• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Недействующий

КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 09 октября 2003 года N 158

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2010 ГОДА (ПЛАН ДЕЙСТВИЙ В ОБЛАСТИ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ)

{Утратил силу:
постановление Правительства Орловской области от 01.11.2013 N 374; RU57000201300832}

В целях определения социальной политики по улучшению положения детей в Орловской области, в соответствии с Федеральным Законом N 124-ФЗ от 24.07.98 г. "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" КОЛЛЕГИЯ ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Одобрить Основные направления региональной социальной политики по улучшению положения детей в Орловской области на период до 2010 г. (план действий в области в интересах детей).

Председатель Коллегии Е. С. Строев

Приложение. Основные направления региональной социальной политики по улучшению положения детей в Орловской области до 2010 г. (план действий в Орловской области в интересах детей)


Приложение
к постановлению Коллегии
администрации области
от 9 октября 2003 г. N 158

I. Введение


В Орловской области проживает 179,5 тысячи детей и подростков до 18 лет, будущее которых определяется уровнем воспитания, обучения, физического и духовного развития, подготовки к жизни.

За период с 1996 по 2001 гг. был реализован широкий комплекс мер, направленный на защиту детей в рамках выполнения Основных направлений региональной социальной политики по улучшению положения детей в Орловской области до 2000 г. (областной план действий в интересах детей).

Реализация мер социальной политики в отношении детей в Орловской области позволила обеспечить:

создание единой системы динамического наблюдения детей всех возрастов в амбулаторно-поликлинических условиях;

улучшение материально-технической базы учреждений детства и родовспоможения;

развитие различных форм материальной поддержки семей с детьми;

сохранение доступа детей к системе образования;

- создание механизмов профилактики и социальной реабилитации детей в условиях возникновения новых социальных рисков.

В результате проводимых мероприятий все основные показатели, характеризующие смертность детей первого года жизни, в том числе новорожденных, имеют тенденцию к снижению. Удалось снизить заболеваемость новорожденных сепсисом, гемолитической болезнью, респираторной патологией, заболеваемость детей туберкулезом.

Отмечается некоторая стабилизация подростковой преступности, активно действуют органы и учреждения системы профилактики и социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

3. Вместе с тем отмечается рост отклонений и хронической патологии в состоянии здоровья детей, растет заболеваемость социально обусловленными болезнями (туберкулезом и ВИЧ/СПИДом). Не уменьшается количество социальных сирот и безнадзорных, детей, склонных к асоциальному поведению и вовлекаемых в употребление наркотических, токсических, алкогольных и психотропных веществ.

Проблемными остаются реформирование сети образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формирование системы постинтернатной адаптации, модернизация образования детей с ограниченными возможностями.

Наряду с решением задач улучшения здоровья детей, снижения их смертности, обеспечения базовых социальных гарантий необходимы выработка и осуществление стратегии противодействия новым рискам для детей: социальному сиротству, распространению наркомании, токсикомании, алкоголизма, роста социально обусловленных заболеваний. Приоритетом должны стать профилактика всех форм неблагополучия ребенка и развитие его потенциала.

Основные направления региональной государственной социальной политики в интересах детей до 2010 г. разработаны в соответствии с рекомендациями Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ до 2010 г. (Национальным планом действий в интересах детей) и определяют цели и приоритетные задачи жизнеобеспечения и защиты прав и социальных гарантий детей до 2010 г.

II. Цели, приоритеты и этапы реализации государственной социальной политики в интересах детей до 2010 г. в Орловской области


Целью государственной социальной политики в интересах детей на период до 2010 г. является создание и совершенствование необходимых правовых, социально-экономических, социокультурных условий для физического, психического, духовного, социального, эмоционального, познавательного и культурного развития детей и реальное обеспечение основных гарантий прав ребенка в Орловской области на основе повышения уровня жизни населения и модернизации экономики.

Приоритетными направлениями государственной политики по улучшению положения детей в Орловской области до 2010 г. являются:

охрана здоровья и содействие здоровому образу жизни детей;

обеспечение качественного образования и воспитания детей;

улучшение экономических условий жизнедеятельности детей;

- повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах.

На первом этапе (2003-2004 гг.) выполнения Основных направлений государственной политики в интересах детей в Орловской области должны быть реализованы конкретные параметры улучшения жизнеобеспечения детей, заложенные в утвержденных и обеспеченных финансированием мероприятиях целевых программ.

