Недействующий

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     20 марта 1998 года                                          № 154
     г. Орел

Об областной целевой программе улучшения условий и охраны труда на 1998-2000 годы

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1997 года № 1409 "О Федеральной целевой программе улучшения условий и охраны труда на 1998-2000 годы" и в целях обеспечения реализации государственной политики в области охраны труда работников на производстве независимо от форм собственности, предусмотренной Основами законодательства Российской Федерации об охране труда, ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить предлагаемую областную целевую программу улучшения условий и охраны труда на 1998-2000 годы (далее именуется Программа).

2. Определить заказчиком-координатором Программы - управление труда администрации области.

3. Управлению финансов и налоговой политики области осуществить финансирование мероприятий, определенных Программой за счет средств областного бюджета на 1998 и последующие годы.

4. Органам исполнительной власти городов и районов до 1 июля 1998 года разработать и утвердить соответствующие программы улучшения условий и охраны труда.

     Глава администрации                                    Е.С.Строев





Областная целевая программа улучшения условий
и охраны труда на 1998-2000 годы



Содержание

стр.

     Паспорт областной целевой программы улучшения              3
условий и охраны труда на 1998-2000 годы

     1. Состояние условий и охраны труда в области и            5
обоснование решений по их улучшению

     2. Основные цели и задачи, сроки реализации Программы      7

     3. Система программных мероприятий                         7

1. Разработка региональных законов и иных нормативных     8

         правовых актов по вопросам охраны труда работников

      2. Общепрограммные исследования и технические             8
         разработки

      3. Совершенствование условий и охраны труда на            8
         производстве

      4. Нормативное и информационное обеспечение охраны        9
         труда, профессиональное образование, пропаганда

     4. Ресурсное обеспечение Программы                        10

     5. Организация управления, механизм реализации            10
        Программы и контроль за её выполнением    

6. Оценка эффективности и социально-экономических         11

        результатов реализации



        Перечень мероприятий областной целевой программы       13

        улучшения условий и охраны труда на 1998 - 2000 годы

        Перечень основных мероприятий улучшения условий и      21

        охраны труда на 1998-2000 годы по предприятиям







ПАСПОРТ
областной целевой программы улучшения условий
и охраны труда на 1998-2000 годы

Наименование Программы            - областная целевая программа
                                  улучшения условий и охраны труда на
                                  1998-2000 годы.

Наименование, дата и номер        - постановление Главы администрации
решения о разработке Программы    Орловской области от 20 марта 1998 г.
                                  № 154 "Об областной целевой
                                  программе улучшения условий и охраны
                                  труда на 1998-2000 годы".

Заказчик Программы                - управление труда администрации
                                  Орловской области.

Основные разработчики             - управление труда администрации
Программы                         Орловской области, городские и
                                  районные администрации, научно -
                                  исследовательские и другие
                                  организации.

Цели и задачи Программы           - снижение производственного
                                  травматизма и профессиональной
                                  заболеваемости;

                                  - создание условий, обеспечивающих
                                  сохранение жизни и здоровья
                                  работников в процессе трудовой
                                  деятельности;

                                  - повышение уровня гарантий
                                  социальной защиты работников от
                                  профессионального риска;

                                  - реализация государственной политики

                                  в области охраны труда работников на

                                  производстве;

                                  - усиление эффективности правовой
                                  защиты трудящихся в области охраны
                                  труда;

                                  - создание системы мониторинга
                                  условий и охраны труда;

                                  - создание механизма экономического

                                  стимулирования работодателей за

                                  обеспечение безопасных условий труда

Сроки реализации Программы        - 1998-2000 годы.

Исполнители основных             - управления: труда администрации
мероприятий Программы             области, финансов и налоговой
                                  политики, здравоохранения;
                                  государственный комитет охраны
                                  окружающей среды, Орловский центр
                                  государственного санэпиднадзора,
                                  городские и районные администрации,
                                  научные и другие организации.

Объемы и источники               - объем финансирования Программы
финансирования Программы          35955 тыс. руб.
                                  Программа финансируется за счет
                                  целевых ассигнований из областного
                                  бюджета, средств предприятий и
                                  организаций, отчислений от штрафов
                                  взимаемых за нарушение
                                  законодательства о труде и об охране
                                  труда, средств поступающих от
                                  аттестации и сертификации рабочих
                                  мест по условиям труда.

