• Текст документа
  • Статус
  • Оперативная информация
Оглавление
Поиск в тексте
Внимание! Об изменениях документа см. ярлык «Оперативная информация»
Недействующий


АДМИНИСТРАЦИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 декабря 2011 года N 1308


Об утверждении государственной программы "Развитие сельского
хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия Брянской области" (2012 - 2015 годы)

(с изменениями на 18 ноября 2013 года)

____________________________________________________________________
Документ утратил силу на основании
постановления Правительства Брянской области от 30.12.2013 N 855-п
____________________________________________________________________

________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     постановлением администрации Брянской области от 12.07.2012 N 626,
     постановлением администрации Брянской области от 31.07.2012 N 690,
     постановлением администрации Брянской области от 24.09.2012 N 896,
     постановлением администрации Брянской области от 08.10.2012 N 937,
     постановлением администрации Брянской области от 18.12.2012 N 1184.
     постановлением администрации Брянской области от 29.12.2012 N 1344,
     постановлением администрации Брянской области от 29.12.2012 N 1359,
     постановлением Правительства Брянской области от 15.04.2013 N 35-п,
     постановлением Правительства Брянской области от 22.04.2013 N 45-п,
     постановлением Правительства Брянской области от 27.05.2013 N 149-п,
     постановлением Правительства Брянской области от 24.06.2013 N 268-п,
     постановлением Правительства Брянской области от 09.09.2013 N 482-п,
     постановлением Правительства Брянской области от 18.11.2013 N 643-п.   

________________________________________________________________
     
     
     В целях систематизации подходов к организации государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также внедрения программно-целевых принципов организации бюджетного процесса в отрасли сельского хозяйства

     постановляю:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области" (2012 - 2015 годы).
     
2. Постановление администрации области от 30 декабря 2008 года N 1272 "Об утверждении в новой редакции программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области на 2008 - 2012 годы" признать утратившим силу.
     
3. Опубликовать настоящее постановление на официальном сайте администрации Брянской области в сети Интернет.
     
4. Контроль за исполнением постановления возложить на вице-губернатора Брянской области Касацкого А.И. (в ред. постановления Правительства Брянской области от 15.04.2013 N 35-п)

Губернатор
Н.В. Денин

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области" (2012 - 2015 годы)

Утверждена
                                   постановлением администрации
                                   Брянской области
                                   от 30 декабря 2011 г. N 1308

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

"Развитие сельского хозяйства и регулирование
рынков сельскохозяйственной продукции, сырья
и продовольствия Брянской области"
(2012 - 2015 годы)

(в ред. постановления администрации Брянской области от 29.12.2012 N 1359)

ПАСПОРТ государственной программы

Наименование программы

"Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области" (2012 - 2015 годы)

Ответственный исполнитель

департамент сельского хозяйства Брянской области (в ред. постановления Правительства Брянской области от 15.04.2013 N 35-п)

Соисполнители программы

департамент строительства и архитектуры Брянской области,
управление ветеринарии Брянской области

Перечень долгосрочных целевых программ, ведомственных целевых программ и программ

"Развитие мясного скотоводства Брянской области" (2009 - 2012 годы);

"Социальное развитие села" (2003 - 2013 годы);

"Развитие производства молока, имеющего существенное значение для социально-экономического развития Брянской области" (2012 - 2014 годы);

"Комплексное развитие отрасли картофелеводства в Брянской области" (2011 - 2015 годы);

"Развитие первичной переработки скота в Брянской области" (2011 - 2013 годы);

"Увеличение производства мяса птицы в Брянской области" (2012 - 2014 годы);

"Развитие переработки картофеля в Брянской области" (2012 - 2014 годы);

"Развитие овцеводства и козоводства в Брянской области на 2013-2015 годы и на период до 2020 года";

"Развитие производства, убоя и глубокой переработки свиней в Брянской области" (2012 - 2014 годы);

"Развитие льняного комплекса Брянской области" (2012 - 2016 годы);

"Обеспечение эпизоотического благополучия животных по заразным болезням на территории Брянской области" (2012 - 2014 годы);

"Предотвращение заноса и распространения африканской чумы свиней (АЧС) на территории Брянской области" (2012 - 2016 годы);

"Комплексное развитие овощеводства в Брянской области" (2012 - 2016 годы);

"Модернизация материально-технической базы семеноводства зерновых, зернобобовых культур и многолетних трав в Брянской области" (2012 - 2016 годы);

"Поддержка начинающих фермеров в Брянской области" (2012 - 2014 годы);

"Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в Брянской области" (2012 - 2014 годы);

"Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Брянской области" (2013 - 2017 годы)
     

Цели государственной программы

формирование устойчивой тенденции развития сельского хозяйства Брянской области;

повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции;

сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов;

эффективная реализация полномочий в сфере установленных функций

Задачи государственной программы

улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства;

обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства;

повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства;

поддержка почвенного плодородия;

обеспечение деятельности подведомственных учреждений
          

Сроки и этапы реализации государственной программы

2012 - 2015 годы

Объемы бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы

Общий объем финансирования государственной программы составит 124818819,2 тыс. рублей, в том числе:
     на 2012 год - 21571163,4 тыс. рублей;
     на 2013 год - 48955752,8 тыс. рублей;
     на 2014 год - 33528443,9 тыс. рублей;
     на 2015 год - 20763459,1 тыс. рублей;
     
     из них средства областного бюджета:
     на 2012 год - 1389340,4 тыс. рублей;
     на 2013 год - 1847414,2 тыс. рублей;
     на 2014 год - 1958420,7 тыс. рублей;
     на 2015 год - 1746693,3 тыс. рублей

(в ред. постановления Правительства Брянской области от 18.11.2013 N 643-п)   
     

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

достижение индекса производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах к предыдущему году):
2012 год - 102,1 %;
2013 год - 108,5 %;
2014 год - 108,0 %;
2015 год - 126,1 %;

количество молодых специалистов и квалифицированных рабочих, работающих в сельхозпредприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах, получающих субсидии на их поддержку:
2012 год - 280 чел.;
2013 год - 220 чел.;
2014 год - 210 чел.;
2015 год - 210 чел.;

достижение удельного веса площади, засеваемой элитными семенами, в общей площади посевов:
2012 год - 12 %;
2013 год - 12 %;
2014 год - 12 %;
2015 год - 12 %;

количество приобретенных доз семени КРС:
2012 год - 59,5 тыс. доз;
2013 год - 60 тыс. доз;
2014 год - 30 тыс. доз;
2015 год - 30 тыс. доз;

количество произведенной мясокостной муки:
2012 год - 187 тонн;
2013 год - 187 тонн;
2014 год - 187 тонн;
2015 год - 187 тонн;

софинансирование экономически значимых программ:
2012 год - да;
2013 год - да;
2014 год - да;
2015 год - да;

финансирование строительства фабрики мороженого:
2012 год - да;
2013 год - да;
2014 год - да;
2015 год - да;

взносы в уставный капитал открытых акционерных обществ:
2012 год - нет;
2013 год - да;
2014 год - да;
2015 год - да;

приобретение племенного молодняка птицы:
2012 год - 24,5 тыс. голов;
2013 год - 0 тыс. голов;
2014 год - 0 тыс. голов;
2015 год - 0 тыс. голов;

