Недействующий


ГУБЕРНАТОР БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

УКАЗ

от 27 февраля 2013 года N 183


Об утверждении программы "Развитие мясного скотоводства Брянской области"
 (2013 - 2016 годы)



____________________________________________________________________
Документ утратил силу на основании
указа Губернатора Брянской области от 08.07.2013 N 447
____________________________________________________________________

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1042 "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации", постановлением администрации области от 1 июня 2011 года N 494 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Брянской области"

постановляю:

1. Утвердить прилагаемую программу "Развитие мясного скотоводства Брянской области" (2013 - 2016 годы).

2. Контроль за исполнением настоящего указа возложить на временно исполняющего обязанности заместителя Губернатора Брянской области - председателя комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области Симоненко Н.К.



Губернатор
     Н.В.Денин


Утверждена
 указом Губернатора Брянской области
                          от 27 февраля 2013 г. N 183

 

ПРОГРАММА
"Развитие мясного скотоводства Брянской области" (2013 - 2016 годы)



ПАСПОРТ
программы "Развитие мясного скотоводства Брянской области"
(2013 - 2016 годы)


Наименование программы -

"Развитие мясного скотоводства Брянской области" (2013 - 2016 годы)

Основание для разработки -программы

постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1042 "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономии-чески значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации

Заказчик программы -

департамент сельского хозяйства Брянской области

Ответственный исполнитель -
программы

департамент сельского хозяйства Брянской области

Цели программы -

создание технологических и экономических условий для формирования и устойчивого развития отрасли специализированного мясного скотоводства, увеличения объемов производства высоко-качественной говядины

Задачи программы -

формирование базы мясного скотоводства;

 увеличение маточного поголовья специализированных мясных пород и помесных животных, полученных от скрещивания с мясными породами;

 увеличение объемов производства конкурентоспособной говядины;

 введение новых технологий содержания и кормления крупного рогатого скота мясных пород

Срок реализации программы -

     2013 - 2016 годы

Объемы финансирования на -реализацию программы

объем финансирования программы на период 2013 - 2016 годов составляет 44379203 тыс. рублей, в том числе по годам:
     2013 - 11317254 тыс. рублей;
     2014 - 14432477 тыс. рублей;
     2015 - 11433223 тыс. рублей;
     2016 - 7196249 тыс. рублей;

 в том числе за счет областного бюджета* - 1065000,0 тыс. рублей, из них по годам:
     2013 - 350000,0 тыс. рублей;
     2014 - 290000,0 тыс. рублей;
     2015 - 290000,0 тыс. рублей;
     2016 - 135000,0 тыс. рублей;

      внебюджетные средства -
     43314203 тыс. рублей**, в том числе по годам:
     2013 - 10967254 тыс. рублей;
     2014 - 14142477 тыс. рублей;
     2015 - 11143223 тыс. рублей;
     2016 - 7061249 тыс. рублей.
     ________
 *При условии софинансирования из федерального бюджета.
 **Средства сельскохозяйственных товаропроизводителей

Основные мероприятия -

1. Приобретение помесного и товарного скота.

2. Покупка телок и нетелей для комплектования товарных стад.

3. Приобретение семени быков-производителей мясных, пород для организации искусственного осеменения в предприятиях и организациях, осуществляющих разведение мясных пород крупного рогатого скота и их помесей.

4. Строительство, реконструкция, модернизация животноводческих комплексов и ферм, мясных репродукторных ферм, помещений (площадок) для откорма скота и объектов кормопроизводства, боен и логистических центров (бирж по продаже скота) по реализации крупного рогатого скота.

5. Приобретение оборудования и техники для объектов по содержанию маточного поголовья мясного скота на животноводческих фермах по системе "корова-теленок" (площадок для зимнего содержания, откормочных и рабочих площадок по уходу за скотом, ветеринарных объектов, систем электроснабжения, водоснабжения и поения, кормопроизводства и боен).