На втором этапе (2005-2010 гг.) предстоит сосредоточить внимание и имеющиеся ресурсы на повышении качества сфер образования, здравоохранения, культуры, досуга, инфраструктуры реабилитации и социализации детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах.

Интегральным результатом выполнения Основных направлений должна стать полная реализация основных прав ребенка в соответствии с Конвенцией о правах ребенка на основе согласованных действий органов власти всех уровней.

III. Основные направления развития государственной политики в интересах детей в Орловской области

1. Охрана здоровья и содействие здоровому образу жизни


Основополагающими задачами в области охраны здоровья детей являются:

осуществление мер по обеспечению безопасного материнства и рождению здоровых детей, снижению детской и материнской смертности;

предупреждение и снижение детской заболеваемости и инвалидности;

улучшение качественных показателей здоровья детей;

содействие здоровому образу жизни.

Для решения поставленных задач необходима реализация следующих мероприятий:

1.1. Мероприятия диагностического характера:


формирование системы учета и регистров хронических заболеваний и детской инвалидности;

внедрение системы регионального динамического мониторинга беременных женщин группы высокого риска, совершенствование дородовой диагностики болезней плода, методов выхаживания новорожденных, в том числе недоношенных детей, дальнейшее развитие медико-генетического консультирования, службы планирования семьи.

1.2. Мероприятия профилактического характера:


- совершенствование системы проведения профилактических осмотров, диспансеризации детей, повышения их эффективности;

-повышение уровня профилактики инфекционных и социально обусловленных заболеваний, включая туберкулез, наркоманию и алкоголизм, ВИЧ/СПИД, в том числе профилактика вертикальной передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку;

- совершенствование системы медицинской профилактики, в том числе за счет внедрения программ массовой профилактики заболеваний, дефицитных состояний (йодной недостаточности, поражения зубов, нарушения осанки, патологии зрения и др.);

пропаганда здорового образа жизни, в том числе репродуктивного, физического и психического здоровья; проведение информационно-образовательных мероприятий в области охраны здоровья женщин и детей, безопасного материнства, повышение ответственности населения за состояние своего здоровья и здоровья своих детей;

ранняя профилактика нарушений репродуктивной функции у детейи подростков;

разработка и внедрение программы полового воспитания и просвещения детей и подростков, включающей в себя вопросы личной гигиены, профилактики заболеваний, передающихся половым путем, полового воздержания, воспитания родительского инстинкта, привития навыков здорового образа жизни;

совершенствование методов психопрофилактической подготовки матерей и супружеских пар к рождению ребенка ("школ отцов", музыко-терапия, индивидуальные занятия и т.д.), совершенствование социально-психологической помощи женщинам.

1.3. Мероприятия организационного характера:


осуществление эффективных мер по повышению доступности и качества медицинской помощи женщинам и детям, в том числе проживающим в сельской местности;

внедрение стандартов диагностических и лечебных мероприятий в учреждениях детства и родовспоможения в целях обеспечения высокого качества и безопасности медицинской помощи женщинам и детям, реализации государственных гарантий по обеспечению жизни и детей бесплатной и качественной медицинской помощью, сохранения доступности базовых медицинских услуг и дорогостоящих видов медицинской помощи;

сохранение, поддержка и развитие выездных форм работы, оснащение специализированных педиатрических бригад необходимым оборудованием, портативной медицинской техникой;

развитие реабилитационной помощи детям с хроническими заболеваниями, детям-инвалидам в системе здравоохранения и социальной защиты;

обеспечение оздоровления детей по итогам диспансеризации;

улучшение оказания своевременной специализированной помощи детям, страдающим психическими и психосоматическими заболеваниями;

обеспечение государственных гарантий по бесплатному питанию детей раннего возраста, в том числе на сельских территориях, специализированными продуктами детского питания;

- обеспечение активного взаимодействия органов и учреждений здравоохранения, социальной защиты населения, образования и других заинтересованных ведомств в работе с социально неблагополучными семьями по сохранению жизни и здоровья детей, находящихся в социально опасном положении;

- создание условий для жизни и развития детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом женщин и временно лишившихся опеки родителей;

-совершенствование системы мер по охране репродуктивного здоровья населения:

