РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     20 апреля 1994 года                                         № 138
     г. Орел

О работе потребительской кооперации области по обеспечению населения продовольственными товарами в 1993-1994 г.г.

Отметить, что потребительская кооперация области продолжает оставаться основной отраслью, обеспечивающей потребности сельского населения в продовольственных и промышленных товарах. В 1993 году населению продано различных товаров на 65 млрд.руб., что значительно больше как по объему, так и по продаже на душу населения в сравнении с потребительскими союзами соседних областей.

Однако, начиная с IV квартала 1993 года, деятельность потребительской кооперации области серьезно осложнилась. Рост процентной ставки за пользование банковским кредитом, несвоевременность расчета по ним, удорожание цен на энергоносители и транспортные расходы, недостатки в организации торговли, неподготовленность ряда руководителей работать в рыночных условиях привели к тому, что потребкооперация потеряла объемы, пострадала экономически. Ее доля в объеме товарооборота области сократилась с 43 до 30 процентов, падает по сравнению с городской торговлей эффективность использования торговых площадей. Разрыв в объеме товарооборота, получаемого с одного квадратного метра торговой площади, между городской и сельской торговлей возрос с 30 процентов в 1991 г. до 300 - в 1993 г.

Объем розничного товарооборота за. 1993 г. в сравнении с 1992 г. снизился на 8 процентов, за 3 месяца 1994 г. - на 35 процентов. Более, чем в 2 раза увеличился разрыв в уровне продажи товаров на душу населения между устойчиво работающими и отстающими райпо. Торговля деятельность большинства сельских магазинов стала убыточной. 3а три месяца 1994 г. убытки составили 2,6 млрд.рублей.

Как показала проверка в отдельных сельских магазинах ряда районов отсутствуют в продаже товары первой необходимости и повседневного спроса: масло растительное и животное, маргарин, мясо птицы, мясные и рыбные консервы, колбасные изделия, моющие средства. Промышленная группа товаров представлена минимальным ассортиментом одежды, обуви, узок ассортимент хозяйственных товаров, практически отсутствуют товары сложно-бытовой техники.

Не в полной мере используются возможности потребительской кооперации по увеличению заготовок и переработки сельскохозяйственного сырья, производству товаров народного потребления. Значительные излишки мяса, молока, яиц, плодов, овощей, ягод и другого ценного сырья, которыми располагают личные подворья, фермерские хозяйства, садово-огородные товарищества заготовительно-перерабатывающими предприятиями потребительской кооперации не осваиваются. Заготовки важнейших видов продовольствия, объемы переработки и производства продовольственных и промышленных товаров растут крайне медленно. Их доля в общем объеме торговли не превышает 10 процентов.

Практически прекратилась связь сельской торговли и оптовыми предприятиями, что привело к отсутствию большинства групп товару в одних магазинах и затовариванию других дорогостоящими, приобретенными через коммерческие структуры изделиями, а также значительному росту транспортных издержек, злоупотреблению отдельных работников торговли.

Созданный при облпотребсоюзе кооперативный банк развивался медленно и не внес ощутимого вклада в финансовое оздоровление экономики системы. В ряде кооперативных организаций проявляется легкость, граничащая с безответственностью в работе с кредитными ресурсами. Имеет место их экономически необоснованное привлечение, нерациональное направление и вложение.

В создавшейся обстановке специалисты облпотребсоюза, райпо и райпотребсоюзов не проявили должного внимания и не смогли оказать реальную помощь работникам торговли в подготовке к работе в рыночных условиях, не показали пути реального выхода из создавшихся экономических трудностей.

В целях сохранения производственного потенциала системы потребительской кооперации, оздоровления ее экономики ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Рекомендовать правлению облпотребсоюза разработать и осуществить практические меры по оздоровлению финансового положения предприятий и организаций потребительской кооперации за счет расширения всех видов хозяйственной деятельности, сокращения структуры управления, непроизводительных расходов, более рационального использования собственных и заемных средств, а также активизации работы коопбанка по привлечению средств пайщиков и обслуживаемого населения;

в целях развития инициативы и предприимчивости, повышения заинтересованности коллективов кооперативных предприятий и организаций в расширении торговой, заготовительной и производственной деятельности, для улучшения обеспечения пайщиков и всего обслуживаемого населения товарами и услугами, активнее вести работу по реформированию системы потребительской кооперации в соответствии с Законами Российской Федерации "О потребительской кооперации в Российской Федерации", "О предприятиях и предпринимательской деятельности", всемерно содействовать созданию в потребительской кооперации новых форм хозяйствования, позволяющих обеспечить более эффективную деятельность в условиях рынка;

повышать исполнительскую дисциплину, ответственность среди руководящего звена системы за порученное дело, побороть дух иждивенчества среди них, активнее вести работу по подготовке кадров к работе в рыночных условиях;

