• Текст документа
  • Статус
Поиск в тексте
Действующий

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ

от 27 января 1995 года № 5/5-ОД

(Принято на пятом заседании областной Думы)


Об областной программе "Семья" на 1995 год

Отметить, что областная программа "Семья" создана на основе президентской программы "Дети России" от 18 августа 1994 г. Она направлена на обеспечение адресной материальной и моральной поддержки малообеспеченных семей. В целях осуществления практических мер по защите прав детства, восстановления социальной активности семей

областная Дума РЕШИЛА:

1. Одобрить областную программу "Семья" на 1995 год (прилагается).

2. Финансовому управлению областной администрации предусмотреть в бюджете средства для поэтапного финансирования программы "Семья".

3. Поручить комитету по вопросам социальной политики подготовить обращение к банкам, коммерческим структурам с просьбой оказания материальной помощи для реализации областной программы "Семья".

4. Обратиться к правительству с просьбой оказания материальной помощи для создания областного детского санатория.

5. Контроль за выполнением программы "Семья" возложить на комитет по вопросам социальной политики и управление социальной защиты населения.


Председатель
областной Думы Н.А.Володин











ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
АДМИНИСТРАЦИЯ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНАЯ ПРОГРАММА "СЕМЬЯ" НА 1995 ГОД
(Подпрограммы: "Экономическая поддержка малообеспеченных
семей","Дети-инвалиды", "Дети-сироты")


КОНЦЕПЦИЯ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СЕМЬЯ"
НА 1995 ГОД

Экономический спад и инфляционные процессы отрицательно сказываются на положении семей с детьми, их благосостоянии, на перспективах сохранения, выживания и развития семьи и особенно детей.
По итогам мониторингового исследования социально-экономического потенциала семей различного типа, проведенного в 1994 году, 52 % семей имеют среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, а 9,2 % - ниже минимальной заработной платы. Нарастают тенденции ухудшения положения средних слоев населения, сближения их по уровню жизни с бедными слоями. Уменьшается разрыв в стандартах потребления между основной массой экономически активного населения и беднейшей частью. Лишь в одной из четырех семей дети питаются нормально, в остальных дети не получают сбалансированного питания или недоедают. Для 68,8 % семей стало самой большой позволительной покупкой - приобретение одежды и обуви, а 31 % семей нуждается в материальной помощи на эти цели. Кризис платежей на многих предприятиях разрушил сложившееся ранее соотношение между минимальной и средней заработной платой, свел к минимуму существовавшую практику социальной поддержки нуждающихся трудящихся и их семей.
В этих условиях утрачивается привлекательность самой семейной жизни, падает престиж семьи, возрастает сознательное и вынужденное одиночество, происходит глубокая деформация основных функций семьи, меняется ее репродуктивное поведение. В 1994 году распалось более 3,5 тысячи семей или половина от вступивших в брак. Более 800 детей родилось вне брака. С 1988 года численность родившихся стабильно сокращалась. Молодые пары сознательно не хотят иметь детей. Это может привести к устойчивой депопуляции населения области, как в городах, так и на селе. Растет детская и подростковая преступность, социальное сиротство. Уменьшились возможности для культурного и духовного развития детей. Подавляющее большинство трудоспособного малообеспеченного населения сохраняет пассивность в улучшении своего материального положения.
Вышеизложенные отрицательные факторы, характеризующие экономическое, психологическое, моральное состояние семей области, как основной социальной ячейки общества, требуют принятия безотлагательных мер, направленных на повышение престижа и ответственности семьи за более полное выполнение ее основных функций:
- репродуктивной;
- экономической самостоятельности и поддержки членов семьи в процессе развития;
- воспитательной, передачи новым поколениям культурных и духовных национальных ценностей и их
приумножение.
Областная Дума, администрация области считают необходимым содействовать комплексной реабилитации жизненных сил семьи, восстановлению ее социальной активности, прежде всего, в интересах выживания, развития и защиты детей.

