на комплексное природопользование с Администрацией г.Саратова.

8. Порядок выдачи разрешений на размещение отходов и на объекты их хранения (захоронения)

8.1 Общие положения.

8.1.1 Каждый природопользователь обязан размещать свои отходы только по разрешению, выдаваемому территориальным органом Минприроды РФ и оформляемому в соответствии с требованиями данной инструкции, за исключением захоронения отходов в недра и размещения радиоактивных отходов.

8.1.2 Для предприятий, заключающих договор на комплексное природопользование, разрешение оформляется как обязательное приложение к лицензии на комплексное природопользование.

Для всех остальных предприятий разрешение оформляется как самостоятельный документ установленной формы.

8.1.3 Разрешения и лицензии выдаются территориальным органом Минприроды, в ведении которого находятся предприятие и объект размещения отходов. Если отходы размещаются на объекте, подконтрольном другому территориальному органу охраны природы, то последний в обязательном порядке осуществляет согласование выдаваемого разрешения.

8.1.4 Аннулирование разрешений на захоронение (хранение) отходов осуществляется решением органа охраны природы, выдавшего данный документ, или вышестоящего органа контрольно-инспекционной системы Минприроды РФ в случаях загрязнения окружающей природной среды свыше допустимых норм, нарушения правил эксплуатации или выхода из строя объектов размещения отходов.

8.1.5 Разрешение или запрет на размещение отходов выдаются предприятию не позднее, чем в месячный срок с момента поступления всех документов (комплекта заявки). По особо крупным объектам (в отдельных случаях) срок может быть продлен до двух месяцев.

8.1.6 Все выдаваемые лицензии и разрешения составляются в двух экземплярах и должны иметь порядковый номер. Их выдача регистрируется в специальном журнале. Один экземпляр выдается природопользователю, другой хранится в территориальном органе Минприроды, выдавшем разрешение.

8.2 Регламентирование деятельности объектов, на которых осуществляется размещение отходов.

8.2.1 Все предприятия, принимающие отходы для размещения (свалки, полигоны ТБО, полигоны промотходов и т.д.), должны в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.02.1996г. N168 иметь лицензию на вид деятельности, оформить в Горкомприроды лицензию на комплексное природопользование и заключить договор на комплексное природопользование с администрацией г.Саратова.

8.2.2. Предприятия, размещающие свои отходы на полигонах (собственных или арендованных), хранилищах, накопителях, площадках временного хранения и других объектах, должны иметь разрешение установленной формы на их эксплуатацию (использование), являющееся неотъемлемой составной частью разрешения на размещение отходов.

8.2.3. Указанное разрешение выдается Горкомприроды г.Саратова на срок до пяти лет по данным разделов 8 и 9 согласованного "Тома инвентаризации источников образования отходов и объектов их размещения".

8.2.4. На период разработки тома инвентаризации для получения такого разрешения природопользователь должен подать в комитет заявку произвольной формы, план-схему расположения объектов размещения отходов на территории предприятия и их характеристики по установленной форме. Документы должны иметь согласование органов санитарно-эпидемиологического надзора.

8.2.5. В отдельных случаях (по особо крупным объектам) комитет для выдачи разрешения на эксплуатацию объектов может затребовать от природопользователя проект на объект размещения отходов, заключение экологической экспертизы, заключение Саратовской гидрогеологической экспедиции о влиянии объекта на подземные воды и геологическую среду.

8.3. Порядок выдачи природопользователям разрешения на размещение отходов.

8.3.1. Разрешение на размещение отходов, отражающее только объемы и способы размещения отходов, выдается природопользователю сроком на один календарный год в пределах лимитов, установленных в согласованном "Проекте лимитов размещения отходов в природной среде".

8.3.2. Для получения разрешения на размещение отходов природопользователь должен представить в Комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов г.Саратова заявку установленной формы (приложение 4).

8.3.3. В разрешении указываются полный годовой объем размещения отходов и объем в пределах установленных лимитов.

8.3.4. При поступлении полного комплекта материалов заявки на получение разрешения в комитет до начала календарного года, на который оформляется разрешение, оно выдается на весь объем размещаемых отходов в пределах установленных лимитов.

8.3.5. Начало действия разрешения на текущий год устанавливается с даты поступления в комитет полного комплекта материалов заявки. При этом объемы размещения отходов в пределах установленных лимитов сокращаются по сравнению с общими объемами пропорционально периоду действия разрешения.

Пример: При поступлении заявки в мае текущего года на размещение 10 т отходов общий объем размещения составит 10 т, а объем в пределах лимита будет равен 10*(12-5):12-5,83 т.

