• Текст документа
  • Статус
0 %
Начинаю
Завершаю
Оглавление
Поиск в тексте
Недействующий


АДМИНИСТРАЦИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 декабря 2011 года N 1303


Об утверждении государственной программы
"Охрана окружающей среды, воспроизводство
и использование природных ресурсов Брянской области"
(2012 - 1215 годы)

(с изменениями на 21 октября 2013 года)

____________________________________________________________________
Документ утратил силу на основании
постановления Правительства Брянской области от 30.12.2013 N 853-п
____________________________________________________________________

________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением администрации Брянской области от 16.07.2012 N 639,
постановлением администрации Брянской области от 24.08.2012 N 786,
постановлением администрации Брянской области от 17.10.2012 N 964,
постановлением администрации Брянской области от 06.12.2012 N 1132,
постановлением администрации Брянской области от 29.12.2012 N 1346,
указом Губернатора Брянской области от 15.03.2013 N 221,
постановлением Правительства Брянской области от 24.06.2013 N 242-п,
постановлением Правительства Брянской области от 21.10.2013 N 587-п.
________________________________________________________________


В соответствии с постановлениями администрации области от 1 июня 2011 года N 494 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Брянской области", от 17 июня 2011 года N 544 "Об утверждении перечня государственных программ (подпрограмм) Брянской области"

постановляю:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Брянской области" (2012 - 2015 годы).

2. Опубликовать настоящее постановление на официальном сайте администрации Брянской области в сети Интернет.

3. Контроль за исполнением постановления возложить на вице-губернатора Брянской области Касацкого А.И. (в ред. постановления Правительства Брянской области от 24.06.2013 N 242-п)

Губернатор
Н.В. Денин


Утверждена
постановлением администрации
Брянской области
от 30 декабря 2011 года N 1303

Приложение. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Брянской области" (2012 - 2015 годы)

(в ред. постановления Правительства Брянской области от 24.06.2013 N 242-п)

П А С П О Р Т государственной программы "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Брянской области" (2012 - 2015 годы)

Наименование программы

"Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Брянской области" (2012 - 2015 годы)

Ответственный исполнитель

Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области

Соисполнители программы

отсутствуют

Перечень долгосрочных целевых программ

отсутствуют

Перечень подпрограмм

отсутствуют

Цели государственной программы

- улучшение экологической обстановки в области;

- реализация государственной политики, направленной на предотвращение чрезвычайных ситуаций, связанных с обращением ядохимикатов, повышение уровня санитарно-экологической безопасности в Брянской области;

- эффективное управление в сфере установленных функций;

- обеспечение развития и использования

минерально-сырьевой базы на территории Брянской области

- выполнение полномочий, определенных субъекту Российской Федерации водным законодательством и законодательством о гидротехнических сооружениях;

- восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения, обеспечение защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод;

- реализация государственной политики в области охраны объектов животного мира и среды их обитания, водных биологических ресурсов;

- обеспечение рационального использования объектов животного мира, водных биологических ресурсов;

Задачи государственной программы

1. Обеспечение государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в области охраны окружающей среды и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Брянской области;

2. Уменьшение и локализация негативного воздействия отходов производства и потребления, образующихся на территории Брянской области, сбросов загрязняющих веществ в водные объекты на здоровье человека и окружающую среду;

3. Ведение и мониторинг Красной книги, просвещение населения в области экологии и природных ресурсов Брянской области и пропаганда экологических знаний;

4. Проведение работ по сбору ядохимикатов, вывозу их с мест хранения на утилизацию;

5. Материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности департамента;

6. Рациональное использование возобновляемых и эффективное использование невозобновляемых природных ресурсов;

7. Реализация полномочий в сфере установленных функций, включая эффективное управление бюджетными средствами, предусмотренными на их исполнение;

8. Прирост запасов общераспространенных полезных ископаемых по строительным пескам, песчано-гравийной смеси, глин и суглинков для производства современной высококачественной керамики и керамического кирпича в объеме 3,8 млн. м(3);

9. Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений путем их приведения к безопасному техническому состоянию;

10. Восстановление и экологическая реабилитация водных объектов;

11. Осуществление контроля за использованием незаконных орудий добычи объектов животного мира, оборотом продукции, получаемой от объектов животного мира;

12. Предупреждение и пресечение административных правонарушений, связанных с использованием объектов животного мира;

13. Осуществление контроля за деятельностью пользователей животным миром по воспроизводству охотничьих ресурсов, в том числе по проведению биотехнических мероприятий;