Ожидаемые конечные результаты    - снижение производственного
реализации Программы              травматизма, профессиональной и
                                  общей заболеваемости, сокращение на
                                  этой основе государственных,
                                  областных расходов, сохранение
                                  здоровья работников, создание
                                  благоприятных предпосылок для роста
                                  рождаемости и снижения уровня
                                  смертности населения.

Организация контроля за          - управления: труда администрации
исполнением Программы             области, финансов и налоговой
                                  политики, здравоохранения;
                                  Орловский центр государственного
                                  санэпиднадзора.

1. СОСТОЯНИЕ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В ОБЛАСТИ И
ОБОСНОВАНИЕ РЕШЕНИЙ ПО ИХ УЛУЧШЕНИЮ

Настоящая Программа разработана на основе федеральной целевой программы улучшения условий и охраны труда на 1998-2000 годы и её мероприятия являются продолжением плана первоочередных мероприятий администрации Орловской области по улучшению условий и охраны труда на 1995-1997 годы.

Социально-экономические преобразования последних лет как в Российской Федерации, так и в регионе, высветили многие проблемы охраны труда, в частности, ухудшение условий труда, высокие показатели производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. В 1997 году было проведено обследование состояния условий труда на 383 предприятиях со среднесписочной численностью работников 115481 человек. В обследованных отраслях 33038 человек или 29% работали в неблагоприятных условиях труда и пользовались льготами и компенсациями.

По статистическим данным в области по состоянию на 1.01.98 г. на каждом третьем предприятии, в организации произошли несчастные случаи. В основном это предприятия и организации сельского хозяйства (49,4 % от всех травм), промышленности (34,5%), строительства и промстройматериалов (11%) и транспорта (5%). В 1997 году от травм на производстве пострадало 1460 человек, 65 человек погибло. Необходимо отметить, что чаще погибают работники в возрасте 35-40 лет. Семьям погибших выплачено только единовременных пособий на сумму около 330 млн. рублей. Всего же в области по трудовым увечьям по состоянию на 1.01.98 г. выплачено около 5 млрд. рублей. Помимо этого значительные затраты обусловлены амбулаторным (клиническим) лечением, проведением расследований несчастных случаев, потерями в производстве из-за простоев и поломки оборудования, снижения производительности труда.

Критическое положение с охраной труда обусловлено, прежде всего, низким уровнем технической оснащенности многих производств, применением устаревших технологий, изношенностью машин, механизмов, оборудования и других основных производственных фондов; недостаточным обеспечением и низкой эффективностью средств индивидуальной и коллективной защиты; отсутствием в ряде случаев нормативной, осведомляющей и регулирующей информации; массовыми нарушениями технологических и производственных дисциплин; низким уровнем культуры производства, социальной активности и профессиональной подготовки работников; снижением ответственности, требовательности к контролю за соблюдением норм и правил по охране труда; несоблюдением режимов труда и отдыха, сокращением медицинских осмотров.

Анализ причин производственного травматизма свидетельствует об ослаблении внимания работодателей к реконструкции и модернизации производства, соблюдению сроков проведения ремонта и замены устаревшего оборудования, применению надежных систем предупреждения и локализации аварий, о недостатках в выполнении требований норм и правил охраны труда при производстве работ, ухудшении состояния трудовой дисциплины.

Сложившаяся ситуация во многом еще связана с тем, что до настоящего времени не создана государственная (региональная) система управления охраной труда, соответствующая новым экономическим и трудовым отношениям; отсутствуют экономические механизмы, побуждающие работодателей принимать эффективные меры по обеспечению здоровых и безопасных условий труда, соблюдать требования по охране труда; не на должном уровне находится система обучения работников безопасным приемам работы.

