Недействующий

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

26 июня 1996 года                                           № 364

г. Орел

О системе предупреждения и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Орловской области


Во исполнение Закона Российской Федерации "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Постановления Правительства Российской Федерации от 5.11.1995 г. № 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и в целях организации работ по предупреждению и защите населения и территорий области ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить "Положение о системе предупреждения и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Орловской области. Общие положения".

2. Главам администраций городов и районов, руководителям организаций, учреждений и предприятий в срок до 1 декабря 1996 года привести свои нормативно-правовые документы по предупреждению и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствие с требованиями Федерального Закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуации природного к техногенного характера", постановления Правительства Российской Федерации от 5.11.1995 г. "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и утвержденного Положения.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить начальника управления по делам ГО и ЧС области (Штейнбок В.М.).

Глава администрации

Орловской области                                     Е.С. Строев



Утверждено
Постановлением
главы администрации Орловской области
от 26 июня 1996 г.  № 364

     
ПОЛОЖЕНИЕ

о системе предупреждения и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Орловской области

Общие положения.


Настоящее Положение определяет общие для организационно-правовые нормы в области предупреждения и защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Орловской области (далее - население) , всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах области или его части объектов производственного и социального назначения, а также предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовой формы (далее - организаций) , окружающей природной среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуации природного и техногенного характер (далее - чрезвычайные ситуации).

Действие настоящего Положения распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Орловской области, органов местного самоуправления, организаций и населения в области предупреждения и защиты населения к территорий от чрезвычайных ситуации.

1. Общие положения


1.1. Основные понятия     

Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранения здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среды и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

1.2. Законодательство в области предупреждения и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций состоит из Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской. Федерации , настоящего Положения и иных нормативных правовых актов Орловской области.

1.3. Целями настоящего Положения являются:

- предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;

- снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;

- ликвидация чрезвычайных ситуации.

Не связанные с перечисленными в части первой настоящего пункта целями отношения по восстановлению территорий, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, настоящим Положением не регулируются.

1.4. Органы управления, силы и средства областной территориальной подсистемы, органы местного самоуправления, организации, в полномочия которых входят решение задач по предупреждению и защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, входят в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

1.5. Основными задачами областной территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:

разработка и реализация правовых и экономических норм по предупреждению и обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;     

осуществление мероприятий и целевых программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организации, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и Средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуации;,

подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций, создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области предупреждения; и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

ликвидация чрезвычайных ситуаций;

осуществление мероприятия по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;

реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их реализации;

международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования областной территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются Положением областной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которое утверждается Постановлением главы администрации области.     

1.6. Границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Орловской области руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации и по согласованию с исполнительными органами администрации области и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.     

1.7. Информацию в области предупреждения и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляют сведения о прогнозируемых и возникающих чрезвычайных ситуациях, их последствиях, а также сведения о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной,

Пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Информация в области предупреждения и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также деятельности органов государственной власти области, органов местного самоуправления и организаций в этой области является глазной и открытой, если иное не предусмотрено Законодательством Российской Федерации.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти области, органы местного самоуправления и администрация организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации и иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуаций, о приемах и способах защиты населения от них.

Сокрытие, несвоевременное  представление, либо представление лицами заведомо ложной информации в области предупреждения и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок обеспечения населения, Федеральных органов государственной власти, органов государственной власти области, органов местного самоуправления и организаций информации в области предупреждения и зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций устанавливается законодательством Российской Федерации и нормативно-правовыми актами области.  

1.8. Для выполнения требовании Федерального Закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и иных нормативных правовых актов и для организации системы предупреждения и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями разрабатываются нормативные правовые документы согласно обязательного приложения № 1.

2. Основные принципы предупреждения и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций


Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуации, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, по подготовке области к защите населения проводится заблаговременно по территориально-производственному принципу и одновременно для условий чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера.

Планирование и осуществление мероприятий по предупреждению, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.

Объем и содержание мероприятий по предупреждению и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяется исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном нормативно-правовыми документами порядке привлекаются силы и средства областных органов исполнительной власти, а при необходимости привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.     

2.1. Приоритетное значение для эффективности защиты населения имеют предупреждающие меры, снижающие людские потери и материальный ущерб в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. К важнейшим из них относятся:

- ведение градостроительной политики и политики в области расселения с учетом интересов защиты населения;

- рациональное размещение потенциально опасных объектов городских и сельских поселенки;

- строительство объектов, зданий, сооружений, инженерных сетей и транспортных коммуникаций в соответствии с требованиями нормативных документов по проектированию инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;

- осуществление надзора и контроля в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

- экспертиза проектов и лицензирование деятельности потенциально опасных объектов и производств;

- мониторинг окружающей среды;

- декларирование безопасности потенциально опасных организаций;

- оценка состояния безопасности территорий.

В целях реализации мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций разрабатывается "Положение об организации работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Орловской области".     

2.2. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях обеспечивается:

своевременным оповещением населения области об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;

комплексным применением средств и основных способов защиты (укрытием в помещениях защитных сооружений, проведением эвакуации из опасных зон и районов, использованием средств индивидуальной защиты, применением средств медицинской защиты);

проведением спасательных к других неотложных работ в районах чрезвычайных ситуаций и очагах поражения;

обучением (подготовкой) в области защиты от чрезвычайных ситуаций, самостоятельным действиям населения в условиях чрезвычайных ситуаций.     

С целью эффективного решения задач по защите населения области создаются территориальные системы защитных мер, которые включают:

анализ и прогноз возможных чрезвычайных ситуаций и их последствий для населения;

организацию и осуществление непрерывного наблюдения и контроля;

оповещение (предупреждение) населения об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;

разведку и оценку складывающейся в чрезвычайных ситуациях обстановки, прогнозирование состояния окружающей среды; эвакуация населения ив опасных зон и районов;

инженерную, медицинскую, радиационную и химическую защиту населения;

регулярное информирование населения об обстановке в чрезвычайных ситуациях, принятых мерах по обеспечению безопасности, о порядке действия и выполнение мер защиты в чрезвычайных ситуациях и выполнение мер защиты в чрезвычайных ситуациях;

подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях населения, руководителей и специалистов организаций, а также сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

проведение спасательных и других неотложных работ в районах (зонах) чрезвычайных ситуаций.     

Для выполнения мероприятий по защите населения в мирное и военное время органами государственной власти области, органами местного самоуправления и организациями разрабатываются:

- План действий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в мирное время;

- План гражданской обороны;

- План основных мероприятий по вопросам ГО, предупреждении, и ликвидации чрезвычайных ситуаций и другие планирующие документы, перечень которых устанавливается управлением по делам ГО и ЧС области и ведомствами. Планы разрабатываются с учетом законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, рекомендации и указаний МЧС России. План утверждаются главами соответствующих администраций и руководителями организаций и согласовываются с вышестоящими органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

На основании Планов мирного и военного времени органов государственной власти области и местного самоуправления, организаций в подчиненных ведомствах, организациях, службах и структурных подразделениях предприятий разрабатываются:

- План обеспечения мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

- План обеспечения мероприятий гражданской обороны.

- Планы обеспечения утверждаются соответствующими руководителями ведомств, организаций и согласовываются с вышестоящим органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Реализацию Планов мирного и военного времени по защите населения производить Постановлением глав администрации, приказами руководителей организаций.


3. Полномочия органов государственной власти области и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

3.1. Органы государственной исполнительной власти Орловской области:     

а) принимают в соответствии с Федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области предупреждения и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

б) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»