Недействующий

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ГУБЕРНАТОР ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ


УКАЗ

29 июля 2002 г.                                             № 216

г. Орел

Об утверждении Концепции региональной политики в области качества продукции и услуг по Орловской области

Во исполнение постановления Главы администрации Орловской области от 03.07.2001 года № 302 "О формировании и реализации региональной политики в области качества по Орловской области" с целью обеспечения устойчивого развития экономики региона за счет повышения качества производимой продукции ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить Концепцию региональной политики в области качества продукции к услуг по Орловской области (приложение № 1).

2. Управлению промышленности, производственной и научно-технической инфраструктуры (Морозов Б.А.), управлению сельского хозяйства и продовольствия (Серов В.М.), управлению общего и профессионального образования (Копылова А.В.), отделу по защите прав потребителей (Потапов В.А.) разработать планы первоочередных мероприятий по реализации региональной политики в области качества продукции и услуг и представить их в срок до 1 ноября 2002 года в управление промышленности, производственной и научно-технической инфраструктуры.

Контроль за исполнением данного указа возложить на первого заместителя Губернатора Сошникова И.В.

Губернатор                                            Е.С. Строев


Приложение
к указу Губернатора области
от 29 июля 2002 г. № 216

КОНЦЕПЦИЯ
региональной политики в области качества продукции и услуг
по Орловской области

1. Общие положения и концептуальные основания

По определению Международной организации по стандартизации (ИСО) под качеством продукции понимается совокупность характеристик, обуславливающих ее способность удовлетворять установленным и ожидаемым потребностям  населения. При этом понятие качества рассматривается в самом широком смысле и распространяется не только на объекты производственной деятельности и сферы услуг; но и на качество жизни населения в целом.

Уровень качества продукции в рыночных условиях экономики регулируется спросом, который, в первую очередь, зависит от уровня платежеспособности населения. В настоящее время в связи с наметившимся устойчивым оживлением в экономике Орловской области уровень платежеспособности населения начал возрастать, что повлекло за собой увеличение спроса на более качественную продукцию.

Возможности сбыта продукции характеризуются ее конкурентоспособностью, на которую оказывает существенное влияние качество продукции, ее цена, стоимость эксплуатации, удобство технического обслуживания, имидж производителя, а также наличие сертификата соответствия. Приоритетность этих факторов зависит от уровня социально-экономического развития общества.

В настоящее время одной из основных задач развития региональной экономики является ее более тесная интеграция с общегосударственной экономической системой и выход на международный рынок. Опыт промышленно развитых стран показывает, что для глобального рынка приоритетным фактором в конкурентоспособности продукции является ее качество и наличие сертификата соответствия, подтвержденного международным органом по сертификации.

2. Роль качества продукции и услуг в реализации региональных интересов области и в достижении целей настоящей Концепции


Роль качества продукции и услуг наиболее существенно проявляется в экономической, социальной, экологической и информационной сферах деятельности Орловской области. Несмотря на принимаемые меры в регионе по улучшению качества продукции и услуг, его общий уровень по-прежнему остается низким, что связано с предшествующим продолжительным экономическим спадом и отсутствием механизма стимулирования деятельности предприятий по производству высококачественной и конкурентоспособной продукции в переходной период от плановой экономики к: рыночной.

Современное состояние в экономике области характеризуется общим ослаблением производственного и отраслевого контроля, а также существенным снижением расходов на контроль качества продукции. Старая система управления качеством продукции, основанная на административном управлении и регулировании, оказалась непригодной в новых экономических условиях. В связи резким возрастанием количества хозяйствующих субъектов она не смогла обеспечить предприятия в необходимом объеме техническими средствами контроля II квалифицированными кадрами.

В настоящее время выход продукции на международный рынок невозможен без проведения сертификации систем качества предприятий по международным стандартам ИСО серии 9000. Сертификат соответствия, выданный российскими органами сертификации, не имеет официального признания за рубежом, поэтому при экспорте своей продукции предприятия региона теряют до 30 прибыли. В связи с этим в комплексе мер, предпринимаемых администрацией Орловской области по выходу из экономического кризиса, решающая ставка должна быть сделана на повышение качества выпускаемой продукции. Такая методологическая основа реформирования народного хозяйства подтверждается историческим опытом многих развитых стран и является главным условием повышения качества жизни населения. Поэтому проблему качества следует рассматривать как стратегическую проблему возрождения на новом уровне науки и техники, предприятий, организаций и выпускаемой ими продукции, сферы услуг населению, системы подготовки кадров, а также культуры, социально-экономической и духовной сферы.