8.3.6. Заполнение заявки проводится следующим образом: в графе 2 приводится полное наименование отхода, в графе 3 указывается класс опасности, в графе 4 - физико-химические характеристики (агрегатное состояние и пожаровзрывоопасность), в графе 5 - планируемый способ размещения в соответствии с приложением 4 настоящей инструкции, в графе 6 - номер разрешения (лицензии) объекта размещения отходов, в графе 7 - рассчитанный объем размещения отходов полный и в пределах установленного лимита, в графе 8 - номер приложения к заявке с расчетами объемов образования и размещения отходов.

8.3.7. В приложении к заявке для каждого вида отходов приводится:

- укрупненный расчет годового объема его образования на основе соответствующих нормативно-технологических документов и планируемого объема производства продукции или выполнения работ (предоставления услуг);

- обоснование необходимости захоронения (хранения) отходов с заключением ведущих отраслевых НИИ, КБ и других компетентных организаций об отсутствии технологий обезвреживания или переработки отхода;

- мероприятия по снижению количества образующихся отходов, понижению их класса опасности, оптимизации способов размещения.

8.3.8. Для отходов, являющихся вторичными ресурсами, при планировании их захоронения на свалках необходимо представить справку из соответствующей заготовительной организации системы вторресурсов о несоответствии отходов условиям сдачи (приема).

8.3.9. Для получения разрешения на использование инертных отходов строительного производства (бетон, кирпич) при планировке и отсыпке территории и подъездных путей в заявке необходимо указать номенклатуру отходов, годовое количество их размещения, план отсыпаемой территории и представить заключение специалистов сектора водных ресурсов отдела нормирования и сектора природных объектов и особо охраняемых территорий госинспекции Горкомприроды.

При использовании для планировки территорий других видов отходов необходимо привести их химический состав, физико-химические характеристики, класс опасности и согласовать их использование с органами санитарно-эпидемиологического надзора.

8.3.10. Материалы заявки должны быть согласованы:

- с городским или районными центрами санитарно-эпидемиологического надзора для отходов, перечисленных в нормативном документе Минздрава N 3897-85;

- с областным ЦГСЭН - для других видов отходов.

8.3.11. При размещении отходов 1 и 2 класса вне полигона токсичных промышленных отходов необходимо положительное заключение экологической экспертизы.

8.3.12. Если заявляемые объемы и способы размещения отходов строго соответствуют данным, приведенным в согласованном томе инвентаризации отходов, то вместо изложения сведений в соответствии с требованиями пунктов 8.3.7 - 8.3.10 в графе 8 заявки необходимо сделать ссылки на соответствующие разделы тома инвентаризации отходов.

8.3.13. Для продления разрешения на размещение отходов без изменения их объемов и способов размещения природопользователю необходимо подать в Горкомприроды заявку в установленные сроки (см. пункты 8.3.4 и 8.3.5 настоящего раздела).

9. Требования к отчетности природопользователей

9.1. Все природопользователи, стоящие на учете в Горкомприроды, обязаны ежегодно представлять в комитет годовые отчеты об образовании и размещении отходов по форме госстатотчетности 2-ТП (токсичные отходы) с обязательным приложением пояснительной записки, оформляемой в виде таблицы по форме N 1 (приложение 5), уточняющей объемы и способы размещения отходов в соответствии с действующей системой платежей за размещение отходов в экологический фонд.

9.2. К отчету в обязательном порядке прилагается справка о ходе выполнения мероприятий по уменьшению объемов образования отходов и оптимизации способов их размещения, подписанная руководителем предприятия.

9.3. Отчет по форме 2-ТП (токсичные отходы) заполняется в 4-х экземплярах в соответствии с требованиями действующей инструкции.После согласования в Госкомприроды один экземпляр остается в комитете, второй направляется в Облстатуправление, третий- вышестоящему органу, четвертый хранится на предприятии.

9.4. Отчеты об объемах (количествах) образования отходов и способах их размещения составляются на основании первичной отчетно-учетной документации и приходно-расходных документов (приходно-расчетные ордера, акты о приемке материалов,накладные на отпуск веществ и материалов, документы на вывоз отходов с предприятия , договора на сдачу и продажу, технологическая документация на вторичное использование или обезвреживание и уничтожение отходов ) и подтверждаются ссылками на их номера в форме 1.

При отсутствии форм первичного учета отчет составляется на основании расчетов по материальному балансу и другим данным.

Все сведения о количестве отходов указываются в отчетах в тоннах с точностью до третьего знака после запятой.

