Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 июня 2013 года N 242-п


О внесении изменений в постановление администрации области от 30 декабря 2011 года N 1303  "Об утверждении государственной программы "Охрана окружающей среды, воспроизводство  и использование природных ресурсов Брянской области" (2012 - 2015 годы)"

____________________________________________________________________
Документ утратил силу на основании
постановления Правительства Брянской области от 30.12.2013 N 853-п
____________________________________________________________________



В соответствии с указами Губернатора Брянской области от 26 февраля 2013 года N 174 "О структуре исполнительных органов государственной власти", от 29 января 2013 года N 72 "О реорганизации комитета природопользования и охраны окружающей среды, лицензирования отдельных видов деятельности Брянской области и управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов Брянской области", постановлением Правительства Брянской области от 22 апреля 2013 года N 39-п "О внесении изменений в постановление администрации области от 17 июня 2011 года N 544 "Об утверждении перечня государственных программ (подпрограмм) Брянской области" Правительство Брянской области

постановляет:

1. Внести в постановление администрации области от 30 декабря 2011 года N 1303 "Об утверждении государственной программы "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Брянской области" (2012 - 2015 годы)" (с учетом изменений, внесенных постановлениями администрации области от 16 июля 2012 года N 639, от 24 августа 2012 года N 786, от 17 октября 2012 года N 964, от 6 декабря 2012 года N 1132, от 29 декабря 2012 года N 1346, указом Губернатора Брянской области от 15 марта 2013 года N 221) следующие изменения:

1.1. Пункт 3 изложить в редакции:

"3. Контроль за исполнением постановления возложить на вице-губернатора Брянской области Касацкого А.И.".

1.2. Государственную программу "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Брянской области" (2012 - 2015 годы), утвержденную вышеуказанным постановлением, изложить в редакции согласно приложению.

2. Признать утратившими силу постановления администрации области:

от 30 декабря 2011 года N 1274 "Об утверждении государственной программы "Охрана, контроль и регулирование использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов Брянской области" (2012 - 2015 годы)";

от 13 августа 2012 года N 744 "О внесении изменений в государственную программу "Охрана, контроль и регулирование использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов Брянской области" (2012 - 2015 годы)";

от 29 декабря 2012 года N 1353 "О внесении изменений в государственную программу "Охрана, контроль и регулирование использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов Брянской области" (2012 - 2015 годы)".

3. Опубликовать данное постановление на официальном сайте Правительства Брянской области в сети Интернет.

4. Контроль за исполнением постановления возложить на вице- губернатора Брянской области Касацкого А.И.


Временно исполняющий
обязанности Губернатора
А.И. Касацкий



Приложение
к Постановлению Правительства
Брянской области
от 24 июня 2013 г. N 242-п


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
"Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование
природных ресурсов Брянской области"
(2012 - 2015 годы)



П А С П О Р Т
государственной программы "Охрана окружающей среды,
воспроизводство и использование природных ресурсов
Брянской области" (2012 - 2015 годы)

Наименование программы

"Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Брянской области" (2012 - 2015 годы)

Ответственный исполнитель

Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области

Соисполнители программы

отсутствуют

Перечень долгосрочных целевых программ

отсутствуют

Перечень подпрограмм

отсутствуют

Цели государственной программы

- улучшение экологической обстановки в области;

- реализация государственной политики, направленной на предотвращение чрезвычайных ситуаций, связанных с обращением ядохимикатов, повышение уровня санитарно-экологической безопасности в Брянской области;

- эффективное управление в сфере установленных функций;

- обеспечение развития и использования

минерально-сырьевой базы на территории Брянской области

- выполнение полномочий, определенных субъекту Российской Федерации водным законодательством и законодательством о гидротехнических сооружениях;

- восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения, обеспечение защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод;

- реализация государственной политики в области охраны объектов животного мира и среды их обитания, водных биологических ресурсов;

- обеспечение рационального использования объектов животного мира, водных биологических ресурсов;

Задачи государственной программы

1. Обеспечение государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в области охраны окружающей среды и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Брянской области;

2. Уменьшение и локализация негативного воздействия отходов производства и потребления, образующихся на территории Брянской области, сбросов загрязняющих веществ в водные объекты на здоровье человека и окружающую среду;

3. Ведение и мониторинг Красной книги, просвещение населения в области экологии и природных ресурсов Брянской области и пропаганда экологических знаний;

4. Проведение работ по сбору ядохимикатов, вывозу их с мест хранения на утилизацию;

5. Материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности департамента;

