Недействующий

КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 февраля 2005 года N 26

ОБ ИТОГАХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ИСПОЛНЕНИИ БЮДЖЕТА ОБЛАСТИ ЗА 2004 ГОД

{Утратил силу:
постановление Правительства Орловской области от 01.11.2013 N 374; RU57000201300832}

Социально-экономическое развитие Орловской области в прошедшем году характеризуется сохранением положительных тенденций как в производственной, так и в социальной сфере, однако темпы роста отдельных показателей несколько замедлились.

По предварительной оценке в 2004 году рост валового регионального продукта (без ОАО "Стройтрансгаз") к уровню предшествующего периода составил 120,1% в действующих или 106,6% в сопоставимых ценах (в 2003 -соответственно- 120,7% и 114,5%).

В завершившемся году снижение темпов прироста добавленной стоимости по сравнению с 2003 годом наблюдалось: в промышленности - 7% против 9,6%; в сельском хозяйстве - 2% против 3,6%; в транспорте и связи - 20% против 26%. Более быстрыми темпами развивались строительство, торговля и общественное питание.

В промышленном комплексе произведено промышленной продукции на сумму 30,1 млрд. руб., темп роста в действующих ценах составил 129,1%; физические объемы промышленного производства - 105%.

Рост физических объемов промышленного производства отмечен в следующих отраслях: цветная металлургия - 113%, машиностроение и металлообработка - 118,7%, промышленность стройматериалов - 104,6%, черная металлургия - 103,4% Снижение физических объемов наблюдалось в отраслях: химическая и нефтехимическая промышленность - на 20,8%, легкая промышленность - на 8,3%, пищевая - на 8,6%, электроэнергетика - на 5,7%.

Цены на промышленную продукцию увеличились в среднем на 13,2% На продукцию пищевой промышленности цены выросли на 22,3%, машиностроения -на 20,8%, деревообрабатывающей промышленности - на 14%, комбикормовой промышленности - на 9,9%, электроэнергетики - на 8,6%

В агропромышленном комплексе объем производства валовой продукции сельского хозяйства за 2004 год составил 15,4 млрд рублей, или 116% к уровню 2003 года в действующих ценах, в сопоставимых ценах - 101,2%, в том числе продукция животноводства - 5,6 млрд рублей и растениеводства - 9,8 млрд рублей

В отчетном году сельским хозяйством области произведено зерна 1,58 млн тонн (на 4,6% выше уровня 2003 г), сахарной свеклы 296,3 тыс тонн (на 22,2% ниже 2003 г), картофеля 664,1 тыс тонн (на 15,6% ниже уровня 2003 г.), овощей 106,4 тыс. тонн (на 6,3% ниже 2003 г.). Реализовано скота и птицы в живом весе 92,1 тыс. тонн (95,1% к уровню 2003 г), произведено молока 322,7 тыс тонн (98,8%), яиц - 243 млн. штук (96,7%).

Доля сельскохозяйственных предприятий в общем производстве продукции растениеводства и животноводства увеличилась с 44,6% в 2003 году до 53,2% в 2004 году. Удельный вес крестьянских (фермерских) хозяйств за отчетный период увеличился с 4,5% до 8,6%. Хозяйства населения в 2004 году произвели 25,7% продукции растениеводства и 60,5% - животноводства.

Объем производства продукции растениеводства во всех категориях хозяйств а 2004 году по сравнению с 2003 годом увеличился на 2,9%. Производство продукции растениеводства в сельскохозяйственных предприятиях уменьшилось на 4,5%. В хозяйствах населения получен прирост - 4,4%. В крестьянских (фермерских) хозяйствах объем производства возрос почти в 1,5 раза и составил 1,3 млрд. рублей.

Объем производства продукции животноводства в 2004 году сократился на 2,1% по сравнению с 2003 годом. Уменьшение производства произошло как в сельскохозяйственных предприятиях (на 4,5%), так и в хозяйствах населения (на 1%). В крестьянских (фермерских) хозяйствах объем производства возрос на 17%. В сельскохозяйственных предприятиях снижение производства мяса и мясопродуктов составило 8,2%, молока - 2,8%. В хозяйствах населения производство мяса сократилось на 3,2%.