14. Проведение необходимого комплекса биотехнических мероприятий на территориях общедоступных охотничьих угодий и в заказниках регионального значения;

15. Проведение мероприятий по мониторингу физического состояния объектов животного мира, среды их обитания, ведение государственного учета объектов животного мира;

16. Обеспечение рационального использования охотничьих ресурсов области пользователями животным миром;

17. Предоставление рыбопромысловых участков Брянской области для осуществления товарного рыбоводства;

Сроки и этапы реализации государственной программы

2012-2015 годы

Объемы бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы

общий объем финансирования государственной программы в 2012-2015 годах составляет 449 944,9 тыс. рублей, в том числе:

- средства областного бюджета - 293563,1 тыс. рублей, в т.ч. по годам:
2012 год - 70 691,1 тыс. рублей,
2013 год - 76 769,1 тыс. рублей;
2014 год - 72 952,1 тыс. рублей;
2015 год - 73 150,8 тыс. рублей;

- средства федерального бюджета -
110 296,5 тыс. рублей, в т.ч. по годам:
2012 год - 43 191,2 тыс. рублей,
2013 год - 41 761,6 тыс. рублей,
2014 год - 12 650,4 тыс. рублей,
2015 год - 12 693,3 тыс. рублей;

- средства местных бюджетов - 12539,1 тыс. рублей, в т.ч. по годам:

2012 год - 4217,3 тыс. рублей;
2013 год - 3683,6 тыс. рублей;
2014 год - 2246,6 тыс. рублей;
2015 год - 2391,6 тыс. рублей
(в ред. постановления Правительства Брянской области от 21.10.2013 N 587-п)

- внебюджетные источники - 33546,2 тыс. рублей в течение 2012 года.

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

1. Ввод 6-ти полигонов ТБО;

2. Объем очищенных сточных вод- 10800 тыс. куб. м;

3. Утилизация ртутьсодержащих приборов - 30759 штук за весь период реализации программы (в ред. постановления Правительства Брянской области от 21.10.2013 N 587-п)


4. Сбор, транспортировка и утилизация ядохимикатов в количестве 649,7 тонн, в том числе:

в 2012 году - 299,7 тонн;

в 2013 году - 350 тонн;

5. Объем разведанных и утвержденных запасов общераспространенных полезных ископаемых в количестве 3,8 млн. м(3), в том числе:
в 2012 году - 2,2 млн. м(3);
в 2013 году - 0,6 млн. м(3);
в 2014 году - 0,5 млн. м(3);
в 2015 году - 0,5 млн. м(3).

6. Издание книг природоохранной тематики:

в 2012 году - 400 шт.;
в 2013 году - 400 шт.;
в 2014 году - 1400 шт.;
в 2015 году - 400 шт.

7. Поступление в бюджет доходов от лицензирования черных и цветных металлов в сумме 548,5 тыс. рублей, в том числе:
2012 год - 173,5 тыс. рублей;
2013 год - 125,0 тыс. рублей;
2014 год - 125,0 тыс. рублей;
2015 год - 125,0 тыс. рублей;

8. Поступление в бюджет доходов от лицензирования выбросов в атмосферу загрязняющих веществ в сумме 622,0 тыс. рублей, в том числе:
2012 год - 172,0 тыс. рублей;
2013 год - 150,0 тыс. рублей;
2014 год - 150,0 тыс. рублей;
2015 год - 150,0 тыс. рублей;

9. Поступление в бюджет доходов от оплаты за проведение государственной экспертизы запасов в сумме 898,7 тыс. рублей, в том числе:
2012 год - 298,7 тыс. рублей;
2013 год - 200,0 тыс. рублей;
2014 год - 200,0 тыс. рублей;
2015 год - 200,0 тыс. рублей;

10. Поступление в бюджет доходов от проведения аукционов по недропользованию в сумме 5890,6 тыс. рублей, в том числе:
2012 год - 2890,6 тыс. рублей;
2013 год - 1000,0 тыс. рублей;
2014 год - 1000,0 тыс. рублей;
2015 год - 1000,0 тыс. рублей;

11. Поступление в бюджет доходов от штрафов за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды
в сумме 1696,4 тыс. рублей, в том числе:
2012 год - 346,4 тыс. рублей;
2013 год - 450,0 тыс. рублей;
2014 год - 450,0 тыс. рублей;
2015 год - 450,0 тыс. рублей;