- оптимизация деятельности первичной медико-профилактической помощи женщинам. Улучшение качества и доступности медицинской помощи сельскому населению, укрепление материально-технической базы фельдшерско-акушерских пунктов, их кадрового обеспечения;

- развитие специализированных видов помощи, в том числе урогинекологии, детской и подростковой гинекологии, обеспечивающих диагностику и лечение нарушений репродуктивной функции;

- развитие службы детской гинекологии, охрана репродуктивного здоровья подростков;

- дальнейшее развитие стационарозаменяющих форм оказания медицинской помощи женщинам, расширение перечня услуг, объемов амбулаторной хирургической помощи по коррекции и восстановлению репродуктивной функции;

- внедрение новых методов восстановления функции деторождения, внедрения вспомогательных репродуктивных технологий в службе семьи и репродукции, дальнейшее развитие эндоскопических методик, хирургической коррекции репродуктивных нарушений;

- организация Центра экстракорпорального оплодотворения;

- обеспечение высококачественных услуг в области планирования семьи, вовлечение мужчин в решение проблем, повышение их ответственности и роли в семье;

- обеспечение женщин групп высокого социального риска недорогими бесплатными контрацептивами;

- обеспечение беременных женщин из групп социального риска рациональным питанием, витаминами, препаратами железа за счет средств целевых программ по охране здоровья женщин и детей;

- организация перинатальных межрайонных центров в гг. Ливны и Мценск;

- создание и внедрение в образовательный процесс эффективной системы физического воспитания, ориентированной на особенности развития детей и подростков;

- обеспечение межведомственного подхода к проблеме сохранения и укрепления здоровья школьников;

- обеспечение условий, способствующих укреплению здоровья детей в системе образования:

- расширение сети "Школ здоровья" на базе общеобразовательных учреждений области;

- завершение апробации и начало реализации междисциплинарной программы "Здоровье" для общеобразовательных учреждений;

- обеспечение общеобразовательных учреждений спортивным инвентарем;

- обеспечение эффективного использования спортивных помещений, сооружений в учреждениях профтехобразования для физического воспитания обучающейся молодежи;

- проведение информационных и образовательных мероприятий в области по профилактике вредных зависимостей, в том числе наркомании, табакокурения, алкоголизма и СПИДа;

укрепление местной санаторной базы;

укрепление материально-технической базы учреждений детства и родовспоможения, их финансирования, оснащения и обеспечения лекарственными средствами, санитарным транспортом;

решение вопросов кадрового обеспечения, подготовки и повышения квалификации кадров службы детства и родовспоможения, создания им соответствующих трудовых и бытовых условий, закрепления медицинских кадров на селе;

повышение активности образовательной работы психиатров среди врачей других специальностей по вопросам раннего выявления симптомов нарушения психического здоровья детей, в том числе при соматической патологии.

Механизм реализации предполагает:


законодательное закрепление правовых норм, обеспечивающих их выполнение;

адекватное финансирование предусмотренных мер:

источники финансирования: областной бюджет, внебюджетные источники;

программно-целевой подход, обеспечивающий выполнение основных задач при разработке и реализации областных целевых программ:

- "Дети Орловщины" на 2003-2006 г. с подпрограммой "Здоровый ребенок";

- "Основные мероприятия по охране материнства и детства";

- "Профилактика ранней диагностики онкологических заболеваний репродуктивной сферы у женщин";

- "Основные мероприятия по предупреждению дальнейшего распространения заболеваний, передающихся половым путем на 2003-2006 гг.";

- "Молодежь Орловщины" с подпрограммой "Противодействие распространению наркомании и СПИДа в молодежной среде";

- "Дети Чернобыля";

- "Онкология";

- "Сахарный диабет" 1997-2005 гг.;

- "Вакцинопрофилактика на 2000-2005 гг.";

- "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Орловской области на 2001-2005 гг.";

- "Анти ВИЧ/СПИД на 2001 -2005 гг.";

- "Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Орловской области бесплатной медицинской помощи";

- "Профилактика распространения наркомании и СПИДа".

