• Текст документа
  • Статус
Недействующий

КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 февраля 2002 года N 18

О ПОВЫШЕНИИ РОЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

{Утратил силу:
постановление Правительства Орловской области от 01.11.2013 N 374; RU57000201300832}

В целях совершенствования работы по укреплению здоровья населения и улучшения физического развития детей, подростков и молодежи:

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Одобрить Концепцию развития физической культуры и спорта в Орловской области до 2005 года.

2. Управлению по делам молодежи, физической культуры, туризма и связям с религиозными организациями (Ливцов В.А.) разработать до 1 марта 2002 года Областную целевую программу "Развитие физической культуры и спорта в Орловской области на 2003-2007 гг.".

Председатель Коллегии Е. С. Строев

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ до 2005 года


Под развитием физической культуры и спорта понимается совокупность мер политического, социально-экономического, научного и организационно-управленческого характера, направленных на увеличение числа граждан, занимающихся физической культурой и спортом, сохранение и повышение физической подготовленности, физического воспитания и образования каждого человека, подготовку спортсменов высокого класса.

Осуществление этих мер будет способствовать:

- обеспечению конституционных гарантий и прав граждан на равный доступ к занятиям физической культурой и спортом;

- укреплению здоровья населения;

- проведению рационального досуга;

- эффективному использованию средств физической культуры и спорта по предупреждению наркомании, алкоголизма, табакокурения, правонарушений среди молодежи;

- поддержанию высокой работоспособности и творческого долголетия людей;

- подготовке молодежи к защите Родины;

- достойному выступлению орловских спортсменов на соревнованиях и Олимпийских играх.

Целью Концепции является стабилизация и улучшение показателей физической подготовленности и развития населения Орловской области, уровня подготовленности спортсменов высокого класса, позволяющего им достойно выступать на ответственных соревнованиях. Эта цель может быть достигнута путем реализации первоочередных мер, направленных на изменение отношения людей к ценностям физической культуры и спорта, формирование у населения приоритетного отношения к физической культуре и спорту, как средствам оказывающим положительное воздействие на состояние здоровья и самочувствие, и направленных на минимизацию факторов, сдерживающих развитие физической культуры и спорта.

Основными задачами в развитии физической культуры и спорта являются:

- реализация гражданами Орловской области конституционных прав на занятия физической культурой и спортом;

- качественное улучшение условий и создание эффективной системы подготовки спортсменов высокого класса;

- реализация федеральных региональных законов и иных правовых и нормативных актов, направленных на создание социально-экономических условий, способствующих увеличению числа| занимающихся физической культурой и спортом;

- улучшение качества процесса физического воспитания и образования населения, особенно среди детей и молодежи.

Решение поставленных задач возможно при условии:

- обеспечения межведомственного и многоуровневого подхода в вопросах повышения качества жизни, улучшений условий труда, быта и отдыха населения, формирования здорового образа жизни, базовым элементом которого являются физическая культура и спорт;

- создания постоянно действующей информационно-пропагандистской и просветительно-образовательной системы, направленной на формирование здорового образа жизни и потребности у населения, в активных занятиях физической культурой и спортом на всех этапах жизнедеятельности человека;

- создания организационно-управленческих, нормативно-правовых, материально-технических, социально-педагогических и медико-биологических условий для вовлечения различных категорий населения в регулярные занятия физической культурой и спортом, подготовки спортивного резерва;

- обеспечения обязательной реализации минимальных гарантированных государственных социальных стандартов в области физической культуры и спорта для социально незащищенных категорий и групп населения.

В целях успешной реализации концепции необходим дифференцированный подход к организации мероприятий по развитию физической культуры и спорта, с учетом . специфики и целевой установки на развитие: массовой физической культуры (спорт для всех), спорта высших достижений (Олимпийский спорт), профессионального спорта (зрелищно-коммерческий спорт). Следует учитывать особенности функционирования физической культуры в основных сферах жизнедеятельности человека и общества, реализуемых на практике. Обязательна открытость системы физической культуры и спорта для свободного доступа различных физкультурно-оздоровительных систем, видов спорта и упражнений, возможностей туризма и курортной сферы в процессе физического воспитания и образования населения, в подготовке спортсменов.

Актуальными являются меры, направленные на снижение влияния факторов, препятствующих вовлечению населения, в активные занятия физической культурой и спортом, формированию здорового образа жизни, достижению высоких результатов орловскими спортсменами.

1. О СОВРЕМЕННОМ ПОНИМАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ


В жизни современного общества значение физической культуры, понимаемой в ее изначальном смысле как составной части человеческой культуры, достаточно велико. Физическая культура, как никакая другая сфера культуры, дает человеку возможность целостного воспроизводства личности. Сведение ее сущности только к двигательной активности порождает недооценку социальной роли физической культуры при формировании социальной и культурной политики. А эта недооценка в дальнейшем сказывается на таких важнейших социальных показателях как уровень здоровья населения, продолжительность жизни, морально-психологический климат в обществе, отношение людей к ценностям физической культуры.

Катастрофическое положение со здоровьем населения является следствием недооценки социальной роли физической культуры. Решение этой проблемы выходит за рамки нашего Управления. Это комплексная социальная проблема возвращения ценности человеческой жизни в общество. И потому может быть решена только на областном уровне как система неотложных мер, затрагивающих весь спектр жизнедеятельности человека: решение экологических проблем, обеспечение населения полноценными продуктами питания, создание благоприятных условий труда и отдыха, организация процесса физического воспитания подрастающего поколения, широкомасштабная пропагандистская и просветительская работа среди всех слоев населения.

Основным стержнем такой работы должно стать формирование здорового образа жизни для всех социально-демографических групп населения. Эта объединяющая идея социального оздоровления общества может сплотить людей.

Именно идея здорового образа жизни может стать одной из привлекательных и объединительных идей для молодежи, одним из стратегических направлений областной политики.

Разработка концепции развития физической культуры в Орловской области опирается на анализ существующей практики физкультурно-спортивной работы среди различных групп населения. Такой подход позволяет рассмотреть специфические задачи, которые система физической культуры и спорта сегодня реально решает по отношению к таким социально значимым группам населения как:

1) дошкольники, учащаяся молодежь;

2) трудящиеся, военнослужащие и пенсионеры;

3) инвалиды.

Анализ реальной ситуации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с этими группами населения даст нам возможность разработать актуальные направления развития физической культуры и при реализации этих направлений определить приоритеты по срокам и размерам инвестиций.

2. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ НАСЕЛЕНИЯ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(состояние и перспективы)

За последние годы в области обострилась проблема с состоянием здоровья населения, увеличилось количество людей, употребляющих наркотики, злоупотребляющих алкоголем и пристрастившихся к курению. К основным причинам, негативно влияющим на состояние здоровья населения, следует отнести снижение уровня жизни, ухудшение условий учебы, труда, отдыха и состояния окружающей среды, качества и структуры питания, увеличение чрезмерных стрессовых нагрузок.

Наряду с этими причинами существенное негативное воздействие оказывает распространение вредных привычек, снижение уровня физической подготовленности различных групп населения, отсутствие потребностей и возможностей у большей части населения регулярно заниматься физической культурой и спортом.

В настоящее время в стране принят Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", в котором физическая культура и спорт рассматриваются как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, а также воспитания патриотизма граждан, подготовки их к защите Родины, развития и укрепления дружбы между народами.

В Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2000 года N 1202-р, в числе первоочередных мер направленных на охрану здоровья определено - создание условий и вовлечение различных групп населения в активные занятия физической культурой и спортом.

Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации за последние годы были приняты соответствующие директивные документы, направленные на решение ключевых проблем отрасли:

- финансирования, в том числе, подготовки и участия российских спортсменов в Олимпийских играх и в международных соревнованиях;

- создание органов управления физической культурой и спортом в Российской Федерации;

- совершенствования правовой и нормативной базы отрасли.