Вопросами управления охраной труда в регионе занимается отдел Государственной экспертизы условий труда при управлении труда администрации области. Работа отдела строится в соответствии с Положением об отделе Государственной экспертизы условий труда и Положением о подразделении по охране труда органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В этих условиях на отдел легли функции организатора и координатора всей деятельности проводимой в регионе по условиям и охране труда. Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 30.10.95 г. № 58 утверждено примерное положение о подразделении по охране труда органа исполнительной власти по труду субъекта Российской Федерации с нормативом численности работников подразделения исходя из расчета 2-3 человека на 100 тысяч человек занятых в отраслях экономики. Такие подразделения созданы во многих регионах России. Назрела необходимость создания службы управления охраной труда и в нашей области.

В течение последних двух лет приняты постановления Главы администрации области, направленные на совершенствование работы в области охраны труда: № 430 от 24.10.95 г. "Об организации проведения обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности на территории области", № 18 от 12.01.96 г. "О совершенствовании работы по улучшению условий и охраны труда". Это способствовало созданию определенной системы в управлении вопросами условий и охраны труда в регионе и определило стратегию на ближайшие годы. При администрации области создана и работает Межведомственная комиссия по охране труда. Стало правилом в районах, где наблюдается высокий уровень травматизма, проводить комплексные проверки предприятий, организаций различных отраслей народного хозяйства с обсуждением результатов проверок на расширенных совместных заседаниях коллегий районных администраций и совета инспекций при совете федерации профсоюзов области. Для обучения кадров руководителей вопросам охраны труда в соответствии с программой, утвержденной Минтрудом России создано и работают 10 учебных центров, где прошло обучение 2600 человек.

В целях выполнения постановления Правительства Российской Федерации от 6.05.94 г. № 485 "О проведении обязательной сертификации постоянных рабочих мест на производственных объектах, средств производства, оборудования для средств коллективной и индивидуальной защиты" и постановления Министерства труда Российской Федерации от 3.11.95 г. № 64 "Об организации работы по проведению сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда" орган государственной экспертизы условий труда приступил к проведению в опытном порядке работ по осуществлению сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда, так как наш регион включен в число участников эксперимента по сертификации. Для этой цели в области была проведена аккредитация трех лабораторий и органа по сертификации в системе Минтруда России с выдачей лицензий на проведение данного вида работ. В 1997 году ряду предприятий, которые провели аттестацию рабочих мест, выданы сертификаты соответствия требованиям охраны труда. Для оказания помощи предприятиям, организациям в проведении аттестации рабочих мест и подготовке к сертификации производств в области создана система межрайонных центров по аттестации рабочих мест по условиям труда (10 лабораторий) на базе центров санэпиднадзора, лабораторий институтов и предприятий.

2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Основными целями областной целевой программы улучшения условий и охраны труда па 1998-2000 годы являются:

- снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в области;

- создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;

- повышение уровня гарантий правовой и социальной защиты работников от профессионального риска.

Основной задачей Программы является реализация государственной и региональной политики в области улучшения условий и охраны труда, изложенной в Основах законодательства Российской Федерации об охране труда.

Приоритетные направления мероприятий Программы определены в соответствии с основными задачами реформирования сферы охраны труда, федеральной Программой улучшения условий и охраны труда на 1998-2000 годы. Срок реализации Программы - 1998-2000 годы.

3. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Мероприятия Программы определены на основе анализа состояния условий и охраны труда работников (аттестации рабочих мест по условиям труда и фактору травмобезопасности оборудования, статистических данных о состоянии условий труда в отраслях, проверок и расследований несчастных случаев), проведенного государственной экспертизой условий труда совместно с органами исполнительной власти, государственными органами надзора и контроля, службами по охране труда, областным комитетом государственной статистики, научно-исследовательскими организациями.

Система программных мероприятий направлена на решение конкретных задач по снижению травматизма и улучшению условий и охраны труда и объединяет работы по следующим направлениям:

1. Разработка региональных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам охраны труда работников;

2. Общепрограммные исследования и технические разработки;

3. Совершенствование условий и охраны труда на производстве;

4. Нормативное и информационное обеспечение охраны труда, профессиональное образование, пропаганда.

1. Разработка региональных законов и иных нормативных правовых
актов по вопросам охраны труда работников

В 1998-2000 годах продолжить работу по совершенствованию правовой базы охраны труда.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»