Недействующий

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Орловской области от 17.01.2013 N 2.
____________________________________________________________________

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     28 февраля 1994 г.                                           № 72
     г. Орел

Об итогах развития области за 1993 год

1. Отметить, что в области в 1993 году имело место дальнейшее ухудшение социально-экономического положения, дошедшее в ряде отраслей до обвального состояния. Продолжался спад объемов и эффективности в отраслях материального производства. Финансовая дестабилизация и высокая инфляция серьезно сдерживали воспроизводственные процессы. Более чем вдвое уменьшились вложения в развитие материальной базы отраслей, возросла доля средств, используемых на текущее потребление и для обслуживания коммерческих операции. Структурная перестройка и диверсификация производства не получили ожидаемого размаха и эффективности. Экономика продолжала функционировать в режиме стихийной, непредсказуемой обстановки, в условиях углубления дезинтеграции и самостийности. Ваучерная и другие способы приватизации позволили лишь создать видимость кардинальных преобразований в смене собственника, не изменив,а подчас усугубив практику хозяйственного управления. Многие отрасли и предприятия в прошлом году функционировали в режиме еще более интенсивного исчерпания созданного ранее производственно-ресурсного потенциала, не слишком обременяя себя заботами о создании предпосылок для успешного вхождения в рынок. Назревают серьезные социальные катаклизмы, связанные с ростом безработицы и ухудшением материального положения населения.

Объем промышленного производства сократился за год на 18%, что несколько выше, чем по стране в целом. Конъюнктурные колебания рынка оказывали все более определяющее влияние на динамику выпуска продукции. Многие предприятия работали в нестабильном режиме, с неполной рабочей неделей. Использование мощностей снизилось до 50-60%. Ущерб от остановки производства вследствие хронического затоваривания продукцией оценивается почти в 120 млрд. рублей. Начиная с третьего квартала, вследствие спросовых ограничении резко сократились темпы производства товаров народного потребления, в том числе наиболее важных продуктов питания, товаров длительного пользования. Из-за непомерного удорожания затрат на производство и невысокого качества многие из них становятся неконкурентоспособными и вытесняются импортными изделиями.

На состояние дел в аграрном секторе экономики наибольшее негативное влияние оказывали диспаритет цен, нарастающий дефицит финансовых ресурсов, сокращение источников саморазвития. Использование минеральных удобрений, средств защиты растений, затраты на приобретение техники и обновление фондов сократились в 2-3 раза. Рентабельность сельскохозяйственного производства при условии дотационных выплат снизилась до критического уровня. В новый хозяйственно-финансовый год сельское хозяйство вступило с более ограниченным, чем в прошлый, потенциалом. На 30% меньше посеяно озимых зерновых культур, не вспахано зяби на 7% общей площади, угрожающее положение сохраняется с накоплением минеральных удобрении.

За последние два года физический объем инвестиции в сравнимых ценах сократился в 2,5 раза. В 1993 г. в развитие материально-технической базы народнохозяйственного комплекса и социальной сферы вложено 115 млрд. руб. капвложений и выполнено 77 млрд. руб. строительно-монтажных работ или 80% к 1992 г. В сфере капитального строительства происходили ощутимые перемены в структуре формирования инвестиционных источников, сыгравшие решающую роль в обеспечении программы сооружения объектов. Разумное привлечение внебюджетных средств и средств населения позволило почти наполовину профинансировать жилищное строительство, сохранив ввод жилья на уровне 1992 года. Приоритетное со стороны администрации внимание и финансирование из бюджета объектов социального назначения дало возможность сохранить прежний объем работ, повысив долю непроизводственного строительства до 38% против 27% в 1992 г. В области расширена и практически удвоена против плана программа школьного строительства. Введены в эксплуатацию 9 школ и 7 детских садов, продолжается сооружение еще 40 школ. По программе "Дети Чернобыля" освоено почти 90% годового лимита. Выполнен запланированный объем на объектах культуры. В то же время резкое снижение возможностей самофинансирования за счет средств предприятий и организация привело почти к двухкратному свертыванию производственного строительства.

Решающее влияние на поддержание ритма производства во всех отраслях экономики оказывал уровень самофинансирования. В условиях снижения эффективности и медленных темпов рыночных преобразовании финансовой потенциал области и большинства предприятии сокращался. Издержки производства выросли за год на 10-12% и даже практически ничем не ограниченный рост оптовых цен не позволил сохранить прежний уровень рентабельности производства. Многие предприятия и организации функционировали в режиме недостатка собственных оборотных средств, хронических неплатежей, большой кредитной задолженности по ссудам банков. Около половины промышленных и сельскохозяйственных предприятии по существу являются неплатежеспособными и каждое пятое в строительстве. Многие из них в течение года неоднократно не имели возможности даже своевременно выплатить заработную плату персоналу. На 1 января просроченная задолженность по зарплате выросла до 9,6 млрд.руб. против 2,9 млрд. руб. на 1 октября 1993 г. Кредитная задолженность по ссудам банков на конец года достигла почти 173 млрд. руб. При росте кредитных вложении в 4 раза просроченная задолженность по ссудам увеличилась в 30 раз.

