Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 9 июня 2014 года N 154-рп



Об утверждении инвестиционной стратегии Брянской области на период до 2020 года



____________________________________________________________________
Документ утратил силу на основании
распоряжения Правительства Брянской области от 13.11.2023 N 319-рп
____________________________________________________________________



В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации от 27 декабря 2012 года N Пр-144ГС, в целях реализации инвестиционной политики, стимулирования инвестиционной активности и привлечения инвестиций в экономику области:

1. Утвердить прилагаемую инвестиционную стратегию Брянской области на период до 2020 года.

2. Контроль за исполнением распоряжения возложить на вице-губернатора Брянской области Касацкого А.И.

Губернатор
Н.В.Денин



Утверждена
постановлением Правительства
Брянской области
от 9 июня 2014 г. N 154-рп

Инвестиционная стратегия Брянская области
 на период до 2020 года


1. Анализ и оценка состояния
инвестиционной деятельности и инвестиционного климата на территории Брянской области


Инвестиционная стратегия Брянской области до 2020 года разработана в рамках внедрения в Брянской области Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, утвержденного автономной некоммерческой организацией "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов".

Стратегия учитывает положения следующих федеральных и региональных нормативно-правовых актов:

а) Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике";

б) Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления";

в) Указ Президента Российской Федерации от 10 сентября 2012 года N 1276 "Об оценке эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности";

г) Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р;

д) Стратегия социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2011 года N 1540-р;

е) Стратегия социально-экономического развития Брянской области до 2025 года, утвержденная Постановлением администрации Брянской области от 20 июня 2008 года N 604;

ж) государственная программа "Экономическое развитие, инвестиционная политика и инновационная экономика Брянской области" (2014 - 2020 годы), утвержденная Постановлением Правительства Брянской области от 30 декабря 2013 года N 769-п.

Инвестиционная стратегия является базовым документом инвестиционного развития Брянской области, внедрение и реализация которого должны происходить с учетом основных принципов Стратегии социально-экономического развития региона. В целом инвестиционная стратегия должна способствовать достижению основных целей Стратегии социально-экономического развития в экономическом блоке: создание новых рабочих мест, рост производства товаров, увеличение предпринимательской активности. Таким образом, реализация эффективной инвестиционной политики создает предпосылки для устойчивого социально-экономического развития региона.

К вопросам ведения органов государственной исполнительной власти Брянской области относится обширный спектр мер по улучшению инвестиционного и предпринимательского климата в регионе. Эффективность усилий органов государственной исполнительной власти имеет критическое значение при выборе места локализации производства российских или зарубежных инвесторов. Для оценки факторов, способных повлиять на решение инвестора о реализации в регионе инвестиционных проектов, необходимо изучить инвестиционный потенциал отраслей экономики региона, качество деловой среды и инвестиционную активность региона в целом.

Инвестиционная стратегия региона должна отвечать целям и условиям экономической политики, проводимой на федеральном уровне. В долгосрочной перспективе развитие российской экономики будет определяться следующими основными тенденциями:

адаптацией к замедлению роста мировой экономики и спроса на углеводороды;

усилением зависимости платежного баланса и экономического роста от притока иностранного капитала и состояния инвестиционного климата;

исчерпанием потенциала существующих технологических разработок в ряде высоко- и среднетехнологичных отраслей экономики при усилении потребности в активизации инновационно-инвестиционной компоненты роста;

необходимостью преодоления ограничений в инфраструктурных отраслях (электроэнергетика, транспорт);

начавшимся сокращением населения в трудоспособном возрасте в сочетании с усилением дефицита квалифицированных рабочих и инженерных кадров;

усилением конкуренции как на внутренних, так и на внешних рынках при значительном сокращении ценовых конкурентных преимуществ в связи с опережающим ростом заработной платы, энергетических издержек.