Выполнение указанных мер обеспечит:


устойчивое снижение младенческой смертности к 2005 г. до 12,0-13,0 на 1000 родившихся, к 2010 гг. до 11,5 - 12,0 на 1000 родившихся за счет снижения смертности от состояний, возникающих в перинатальном периоде, врожденных аномалий, инфекционных заболеваний, несчастных случаев;

снижение смертности детей в возрасте до 15 лет за счет снижения смертности от врожденных аномалий, новообразований, несчастных случаев, отравлений и травм;

- снижение материнской смертности к 2010 г. до 20,0-25,0 на 100000 живорожденных за счет уменьшения частоты осложнений во время беременности и родов, снижения смертности от акушерских кровотечений, сепсиса, абортов и экстрагенитальной патологии;

снижение абортов к 2005 г. до 41-45,0; к 2010 г. до 35,0 на 1000 женщин детородного возраста за счет обеспечения 35% женщин детородного возраста эффективной контрацепцией, разработки и внедрения информационно-образовательных программ для специалистов и населения, особенно подростков и молодежи;

обеспечение 95% охвата иммунизацией детей в соответствии с национальным календарем прививок, снижение заболеваемости детей и подростков дифтерией, корью, эпидемическим паротитом, коклюшем, врожденной краснухой до единичных случаев, полная ликвидация заболеваемости полиомиелитом;

снижение уровня йододефицитных заболеваний у детей;

стабилизация и последующее снижение показателей распространенности нервно-психических заболеваний у детей. Снижение распространенности гипотиреоза путем полного охвата новорожденных скринингомна гипотиреоз и продолжения массовой йодной профилактики; предупреждение случаев умственной отсталости, связанной с гипотиреозом;

снижение частоты врожденных пороков развития путем совершенствования методов антенатальной диагностики и проведения медицинской профилактики (витаминотерапия) врожденных пороков развития детей у всех беременных женщин;

сокращение доли ВИЧ-инфицированных младенцев путем предоставления беременным женщинам, посещающим женские консультации в дородовый период, доступности мероприятий по профилактике вертикальной передачи ВИЧ-инфекции;

- снижение к 2010 г. распространенности заболеваемости детей и подростков в возрасте 15-17 лет по основным классам болезней.

2. Обеспечение качественного образования, воспитания и развития детей


Основополагающими задачами в области обеспечения качественного образования, воспитания и развития детей являются:

реализация прав детей на гарантированное качественное и общедоступное основное общее образование, среднее (полное) общее образование, начальное профессиональное образование на основе структурного и содержательного обновления образования;

обеспечение прав детей на гармоничное развитие способностей и интересов, реализацию потенциальных возможностей ребенка и свободного развития его личности, социального и профессионального самоопределения, творческих интересов, повышения уровня физического развития, формирования навыков здорового образа жизни;

системное противодействие информации, наносящей вред здоровью, нравственному и физическому развитию детей.

Для решения поставленных задач необходимо выполнение следующего комплекса мероприятий:

2.1. Мероприятия, направленные на реализацию государственных гарантий и качества среднего (полного) общего и начального профессионального образования:


подготовка проекта регионального компонента государственного стандарта общего образования;

повышение качества подготовки школьников в системе профессионального начального образования;

реализация концепции профильной школы;

введение независимой государственно-общественной оценки качества образования:

- создание регионального аттестационного центра оценки качества профессионального образования;

- разработка механизма участия общественности в оценке качества профессионального образования;

- обеспечение приоритетного развития начального и среднего профессионального образования региона с учетом потребности регионального рынка труда;

- подготовка предложений по оптимизации сети ссузов, учреждений начально-профессионального образования (НПО);

- развитие различных форм взаимодействия учреждений начального и среднего профессионального образования и хозяйствующих субъектов по социальному партнерству;

создание условий для реализации стандарта среднего (полного) общего образования в учреждениях НПО и СПО;

создание информационной системы учебного книгоиздания;

- обеспечение образовательных учреждений общего образования учебниками.