закладка садов:
2012 год - 6 га;
2013 год - 6 га;
2014 год - 6 га;
2015 год - 6 га;

производство льноволокна:

2012 год - 1,8 тыс. тонн;
2013 год - 4,4 тыс. тонн;
2014 год - 5,0 тыс. тонн;

2015 год - 5,5 тыс. тонн;

величина почвенной кислотности,
2012 год - 5,69 ед. pH;
2013 год - 5,70 ед. pH;
2014 год - 5,71 ед. pH;
2015 год - 5,72 ед. pH;

объем субсидируемых кредитов от 2 до 10 лет:
2012 год - 16127 млн. рублей;
2013 год - 12643,0 млн. рублей;
2014 год - 15500 млн. рублей;
2015 год - 15300 млн. рублей;  (в ред. постановления Правительства Брянской области от 18.11.2013 N 643-п)
 
объем субсидируемых кредитов до 8 лет:
2012 год - 470 млн. рублей;
2013 год - 250,0 млн. рублей;
2014 год - 380 млн. рублей;
2015 год - 400 млн. рублей; (в ред. постановления Правительства Брянской области от 18.11.2013 N 643-п)

объем субсидируемых кредитов до 1 года:
2012 год - 4282 млн. рублей;
2013 год - 1400,0 млн. рублей;
2014 год - 3500 млн. рублей;
2015 год - 3700 млн. рублей; (в ред. постановления Правительства Брянской области от 18.11.2013 N 643-п)

удельный вес застрахованных посевных площадей в общей посевной площади:
2012 год - 3%;
2013 год - 3%;
2014 год - 3%;
2015 год - 3%;

площадь земельных участков, оформленных в собственность крестьянскими (фермерскими) хозяйствами:
2012 год - 11,8 тыс. га;
2013 год - 7,6 тыс. га;
2014 год - 7,6 тыс. га;
2015 год - 7,6 тыс. га;

количество комплектов оборудования, приобретенных при господдержке:
2012 год - 7 компл.;
2013 год - 6 компл.;
2014 год - 6 компл.;
2015 год - 6 компл.;

снижение ссудной задолженности по кредиту, полученному ГУП "Брянская областная продовольственная корпорация" и сельскохозяйственными товаропроизводителями:
2012 год - 11849 тыс. рублей;
2013 год - 0 тыс. рублей;
2014 год - 0 тыс. рублей;
2015 год - 0 тыс. рублей;

выполнение плана мероприятий государственной программы - 100 %

Цели, задачи и ожидаемые результаты включенных в государственную программу долгосрочных целевых программ и программ отражены в прилагаемых паспортах ДЦП и программ соответственно

1. Характеристика текущего состояния агропромышленного комплекса Брянской области


     Брянская область - один из регионов Российской Федерации с развитым сельским хозяйством. Она располагает земельным фондом в 3,5 миллиона гектаров.
     
     В целом умеренно-континентальный климат относительно благоприятен для земледелия. Почвенный покров области разнообразен по своему происхождению и составу, наибольший удельный вес занимают дерново-подзолистые и серые лесные почвы, характеризующиеся низким естественным плодородием и неблагоприятными физико-химическими свойствами.
     
     Брянская область сильно пострадала от аварии на Чернобыльской АЭС. Радиоактивному загрязнению подверглось свыше 522 тыс. гектаров в семи юго-западных районах Брянской области.
     
     В агропромышленном комплексе Брянской области в 2011 году работали более 400 сельскохозяйственных предприятий, около 243 тыс. личных подсобных хозяйств, более 300 крестьянских (фермерских) хозяйств. В области функционируют 384 организации пищевой и перерабатывающей промышленности, численность работающих в которых составляет 17,7 тыс. человек. В сельскохозяйственном производстве области были заняты 30,0 тыс. человек.
     
     Ведущими направлениями сельскохозяйственного производства региона являются производство молока, мяса свиней и птицы, производство зерна и картофеля.
     
     За период реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы (далее - Государственная программа на 2008-2012 годы) был обеспечен рост продукции сельского хозяйства и производства пищевых продуктов. В 2006-2011 годах среднегодовые темпы прироста продукции сельского хозяйства, несмотря на неблагоприятный 2010 г., составили 7,0%, пищевых продуктов - 6,3%. По сравнению с предыдущим пятилетием валовой сбор зерна вырос на 18%, картофеля - 73%, кукурузы на зерно - в 6 раз, сахарной свеклы - 14%, прирост производства скота и птицы - 28%, в том числе мяса свиней - 13%, мяса птицы - 62%.
     
     За указанный период улучшилось финансовое состояние сельскохозяйственных товаропроизводителей, велось строительство крупных животноводческих комплексов, предприятий пищевой промышленности, получили развитие семейные молочные фермы на базе крестьянских (фермерских) хозяйств, активизировалась работа по социальному развитию сельских территорий.
     
     Вместе с тем, последствия мирового финансового и экономического кризиса 2008 года, а также жестокая засуха в 2010 г., охватившая регион, негативно отразились на инвестиционном климате в агропромышленном комплексе, динамике развития сельскохозяйственного производства, балансе экспорта и импорта в Брянской области.
     
     Основными проблемами развития агропромышленного комплекса являются:
     
     спад производства продукции скотоводства из-за низкой рентабельности и конкурентоспособности;
     
     невысокие темпы модернизации агропромышленного производства из-за недостаточного уровня доходов товаропроизводителей;
     
     ограниченный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынку в условиях несовершенства его инфраструктуры и возрастающей монополизации торговых сетей;
     
     дефицит квалифицированных кадров на селе, вызванный социально-демографической ситуацией;
     
     медленные темпы социального развития сельских территорий.
     
     Решение указанных проблем возможно за счет:
     
     увеличения инвестиций на повышение плодородия почв и развития мелиорации земель сельскохозяйственного назначения, стимулирования улучшения использования земельных угодий и освоения интенсивных технологий;
     
     преодоления стагнации в подоотрасли скотоводства, создания условий для наращивания производства молока и развития мясного скотоводства;
     
     ускорения обновления технической базы агропромышленного комплекса;
     
     создания условий для устойчивого развития сельских территорий.
     
     При реализации Государственной программы осуществляются меры, направленные на снижение последствий рисков и повышение уровня гарантированности достижения предусмотренных в ней конечных результатов.


Основные показатели (индикаторы),
характеризующие текущее состояние отрасли

N п/п

Наименование показателя (индикатора)

Единица измерения

2011 год

1

Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах к предыдущему году)

%

128,2

2

Количество молодых специалистов и квалифицированных рабочих, работающих в сельхозпредприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах, получающих субсидии на их поддержку

человек

329

3

Удельный вес площади, засеваемой элитными семенами, в общей площади посевов

%

12

4

Количество приобретенных доз семени КРС

тыс. доз

55,3

5

Количество произведенной мясокостной муки

тонн

250

6

Софинансирование экономически значимых программ

да/нет

нет

7

Финансирование строительства фабрики мороженого

да/нет

да

8

Взносы в уставный капитал открытых акционерных обществ

да/нет

нет

9

Приобретение племенного молодняка птицы

тыс. гол.