В рамках инвестиционной стратегии Брянской области учитываются основные варианты долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, которые определяются степенью реализации следующих ключевых факторов:

развитие и реализация сравнительных преимуществ российской экономики в энергетике, науке и образовании, высоких технологиях и других сферах;

интенсивность инновационного обновления обрабатывающих производств и динамика производительности труда;

модернизация транспортной и энергетической инфраструктуры;

развитие институтов, определяющих предпринимательскую и инвестиционную активность, эффективность государственных институтов;

укрепление доверия в обществе и социальной справедливости, включая вопросы легитимности собственности;

интенсивность повышения качества человеческого капитала и формирование среднего класса;

интеграция евразийского экономического пространства.

В зависимости от степени реализации этих факторов на федеральном уровне определены три сценария социально-экономического развития в долгосрочной перспективе: консервативный, инновационный и целевой (форсированный).

Консервативный сценарий характеризуется умеренными (не более 3,6 процента) долгосрочными темпами роста экономики на основе активной модернизации топливно-энергетического и сырьевого секторов при сохранении относительного отставания в гражданских высоко- и среднетехнологичных секторах. Модернизация экономики ориентируется в большей степени на импортные технологии и знания. Среднегодовые темпы роста ВВП оцениваются на уровне 3,0 - 3,2 процента в 2013 - 2020 годах, доля России в мировом ВВП в 2020 году сохранится на уровне 2012 года и составит 3,8 процента.

Инновационный сценарий характеризуется усилением инвестиционной направленности экономического роста. Сценарий опирается на создание современной транспортной инфраструктуры и конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств и экономики знаний наряду с модернизацией энергосырьевого комплекса. Сценарий предполагает превращение инновационных факторов в ведущий источник экономического роста и прорыв в повышении эффективности человеческого капитала на рубеже 2020 - 2022 годов, что позволяет улучшить социальные параметры развития. Среднегодовые темпы роста российской экономики оцениваются на уровне 4,0 - 4,2 процента в 2013 - 2020 годах, что будет превышать рост мировой экономики и позволит увеличить долю России в мировом ВВП к 2020 году до 4,0 процента.

Целевой (форсированный) сценарий разработан на базе инновационного сценария. Он характеризуется форсированными темпами роста, повышенной нормой накопления частного бизнеса, созданием масштабного несырьевого экспортного сектора и значительным притоком иностранного капитала. Среднегодовые темпы роста ВВП повышаются до 4,6 процента в 2013 - 2015 годах и до 6,8 процента в 2016 - 2020 годах, что повышает вес российской экономики в мировом ВВП до 4,6 процента к 2020 году.

Инновационный и форсированный сценарии предполагают более сложную модель управления и для государства, и для бизнеса. Сценарии связаны со значительными объемами инвестирования в проекты по развитию высоких технологий и человеческого капитала с параметрами окупаемости, далеко выходящими за сложившиеся на рынке среднесрочные пределы. Основные барьеры вызваны дефицитом конкурентоспособных, по мировым критериям, профессиональных кадров как на уровне корпораций, так и на уровне государственного управления, неэффективностью механизмов координации совместных усилий.

2. Оценка инвестиционной активности Брянской области


Инвестиционная активность Брянской области показывает следующие темпы роста. Индекс физического объема инвестиций в 2013 году составил 123,3 процента к уровню 2012 года. Предприятиями и организациями освоено инвестиций в основной капитал в объеме 60,8 млрд. рублей (в 2012 году - 46,6 млрд. рублей). По индексу физического объема инвестиций Брянская область заняла 1-е место в ЦФО и 4-е место в России (индекс физического объема инвестиций в России составил 99,8 процента, в ЦФО - 105 процентов).

Рис. 1. Темп прироста инвестиций в основной капитал, проценты (не приводится)

Рис. 2. Динамика инвестиций в основной капитал на душу населения, руб.(не приводится)     

Объем инвестиций в основной капитал Брянской области в расчете на душу населения значительно ниже, чем в целом по ЦФО. В период с 2008 по 2011 г. данный показатель по Брянской области увеличивался, тогда как по ЦФО в целом происходило снижение объема инвестиций в основной капитал на душу населения. В 2013 году объем инвестиций в основной капитал на душу населения Брянской области увеличился, составив 48,6 тыс. руб.

