ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 23 марта 2020 года N 415/331


Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной, муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях


В целях обеспечения прав детей, нуждающихся в длительном лечении в учреждениях здравоохранения, на получение общего образования, урегулирования процессов организации общего образования детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам, в соответствии со статьей 43 Конституции Российской Федерации, статьями 5, 41, 66 Федерального закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 и Методическими рекомендациями об организации обучения детей, которые находятся на длительном лечении и не могут по состоянию здоровья посещать образовательные организации, утвержденными Первым заместителем Министра здравоохранения Российской Федерации от 17.10.2019 и заместителем Министра просвещения Российской Федерации от 14.10.2019,

приказываем:

1. Утвердить Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях в новой редакции.

2. Признать утратившим силу приказ департамента образования и науки Брянской области N 1109-А от 02.07.2018 "Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях" (далее - Порядок).

3. Руководителям муниципальных органов управления образованием:

- довести данный Приказ до сведения образовательных организаций;

- осуществить контроль размещения Порядка на сайтах образовательных организаций.

4. Главным врачам медицинских организаций Брянской области обеспечить исполнение Приказа согласно приложению.

Директор департамента образования
и науки Брянской области
Е.В.Егорова


Директор департамента здравоохранения
Брянской области
А.Н.Бардуков



Приложение
к Приказу "Об утверждении Порядка
регламентации и оформления отношений
государственной и муниципальной
образовательной организации и родителей
(законных представителей) обучающихся,
нуждающихся в длительном лечении, а также
детей-инвалидов в части организации обучения
по основным общеобразовательным программам
на дому или в медицинских организациях"
от 23.03.2020 N 415/331

ПОРЯДОК
регламентации и оформления отношений государственной, муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях


I. Общие положения


Настоящий Порядок определяет механизм обеспечения государственных гарантий прав на образование детей, нуждающихся в индивидуальном обучении на дому по состоянию здоровья и в медицинских организациях, регулирует возникающие при этом отношения между всеми участниками образовательного процесса.

Организация индивидуального обучения детей, которые по состоянию здоровья не могут временно или постоянно посещать образовательную организацию, регламентируется следующими нормативными правовыми актами:

"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993);

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012;

Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";

Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";

Федеральный закон от 24.10.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";

СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 N 189;

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.06.2016 N 436н "Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому";

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.12.2013 N 1400 "Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования";

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 20 февраля 2019 г. N ТС-551/07 "О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью";

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 07.08.2018 N 05-283 "Об обучении лиц, находящихся на домашнем обучении";

Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.09.2016 N 15-3/10/2-5810;

Методические рекомендации об организации обучения детей, которые находятся на длительном лечении и не могут по состоянию здоровья посещать образовательные организации, утвержденные Первым заместителем Министра здравоохранения Российской Федерации от 17.10.2019 и заместителем Министра просвещения Российской Федерации от 14.10.2019.

Целью настоящего Порядка является:

- нормативное закрепление гарантий прав обучающихся государственных, муниципальных общеобразовательных организаций на общее образование путем создания организационных и иных условий для обучения;

- определение условий осуществления государственных гарантий в области образования для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов.

Задачами организации индивидуального обучения обучающихся, нуждающихся в длительном лечении на дому и в медицинских организациях, являются:

- обеспечение и защита конституционных прав детей в части получения ими общего образования в форме индивидуального обучения по месту их проживания или нахождения, недопустимости дискриминации в сфере образования;

- освоение основных общеобразовательных программ в рамках федеральных государственных образовательных стандартов обучающимися, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательную организацию;

- создание механизма правовых отношений между участниками образовательного процесса при организации обучения обучающихся на дому или в медицинской организации (в т.ч. санатории).

Права и обязанности больных детей, родителей (законных представителей), педагогических работников реализуются в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации в сфере здравоохранения и образования.

Действие настоящего Порядка распространяется на все категории обучающихся, нуждающихся в длительном лечении на дому, в больницах и санаториях, проживающих или получающих лечение на территории Брянской области, в том числе на государственные образовательные организации и муниципальные образовательные организации Брянской области, имеющие государственную аккредитацию по основным общеобразовательным программам и (или) основным адаптированным общеобразовательным программам, в том числе ГАУ "Брянский региональный центр обработки информации" в части дополнительного дистанционного образования.