6. Содержание маточного поголовья мясного и помесного крупного рогатого скота по системе "корова + теленок" в товарных стадах.

7. Коренное улучшение пастбищ (в том числе естественных).

8. Создание и (или) реконструкция инфраструктуры объектов создаваемых, реконструируемых, модернизируемых в рамках мероприятий настоя-щей программы

Ожидаемые результаты -
реализации программы

поголовье специализированного мясного скота в сельскохозяйственных предприятиях:
 2013 год - 157,4 тыс. голов;
 2014 год - 228,8 тыс. голов;
 2015 год - 305,1 тыс. голов;
 2016 год - 387,2 тыс. голов.

 Маточное поголовье мясного и помесного скота :
 2013 год - 122,9 тыс. голов;
 2014 год - 168,9 тыс. голов;
 2015 год - 213,8 тыс. голов;
 2016 год - 234,8 тыс. голов.

 Валовое производство высоко-качественной говядины в живом весе от мясного и помесного скота сельскохозяйственных предприятий:
 2013 год - 7,000 тыс. тонн;
 2014 год - 7,123 тыс. тонн;
 2015 год - 16,868 тыс. тонн;
 2016 год - 28,686 тыс. тонн.

 Производство высококачественной говядины от мясного скота в живом весе сельскохозяйственных предприятий:
 2013 год - 1,000 тыс. тонн;
 2014 год - 6,923 тыс. тонн;
 2015 год - 16,354 тыс. тонн;
 2016 год - 28,486 тыс. тонн.

 Средняя масса одной головы скота при реализации:
 2013 год - 500 кг;
 2014 год - 520 кг;
 2015 год - 530 кг;
 2016 год - 540 кг

Управление реализацией -
программы

управление программой и распоряжение средствами областного бюджета осуществляет департамент сельского хозяйства Брянской области; ответственным за реализацию программы в целом, достижение целей, задач программы, индикаторов цели, показателей задач и мероприятий является департамент сельского хозяйства Брянской области;

 координацию деятельности подразделений департамента сельского хозяйства Брянской области, учреждений и организаций, участвующих в реализации про-граммы, согласование их действий по реализации программных мероприятий осуществляет отдел животноводства;

 реализацию каждого мероприятия программы и, соответственно, реализацию программы в целом осуществляют отдел животноводства и заинтересованные службы;

 финансирование программных мероприятий осуществляют отдел свода, анализа и прогнозирования и отдел бюджетного финансирования;

 мониторинг реализации программ-мы осуществляют отдел животноводства и отдел свода, анализа и прогнозирования;

 ответственными за формирование отчетности о ходе реализации программы являются отдел животноводства, отдел свода, анализа и прогнозирования и отдел бюджетного финансирования


1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа


Программа "Развитие мясного скотоводства Брянской области" (2013 - 2016 годы) (далее - программа) призвана стать инструментом для реализации стратегии устойчивого развития отрасли производства говядины в Брянской области и достижения независимости от импорта в снабжении населения этим видом мяса, что является частью достижения приоритетных целей развития АПК России, на реализацию которых направлена деятельность департамента сельского хозяйства Брянской области.

 
1.1. Анализ ситуации и потенциал развития
специализированного мясного скотоводства


Мясной подкомплекс Брянской области является одной из важных составляющих агропромышленного комплекса по своему значению для обеспечения занятости населения и снабжения его мясом.

На протяжении всего периода реформирования АПК численность поголовья сельскохозяйственных животных и птицы, объемы производства мяса снижались, и лишь в последние годы наметился некоторый рост производства и потребления мяса, в основном мяса птицы и свинины как скороспелых отраслей.

С 1990 по 2007 год численность крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий снизилась в четыре раза - с 874,1 тыс. голов до 214,7 тыс. голов. Производство говядины уменьшилось с 63,0 тыс. тонн в 1990 году до 18,0 тыс. тонн в 2007 году, или в 3,4 раза.