В инвестиционной сфере в 2004 году общий объем инвестиций в основной капитал составил 6,9 млрд. рублей (к уровню 2003 года в фактических ценах- 116%, в сопоставимых- 101,6%).

В производственной сфере за счет всех источников финансирования освоено 3,7 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, что к уровню 2003 года составило 100,9%

В 2004 году сданы в эксплуатацию: 14,4 тыс. телефонных номеров (в том числе 0,2 тыс. номеров в сельской местности), 3,5 км автомобильных дорог с твердым покрытием, реконструировано 42 км линий электропередач, линия по изготовлению оцинкованной проволоки мощностью до 40 тыс. тонн проволоки в год, производство полистирольной армированной плитки для строительных конструкций мощностью 150 тыс. кв. метров плитки в год в г. Мценске, комбинат отделочных материалов в г. Орле, предприятие по производству стеклянных бутылок и банок мощностью 90 млн. емкостей в год в г. Орле и ряд других объектов.

В отраслях непроизводственного назначения в 2004 году наибольший рост инвестиций в основной капитал наблюдался в жилищном строительстве (115,6%), коммунальном хозяйстве (112,7%) и здравоохранении (108,6%). За этот период на объектах социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства освоено 3,2 млрд. рублей, что к уровню 2003 года составляет 107,3%.

В жилищном строительстве предприятиями и организациями всех форм собственности за отчетный период сдано в эксплуатацию 241,3 тыс. кв. метров общей площади. Из 121,8 тыс. квадратных метров построенного индивидуального жилья - 87,0 тыс. квадратных метров, или 71,4%, - приходится на сельскую местность. В общем объеме введенного жилья удельный вес индивидуального составляет 50,5%. В рамках реализации программы "Славянские корни" за 2004 год построено 1006 частных домов общей площадью 82,8 тыс. кв. метров.

В строительстве коммунального хозяйства за отчетный период за счет всех источников финансирования проложено 239,7 км газовых сетей, переведено на газообразное топливо 16 котельных. Сдана в эксплуатацию станция биологической очистки в с. Корсакове, баня на 50 мест в п. Нарышкино и ряд других объектов.

На объектах образования и здравоохранения за счет всех источников финансирование освоено соответственно 175,2 и 144,0 млн. рублей капитальных вложений, что к уровню предыдущего года составляет 60% и 108,6%. Построены и сданы в эксплуатацию: школа в с. Коровье Болото Кромского района на 90 мест, школа в с. Подзавалово Урицкого района на 132 места, поликлиника онкодиспансера в г. Орле на 250 посещений в смену, Добринский психоневрологический дом-интернат в Орловском районе на 300 мест. Капитально отремонтирована школа в п. Красная Заря вместимостью 380 ученических мест. Сдана под монтаж оборудования детско-юношеская спортивная школа "Орел-Карат".

На объектах федеральных целевых программ, реализуемых на территории области, за счет всех источников финансирования за отчетный период освоено 381,6 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 215,9 млн. рублей, что составляет соответственно 64,4% и 83,6% к уровню 2003 года. Объекты, строящиеся за счет средств федерального бюджета, профинансированы в полном объеме.

Строительными организациями области произведено работ по договорам подряда на сумму 3320,3 млн. рублей, что в сопоставимой оценке на уровне предыдущего года.

На потребительском рынке в 2004 году оборот розничной торговли составил 21,4 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 8,4% выше уровня предыдущего года.

На долю крупных и средних предприятий розничной торговли приходится 39% общего оборота. Объем товаров, реализуемых субъектами малого предпринимательства, занимает 27%.

В структуре розничного торгового оборота в 2004 году доля продовольственных товаров составила 44%, непродовольственных товаров - 57%.