Понятия, используемые в настоящем Порядке: заболевание - возникающее в связи с воздействием патогенных факторов нарушение деятельности организма, работоспособности, способности адаптироваться к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды при одновременном изменении защитнокомпенсаторных и защитноприспособительных реакций и механизмов организма;

тяжесть заболевания или состояние - критерий, определяющий степень поражения органов и (или) систем организма человеком либо нарушения их функций, обусловленные заболеванием, или состоянием, либо его осложнением;

неполное выздоровление - наличие стойких патологических изменений в каком-либо органе или системе, при которых заболевание имеет длительное или хроническое течение с возможными обострениями, из-за чего возможности жизнедеятельности ограничены;

лечение - система медицинских мероприятий, направленных на восстановление здоровья ребенка;

длительное лечение - система медицинских мероприятий, направленных на восстановление здоровья ребенка, для реализации которых требуется более 21 дня;

медицинская реабилитация - комплекс мероприятий медицинского и психологического характера, направленных на полное и частичное восстановление нарушенных и (или) компенсацию утраченных функций пораженного органа либо систем организма, поддержание функций организма в процессе завершения остро развивающегося патологического процесса или обострения хронического патологического процесса в организме, а также на предупреждение, раннюю диагностику и коррекцию возможных нарушений функций поврежденных органов либо систем организма, предупреждение и снижение степени возможной инвалидности, улучшение качества жизни, сохранение работоспособности пациента и его социальную интеграцию в общество;

ограничения жизнедеятельности - отклонение самостоятельной практической деятельности от общепринятой возрастной нормы вследствие нарушения функционального состояния организма, которое ограничивает его способность выполнять определенный комплекс интегрированной деятельности;

обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;

особые образовательные потребности - зависимость психического развития ребенка с нарушениями здоровья различной этиологии и степени тяжести от специальных условий воспитания и обучения, без применения которых возможности реализации его психологического потенциала и социализации ограничены;

специальные условия для получения образования - условия обучения, воспитания и развития обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающим необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;

психолого-педагогические технологии - методы и приемы, содержание и организация процесса обучения, с помощью которых возможно оказывать стимулирующее воздействие на ход психического развития ребенка; индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;

обучающийся, нуждающийся в длительном лечении - обучающийся, осваивающий основные и дополнительные общеобразовательные программы, который по заключению медицинской организации проходит лечение или медицинскую реабилитацию, продолжительностью более 21 дня в медицинских организациях или на дому, согласно перечню заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому, или ребенок, который уже обучается на дому в соответствии с иными законными основаниями; образовательная организация, осуществляющая обучение длительно болеющих детей (госпитальная школа) - организация, осуществляющая образовательную деятельность по основным и дополнительным

общеобразовательным программам, в которой обучаются дети, нуждающиеся в длительном лечении в медицинской организации; в том числе образовательные организации, осуществляющие свою деятельность, на базе медицинской организации, образовательные организации для обучающихся, осваивающих основные и дополнительные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении (в том числе санаторным), специализированные структурные образовательные подразделения медицинской организации;

образовательная организация по месту жительства - организация, осуществляющая образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, которая закреплена за территорией постоянного проживания ребенка и куда он зачислен по заявлению его родителей (законных представителей).

Другие понятия и термины, используемые в настоящем Порядке, применяются в значениях, определенных действующим законодательством. Участниками отношений при организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях являются:

- обучающиеся, нуждающиеся в длительном лечении;

- дети-инвалиды;

- родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, родители (законные представители) детей-инвалидов (далее - родители (законные представители);

- государственные и муниципальные образовательные организации Брянской области (далее - образовательные организации);

- педагогические работники;

- государственные медицинские организации Брянской области (далее - медицинские организации).

II. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов


2.1. Порядок организации обучения детей на дому или в медицинской организации регламентируется локальным нормативным актом образовательной организации.

2.2. Основанием для организации обучения обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и письменное заявление родителей (законных представителей).

2.3. Отсутствие ребенка в школе по причине проведения в отношении него медицинской реабилитации или санаторно-курортного лечения является уважительной причиной.

2.4. За ребенком и его родителями сохраняется право выбора образовательной организации.

2.5. Во время длительного лечения обучающийся может быть одновременно зачислен в другую организацию, которая организует его обучение во время его нахождения в медицинской организации, и пока ученик не может посещать школу по месту жительства.

2.6. Образовательная организация по месту жительства ребенка является основным организатором предоставления ему общего образования с учетом имеющихся и возникших в связи с заболеванием особых образовательных потребностей. Эта школа постоянно взаимодействует с семьей и организациями, где он временно обучается. В рамках взаимодействия рекомендуется оформлять акт договоренностей.

2.7. Родители (законные представители) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов представляют в образовательную организацию следующие документы:

- заявление на имя руководителя образовательной организации с просьбой об организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинской организации на период, указанный в заключении медицинской организации;

- справку из образовательной организации, в которой ребенок обучается постоянно, с указанием вида и уровня образовательной программы;

- заключение медицинской организации, заверенное заведующим отделением или главным врачом и печатью медицинской организации;

- индивидуальную программу реабилитации или абилитации инвалида (для детей-инвалидов, при наличии).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»