          Определяющим фактором развития отрасли мясного скотоводства явилась реализация долгосрочной целевой программы "Развитие мясного скотоводства Брянской отрасли" (2009 - 2012 годы). Созданные механизмы поддержки подотрасли способствовали увеличению численности мясного скота, формированию базы мясного скотоводства, увеличению объемов производства высококачественной говядины.

В период реализации программы за 2009 - 2012 годы численность крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий выросла до 213,3 тыс. голов, на территорию Брянской области завезено до 81,5 тысяч голов племенного молодняка, производство высококачественной говядины возросло в 17 раз (6,4 тыс. тонн).

Развитие подотрасли мясного скотоводства в Брянской области осуществляется силами и за счет средств сельскохозяйственных товаропроизводителей при финансовой поддержке областного и федерального бюджетов. Любой заинтересованный сельскохозяйственный товаропроизводитель Брянской области может участвовать в реализации данной программы.

Ввиду особенностей, связанных с развитием мясного скотоводства, в частности отсутствием специального опыта в разведении интенсивных пород мясного КРС у российских сельскохозяйственных товаропроизводителей, длительного инвестиционного цикла в области развития мясного скотоводства, важности указанного направления с точки зрения обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации в рамках Доктрины продовольственной безопасности (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 30.01.2010 N 120), Стратегии развития мясного животноводства в Российской Федерации на период до 2020 года (приказ Минсельхоза России от 10 августа 2011 г.N 267), а также для достижения задач, которые решает развитие мясного скотоводства в масштабах страны в контексте поручений Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации (протокол от 18 апреля 2012 года N ВЗ-П11-31пр) и Перечню поручений Председателя Правительства Российской Федерации по итогам совещания по вопросу о развитии мясного животноводства в Российской Федерации, проведенного в Брянской области 23 мая 2012 года, государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, развивающих соответствующее направление, является экономически обоснованной и целесообразной.

Развитие мясного скотоводства в 2009 - 2012 годах в Брянской области способствовало развитию инфраструктуры региона, в частности, осуществлялось строительство дорог, линий электропередач, газо- и водоснабжения объектов, строящихся и построенных в рамках мероприятий программы. Развитие и рост указанной инфраструктуры в рамках программы усилит этот эффект с точки зрения достижения планов развития инфраструктуры региона. В ходе реализации программы будет построено: объектов энергоснабжения - 38 трансформаторных подстанций протяженность сетей 149,75 км; объектов водоснабжения - 52 скважины, 14 водонапорных башен; подъездных дорог к объектам, строящимся в рамках мероприятий настоящей программы, - 47,2 км (см. карту размещения объектов в рамках мероприятий настоящей программы).

Развитие мясного скотоводства в 2009 - 2012 годах в Брянской области способствовало развитию взаимодействия между частными формами хозяйствования разных уровней. Развитие этой отрасли не возможно без наличия достаточного количества территории, обеспечения потребности в кормовой базе, положительной ситуации в области ветеринарии региона и пр. Все это способствовало экономически взаимовыгодному взаимодействию в форме сотрудничества предприятий, реализующих направление развития мясного скотоводства в Брянской области с предприятиями и организациями, способными удовлетворить указанные потребности. Развитие взаимодействия разных хозяйствующих субъектов с помощью программы позволит развивать частное и частно-государственное партнерство в области развития мясного скотоводства.

С учетом создания объектов в рамках мероприятий программы и инфраструктуры к ним в регионе сформируются условия для развития малых и средних форм ведения сельского хозяйства за счет их привлечения к развитию мясного скотоводства.

Развитие мясного скотоводства в 2009 - 2012 годах в Брянской области позволило создать рабочие места в сельской области с заработной платой выше средней по этой отрасли. Это способствовало развитию современной сельской инфраструктуры, повышению качества жизни в сельской местности. Программа позволит и дальше создавать и развивать современную сельскую инфраструктуру.