Рис. 3. Инвестиции в основной капитал Брянской области в 2013 г. по видам экономической деятельности (не приводится)


Основная доля инвестиций в основной капитал Брянской области в 2013 году поступила в сельское и лесное хозяйство - 46,6 процента, обрабатывающие производства получили около 19 процентов, почти 12 процентов инвестиций поступило в сферу транспорта и связи. За последние три стабильно увеличивается доля инвестиций, освоенных в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (5 процентов). На общем фоне довольно незначительны поступления инвестиций в образование, строительство и финансовую деятельность региона.

Рис. 4. Темп прироста иностранных инвестиций, проценты (не приводится)

     В период с 2008 по 2012 г. иностранные инвестиции в Брянскую область и ЦФО имели разнонаправленные колебания. В обозначенный временной отрезок в Брянской области наблюдался спад иностранных инвестиций, лишь в период с 2010 по 2011 г. темп прироста показал положительную динамику. Тем не менее в 2011 г. началось снижение, что привело к отрицательному значению показателя в 2012 г. При этом темп прироста в целом по ЦФО оказался значительно ниже, чем в Брянской области. По объему поступивших в экономику иностранных инвестиций Брянская область в 2012 г. занимает 16-е место среди регионов ЦФО.


В 2012 г. рейтинговым агентством "Эксперт РА" Брянской области присвоен инвестиционный рейтинг 3В1 - "пониженный потенциал, умеренный риск". В число регионов ЦФО, получивших аналогичный рейтинг, попали Калужская, Тверская, Рязанская, Ярославская, Курская, Владимирская, Смоленская области.

В интегральном рейтинге по показателю инвестиционного потенциала регионов России за 2011 - 2012 гг. Брянская область заняла 41-е место (в 2010 - 2011 гг. - 45-е место), по показателю инвестиционного риска - 34-е (в 2010 - 2011 гг. - 47-е место).

Эксперты рейтингового агентства отметили в качестве максимальных частных потенциалов региона инфраструктурный (за счет высокой густоты железных дорог), финансовый и потребительский; в качестве минимальных - природно-ресурсный и производственный. По инвестиционным рискам Брянская область имеет неудовлетворительные показатели по криминальному и финансовому.

До 2028 г. в Брянской области планируется к реализации 97 инвестиционных проектов (без учета уже реализованных или исключенных из реестра инвестиционных проектов Брянской области, постоянно формируемого департаментом экономического развития Брянской области) в различных сферах деятельности: производство строительных материалов, пищевая промышленность, сельское хозяйство, машиностроение и т.д. Общий объем вложений в инвестиционные проекты составит 115,8 млрд. руб. за обозначенный период.

Рис. 5. Распределение финансирования инвестиционных проектов Брянской области по отраслям, проценты (не приводится)

Как видно из рисунка 5, более половины всех инвестиций будет осуществлено в агропромышленном комплексе Брянской области. Одним из ключевых инвесторов агропромышленного комплекса является холдинг "Мираторг". Наиболее ресурсоемкими проектами данного холдинга являются проекты по созданию комплекса по производству высокопродуктивного мясного поголовья КРС и комплекса по убою и первичной переработке КРС (инициатор ООО "Брянская мясная компания", объем финансирования 20,6 млрд. руб.) и по созданию комплекса по выращиванию, убою и переработке мяса цыплят-бройлеров (инициатор - ООО "Брянский бройлер", объем финансирования 14,9 млрд. руб.). Среди других крупных инвесторов данной сферы также можно отметить ЗАО "Куриное Царство-Брянск" (группа "Черкизово") - проекты по развитию бройлерного птицеводства (объем финансирования первого этапа проекта - 2,4 млрд. руб., второго этапа - 2,8 млрд. руб.); ООО "Царь-Мясо" - строительство свиноводческого комплекса на 7590 свиноматок и племенной фермы на 1800 свиноматок (объем финансирования - 5,07 млрд. руб.); ООО "Дружба" - строительство двух свиноводческих комплексов на 50 тыс. голов в год каждый, строительство мясохладобойни с пунктом первичной переработки сельскохозяйственных животных (объем финансирования - 3,6 млрд. руб.).

