Недействующий


ГУБЕРНАТОР БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

УКАЗ

от 15 марта 2013 года N 220


Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты")
"Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Брянской области (2013 - 2018 годы)"

____________________________________________________________________
Документ утратил силу на основании
указа Губернатора Брянской области от 02.06.2014 N 204
____________________________________________________________________


В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2190-р "Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы", в целях исполнения указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

постановляю:

1. Утвердить прилагаемый план мероприятий ("дорожную карту") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Брянской области (2013 - 2018 годы)".

2. Настоящий указ вступает в силу через десять дней с момента его официального опубликования.

3. Контроль за исполнением указа возложить на заместителя Губернатора Брянской области Теребунова А.Н.



Губернатор
 Н.В. Денин


УТВЕРЖДЕН
Указом Губернатора
Брянской области
от "___"______________2013г. N ____

     

П Л А Н
мероприятий ("дорожная карта")
"Повышение эффективности и качества услуг
в сфере социального обслуживания населения Брянской области
(2013-2018 годы)"

    

Раздел I "Общее описание региональной "дорожной карты"


В рамках реализации государственной политики в сфере социальной защиты населения на территории Брянской области создана разветвлённая сеть учреждений социального обслуживания для пожилых граждан и инвалидов, несовершеннолетних и семей с детьми.

В 2013 году на территории Брянской области функционирует:

26 домов - интернатов, из них 4 дома-интерната общего типа, 6 психоневрологических интернатов, 1 детский дом-интернат для умственно отсталых детей, 15 домов-интернатов малой вместимости для пожилых людей и инвалидов. Кроме того, услуги по стационарному социальному обслуживанию предоставляются в 9 отделениях временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов комплексных центров социального обслуживания населения. (В период 2009-2010 годов в сфере стационарного социального обслуживания 9 домов-интернатов малой вместимости для пожилых людей и инвалидов реорганизованы путем присоединения к комплексным центрам социального обслуживания в отделения временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов);

32 комплексных центра социального обслуживания населения, в которых функционирует 84 отделений социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, 9 специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому;

7 реабилитационных центров для лиц с дефектами умственного и физического развития, 1 реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Озёрный" (со стационаром); 18 отделений реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, действующих в структуре комплексных центров социального обслуживания населения и центров социальной помощи семье и детям;

16 социальных приютов, 4 центра социальной помощи семье и детям, 1 социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних;

33 отдела социальной защиты населения;

2 комплексных центра социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий и др.

Во исполнение федерального закона от 08 мая 2010 года N 83 - ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" в системе социального обслуживания населения Брянской области функционирует 80 государственных бюджетных учреждений и 8 социальных учреждений социального обслуживания, переведенных в статус автономных учреждений, что позволило повысить качество предоставления социальных услуг.

Перевод государственных учреждений в бюджетные и автономные является одним из перспективных способов повышения эффективности деятельности учреждения. Созданные учреждения социального обслуживания обладают большей самостоятельностью по сравнению с бюджетными и казёнными учреждениями, что способствует увеличению скорости принятия административно-хозяйственных решений. Реформирование позволило повысить качество предоставляемых социальных услуг, оптимизировать бюджетные расходы, направляемые на социальную защиту, расширить спектр предоставляемых услуг и увеличить доходы от оплаты предоставляемых населению социальных услуг и осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

В Брянской области динамика численности инвалидов за последние 3 года сложилась следующим образом: 2010 г.-158,0 тыс. человек, 2011 г.-123,2 тыс. человек, 2012 г.- 124,2 тыс. человек. В области на начало 2013 года проживает 124211 инвалидов, то есть почти 10% населения - это граждане с различными ограничениями по здоровью.

36485 - инвалиды в трудоспособном возрасте, что составляет 5,6% от экономически активного населения. Усугубляет ситуацию и тот факт, что в области также проживают и 3866 ребенка - инвалида (1,8% от общего количества детей, проживающих в области), которые имеют не только ограничения по выполнению какого - либо вида работ, но и в получении профессионального образования.