Объём платных услуг населению в 2004 году в сопоставимых ценах увеличился по сравнению с 2003 годом на 11% и составил 6,0 млрд. рублей. В структуре расходов населения на оплату услуг доминируют: жилищно-коммунальные - 29,5%, услуги связи - 20,1%, транспортные услуги - 15,4%.

Внешнеторговый оборот области в 2004 году в стоимостном выражении (без учета оборота с республикой Беларусь, неорганизованной торговли и гуманитарной помощи) составил 327,9 млн. долл США и по сравнению с прошлым годом увеличился на 29,8%.

Объем экспорта (135,3 млн. долл. США) вырос на 20,2%, импортные поставки (192,5 млн. долл. США) увеличились на 37,6%. Доля экспорта во внешнеторговом обороте области составила 41,3%, импорта - 58,7%.

Внешнеторговое сальдо сложилось отрицательным в объеме 57,2 млн. долл. США. 3 товарной структуре внешнеторгового оборота области преобладали: черные и цветные металлы, машиностроительная продукция, продукция нефтехимического комплекса, продовольственные товары.

Уровень жизни населения. В отчетном периоде в области достигнута положительная динамика основных социальных показателей, характеризующих уровень жизни населения.

Увеличение номинальных среднедушевых денежных доходов населения в 2004 году опережало удорожание стоимости жизни, что обеспечило рост реальных денежных доходов к 2003 году на 7%, их номинальное значение составило 3817 рублей (рост 119%)

Среднемесячная заработная плата одного работника в отраслях экономики в 2004 году сложилась в сумме 4450 рублей, темп роста к 2003 году - 125%, в реальном исчислении - 112% В производственной сфере номинальная заработная плата увеличилась на 28%, в бюджетной сфере - на 19% и составила соответственно - 4,5 и 3,8 тыс рублей В ведущих отраслях экономики прирост заработной платы достиг, в промышленности - 25%, на транспорте - 31%, в связи - 24%, в строительстве - 33%.

Рост номинальной и реальной заработной платы в истекшем году сопровождался сокращением задолженности по ее выплате. По состоянию на 1.01.05 г. суммарная задолженность по заработной плате составила 80,7 млн. руб., что на 12% меньше, чем на 1.01.04 года Задолженность из-за недофинансирования из бюджетов всех уровней сократилась за год почти в 3 раза и составила 1,4 млн. рублей. Ее доля в общей задолженности снизилась до 1,7%. Число предприятий, имеющих задолженность, сократилось со 191 единицы на начало 2004 года до 137 на конец отчетного периода, а численность работников, не получивших заработную плату вовремя, сократилась на 9 тыс. человек.

Средний размер назначенных месячных пенсий увеличился в 2004 году по сравнению с 2003 годом на 15% и достиг 1880 рублей. Реальный размер пенсий возрос на 3%.

Среднегодовая величина прожиточного минимума в отчетном периоде для всех категорий населения сложилась в размере 1925, трудоспособного населения

- 2117, пенсионеров - 1463, детей - 1968 рублей. Среднедушевые доходы населения, среднемесячная заработная плата, средний размер пенсии превысили величину прожиточного минимума соответственно в 2 раза, 2,3 раза и 1,3 раза против 1,8, 2,0 и 1,2 в 2003 году.

В отчетном периоде снизилась доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума с 34% в 1 квартале 2004 года до 26,5% к концу года.

Стоимость минимального набора продуктов питания, входящих в потребительскую корзину, в декабре 2004 года сложилась в размере 1120,5 рубля и составила 90% от аналогичного показателя в среднем по России. Стоимость минимального набора продуктов питания в Орловской области является одной из самых низких среди регионов ЦФО и России в целом

На рынке труда ситуация в 2004 году характеризовалась увеличением структурной безработицы. Численность официально зарегистрированных безработных на 1 января т.г. увеличилась на 5 тыс. человек и составила 11,8 тысячи, уровень фиксированной безработицы на конец отчетного периода составил 2,7% против 1,6% в 2003 году.