2.2. Мероприятия, направленные на развитие личности, профессионального и социального определения ребенка:


обеспечение временного трудоустройства несовершеннолетних в летний период, создание экологических отрядов, ремонтных бригад, расширение возможностей трудоустройства несовершеннолетних;

обеспечение прав одаренных детей на образование, адекватное их возможностям;

включение образовательных учреждений в глобальную сеть Интернет и локальные информационные сети:

- создание регионального информационного центра;

- создание распределенного образовательного портала;

- стимулирование и поддержка деятельности детских и молодежных общественных объединений:

- разработка на региональном и местном уровнях механизма взаимодействия общественных объединений с государственными органами;

- внесение поправок в Закон Орловской области от 11.04.1997 г. "О региональной государственной молодежной политике в Орловской области" в части государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений;

- формирование и ведение регионального реестра молодежных и детских общественных объединений Орловской области, пользующихся государственной поддержкой;

- формирование комплексной системы компьютерных баз данных молодежных и детских общественных объединений;

- материальная поддержка и стимулирование деятельности кадров молодежных и детских общественных объединений через систему конкурсов, учреждений грантов, премий, званий, наград;

- организация и проведение специализированных лагерных смен актива молодежных и детских общественных объединений;

- инициирование и поддержка деятельности коллегиальных органов (советов, ассоциаций общественных объединений), занимающихся вопросами координации деятельности молодежных и детских общественных объединений;

- поддержка создания и деятельности детских и молодежных объединений в образовательных учреждениях равного уровня;

- совершенствование службы психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям:

- расширение сети образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;

- создание службы психолого-педагогической и медико-социальной помощи, разработка нормативных документов ее деятельности и методических рекомендаций по проведению аттестаций образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;

- проведение ежегодных мониторингов психологического статуса детей;

- обеспечение медико-психологического сопровождения и специальных условий для обучения детей с ограниченными возможностями;

- обеспечение доступности дополнительного образования для детей, в том числе проживающих в сельской местности, на основе сохранения и развития системы учреждений дополнительного образования;

- развитие системы региональных конкурсов, олимпиад, соревнований, фестивалей, выставок, массовых спортивных мероприятий для детей и подростков;

- развитие инфраструктуры детского и молодежного досуга, сетифизкультурно-оздоровительных и спортивных клубов, детско-юношеских спортивных школ, центров для работы с детьми и подростками по месту жительства и учебы;

- дальнейшее развитие и поддержка отдыха и оздоровления детей и подростков, в том числе в круглогодичном режиме:

- в санатории-профилактории "ОСПАЗ-Лесной";

- в санатории "Орловчанка";

- организация профильных смен на базе Центрального планерного аэроклуба;

- усиление правоприменительной практики в отношении рекламодателей, субъектов кинопроката, средств массовой информации, культивирующих насилие, жестокость, пьянство и наркоманию.

2.3. Мероприятия, направленные на укрепление и модернизацию материально-технической базы образовательных учреждений, оснащение их современным оборудованием, приборами, материалами:


материально-техническое оснащение школьных новостроек, базовых школ районов и школ-интернатов типовыми комплектами учебного оборудования и приборами в соответствии с новыми образовательными стандартами;

капитальное строительство образовательных учреждений;

совершенствование механизма самообеспечения интернатных учреждений за счет расширения производственной деятельности;

создание попечительских советов в образовательных учреждениях интернатного типа;

осуществление перехода на смешанную систему финансирования учреждений начального профессионального образования из бюджетов различных уровней на основе соучредительства:

Механизм реализации предполагает:


- законодательное закрепление правовых норм, обеспечивающих их выполнение;

- разработка и реализация областных целевых программ:

- "Дети Орловщины" на 2003-2006 гг. с подпрограммами "Дети-сироты", "Одаренные дети";

- "Молодежь Орловщины" с подпрограммами "Организация занятости молодежи", "Поддержка сельской молодежи, содействие занятости молодежи", "Гражданско-патриотическое и нравственное становление молодежи", "Поддержка молодежных общественных объединений", "Поддержка талантливой творческой молодежи", "Развитие молодежного туризма и летнего отдыха", "Развитие массового молодежного спорта";

- "Физкультура и спорт в Орловской области";

- "Подростки Орловщины";

- "Развитие туризма в Орловской области на 2001-2005 гг.";

- "Нравственно-патриотическое воспитание граждан" 1999-2005 гг.;

- "Школьный учебник";

- финансово-экономическое обеспечение за счет средств областного бюджета, общественных и коммерческих организаций.

