Недействующий

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Кодекс Орловской области об административных правонарушениях

(в ред. законов Орловской области № 152-ОЗ, № 157-ОЗ, № 160-ОЗ, № 173-ОЗ, № 243-ОЗ)

Принят областным Советом народных депутатов                             26 ноября 1999 года

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     

Статья 1. Задачи законодательства Орловской области об административных правонарушениях

Законодательство области об административных правонарушениях имеет задачей охрану основ конституционного строя Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления, укрепление законности и правопорядка, предупреждение административных правонарушений и воспитание граждан в духе соблюдения требований законодательства, уважения к правам других лиц и ответственности перед обществом.

Статья 2. Источники законодательства Орловской области об административных правонарушениях

Настоящий Кодекс является единственным источником законодательства области, устанавливающим административную ответственность. Нормативные правовые акты области об административных правонарушениях до включения их в настоящий Кодекс не применяются.

Статья 3. Соотношение федерального законодательства об административных правонарушениях и законодательства Орловской области

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

2. Настоящий Кодекс устанавливает административную ответственность за правонарушения и порядок производства по таким делам в сфере ведения Орловской области, то есть в той части, в какой ответственность за административные правонарушения не установлена федеральным законодательством.

Областное законодательство об административных правонарушениях не может противоречить федеральному законодательству. Нормы федерального законодательства об административных правонарушениях действуют и применяются на территории области непосредственно.

Статья 4. Недопустимость установления административной ответственности правовыми актами органов местного самоуправления

Органы местного самоуправления не вправе устанавливать административную ответственность своими правовыми актами, если иное не установлено федеральным законом или законом Орловской области.

Статья 5. Принципы законодательства Орловской области об ответственности за административные правонарушения

Законодательство области об ответственности за административные правонарушения основывается на принципах законности, справедливости, гуманизма и равенства граждан перед законом и правоприменительным органом, а также на принципе ответственности за вину.

Статья 6. Принцип законности при применении мер воздействия за административные правонарушения

1. Никто не может быть подвергнут мере воздействия в связи с административным правонарушением иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Производство по делам об административных правонарушениях осуществляется на основе строгого соблюдения норм процессуального законодательства.

2. Применение уполномоченными органами и должностными лицами мер административного воздействия производится в пределах их компетенции, которая может быть установлена только законом.

3. Соблюдение требований законодательства при применении мер воздействия за административные правонарушения обеспечивается систематическим контролем со стороны вышестоящих государственных органов и должностных лиц, прокурорским надзором, правом обжалования и другими способами.

4. Применение законодательства об административных правонарушениях по аналогии не допускается.

Статья 7. Принцип справедливости при применении мер воздействия за административные правонарушения

Меры воздействия за административные правонарушения должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру правонарушения, обстоятельствам его совершения и личности виновного.

Статья 8. Принцип гуманизма при применении мер воздействия за административные правонарушения

В процессе применения мер воздействия за административные правонарушения не допускается нарушение прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации и нормами международного права. Причинение физических страданий и унижение человеческого достоинства при применении мер административно-правового характера запрещается.

Статья 9. Принцип равенства граждан перед законом и правоприменительным органом

Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом и органом, применяющим меры административного воздействия, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Статья 10. Принцип вины при применении мер воздействия за административные правонарушения

Лицо подлежит административной ответственности только за те деяния, в отношении которых установлена его вина. Административная ответственность за невиновное причинение вреда не допускается.

     

Статья 11. Предупреждение административных правонарушений

В Орловской области разрабатываются и осуществляются мероприятия, направленные на предупреждение административных правонарушений, выявление и устранение причин и условий, способствующих их совершению, на воспитание граждан в духе соблюдения требований законодательства, уважения к правам других лиц и ответственности перед обществом.

Статья 12. Действие законодательства об ответственности за административные правонарушения во времени и в пространстве

1. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании законодательства, действующего во время и по месту совершения правонарушения.

2. Акты, смягчающие или отменяющие ответственность за административные правонарушения, имеют обратную силу. Акты, устанавливающие или усиливающие ответственность за административные правонарушения, обратной силы не имеют.

3. Производство по делам об административных правонарушениях ведется на основании законодательства, действующего во время и по месту рассмотрения дела о правонарушении.

     

Статья 13. Признаки административного правонарушения

1. Административным правонарушением признается противоправное виновное деяние, посягающее на охраняемые законом права и интересы, за которое предусмотрена административная ответственность.