В этих целях:
Всемерно способствовать усилению личного трудового вклада членов семей в улучшение собственного экономического благосостояния, осуществлять широкую поддержку предпринимательства, фермерства, садоводчества и огородничества, развитию предприятий различных форм собственности по производству товаров и услуг.
Обеспечить адресную материальную и моральную поддержку семей, объективно не способных к самообеспечению в связи с нетрудоспособностью взрослых или высоким уровнем иждивенческой нагрузки: многодетные семьи с одинокими или больными родителями, безработными родителями с детьми, семьи без кормильца, молодые малообеспеченные семьи и др.
Осуществить приоритетную поддержку детей из социально неблагополучных семей на основе целевых подпрограмм "Дети-инвалиды" и "Трудное детство", сориентированных на выполнение федеральной программы "Дети-сироты".
Настоящая программа имеет целью достижение следующих задач:
- приостановление резкого обеднения семей, повышение экономической самостоятельности семей с трудоспособными членами;
- повышение стабильности брака, снижение разводов;
- сдерживание падения рождаемости и стабилизация демографической ситуации;
- поддержка здоровья женщин детородного возраста и детей раннего детского возраста;
- поддержка бедных семей на уровне общественно приемлемого экономического положения;
- снижение числа социальных сирот, создание условий для социальной реабилитации детей и подростков с девиантным (отклоняющимся) поведением;
- создание оптимальной модели социальной территориальной службы на основании постановления главы администрации области № 375 от 29.12.1993 г. "О мерах по усилению адресной социальной защиты населения и Указа Президента РФ № 543 от 1.06.92 г. и Постановления Правительства РФ № 610 от 21.08.92 г. "О неотложных мерах по улучшению положения детей в Российской Федерации";
- создание для детей-сирот, а также из малообеспеченных и бедных семей реальных возможностей для развития таланта, оздоровления, медико-социальной реабилитации детей-инвалидов;
- представление детям, попавшим в экстремальные ситуации, необходимой защиты их прав, временного приюта, ухода и воспитания, помощи в дальнейшем жизнеустройстве.

Социальная база, обуславливающего необходимость осуществления комплексной программы "Семья"


1. Население области - 908,4 тыс. чел.
в том числе женщин - 482 тыс. чел.
из них работающих - 230 тыс. чел.
из них матери, находящиеся в
отпусках по уходу за ребенком - 26,2 тыс. чел.
до трех лет
беременные женщины (в год) - 9 тыс. чел.
2. Всего семей - 247,6 тыс. чел.
в том числе:
имеющих детей до 18 лет -131,3 тыс. чел.
с одним ребенком - 73,7 тыс. чел.
многодетных с тремя - 9,3 тыс.,
и более детьми в них - 31517
молодые семьи (в год) - 6,4 тыс.
неполные (с одним кормильцем) - 38,1 тыс.
с матерями-одиночками - 5,6 тыс.,
в них - 6615 детей
семьи родителей, чьи
дети погибли в Афганистане - 66
семьи с детьми военнослужащих
срочной службы - 790
семьи с детьми-инвалидами - 1737,
в них - 1927 детей
опекунские семьи - 857,
в них - 969 детей
семьи с родителями - 916
инвалидами в них - 1464 детей
3. Семьи, особо неблагополучные в вопросах
воспитания детей: - 1469
- состоящие на учете в ИДН - 1391
- с родителями, лишенными родительских прав в 1994 г. - 68
- с матерями, состоящими на учете по алкоголизму - 2097 семей,
в которых проживает 3126 детей
- с осужденными родителями - 1264
- с детьми, состоящими на учете комиссий по делам несовершеннолетних - 1268
- ограничено в дееспособности судом - 38 семей
- отобрано судом детей без лишения родительских прав - 29 чел.
- состоит на учете в милиции родителей, уклоняющихся от воспитания и злоупотребляющие спиртными напитками - 378 семей

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПОДПРОГРАММЕ
"ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛООБЕСПЕЧЕННЫХ СЕМЕЙ"