9.5. При необходимости комитет имеет право требовать представления соответствующих документов, подтверждающих отчетные данные.

9.6. В отчетах необходимо указать все виды отходов, образующихся на предприятии:

- вторичные ресурсы,

- технологические отходы, включая брак, некондиционную продукцию, побочные и попутные продукты,

- отходы, образовавшиеся в процессе очистки отходящих газов и сточных вод на соответствующих установках и сооружениях,

- отработанные обезжиривающие, травильные и рабочие концентрированные растворы гальванических производств и производств печатных плат,

- отходы потребления, образовавшиеся в процессе производственной деятельности предприятия, включая производственный, бытовой мусор, смет с территории и т.д.

В форме N1 отдельно указываются твердые бытовые отходы, образовавшиеся на предприятии, и ТБО от жилого сектора.

9.7. В отчетах не учитываются вредные вещества, являющиеся готовой продукцией, полуфабрикатами, токсичные отходы, поступившие в воду и воздух, и учтенные в статотчетах 2-ТП (воздух) и 2-ТП (водхоз).

9.8. Бланки отчета и пояснительной записки подписываются руководителем предприятия, который несет ответственность за правильность составления отчетов и своевременное их представление в установленной форме в соответствующие адреса.

9.9. Бланки формы 2-ТП (токсичные отходы) распространяются областным управлением статистики, форма N1 выдается комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов г.Саратова. При необходимости предприятия обязаны размножать необходимое количество бланков своими силами.

9.10. В Горкомприроды отчеты визируются госинспекцией и принимаюся к рассмотрению и согласованию отделом нормирования загрязнения окружающей среды.

9.11. Для первичного рассмотрения и проверки отчеты должны быть представлены в Горкомприроды за месяц до окончательного срока их сдачи. Через неделю комитет возвращает отчеты с замечаниями для доработки и уточнения или для заполнения чистовых бланков. Срок доработки отчетов - одна неделя. Затем отчеты повторно представляются в комитет для окончательного рассмотрения и согласования.

9.12. Все отчеты в соответствии с требованиями инструкции Госкомстата должны быть представлены не позднее 20 января следующего за отчетным года.

9.13. Порядок составления пояснительной записки по форме N1:

В графе 1 указывается порядковый номер. Заполнение формы начинается с отходов первого класса опасности, затем указываютсяотходы второго класса опасности и т.д.

В графе 2 приводится полное наименование отхода. Для отходов производства указывается технологический процесс, в ходе которого они образуются.

В графе 3 указывается класс опасности отходов.

В графе 4 - все накопленное количество отходов на начало отчетного года на территории предприятия и за его пределами: в накопителях, складах, хранилищах, на промплощадке и т.д.

В графе 5 - количество отходов, образовавшееся на предприятии за отчетный год.

В графе 6 - количество отходов, поступивших от других предприятий для переработки, захоронения или уничтожения с указанием соответствующих документов.

В графе 7 - количество отходов, вторично использованных на предприятии в основных или вспомогательных технологиях, в том числе при производстве товаров народного потребления, с указанием номеров технологических регламентов, инструкций и т.д.

В графе 8 - количество отходов, полностью обезвреженных на предприятии, в том числе сожженных, с указанием номеров технологической документации актов уничтожения.

В графе 9 - количество отходов, переданных другим предприятиям, с указанием номеров договоров, накладных, актов и других документов, подтверждающих факт их передачи.

В графе 10 - количество отходов, захороненных на полигонах предприятия (предприятий).

В графе 11 - количество отходов, размещенных в местах долговременного хранения отходов шламонакопителях, отвалах, могильниках и т.д.)

В графе 12 - количество отходов, направленных на санкционированные свалки и полигоны твердых бытовых отходов, с приложением копий платежных поручений за приобретение талонов или за оплату услуг специализированных предприятий по вывозу отходов.

В графе 13 - количество отходов, размещенных в местах неорганизованного складирования, на несанкционированных свалках с указанием места их расположения.

В графе 14 - количество отходов, направленных на хранение (складирование) на промплощадке предприятия.

В графе 15 - наличие отходов на предприятии на конец отчетного года.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Термины и определения

Отходы - отходы производства и потребления, образующиеся в народном хозяйстве и в процессе жизнедеятельности людей.

Отходы производства - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, образовавшиеся при производстве продукции или выполнении работ и услуг и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства, вновь образующиеся в процессе производства попутные вещества, не находящие применения. В отходы производства включаются вмещающие и вскрышные породы, образующиеся при добыче полезных ископаемых, побочные и попутные продукты, отходы сельского хозяйства.