Более 59 % инвалидов имеют 1 и 2 группы инвалидности вследствие тяжелых и средней степеней ограничений жизнедеятельности.

В полном объеме в Брянской области удовлетворена потребность детей-инвалидов и их семей, нуждающихся в стационарном и полустационарном обслуживании в реабилитационных центрах для лиц с дефектами умственного и физического развития.

В целях расширения спектра предоставляемых услуг в реабилитационных учреждениях активно используется метод социального проектирования по разработке, апробации и внедрению в практику новых социальных технологий (услуг). В 2012 году в регионе реализованы следующие новые социальные проекты: "Создание клубов для родителей детей-инвалидов", "Обучение плаванию детей-инвалидов и детей, с нарушением опорно-двигательного аппарата в бассейне", "Социальная адаптация инвалидов и их семей посредством содействия трудоустройству на рынке труда инвалидов боевых действий и военной травмы (в том числе создание рабочих мест) на базе негосударственной системы реабилитации и интеграции инвалидов войны", "Видим сердцем мир земной", "Преодоление", "Социализация молодежи и инвалидов Брянской области через художественное творчество", "Создание специально-организованной среды для детей с тяжелой двигательной патологией", "Организация спортивной секции "Бочча" для детей с ДЦП", "Обеспечение специализированной зимней одеждой детей инвалидов (колясочников), страдающих ДЦП". Основная часть проектов реализована совместно с социально - ориентированными некоммерческими организациями.

В целях развития сферы деятельности социальных служб области в направлении социальной защиты пожилых граждан, во исполнение поручения Президента Российской Федерации в Брянской области принята программа "Повышение качества жизни граждан пожилого возраста на территории Брянской области" (2011-2013 годы), утвержденная постановлением администрации Брянской области.

Финансирование мероприятий программы осуществляется в рамках действующих областных государственных программ, основными исполнителями ее мероприятий являются учреждения различных ведомств.

В рамках реализации Программы организована работа секторов дневного пребывания, деятельность которых нацелена на организацию досуга, поддержание активного образа жизни посредством создания клубов общения по интересам, вовлечением в культурную жизнь города или села. За 2012 год данными структурами обслужено 1706 пенсионеров.

Кроме того, данные подразделения занимаются работой по обучению мобильных групп пенсионеров работе на компьютере. Пока данная работа не носит массового характера в силу отсутствия данной потребности у жителей села. Вместе с тем, желающие прошли обучение с привлечением студентов-волонтеров, а также специалистов Центра компьютерной грамотности областной научной универсальной библиотеки им. Тютчева. Кроме того, с отдельными пенсионерами такая работа организовывается региональной чернобыльской общественной организацией "Радимичи - детям Чернобыля" в рамках социального проекта "Улучшение качества жизни пожилых людей, проживающих в юго-западной части Брянской области, через обучение их компьютерным технологиям".

В 29 районах области созданы на базе комплексных центров мобильные бригады по предоставлению гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в отдаленных пунктах, не охваченных социальным обслуживанием, медико-социальной помощи.

На территории области в рамках проводимых мероприятий, приуроченных к празднованию 9 Мая, Дню пожилого человека, Дню инвалида, стало традицией организовывать акции по предоставлению бесплатных социальных услуг отдельным категориям граждан, в том числе ветеранам ВОВ и членам их семей, ветеранам труда. Второй год социальные учреждения принимают активное участие в добровольческой акции "Свет в окне", проводимой по инициативе Общественного совета ЦФО. В результате проведения собственных запланированных мероприятий, а также в рамках поддержания объявленной акции "Свет в окне" силами социальных работников гражданам пожилого возраста и инвалидам, состоящим на надомном обслуживании, предоставляются услуги, не предусмотренные в договорах на обслуживание: комплексная уборка жилья, благоустройство дворовых территорий, оказана помощь в утеплении жилья, доставке топлива и заготовке продуктов питания на зимний период. Ежегодно в рамках данной акции социальными работниками оказывается более 2000 услуг.