6. Рациональное использование возобновляемых и эффективное использование невозобновляемых природных ресурсов;

7. Реализация полномочий в сфере установленных функций, включая эффективное управление бюджетными средствами, предусмотренными на их исполнение;

8. Прирост запасов общераспространенных полезных ископаемых по строительным пескам, песчано-гравийной смеси, глин и суглинков для производства современной высококачественной керамики и керамического кирпича в объеме 3,8 млн. м(3);

9. Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений путем их приведения к безопасному техническому состоянию;

10. Восстановление и экологическая реабилитация водных объектов;

11. Осуществление контроля за использованием незаконных орудий добычи объектов животного мира, оборотом продукции, получаемой от объектов животного мира;

12. Предупреждение и пресечение административных правонарушений, связанных с использованием объектов животного мира;

13. Осуществление контроля за деятельностью пользователей животным миром по воспроизводству охотничьих ресурсов, в том числе по проведению биотехнических мероприятий;

14. Проведение необходимого комплекса биотехнических мероприятий на территориях общедоступных охотничьих угодий и в заказниках регионального значения;

15. Проведение мероприятий по мониторингу физического состояния объектов животного мира, среды их обитания, ведение государственного учета объектов животного мира;

16. Обеспечение рационального использования охотничьих ресурсов области пользователями животным миром;

17. Предоставление рыбопромысловых участков Брянской области для осуществления товарного рыбоводства;

Сроки и этапы реализации государственной программы

 2012-2015 годы

Объемы бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы

общий объем финансирования государственной программы в 2012-2015 годах составляет 449 889,3 тыс. рублей, в том числе:

- средства областного бюджета - 293563,1 тыс. рублей, в т.ч. по годам:
2012 год - 70 691,1 тыс. рублей,
2013 год - 76 769,1 тыс. рублей;
2014 год - 72 952,1 тыс. рублей;
2015 год - 73 150,8 тыс. рублей;

- средства федерального бюджета -
110 296,5 тыс. рублей, в т.ч. по годам:
2012 год - 43 191,2 тыс. рублей,
2013 год - 41 761,6 тыс. рублей,
2014 год - 12 650,4 тыс. рублей,
2015 год - 12 693,3 тыс. рублей;

- средства местных бюджетов -
12 483,5 тыс. рублей, в т.ч. по годам:
2012 год - 4 217,3 тыс. рублей;
2013 год - 3 628,0 тыс. рублей;
2014 год - 2 246,6 тыс. рублей;
2015 год - 2 391,6 тыс. рублей;

- внебюджетные источники - 33546,2 тыс. рублей в течение 2012 года.

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

1. Ввод 6-ти полигонов ТБО;

2. Объем очищенных сточных вод- 10800 тыс. куб. м;

3. Утилизация ртутьсодержащих приборов - 31902 штук за весь период реализации программы;

4. Сбор, транспортировка и утилизация ядохимикатов в количестве 649,7 тонн, в том числе:

в 2012 году - 299,7 тонн;

в 2013 году - 350 тонн;

5. Объем разведанных и утвержденных запасов общераспространенных полезных ископаемых в количестве 3,8 млн. м(3), в том числе:

в 2012 году - 2,2 млн. м(3);

в 2013 году - 0,6 млн. м(3);

в 2014 году - 0,5 млн. м(3);

в 2015 году - 0,5 млн. м(3).

6. Издание книг природоохранной тематики:

в 2012 году - 400 шт.;

в 2013 году - 400 шт.;

в 2014 году - 1400 шт.;

в 2015 году - 400 шт.

7. Поступление в бюджет доходов от лицензирования черных и цветных металлов в сумме 548,5 тыс. рублей, в том числе:
2012 год - 173,5 тыс. рублей;
2013 год - 125,0 тыс. рублей;
2014 год - 125,0 тыс. рублей;
2015 год - 125,0 тыс. рублей;

8. Поступление в бюджет доходов от лицензирования выбросов в атмосферу загрязняющих веществ в сумме 622,0 тыс. рублей, в том числе:
2012 год - 172,0 тыс. рублей;
2013 год - 150,0 тыс. рублей;
2014 год - 150,0 тыс. рублей;
2015 год - 150,0 тыс. рублей;

9. Поступление в бюджет доходов от оплаты за проведение государственной экспертизы запасов в сумме 898,7 тыс. рублей, в том числе:
2012 год - 298,7 тыс. рублей;
2013 год - 200,0 тыс. рублей;
2014 год - 200,0 тыс. рублей;
2015 год - 200,0 тыс. рублей;