Целью настоящей Концепции в экономической сфере является обеспечение устойчивого развития экономики региона и интегрирование ее в общегосударственную и мировую экономику за счет существенного повышения качества продукции, выпускаемой в регионе. При этом основное внимание должно быть сосредоточено на повышении конкурентоспособности продукции и услуг, интенсификации процессов импортозамещения, наращивании производственного потенциала передовых предприятий за счет внедрения прогрессивных технологий и выпуска новых видов высококачественной продукции для расширения доли  этой продукции на государственном и международном рынках.

Для реализации целей Концепции должны быть предусмотрены меры по укреплению лидирующего положения Орловской области в отдельных приоритетных отраслях хозяйства в нашей стране, в частности, в агропромышленном комплексе, восстановлению, развитию и расширению научно-производственной кооперации орловских предприятий и организаций с ведущими отечественными и зарубежными фирмами.

Необходимо наметить приоритетные отрасли экономики региона, в которые должны быть направлены основные ресурсы области и обеспечено первоочередное и полномасштабное внедрение государственных и международных систем контроля качества. Эти отрасли народного хозяйства сыграют роль "локомотива", который сможет вытянуть всю экономику региона на современный уровень развития.

В социальной сфере качество продукции и услуг непосредственно сказывается на общем уровне жизни населения Орловской области, способствует формированию духовных ценностей, воспитанию чувства патриотизма. Повышение качества продукции и услуг, способствуя подъему экономики, увеличивает занятость населения, обеспечивает рост заработной платы, повышает платежеспособность населения. Поэтому динамика повышения качества продукции должна соответствовать динамике спроса.

Важную роль в качестве жизни населения играют экологические параметры продукции, влияющие на решение задач по охране природы и оздоровлению окружающей среды. При рассмотрении проблем повышения качества продукции экологические требования к ней должны быть одними из приоритетных.

Современный рынок информационных технологий также характеризует уровень жизни населения. Поэтому обеспечение безопасности средств информатизации, телекоммуникаций и связи является важным звеном в настоящей Концепции региональной политики в области качества.

3. Основные направления региональной политики в области качества продукции и услуг

Политика в области качества формируется из реально складывающейся социально-экономической ситуации и должна быть согласована с основными направлениями развития Орловской области. Она должна быть нацелена на формирование общей культуры качества в регионе и на повышение качества продукции и услуг во всех без исключения отраслях экономики. Поэтому в основу этой политики должны быть положены следующие принципы:

- осознание широкими слоями населения, руководителями и работниками всех уровней роли качества в решении экономических, социальных, экологических и других проблем населения Орловской области;

- овладение методами менеджмента качества руководителями и специалистами всех уровней;

- создание правовых, экономических, социальных и организационно- технических условий, содействующих предприятиям и организациям в решении задач в области качества;

- формирование действенного механизма защиты потребителей от недоброкачественной продукции, который бы способствовал побуждению всех предприятий и организаций к производству и реализации качественной продукции;

- формирование у всего населения Орловской области общей культуры качества.

Главным же принципом политики в области качества должен стать принцип опережающего развития человека, качества образовательных систем в обществе и качества общественного интеллекта.

Указанные принципы политики в области качества в обобщенном виде можно интерпретировать как национальную идею, направленную на всеобщее повышение качества продукции и услуг. Процесс реализации этой идеи должен быть поставлен на научную основу с привлечением универсальных методов управления качеством и его регулирования, составляющих специфическую отрасль знаний - менеджмент качества. Методологическими основами этой науки должны овладеть руководители всех уровней, включая и руководителей органов исполнительной власти.

В целом региональная политика в области качества должна складываться из нескольких составляющих:

- политика в области пропаганды идей и стимулирования повышения качества продукции и услуг;

- политика в области внедрения на предприятиях эффективных систем качества и прогрессивных методов менеджмента качества, включая:

- политику в образовательной сфере;

- политику в области консультационной деятельности;

- политику в области сертификации систем качества;

- политику поддержки предприятий, на которых внедрены и сертифицированы системы качества, при размещении федеральных и региональных заказов на поставку продукции:

- политика создания на предприятиях организационно-технических условий, способствующих повышению качества продукции;

- политика учета фактора качества продукции при решении вопросов о

приоритетном развитии отдельных отраслей экономики.