В настоящее время сформирована и функционирует сеть из 21 специализированных и комплексных учреждений для несовершеннолетних. В рамках своей деятельности учреждения в условиях непрерывного реабилитационного процесса оказывают социальные услуги детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, проживающих в семьях, находящихся в социально-опасном положении. Во время проживания в социальном учреждении несовершеннолетним предоставляется бесплатное питание, одежда и обувь, медицинское обслуживание в соответствии с действующим законодательством.

На начало 2013 года на территории области выявлены и поставлены на учет 1695 семей, находящихся в социально-опасном положении. В этих семьях воспитывается 3360 детей.

Основной контингент специализированных учреждений для несовершеннолетних - это дети указанной категории семей.

Коечная сеть учреждений позволяет в полном объеме удовлетворить потребность таких несовершеннолетних в помещении на стационарное обслуживание. Так, за 2012 год в стационарных отделениях специализированных учреждений для несовершеннолетних прошли реабилитацию 821 ребенок.

Пункт 1. "Цели реализации региональной "дорожной карты".


Основной целью реализации "дорожной карты" является повышение доступности, эффективности и качества предоставления населению услуг в сфере социального обслуживания.

Цели реализации "дорожной карты":

- проведение мероприятий по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере социального обслуживания населения;

- проведение мероприятий по организации государственно-частного партнерства в сфере социального обслуживания населения;

- повышение эффективности контроля за деятельность социальных учреждений;

- проведение мероприятий по укреплению кадрового обеспечения социальных учреждений;

- проведение мероприятий по укреплению материально-технической базы сети государственных социальных учреждений;

- обеспечение повышения к 2018 году средней заработной платы социальных работников до 100% от средней заработной платы в регионе;

- сокращение очередности на получение социальных услуг;

- развитие социальных услуг, ориентированных на потребности пожилых людей;

- подготовка профессиональных кадров для работы с пожилыми людьми.

Достижению целей "дорожной карты" будет способствовать модернизация системы социального обслуживания, основанная на совершенствовании законодательной и нормативно-правовой базы, предусматривающей дифференцированное оказание социальных услуг населению с учетом оценки индивидуальной нуждаемости; возможность участия при оказании социальных услуг населению негосударственных организаций, индивидуальных поставщиков, благотворителей и добровольцев; внедрение независимой оценки качества предоставления социальных услуг; осуществление эффективного контроля за их предоставлением, а также реализация мероприятий по укреплению материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения, сокращению очередности на получение услуг социального обслуживания населения, в том числе путем развития стационарозамещающих технологий социального обслуживания с преимущественной ориентацией на предоставление социальных услуг на дому, при необходимости, в формате социального сопровождения.

Пункт 2. "Проблемы, сложившиеся в сфере социального обслуживания населения Брянской области, и обусловливающие их обстоятельства"


Модель организации социального обслуживания населения, базирующаяся на положениях федерального законодательства 1995 года, не позволяет в настоящее время в полной мере удовлетворить потребности населения в социальных услугах высокого качества, в связи с чем тенденции, которые ожидают россиян в ближайшие годы, нашли своё отражение в новом проекте Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", что в свою очередь приводит к необходимости корректировки нормативно-правовой базы, оптимизации структуры системы социального обслуживания с учетом изменения социально-экономической ситуации.

В 2008 году в отрасли социальной защиты населения Брянской области осуществляли деятельность 158 учреждений. В период 2008-2011 годов в целях эффективного использования бюджетных средств в системе социальной защиты населения Брянской области оптимизировано 34 учреждения социального обслуживания путем ликвидации, перепрофилирования, реорганизации. На 01.01.2012 г. количество учреждений социального обслуживания населения составило 124.