Ожидаемые результаты реализации:


повышение качества среднего профессионального образования, обеспечение взаимодействия образовательного процесса с реальным производством;

обеспечение социальной мобильности молодежи в обществе на рынке труда;

расширение доступности и возможностей получения комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с проблемами в развитии;

обеспечение условий и среды для реализации творческого потенциала детей и подростков;

сохранение и укрепление здоровья детей в процессе обучения, увеличение охвата детей массовыми занятиями физической культурой и спортом, расширение возможностей для отдыха, досуга и оздоровления детей;

укрепление материально-технической базы учреждений образования, совершенствование механизмов финансирования образовательных учреждений.

З. Улучшение экономических условий жизнедеятельности детей.


Основополагающими задачами в области улучшения экономических условий жизнедеятельности детей являются:

- повышение уровня жизни и улучшение качества жизни семей с детьми, обеспечение максимально эффективной защиты социально уязвимых слоев населения, доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных услуг;

- усиление адресной социальной поддержки малоимущих семей.

Для этого необходимо

а) осуществление мер общеэкономического характера по сокращению масштабов бедности и ее глубины в рамках стратегии государственной политики, направленной на последовательное повышение уровня жизни населения, радикальное снижение уровня бедности, включая: обеспечение роста реальных доходов населения на основе повышения размеров заработной платы, пенсий, пособий, других социальных выплат; проведение активной политики занятости, создание условий для развития эффективного рынка труда; усиление адресности предоставления социальных льгот и выплат;

б) снижение уровня бедности семей с детьми путем перераспределения ресурсов в пользу семей, не обладающих возможностями для самостоятельного решения проблем; первоочередная государственная поддержка социально уязвимых, многодетных и молодых семей;

в) разработка механизмов материальной поддержки семьи при рождении и воспитании детей в целях создания наиболее благоприятных условий для жизнедеятельности семьи с несколькими детьми;

г) регулярный пересмотр размеров социальных, предоставляемых семьям с детьми, для обеспечения сохранения их покупательной способности;

д) обеспечение адекватных компенсационных механизмов для семей с детьми при реформировании системы льгот;

е) первоочередное обеспечение основных потребностей малообеспеченных семей с детьми, удовлетворение потребностей детей в этих семьях при разработке и выполнении программ социальной помощи;

ж) сохранение доступности для семей оплаты пребывания ребенка в детском дошкольном учреждении;

з) выработка и повсеместное внедрение механизмов и процедур, позволяющих обеспечить необходимое содержание ребенка родителями при разводе родителей или рождении ребенка вне брака.

Механизм реализации предполагает:


законодательное закрепление правовых норм, обеспечивающих выполнение мероприятий;

выполнение основных задач при разработке и реализации областных целевых программ:

"Дети Орловщины" на 2003-2006 гг. с подпрограммами "Дети-инвалиды", "Здоровый ребенок";

"Социальная защита инвалидов на 2001-2005 гг.";

"О дополнительных мерах по повышению социального статуса многодетной семьи в Орловской области" и другие;

- адекватное финансирование предусмотренных мер.

Ожидаемые результаты реализации:


- снижение показателей социального неравенства на основе перераспределения социальных пособий и социальной помощи в пользу малообеспеченных семей, увеличения размера адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг и расширения охвата ими нуждающихся семей.

4. Поддержка детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах.


Основополагающими задачами поддержки детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах, являются:

- межведомственная комплексная профилактика семейного неблагополучия, детской безнадзорности, социального сиротства, развитие и поддержка различных форм семейного жизнеустройства детей, лишившихся родительского попечения;

- создание условий нормальной жизнедеятельности, развития индивидуальных возможностей, социальной интеграции для детей с недостатками в развитии и детей-инвалидов;

- противодействие распространению алкоголизма, наркомании, ВИЧ/СПИДа, криминогенности и асоциального поведения в детской и подростковой среде, ресоциализация детей, вовлеченных в потребление алкоголя и наркотиков, совершивших правонарушение;

- обеспечение условий для полноценного духовного и физического развития детей и семей вынужденных переселенцев и беженцев, детей, пострадавших от воздействия радиации вследствие аварий и катастроф и проживающих в зонах с неблагоприятной экологической обстановкой.