В нашей области закон "О физической культуре и спорте в Орловской области" был принят Орловской областной Думой 20 августа 1997 года. Закон осуществляет правовое регулирование в области физической культуры и спорта, туризма, технических, военно-прикладных, народных и национальных видов в Орловской области.

2.1. Дети дошкольного возраста


В числе первоочередных задач областной системы физического воспитания стоят: повышение ответственности родителей за здоровье детей, наделение должным статусом системы физвоспитания в детсадах и яслях, широкомасштабная подготовка для работы в них компетентных педагогов, создание недорогих, но практичных и гигиеничных товаров для занятий физической культурой дошкольников, издание популярной литературы.

В Орловской области существует 354 детских сада, которые посещают около 22 тыс. детей: из них в муниципальной собственности - 309, негосударственных - 45, 140 городских (из них 75 - г. Орел, 2 из них в негосударственной собственности) и 214 - сельских, физкультурно-оздоровительную работу в них проводят 74 работника физкультурно-оздоровительной направленности. В регионе разработана программа по проведению оздоровительно-физкультурных мероприятий среди дошкольных учреждений, в которых вместе с детьми принимают участие и родители.

Ежегодно проводятся ряд крупных мероприятий, направленных на активизацию работы в дошкольных учреждениях по физическому воспитанию с привлечением специалистов лаборатории социальных проблем детей дошкольного возраста, социально-образовательного центра г. Орла и кафедры медико-дошкольного воспитания ОГУ. Среди воспитанников детских садов в г. Орле, г. Ливны проводится смотр-конкурс на лучшую постановку физкультурно-оздоровительной работы - "Веселые старты".

Наблюдается снижение численности детей в дошкольных учреждениях, что можно объяснить следующими причинами:

- сокращение рождаемости;

- закрытием ведомственных детских садов в малых селах из-за отсутствия средств на их содержание.

Процесс муниципализации позволил активнее провести дифференциацию дошкольных образовательных учреждений: за истекший срок количество детских специализированных садов увеличилось на 81, продолжилось развитие садов комбинированного вида, детских садов присмотра и оздоровления.

В последние годы получили развитие образовательные комплексы "Детский сад - школа", что позволило создать наиболее благоприятные условия для адаптации детей младшего школьного возраста.

Основными проблемами дошкольного образования остаются:

- сохранение сети дошкольных образовательных учреждений, их финансирование;

- изменение содержания образования путем внедрения в практику программ нового поколения;

- дальнейшее развитие сети учреждений компенсирующего вида;

- улучшение обеспечения дошкольных образовательных учреждений игрушками, развивающим оборудованием;

- отсутствие условий во многих дошкольных учреждениях для проведения физкультурно-оздоровительных и спортивных занятий;

- подбор квалифицированных кадров.

Развитие сети дошкольных учреждений систематически отстает от потребностей населения. Финансирование системы дошкольного образования все еще осуществляется по остаточному принципу. Сегодня в значительной части дошкольных учреждений условия пребывания детей не удовлетворяют нормативным требованиям.

Дошкольный период является одним из наиболее ответственных периодов жизни человека в формировании физического здоровья и навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем. Известно, что 40% заболеваний у взрослых были "заложены" в детском возрасте 5-7 лет. Именно поэтому дошкольное физическое воспитание должно формировать уровень здоровья ребенка и фундамент физической культуры будущего взрослого человека, в который входят:

- положительное отношение детей к физическим упражнениям, играм и закаливающим процедурам, к правилам личной гигиены, соблюдению режима дня;

- познавательный интерес к физической культуре;

- начальные навыки естественных движений общеразвивающего характера, основы ритмики, правильной осанки, умения ориентироваться в пространстве, участие в коллективных действиях (играх, танцах и праздниках), культура поведения, самостоятельность;

- уровень физической подготовленности, соответствующий нормативам.

Однако анализ имеющихся данных показывает, что сегодня состояние здоровья детей требует принятия неотложных мер по укреплению здоровья детей и профилактике заболеваний.

Заболеваемость ребят в детских дошкольных учреждениях из года в год остается высокой. В структуре заболеваемости детей в 2000 году первое место занимают болезни органов дыхания - 585,9 на 1000 человек, второе место - болезни нервной системы и органов чувств - 96,3, третье - травмы и отравления - 92,7, четвертое - болезни кожи - 66,7, пятое - болезни костно-мышечной системы - 54,5 на 1000 человек.

Распространенность болезней крови, кроветворных органов за последние пять лет увеличилась в 1,4 раза, эндокринной системы - в 1,1 раза, мочеполовой системы - в 1,4 раза, органов дыхания - 1,5 раза.

Наряду с общей программой физического воспитания, ставящей задачи укрепления здоровья, необходимо разрабатывать специальные программы для детей раннего возраста, профилактически направленные на коррекцию наиболее часто встречающихся видов патологии у детей 3-7 лет.

Важнейшей социальной проблемой является также количество трудопотерь родителей болеющих детей. По уходу за больными детьми ежегодно выдается огромное количество больничных листов. Причина пятой части всех трудопотерь на производстве уход за больными детьми, основная масса которых - дошкольники.

В настоящее время в различных регионах области физкультурно-оздоровительной работе в детских дошкольных учреждениях уделяется повышенное внимание. Разрабатываются методики закаливания, оригинальные системы обучения двигательным действиям, внедряется обучение элементам спортивной техники.

Одной из первоочередных задач Управления должно стать создание в ближайшие годы необходимой материально-технической базы для всех дошкольных учреждений, расположенных в нашей области. В федеральном законе "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" предусмотрено, что строительство новых и реконструкция имеющихся дошкольных учреждений без соответствующей физкультурно-спортивной базы, включая плавательные бассейны, не допускается.

Чтобы осуществить кардинальное улучшение физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в дошкольных учреждениях, необходимо последовательно осуществить комплекс взаимосвязанных мероприятий. Прежде всего, исходя из положений федерального закона "О физической культуре и спорте", предусматривающих включение в программу воспитания дошкольных учреждений бесплатных учебных занятий по физической культуре продолжительностью не менее восьми часов в неделю, необходимо разработать и внедрить новую комплексную программу. Эта программа, разработанная с учетом последних достижений педагогической науки, должна включать в себя обучение большому многообразию двигательных действий, организацию процессов закаливания и большое разнообразие профилактических мероприятий.

Особенность этой программы состоит в том, что в ней физическое воспитание органически включено в процесс психомоторного, умственного и эмоционального развития детей. Известно, что освоение движений влияет на умственное развитие ребенка, а чувство уверенности в себе, социальная активность зависят от объёма освоенных двигательных действий.

В структуре этой программы предполагается иметь два блока:

1) базовая программа, позволяющая обеспечить соответствие уровня физической подготовленности и физического развития возрастным нормам;

2) многообразие типовых программ, учитывающих местные особенности, а также специальных профилактических программ, направленных на предупреждение тех или иных заболеваний детей раннего возраста, наиболее часто встречающихся в настоящее время.

Разработка комплексной программы - задача Управления по делам молодежи, физической культуры и туризма. Эта задача по созданию материально-технической базы для занятий физической культурой в дошкольных учреждениях должна быть решена на первом этапе реализации областной программы.

Другой важной проблемой модернизации содержания физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в дошкольных учреждениях является подготовка специалистов соответствующего уровня. Необходимо создать систему подготовки и повышения квалификации специалистов по дошкольному физическому воспитанию. Важнейшим элементом перестройки системы дошкольного физического воспитания должна стать современная система разработки и тиражирования образовательной методической литературы, имеющей конкретный адресат.

В систему дошкольного физического воспитания должны быть включены и те дети, которые не посещают дошкольные учреждения. Поток литературы должен быть адресован не только специалистам, работающим в дошкольных учреждениях, но также и родителям.

Необходимо создавать специальные телевизионные образовательные передачи по физическому воспитанию в семье. В связи с этим требует расширения тематика научно-исследовательских работ по физическому воспитанию детей дошкольного возраста.