В связи с ликвидацией, перепрофилированием, реорганизацией в структуре сети учреждений социальной защиты населения Брянской области в период 2008-2011 годов количество сотрудников уменьшилось на 950 единиц и на 01.01.2012 г. составило 6760 единиц. На данный момент в системе социального обслуживания наблюдается дефицит квалифицированных кадров, укомплектованность кадрами составляет 86 %. Причинами не укомплектованности являются низкий уровень оплаты труда (в 2012 году размер среднемесячной заработной платы социальных работников в Брянской области составил 7 038 рублей или 45,4 % от уровня средней заработной платы по Брянской области), большая психологическая нагрузка, связанная с необходимостью выполнения большого объема работы, малая привлекательность профессии.     

2.1. Стационарные учреждения.

Численность граждан старше трудоспособного возраста в структуре населения Брянской области постоянного увеличивается и составляет в настоящее время 25%. Вместе с тем, потребность в стационарном социальном обслуживании пожилых людей и инвалидов в домах-интернатах общего типа полностью удовлетворена. Также полностью удовлетворена потребность в стационарном социальном обслуживании умственно отсталых детей с глубокими нарушениями интеллекта. При этом в настоящее время в сфере стационарного социального обслуживания пожилых людей и инвалидов имеется проблема очередности помещения в учреждения психоневрологического профиля. По состоянию на начало 2013 года очередность составляет 25 человек. Данная проблема обусловлена не только тем, что численность лиц, страдающих психическими расстройствами, не снижается, но и другими факторами: необходимость соблюдения нормативов обеспечения жилой площадью, материально-технические и финансовые проблемы организации дополнительных мест, сложности работы с данной категорией клиентов и т.п.

Немаловажным фактором является недоукомплектованность стационарных социальных учреждений для пожилых людей и инвалидов врачебным и средним медицинским персоналом, которая обусловлена невысокой заработной платой, необходимостью выполнения большого объема работы, спецификой контингента домов-интернатов для пожилых людей и инвалидов.

2.2. Комплексные центры социального обслуживания населения.

Социальное обслуживание на дому в настоящее время получают 8474 пенсионера и инвалида Брянской области.

Обеспечивается свобода выбора: гражданам предоставляются услуги, выбранные ими из общего перечня гарантированных услуг в зависимости от индивидуальной нуждаемости. В связи с тем, что перечень гарантированных государством услуг не отражает максимальный спектр услуг, в которых нуждаются получатели услуг, расширяется перечень дополнительных социальных услуг.

Обслуживание на дому граждан осуществляется путем предоставления им в зависимости от степени и характера нуждаемости социально-бытовых, консультативных и иных услуг, входящих в перечень гарантированных государством социальных услуг, оказываемых учреждениями социального обслуживания, а также оказания, по договору с Центром, дополнительных социальных услуг.

В случае если стоимость выбранных гражданином гарантированных государством социальных услуг, рассчитанная по тарифам, меньше стоимости услуг, исчисленной соотношением среднедушевого дохода и прожиточного минимума, оплата производится по тарифам.

Тарифы на платные услуги, входящие в Перечень гарантированных государством услуг, а также на дополнительные услуги, в том числе детям, пересматриваются и утверждаются ежегодно Комитетом государственного регулирования тарифов Брянской области с учетом индекса цен, сложившихся в текущем году на территории области, но суммарная стоимость на гарантированные государством услуги, а также на дополнительные услуги значительно ниже себестоимости оказываемых услуг.

Слабое развитие материально-технической базы действующих учреждений социального обслуживания не позволяет на современном уровне оказывать качественные социальные услуги.

2.3. Реабилитационные центры.

На первый взгляд механизм по реабилитационной деятельности отлажен, однако на сегодняшний день в действующих реабилитационных центрах (отделениях) назрели следующие проблемы:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»