20

10

Закладка садов

га

3

11

Производство льноволокна

тыс. тонн

1,2

12

Величина почвенной кислотности

ед. рН

5,66

13

Объем субсидируемых кредитов от 2 до 10 лет

млн. руб.

10987,2

14

Объем субсидируемых кредитов до 8 лет

млн. руб.

401,9

15

Объем субсидируемых кредитов до 1 года

млн. руб.

3164,5

16

Удельный вес застрахованных посевных площадей в общей посевной площади

%

3,23

17

Площадь земельных участков, оформленных в собственность крестьянскими (фермерскими) хозяйствами

тыс. га

0

18

Количество комплектов оборудования, приобретенных при господдержке

компл.

0

19

Снижение ссудной задолженности по кредиту, полученному ГУП "Брянская областная продовольственная корпорация" и сельскохозяйственными товаропроизводителями

тыс. руб.

107720,2

20

Выполнение плана мероприятий государственной программы

%

100

2. Приоритеты государственной политики в сфере агропромышленного комплекса Брянской области, цели и задачи государственной программы

Государственная программа предусматривает комплексное развитие всех отраслей и подотраслей, а также сфер деятельности агропромышленного комплекса.
     
     К первому уровню приоритетов относятся:
     
     в сфере производства - скотоводство (производство молока и мяса) как системообразующая подотрасль, использующая конкурентные преимущества области, в первую очередь наличие значительных площадей сельскохозяйственных угодий;
     
     в экономической сфере - повышение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей;
     
     в социальной сфере - устойчивое развитие сельских территорий в качестве непременного условия сохранения трудовых ресурсов, создание условий для обеспечения экономической и физической доступности питания на основе рациональных норм потребления пищевых продуктов для уязвимых слоев населения;
     
     в сфере развития производственного потенциала - мелиорация земель сельскохозяйственного назначения, введение в оборот неиспользуемой пашни и других категорий сельскохозяйственных угодий;
     
     в институциональной сфере - развитие интеграционных связей в агропромышленном комплексе и формирование территориальных кластеров;
     
     в научной и кадровой сферах - обеспечение формирования инновационного агропромышленного комплекса.
     
     Ко второму уровню приоритетов относятся следующие направления:
     
     развитие импортозамещающих подотраслей сельского хозяйства, включая овощеводство и плодоводство;
     
     экологическая безопасность сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
     
     минимизация логистических издержек и оптимизация других факторов, определяющих конкурентоспособность продукции.
     
     Реализация Государственной программы позволит обеспечить население Брянской области продуктами питания за счет собственного производства, а также часть произведенной продукции поставлять на внутренний и внешний рынки.
     
     Целями Государственной программы являются:
     
     обеспечение населения области пищевыми продуктами на уровне рациональных норм питания за счет увеличения производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
     
     повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках;
     

повышение финансовой устойчивости предприятий агропромышленного комплекса;
     
     устойчивое развитие сельских территорий;
     
     воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов, а также экологизация производства.
     
     Основными задачами Государственной программы являются:
     
     достижение физической и экономической доступности продовольствия для населения области;
     
     стимулирование роста производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
     
     осуществление противоэпизоотических мероприятий в отношении карантинных и особо опасных болезней животных;
     
     поддержка развития инфраструктуры агропродовольственного рынка;
     
     повышение эффективности регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия через уполномоченное государственное унитарное предприятие "Брянская областная продовольственная корпорация"; (в ред. постановления Правительства Брянской области от 15.04.2013 N 35-п)
     
     поддержка малых форм хозяйствования;
     
     обеспечение эффективной деятельности органов исполнительной власти в сфере развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
     
     повышение уровня рентабельности в сельском хозяйстве для обеспечения его устойчивого развития;
     
     повышение качества жизни сельского населения;
     
     стимулирование инвестиционной деятельности и инновационного развития агропромышленного комплекса;
     
     развитие биотехнологии;
     
     создание условий для эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения;
     
     развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения;
     
     экологически регламентированное использование в сельскохозяйственном производстве земельных, водных и других возобновляемых природных ресурсов, а также повышение плодородия почв до оптимального уровня в каждой конкретной зоне.
     

3. Сроки реализации государственной программы

Срок реализации государственной программы - 2012 - 2015 годы.

4. Ресурсное обеспечение реализации государственной программы

(в ред. постановления Правительства Брянской области от 18.11.2013 N 643-п)

Общий объем финансирования государственной программы составит 124818819,2 тыс. рублей, в том числе:
     на 2012 год - 21571163,4 тыс. рублей;
     на 2013 год - 48955752,8 тыс. рублей;
     на 2014 год - 33528443,9 тыс. рублей;
     на 2015 год - 20763459,1 тыс. рублей;
     
     из них средства областного бюджета:
     на 2012 год - 1389340,4 тыс. рублей;
     на 2013 год - 1847414,2 тыс. рублей;
     на 2014 год - 1958420,7 тыс. рублей;
     на 2015 год - 1746693,3 тыс. рублей.


               

5. Основные меры правового регулирования, направленные на достижение целей (решение задач) государственной программы


     Правовое регулирование в сфере сельского хозяйства осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", постановлениями Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы", от 14 июля 2012 N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы", Стратегией социально-экономического развития Брянской области до 2025 года.
     
     С целью реализации государственной программы планируется заключение соглашений с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации о сотрудничестве при реализации государственной программы, соглашений о ее финансировании; разработка порядков предоставления финансовой помощи сельхозтоваропроизводителям, подготовка проектов постановлений Правительство Брянской области и приказов комитета по сельскому хозяйству и продовольствию об их утверждении. (в ред. постановления Правительства Брянской области от 15.04.2013 N 35-п)
     
     Для достижения целей и конечных результатов государственной программы потребуется ее корректировка в случае необходимости с учетом выделяемых на ее реализацию средств и уточнение целевых индикаторов, показателей и затрат по мероприятиям, а также внесение изменений в Стратегию социально-экономического развития Брянской области до 2025 года.
         
     

6. Состав государственной программы

В рамках государственной программы реализуются долгосрочные целевые программы: "Развитие мясного скотоводства Брянской области (2009-2012 годы) (приложение 1), "Социальное развитие села" (2003 - 2013 годы) (приложение 2);
     
     программы: "Развитие производства молока, имеющего существенное значение для социально-экономического развития Брянской области" (2012-2014 годы) (приложение 3), "Комплексное развитие отрасли картофелеводства в Брянской области" (2011 - 2015 годы) (приложение 4), "Развитие первичной переработки скота в Брянской области" (2011 - 2013 годы) (приложение 5), "Увеличение производства мяса птицы в Брянской области" (2012 - 2014 годы) (приложение 6), "Развитие переработки картофеля в Брянской области" (2012 - 2014 годы) (приложение 7), "Развитие овцеводства и козоводства в Брянской области на 2013-2015 годы и на период до 2020 года" (приложение 8), "Развитие производства, убоя и глубокой переработки свиней в Брянской области" (2012 - 2014 годы) (приложение 9), "Развитие льняного комплекса Брянской области" (2012 - 2016 годы) (приложение 10), "Обеспечение эпизоотического благополучия животных по заразным болезням на территории Брянской области" (2012 - 2014 годы) (приложение 11); "Предотвращение заноса и распространения африканской чумы свиней (АЧС) на территории Брянской области" (2012 - 2016 годы) (приложение 12);
     
     ведомственные целевые программы: "Комплексное развитие овощеводства в Брянской области" (2012 - 2016 годы) (приложение 13), "Модернизация материально-технической базы семеноводства зерновых, зернобобовых культур и многолетних трав в Брянской области" (2012 - 2016 годы) (приложение 14), "Поддержка начинающих фермеров в Брянской области" (2012 - 2014 годы) (приложение 15), "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в Брянской области" (2012 - 2014 годы) (приложение 16), "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Брянской области" (2013 - 2017 годы) (приложение 17).
     