В области усиливается процесс перелива крупных финансовых ресурсов из сфер производства в сферу обслуживания коммерческих операций и капитализации накоплений. Коммерческие банки, сосредоточившие около 60% всех кредитных ресурсов в области, ориентировались преимущественно на обслуживание сферы обращения, доля долговременных инвестиционных вложений не превысила 6%. До 73 млрд.руб. наличных денег работают исключительно на частный коммерческий оборот и вложены в депозиты банков с целью наращивания процентных доходов.

Из-за отсутствия должного контроля и регулирующего воздействия банков в денежном обращении области нарастают поистине аномальные явления. Выпуск наличных денег в обращение в 1993 г. в 1,2 раза превысил рост цен, порог эмиссии в конце года достиг 38%, более чем в полтора-два раза перекрыв уровень последних лет. Доля инкассируемой выручки снизилась с 81% в первом полугодии до 69% в III квартале. Огромные массы наличности вовлечены в расчеты между предприятиями и организациями, компенсируя по существу нехватку кредитов. Введенный постановлением Правительства от 30 июня 1993 г. № 621 500-тысячный предел во взаиморасчетах между предприятиями не соблюдается. Коммерциализация торговли и ее ничем не ограниченная свобода ведет к подрыву нормальной системы расчетов с постоянными поставщиками, усугубляя трудности перерабатывающей промышленности области.

Неудовлетворительные итоги по многим важнейшим направлениям социально-экономического развития области еще раз наглядно подтвердили, что экономическая реформа идет вяло и непоследовательно. Преобразования во многих отраслях форм собственности ограничились сугубо формальными актами, не сопровождались активизацией предпринимательской и трудовой деятельности, проведением комплекса мер по структурной перестройке и быстрейшему приспособлению к рыночной конъюнктуре. Два года реформ показали не только неподготовленность и неспособность многих руководителей всех уровней к кардинальным переменам в управлении и организации производства, но даже активное сопротивление им. Непроизводительно во многих случаях разбазаривая собственные средства, не заботясь о привлечении немалых внутренних финансовых ресурсов области путем выпуска акций, других ценных бумаг под перспективные производственные проекты, они продолжают сохранять иллюзорные надежды на помощь со стороны. До самого последнего времени идет поток просьб в администрацию о финансовой помощи за счет бюджета области, уже несуществующих льготных кредитов, послаблениях в налогообложению.

2. Потребовать от заместителей главы администрации области, глав администраций городов и районов, хозяйственных руководителей:

всесторонне проанализировать не только итоги завершившегося 1993 года, но и рассмотреть перспективы повышения устойчивости отраслей и предприятий в новом хозяйственно-финансовом году, готовность и способность их работы в условиях углубления экономических реформ и дальнейшего ужесточения государственной финансово-кредитной политики;

принятия конкретных мер по развитию малого и среднего предпринимательства с максимально возможным использованием для этого незагруженных мощностей на предприятиях различных отраслей, объектов незавершенного и не имеющего на ближайшую перспективу финансового обеспечения строительства, местного сельхозсырья, материалов и отходов;

глубокой проработки всех финансово-материальных аспектов принятой администрацией области на 1994 год программы социальной защиты малообеспеченных слоев населения, изыскания и мобилизации дополнительных местных ресурсов для обеспечения нуждающимся выплат до физиологического прожиточного минимума;

обеспечения повышения эффективности деятельности управлений, комитетов, отделов администрации области, городов и районов по выработке и реализации региональной программы углубления экономических реформ.

3. Областному управлению сельского хозяйства и продовольствия, главам администраций городов и районов, руководителям сельскохозяйственных предприятии:

принять в первом квартале - апреле 1994 г. меры по накоплению необходимых запасов горючего, минеральных удобрений, ремонту и подготовке к проведению весенних посевных работ, техники и транспортных средств, обеспечить приоритетное финансирование этих затрат;

учитывая нарастание проблем со сбытом сельскохозяйственной продукции и резкое обострение в связи с этим финансовых проблем в отрасли, определить совместно с сельскохозяйственными производителями меры по максимальному удешевлению продукции за счет углубления специализации и рационализации размещения производства, сокращения издержек и транспортных расходов, формирования более эффективных связей с перерабатывающей промышленностью и с непосредственными потребителями;

до 1 марта т.г. заключить с администрациями городов, руководителями предприятий и организаций, горожанами договора на взаимовыгодных условиях о сотрудничестве в производстве и поставке сельскохозяйственной продукции.