12. Количество созданных и обработанных кормовых полей на особо охраняемых природных территориях регионального значения, в которых установлены ограничения по охоте:

2012 год - 10 шт.;
2013 год - 10 шт.;
2014 год - 12 шт.;
2015 год - 12 шт.;

13. Количество созданных и обработанных кормовых полей на территориях общедоступных охотничьих угодий:
2012 год - 40 шт.;
2013 год - 40 шт.;
2014 год - 43 шт.;
2015 год - 43 шт.;

14. Динамика численности охотничьих ресурсов к предыдущему отчетному периоду:
2012 год - 105 %;
2013 год - 105 %;
2014 год - 105 %;
2015 год - 105 %;

15. Доля охотничьих хозяйств, охваченных внутрихозяйственным охотустройством:
2012 год - 50 %;
2013 год - 75 %;
2014 год - 85 %;
2015 год - 90 %;

16. Доля заключенных договоров о предоставлении рыбопромысловых участков для осуществления товарного рыбоводства к предыдущему отчетному периоду:
2012 год - 100 %;
2013 год - 100 %;
2014 год - 100 %;

2015 год - 100 %.

17. Эффективное выполнение плана мероприятий государственной программы ежегодно на 100 %.
Ожидаемые результаты ВЦП "Развитие водохозяйственного комплекса Брянской области" (2013-2018 годы) приведены в паспорте ВЦП (приложение 1 к госпрограмме)
Ожидаемые результаты ВЦП "Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, а также противопаводковые мероприятия и водохозяйственная деятельность на территории Брянской области" (2010-2012 годы) приведены в паспорте ВЦП (приложение 2 к госпрограмме)

1. Характеристика состояния окружающей среды, воспроизводства и использования природных ресурсов Брянской области. Анализ факторов риска реализации государственной политики в этой сфере

В Брянской области имеется свыше четырех тысяч водных объектов, восемьсот гидротехнических сооружений, многие из которых имеют значительный износ, и требуют ремонта. В течение 2009-2011 годов за счет средств бюджетов всех уровней (федерального, областного и муниципальных бюджетов) отремонтировано 11 гидротехнических сооружений.

Реализация мероприятий государственной программы позволит предотвратить возможный ущерб от негативного воздействия вод, а также вследствие аварий гидротехнических сооружений, обеспечить развитие и использование водных и минерально-сырьевых ресурсов.

На территории Брянской области, практически в каждом районе осуществляют свою деятельность дорожные, жилищно-коммунальные и строительные службы, которые имеют производственную базу. Для обеспечения своей деятельности вышеуказанным службам требуются строительные пески и песчано-гравийные смеси. Имеющиеся запасы этих полезных ископаемых, из-за их неравномерного распределения на территории области, не обеспечивают потребности служб.

В последнее время значительно возрос спрос на глинистое сырье для производства керамического кирпича. Числящиеся на государственном балансе запасов месторождения глинистого сырья не покрывают спрос из-за незначительных объемов.

В период 2009-2011 годов за счет средств областного бюджета разведано 3 месторождения строительных песков и утверждены запасы в объеме 897,78 тыс. м(3).

В настоящее время в Брянской области остаются нерешенными проблемы загрязнения водных объектов и атмосферного воздуха от сбросов и выбросов промышленных предприятий, растущего объема отходов производства и потребления, деградации почв и растительного покрова. Растет число несанкционированных свалок в городах и населенных пунктах, в лесной и сельской местности, увеличивается замусоренность всех категорий земель.

Состояние санкционированных свалок и полигонов, их обустройство, технология эксплуатации не соответствуют требованиям природоохранных норм и правил. Обязательные технологические операции (уплотнение отходов, послойная засыпка грунтом) осуществляются от случая к случаю, контроль качественного состава отходов не ведется.

Программой запланировано строительство и ввод в эксплуатацию 6 полигонов ТБО.

Низкая эффективность имеющихся очистных сооружений отрицательно сказывается на состоянии рек. В частности, неудовлетворительно работают централизованные биологические очистные сооружения, где большую часть составляют промышленные сточные воды, поступающие без предварительного очищения на локальные очистные сооружения предприятий.

Наблюдается тенденция ухудшения качества исходной воды. На артезианских водозаборах повышается содержание железа и традиционно применяемые технологии обработки воды не всегда обеспечивают очистку до нормативных показателей. В связи с этим требуется реконструкция старых и строительство новых станций обезжелезивания с внедрением новых технологий и способов очистки.