Обследование социально-экономического потенциала семей различных социально-демографических типов, проведенное в 1994 году, показало, что за 6 месяцев число семей, находящихся за чертой бедности, выросло с 9,2 % до 25 %.
Среди малообеспеченных семей 76 % составляют полные семьи и 24 % - неполные семьи (с одним из родителей).
Впервые зафиксирован факт, когда за чертой бедности оказались не только многодетные, неполные семьи, но и 50 % супружеских пар с одним-двумя детьми, находящихся в вынужденных отпусках, не имеющих работы.
Обследование показало, что 60 % несовершеннолетних детей живет в семьях с доходом ниже среднего, причем малолетние дети сконцентрированы, в основном, в семьях с низким доходом. Это семьи с детьми без кормильца (одинокие матери с детьми до трех лет, неполные семьи с тремя и более детьми, семьи с родителями инвалидами или кормильцами-пенсионерами).
Наблюдается резкое расслоение общества. Доходы высокооплачиваемых слоев населения растут значительно, быстрее доходов низкооплачиваемых. Разрыв между максимальным и минимальным доходом составляет до 300 раз.
Нарастает тенденция ухудшения материального положения средних слоев, сближения их по уровню жизни с бедными слоями. Уменьшается разрыв в стандартах потребления между основной массой экономически активного населения и беднейшей его части. При этом большинство из бедных и малообеспеченных семей проявляют иждивенческие настроения, видят основной путь повышения жизненного уровня в государственных пособиях и субсидиях, не предпринимают деятельных мер по улучшению собственного благополучия за счет увеличения трудовой активности.
Вышеизложенное обязывает властные структуры области, работодателей развивать активные формы экономической поддержки семей, создавая рабочие места, развивая и вовлекая семьи в развитие малого и среднего бизнеса, фермерские хозяйства.
Целесообразными мерами удержания семей от обнищания признаются переход на адресную материальную поддержку беднейших семей с детьми, частичные компенсации на товары и услуги такие как: продукты питания (хлеб, молоко), детская одежда, электроэнергия, топливо, коммунальные, бытовые услуги, льготный проезд и другие отдельным категориям семей: со взрослыми инвалидами, вдовами участников Великой Отечественной войны, инвалидами и участниками ВОВ и некоторым другим.
Для сдерживания иждивенческих настроений адресная материальная помощь будет обращена крайне бедным семьям, в зависимости от уровня доходов, работоспособности взрослых членов семьи, наличия жилья и имущества.
Меры материальной поддержки включают в себя: .
- повышение экономической активности семей через содействие в занятости трудоспособных граждан, создание условия для самостоятельного обеспечения желаемого качества жизни;
- адресную помощь малоимущим семьям с детьми;
- первоочередные меры по социальной поддержке молодых семей;
- приоритетную социальную защиту детства и направлены на стабилизацию экономического положения семей с детьми, препятствуют распространению массовой бедности.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПОДПРОГРАММЕ
"ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ"

По данным последней переписи населения 131,3 тысячи семей, из 247,6 тысячи имеют детей в возрасте до 18 лет что составляет 53 % от общего числа семей.
Уровень рождаемости в области за последние 5 лет снизился на 7 тысяч и не обеспечивает простого воспроизводства: в 1993 году родилось 8389 человек, умерло 12600 человек.
Сохраняется высокий уровень детской смертности. Детская смертность до 1 года составляет 15,7 %. Основными причинами смерти раннего неонатального периода жизни являются ателектаз легких, родовые травмы, здоровье матери. Лишь половина родов является нормальными. Ухудшение структуры питания женщин, в первую очередь беременных, ведет к отклонениям в развит плода.
56 % детей школьного возраста имеют различные заболевания.
Возрастает инвалидность детей. После окончания школы почти 40 % выпускников имеют ограничения при выборе профессии. В 1993 году их число выросло с 1601 до 1925 человек. Не налажена их медицинская и социальная реабилитация. Отсутствие или высокие цены на лекарства, санаторно-курортное лечение не позволяет глубоко долечивать диспансерные группы детей. В крайне тяжелом положении находятся дети, страдающие онкологическими заболеваниями, лейкемией, сахарным диабетом, заболеваниями органов дыхания, нервной системы и органов чувств.
Участившиеся ранние браки, снижение ответственности за рождение здоровых и желанных детей среди значительной части молодежи, увеличение числа абортов, как основного способа планирования семьи и ухудшение репродуктивного здоровья женщин - все это ведет к воспроизводству потомства, наследующего болезни родителей.
В 1993 году из 8246 рожденных 9,2 % или 806 детей рождены вне зарегистрированных браков, 317 детей родилось у несовершеннолетних матерей. На одни роды приходится 2 аборта.
Резкое снижение жизненного уровня населения привело к получению 30,7 % семей с несовершеннолетними детьми дохода ниже прожиточного минимума, а у 24,5 % этот доход ниже минимальной заработной платы.
60 % детей живет в семьях с доходом ниже среднего. Каждый десятый ребенок в неполной семье, в 6 % многодетных семей дети недоедают.
В группе абсолютно бедных оказалось 100 % неполных семей без работников (матери по уходу за детьми, инвалиды - родители, опекуны). В структуре бедности среди крайне бедных на 2 и 3 место после работников трудоспособного возраста идут школьники (19,9 %) и дошкольники (18,3 %), 55 тысяч детей живут в зоне загрязнения от последствий аварии на ЧАЭС, в том числе 300 с правом на отселение.
Все вышеперечисленные обстоятельства обусловили необходимость разработки и осуществления специальной целевой программы "Дети-инвалиды".
Программой предусматривается концентрация бюджетных и небюджетных средств, организационных возможностей для достижения следующих целей:
- проведение оздоровительных (реабилитационных) мероприятий с детьми и подростками группы риска, предупреждающих выход детей на инвалидность;
- снижение числа рождений детей-инвалидов за счет ранней выявляемости патологии развития плода у женщин, а также за счет развития областной службы планирования семьи и охраны репродуктивного здоровья населения, направленной на улучшение здоровья матери и ребенка;
- создание в области необходимой сети учреждений медико-социальной реабилитации детей-инвалидов, повышающей их самостоятельность в самообслуживании и снижающей зависимость от взрослых;
- осуществление мер экономической и моральной поддержки семей с больными детьми и детьми-инвалидами.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПОДПРОГРАММЕ
"ДЕТИ-СИРОТЫ"