Для достижения поставленных задач необходима реализация следующих мероприятий:

4.1. Мероприятия, направленные на выявление детей-сирот, улучшение условий их содержания и образования, развитие системы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей:


проведение акции милосердия "За соучастие в судьбах детей-сирот" по оказанию материальной, бытовой, правовой и другой социальной помощи выпускникам школ, ПТУ, вузов, ссузов из числа детей-сирот в их дальнейшем жизнеустройстве;

обеспечение организационно-правовых основ:

разработка и принятие закона о мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

закрепление правовых норм, обеспечивающих улучшение питания, оздоровления, организацию летнего отдыха и досуговой занятости детей-сирот, детей-инвалидов, детей из малообеспеченных семей;

-обеспечение всех нуждающихся учащихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местами в общежитии;

создание системы учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жильем;

обеспечение приоритета различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

разработка и внедрение инновационных моделей семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

внедрение программ индивидуального комплексного сопровождения ребенка, оставшегося без попечения родителей, форм контроля за его развитием, осуществляемых центрами психолого - медико - социального и педагогического сопровождения;

достижение полного материального обеспечения детей, находящихся под опекой, в приемных семьях;

реформирование сети образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью приближения условий воспитания в них к семейным, улучшения условий содержания и образования воспитанников.

4.2. Мероприятия, направленные на комплексную профилактику семейного неблагополучия, детской безнадзорности, социального сиротства, правонарушений несовершеннолетних:


- обеспечение социального обслуживания несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации на базе специализированных учреждений социальной защиты населения;

-организация социально-педагогической и социально-психологической помощи родителям, имеющим проблемных детей, в групповых и индивидуальных формах работы;

проведение смотров специализированных учреждений для несовершеннолетних и учреждений социального обслуживания семьи и детей на лучшую организацию работы по целевому использованию коррекционно-реабилитационного оборудования, орг-, аудио- и видеотехники;

продолжение социально-профилактической работы с неблагополучными семьями, в т.ч. по организации их социального патронажа, с условно осужденными подростками, с детьми, состоящими на учете в органах внутренних дел и здравоохранения;

осуществление социального шефства над подростками, находящимися в СИЗО и Шаховской воспитательной колонии:

организация посещения подростков, установления связей с их родителями;

оказание материальной помощи подросткам;

обеспечение социального патронажа после досрочного освобождения;

проведение областной благотворительной акции "Рождество за решеткой";

- организация специализированных смен для детей с девиантным поведением на базе оздоровительных лагерей области;

- создание оптимальной сети специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, и укрепление их материальной базы:

открытие социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних в районах области в соответствии с установленными нормативами;

укрепление научно-методической и нормативной базы деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

- обеспечение полного учета несовершеннолетних, нуждающихся в государственной помощи: не посещающих без уважительной причины образовательные учреждения, не имеющих постоянного места жительства, проживающих в семьях с неблагополучной обстановкой, совершивших правонарушение;

проведение комплексных проверок состояния работы по предупреждению безнадзорности и правонарушений;

организация комплексной профилактической работы в образовательных учреждениях всех типов и видов, в том числе акций "Милиция и дети", "Без наркотиков";

проведение анализа состояния работы подведомственных служб по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, причин и условий, способствующих противоправному поведению подростков;

принятие мер по устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, определению несовершеннолетних на постоянное местожительства;

проведение мероприятий по выявлению и разобщению групп несовершеннолетних противоправной направленности;

привлечение волонтеров из молодежных педагогических отрядов для работы с подростками из семей групп социального риска;

создание системы социальной реабилитации несовершеннолетних, освобожденных из мест лишения свободы, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы;

совершенствование нормативной правовой базы по профилактике, выявлению, учету, лечению и реабилитации наркозависимости у несовершеннолетних и молодежи;

развитие сети реабилитационных учреждений для несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами, и больных наркоманией;

социальный патронаж одиноких матерей с детьми до 3-х лет.

4.3. Мероприятия, направленные на развитие межведомственной системы выявления отклонений в развитии у детей, их коррекции, адаптации и реабилитации:


- выявление и создание банка данных о семьях, имеющих детей-инвалидов, детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, с целью выявления их потребности в оказании социальной, медицинской, психологической, педагогической и материальной помощи;

- составление и реализация индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов:

медицинской,

социальной,

психолого-педагогической,

профессиональной;

- формирование системы комплексного сопровождения детей раннего возраста с проблемами в развитии;

- внедрение системы комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья независимо от форм их воспитания:

развитие служб психолого-педагогического и медико-социального сопровождения в интернатных учреждениях;

развитие и совершенствование деятельности образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;