10. Поступление в бюджет доходов от проведения аукционов по недропользованию в сумме 5890,6 тыс. рублей, в том числе:
2012 год - 2890,6 тыс. рублей;
2013 год - 1000,0 тыс. рублей;
2014 год - 1000,0 тыс. рублей;
2015 год - 1000,0 тыс. рублей;

11. Поступление в бюджет доходов от штрафов за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды
в сумме 1696,4 тыс. рублей, в том числе:
2012 год - 346,4 тыс. рублей;
2013 год - 450,0 тыс. рублей;
2014 год - 450,0 тыс. рублей;
2015 год - 450,0 тыс. рублей;

12. Количество созданных и обработанных кормовых полей на особо охраняемых природных территориях регионального значения, в которых установлены ограничения по охоте:

2012 год - 10 шт.;

2013 год - 10 шт.;

2014 год - 12 шт.;

2015 год - 12 шт.;

13. Количество созданных и обработанных кормовых полей на территориях общедоступных охотничьих угодий:

2012 год - 40 шт.;

2013 год - 40 шт.;

2014 год - 43 шт.;

2015 год - 43 шт.;

14. Динамика численности охотничьих ресурсов к предыдущему отчетному периоду:

2012 год - 105 %;

2013 год - 105 %;

2014 год - 105 %;

2015 год - 105 %;

15. Доля охотничьих хозяйств, охваченных внутрихозяйственным охотустройством:

2012 год - 50 %;

2013 год - 75 %;

2014 год - 85 %;

2015 год - 90 %;

16. Доля заключенных договоров о предоставлении рыбопромысловых участков для осуществления товарного рыбоводства к предыдущему отчетному периоду:

2012 год - 100 %;

2013 год - 100 %;

2014 год - 100 %;

2015 год - 100 %.

17. Эффективное выполнение плана мероприятий государственной программы ежегодно на 100 %.
 Ожидаемые результаты ВЦП "Развитие водохозяйственного комплекса Брянской области" (2013-2018 годы) приведены в паспорте ВЦП (приложение 1 к госпрограмме)
Ожидаемые результаты ВЦП "Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, а также противопаводковые мероприятия и водохозяйственная деятельность на территории Брянской области" (2010-2012 годы) приведены в паспорте ВЦП (приложение 2 к госпрограмме)



1. Характеристика состояния окружающей среды,
воспроизводства и использования природных ресурсов Брянской области.
Анализ факторов риска реализации государственной политики в этой сфере

 

В Брянской области имеется свыше четырех тысяч водных объектов, восемьсот гидротехнических сооружений, многие из которых имеют значительный износ, и требуют ремонта. В течение 2009-2011 годов за счет средств бюджетов всех уровней (федерального, областного и муниципальных бюджетов) отремонтировано 11 гидротехнических сооружений.

     

Реализация мероприятий государственной программы позволит предотвратить возможный ущерб от негативного воздействия вод, а также вследствие аварий гидротехнических сооружений, обеспечить развитие и использование водных и минерально-сырьевых ресурсов.

На территории Брянской области, практически в каждом районе осуществляют свою деятельность дорожные, жилищно-коммунальные и строительные службы, которые имеют производственную базу. Для обеспечения своей деятельности вышеуказанным службам требуются строительные пески и песчано-гравийные смеси. Имеющиеся запасы этих полезных ископаемых, из-за их неравномерного распределения на территории области, не обеспечивают потребности служб.

В последнее время значительно возрос спрос на глинистое сырье для производства керамического кирпича. Числящиеся на государственном балансе запасов месторождения глинистого сырья не покрывают спрос из-за незначительных объемов.

В период 2009-2011 годов за счет средств областного бюджета разведано 3 месторождения строительных песков и утверждены запасы в объеме 897,78 тыс. м(3).

В настоящее время в Брянской области остаются нерешенными проблемы загрязнения водных объектов и атмосферного воздуха от сбросов и выбросов промышленных предприятий, растущего объема отходов производства и потребления, деградации почв и растительного покрова. Растет число несанкционированных свалок в городах и населенных пунктах, в лесной и сельской местности, увеличивается замусоренность всех категорий земель.

Состояние санкционированных свалок и полигонов, их обустройство, технология эксплуатации не соответствуют требованиям природоохранных норм и правил. Обязательные технологические операции (уплотнение отходов, послойная засыпка грунтом) осуществляются от случая к случаю, контроль качественного состава отходов не ведется.

Программой запланировано строительство и ввод в эксплуатацию 6 полигонов ТБО.