По состоянию на 1 января 2011 года на территории области насчитывается около 512 тонн непригодных к применению ядохимикатов, относящихся к различным классам опасности. Хранение их осуществлялось в 112-ти местах, которые расположены в 20 районах области. Состояние большинства мест хранения характеризуется как неудовлетворительное. Способы и условия хранения запрещенных и непригодных к применению ядохимикатов не соответствуют требованиям действующего законодательства: емкости, в которых осуществляется хранение препаратов, негерметичны, зачастую ядохимикаты хранятся россыпью, в поврежденной таре; помещения, используемые для размещения препаратов, требуют проведения ремонтных работ. Все это повышает экологическую опасность объектов размещения опасных отходов. По-прежнему, значительное количество обезличенных ядохимикатов хранится под открытым небом.

В рамках долгосрочной целевой программы "Совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления на территории Брянской области" (2008-2010 годы) осуществлен сбор, транспортировка и утилизация 308,2 тонны пришедших в негодность ядохимикатов с территорий 22 муниципальных образований Брянской области на общую сумму 10 268,9 тыс. рублей.

В 2010 году комитет природопользования и охраны окружающей среды, лицензирования отдельных видов деятельности Брянской области совместно с Росельхознадзором по Брянской и Смоленской областям провели инвентаризацию обезличенных ядохимикатов в муниципальных образованиях Брянской области. В 2011 году вывезено 311,320 тонн ядохимикатов, в 2012 - 299,7 тонн, в 2013 году вывезено 276,1 тонн, и планируется вывоз оставшихся ядохимикатов из 2 районов области в объеме 112,6 т.

Результаты контрольно-надзорной деятельности в сфере охраны и использования объектов животного мира (прежде всего охотничьих ресурсов) за период с 2008 по 2010 год показывают, что в среднем за год специалистами выявляется около 350 административных правонарушений в указанной сфере, совершенных физическими лицами, а также около 10 нарушений, содержащих состав уголовного преступления, ответственность за которое предусмотрена статьей 258 Уголовного кодекса Российской Федерации. При проведении рейдов в охотничьих угодьях Брянской области ежегодно у граждан изымается до 30 орудий охоты, треть которых составляют охотничьи ружья, большая часть из них не зарегистрирована в органах МВД.

Дополнительно в ходе рейдов специалистами управления фиксируются также нарушения правил рыболовства, совершаемые гражданами на водных объектах области. Ежегодно таких нарушений выявляется не менее 100 - 200, сообщения о выявленных фактах направляются для рассмотрения по подведомственности.

Большую проблему создает незаконный отстрел охотничьих животных, в первую очередь - диких копытных. Ежегодно выявляется до 12 фактов нелегальной добычи таких животных. По результатам рассмотрения административных дел ежегодно в среднем на нарушителей накладывается административных штрафов на сумму 350,0 тыс. рублей, из которых взыскивается 70 %.

Одной из причин такой ситуации является достаточно неоднородная структура охотничьей отрасли Брянской области. Общая площадь охотничьих угодий области по состоянию на 1 января 2011 года составляет 3136,1 тыс. га (90,6 % площади всей области). 2825,9 тыс. га (90,1 % охотугодий) предоставлено охотпользователям - юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для осуществления долгосрочного пользования охотничьими ресурсами. На указанной территории штатные работники охотпользователей должны обеспечивать проведение мероприятий по охране охотничьих животных. В связи с отсутствием у них полномочий по применению мер административного воздействия, а также небольшим количеством работников, имеющих специальное образование по направлению основной деятельности, мероприятия по пресечению нарушений законодательства в сфере охоты на всей территории охотничьих угодий области вынуждены проводить специалисты, что не позволяет значительно повысить эффективность этой работы.

Для анализа состояния охотничьей фауны ежегодно организуется проведение мероприятий по учету основных видов охотничьих животных в масштабах области, а также контролируется проведение учетных мероприятий внутри охотничьих хозяйств. Результаты учета вносятся в государственный охотхозяйственный реестр. Согласно имеющимся в управлении данным за последние годы отмечается положительная динамика изменения численности многих видов охотничьих животных, что свидетельствует о положительном эффекте принимаемых мер по охране и воспроизводству животных.

Важной составляющей деятельности по охране и использованию охотничьих ресурсов является мониторинг физического состояния животных, добываемых в процессе охоты. Принимая во внимание складывающуюся в Российской Федерации ситуацию с наиболее опасными для человека и домашних животных заболеваниями, распространяющимися, в том числе и среди диких животных (трихинеллез, африканская чума свиней, грипп птиц, бешенство), всё более тщательное внимание уделяется лабораторным исследованиям проб добытых животных, что также требует дополнительных усилий со стороны управления в организации таких мероприятий.