3.1  Политика в области пропаганды идей и стимулирования повышения качества продукции и услуг

В пропаганде и разъяснении идей региональной политики в области качества должны участвовать все региональные) муниципальные и частные средства массовой информации, которые должны предусматривать: выпуск периодических изданий по вопросам качества, аналитических обзоров о состоянии и ходе осуществления региональной политики в области качества, проведение анализа степени удовлетворения потребностей населения и народного хозяйства в продукции и услугах предприятий региона.

Воспитание общей культуры качества, овладение основами управления качеством продукции и услуг является ключевой задачей пропаганды и всей системы воспитания, начиная со школьной скамьи.

С целью популяризации идей качества и стимулирования работы по повышению качества продукции, выпускаемой на предприятиях региона, планируется проведение ежегодного конкурса на соискание премии Губернатора Орловской области за качество. Кроме того, необходимо всемерно содействовать тем предприятиям региона, которые будут участвовать в ежегодном смотре-конкурсе на соискание премии Правительства Российской Федерации в области качества, смотр-конкурсе "100 лучших товаров России".

3.2. Политика в области внедрения на предприятиях эффективных систем качества и прогрессивных методов менеджмента качества

Создание эффективных систем качества на предприятиях, ориентированных на внедрение передовых технологий и современных методов менеджмента качества, является практической основой устойчивого положения предприятий на рынке в современных экономических условиях. Для эффективного применения этого принципа необходимо максимально использовать достижения фундаментальной и прикладной науки, а также практический опыт работы, полученный в результате реализации региональной инновационной политики и планов социально-экономического развития региона.

Для широкого и активного внедрения систем качества на предприятиях региона необходимо разработать комплекс мер в образовательной и консультативной сферах деятельности, а также мер по стимулированию повышения качества продукции и услуг.

3.2.1. Политика в образовательной сфере

Внедрение эффективных систем управления качеством на предприятиях требует высокого профессионализма, знаний работниками и руководителями всех уровней принципов проектирования систем качества, методов и способов менеджмента качества, в основу которых положены требования международных стандартов, передовой отечественный и зарубежный опыт.

Политика в этой области должна основываться в первую очередь на осуществлении непрерывного образовательного процесса по подготовке кадров в области качества, включая:

- организацию непрерывного обучения по качеству;

- систематическое проведение конференций, семинаров, выставок;

- проведение уроков качества в школах и колледжах;

- изучение в вузах курсов дисциплин по метрологии, стандартизации, сертификации и контролю качества продукции и услуг;

- освещение проблем, связанных с реализацией региональной политики в области качества в средствах массовой информации.

В учебные программы школ, средних специальных и высших учебных заведений необходимо вводить учебные дисциплины, связанные с вопросами качества. Необходимо осуществлять подготовку специалистов по организации и обеспечению производства качественной продукции, организовать обучение работников всех отраслей экономики основам менеджмента качества, содействовать подготовке и изданию специальной литературы по этой тематике. Учебные планы вузов должны быть откорректированы в соответствии с требованиями и принципами настоящей Концепции.

Необходимо всемерно поддерживать развитие науки в области качества в вузах региона, способствовать повышению социального статуса ученых, преподавателей и инженерно-технических работников производственной сферы, обеспечивающих перспективное развитие производства и повышение качества продукции.

При проведении учебно-пропагандистских мероприятий необходимо предусмотреть обязательность периодической учебы по вопросам качества для руководителей служб администраций всех уровней. При этом особо следует акцентировать внимание на том, что повышение качества продукции и услуг до уровня международных стандартов требует не только формального освидетельствования систем контроля качества на предприятиях и оформления огромного объема специфической документации, но и больших инвестиционных вложений.