На уровне требуется решить проблему разработки, производства и обеспечения дошкольных учреждений специальным инвентарем и оборудованием.

Повышенное внимание здоровью дошкольников требует создание современной системы медико-биологического контроля за психофизиологическим и физическим развитием дошкольников.

В рамках дошкольных учреждений, на уровне региона, в режиме семейного отдыха для детей дошкольного возраста следует разрабатывать новые формы спортивных игр, где смягчается жесткая конструкция победитель - побежденный. Педагогические усилия специалистов дошкольного воспитания должны быть направлены на гуманизацию воспитания, формирование у ребенка духа сотрудничества и соучастия в деятельности.

2.2. Учащаяся молодежь


Фундамент здоровья и положительного отношения к физической культуре закладывается в детские годы, именно на этот этап ближайшие годы необходимо обратить особое внимание.

Физическая культура как образовательная область и учебный предмет должен быть включен в базисный учебный план образовательных учреждений как региональный компонент, школьный и ученический, обеспечить тем самым учащимся необходимый двигательный режим объемом не менее 6-8 часов в неделю.

Механизм реализации физического воспитания и образования должен осуществляться через: урочные формы занятий по предмету физическая культура (физическое воспитание), дополнительные (факультативные) занятия физическими упражнениями и спортом, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня, внеклассные формы занятий (спортивные секции, занятия в спортивных школах, самостоятельные занятия), спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия.

. В целях решения проблем вовлечения в активные занятия физической культурой детей и молодежи, особое внимание необходимо

обратить и на проведение детьми досуга. Поскольку сфера досуга может быть заполнена самыми разнообразными занятиями (не всегда полезными для здоровья человека), следует формировать в качестве приоритетной формы досуговой деятельности активный отдых, причем планировать и проектировать этот отдых нужно преимущественно как семейный. В условиях отчужденности между взрослыми и детьми одной из важных социальных задач является укрепление семейных связей, восстановление доверия между молодым и взрослым поколением. Поэтому активный отдых должен быть признан приоритетным как на уровне пропаганды, так и на уровне организации досуга.

Новое измерение следует придать работе с молодежью по месту жительства. Социальная практика показывает, что физическая культура и спорт являются эффективным средством профилактики асоциального поведения. Но средства физической культуры и спорта могут быть эффективно использованы и на этапе исправления молодежи, уже совершившей противоправные действия. Для их решения необходимо подготовить специальные кадры, создать необходимые условия в местах заключения, обеспечить их спортинвентарем и оборудованием.

Особое внимание следует обратить на развитие спорта среди сельской молодежи, у которой меньше возможностей для занятий, чем у городских сверстников.

В Орловской области число общеобразовательных школ различных типов равняется 624, в них обучается 116,4 тыс. учащихся, дошкольных учреждений - 354, 12 вспомогательных школ и школ-интернатов, 7 Вузов и 19 Ссузов. В 29 профессионально-технических училищах насчитывается 10,5 тыс. учащихся. В 15 лицеях и гимназиях обучаются 16 726 детей,

Таким образом, почти 144 тыс. молодых людей включены в систему обязательных занятий физической культурой в учебных заведениях области различного типа. Физкультурно-спортивная работа с этой категорией населения имеет важное значение, поскольку на этапе обучения закладываются навыки здорового образа жизни. Формируется и совершенствуется культура двигательной активности, создается база общей физической работоспособности, обеспечивается развитие и укрепление растущего организма, осуществляется подготовка к будущей профессиональной деятельности.

Состояние здоровья этой группы населения внушает серьезные опасения. На протяжении последних десятилетий снижается уровень физической подготовленности молодежи. В соответствии с областной программой "Пятилетка оздоровления" сегодня в системе образования работают 4 СДЮШОР, 17 ДЮСШ, 26 ДЮКФП с охватом учащихся 28 540 человек. Спортивная база составляет 395 спортивных залов, 189 встроенных приспособленных под спортзалы помещений, 14 плавательных бассейнов, 20 малоразмерных плавательных бассейнов при детских садах, 886 волейбольных, баскетбольных площадок, футбольных полей, 62 стрелковых тиров, 175 спортивных городков.

В 2000 году 49,7 % школьников занимались физкультурой, спортом и туризмом. В учебном режиме дня 348 школ в порядке эксперимента увеличили количество уроков физкультуры, на базе 139 сельских школ открыты филиалы спортивных школ и клубов. В среднем на одну статистическую личность области пропуски по болезни учащимися в 2000 году составили 11 дней.

Вместе с тем, недостаточное финансирование в части строительства и капитального ремонта спортсооружений, обеспечении спортинвентарем не дает возможности выполнения областной программы по развитию физической культуры в полном объеме.

Около 53% учащихся общеобразовательных школ имеют ослабленное здоровье. Доля здоровых детей к концу обучения в школе не превышает 20-25%. Только 20% от общего числа юношей призывного возраста имеют уровень здоровья, который позволяет им служить в армии.

Различные нарушения опорно-двигательного аппарата отмечаются у 20-30% учащихся. Растет число простудных заболеваний, а бронхиально-астматические и ларингитные заболевания превратились в эпидемии.

Высокий уровень заболеваемости отмечается и у студентов, особенно после 3 курса. Анализ состояния физкультурно-спортивной работы с молодежью показывает, что наряду с такими хроническими проблемами как отсутствие достаточного количества спортивных сооружений, дефицит спортивного инвентаря, оборудования, обуви, одежды и т.д., в последние годы появились новые проблемы, связанные с сокращением количества спортивных школ, удорожанием физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг, ликвидацией клубов по месту жительства. Многие подростки, ранее включенные в систему физкультурно-спортивной деятельности, оказываются на улице и становятся потенциальным пополнением криминальной среды.

На протяжении последних десятилетий недооценка роли физического воспитания в формировании здорового поколения приводила к тому, что вместо коренной модернизации всей системы физического воспитания молодежи в соответствии с требованиями современной жизни, осуществлялись лишь косметические преобразования системы, причем по принципу латания "дыр", т.е. на наиболее болезненных участках работы. В то время как в развитых странах мира уже осуществляется переход на ежедневные, обязательные занятия по физическому воспитанию, а в подавляющем большинстве стран уже давно введены 3-4 часа обязательных занятий, в нашей стране вопрос об увеличении объемов обязательных занятий физической культурой в школе рассматривался как практически нереализуемая идея. В качестве возражений ссылались на перегрузку программы в сетке часов и невозможность финансового обеспечения такого увеличения объемов.

Реально повысить уровень физической подготовленности учащихся на двух уроках физической культуры в неделю при одновременных занятиях 30 человек с разным уровнем подготовленности невозможно. А дать ученикам развернутое понятие о здоровом образе жизни, сделать их образованными в области физической культуры учитель школы, при существующем ныне уровне подготовки преподавателей физической культуры, не может.

Анализ состояния организации физического воспитания в учебных заведениях показывает, что принципиально важным моментом радикального улучшения физкультурно-спортивной работы с молодежью, является модернизация самого процесса физического воспитания, его содержания и существенное обновление организационно-управленческих механизмов. Опыт учителей-новаторов, которые смогли реализовать свои программы, отвечающие современным требованиям, убеждает нас в том, что:

1) интерес к обязательным занятиям среди учащихся может быть очень высоким;

2) количество простудных заболеваний резко сокращается;

3) уровень физической подготовленности становится значительно выше среднего по стране;

4) повышается успеваемость и нормализуется эмоциональное состояние учащегося за счет снятия социально-психологического стресса средствами физической культуры;

5) формируется осознанная потребность у учащегося в здоровом образе жизни, т.е. закладывается иммунитет к вредным привычкам и асоциальному поведению.

Чтобы перестроить систему физического воспитания в учебных заведениях области необходимо ясно осознавать, что урок физической культуры в школе - это не один из множества предметных дисциплин, конкурирующих между собой за дополнительное время в сетке часов. Скорее наоборот, чем больше времени будет выделено на правильное методически грамотное проведение уроков физического воспитания, тем более рационально и эффективно будет организован учебный процесс.