Изучение социально-экономического положения семей доказало, что в области проживает значительная группа несовершеннолетних детей и подростков, нуждающихся в особых мерах социальной защиты и поддержки, проблемы которых условно можно было бы объединить понятием "Трудное детство". Это дети, лишившиеся родителей или их опеки или попечительства.
Помимо материальной нуждаемости, эти дети фактически не получают должного ухода, развития и воспитания, часто подвергаются физическому и психическому насилию, становятся жертвами криминальных элементов. Многие из них становятся беспризорными, вступают в конфликт с окружающими, законом разрушают социальные связи и нуждаются в экстренной защите прав детства, социальной реабилитации и коррекции отклоняющегося поведения, как основной формы профилактики преступлений и правонарушений.
Это 4 тысячи детей родителей-алкоголиков, педагогически несостоятельных матерей и отцов, около 2,5 тысячи детей, имеющих психически больных родителей.
2,8 тыс. детей и подростков, проживающих в семьях, состоящих на учете в милиции по причинам семейного неблагополучия, или уже совершившие правонарушения или преступления.
За последние 5 лет подростковая преступность в области возросла в 2 раза. Почти тысяча подростков ежегодно совершают общественно опасные деяния.
Продолжается неконтролируемое отчисление подростков из учебных заведений. Если в 1985 году из школ области отчислено по различным причинам 82 подростка, то в 1993 году - уже 235.
Наблюдается рост жестокого обращения с детьми. Ежегодно из-за жестокого обращения или непонимания взрослых около 30 детей уходят из семей, 32 - из детских домов и школ-интернатов. 70 % всех детских травм дети получают во время семейно-бытовых конфликтов.
Сложившаяся ситуация требует осуществления дополнительных практических мер по защите прав детства в вопросах выживания и развития, предупреждению преступлений и правонарушений детей и подростков, коррекции их отклоняющегося поведения и социальной реабилитации, а также налаживания социально-правовой, медико-психологической, социально-педагогической помощи и поддержки семей через создание системы учреждений социальной помощи семье и детям, развитие имеющегося опыта профилактики правонарушений и безнадзорности.
Такой подход соответствует Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 26.01.90 г., и другим документам и нормам международного права, Указу Президента РФ "О реализации Всемирной Декларации за выживание, защиту и развитие детей в 90-ые годы".
В соответствии с вышеизложенным разработана программа "Дети-сироты".

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЛАСТНОЙ ПРОГРАММЫ "СЕМЬЯ"

                                                       млн.р.

1. Всего средств                                      80808,25
     в том числе:
   областной бюджет                                   7463,4
   бюджеты р-нов                                      37486,0
   средства пенсионного фонда                         1188,0
   Фонд занятости населения                           121,5

   Федеральный резервный фонд
   организации летнего отдыха                         1036,0

   Средства федерального бюджета
   Министерства социальной защиты населения           616

   Средства федерального бюджета на
   расходы по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС   3170,0

   Федеральная программа "Дети Чернобыля"             330

   Фонды социальной поддержки населения,
   фонды "Милосердия"                                 590,85

   Благотворительные спонсорские средства             276,5

   

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДСТВ ПО ВЕДОМСТВАМ:


   ВСЕГО:                                             80808,25
     в том числе:
   Управление социальной защиты населения             9149,25
   Комитет по высшей школе и народному образованию    38087
   Комитет по культуре и искусcтву                    113,2
   Облздравотдел                                      216,5
   Транспорт                                          93,2
   Фонд занятости                                     121,5
   Комитет по молодежной политике                     1200
   АО "Электросвязь"                                  5,8
   Облжилкомхоз                                       5,8
   АО "Облхлеб", облпотресоюз,
   АО молочный комбинат "Орловский",  
   районные молокозаводы                              800
   Выплата пособий на детей через облгоррайбюджеты    31000
   Райгорадминистрации                                16

Об областной программе "Семья" на 1995 год

Название документа: Об областной программе "Семья" на 1995 год

Номер документа: 5/5-ОД

Вид документа: Решение Орловской областной Думы

Принявший орган: Орловский областной Совет народных депутатов

Статус: Действующий

Опубликован: Ведомости Орловской областной Думы

Выпуск 1-2

с. 111-149

Дата принятия: 27 января 1995

Дата начала действия: 27 января 1995