В связи с тем, что 310,12 тыс. га охотничьих угодий области относятся к категории общедоступных, то есть, не предоставлены в долгосрочное пользование, обязанности по проведению всего комплекса мероприятий по воспроизводству охотничьих животных (прежде всего - биотехнических) относятся к компетенции управления. То же касается проведения таких мероприятий в заказниках регионального значения, созданных в целях воспроизводства охотничьей фауны. В связи с тем, что практически полностью отсутствуют аншлаги, а также биотехнические сооружения на этих территориях, утраченные после ликвидации облохотуправления в 2005 году, требуются значительные объемы финансирования на проведение таких мероприятий.

В связи со значительными изменениями законодательства в сфере охраны и регулирования использования охотничьих ресурсов в 2010 году существенно изменился порядок выдачи разрешительных документов на добычу охотничьих животных. Обязательная выдача каждому охотнику разрешения на добычу охотничьих ресурсов (отдельно по каждому виду) привела к значительному увеличению затрат на изготовление бланков этих документов. В то же время за счет введения дополнительных платежей (госпошлина) увеличился приток денежных средств в федеральный бюджет.

Таким образом, ситуация в Брянской области в сфере охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов требует планового подхода к реализации поставленных стратегических и технических задач с применением системы контроля за внедрением и реализацией поставленных целей и задач.

Значения показателей (индикаторов), характеризующих текущее состояние в сфере деятельности департамента природных ресурсов и экологии, приведены в таблице N 1.

N п/п

Наименование индикатора

Ед. изм.

2009 год

2010 год

2011 год

1

Ввод в эксплуатацию полигонов ТБО

шт.

3

0

2

2

Объем очищенных сточных вод

тыс. м3

-

-

-

3

Количество утилизированных ртутьсодержащих приборов от учреждений Брянской области

шт.

8779

9146

8285

4

Сбор, транспортировка и утилизация ядохимикатов

тн

79,45

116,7

311,32

5

Объем разведанных и утвержденных запасов общераспространенных полезных ископаемых

млн. м3

0,898

-

-

6

Издание книг природоохранной тематики

ед.

400

400

1400

7

Поступление в бюджет доходов от лицензирования черных и цветных металлов

тыс. руб.

173,5

125,0

125,0

8

Поступление в бюджет доходов от лицензирования выбросов в атмосферу загрязняющих веществ

тыс. руб.

172,0

150,0

150,0

9

Поступление в бюджет доходов от оплаты за проведение государственной экспертизы запасов

тыс. руб.

298,7

200,0

200,0

10

Поступление в бюджет доходов от проведения аукционов по недропользованию

тыс. руб.

2890,6

1000,0

1000,0

11

Поступление в бюджет доходов от штрафов за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды

тыс. руб.

346,4

450,0

450,0

12

Количество созданных и обработанных кормовых полей на особо охраняемых природных территориях регионального значения, в которых установлены ограничения на охоте



шт.

10

10

10

13

Количество созданных и обработанных кормовых полей на территориях общедоступных охотничьих угодий



шт.

40

40

40

14

Динамика численности охотничьих ресурсов к предыдущему отчетному периоду в %

-

уменьшение на 5,7 %

уменьшение на 13 %

15

Доля охотничьих хозяйств, охваченных внутрихозяйственным охотоустройством

%

45

50

50

16

Доля заключенных договоров о предоставлении рыбопромысловых участков для осуществления товарного рыбоводства
к предыдущему отчетному периоду

-

-

в 2011 году впервые заключались договоры (заключено 14 договоров)

17

Эффективное выполнение плана мероприятий государственной программы

%

100

100

100

2. Сроки реализации государственной программы


Реализация государственной программы "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Брянской области" предусмотрена в период 2012-2015 годов.

3. Приоритеты и цели государственной политики в сфере охраны окружающей среды, воспроизводства и использования природных ресурсов Брянской области


Приоритетом государственной политики в сфере воспроизводства и использования природных ресурсов является улучшение количественных и качественных показателей водных объектов, находящихся в государственной собственности, обеспечение высококачественным сырьем различных отраслей народного хозяйства, опережающее развитие минерально-сырьевой базы, в том числе разведанной за счет средств недропользователей, уменьшение загрязнения водных объектов и атмосферного воздуха от сбросов и выбросов промышленных предприятий, растущего объема отходов производства и потребления, деградации почв и растительного покрова, также обеспечение устойчивого существования и использования охотничьих ресурсов, иных объектов животного мира, водных биологических ресурсов, сохранение их биологического разнообразия.