Построение новых учебных программ физического воспитания учащейся молодежи должно учитывать особенности решения задач на каждом этапе обучения. Так, возраст от 6 до 10 лет характеризуется интенсивным физическим развитием. Это период наилучшей двигательной обучаемости и оптимального совершенствования координации, когда фаза развития успешно сочетается с выраженной двигательной активностью. К моменту поступления в школу дети уже обладают обширным двигательным опытом. Однако они владеют основными формами движения в разной степени. Учитывая это на начальных этапах обучения в школе, детей следует нацеливать на интенсивное двигательное обучение. На этом же этапе начинается систематическая общая физическая подготовка. Ее следует строить как эффективную, в спортивном и воспитательном отношении, тренировку с учетом предпосылок, заложенных в дошкольном возрасте; она должна способствовать оптимальному развитию каждого учащегося и повышению его физической работоспособности.

Для более старшего возраста акцент смещается на увеличение тренировочных нагрузок и ориентацию учащихся к спортивной деятельности. Спорт эффективно способствует процессу социализации детей и поэтому важнейшим фактором прогресса физического воспитания в учебных заведениях должно стать увеличение его спортивной направленности.

Спорт является такой областью жизнедеятельности, в которой наиболее полно может самоутверждаться молодой человек. В определенном возрасте потребность в самовыражении, в испытании себя становится очень острой. Поэтому система физической культуры и спорта должна обязательно предоставлять широкий круг возможностей реализации спортивных интересов.

При подготовке учебных программ для разных типов учебных заведений важное значение имеет индивидуализация подхода к освоению материала. Актуальной проблемой становится разработка специальных программ, нацеленных на профилактику тех или иных заболеваний, которые в последнее время приобретают массовый характер и начинаются с раннего возраста. В связи с этим требует пересмотра сама организационная основа занятий физической культурой. Следует пойти по пути организации физкультурно-спортивных занятий по интересам, с учетом уровня физической подготовленности учащихся, используя спортивную базу школы в течение всего дня.

Модернизация содержания учебных программ и качественное обновление подходов к физическому воспитанию учащейся молодежи должны сопровождаться изменением в организации внеклассной и внешкольной работы. Принципиальной особенностью такой работы должно стать наиболее полное удовлетворение разнообразных интересов молодежи, но не декларативное, как было раньше, а реальное.

Смысл управления социальными процессами в демократическом обществе состоит в том, чтобы создать благоприятные условия для социально значимых и культурно-ценных видов деятельности.

Одной из ярких тенденций, проявившихся за последние годы в сфере физической культуры и спорта, является более глубокое отношение к физической культуре, понимание ее на только как двигательной активности, но и как комплексного фактора трансформации всего человека, его этической, эстетической и духовной природы. Именно эта тенденция проявила себя в увлечении значимой части молодежи разного рода комплексными оздоровительными системами: хатха-йога, цигун, ушу, методика Порфирия Иванова, школы Яна Ивановича Колтунова и т.д.

Специализированная работа с молодежью по месту жительства путем создания клубов по интересам является эффективной формой профилактики правонарушений. В настоящее время по области разворачивается сеть созданных опорных центров физкульгурно-спортивной работы с трудными детьми и подростками. По данным социологических исследований средства физической культуры и спорта являются наиболее эффективными в процессе социализации этой группы детей и молодежи.

Таким образом, радикальные качественные изменения в процессе физического воспитания учащейся молодежи могут быть достигнуты только путем комплексного решения существующих проблем:

1) совершенствование обязательных учебных программ;

2) расширение внеучебных форм физкультурно-спортивной работы с молодежью;

3) укрепление материально-технической базы учебных заведений;

4) совершенствование подготовки и повышения квалификации преподавателей физического воспитания для учебных заведений;

5) активная спортизация общеобразовательной школы;

6) развитие детско-юношеского и студенческого спорта;

7) развитие спортивной индустрии по производству инвентаря, оборудования, спортивной обуви и одежды и т.д.

Сегодня создана правовая база для решения этих проблем. В федеральном законе "О физической культуре и спорте в РФ" задача сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирование у них потребности в физическом совершенствовании и здоровом образе жизни признана одной из основных задач образовательных учреждений. Решение этих задач возложено на администрацию учебных заведений. Законодательно закреплено увеличение объема обязательных занятий до пяти часов в неделю во всех типах учебных заведений и предписано проводить ежегодное тестирование физической подготовленности учащихся в соответствии с установленными государственными нормативами.

Законодательство также направлено на укрепление материально-технической базы учебных заведений. Не допускается строительство новых государственных общеобразовательных учреждений без физкультурно-спортивной базы, включая плавательные бассейны, а также ликвидация физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений без создания в пределах той же территории (района) равноценных сооружений.

2.3. Трудящиеся, военнослужащие и пенсионеры


Физкультурно-оздоровительная и спортивная работа среди трудящихся имеет большое социальное значение. Трудоспособное население является основным богатством страны. Состояние здоровья трудящихся, его работоспособность и эмоционально-психологический настрой непосредственно отражаются на эффективности народного хозяйства. Социально-экономический кризис нашего общества резко обострил ситуацию со здоровьем населения. Растет число больных, увеличивается количество смертей от наиболее распространенных заболеваний. Очень высокие показатели остаются за сердечно-сосудистой патологией, а в последние годы отмечается резкое омоложение контингента, подверженного этим заболеваниям. Широко распространен такой недуг как остеохондроз. В области ежегодно под диспансерным наблюдением находится 12,5-13 тыс. человек, страдающих различными клиническими проявлениями остеохондроза позвоночника. Количество больных людей постоянно увеличивается: если 20 лет назад каждый пятый после 40 лет страдал от остеохондроза, 10 лет назад - каждый второй сорокалетний, то в настоящее время после 40 лет практически все в той или иной мере страдают или испытывают дискомфорт от болей в позвоночнике! спровоцированных синдромами остеохондроза.

Продолжают оставаться высокими показатели пропуска рабочих дней по болезням. Высок уровень бытового и производственного травматизма.

Уровень смертности физически неактивных людей в два раза выше уровня смертности их активных сверстников. Профилактическое значение систематических занятий физическими упражнениями затрагивает широкий спектр заболеваний. Так, имеются многочисленные научные данные, что синдромальная манифестация остеохондроза снижается на 60-80% у лиц, регулярно занимающихся оздоровительной физкультурой, направленной против остеохондроза.

Эпидемиологические исследования, проведенные в США, показывают, что физическая активность людей снижает вероятность онкологических заболеваний, поэтому американское онкологическое общество начало рекомендовать физические упражнения как профилактическую меру в борьбе с раковыми заболеваниями.

По данным ученых такие факторы здорового образа жизни, как отказ от курения и алкоголя, борьба с ожирением, правильное питание и физическая активность способствуют увеличению продолжительности жизни на 11 лет.

Проблема оздоровления трудоспособного населения носит комплексный характер. Прежде всего, это борьба с загрязнением окружающей среды, повышение качества питания, улучшение условий жизни населения, качественное улучшение условий труда, внедрение здорового образа жизни, включая рациональную двигательную активность. В результате проведения всего комплекса таких мероприятий в развитых странах мира получены значительные положительные сдвиги по показателям продолжительности жизни, снижения заболеваемости, сокращения травматизма, повышения уровня физической подготовленности различных групп населения. Методы оздоровительной физической культуры нашли широкое применение в практике медицинских учреждений этих стран. Общественное мнение в этих странах сформировано таким образом, что занятия физической культурой и спортом являются весьма престижными.

Анализ организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди трудящихся по месту работы, на спортсооружениях, по месту жительства, в местах массового отдыха показывает, что все проблемы организации этой работы значительно обострились.