шире практиковать сдачу в аренду, на определенный срок, без права выкупа убыточных, низкорентабельных предприятий, отдаленных сельских магазинов на выгодных для потребительской кооперации условиях. Работу с ними вести на договорной основе по принципу мелкооптового снабжения;

восстановить работу всех торговых организаций системы с оптовыми предприятиями, заключить на 1994 год взаимовыгодные договора, возобновить централизованный и кольцевой завоз. Товары от поставщиков, включая оптовые базы, завозить, как правило, на условиях оплаты (через 10-20 календарных дней со дня поставки), или по мере реализации;

более активно вести работу по заключению взаимовыгодных договоров на поставку сельскохозяйственной продукции, организации малых цехов и производств по переработке и производству товаров народного потребления с коллективными сельскохозяйственными предприятиями, фермерскими, арендными и индивидуальными хозяйствами;

в целях привлечения товаров из стран ближнего и дальнего зарубежья активизировать внешнеэкономическую деятельность, интеграцию и кооперацию с потребительскими организациями Европы по привлечению инвестиций в развития производства и торговли.

2. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.01.94 г. № 24 поручить председателю комитета по торговле и потребительским ресурсам обладминистрации Агапову В.П. и председателю правления облпотребсоюза Умеренкову В.Г. в срок до 1.05.1994 г. разработать проект соглашения о взаимоотношениях администрации области и облпотребсоюза на 1994 года.

Рекомендовать райадминистрациям заключить аналогичные соглашения с райпо и райпотребсоюзами.

3. Председателю кредитно-денежной комиссии обладминистрации Турищеву Н.А. при выделении кредитных ресурсов агропромышленному комплексу учитывать потребности потребительской кооперации в указанных ресурсах на заготовки, хранение и переработку сельскохозяйственных продуктов и сырья, производство товаров народного потребления и другой продукции.

Включать в перечень объектов, строительство которых финансируется за счет инвестиционных кредитов, предприятия потребительской кооперации по заготовкам, хранению и переработке сельскохозяйственных продуктов и сырья, производству товаров народного потребления и другой продукции, а также выделить средства для завершения строительства объектов потребительской кооперации ранее финансируемых за счет средств, выделяемых области на ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

4. Управлению финансов областной администрации (Удалова Н.М.) до 1 мая т.г. произвести расчеты с предприятиями и организациями потребительской кооперации по возмещению межценовой розницы на товары, реализованные владельцам чеков "Урожай-90" по состоянию на 1 января 1994 г., а также в полном объеме произвести расчет с торговыми организациями по дотируемым из бюджета товарам (хлеб, молокопродукты) по состоянию на 15.04.94 г.

5. Просить областную Думу рассмотреть вопрос об освобождении на 1994 год предприятий и организаций потребительской кооперации от уплаты всех видов налогов, зачисляемых в областной бюджет.

6. Рекомендовать главам райадминистраций выйти с ходатайством в местные органы представительной власти с предложениями:

о предоставлении предприятиям и организациям потребкооперации льгот или полного освобождения от налогов и акцизов, зачисляемых в местный бюджет;

о возмещении из местного бюджета полностью или частично стоимости строящихся заготовительных пунктов, объектов торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности потребительской кооперации;

о возмещении из местного бюджета предприятиям и организациям потребительской кооперации расходов по доставке товаров первой необходимости в сельские магазины, расположенные за пределами районного центра;

при формировании программ поддержки малого предпринимательства включать в них предприятия потребительской кооперации.

7. В целях расширения хозяйственной самостоятельности и ликвидации убыточности торговых предприятий управлению по ценовой политике (Королев В.Г.) снять ограничения по установлению торговых надбавок на виды товаров, кроме хлеба и молокопродуктов, предо ставив право предприятиям и организациям потребительской кооперации устанавливать их самостоятельно.

8. Региональной энергетической комиссии (Васильковский А.Е.) рассмотреть возможность установить для предприятий и организаций потребительской кооперации тарифы на оплату тепловой и электрической энергии на уровне тарифов для предприятий агропромышленного комплекса.

9. В связи с тем, что страховое общество "Гарантия" и АО "Роскоопмонтаж" учреждены предприятиями и организациями потребкооперации и занимаются только их обслуживанием, распространить на них действие пп. 5, 6 (1 абзац), 8 настоящего постановления.

10. Поручить главному управлению Центрального банка России по Орловской области (Чугунов В.Е.) оказать помощь потребительской кооперации в установлении причин убыточности созданного при ней "коопбанка" и рекомендации путей его финансового оздоровления.

11. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации Майорова А.Н.

     Глава администрации                                   Е.С. Строев

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»