3.2.2. Политика в области консультационной деятельности

Для оказания помощи предприятиям по внедрению систем качества и повышению их эффективности необходимо создавать и развивать в регионе сеть квалифицированных консультационных организаций, в деятельности которых исполнительные органы власти должны создать режим наибольшего благоприятствования. При формировании этой сети следует активно использовать потенциал регионального отделения Академии проблем качества, ФГУ "Орловский центр стандартизации, метрологии и сертификации", а также вузов региона. В целях реализации этой политики в области создана автономная некоммерческая организация "Региональный центр качества" (АНО "РКЦ").

Для стимулирования работ по внедрению систем качества на предприятиях области необходимо создание областной Программы качества, предусматривающей поддержку этих предприятий в виде частичной компенсации расходов на консультационные и проектные услуги.

3.2.3. Политика в области сертификации систем качества

Сертификация систем качества является одним из основных объективных свидетельств эффективного функционирования предприятий.

Поскольку наличие сертификата соответствия систем качества предприятия требованиям стандартов ИСО серии 9000 (и иным общепризнанным международным стандартам) повышает конкурентоспособность его продукции на рынке, а в ряде случаев является обязательным условием при заключении контрактов на поставку продукции или допуску к тендерам, необходимо всемерно содействовать деятельности по сертификации систем качества, обеспечивая высокий профессионализм ее участников и доверие к результатам сертификации.

Необходимо добиваться признания отечественных сертификатов за рубежом.

Органы исполнительной власти региона должны содействовать вхождению региональных организаций в различные государственные и международные союзы и соглашения по качеству, а также аккредитации региональных органов по сертификации и испытательных лабораторий за рубежом.

С целью более активного вовлечения предприятий региона в работу по повышению качества продукции необходимо разработать структуру региональной системы добровольной сертификации, определить потребности предприятий региона в сертификации продукции и систем качества, провести аккредитацию испытательных лабораторий, создать структуры независимой потребительской экспертизы, создать информационную систему и банк данных о качестве, потребительских свойствах и безопасности продукции, выпускаемой предприятиями региона.

3.2.4. Политика поддержки предприятий, на которых внедрены и сертифицированы системы качества, при размещении федеральных и региональных заказов на поставку продукции

При реализации федеральных и региональных целевых программ на поставку продукции (при создании государственных и региональных резервов, обеспечении экспортных поставок продукции для выполнения международных и государственных обязательств и др.) государство и органы региональной власти заинтересованы в безусловном соблюдении требований к качеству продукции. В связи с этим заказы на поставку продукции по таким контрактам необходимо в первую очередь размещать в организациях и учреждениях, в которых системы качества сертифицированы соответствующими российскими органами.

В условиях проведения конкурсов, торгов и аукционов по размещению заказов на поставку продукции для государственных и региональных нужд необходимо ввести требование о допуске к ним только тех предприятий, которые имеют сертифицированные системы качества.

3.3. Политика создания на предприятиях организационно-технических условий, способствующих повышению качества продукции

К числу организационно-технических мер, определяющих региональную политику в области повышения качества продукции и услуг, относятся мероприятия по стандартизации и метрологии, развитию информационных услуг и защите рынка от недоброкачественной продукции.

Деятельность региональных органов исполнительной власти в области стандартизации должна быть направлена на гармонизацию отечественных стандартов с международными. Решающая роль в этом принадлежит метрологическим службам на предприятиях, отделам технического контроля, а координирующая роль - региональным службам Госстандарта. Необходимо предусмотреть развитие регионального центра стандартизации, метрологии и сертификации с тем расчетом, чтобы его деятельность в полной мере удовлетворяла все возрастающим потребностям предприятий региона в обеспечении единства измерений, в их достоверности и требуемой точности при контроле качества продукции и услуг, а также при проведении сертификационных испытаний продукции.

При участии специалистов Регионального отделения Академии проблем качества необходимо разработать систему обобщенных комплексных интегральных показателей управления качеством продукции на предприятиях региона, оценки ее конкурентоспособности как на региональном уровне, так и на общегосударственном.

Необходимо поощрять участие специалистов региона в разработке государственных и международных стандартов.

Региональная политика в области информационных услуг включает в себя формирование баз данных о законодательных и иных нормативных требованиях к качеству продукции и услуг в нашей стране и за рубежом, доступ к этим базам данных всех предприятий региона как на коммерческой, так и некоммерческой основе, внедрение и развитие на соответствующих предприятиях региона информационных технологий, обеспечивающих возможность передачи документации и информационных ресурсов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»