Многократное повышение стоимости физкультурно-оздоровительных услуг делает недоступными учреждения физической культуры и спорта, туризма и отдыха для многих трудящихся. Под предлогом экономической нецелесообразности предприятия и организации отказываются от содержания спортивных и оздоровительных объектов, закрывают, продают, передают их другим собственникам и используют их не по назначению.

Принципиальным фактором, обуславливающим застой в развитии физической культуры, является отсутствие личных мотиваций, заинтересованности и потребности в физкультурных занятиях у большинства населения. По данным социологических исследований, только 8-10% трудящихся вовлечены в физкультурно-спортивную деятельность.

Развитие физической культуры и спорта для трудящихся и пенсионеров может осуществляться путем формирования соответствующей мотивационной структуры. Взрослый человек добровольно участвует в физкультурно-спортивном движении. Самодеятельное физкультурно-спортивное движение должно быть возрождено через целую систему стимулов. Это, прежде всего создание современной инфраструктуры физкультурно-оздоровительного и спортивного рынка услуг, создание индустрии спортивных товаров.

Наряду с созданием многообразия физкультурно-оздоровительных услуг, насыщением рынка спортивными товарами, оборудованием и инвентарем, необходимо сделать физическую культуру и спорт привлекательными для каждого человека, лично заинтересовать его в культурном отношении к своему телу. Это значит, что содержание физической культуры должно пойти по пути индивидуализации, учета интересов каждого человека.

Опыт развитых стран с рыночной моделью экономики показывает, что здоровье трудящихся становится для руководителя экономической категорией только тогда, когда он несет большие расходы в связи с болезнью трудящихся и потерями профессионально подготовленных специалистов. Организация физкультурно-оздоровительной работы с трудящимися как фактор профилактики заболеваемости обходится значительно дешевле, чем лечение. Успешная работа в области производственной физической культуры предполагает и личную заинтересованность трудящихся в здоровье. Такая заинтересованность появляется при наличии конкурсного трудоустройства специалистов. Современные требования, которые сегодня предъявляются работнику со стороны работодателя, помимо уровня профессиональной подготовки, включает в себя в качестве необходимого компонента уровень здоровья и физической подготовленности.

Таким образом, в структуре рыночной экономики создается объективный механизм заинтересованности в здоровье работника. Предприниматель заинтересован иметь, высокопрофессиональных специалистов, обладающих хорошим уровнем физической подготовленности. Это побуждает его создавать необходимые условия для организации физкультурно-оздоровительной работы среди трудящихся. Ответственность за свое здоровье лежит на самом человеке. Безработица и конкуренция при приеме на работу способствует тому, что человек следит за уровнем своего здоровья и физической подготовленности, он активно заинтересован поддерживать свою физическую форму. Непосредственно организация физкультурно-оздоровительной работы среди трудящихся должна быть возложена на администрацию предприятий, организаций и учреждений. Государство, поскольку оно заинтересовано в повышении физической подготовленности трудоспособного населения, должно стимулировать физкультурно-оздоровительную работу через льготное кредитование, льготное налогообложение и дотирование.

Формирование мотивации - это задача нашего Управления. Человек не всегда осознает, что ему жизненно необходимо. Разработка профессионально подготовленных программ занятий, учитывающих особенности социально-демографических групп населения и характер труда, а также подготовка специалистов, способных по этим программам организовать соответствующую работу - тоже относится к заботам Управления по делам молодежи, физической культуры и туризма.

В федеральном законе "О физической культуре и спорте в РФ" впервые закреплена правовая обязанность администраций предприятий, учреждений, организаций создавать работникам условия для реализации их права на занятия физической культурой, включая реабилитационные и профессионально-прикладные занятия в режиме рабочего дня, послетрудовое восстановление, профилактические занятия, спортивно-массовую работу, спортивно-оздоровительный туризм.

Анализ состояния физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства и в местах массового отдыха показывает, что на протяжении многих лет в нашей области эту проблему так и не удалось решить. Построенные по месту жительства, в микрорайонах площадки сейчас разрушаются.

Более того, практика градостроительства последних лет полностью игнорирует нормативные предписания размещения спортсооружений и спортплощадок в микрорайонах.

В местах массового отдыха недостаточно спортивных площадок и других простейших сооружений, отсутствуют необходимые условия (раздевалки, душ, буфет и т.д.).

Во всем мире сегодня наблюдается тенденция организации зон отдыха на природе, недалеко от жилых массивов, с оснащением этих зон необходимым спортоборудованием. Трудящиеся в свободное время предпочитают идти не на стадионы, а в зоны отдыха с семьей, друзьями. И именно там необходимо создавать для них условия для физкультурно-оздоровительных и спортивных занятий. Контингент в 45-60 лет сегодня вообще никак не включен в занятия физической культурой и спортом.

Необходимо учитывать, что по данным социологических исследований в недельном бюджете свободного времени у трудящихся сегодня только 2,5 часа. На это время претендуют разные виды досуговой деятельности. Приоритет активного досуга должен быть обеспечен за счет большей привлекательности, разнообразия, новаций.

В федеральном законе "О физической культуре и спорте в РФ" занятия физической культурой по месту жительства возлагаются на органы местного самоуправления за счет средств местных бюджетов в соответствии с государственными нормативами финансирования программ развития физической культуры и спорта.

Сегодня обеспечение физической подготовки военнослужащих на уровне современных требований является серьезной проблемой. Прежде всего, крайне неудовлетворительно ведется работа с допризывной молодежью. Общее ухудшение показателей здоровья населения отразилось и на динамике ежегодных призывов в армию. Из года в год растет число призывников, признаваемых негодными к прохождению службы по состоянию здоровья, а из числа тех, кто прибывает в армию, уровень физической подготовленности крайне низок. Причинами этого являются:

1) отсутствие преемственности в учебных программах в разных типах учебных заведений;

2) низкое качество этих программ;

3) отсутствие организации специальной подготовки лиц призывного возраста.

Для проведения качественной подготовки граждан к военной службе необходимо разрабатывать специальные программы по физическому воспитанию и нормативные требования к уровню физической подготовленности обучающихся.

Весьма существенным направлением работы по совершенствованию физической подготовки военнослужащих личного состава правоохранительных органов является модернизация учебных программ, приведение их в соответствие с уровнем современных требований.

В федеральном законе "О физической культуре и спорте в РФ" определено, что физическая подготовка военнослужащих и личного состава правоохранительных органов направлена на обеспечение выполнения ими воинского долга и основных служебных обязанностей, а программы этой подготовки утверждаются соответствующими органами государственного управления.

Создание необходимых условий для военно-прикладной и специальной физической подготовки военнослужащих и личного состава правоохранительных органов возлагается на командиров и начальников. Им предписано также поощрять лиц, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, ведущих здоровый образ жизни.

Отношение к пенсионерам, также как и отношение к инвалидам свидетельствует об уровне гуманности общества. Привлечение пенсионеров к использованию средств физической культуры с целью продления их активной жизнедеятельности сокращения заболеваемости в этой группе населения, возвращения к общественнополезному труду можно считать одной из важных социальных задач.

2.4. Инвалиды


Серьезное внимание необходимо уделить и вовлечению в физкультурно-спортивную деятельность инвалидов. Для этого необходимо создание с участием физкультурно-оздоровительных объединений и других заинтересованных организаций гарантированной системы мер по социально-психологической и физической реабилитации, спортивной подготовки и возврату к трудовой деятельности инвалидов.

Одним из показателей цивилизованности общества является его отношение к инвалидам. Проблема детской инвалидности в области сегодня чрезвычайно актуальна и значима. По состоянию на 1 марта 2000 года инвалидами являются 3223 ребенка, 2967 из них проживают в семьях. За последние шесть лет численность детей с ограниченными возможностями увеличилась в области в 4 раза. В структуре детской инвалидности преобладают психосоматические заболевания (53%), заболевания внутренних органов (24%), патология органов зрения и слуха (15%), нарушения опорно-двигательного аппарата (8%).