Низкая эффективность имеющихся очистных сооружений отрицательно сказывается на состоянии рек. В частности, неудовлетворительно работают централизованные биологические очистные сооружения, где большую часть составляют промышленные сточные воды, поступающие без предварительного очищения на локальные очистные сооружения предприятий.

Наблюдается тенденция ухудшения качества исходной воды. На артезианских водозаборах повышается содержание железа и традиционно применяемые технологии обработки воды не всегда обеспечивают очистку до нормативных показателей. В связи с этим требуется реконструкция старых и строительство новых станций обезжелезивания с внедрением новых технологий и способов очистки.

По состоянию на 1 января 2011 года на территории области насчитывается около 512 тонн непригодных к применению ядохимикатов, относящихся к различным классам опасности. Хранение их осуществлялось в 112-ти местах, которые расположены в 20 районах области. Состояние большинства мест хранения характеризуется как неудовлетворительное. Способы и условия хранения запрещенных и непригодных к применению ядохимикатов не соответствуют требованиям действующего законодательства: емкости, в которых осуществляется хранение препаратов, негерметичны, зачастую ядохимикаты хранятся россыпью, в поврежденной таре; помещения, используемые для размещения препаратов, требуют проведения ремонтных работ. Все это повышает экологическую опасность объектов размещения опасных отходов. По-прежнему, значительное количество обезличенных ядохимикатов хранится под открытым небом.

В рамках долгосрочной целевой программы "Совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления на территории Брянской области" (2008-2010 годы) осуществлен сбор, транспортировка и утилизация 308,2 тонны пришедших в негодность ядохимикатов с территорий 22 муниципальных образований Брянской области на общую сумму 10 268,9 тыс. рублей.

В 2010 году комитет природопользования и охраны окружающей среды, лицензирования отдельных видов деятельности Брянской области совместно с Росельхознадзором по Брянской и Смоленской областям провели инвентаризацию обезличенных ядохимикатов в муниципальных образованиях Брянской области. В 2011 году вывезено 311,320 тонн ядохимикатов, в 2012 - 299,7 тонн, в 2013 году вывезено 276,1 тонн, и планируется вывоз оставшихся ядохимикатов из 2 районов области в объеме 112,6 т.

Результаты контрольно-надзорной деятельности в сфере охраны и использования объектов животного мира (прежде всего охотничьих ресурсов) за период с 2008 по 2010 год показывают, что в среднем за год специалистами выявляется около 350 административных правонарушений в указанной сфере, совершенных физическими лицами, а также около 10 нарушений, содержащих состав уголовного преступления, ответственность за которое предусмотрена статьей 258 Уголовного кодекса Российской Федерации. При проведении рейдов в охотничьих угодьях Брянской области ежегодно у граждан изымается до 30 орудий охоты, треть которых составляют охотничьи ружья, большая часть из них не зарегистрирована в органах МВД.

Дополнительно в ходе рейдов специалистами управления фиксируются также нарушения правил рыболовства, совершаемые гражданами на водных объектах области. Ежегодно таких нарушений выявляется не менее 100 - 200, сообщения о выявленных фактах направляются для рассмотрения по подведомственности.

Большую проблему создает незаконный отстрел охотничьих животных, в первую очередь - диких копытных. Ежегодно выявляется до 12 фактов нелегальной добычи таких животных. По результатам рассмотрения административных дел ежегодно в среднем на нарушителей накладывается административных штрафов на сумму 350,0 тыс. рублей, из которых взыскивается 70 %.

Одной из причин такой ситуации является достаточно неоднородная структура охотничьей отрасли Брянской области. Общая площадь охотничьих угодий области по состоянию на 1 января 2011 года составляет 3136,1 тыс. га (90,6 % площади всей области). 2825,9 тыс. га (90,1 % охотугодий) предоставлено охотпользователям - юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для осуществления долгосрочного пользования охотничьими ресурсами. На указанной территории штатные работники охотпользователей должны обеспечивать проведение мероприятий по охране охотничьих животных. В связи с отсутствием у них полномочий по применению мер административного воздействия, а также небольшим количеством работников, имеющих специальное образование по направлению основной деятельности, мероприятия по пресечению нарушений законодательства в сфере охоты на всей территории охотничьих угодий области вынуждены проводить специалисты, что не позволяет значительно повысить эффективность этой работы.