     В целях развития отрасли животноводства, стабилизации и увеличения численности поголовья скота, сохранения и повышения генетического потенциала разводимых в области пород животных, роста их продуктивности, увеличения производства животноводческой продукции реализуются следующие мероприятия: обеспечение сельхозпредприятий по их заявкам специальными сбалансированными кормами, племенными животными, необходимым количеством белково-витаминных и минеральных добавок; повышение интенсивности использования маточного поголовья скота и увеличение его охвата искусственным осеменением; выращивание в племенных хозяйствах и племенных репродукторах высокоценного ремонтного молодняка и продажа его сельскохозяйственным товаропроизводителям всех форм собственности.
     
     В целях создания высокого уровня экономического и социального развития в Брянской области животноводческой отрасли реализуются следующие мероприятия: формирование племенной базы мясного и молочного скотоводства, покупка племенного молодняка птицы, строительство и реконструкция товарных предприятий по производству и переработке мяса птицы, свиней и крупного рогатого скота, укрепление кормовой базы, в том числе улучшение пастбищ, реализация мероприятий по закреплению и повышению квалификации кадров в отрасли животноводства.
     

В отрасли растениеводства для достижения повышения плодородия почв, в том числе увеличения содержания в почве органического вещества (гумуса), фосфора, калия, снижения уровня кислотности; увеличения объемов применения минеральных и органических удобрений; увеличения объемов применения средств защиты растений; проведения коренного улучшения земель; восстановления и модернизации мелиоративных систем; мониторинга состояния почв реализуются следующие мероприятия: известкование и фосфоритование кислых почв, культуртехнические работы, агрохимическое обследование пашни, приобретение минеральных удобрений для подкормки озимых и яровых культур.
     
     В целях сохранения системы первичного семеноводства сельскохозяйственных культур, обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей высококачественным посевным и посадочным материалом сельскохозяйственных растений предусматривается выделение субсидий на приобретенные элитных (оригинальных) семян сельскохозяйственных растений, на закладку и уход за многолетними насаждениями, на приобретение семян кукурузы (гибридов первого поколения), на производство льна и конопли, на приобретение репродукционных семян овощных культур.
     
     В целях формирования устойчивого интенсивного ресурсоэнергосберегающего сельскохозяйственного производства на мелиорированных землях для выращивания достаточных количеств сельскохозяйственной продукции с целью удовлетворения потребности населения региона в продуктах питания, а сельскохозяйственных животных в кормах
     
     Для поддержки и развития инженерно технической сферы АПК, приостановления спада и увеличения валового сбора сельскохозяйственной продукции реализуются следующие мероприятия: приобретение на безвозмездной основе техники, оборудования, узлов, агрегатов, запасных частей, материалов для обслуживающих предприятий АПК и сельских товаропроизводителей, оплата лизинговых платежей за технику и оборудование, полученные государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями в лизинг; обеспечение обслуживающих предприятий системы АПК и сельских товаропроизводителей необходимой техникой, оборудованием, запасными частями, материалами на основе лизинга.
     
     В целях обеспечения агропромышленного комплекса руководителями и специалистами с высоким уровнем компетентности, рабочими массовых профессий способными осуществлять эффективную работу в новых условиях реализуются следующие мероприятия: поддержка молодых специалистов, трактористов-машинистов, принятых на работу в сельскохозяйственные предприятия АПК области, К(Ф)Х, МТС и научные учреждения; выплата пособий студентам сельскохозяйственных учебных заведений (за период прохождения производственной практики); организация и проведение соревнований и конкурсов "Лучший по профессии" среди предприятий и работников АПК области; участие в агропромышленных выставках.
     

Мероприятия государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области" (2012 - 2015 годы) с указанием ресурсов на их выполнение приведены в Плане реализации государственной программы (приложение 18).
     
     В рамках реализации государственной программы предусмотрено предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований на поддержку экономически значимых муниципальных программ.
     
     Субсидии муниципальным образованиям Брянской области на поддержку экономически значимых муниципальных программ предоставляются бюджетам муниципальных образований Брянской области департамент сельского хозяйства Брянской области в целях оказания финансовой помощи исполнения расходных обязательств муниципальных образований по финансированию муниципальных программ, предусматривающих государственную поддержку развития молочного скотоводства. Субсидии предоставляются бюджетам муниципальных образований Брянской области, муниципальные программы которых прошли отбор в соответствии с порядком, утвержденным нормативным правовым актом Брянской области. (в ред. постановления Правительства Брянской области от 15.04.2013 N 35-п)

     
     Субсидия предоставляется бюджету муниципального образования на следующих условиях:
     
     а) наличие утвержденных муниципальных программ, предусматривающих государственную поддержку молочного скотоводства;
     
     б) наличие в бюджете муниципального образования расходных обязательств и бюджетных ассигнований на финансирование в очередном финансовом году и плановом периоде муниципальных программ с учетом установленного уровня софинансирования.
     
     Размер субсидии, предоставляемой бюджету муниципального образования на реализацию соответствующего мероприятия муниципальной программы, определяется по следующей формуле:     

Об утверждении государственной программы

где:
     
     Ci - размер субсидии, предоставляемой бюджету муниципального образования на реализацию мероприятий муниципальной программы;
     
     Vоб - объем бюджетных ассигнований на поддержку муниципальных программ, предусмотренных в областном бюджете на очередной финансовый год;
     
     D1 - удельный вес прироста валового производства молока по муниципальной программе в общем объеме прироста валового производства молока по муниципальным программам, прошедшим отбор.
     
     Указанный показатель определяется по следующей формуле:      

Об утверждении государственной программы

где:
     
     Qi - прирост валового производства молока (тонн) муниципальной программы;
     
     m - количество муниципальных образований, представивших муниципальные программы, прошедшие отбор.
     
     D2 - удельный вес прироста поголовья коров по муниципальной программе в общем объеме прироста поголовья коров по муниципальным программам, прошедшим отбор.
     
     Указанный показатель определяется по следующей формуле:      

Об утверждении государственной программы


     Pi - прирост поголовья коров (голов) муниципальной программы;
     
     m - количество муниципальных образований, представивших муниципальные программы, прошедшие отбор.
     