Помимо традиционных факторов роста численности зарегистрированных безработных (сокращение штатов, реорганизация и ликвидация предприятий, неудовлетворенность условиями организации и оплаты труда и пр.) отмечается активизация безработных в постановке на учет в связи с увеличением минимального размера выплат пособий по безработице со 100 рублей в 2003 году до 420-630 рублей в 2004 году. Удельный вес этой категории граждан в общей численности фиксированной безработицы достиг 43,3% по области, против 30% в 2003 году

Коэффициент напряженности на рынке труда (отношение незанятых трудовой деятельностью к имеющимся вакансиям и свободным рабочим местам на отчетную дату) составил по области 4,4, по г. Орлу - 2,0 (по России - 2,4) Только на селе на 1 свободное рабочее место претендовали 8-10 человек, а в отдельных районах - до 100 человек и более

На закупку товаров, выполнение работ и оказание услуг для областных государственных нужд за счет средств консолидированного бюджета области использовано 2601,2 млн. рублей Из них 1239,8 млн рублей приходится на долю областных государственных нужд и 1361,4 млн. рублей на продукцию для муниципальных нужд, закупаемую за счет средств бюджетов и внебюджетных источников.

Из всего объема продукции, закупленной для областных нужд в 2004 году, на долю ОГУ "Орелгосзаказчик" приходится 791,7 млн. рублей из областного бюджета, на управление здравоохранения (с учетом средств ТФОМС) - 198,7, управление общего и профессионального образования - 118,9, управление социальной защиты населения - 90,9, управление культуры и искусства - 39,4 млн. рублей.

В 2004 году проведено 218 конкурсов на размещение заказов на поставки продукции, по итогам которых заключено 369 контрактов на сумму 436 млн. рублей.

Исполнение бюджета.

Неблагоприятные для всех региональных бюджетов изменения в налоговом и бюджетном законодательстве Российской Федерации не изменили сложившейся на протяжении последнего десятилетия социальной направленности бюджетной политики в Орловской области.

В 2004 году бюджетная работа осуществлялась по трем основным направлениям: повышению доходной части бюджета, обеспечению ритмичности текущего финансирования и реструктуризации прошлых бюджетных обязательств.

В результате трижды уточненное в сторону повышения плановое задание по доходам в бюджет области 2004 года в 8,5 млрд. руб. выполнено на 101,9% (на 156,7 млн. руб. больше). Тем самым доходная часть бюджета области превысила 8,7 млрд. руб. (112,9% к уровню 2003 г.).

Первоначальный план по доходам бюджета области выполнен на 129,5%. Дополнительные поступления превысили 2 млрд. руб. Собственные доходы бюджета области достигли 6,5 млрд. руб. (три четверти от величины совокупных доходов).

Безвозмездные перечисления, полученные Орловской областью из федерального бюджета в 2004 году, составили почти 2 млрд. руб., что выше первоначально запланированных на 443 млн. руб. (на 30%).

Основными источниками собственных доходов оставались, как и в 2003 году, налог на доходы физических лиц - 2 470 млн. руб. в абсолютном выражении, или 37,9% в структуре собственных доходов (на 915 млн. руб. больше, чем было собрано в 2003 году), а также налог на прибыль - 1 720 млн. руб., или 26,4% в структуре собственных доходов (на 18 млн. руб. больше, чем в 2003 году).

Выполнены плановые задания по налогу на имущество организаций на 102,1% (поступило 512,7 млн. руб.), по акцизам на алкогольную продукцию - на 100,2% (поступило 436,7 млн. руб.), по акцизам на нефтепродукты - на 100,2% (поступило 268,5 млн. руб.), по земельному налогу - на 100,8% (поступило 169,7 млн. руб.), по транспортному налогу - на 100,4% (поступило 125,6 млн. руб.).

В отчетном периоде значительно возросли и поступления неналоговых доходов, достигнув величины 296,2 млн. руб. Плановое задание перевыполнено на 9,7%, или 26,1 млн. руб. Рост к уровню 2003 года составил 88 млн. руб.

