ПРАВИТЕЛЬСТВО БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 от 2 марта 2020 года N 75-п


Об утверждении Концепции демографической политики в Брянской области на период до 2025 года



В соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351, в целях координации деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований, постепенной стабилизации численности населения и формирования предпосылок последующего демографического роста в Брянской области Правительство Брянской области

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию демографической политики в Брянской области на период до 2025 года.

2. Рекомендовать органам местного самоуправления при планировании и осуществлении мероприятий в области демографической политики руководствоваться положениями Концепции демографической политики в Брянской области на период до 2025 года.

3. Департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области совместно с заинтересованными органами исполнительной власти области в 3-месячный срок разработать проект плана мероприятий на 2020 - 2024 годы по реализации Концепции демографической политики в Брянской области на период до 2025 года.

4. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

5. Опубликовать постановление на "Официальном интернет-портале правовой информации" (pravo.gov.ru).

6. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Брянской области Щеглова Н.М.


Губернатор
А.В. Богомаз


Утверждена
постановлением Правительства
Брянской области
от 2 марта 2020 г. N 75-п

          


КОНЦЕПЦИЯ
демографической политики в Брянской области на период до 2025 года

I. Общие положения


Концепция демографической политики в Брянской области на период до 2025 года (далее - Концепция) разработана на основании Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351, и представляет собой систему целей, задач и приоритетов деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере регулирования демографической политики в Брянской области.

В данной Концепции проанализирована современная демографическая ситуация в Брянской области и определены пути решения наиболее острых социальных проблем.

Концепция ориентирована на долгосрочный период, что обусловлено инертностью демографических процессов и долгосрочностью ожидаемых результатов.

II. Современная демографическая ситуация в Брянской области

Для Брянской области характерна кризисная социально-демографическая ситуация. На развитие населения оказывает влияние комплекс гетерогенных факторов: социально-экономических, геополитических, биологических, демографических, природно-экологических. Анализируемый период (с 2014 года) характеризует деформация долговременной эволюции демографического перехода в условиях экономического кризиса, трансформации социально-политических процессов, смены демографических волн, последствий экологической чернобыльской катастрофы. В области представлены все зоны радиоактивного загрязнения, в пределах которых проживает четверть ее населения.

Трансформацию демографической структуры отличает динамизм, структурная и территориальная сложность. Основными тенденциями являются: снижение численности населения, депопуляция, изменение половозрастной и семейной структур, демографическое старение, миграционный отток. Положительные тренды последних лет ослабили негативные процессы.

Один из индикаторов демографического кризиса - снижение демографического потенциала. В начале 2014 года постоянное население области составило 1242599 человек, на 1 января 2019 года - 1200187 человек, в том числе городское население - 845152 человека (70,4 %), сельское население - 355035 человек (29,6 %). Численность населения сократилась на 3,4 %. Это определяется наложением двух процессов - естественной и миграционной убыли. Данный тренд противоположен динамике населения Центрального федерального округа. Уменьшилось количество жителей в городской и наиболее интенсивно в сельской местности: на 2,2 и 6,2 % соответственно. Существенна региональная дифференциация процессов. Снижение численности типично для 26 муниципальных районов, где естественная убыль не компенсировалась миграционным притоком или усиливалась оттоком. Увеличение характерно только для Брянского района с активным миграционным приростом.

Депопуляция во многом обусловлена кризисом процессов воспроизводства населения.

Важная социально-демографическая проблема - низкий уровень рождаемости. По итогам 2018 года область находится на 8 месте среди 18 субъектов Центрального федерального округа вместе с Белгородской, Воронежской, Курской, Рязанской областями. Несмотря на тренд роста в результате положительного влияния демографической волны, реализация мер демографической политики остается значимой. Коэффициент рождаемости повысился с 11,0 % в 2014 году до 11,4 % в 2015 году. В 2016 году начало проявляться негативное воздействие нарастающей "ложбины" демографической волны (сокращение населения репродуктивного возраста), что сказалось на снижении рождаемости до 10,9 %. Аналогична динамика суммарного коэффициента рождаемости. Его уровень (1,557 - 1,650 в 2014 - 2015 годах) не обеспечивает простого воспроизводства населения. При этом суммарный коэффициент рождаемости в 2016 - 2018 годах имел тенденцию снижения. Значительны региональные различия. Наибольшие показатели коэффициентов рождаемости (10,1 - 10,6 %) в Погарском, Севском, Климовском районах. Наиболее низкие коэффициенты (7,5 - 6,6) в Новозыбковском, Суземском, Суражском, Выгоничском, Карачевском, Дубровском, Клетнянском районах.