     В целях повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции и поддержания доходности региональных сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществляется регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Основной задачей указанного направления является формирование регионального продовольственного фонда путем закупа зерна урожая текущего года в региональный продовольственный фонд, в том числе для нужд хлебопечения области для сглаживания колебаний цен на хлеб, а также закупа продовольствия, горюче-смазочных материалов, семян, средств химизации. (в ред. постановления Правительства Брянской области от 15.04.2013 N 35-п)
     
     ГУП "Брянская областная продовольственная корпорация" привлекает на эти цели кредитные средства с использованием государственных гарантий согласно порядку предоставления государственных гарантий, установленному Законом Брянской области от 4 апреля 2008 года N 22-З "Об отдельных вопросах долговой политики Брянской области" и постановлением администрации области от 29 мая 2008 года N 516 "Об утверждении Положения об отдельных вопросах реализации Закона Брянской области "Об отдельных вопросах долговой политики Брянской области". (в ред. постановления Правительства Брянской области от 15.04.2013 N 35-п)

7. Ожидаемые результаты реализации государственной программы


     В ходе реализации мероприятий государственной программы будут достигнуты результаты, оцениваемые следующими показателями (индикаторами):
     

N п/п

Наименование показателя (индикатора)

Единица измерения

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

1

Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах к предыдущему году)

%

102,1

108,5

108,0

126,1

2

Количество молодых специалистов и квалифицированных рабочих, работающих в сельхозпредприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах, получающих субсидии на их поддержку

человек

280

220

210

210

3

Удельный вес площади, засеваемой элитными семенами, в общей площади посевов

%

12

12

12

12

4

Количество приобретенных доз семени КРС

тыс. доз

59,5

60,0

30,0

30,0

5

Количество произведенной мясокостной муки

тонн

187

187

187

187

6

Софинансирование экономически значимых программ

да/нет

да

да

да

да

7

Финансирование строительства фабрики мороженого

да/нет

да

да

да

да

8

Взносы в уставный капитал открытых акционерных обществ

да/нет

нет

да

да

да

9

Приобретение племенного молодняка птицы

тыс. гол.

24,5

0

0

0

10

Закладка садов

га

6

6

6

6

11

Производство льноволокна

тыс. тонн

1,8

4,4

5,0

5,5

12

Величина почвенной кислотности

ед. рН

5,69

5,7

5,71

5,72

13

Объем субсидируемых кредитов от 2 до 10 лет

млн. руб.

16127

15600

15500

15300

14

Объем субсидируемых кредитов до 8 лет

млн. руб.

470

360

380

400

15

Объем субсидируемых кредитов до 1 года

млн. руб.

4282

3300

3500

3700

16

Удельный вес застрахованных посевных площадей в общей посевной площади

%

3

3

3

3

17

Площадь земельных участков, оформленных в собственность крестьянскими (фермерскими) хозяйствами

тыс. га

11,8

7,6

7,6

7,6

18

Количество комплектов оборудования, приобретенных при господдержке

компл.

7

6

6

6

19

Снижение ссудной задолженности по кредиту, полученному ГУП "Брянская областная продовольственная корпорация" и сельскохозяйственными товаропроизводителями

тыс. руб.

11849

0

0

0

20

Выполнение плана мероприятий государственной программы

%

100

100

100

100

8. Анализ рисков реализации государственной программы


     Наращиванию темпов развития сельского хозяйства могут помешать риски, складывающиеся под воздействием негативных факторов и имеющихся в аграрном секторе социально-экономических проблем.

     Основными рисками реализации государственной программы являются:
     
     воздействие опасных для производства продукции растениеводства природных явлений;
     
     проникновение и (или) распространение вредных организмов;
     
     нарушение снабжения электрической, тепловой энергией, водой в результате стихийных бедствий (при производстве культур, выращиваемых в защищенном грунте или на мелиорируемых землях).
     
     Основными мерами снижения рисков являются:
     
     увеличение доли застрахованных посевных (посадочных) площадей в общей посевной (посадочной) площади;
     
     снижение финансовой нагрузки на сельскохозяйственного товаропроизводителя при осуществлении сельскохозяйственного страхования;
     
     повышение инвестиционной привлекательности сельского хозяйства.
     
     

9. Основные мероприятия государственной программы

Аналитическое распределение основных мероприятий государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области" (2012 - 2015 годы) годы приведено в приложении 19 к государственной программе.


     

Приложение 1. ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Развитие мясного скотоводства Брянской области" (2009 - 2012 годы) государственной программы Брянской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и прод

Приложение N1
к государственной программе
Брянской области
"Развитие сельского хозяйства
и регулирование рынков
сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия
Брянской области" (2012 - 2015 годы)

ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Развитие мясного скотоводства Брянской области"
(2009 - 2012 годы) государственной программы Брянской области
"Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
Брянской области" (2012 - 2015 годы)


ПАСПОРТ
долгосрочной целевой программы

Наименование долгосрочной целевой программы

"Развитие мясного скотоводства Брянской области" (2009 - 2012 годы)

Ответственный исполнитель

департамент сельского хозяйства Брянской области (в ред. постановления Правительства Брянской области от 15.04.2013 N 35-п)

Соисполнители подпрограммы

отсутствуют

Цели долгосрочной целевой программы

создание стартовых технологических и экономических условий для формирования и устойчивого развития региональной крупномасштабной отрасли специализированного мясного скотоводства, увеличения производства высококачественной говядины

Задачи долгосрочной целевой программы

формирование племенной базы мясного скотоводства;

увеличение производства конкурентоспособной говядины (мраморного мяса)

Сроки и этапы реализации долгосрочной целевой программы

2009 - 2012 годы

Объемы бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочной целевой программы

общий объем финансирования на период 2009 - 2012 годов составляет 4 579 984,5 тыс. рублей, в том числе по годам:

2009 - 93 000,0 тыс. рублей;
2010 - 42 000,0 тыс. рублей;
2011 - 1 908 785,2 тыс. рублей;
2012 - 2 536 199,3 тыс. руб.,

в том числе:
за счет областного бюджета - 492 149,2 тыс. рублей, в том числе по годам:
2009 - 3 000,0 тыс. рублей;
2010 - 2 000,0 тыс. рублей;
2011 - 290 235,2 тыс. рублей;
2012 - 196 914,3 тыс. рублей;

за счет средств федерального бюджета - 559 285,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2012 год - 559 285,0 тыс. рублей;
внебюджетные средства - 3 528 550,0 тыс. рублей*, в том числе по годам:
2009 - 90 000,0 тыс. рублей;
2010 - 40 000,0 тыс. рублей;
2011 -1 618 550,0 тыс. рублей;
2012 -1 780 000,0 тыс. рублей.

*средства сельхозтоваропроизводителей.