Для снижения остроты этой проблемы в области формируется система медико-социальной помощи. В настоящее время в 11 районах области функционируют центры и отделения медико-социальной реабилитации на 155 койко-мест в стационарах. В 1999 году на их базе прошли реабилитацию 911 детей-инвалидов, 17 тыс., часто болеющих детей получили медицинскую, экономическую и психологическую помощь.

В соответствии с федеральной программой "Дети-инвалиды" на развитие материально-технической базы этих учреждений в 1999 году выделено медико-социальное оборудование на общую сумму 478,8 тыс. руб.

Из резервного фонда Президента РФ выделено 200 тыс. руб. на ремонт областного центра социальной профилактики и реабилитации инвалидов "Березка". В 1994 году распоряжением главы администрации Орловской области открыт реабиалитационно-спортивный центр инвалидов. Утверждено положение. Реабиалитационно-спортивный центр является учебным заведением, а также областным центром по организации реабилитации средствами физической культуры и спорта инвалидов независимо от возраста и специфики инвалидности. Свою работу центр строит исходя из решения ряда конкретных задач:

- физическая реабилитация средствами физической культуры и спорта;

- спортивное мастерство;

- психологическая реабилитация;

- социально-бытовая реабилитация;

- профессиональное обучение по ряду специальностей;

- культурно-воспитательная работа.

Вся деятельность строится на поурочном обучении, систематическом посещении тренировочных занятий согласно расписанию. Открыты филиалы центра в городах Ливны и Волхове, пос. Змиевка. В настоящее время в центре функционируют 7 отделений, в которые входят 34 группы:

- стрельба из лука - 2 группы;

- общая физическая подготовка (ОФП) - 21 группа;

- настольный теннис - 2 группы;

- футбол - 2 группы;

- волейбол - 2 группы;

- л/атлетика - 1 группа;

- бадминтон - 1 группа.

Первоначально обучение все учащиеся проходят в группах ОФП, а уже потом по наблюдению тренера и согласованию с врачом, согласно их физическому развитию, учащиеся переводятся спортивные отделения. В группах ОФП основная направленность в работе - общефизическое развитие, развитие подвижности той или другой части тела, обучение передвижению на колясках, костылях по различным участкам, включая и передвижение по комнате, лестнице, преодоление различных препятствий. Для каждого учащегося разрабатываются индивидуальная программа обучения в сочетании в последующем с коллективным обучением. Группы комплектуются в основном по степеням инвалидности и заболевания. Все занятия проходят в спортивном зале строительного колледжа, который спортцентр арендует. Занятия в спортзале чередуются с занятиями на природе, с выездами в лес, на стадион. Работа центра строится на основе годового плана физкультурно-массовых и оздоровительных, культурных и спортивных мероприятий. План включает в себя более 30-ти мероприятий ежегодно. Задачи на будущее:

- необходимо расширить число филиалов спортцентра во всех районах области. Для центра необходим свой медико-восстановительный комплекс, тогда будет замкнут "круг реабилитации".

- необходимо разработать методику обучения реабилитации средствами физической культуры и спорта.

Последнее время наблюдается негативная тенденция роста инвалидности, в целом на 8-10%. Причем резко увеличивается число детей-инвалидов вследствие бытового травматизма, автомобильных аварий и железнодорожных катастроф. У рабочих резко вырос производственный травматизм как следствие падения технологической дисциплины. Возросла профессиональная патология. Существенной причиной роста инвалидности является критическая экологическая обстановка в стране. Особенно это отражается на новорожденных, среди которых патология обнаруживается уже на 2-3 месяце жизни. Загрязнение окружающей среды дает 80% случаев рождения детей с умственной отсталостью. Умственная отсталость встречается сегодня в 7 раз чаще, чем потеря слуха, в 9 раз чаще, чем детский церебральный паралич и в 15 раз чаще, чем потеря зрения.

Рост инвалидности, с одной стороны, отражает болезненное состояние нашего общества и с другой стороны, выдвигает на одно из первых мест в социальной политике активную работу среди инвалидов. В настоящее время жизнь этой социальной группы очень осложнена. Она характеризуется:

1) низкой степенью всех форм доходов, что вынуждает инвалидов находиться на грани нищеты;

2) низким уровнем здоровья и физической подготовленности;

3) высоким показателем депрессии, склонности к суицидам;

4) чаще всего одиночеством, отсутствием семьи;

5) нетрудоустроенностью.

Такое положение сложилось в силу того, что до последнего времени не проводилось целенаправленной политики по социальной адаптации и реабилитации этой группы населения, включая средства физической культуры и спорта.

Определяющим в развитии физических и моральных качеств инвалидов является создание таких специальных условий, которые позволили бы им уделять большее внимание совершенствованию форм и режимов их индивидуальной двигательной и социальной активности.

Физическая культура и спорт для этой группы населения могут выступать как эффективное средство реабилитации и социальной адаптации. Для инвалидов занятия физической культурой и спортом выступают как фактор улучшения самочувствия, повышения уровня здоровья и уровня физической подготовленности, удовлетворении потребности в общении, расширении круга знакомств, самореализации при занятии спортом. Реализация физкультурно-оздоровительных программ приводит к расширению возможностей двигательных действий инвалидов, позволяет им, повысив свои физические кондиции, включиться в общеполезный труд, а при наличии законодательства, выделяющего инвалидам до 10% рабочих мест на предприятиях, претендовать на эти рабочие места.

Продолжительность жизни инвалидов в нашей стране значительно ниже продолжительности жизни инвалидов в других странах мира. Вовлечение инвалидов в физкультурно-оздоровительные занятия будет способствовать улучшению показателей по этому признаку.

Большое положительное влияние занятия физической культурой и спортом оказывают на родителей, имеющих детей-инвалидов. Родители, у которых дети инвалиды занимаются физической культурой и спортом, получают возможность гордиться своими детьми и более активно участвовать в процессе социальной адаптации своих детей. Специалисты, работающие с инвалидами, становятся добрее и милосерднее.

Таким образом, активизация работы с инвалидами способствует гуманизации самого общества и, следовательно, имеет большое социальное значение.

В федеральном законе "О физической культуре и спорте в РФ" определена обязанность местной администрации за счет средств местного бюджета создавать условия для занятий инвалидов физической культурой и спортом на физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях, а вопросы подготовки кадров, методического и медицинского обеспечения возлагаются на соответствующие органы управления за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации-

2.5. Спортивные резервы


Спорт в современном обществе является одним из ярких значимых социальных феноменов. Он тесно переплетается со всей инфраструктурой общества. В системе ценностных ориентаций молодежи спорт занимает значительное место. Вовлеченность в занятия спортом - серьезная задача для Управления.

Развитие спорта высших достижений целиком опирается на систему подготовки спортивного резерва. В настоящее время в области функционируют ШВСМ, УОР, 4 СДЮШОР (из них 1 Управления), 17 ДЮСШ (из 6 них Управления), 26 ДЮКФП с общим числом занимающихся 28 540 человек.

Подготовку спортсменов по 34 видам спорта осуществляют 848 тренеров-преподавателей, в том числе 379 штатных, из них 143 имеют высшее физкультурное образование, 67 - высшую, 211 - первую и вторую тренерские категории.

Спортсмены, проявившие выдающиеся способности, получают профессиональное образование в УОР, Мезенском педколледже, ОГУ, ОрГТУ. Наиболее перспективные спортсмены, независимо от рода их деятельности, продолжают совершенствовать свое мастерство в школе высшего спортивного мастерства, которая была образована с апреля 1999 года.

Базовыми видами спорта в ШВСМ являются: велоспорт, лыжные гонки, спортивное ориентирование. Кроме того в школе имеются такие виды спорта как: спортивная акробатика, тяжелая атлетика, л/атлетика, бокс, вольная борьба, бобслей, дзюдо, лыжные гонки, пауэрлифтинг. Всего здесь занимаются 52 человека, из которых 14 человек являются членами и кандидатами в сборные команды России.