Наиболее ресурсоемкими проектами машиностроительной отрасли являются проекты, планируемые к реализации в Новозыбковском и Клинцовском районах: организация производства железнодорожного подвижного состава (инициатор ОАО "Новозыбковский машиностроительный завод", объем финансирования - 4 млрд. руб.), организация производства грузовых железнодорожных вагонов в ОАО "Новозыбковский завод "Индуктор" (инициатор ООО "РэйлТрансХолдинг", объем финансирования - 1,5 млрд. руб.) и создание и освоение серийного производства автокранов военного назначения, гусеничных кранов, башенных кранов и стрелковых кранов грузоподъемностью от 40 тонн и более, наращивание производства модернизированных кранов грузоподъемностью 25 т (инициатор ОАО "Клинцовский автокрановый завод", объем финансирования - 0,8 млрд. руб.).

Крупнейшими инвестиционными проектами лесопромышленного комплекса являются строительство нового завода ДСП и ЛДСП в Дятьковском районе (инициатор ОАО "Дятьково-ДОЗ", объем финансирования - 1,8 млрд. руб.) и реконструкция КДМ N 5 и модернизация цеха N 1 для расширения производства картонов в Суражском районе (инициатор - ЗАО "Пролетарий", объем финансирования - 1 млрд. руб.).

Наиболее ресурсоемкие инвестиционные проекты в сфере производства строительных материалов: строительство завода по производству керамического лицевого кирпича методом полусухого прессования в Брянском районе (инициатор ООО "БрянскСтройКерамика", объем финансирования - 0,6 млрд. руб.) и строительство комбината керамических изделий в г. Клинцы (инициатор ООО "Комбинат керамических изделий", объем финансирования - 1,9 млрд. руб.).

Распределение количества инвестиционных проектов по отраслям выглядит иным образом.

Рис. 6. Распределение количества инвестиционных проектов по отраслям, проценты (не приводится)


Более половины инвестиционных проектов Брянской области также представлено проектами в сфере агропромышленного комплекса, что показывает высокую привлекательность данной отрасли для инвесторов разного масштаба. Также значительная доля от общего количества инвестиционных проектов приходится на проекты, связанные с лесопромышленным комплексом и производством строительных материалов.

3. Стратегические инвестиционные приоритеты
экономического развития Брянской области
и точки роста экономики региона

3.1. Отрасли, приоритетные для привлечения инвестиций


Выявление приоритетных отраслей инвестиционного развития Брянской области было произведено путем сопоставления различных групп отраслевых показателей на основе матричного подхода.

Анализ инвестиционной активности отраслей Брянской области произведен путем сопоставления показателей темпов роста инвестиций в основной капитал за пять лет и относительной доли в общих инвестициях в основной капитал за пять лет (рис. 7).

Рис. 7. Сопоставление инвестиционной активности отраслей Брянской области (не приводится)


Наиболее инвестиционно-активными отраслями Брянской области являются агропромышленный комплекс, лесопромышленный комплекс, машиностроение и сфера услуг. Для отраслей агропромышленного и лесопромышленного комплексов, машиностроения и сферы услуг доля инвестиций в основной капитал за последние 5 лет в экономику Брянской области выше, чем в среднем по России.

С целью оценки значимости отдельных отраслей для социально-экономического развития Брянской области в целом проведено сопоставление соотношения занятых работников и доли отраслевых нефедеральных налогов в общем объеме налоговых поступлений региона (рис. 8).

Рис. 8. Сопоставление значимости отраслей экономики Брянской области (не приводится)


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»