Ожидаемые результаты реализации долгосрочной целевой программы

Поголовье специализированного мясного скота в сельскохозяйственных предприятиях:

2009 г. - 1,12 тыс. голов;
2010 г. - 1,8 тыс. голов;
2011 г. - 23,4 тыс. голов;
2012 г. - 57,6 тыс. голов;


Поголовье племенных коров:

2009 г. - 0,7 тыс. голов;
2010 г. - 0,7 тыс. голов;
2011 г. - 0,7 тыс. голов;
2012 г. - 0,7 тыс. голов;
 

Покупка племенного молодняка интенсивных мясных пород:

2009 г. - 0,4 тыс. голов;
2010 г. - 0,6 тыс. голов;
2011 г. - 21,6 тыс. голов;
2012 г. - 21,0 тыс. голов;

Увеличение реализации племенного молодняка мясных пород к предыдущему году:

2009 г. - реализация мероприятия не предусмотрена;
2010 г. - реализация мероприятия не предусмотрена;
2011 г. - 0,03 тыс. голов;

2012 г. - 0,06 тыс. голов;

Валовое производство высококачественной говядины в живом весе от мясного и помесного скота:

2009 г. - 0,4 тыс. тонн;
2010 г. - 8,9 тыс. тонн;
2011 г. - 6,9 тыс. тонн;

2012 г. - 7,0 тыс. тонн;

Производство высококачественной говядины от мясного скота в живом весе:

2009 г. - 0,4 тыс. тонн;
2010 г. - 0,4 тыс. тонн;
2011 г. - 0,7 тыс. тонн;

2012 г. - 1,0 тыс. тонн;

Средняя масса одной головы скота при реализации:

2009 г. - 420 кг;
2010 г. - 420 кг;
2011 г. - 470 кг;

2012 г. - 485 кг


     
1. Характеристика проблемы, на решение которой
направлена программа


     Долгосрочная целевая программа "Развитие мясного скотоводства Брянской области" (2009 - 2012 годы) (далее - программа) призвана стать инструментом для реализации стратегии устойчивого развития отрасли производства говядины в Брянской области и достижения независимости от импорта в снабжении населения этим видом мяса, что является частью достижения приоритетных целей развития АПК России, на реализацию которых направлена деятельность департамент сельского хозяйства Брянской области. (в ред. постановления Правительства Брянской области от 15.04.2013 N 35-п)
     


1.1. Анализ ситуации и потенциал развития
специализированного мясного скотоводства


     Мясной подкомплекс Брянской области является одной из важных составляющих агропромышленного комплекса по своему значению для обеспечения занятости населения и снабжения его мясом.
     
     На протяжении всего периода реформирования АПК численность поголовья сельскохозяйственных животных и птицы, объемы производства мяса снижались, и лишь в последние 3 года наметился некоторый рост производства и потребления мяса, в основном мяса птицы и свинины как скороспелых отраслей.
     
     С 1990 по 2007 год численность крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий снизилась в четыре раза - с 874,1 тыс. голов до 214,7 тыс. голов. Производство говядины уменьшилось с 63,0 тыс. тонн в 1990 году до 18,0 тыс. тонн в 2007 году, или в 3,4 раза.
     
     Ускоренное развитие мясного скотоводства не имеет альтернативы, и его следует рассматривать как проблему государственного значения, решение которой позволит научно обоснованно и в интересах всего населения в перспективе удовлетворить платежеспособный спрос на говядину за счет отечественного производства.
     
     Для создания крупной отрасли специализированного мясного скотоводства как поставщика высококачественной говядины Брянская область располагает всеми необходимыми предпосылками.
     
     Рациональность выбора приоритетного развития специализированного мясного скотоводства обусловлена следующим.
     
     Основным источником производства говядины в области в 2000 - 2008 годах являлись выбракованные коровы и откормочный контингент из молочных стад, на долю которых приходится почти 99 процентов этого вида мяса.
     
     Это означает, что откормочный контингент из молочных стад в перспективе не увеличится, а ресурсы интенсификации его использования не могут обеспечить значительного увеличения производства говядины в ближайшие 5 - 10 лет.
     
     Удовлетворение платежеспособного спроса на говядину в полном объеме невозможно без ускоренного развития специализированного мясного скотоводства.
     


1.2. Характеристика проблемы

В Брянской области в период с 1990 по 2007 год существенное сокращение поголовья молочных коров не сопровождалось объективно необходимым для сохранения откормочного контингента увеличением численности мясного скота. Повышенный интерес к мясному скотоводству за три последних года, проявляемый в регионах Российской Федерации, целесообразно применить и в Брянской области.
     
     Главными препятствиями для успешной реализации имеющегося потенциала устойчивого развития конкурентоспособного крупномасштабного мясного скотоводства являются малочисленность мясного скота, недостаточный уровень технического и технологического оснащения отрасли в фазе репродукции поголовья и откорма молодняка, неудовлетворительное состояние и использование естественных кормовых угодий, слабая кормовая база откорма, невысокий потенциал продуктивности скота и низкая экономическая мотивация сельскохозяйственных производителей в откорме скота и производстве говядины.
     
     Такое состояние обусловлено рядом объективных причин, имеющих системный характер:
     
     1) недопустимо низкая доля мясного скота от общего поголовья крупного рогатого скота и объемов производства говядины на уровне около 1 процента означает необходимость фактически заново создавать эту отрасль.
     
     Особенно остро проблема обозначилась в численности и качестве мясного скота племенного назначения. По состоянию на 1 января 2011 года в области имеется 1 племенной завод (ФГУП "Дятьково" Дятьковского района), который занимается разведением мясного скота специализированной абердин-ангусской породы. Этого недостаточно для формирования крупномасштабной отрасли специализированного мясного скотоводства, что обусловливает необходимость покупки мясного племенного скота за пределами области. С учетом дефицита соответствующих племенных ресурсов в России в целом наиболее перспективным решением станет приобретение мясного племенного скота из-за пределов России.
     
     В существующих племенных хозяйствах, а также во всех действующих откормочных предприятиях реализована неэффективная технология: содержание молодняка в капитальных помещениях и оснащение энергоемким оборудованием для раздачи кормов и уборки навоза.
     
     Содержание мясных коров с телятами в облегченных помещениях и на открытых площадках, а откормочного молодняка - на открытых откормочных площадках типа североамериканских фидлотов в области не применяется. Нерешенность этой проблемы приводит к нежелательному удорожанию производства говядины;
     
     2) низкий уровень генетического потенциала продуктивности скота мясных пород в племенных и товарных стадах.
     
     В среднем продуктивные качества мясного скота в племенных хозяйствах области существенно ниже современных показателей в странах с развитым мясным скотоводством.
     
     Такое состояние обусловлено нарушением инфраструктуры отрасли, недостатком экономических мотиваций обновления маточных стад за счет покупки ремонтного молодняка с высоким генетическим потенциалом продуктивности. Для этого необходимо приобретение интенсивных пород и типов мясного скота и их помесей, рекомендованных для разведения в Брянской области в рамках программы, согласно приложению.
     
     Государственная поддержка приобретения племенного молодняка высокого качества через систему лизинга и субсидий из областного бюджета на компенсацию части затрат на эти цели осуществляется лишь в немногих хозяйствах, недостаточна по объему и не может решить проблему;
     
     3) неудовлетворительная организация откорма и реализация на мясо молодняка крупного рогатого скота с живой массой около 330 кг вместо 450 - 500 кг.
     
     Такой низкий показатель интенсивности использования откормочного контингента означает, что, согласно экспертной оценке, на откорм до оптимальных весовых кондиций ставят не более 30 - 35 процентов сверхремонтных бычков.
     
     Государственная поддержка из областного бюджета откорма молодняка из мясных стад до живой массы свыше 400 кг обеспечит решение проблемы увеличения производства высококачественной говядины, предназначенной для розничной продажи в свежем виде, и косвенно будет стимулировать промышленное скрещивание, необходимое для увеличения откормочного контингента;
     
     4) высокая изношенность, техническая и технологическая отсталость основных фондов непосредственно в мясном скотоводстве и особенно в откормочных предприятиях.
     