Отходы потребления - изделия и материалы, утратившие свои потребительские свойства в результате физического или морального износа. К отходам потребления относятся твердые бытовые отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности людей.

Опасные отходы - отходы, содержащие в своем составе вещества,которые обладают одним из опасных свойств (токсичность, инфекционность, взрывчатость, огнеопасность, высокая реакционная способность и т.д.) и присутствуют в таком количестве и в таком виде, что представляют непосредственную или потенциальную опасность для здоровья людей или окружающей среды как самостоятельно, так и при вступлении в контакт с другими веществами, либо с окружающей средой.

Обращение с отходами - все виды деятельности, связанные с образованием, сбором, хранением, использованием, обезвреживанием, транспортировкой и захоронением отходов.

Размещение (удаление) отходов - любая операция по хранению и захоронению отходов.

Временное накопление отходов на промплощадке - хранение отходов на территории предприятия в специально обустроенных для этих целей местах до момента их использования в последующем технологическом цикле или отправки на переработку на другое предприятие или на объект для размещения отходов.

Хранение (складирование) отходов - изоляция с учетом временной нейтрализации отходов, направленная на снижение опасности для окружающей среды. Для хранения устанавливается срок нахождения отходов в местах складирования.

Захоронение отходов - изоляция отходов, направленная на исключение попадания загрязняющих веществ в окружающую среду и исключающая возможность их дальнейшего использования.

Использование отходов - вовлечение отходов в хозяйственный оборот в целях получения различных видов продукции (работ) путем их переработки или непосредственно.

Неиспользуемые отходы - вторичные материальные ресурсы, для которых в настоящее время отсутствуют условия использования.

Объект размещения отходов - полигоны, санкционированные свалки, шламонакопители, отвалы и т.д., а также специально оборудованные места для хранения отходов.

Полигон по обезвреживанию промышленных и бытовых отходов сооружения для размещения промышленных и бытовых отходов, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с проектами.

Санкционированные свалки - разрешенные органами исполнительной власти территории (существующие площадки) для размещения промышленных и бытовых отходов, но не обустроенные в соответствии с требованиями СНиП. Являются временными и подлежат обустройству в соответствии с указанными требованиями или закрытию в сроки, необходимые для проектирования и строительства полигонов, отвечающих требованиям СНиП.

Несанкционированные места размещения отходов - территории, не предназначенные для размещения отходов.

Шламонакопители, хвостохранилища - сооружения, для хранения хвостов обогащения полезных ископаемых, осадков очистных установок, сточных вод, шламов, шлаков, зол, илов и т.п., жидких, пастообразных или твердых отходов, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с проектами.

Отвалы, террикомы - искусственная насыпь из отвальных грунтов или некондиционных полезных ископаемых, промышленных, бытовых отходов.

Могильник отходов - сооружение для бессрочного захоронения отходов.

Лимит размещения отходов - предельное количество отходов, которое допускается размещать на предназначенных для этого объектах в установленный период времени, и не нарушающее экологическое равновесие природных сред.

Разрешение на размещение отходов - устанавливает массу (объем) размещения отходов на конкретных объектах, сроки хранения и другие условия, обеспечивающие охрану окружающей среды и здоровья человека, с учетом утвержденных лимитов и характеристик объектов размещения отходов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Журнал учета отходов, поступивших на объект для размещения

  ------------------------------------------------------------------
  NN¦Наименование¦Наименован.¦  Масса    ¦Объем ¦ Дата ¦  Способ
    ¦предприятия ¦ отходов   ¦поступивших¦посту-¦посту-¦обезврежи-
    ¦организации)¦           ¦ отходов   ¦пления¦пления¦вания,захо-
    ¦ владельца  ¦           ¦   (т)     ¦      ¦      ¦ронения или
    ¦  отходов   ¦           ¦           ¦      ¦      ¦складирова-
    ¦            ¦           ¦           ¦      ¦      ¦   ния
  ------------------------------------------------------------------

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Справка о производственных отходах, направляемых на полигоны ТБО

Регистрационный N ____________

       Наименование предприятия       (организации),        сдающего
  отходы:___________________________________________________________
  Дата отправления _____________ N автомашины ______________________
  Договор со СпецАТХ N _____________________________________________
  Наименование видов отходов: ______________________________________
  ___________________________ в   количестве ________  т  ____м.куб.
  Подписи: Отгрузил отходы _______________________ должность, Ф.И.О.
           Сдал отх.на полигон ___________________ должность, Ф.И.О.
           Принял отходы _________________________ должность, Ф.И.О.
  Дата приема ______________________
  Не приняты отходы (с указанием причин) ___________________________
  __________________________________________________________________
  __________________________________________________________________

  Контрольный талон к справке (выдается предприятию, сдающему отходы)
  Наименование предприятия _________________________________________
  Дата приема  ___ _____________ N автомашины ______________________
  Наименование видов отходов: ______________________________________
  ___________________________ в   количестве ________  т  ____м.куб.