- совершенствование условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья:

открытие специализированных групп для детей с диагнозом "ранний детский аутизм", "глубокая умственная отсталость" на базе психолого-медико-социальных центров и дошкольных образовательных учреждений;

открытие "школы надомного обучения для детей-инвалидов" в г. Орле;

организация "школ для родителей", воспитывающих детей-инвалидов, по обучению их современным технологиям реабилитации с учетом диагноза заболевания ребенка на базе отделений медико-социальной реабилитации;

организация клубов творческой реабилитации для детей и их семей на базе отделений медико-социальной реабилитации для детей с ограниченными возможностями;

проведение спортивно-массовых соревнований, выставок прикладного творчества, фотовыставок работ детей с ограниченными возможностями;

- реформирование сети интернатных учреждений для детей-инвалидов, ориентированное на приоритет медико-социальной реабилитации, и максимально возможное развитие детей с тяжелыми дефектами здоровья;

- совершенствование условий социально-трудовой ситуации воспитанников интернатных учреждений, в т.ч. специальных (коррекционных);

расширение профилей трудового обучения в школах-интернатах VIII вида;

оснащение школьных мастерских современным станочным оборудованием;

создание "Социальной деревни";

создание специальных (коррекционных) групп для детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях начального профессионального обучения;

- развитие системы постинтернатной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, подготовки их к семейной жизни, обеспечение равных условий для участия на рынке труда;

- проведение социально-психологической реабилитации детей из семей вынужденных переселенцев, беженцев, вынужденных мигрантов;

улучшение медицинской помощи и социально-психологической реабилитации детей, пострадавших от воздействия радиации вследствие аварий и катастроф;

разработка и внедрение мероприятий по повышению экологической грамотности, включая вопросы экологической безопасности, в дошкольных образовательных учреждениях и школах.

4.4. Мероприятия, направленные на совершенствование научно-методического, кадрового, информационного обеспечения деятельности органов и учреждений, осуществляющих работу с детьми и их родителями:


укрепление кадрового потенциала специализированных учреждений для несовершеннолетних системы образования, здравоохранения и социальной защиты населения;

обеспечение изучения, обобщения и распространения эффективного опыта работы учреждений для несовершеннолетних;

продолжение работы по повышению квалификации кадров, занимающихся вопросами воспитания, обучения, коррекции, реабилитации и адаптации несовершеннолетних.

Механизм реализации:


законодательное закрепление правовых норм, обеспечивающих их выполнение;

реализация и разработка следующих областных целевых программ:

"Дети Орловщины" на 2003-2006 гг. с подпрограммами: "Дети-сироты", "Дети-инвалиды";

"Профилактика безнадзорности и правонарушений";

"О противодействии злоупотреблений наркотическими средствами и их незаконному обороту на 2002-2004 гг.";

- "О социальной адаптации лиц, отбывших уголовное наказание в местах лишения свободы";

"Комплексная программа борьбы с преступностью в Орловской области на 2003-2004 гг.";

"План координации деятельности органов и учреждений, входящих в государственную систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2002-2003 гг.";

"Подростки Орловщины";

"Временная занятость несовершеннолетних";

"Содействие занятости молодежи Орловской области";

"Нравственно-патриотическое воспитание граждан Орловской области в 1999-2005 гг.";

- "О мерах по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами на 2002-2005гт.".

- "Программа постинтернатной адаптации детей-сирот" и другие;

- адекватное финансирование предусмотренных мер.

Ожидаемые результаты:


укрепление института семьи, повышение ответственности родителей за воспитание детей;

сокращение безнадзорных детей с одновременным снижением тяжести совершаемых правонарушений;

сокращение социального сиротства, развитие к 2010 г. сети семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

расширение обучения детей-инвалидов на основе модернизации образования детей с ограниченными возможностями.

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2010 ГОДА (ПЛАН ДЕЙСТВИЙ В ОБЛАСТИ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ)

Название документа: ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2010 ГОДА (ПЛАН ДЕЙСТВИЙ В ОБЛАСТИ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ)

Номер документа: 158

Вид документа: Постановление Правительства Орловской области

Принявший орган: Правительство Орловской области

Статус: Недействующий

Опубликован: База правовых актов Орловской области
Дата принятия: 09 октября 2003

Дата редакции: 09 октября 2003