Создание 3164 дополнительных рабочих мест для жителей Брянской области подтверждает высокую социальную значимость развития мясного скотоводства в регионе, что будет способствовать также сокращению безработицы в регионе. При этом, согласно исследованиям австралийского агентства Meat And Livestock, одно рабочее место в отрасли откорма крупного рогатого скота создает до 7 рабочих мест в других отраслях - от производства кормов, ветеринарии, транспортировки, переработки до упаковки, торговли, логистики, науки. То есть в итоге реализация проекта также будет способствовать взаимовыгодному сотрудничеству предприятий Брянской области, что приведет к положительному социальному и экономическому эффекту.

Развитие мясного скотоводства в 2009 - 2012 годах в Брянской области способствовало введению до 130 тыс. гектаров земли, находящихся в 18 районах Брянской области, в сельскохозяйственный оборот. Реализация мероприятий программы позволит ввести в сельскохозяйственный оборот еще до 150 тыс. гектаров, что окажет положительное влияние практически на все направления социально-экономического развития Брянской области.

Между тем, несмотря на положительную динамику развития мясного скотоводства и соответствующих смежных отраслей, Брянская область в настоящее время не в состоянии обеспечить растущие потребности населения и мясоперерабатывающей промышленности в высококачественной говядине. Остановка в создании и развитии инфраструктуры региона, частного и частно-государственного партнерства, современной сельской инфраструктуры приведет к невозможности обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей, развивающих направления мясного скотоводства всем необходимым для дальнейшего развития соответствующей подотрасли, что, в свою очередь, остановит само развитие мясного скотоводства.

Для решения указанных проблем и создания крупной отрасли специализированного мясного скотоводства как поставщика высоко-качественной говядины, а также для социально-экономического развития региона Брянская область располагает всеми необходимыми предпосылками.


1.2. Характеристика проблемы

В Брянской области в период с 1990 по 2009 год существенное сокращение поголовья молочных коров не сопровождалось объективно необходимым для сохранения откормочного контингента увеличением численности мясного скота. Повышенный интерес к мясному скотоводству стал проявляться в регионах Российской Федерации в последние годы.

Главными препятствиями для успешной реализации имеющегося потенциала устойчивого развития конкурентоспособного крупно-масштабного мясного скотоводства являются малочисленность мясного скота, недостаточный уровень технического и технологического оснащения отрасли в фазе репродукции поголовья и откорма молодняка, неудовлетворительное состояние и использование естественных кормовых угодий, слабая кормовая база откорма, невысокий потенциал продуктивности скота и низкая экономическая мотивация сельскохозяйственных производителей в откорме скота и производстве говядины.

Такое состояние обусловлено рядом объективных причин, имеющих системный характер:

1. Недопустимо низкая доля мясного скота от общего поголовья крупного рогатого скота и объемов производства говядины на уровне около 1 процента означает необходимость фактически заново создавать эту отрасль.

Особенно остро проблема обозначилась в численности и качестве мясного скота племенного назначения. По состоянию на 1 января 2011 года в области имеется 1 племенной завод (ФГУП "Дятьково" Дятьковского района), который занимается разведением мясного скота специализированной абердин-ангусской породы. Этого недостаточно для формирования крупномасштабной отрасли специализированного мясного скотоводства, что обусловливает необходимость покупки мясного скота за пределами области. С учетом дефицита соответствующих племенных ресурсов в России в целом наиболее перспективным решением станет приобретение мясного скота за пределами России.

В существующих хозяйствах, а также во всех действующих откормочных предприятиях реализована неэффективная технология: содержание молодняка в капитальных помещениях и оснащение энергоемким оборудованием для раздачи кормов и уборки навоза.

Содержание мясных коров с телятами в облегченных помещениях и на открытых площадках, а откормочного молодняка - на открытых откормочных площадках типа североамериканских фидлотов в области не применяется. Нерешенность этой проблемы приводит к нежелательному удорожанию производства говядины.

2. Низкий уровень генетического потенциала продуктивности скота мясных пород в племенных и товарных стадах.

В среднем продуктивные качества мясного скота в племенных хозяйствах области существенно ниже современных показателей в странах с развитым мясным скотоводством.