В г. Орле регулярно проводятся территориальные и финальные первенства России по л/атлетике, баскетболу, футболу, греко-римской борьбе и дзюдо, велоспорту, гандболу, теннису, спортивным танцам, художественной гимнастике, каратэ-до, рукопашному бою.

В целях поддержки и сохранения спортивных талантов, успешного выступления на Международных и Всероссийских соревнованиях была назначена стипендия Главы администрации Орловской области 17 юным ведущим спортсменам Орловщины в размере 1 000 - 00 рублей каждому на 2002 год.

Большую популярность набирают традиционные Всероссийские соревнования по л/атлетике на призы заслуженного мастера спорта В.Н. Тихомировой, Всероссийские турниры по дзюдо памяти первого тренера области В.В. Селихова, по греко-римской борьбе памяти героя Советского Союза Л.Н. Гуртьева, по вольной борьбе на призы героев Советского Союза Е.П. Кочергина (г. Мценск), Сергея Тюленина (г. Новосиль), выпускников Орловской банковской школы (г. Орел).

Спортивные школы выполняют двоякого рода задачи. С одной стороны, они призваны максимально привлечь всех здоровых детей в систему занятий спортом, с другой стороны их задача состоит в подготовке кандидатов в сборные команды юношей и юниоров.

Наличие этих двух задач порождает определенные противоречия в системе. Для того чтобы охватить максимальное количество детей, необходимо принимать всех, кто приходит в спортшколу, а для того, чтобы подготовить спортсмена высокого класса, достаточно заниматься только с перспективными, одаренными спортсменами. Сегодня эти противоречия удается гармонизировать.

В работе спортивных школ, особенно для групп начальной подготовки, используется база общеобразовательных школ. Это позволяет объединить учебную и внеклассную работу. За счет внеклассной работы проводить ежедневные занятия по интересам для различных групп, в зависимости от их индивидуальных особенностей, уровня физической подготовленности и физического развития. В целях формирования системы спортивной ориентации у детей целесообразно закрепить тренера или несколько тренеров за общеобразовательной школой. Ежегодно проводится молодежный слет-фестиваль "Багряные листья". Во исполнение постановлений Главы администрации Орловской области от 26 апреля 1996 года N 260 N "О программе - "Пятилетка оздоровления" и от 21.05.1997 года N 259 "О ходе выполнения программы "Пятилетка оздоровления" проводятся традиционные соревнования по бегу "Орловские версты".

В создавшихся условиях для того, чтобы повысить эффективность работы спортивных школ, необходимо:

1) создать условия наибольшего благоприятствования для организаций, осуществляющих работу по программам массового спорта и спорта высших достижений;

2) расширить производство товаров спортивного назначения;

3) ввести льготное налогообложение спортивных сооружений в размере оказываемых ими бесплатных услуг (льготных) для занятий спортом учащихся и студентов;

4) улучшить материальную заинтересованность тренеров, работающих с начинающими спортсменами;

5) изменить систему подготовки тренеров, предусматривая подготовку тренеров, способных решать задачи начального звена обучения в спортшколах;

6) создать эффективную систему повышения квалификации для тренеров, включая стажировку тренеров в сборных командах России;

7) необходимо акцентировать внимание на действенном контроле за выполнением всех законодательных актов и нормативов, в той или иной степени регламентирующих физкультурно-спортивную деятельность в Российской Федерации и, в первую очередь, направленных на физическую подготовленность и развитие детей и учащейся молодежи, способствующих формированию у них здорового образа жизни.

Финансовая деятельность

Законодательного обеспечения требует финансовая политика, способствующая развитию программ, направленных на формирование здорового образа жизни и физической активности населения. Это предопределяет, что в будущем расходы на физическую культуру должны постепенно увеличиваться. В перспективе необходимо добиваться такого положения, когда на развитие физической культуры и спорта в региональном бюджете выделялось не менее одного процента. В настоящее время первостепенное внимание необходимо уделить эффективности использования каждого бюджетного рубля, затрачиваемого на нужды физической культуры и спорта. Следует исходить из мировой практики, а также накопленного отечественного опыта и распределять бюджетные средства на основе четко сформированной общей стратегии развития отрасли, учитывающей общегосударственные интересы:

- на молодежный и детско-юношеский спорт - 50 %;

- на физкультурно-оздоровительную работу - 25%;

- на спорт высших достижений - 25 % бюджетных средств, выделяемых на физическую культуру и спорт.

В соответствии с Законом Орловской области от 28.12.2001 года N 44/809-ОС "Об областном бюджете на 2002 год" на мероприятия по физической культуре предусмотрены следующие расходы:

тыс. рублей

Статьи расходов

Сумма по бюджету на 2000 г.

Сумма по бюджету на 2001 г.

Сумма по бюджету на 2002 год

1. Физическая культура и спорт

10 501

13227

21368

из них:

1.1 ФК "Орел"

2 663

2720

3000

1.2 ООО "Центральный стадион"

1000

1000

2000

1.3 СУСЦ "Олимпик"

3636

4 444

7848

1.4 ДЮСШ и ШВСМ

1651

2713

4840

2. Спортмероприятия

1 178

1798

2000

3. Шахматно-шашечный клуб

373

552

1 680

В настоящее время в Орловской области насчитывается 22 физкультурно-оздоровительных центра, 21 стадионов, 395 спортивных зала, 14 плавательных бассейнов, 894 площадок и полей, 72 стрелковых тира, 189 встроенных, приспособленных помещений для занятий физкультурой. Всего спортивных сооружений в Орловской области насчитывается 1 576, с единовременной способностью 41917 человек.

Проведена частичная реконструкция и капитальный ремонт объектов центрального стадиона в г. Орле, на который было выделено 30 млн. рублей. Практически заново сделан Дворец спорта, плавательный бассейн, центральное ядро стадиона, реконструированы трибуны, футбольное поле, освещение.

Большие проблемы испытывают физкультурные организации области в финансировании на приобретение спортивного инвентаря и оборудования, реконструкцию и завершение строительства спортивных объектов.

3. АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ.


Приоритет в концепции развития физической культуры и спорта отдается:

- физическому воспитанию и развитию дошкольников;

- физическому воспитанию, образованию и вовлечению в спортивную деятельность школьников и учащейся молодежи;

- вовлечению в физкультурно-оздоровительную деятельность детей-сирот, детей-инвалидов и лиц с ослабленным здоровьем;

- вовлечению в активные занятия физической культурой и спортом женщин;

- вовлечению в спортивные занятия физической культурой и спортом инвалидов;

- подготовке спортивного резерва;

- создание эффективной и устойчивой системы управления физической культурой и спортом в области;

- оптимальному распределению бюджетных средств на развитие физической культуры и спорта и эффективному их использованию, поиску внебюджетных источников финансирования физической культуры и спорта;

- повышению степени информированности и уровня знаний населения по вопросам физической культуры, спорта и здоровому образу жизни;

- повышению роли науки в развитии физической культуры и спорта в создании современных технологий оздоровления населения средствами физической культуры;

- укреплению нормативной и финансовой базы спортивных школ всех типов и видов, а также материального стимулирования труда детских тренеров, педагогов и специалистов;

- совершенствованию системы страхования в спорте;

- подготовке специалистов по вопросам пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни.

Крайне актуальным для развития физической культуры и спорта является улучшение качества жизни как отдельного человека, так и семьи, что должно быть приоритетным в деятельности Управления по ДМФКТиСРО.

Исходя из того, что включенность человека в активные занятия физической культурой и спортом на протяжении всей жизни во многом определяется его отношением к ценностям физической культуры и осознанной необходимостью в занятиях физической культурой и спортом концепция предусматривает в качестве одного из основных приоритетных направлений деятельности на период с 2002 по 2005 годы, формирования у населения устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом и навыков здорового образа жизни, "моды на спорт", особенно среди детей и молодежи, повышения уровня образованности в области физической культуры, спорта и здорового образа жизни.