     Согласно оценке, практически во всех действующих откормочных предприятиях реализована неэффективная технология: содержание молодняка в капитальных помещениях и оснащение энергоемким оборудованием для раздачи кормов и уборки навоза.
     
     Некоторое содействие решению проблемы оказано в рамках приоритетного национального проекта "Развитие АПК", однако уровень указанной государственной поддержки для достижения целей программы недостаточен;
     
     5) отсутствие экономической мотивации является главным препятствием для реализации имеющихся в России возможностей ускоренного развития мясного скотоводства.
     
     Низкая экономическая эффективность отрасли в определенной степени обусловлена низкими зоотехническими показателями: выход телят менее 80 процентов вместо 85 - 90 процентов, необходимых для рентабельного мясного скотоводства; привесы молодняка на откорме ниже 400 г вместо желательных не менее 750 - 800 г; средняя живая масса молодняка при реализации 320 - 340 кг вместо желательных 450 - 500 кг. Сдерживающими факторами для решения проблемы рентабельности мясного скотоводства являются:
     
     а) неурегулированность экономических отношений в цепочке "сельскохозяйственный производитель - мясоперерабатывающая промышленность - оптовая и розничная торговля";
     
     б) очень малая государственная поддержка мясного скотоводства, которая составляет всего 3 - 5 процентов от производственных издержек.
     
     Важным условием успешного развития специализированного мясного скотоводства является формирование рынка высококачественной говядины в свежем, то есть в незамороженном и непереработанном виде. В этом рынке заинтересованы сельскохозяйственные предприятия, которые разводят и откармливают мясной скот до оптимальных весовых кондиций (в среднем около 500 кг) и способны поставлять крупные партии откормленного мясного скота.
     
     Объективная необходимость участия государства в развитии мясного скотоводства и производства говядины обусловлена:
     
     биологическими особенностями крупного рогатого скота по сравнению, например, со скороспелыми отраслями (свиноводством и птицеводством), в силу которых производственный цикл получения теленка и его откорма до высоких весовых кондиций составляет почти три года;
     
     необходимостью кредитования создания новых ферм и увеличения поголовья в хозяйствах в течение не менее трех лет до поступления первой товарной (или племенной) продукции;
     
     низкой конверсией корма в привес (6 - 7 : 1) по сравнению с откормом свиней (2, 3 : 1) и бройлеров (1, 8 : 1) и потребностью не менее 5 - 6 кг концентрированных зерновых кормов для получения 1 кг говядины, из-за чего рентабельность откорма скота сильно зависит от цен на зерно.
     
     На решение указанных проблем и направлена долгосрочная целевая программа "Развитие мясного скотоводства Брянской области" (2009 - 2012 годы).
     
     Анализ состояния мясного скотоводства в Брянской области за 2006 - 2008 годы представлен в таблице 1.
     

Таблица 1

Анализ состояния мясного скотоводства в Брянской области

Показатели

Ед.
изм.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2008 г. к
2006 г., %

1. Поголовье крупного рогатого скота в сельхозпредприятиях, всего

тыс.
гол.

166,1

158,5

145,4

87

2. Поголовье
специализированного мясного
скота в сельскохозяйственных
предприятиях, всего

тыс.
гол.

0,534

0,617

0,742

139

3. Валовое производство
говядины в живом весе

тыс.
тонн

14,8

13,9

14,6

96

4. Производство на душу
населения

кг

67,4

84,7

93,2

138

5. Покупка племенного
молодняка интенсивных мясных
пород

тыс.
гол.

-

-

0,01

-

6. Рентабельность
производства мяса:
с господдержкой



%



-



-



-18,6



-

без господдержки

%

-17,3

-22,7

-21,5

124



2. Основные цели и задачи программы

Цель программы - создание стартовых технологических и экономических условий формирования и устойчивого развития крупномасштабной отрасли специализированного мясного скотоводства и производства высококачественной говядины.
     
     Достижение поставленной цели обеспечит надежную основу для решения более масштабной стратегической цели - создания эффективно развивающейся отрасли, способной производить высококачественную говядину в объемах, достаточных для обеспечения населения области и поставки за ее пределы.
     
     Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
     
     1) формирование племенной базы мясного скотоводства;
     
     2) увеличение производства конкурентоспособной говядины.
     


3. Целевые индикаторы

Результат реализации программы определяется количественными показателями, которые отвечают критериям объективности, достоверности, прозрачности, сопоставимости.
     
     В период реализации программы будет создана база устойчивого развития специализированного мясного скотоводства в качестве ключевого фактора, не имеющего альтернативы в животноводстве, в обеспечении населения области этим видом мяса преимущественно за счет собственного производства.
     
     Важнейшую роль в процессе ускоренного развития мясного скотоводства будет выполнять практически заново сформированная племенная база за счет привлечения лучших зарубежных и отечественных племенных ресурсов. Эта племенная база по количеству и качеству коров и быков должна отвечать современным требованиям разведения наиболее перспективных мясных пород.
     
     Реализация программы предусматривает более полное и сбалансированное использование имеющихся в области ресурсов земли, скота, рабочей силы, кормовых и других ресурсов, технологическое обновление отрасли в целях повышения ее устойчивости и конкурентоспособности. При этом будет внесен существенный вклад в решение проблемы развития сельских территорий.
     
     Основные целевые индикаторы программы и их значения по годам приведены в таблице 2.
     

Таблица 2

Основные целевые индикаторы программы

Показатели

Ед.
изм.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2012 г. к 2008 г.

+/-

%

1. Поголовье
специализированного
мясного скота в
сельскохозяйственных
предприятиях, всего

тыс. гол.

0,7

1,12

1,8

23,4

57,6

+56,9

8229%

в т.ч. племенных коров

тыс. гол.

0,3

0,7

0,7

0,7

0,7

+0,4

233%

2. Покупка племенного
молодняка интенсивных
мясных пород

тыс. гол.

0,01

0,4

0,6

21,6

21,0

+21,0

3. Увеличение реализации
племенного молодняка
мясных пород к
предыдущему году

тыс. гол.

-

-

-

0,03

0,06

+0,06

600

4. Валовое производство
высококачественной
говядины в живом весе от
мясного и помесного скота

тыс. тонн

0,2

0,4

8,9

6,9

7,0

+6,8

3500

5. В т.ч. производство
высококачественной говядины от мясного скота в живом весе

тыс. тонн

0,2

0,4

0,4

0,7

1,0

0,8

500

6. Средняя масса одной
головы скота при реализации

кг

410

420

420

470

485

+75

118


     Государственная поддержка, а также встречные обязательства сельскохозяйственных товаропроизводителей и инвестиции частного капитала со стороны крупных структур бизнеса обеспечат достижение поставленной цели и решение задач программы по всем индикаторам.
     
     Целевые показатели мероприятий по решению поставленной задачи:
     
     1) увеличение численности племенного маточного поголовья с 0,3 тыс. голов в 2008 году до 0,7 тыс. голов в 2012 году;
     
     2) увеличение объема реализации племенного молодняка до 0,060 тыс. голов в 2012 году;
     
     3) приобретение племенного молодняка с 0,01 тыс. голов в 2008 году до 21,0 тыс. голов в 2012 году.
     