4. В условиях прогнозируемого в 1994 году дальнейшего сокращения инвестиционных ресурсов, в том числе почти вдвое из федерального бюджета, и необходимости при этом ускорения ввода крайне важных для области объектов и повышения уровня капиталоотдачи вложений главам администраций городов и районов, службам единого заказчика, подрядным организациям:

продолжить курс на приоритетное строительство за счет бюджетных средств объектов социального назначения, более активно привлекая для этого собственные финансовые ресурсы предприятий, организаций и населения;

ужесточить инвестиционную политику в направлении повышения уровня обоснованности при выделении капвложении, сокращения незавершенного строительства и соблюдения нормативных сроков сооружения объектов; развивать конкурсные методы формирования планов капстроительства, предусматривающих возможность применения экономических санкций за сроки и качество исполнения работ, а также учитывать социальный эффект от возведения объектов непроизводственного назначения;

последовательно вводить принцип платности и возвратности государственных средств, предназначенных для производственного строительства, что резко повысит ответственность заказчиков за эффективность проектов, а подрядчиков - за соблюдение графиков работ.

5. Учитывая необходимость в процессе регионального углубления экономических реформ принципиального изменения всей бюджетно-финансовой политики на местах, преимущественной ориентации при этом на собственные средства и ускорение их оборачиваемости, наведения порядка в денежном обращении и расчетной дисциплине:

областному финансовому управлению, областной налоговой инспекции, администрациям городов и районов:

ускорить разработку проектов местных бюджетов на 1994 год с учетом кардинальных изменений во всей системе бюджетного планирования по стране, определенных последними Указами Президента и постановлениями федеральных властей, руководствуясь при этом значительным расширением прав и возможностей регионов в определении местной налоговой политики, выявлении и мобилизации дополнительных ресурсов для развития территорий;

в процессе решения проблем финансирования многоотраслевого регионального хозяйства сосредоточить особое внимание на необходимости привлечения в 1994 году хотя бы части тех огромных финансовых ресурсов, которыми располагает частный сектор и отдельные категории граждан на условиях распространения акции под эффективные и быстроокупаемые производственные проекты, в том числе с привлечением к их осуществлению предпринимателей, облигации и других ценных бумаг для расширения масштабов выпуска продовольствия,жилищного и другого коммунально-бытового строительства и обустройства;

учитывая конечную социальную направленность рыночных реформ, имеющих целью сформировать широкий слой обеспеченных людей, располагающий суммарными крупными капиталами, в принципиально новом плане уже сегодня искать новые формы и методы привлечения этих средств для производительного, с пользой для территории, использования. Создать в финансовых и налоговых службах специальные подразделения по изучению, прогнозированию и управлению движением финансовых потоков, анализу структурных изменений их, развитию сети учреждений финансовой инфраструктуры и финансового рынка. Широко использовать при этом опыт стран с развитой рыночной экономикой, успешно аккумулирующих частные капиталы.

Главному управлению Центрального банка России по Орловской области с привлечением коммерческих банков разработать систему упорядочения денежного обращения и расчетов в области, шире используя к нарушителям кассово-расчетной дисциплины экономические, в том числе кредитные, меры воздействия.

6. Областному финансовому управлению администрации при окончательном уточнении местного бюджета на 1 квартал предусмотреть выделение не менее 20 млрд. руб. на финансирование АПК области за счет соответствующего сокращения других расходных статей.

7. Заместителям Главы администрации области на основе взаимных консультаций, совместно с главами администраций районов и городов, руководителями комитетов и управлений:

определить приоритеты на 1994 год в финансировании и кредитовании отраслей, воплотить их в планы социально-экономического развития и обеспечить контроль за неукоснительным выполнением;

подготовить предложения о максимальном снижении размеров дотаций отраслей из местного бюджета в 1994 г., повышении уровня самофинансирования коммунального хозяйства и транспорта;

уточнить подходы к формированию цен в 1994 г. на продовольствие и платные услуги с учетом реальных возможностей местного бюджета по возмещению затрат, создания финансовых ресурсов для дотирования продовольствия на внутриобластное потребление;

изучить совместно с банками, внебюджетными фондами возможность создания регионального инвестиционного фонда для осуществления в области инвестиционных проектов.

Весь комплекс предложений и мер по их реализации внести на рассмотрение Главы администрации до 20 марта с.г.

8. Заместителям Главы администрации области, главам администраций городов и районов внести предложения о сокращении численности управленческого аппарата не менее чем на одну треть, а также значительном повышении эффективности его работы.

     Первый заместитель
     главы администрации                            А.Е. Васильковский

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»