Городская местность восстановила лидерство по уровню рождаемости, перекрыв сельский показатель. Высока внебрачная рождаемость (17,7 %).

Ожидается уменьшение интенсивности деторождения вследствие сужения репродуктивной когорты населения наряду со старением рождаемости, нестабильностью семейных отношений. Негативен фактор социально-экономического кризиса (проблема комплексна). Важный приоритет поддержания рождаемости - реализация демографической политики.

Положителен тренд снижения смертности, в частности, вследствие развития системы здравоохранения и особенностей демографической волны. Так, в 2014 году общий коэффициент смертности жителей области составлял 16,0, в 2018 году - 15,2. Ситуация в Брянской области более проблемная, чем в Центральном федеральном округе (в 2018 году - 12,9). Смертность варьируется от 13,5 в Брянском районе до 21,6 в Стародубском районе. Высоки показатели в Красногорском (19,6), Погарском (21,0), Рогнединском (20,3) районах. Положение в городах значительно лучше (за исключением г. Сельцо), чем в сельской местности. Структура причин смерти населения аналогична Центральному федеральному округу: болезни системы кровообращения, новообразования, болезни органов пищеварения, заболевания дыхательной системы. Важная проблема - повышенный уровень смертности в трудоспособной когорте, особенно мужской. Актуальна задача снижения ее предотвратимой составляющей. С 2014 года наблюдается сокращение младенческой смертности. Если в 2014 году число умерших в возрасте до 1 года на 1000 родившихся живыми составляло 9,2, то в 2018 году - 4,0. Доминирует летальность от состояний, возникших в перинатальный период. Значима доля врожденных аномалий.

На фоне старения населения, сокращения трудоспособной категории и роста демографической нагрузки на нее прогнозируется смена тренда - увеличение смертности. Активизация развития здравоохранения - фактор сдерживания негативных процессов.

Важный критерий Всемирной организации здравоохранения, определяющий качество населения, - средняя ожидаемая продолжительность жизни (СОПЖ). Длительный период снижения сменился ростом в результате сокращения возрастных коэффициентов смертности. В 2014 году СОПЖ составила 69,42 года, в 2018 году - 71,71 года. Показатели в Брянской области ниже уровня Центрального федерального округа. Большая разница (12 лет) в продолжительности жизни мужчин и женщин - свидетельство социального неблагополучия.

Естественная убыль населения является выраженной проблемой регионального развития. В 2014 - 2016 годах проявилась положительная тенденция уменьшения показателя вследствие повышения рождаемости и снижения смертности. Однако в связи с уменьшением показателей рождаемости показатель естественной убыли возрос с -4,7 в 2016 году до -6,0 в 2018 году. Выражена региональная дифференциация процессов. Наименьшая естественная убыль (до -4,0) типична для Брянского, Злынковского районов, гг. Брянск, Стародуб. Другой полюс с особо кризисными процессами, низкой рождаемостью и высокой смертностью - Жирятинский, Карачевский, Красногорский, Погарский, Рогнединский, Стародубский районы. В них показатели составляют от -10,4 до -13,2.

Главная проблема - депопуляция региона, особенно сельской местности. Суженный тип воспроизводства населения будет и в ближайшей перспективе одним из индикаторов социально-экономического развития области. Ожидается возобновление негативных тенденций рождаемости, смертности и воспроизводства. Реализация национального проекта "Демография" должна способствовать ослаблению кризиса.