     Объем производства высококачественного мяса по годам в живой массе: 2008 - 0,2 тыс. тонн, 2010 - 0,4 тыс. тонн, 2011 - 0,7 тыс. тонн, 2012 - 1,0 тыс. тонн.
     
     Общее поголовье мясного скота по годам:
     
     2008 - 0,7 тыс. голов, 2010 - 1,8 тыс. голов, 2011 - 23,4 тыс. голов, 2012 - 57,6 тыс. голов.
     
     

4. Перечень и описание программных мероприятий


     Решение основных задач программы будет обеспечено выполнением комплекса программных мероприятий.
     
     4.1. Мероприятия для решения задачи формирования племенной базы мясного скотоводства.
     
     Фактические выплаты субсидий определяются департамент сельского хозяйства Брянской области с учетом конкретных условий рынка и качества животных. (в ред. постановления Правительства Брянской области от 15.04.2013 N 35-п)
     
     Размеры субсидий рассчитываются по ставке, установленной исходя из возмещения средств из областного бюджета.
     
     Субсидии на возмещение затрат 2010 - 2011 годов предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, занимающимся производством сельскохозяйственной продукции, в том числе крупного рогатого скота мясных, комбинированных пород и их помесей, в целях создания материальной базы по увеличению производства мяса по следующим направлениям:
     
     а) за приобретенный племенной скот мясных, комбинированных пород крупного рогатого скота и их помесей;
     
     б) на приобретение семени быков-производителей мясных, комбинированных пород для организации искусственного осеменения в предприятиях и организациях, осуществляющих разведение скота мясных, комбинированных пород крупного рогатого скота и их помесей;
     
     в) на строительство, реконструкцию, модернизацию и ремонт животноводческих помещений, мясных репродукторных ферм, помещений для откорма скота и объектов кормопроизводства (в т.ч. проектно-изыскательские работы (ПИР));
     
     г) на приобретение сельскохозяйственной техники для заготовки, приготовления и раздачи кормов.
     
     Субсидии на приобретение сельскохозяйственными товаропроизводителями, в том числе крупными агрохолдингами и другими структурами бизнеса, племенного молодняка высокого качества и стимулирование повышения генетического потенциала продуктивности мясного скота преимущественно по импорту.
     
     Реализация мероприятий будет способствовать интенсификации откорма молодняка и повышению его съемной живой массы, увеличению производства говядины, улучшению потребительских качеств мяса и снижению удельных затрат на убой и переработку скота. Поддержка рассчитана на четыре года, то есть на период освоения инноваций по интенсивному откорму молодняка мясных пород, включая помесей, и реализации его в возрасте до двух лет с целью получения высокоценной говядины.
     
     Порядок выделения денежных средств из областного бюджета по вышеуказанным мероприятиям программы утверждается ежегодно постановлением администрации области.
     

Объемы работ и субсидий из областного бюджета на мероприятия подлежат корректировке с учетом конкретных условий, сложившихся в регионе.
     


5. Оценка экономической эффективности программы

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит создать стартовые условия для ускоренного развития отрасли специализированного мясного скотоводства в период реализации и последействия программы путем увеличения численности и повышения генетического потенциала племенного поголовья, технологической модернизации мясных ферм и откормочных предприятий, улучшения естественных кормовых угодий для выпаса животных и в конечном счете повышения конкурентоспособности отрасли.
     
     Реализация программы окажет положительное влияние на динамику целевых индикаторов.
     
     При этом возрастет вклад программы:
     
     в увеличение поголовья специализированного мясного скота в сельскохозяйственных предприятиях в 2012 году на 6143%, в т.ч. племенных коров - на 233%;
     
     в валовое производство высококачественной говядины от мясного и помесного скота в живом весе в 2012 году на 3500%, в том числе от мясного скота в живом весе - на 500%.
     
     Потребность в финансовых ресурсах областного бюджета обоснована масштабностью поставленной цели и задач для ее достижения.
     

Таблица 3

Расчет социально-экономической эффективности реализации программы

Показатели

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2012 г.
к 2008
г., %

1. Объем производства
говядины от мясного и
помесного скота, тыс.
тонн в живой массе

0,189

0,429

8,9

6,9

7,0

3704

2. Поголовье скота,
тыс. голов:
а) мясного



0,1



1,1



1,8



23,4



43,0



3765

б) помесного

-

-

-

-

-

-

3. Валовой продукт
отрасли, тыс. руб.

12700

15100

1934072

1948300

1959900

15432

4. Валовой доход
отрасли, тыс. руб.

1900

2700

201162

205740

208897

10995

5. Чистая прибыль
отрасли, тыс. руб.

0,8

1280

80465

82296

83558

10444750

6. Рабочие места, ед.

29

69

70

476

888

3062


     Расчет эффективности расходования бюджетных средств по программе представлен в таблице 4.
     

Таблица 4

Расчет эффективности расходования бюджетных средств по программе

Показатели

Ед.
изм.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Всего за
4 года

Выручка от реализации
говядины

тыс.
руб.

27000

201162

205740

208897

642799

Ежегодный прирост
выручки от реализации
говядины

тыс.
руб.

22400

148860

150348

152113

453561


     Кроме увеличения племенной базы, производства высококачественной говядины и наполнения внутреннего рынка этим видом мяса, реализация программы обеспечит создание 888 новых рабочих мест в сельских территориях, уменьшение выплат из бюджета пособий по безработице.
     
     Оценка эффективности программы будет производиться в соответствии с постановлением администрации области от 1 июня 2011 года N 494 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Брянской области".
     


6. Обоснование ресурсного обеспечения программы


     Бюджетное финансирование программных мероприятий осуществляется за счет ассигнований, ежегодно предусматриваемых департамент сельского хозяйства Брянской области в областном бюджете на указанные цели. (в ред. постановления Правительства Брянской области от 15.04.2013 N 35-п)
     
     Объем всех средств, требуемых на реализацию запланированных мероприятий по программе, рассчитан с учетом:
     
     а) фактических цен на племенной скот в 2010 и 2011 годах по импорту и внутри страны;
     
     б) среднероссийских расходов на содержание мясных коров и стоимости каждого теленка к отъему (с учетом выхода телят);
     
     в) средних производственных издержек на откорм молодняка крупного рогатого скота.
     
     Основные мероприятия программы и их финансирование по годам приведены в плане реализации мероприятий государственной программы.
     

Об утверждении государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области" (2012 - 2015 годы) (с изменениями на 18 ноября 2013 года)

Название документа: Об утверждении государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области" (2012 - 2015 годы) (с изменениями на 18 ноября 2013 года)

Номер документа: 1308

Вид документа: Постановление Правительства Брянской области

Принявший орган: Правительство Брянской области

Статус: Недействующий

Опубликован: Документ опубликован не был
Дата принятия: 30 декабря 2011

Дата начала действия: 30 декабря 2011
Дата окончания действия: 01 января 2014
Дата редакции: 18 ноября 2013

В документ вносятся изменения на основании постановления Правительства Брянской области от 24.12.2013 N 736-п.