Для анализа состояния охотничьей фауны ежегодно организуется проведение мероприятий по учету основных видов охотничьих животных в масштабах области, а также контролируется проведение учетных мероприятий внутри охотничьих хозяйств. Результаты учета вносятся в государственный охотхозяйственный реестр. Согласно имеющимся в управлении данным за последние годы отмечается положительная динамика изменения численности многих видов охотничьих животных, что свидетельствует о положительном эффекте принимаемых мер по охране и воспроизводству животных.

Важной составляющей деятельности по охране и использованию охотничьих ресурсов является мониторинг физического состояния животных, добываемых в процессе охоты. Принимая во внимание складывающуюся в Российской Федерации ситуацию с наиболее опасными для человека и домашних животных заболеваниями, распространяющимися, в том числе и среди диких животных (трихинеллез, африканская чума свиней, грипп птиц, бешенство), всё более тщательное внимание уделяется лабораторным исследованиям проб добытых животных, что также требует дополнительных усилий со стороны управления в организации таких мероприятий.

В связи с тем, что 310,12 тыс. га охотничьих угодий области относятся к категории общедоступных, то есть, не предоставлены в долгосрочное пользование, обязанности по проведению всего комплекса мероприятий по воспроизводству охотничьих животных (прежде всего - биотехнических) относятся к компетенции управления. То же касается проведения таких мероприятий в заказниках регионального значения, созданных в целях воспроизводства охотничьей фауны. В связи с тем, что практически полностью отсутствуют аншлаги, а также биотехнические сооружения на этих территориях, утраченные после ликвидации облохотуправления в 2005 году, требуются значительные объемы финансирования на проведение таких мероприятий.

В связи со значительными изменениями законодательства в сфере охраны и регулирования использования охотничьих ресурсов в 2010 году существенно изменился порядок выдачи разрешительных документов на добычу охотничьих животных. Обязательная выдача каждому охотнику разрешения на добычу охотничьих ресурсов (отдельно по каждому виду) привела к значительному увеличению затрат на изготовление бланков этих документов. В то же время за счет введения дополнительных платежей (госпошлина) увеличился приток денежных средств в федеральный бюджет.

Таким образом, ситуация в Брянской области в сфере охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов требует планового подхода к реализации поставленных стратегических и технических задач с применением системы контроля за внедрением и реализацией поставленных целей и задач.

Значения показателей (индикаторов), характеризующих текущее состояние в сфере деятельности департамента природных ресурсов и экологии, приведены в таблице N 1.

N п/п

Наименование индикатора

Ед. изм.

2009 год

2010 год

     2011 год

1

Ввод в эксплуатацию полигонов ТБО

шт.

 3

 0

 2

2

     Объем очищенных сточных вод

тыс. м3

 -

 -

 -

3

     Количество утилизированных ртутьсодержащих приборов от учреждений Брянской области

шт.

  8779

  9146

  8285

4

     Сбор, транспортировка и утилизация ядохимикатов

тн

 79,45

 116,7

 311,32

5

Объем разведанных и утвержденных запасов общераспространенных полезных ископаемых

млн. м3

  0,898

  -

  -

6

Издание книг природоохранной тематики

ед.

400

400

1400

7

     Поступление в бюджет доходов от лицензирования черных и цветных металлов

тыс. руб.

 173,5

 125,0

 125,0

8

     Поступление в бюджет доходов от лицензирования выбросов в атмосферу загрязняющих веществ

тыс. руб.

  172,0

   150,0

   150,0

9

     Поступление в бюджет доходов от оплаты за проведение государственной экспертизы запасов

тыс. руб.

  298,7

  200,0

  200,0

10

     Поступление в бюджет доходов от проведения аукционов по недропользованию

тыс. руб.

 2890,6

 1000,0

 1000,0

11

     Поступление в бюджет доходов от штрафов за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды

тыс. руб.

  346,4

  450,0

  450,0

12

Количество созданных и обработанных кормовых полей на особо охраняемых природных территориях регионального значения, в которых установлены ограничения на охоте



шт.

  10

  10

  10

13

Количество созданных и обработанных кормовых полей на территориях общедоступных охотничьих угодий



шт.

  40

  40

  40

14

Динамика численности охотничьих ресурсов к предыдущему отчетному периоду в %

-

уменьшение на 5,7 %

уменьшение на 13 %

15

Доля охотничьих хозяйств, охваченных внутрихозяйственным охотоустройством

%

  45

  50

  50

16

Доля заключенных договоров о предоставлении рыбопромысловых участков для осуществления товарного рыбоводства
к предыдущему отчетному периоду

-

-

в 2011 году впервые заключались договоры (заключено 14 договоров)

17

     Эффективное выполнение плана мероприятий государственной программы

%

 100

 100

 100

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»