2. Административная ответственность не наступает, если правонарушение повлекло уголовную ответственность в соответствии с федеральным законодательством.

Статья 14. Совершение административного правонарушения умышленно и по неосторожности

1. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего деяния, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий.

2. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего деяния, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло из предвидеть.

Статья 15. Субъекты административной ответственности

Административной ответственности в соответствии с настоящим кодексом подлежат граждане Российской Федерации, лица без гражданства, иностранные граждане, должностные лица, а также юридические лица. При применении мер административного воздействия к юридическим лицам правила настоящего Кодекса применяются, если иное не вытекает из природы юридических лиц.

Статья 16. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность физических лиц

Административной ответственности подлежат физические лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста.

     

Статья 17. Ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства

Иностранные граждане и лица без гражданства несут ответственность в соответствии с настоящим кодексом на общих основаниях, если иное не установлено федеральным законом или нормами международного права.

     

Статья 18. Обстоятельства, исключающие административную ответственность

1. Не подлежат административной ответственности лица, действовавшие в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны, а также лица, находившиеся в момент совершения противоправного деяния в состоянии невменяемости.

2. Лицо, совершившее административное правонарушение, освобождается от административной ответственности с передачей материалов на рассмотрение товарищеского суда, общественной организации или трудового коллектива, если с учетом характера совершенного правонарушения и личности правонарушителя к нему целесообразно применить меру общественного воздействия.

3. При малозначительности совершенного административного правонарушения правоприменительный орган (должностное лицо) может освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

     

Статья 19. Административные взыскания

Настоящим кодексом устанавливаются следующие виды административных взысканий:

предупреждение;

штраф;

возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения.

     

Статья 20. Основные и дополнительные административные взыскания

1. Предупреждение и штраф могут применяться только в качестве основных административных взысканий.

2. Возмездное изъятие и конфискация предмета могут применяться как в качестве основных, так и в качестве дополнительных взысканий.

3. За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное взыскание.

     

Статья 21. Предупреждение

Предупреждение как мера административного взыскания выносится в письменной форме, если иное не установлено законом.

     

Статья 22. Штраф

1. Штраф есть денежное взыскание, налагаемое за административные правонарушения в случаях и пределах, предусмотренных настоящим кодексом. Штраф выражается в величине, кратной минимальному размеру месячной оплаты труда, установленному на момент окончания или пресечения правонарушения, а также в величине, кратной стоимости имущества.

2. Штраф устанавливается в пределах от одной десятой до ста минимальных размеров оплаты труда, а равно до десятикратной величины стоимости имущества.

Статья 23. Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения

1. Возмездное изъятие предмета состоит в его принудительном изъятии и последующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику с вычетом расходов по реализации изъятого предмета.

Предмет может быть возмездно изъят только если он явился орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения.

2. В случаях, предусмотренных федеральным законодательством, отдельные виды предметов не могут быть изъяты у лица, совершившего административное правонарушение.

Статья 24. Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения

1. Конфискация предмета состоит в принудительном безвозмездном обращения этого предмета в собственность Орловской области.

Конфискация допускается только по решению суда.

Предмет может быть конфискован только если он явился орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения и находится в собственности нарушителя.

2. В случаях, предусмотренных федеральным законодательством, отдельные виды предметов не могут быть конфискованы у лица, совершившего административное правонарушение.

Статья 25. Наложение административного взыскания

1. Взыскание за административное правонарушение налагается в пределах, установленных настоящим кодексом.

2. При наложении административного взыскания учитываются характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Статья 26. Обстоятельства, смягчающие ответственность за административное правонарушение

1. Обстоятельствами, смягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются:

совершение правонарушения впервые вследствие случайного стечения обстоятельств;

несовершеннолетие виновного;

беременность;

наличие малолетних детей у виновного;

совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств, совершение правонарушения по мотиву сострадания;

совершение правонарушения в результате физического или психического принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

совершение правонарушения при нарушении условий правомерности необходимой обороны, задержания лица, совершившего правонарушение, крайней необходимости, обоснованного риска, исполнения приказа или распоряжения;

противоправность или аморальность поведения потерпевшего, явившегося поводом для административного правонарушения;

чистосердечное раскаяние виновного;

предотвращение виновным вредных последствий правонарушения;

добровольное возмещение правонарушителем причиненного ущерба или устранение причиненного вреда.

2. При наложении административных взысканий могут учитываться в качестве смягчающих и другие обстоятельства, не предусмотренные частью первой настоящей статьи.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»