Значительно активизировались поступления доходов в бюджет области из реального сектора. Так, налоговые поступления от предприятий промышленности достигли 1 946,2 млн. руб. (129% от уровня 2003 года), связи - 260,5 млн. руб. (162%), торговли и общепита - 806,8 млн. руб. (189%), транспорта - 801,5 млн. руб. (282%), банковской сферы - 142,4 млн. руб. (147%). В то же время снижены налоговые поступления в строительстве - 342,9 млн руб. (46% к уровню 2003 года).

Из консолидированного бюджета Орловской области были проведены расходы в общей сумме почти 8,7 млрд. рублей (123,7% к первоначальному плану).

Среди социально значимых статей профинансированы: образование -2303 млн. руб. (на 17,3% больше, чем в 2003 году), здравоохранение и физическая культура - 1 385,4 млн. руб. (на 22,2% больше, чем в 2003 году), социальная политика - 958,5 млн. руб. (на 47,3% больше, чем в 2003 году); культура, искусство и кинематография - 278,9 млн. руб. (на 21,7% больше, чем в 2003 году); средства массовой информации, телевидение и радиовещание -42,5 млн. руб. (на 28,8% больше, чем в 2003 году); жилищно-коммунальное хозяйство -757,0 млн. руб. (на 15,1% больше, чем в 2003 году).

По состоянию на 1 января 2005 года задолженности по выплате заработной платы как по областным ведомствам, так и по районам нет.

Доходы областного бюджета в прошедшем году превысили 5,8 млрд. рублей (102,2%) Собственные доходы областного бюджета при плане в 3 586 млн. руб. фактически исполнены в объеме 3 589,6 млн. руб. (100,1%).

Совокупные доходы местных бюджетов Орловской области составили 4,2 млрд. руб. (103,6% к уточненному плану). Собственные доходы местных бюджетов превысили 2,9 млрд. руб. (104,6% к плану). Дополнительно к уровню 2003 года в местные бюджеты поступил 101 млн. рублей.

Расходы, произведенные муниципальными образованиями за счет собственных доходов, выглядят следующим образом.

На выплату заработной платы работникам бюджетной сферы направлено 996,9 млн. руб. (33,3% от собственных доходов). Наибольший удельный вес расходов на выплату заработной платы работникам бюджетных учреждений имеют следующие муниципальные образования: Ливенский район - 43%, Должанский район - 38%, город Орел - 38%.

Социальные расходы (медикаменты, продукты питания, отчисления ТФОМС, выплата пенсий и пособий населению) сложились в сумме 440,8 млн. руб., что составило 14,7% от собственных доходов.

В виде субсидий и субвенций населению из собственных доходов местных бюджетов направленно 696,6 млн. руб., в том числе субсидии населению на оплату услуг ЖКХ - 640,6 млн. руб.

В 2004 году недоимка по налогам и сборам в бюджет Орловской области уменьшилась на 39,3 млн. руб. В основном это произошло за счет снижения недоимки по налогу на пользователей автомобильных дорог.

Большое внимание в процессе исполнения бюджета Орловской области уделялось целевому и эффективному использованию бюджетных средств, сохранности материальных и денежных ресурсов, а также контролю за использованием государственного имущества.

Областной бюджет переводится на казначейское исполнение не только по доходам, но и по расходам. Первым из ведомств на полное казначейское обслуживание переводится управление общего и профессионального образования администрации Орловской области.

Заслушав выступления заместителей Губернатора области Цикорева Н. Н. и Кравченко Т.П., КОЛЛЕГИЯ ПОСТАНОВЛЯЕТ

1. Руководителям всех структурных подразделений Аппарата Губернатора и администрации области в срок до 15 марта т. г. разработать и представить план действий и мероприятий по обеспечению основных показателей и параметров прогноза социально-экономического развития области и контрольных цифр утвержденного бюджета на 2005 год.

Рекомендовать главам горрайадминистраций Орловской области проделать аналогичную работу на уровне муниципалитетов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»