Такое состояние обусловлено нарушением инфраструктуры отрасли, недостатком экономических мотиваций обновления маточных стад за счет покупки ремонтного молодняка с высоким генетическим потенциалом продуктивности. Для этого необходимо приобретение интенсивных пород и типов мясного скота и их помесей, рекомендованных для разведения в Брянской области в рамках программы, согласно приложению.

Государственная поддержка приобретения мясного молодняка высокого качества через систему лизинга и субсидий из областного бюджета на компенсацию части затрат на эти цели осуществляется недостаточно по объему и не может решить проблему.

3. Неудовлетворительная организация откорма и реализация на мясо молодняка крупного рогатого скота с живой массой около 330 кг вместо 450 - 500 кг.

Такой низкий показатель интенсивности использования откормочного контингента означает, что согласно экспертной оценке на откорм до оптимальных весовых кондиций ставят не более 30 - 35 процентов сверхремонтных бычков.

Государственная поддержка из областного бюджета откорма молодняка из мясных стад до живой массы свыше 400 кг обеспечит решение проблемы увеличения производства высококачественной говядины, предназначенной для розничной продажи в свежем виде, и косвенно будет стимулировать промышленное скрещивание, необходимое для увеличения откормочного контингента.

4. Высокая изношенность, техническая и технологическая отсталость основных фондов непосредственно в мясном скотоводстве и особенно в откормочных предприятиях.

Согласно оценке практически во всех действующих откормочных предприятиях реализована неэффективная технология: содержание молодняка в капитальных помещениях и оснащение энергоемким оборудованием для раздачи кормов и уборки навоза.

Некоторое содействие решению проблемы оказано в рамках приоритетного национального проекта "Развитие АПК", однако уровень указанной государственной поддержки для достижения целей программы недостаточен.

5. Отсутствие экономической мотивации является главным препятствием для реализации имеющихся в России возможностей ускоренного развития мясного скотоводства.

Низкая экономическая эффективность отрасли в определенной степени обусловлена низкими зоотехническими показателями: выход телят менее 80 процентов вместо 85 - 90 процентов, необходимых для рентабельного мясного скотоводства; привесы молодняка на откорме ниже 400 г вместо желательных не менее 750 - 800 г; средняя живая масса молодняка при реализации 320 - 340 кг вместо желательных 450 - 500 кг. Сдерживающими факторами для решения проблемы рентабельности мясного скотоводства являются:

а) неурегулированность экономических отношений в цепочке "сельскохозяйственный производитель - мясоперерабатывающая промышленность - оптовая и розничная торговля";

б) очень малая государственная поддержка мясного скотоводства, которая составляет всего 3 - 5 процентов от производственных издержек.

Важным условием успешного развития специализированного мясного скотоводства является формирование рынка высококачественной говядины в свежем, то есть в незамороженном и непереработанном, виде. В этом рынке заинтересованы сельскохозяйственные предприятия, которые разводят и откармливают мясной скот до оптимальных весовых кондиций (в среднем около 500 кг) и способны поставлять крупные партии откормленного мясного скота.

Объективная необходимость участия государства в развитии мясного скотоводства и производства говядины обусловлена:

биологическими особенностями крупного рогатого скота по сравнению, например, со скороспелыми отраслями (свиноводством и птицеводством), в силу которых производственный цикл получения теленка и его откорма до высоких весовых кондиций составляет почти три года;

необходимостью кредитования создания новых ферм и увеличения поголовья в хозяйствах в течение не менее трех лет до поступления первой товарной (или племенной) продукции;

низкой конверсией корма в привес (6-7 : 1) по сравнению с откормом свиней (2,3 : 1) и бройлеров (1,8 : 1) и потребностью не менее 5-6 кг концентрированных зерновых кормов для получения 1 кг говядины, из-за чего рентабельность откорма скота сильно зависит от цен на зерно.

На решение указанных проблем и направлена программа.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»