Анализ состояния развития сферы физической культуры и спорта в Орловской области показывает, что в новых социально-экономических и политических условиях перед Управлением стоят две основное задачи:

1) сохранить положительный опыт, наработанный в отрасли;

2) заложить фундамент качественного перевода физкультурно-спортивной работы с населением на новую концептуальную основу, учитывающую динамику развития общества и новые возможности.

При решении первой задачи необходимо оперативно решить комплекс мер по сохранению системы спортивных школ, зарекомендовавших себя как наиболее эффективная система подготовки спортивных резервов, сохранить спортивные сооружения, препятствовать их ликвидации и перепрофилированию, обеспечить им статус благоприятного развития, не допустить разрушения очагов физкультурно-спортивной работы по месту жительства, ликвидации спортивных площадок, изъятии помещений физкультурно-спортивных клубов по месту жительства, остановить процесс разрушения производственной физической культуры, сокращения популярности спортивных занятий среди молодежи, сохранить спортивную науку и систему учебных заведений.

Фундамент здоровья и положительного отношения к физической культуре закладывается в детских дошкольных учреждениях, именно на этот этап следует в ближайшие годы обратить особое внимание. Важнейшим аспектом в этой работе должно стать привлечение родителей к вопросу укрепления здоровья своих детей.

На этапе обучения в общеобразовательных школах важнейшей задачей должно стать на ближайшую перспективу изменение отношения к урокам физической культуры. Они не могут рассматриваться как учебная нагрузка - это наоборот разрядка, средство для снятия умственного и психического напряжения от перегруженности учебными предметами.

Серьезная проблема физической культуры в школе - это почти повсеместное неприятие ее учениками. Школа сегодня порождает у учащихся отвращение к физической культуре. Нужно изменить это отношение. Есть несколько направлений. Первое - спортизация физической культуры в школе. При этом направлении занятия строятся по спортивным критериям. Тогда ученики сами добровольно будут определять формы двигательной активности. Другое направление - утверждение многообразия форм и занятий физической культуры, поощрение новых нестандартных подходов и направлений. Одной из интересных тенденций сегодня является поиск новых форм органического соединения искусства, духовных запросов личности с физическим развитием, физическим совершенствованием.

Особое внимание следует обратить на развитие спорта среди сельской молодежи. Оказалось, что сегодня у них гораздо меньше возможностей для занятий, чем у их городских сверстников.

Спортивные школы, задача которых в том числе и подготовка спортивных резервов, переходят под государственную опеку. Это вызвано переходным периодом, когда общественные организации, федерации по видам спорта, профессиональные спортивные клубы не могут еще создавать собственные инфраструктуры, не стали на ноги и не имеют возможности думать о своем будущем резерве. Та клубная система, к которой мы сегодня идем в спорте, в будущем сможет обеспечить нам создание разветвленной сети спортивных школ клубной принадлежности.

Создание юношеского спорта, широкое привлечение к спортивным занятиям учащейся молодежи в плане преемственности ставит вопрос о возрождении студенческого спорта.

Для студенческой молодежи интерес к физической культуре может проявляться либо через активные занятия спортом либо через освоенную ими ценностную установку на здоровый образ жизни, предполагающую для молодежи занятия физическими упражнениями и проведение здорового активного досуга.

Возраст студенческой молодежи наиболее подходящий для активных спортивных занятий. Для того чтобы реализовать в полной мере увлечение молодежи спортивной деятельностью, следует стимулировать спортивные увлечения студентов. Нужны определенные организационные механизмы, стимулирующие развитие студенческого спорта. Студент - это будущий руководитель, несущий в свою профессиональную сферу деятельности физическую культуру как образ жизни. Развитие физической культуры для трудящихся и пенсионеров может осуществляться путем формирования соответствующей мотивационной структуры. Взрослый человек добровольно участвует в физкультурно-спортивном движении. Самодеятельное физкультурно-спортивное движение может быть возрождено через целую систему стимулов. Это, прежде всего создание современной инфраструктуры физкультурно-оздоровительного и спортивного рынка услуг, создание индустрии спортивных товаров. Во всех развитых странах мира спортивная индустрия приносит большие доходы. В определенном смысле она заинтересована в вовлечении широких слоев населения в физкультурно-спортивную деятельность, и сама активно стимулирует распространение тех или иных модных физкультурно-оздоровительных и спортивных увлечений. Рыночная деятельность спортивной индустрии создает благоприятный имидж занятиям физической культурой и спортом.

В наших условиях перехода к рыночным отношениям должны быть включены механизмы стимулирования производства спортивных товаров.

Необходимо сделать физическую культуру привлекательной для каждого человека, лично заинтересовать его в культурном отношении к своему телу. Это значит, что содержание физической культуры, должно пойти по пути индивидуализации, учета интересов каждого человека.

Определяющую роль в формировании потребности в занятиях физической культурой и спортом должны сыграть средства массовой информации. Управление является учредителем спортивной областной газеты "Спорт-альянс", молодежной газеты "Поколение" и телевизионной спортивной передачи "Калейдоскоп" телерадиокомпании "Истоки", которые еженедельно освещают спортивную жизнь Орловщины, поднимают существенные вопросы по проблемам развития физической культуры и спорта. Формирование престижного имиджа спортивного образа жизни и информация о вреде курения, злоупотребления спиртных напитков, ожирения, малоподвижного образа жизни - это входит в задачи массированной информационно пропагандисткой компании. Пропаганда здорового образа жизни должна быть наглядной, интересной, гибкой и оперативной. Одновременно с резким увеличением пропаганды здорового образа жизни в средства массовой информации. Действенная пропаганда физической культуры и спорта, эффективная просветительно-образовательная деятельность, оптимальная система управления отраслью при адекватной правовой и нормативной базе будут способствовать увеличению числа людей, занимающихся физической культурой и спортом, ведущим здоровый образ жизни, что положительно скажется на снижении заболеваемости и наркотизации, употребления алкоголя, сигарет, совершении правонарушений, самосовершенствовании и самообразовании человека, повышении его работоспособности и выполнении им долга по защите Родины, а также будет способствовать проведению молодежью активного досуга.

В новых социально-экономических условиях необходимо осуществить меры по стимулированию рынка спортивными товарами, что будет способствовать созданию новых рабочих мест. Необходимо сделать физическую культуру и спорт привлекательными для каждого человека, лично заинтересовать его в культурном отношении к своему телу.

Перед нами стоят большие и сложные задачи по реализации и претворению в жизнь поставленных задач в рамках федерального закона "О физической культуре и спорте в РФ", принятого закона Орловской области о физической культуре и спорте, областной программы "Пятилетка оздоровления". Необходимо на правовом уровне решить проблему детской ранней спортивной специализации и участия детей в спортивных соревнованиях на результат, стимулирующих форсирование спортивной подготовки в ущерб здоровью и нормальному развитию ребенка. Необходимо акцентировать внимание на действенном контроле за выполнением всех законодательных актов и нормативов, в той или иной степени регламентирующих физкультурно-спортивную деятельность в Орловской области.

В результате реализации Концепции будет обеспечено:

Увеличение в 2-3 раза числа занимающихся физической культурой и спортом в Орловской области;

Формирование правовой, материально-технической, научно-методической и педагогической базы для дальнейшего (количественного и качественного) развития физической культуры и спорта в области.

Создание условий для достойного выступления сборной команды Орловской области на Всероссийских и международных соревнованиях.

О ПОВЫШЕНИИ РОЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Название документа: О ПОВЫШЕНИИ РОЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Номер документа: 18

Вид документа: Постановление Правительства Орловской области

Принявший орган: Правительство Орловской области

Статус: Недействующий

Опубликован: База правовых актов Орловской области
Дата принятия: 14 февраля 2002

Дата редакции: 14 февраля 2002