Происходит изменение половозрастной структуры. Усиливается ее регрессивность. Положительный тренд увеличения удельного веса детей и подростков недостаточно интенсивен. В 2014 году он составил 16,1 %, в 2018 году - 17,1 %. Сокращается трудоспособное население (до 54,5 %). Особо негативна данная тенденция в репродуктивном возрасте. Растет доля пенсионеров, в 2018 году она составила 28,4 %. Высок уровень демографической старости. Самая разбалансированная половозрастная структура на юго-западе области. Современные процессы - фактор будущего ухудшения положения на рынке труда. Среди направлений смягчения проблемы - рационализация миграционной политики.

Важная черта демографического развития - высокий динамизм механического движения, усложнение его структуры, миграционный отток. Для Брянской области в 2014 - 2018 годах характерна миграционная убыль, за исключением 2016 года, когда миграционный прирост составил 467 человек. В 2018 году убыль составила 3651 человек. Выше убыль по Центральному федеральному округу наблюдалась только в Тверской (-4348) и Тамбовской (-9917) областях.

Меняется соотношение разных типов миграции населения. Снизилась роль внутриобластных, выросла роль российских межрегиональных и внешних миграций.

Активное сальдо международной миграции формируется за счет ближнего зарубежья. Наиболее интенсивны связи с Украиной. Изменился рейтинг остальных: вырос в республиках Азербайджан, Таджикистан, Беларусь. Важна разработка эффективной системы привлечения и адаптации мигрантов в условиях значимости их притока для компенсации убыли трудовых ресурсов. Одно из направлений - реализация государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников. В обмене с дальним зарубежьем эмиграционные лидеры - Германия, Израиль, Латвия.

Доминируют внутрироссийские перемещения. Характерно растущее отрицательное сальдо. Наиболее выражен отток в г. Москву, Московскую и Калужскую области, г. Санкт-Петербург и Ленинградскую область. Особо активны внутрирегиональные миграции. Важным фактором являются вынужденные чернобыльские переселения.

Процесс миграционного оттока населения негативен для развития области. В 2018 году он составил 3,0 %. Для большинства муниципальных районов характерно отрицательное сальдо. Позитивна ситуация с постоянным притоком в Брянском районе, гг. Брянск, Клинцы, Сельцо. Сложна проблема миграционной зависимости социально-экономического развития территорий.

Значительны региональные различия демографических процессов. Относительно неблагоприятная ситуация с увеличением численности в результате компенсации естественной убыли миграционным притоком в Брянском районе. Особо сложная кризисная демографическая ситуация на западе области (Рогнединский, Дубровский, Клетнянский, Мглинский, Суражский, Унечский районы) и юге (Стародубский и Суземский районы). Различный комплекс демографических проблем определяет приоритеты региональной демографической политики.

III. Цели и задачи демографической политики Брянской области на период до 2025 года

Целью демографического развития Брянской области является комплексная реализация трех направлений: укрепление здоровья и снижение смертности населения, стимулирование рождаемости и укрепление семьи, повышение эффективности использования миграционных потоков.

В основе данных направлений лежит устойчивое экономическое развитие региона в целях обеспечения роста доходов населения, доступного и высокого качества медицинских услуг, защиты материнства и детства, улучшения экологической обстановки, жилищных условий граждан.

Задачами демографической политики Брянской области являются:

совершенствование профилактической и лечебно-диагностической помощи для сохранения репродуктивного здоровья, снижение смертности населения, в первую очередь в младенческом возрасте, среди подростков и лиц трудоспособного возраста;

повышение уровня рождаемости за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей;

реализация государственных гарантий по обеспечению детей, беременных женщин качественной бесплатной медицинской помощью с максимальным сохранением доступности дорогостоящих видов помощи;

увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни путем снижения заболеваемости, профилактики травматизма и отравлений;

снижение тяжести последствий от дорожно-транспортных происшествий, оказание доврачебной медицинской помощи при совершении ДТП;

улучшение качества жизни хронических больных и инвалидов путем предоставления им условий для реализации имеющегося (остаточного) потенциала здоровья;