  Лицо, принявшее отходы:                Лицо, сдавшее отходы:
  Должность, Ф.И.О.__________            Должность, Ф.И.О.__________
  Подпись _____________                  Подпись ___________________

Штамп (печать)
полигона (свалки)

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Заявка на размещение отходов в природной среде в 199_ году

       Наименование предприятия, его ведомственная принадлежность
       _____________________________________________________________
       Адрес предприятия ___________________________________________
  +------------------------------------------------------------------------------+
  ¦N¦Наименование¦  Класс  ¦Физ-хим¦Планируемый¦     N    ¦  Объем   ¦N          ¦
  ¦ ¦  отхода    ¦опасности¦  х-ка ¦  способ   ¦ лицензии ¦размещения¦приложения ¦
  ¦ ¦            ¦         ¦       ¦размещения ¦ объекта  ¦в пределах¦к заявке   ¦
  ¦ ¦            ¦         ¦       ¦           ¦размещения¦  лимита  ¦со сведе-  ¦
  ¦ ¦            ¦         ¦       ¦           ¦          ¦  т/год   ¦ниями и    ¦
  ¦ ¦            ¦         ¦       ¦           ¦          ¦          ¦ расчетами ¦
  +-+------------+---------+-------+-----------+----------+----------+-----------¦
  ¦1¦     2      ¦    3    ¦  4*   ¦    5**    ¦     6    ¦     7    ¦      8    ¦
  +------------------------------------------------------------------------------+

* В графе 4 указывается только агрегатное состояние, пожаровзрывоопасность и влажность отхода
** Рекомендуемые способы размещения:
1. Накопление и сдача (передача, продажа, реализация и т.д.)
2. Накопление и вторичное использование
3. Длительное хранение (год и более)
4. Сбор и захоронение
5. Накопление и обезвреживание (уничтожение)

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

             Сведения об образовании и размещении отходов
        на ______________________________________ за 199_ год
                (наименование предприятия)

  ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
  NN¦Наименование  ¦  Класс  ¦Наличие  ¦Образовалось¦Поступило  ¦Использовано¦Полностью  ¦Передано ¦                                                  ¦  Наличие
    ¦ отходов и    ¦опасности¦  на     ¦     за     ¦от других  ¦     на     ¦обезврежено¦ другим  +--------------------------------------------------¦    на
    ¦техпроцессов, ¦         ¦начало   ¦  отчетный  ¦предприятий¦ предприятии¦    на     ¦предприя-¦В местах¦В местах  ¦   На    ¦  На    ¦   На      ¦предприятии
    ¦в ходе которых¦         ¦отчетного¦  год (т)   ¦   (т)     ¦     (т)    ¦предприятии¦  тиям   ¦организ.¦организ.  ¦санкцион.¦несанкц.¦  промышл. ¦  на конец
    ¦они образуются¦         ¦  года   ¦            ¦           ¦            ¦     (т)   ¦   (т)   ¦захоро- ¦хранен.   ¦ свалках ¦свалках ¦ площадках ¦ отчетного
    ¦              ¦         ¦         ¦            ¦           ¦            ¦           ¦         ¦ нения  ¦(складир.)¦и полиго-¦  (т)   ¦предприятий¦    года
    ¦              ¦         ¦         ¦            ¦           ¦            ¦           ¦         ¦   (т)  ¦          ¦нах ТБО  ¦        ¦           ¦     (т)
    ¦              ¦         ¦         ¦            ¦           ¦            ¦           ¦         ¦        ¦          ¦   (т)   ¦        ¦           ¦
  --------------------------------------------------+-------------------------------------------------------------------------------------------------+-----------
                                                    ¦NN и даты документов, подтверждающих способы размещения отходов (договора,накладные, акты и т.д.)¦
  ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Об утверждении "Правил обращения с отходами на территории г.Саратова

Название документа: Об утверждении "Правил обращения с отходами на территории г.Саратова

Номер документа: 884

Вид документа: Постановление Главы муниципального образования "Город Саратов" Саратовской области

Принявший орган: Глава муниципального образования "Город Саратов" Саратовской области

Статус: Действующий

Дата принятия: 18 ноября 1996

Дата начала действия: 01 января 1997