повышение жизненного уровня населения области на основе обеспечения эффективной занятости трудоспособных граждан путем увязки программ подготовки рабочих и специалистов в системе профессионального образования с прогнозами потребности экономики области в работниках соответствующей профессиональной квалификации, организации информационного взаимодействия рынка труда и образовательных услуг;

обеспечение ежегодного роста реальных денежных доходов семьи, позволяющих реализовать ее репродуктивный потенциал, путем обеспечения поддержки предпринимательской инициативы граждан, роста заработной платы в тесной увязке с результатами профессиональной деятельности и квалификацией, искоренения теневых схем выплаты заработной платы в целях обеспечения прав граждан на достойную пенсию и установление законодательством социальных гарантий;

дальнейшее совершенствование структуры и содержания работы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов по предоставлению социальных услуг в соответствии с государственными стандартами социального обслуживания;

проведение мероприятий по укреплению материальной базы действующей сети социальных учреждений для пожилых людей и инвалидов, особое внимание уделить созданию условий, максимально приближенных к домашним, в учреждениях стационарного обслуживания;

укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;

регулирование миграционных потоков, в том числе снижение миграционных оттоков населения, повышение привлекательности области для потенциальных мигрантов.

IV. Приоритеты демографической политики в области охраны здоровья и увеличения продолжительности жизни населения

Приоритетами демографического развития в данной области являются:

укрепление репродуктивного здоровья населения путем совершенствования профилактической и лечебно-диагностической помощи, формирования в массовом сознании понимания жизненной необходимости физкультурно-спортивных занятий и создание условий для этих целей;

приоритетное выделение средств на развитие службы охраны здоровья матери и ребенка из общего объема средств, выделяемых из областного бюджета на здравоохранение;

совершенствование организации и качества оказания акушерско-гинекологической помощи и лекарственного обеспечения до и во время беременности и родов, перинатальной помощи, дальнейшее развитие профилактики и лечения бесплодия;

укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений здравоохранения для интенсивного наблюдения и лечения беременных и новорожденных;

разработка и внедрение прогрессивных перинатальных технологий, способствующих повышению качества медицинской помощи беременным и новорожденным, развитие перинатальных центров, разработка и внедрение в практику эффективных медицинских технологий, диагностики, проведение мероприятий по профилактике нежелательной беременности, абортов и инфекций, передаваемых половым путем;

укрепление состояния здоровья детей и подростков, прежде всего за счет совершенствования профилактических мероприятий по снижению травм и отравлений, курения, алкоголизма и наркомании, отдыха и оздоровления, а также путем создания таких структурных подразделений, как отделения (кабинеты) медико-социальной помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях и учебных заведениях;

диспансеризация детей с последующим обеспечением доступности лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий;

улучшение состояния здоровья населения в трудоспособном возрасте, в первую очередь за счет профилактических мероприятий по снижению травм и отравлений, раннего выявления болезней системы кровообращения, новообразований и инфекционных заболеваний, путем разработки мероприятий, направленных на повышение качества и доступности медицинской помощи женщинам, детям;

аттестация рабочих мест для выявления и устранения воздействия неблагоприятных факторов на здоровье работников, проведения сертификационных работ по охране труда;

улучшение качества жизни хронически больных и инвалидов путем обеспечения доступности среды жизнедеятельности для лиц с ограниченными возможностями;

развитие реабилитационной индустрии, направленной на создание возможностей для максимального использования потенциала инвалидов;

формирование здорового образа жизни путем организации и проведения пропагандистской работы, в том числе через средства массовой информации, развитие учреждений физической культуры, отдыха и туризма, досуговых центров (особенно для детей, подростков и молодежи);

обеспечение поддержки благотворительных акций и инициатив, ставящих своей целью укрепление здоровья населения;

принятие мер по предотвращению и профилактике самоубийств (работа телефонов доверия, домов ночного пребывания для граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, не имеющих места жительства) и совершенствование методов работы врачей-психиатров, медицинских психологов, психотерапевтов, социальных работников;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»