Целями государственной политики в сфере охраны окружающей среды, воспроизводства и использования природных ресурсов Брянской области являются:

- улучшение экологической обстановки в области;

- реализация государственной политики, направленной на предотвращение чрезвычайных ситуаций, связанных с обращением ядохимикатов, повышение уровня санитарно-экологической безопасности в Брянской области;

- эффективное управление в сфере установленных функций;

- обеспечение развития и использования минерально-сырьевой базы на территории Брянской области;

- выполнение полномочий, определенных субъекту Российской Федерации водным законодательством и законодательством о гидротехнических сооружениях;

- восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения, обеспечение защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод;

- реализация в пределах компетенции управления государственной политики в области охраны объектов животного мира и среды их обитания, водных биологических ресурсов;

- обеспечение рационального использования объектов животного мира, водных биологических ресурсов.


Задачами государственной программы являются:

-обеспечение государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в области охраны окружающей среды и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Брянской области;

- уменьшение и локализация негативного воздействия отходов производства и потребления, образующихся на территории Брянской области, сбросов загрязняющих веществ в водные объекты на здоровье человека и окружающую среду;

- ведение и мониторинг Красной книги, просвещение населения в области экологии и природных ресурсов Брянской области и пропаганда экологических знаний;

- проведение работ по сбору ядохимикатов, вывозу их с мест хранения на утилизацию;

- материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности департамента природных ресурсов и экологии Брянской области;

- рациональное использование возобновляемых и эффективное использование невозобновляемых природных ресурсов;

- реализация полномочий в сфере установленных функций, включая эффективное управление бюджетными средствами, предусмотренными на их исполнение;

- прирост запасов общераспространенных полезных ископаемых по строительным пескам, песчано-гравийной смеси, глин и суглинков для производства современной высококачественной керамики и керамического кирпича в объеме 3,8 млн. м(3);

- обеспечение безопасности гидротехнических сооружений путем их приведения к безопасному техническому состоянию;

- восстановление и экологическая реабилитация водных объектов;

- осуществление контроля за использованием незаконных орудий добычи объектов животного мира, оборотом продукции, получаемой от объектов животного мира;

- предупреждение и пресечение административных правонарушений, связанных с использованием объектов животного мира;

- осуществление контроля за деятельностью пользователей животным миром по воспроизводству охотничьих ресурсов, в том числе по проведению биотехнических мероприятий;

- проведение необходимого комплекса биотехнических мероприятий на территориях общедоступных охотничьих угодий и в заказниках регионального значения;

- проведение мероприятий по мониторингу физического состояния объектов животного мира, среды их обитания, ведение государственного учета объектов животного мира;

- обеспечение рационального использования охотничьих ресурсов области пользователями животным миром;

- обеспечение деятельности по предоставлению рыбопромысловых участков на территории Брянской области для осуществления товарного рыбоводства.

4. Ресурсное обеспечение государственной программы


Источниками финансирования государственной программы являются как средства областного бюджета, так и иные источники.

Общий объем финансирования государственной программы в 2012-2015 годах составляет 449 944,9 тыс. рублей, в том числе:

- средства областного бюджета - 293 563,1 тыс. рублей, в т.ч. по годам:
2012 год - 70 691,1 тыс. рублей,
2013 год - 76 769,1 тыс. рублей;
2014 год - 72 952,1 тыс. рублей;
2015 год - 73 150,8 тыс. рублей;

- средства федерального бюджета - 110 296,5 тыс. рублей, в т.ч. по годам:
2012 год - 43 191,2 тыс. рублей,
2013 год - 41 761,6 тыс. рублей,
2014 год - 12 650,4 тыс. рублей,
2015 год - 12 693,3 тыс. рублей;

- средства местных бюджетов - 12539,1 тыс. рублей, в т.ч. по годам:
2012 год - 4217,3 тыс. рублей;
2013 год - 3683,6 тыс. рублей;
2014 год - 2246,6 тыс. рублей;
2015 год - 2391,6 тыс. рублей (в ред. постановления Правительства Брянской области от 21.10.2013 N 587-п)

внебюджетные источники - 33 546,2 тыс. рублей в течение 2012 года.

5. Состав государственной программы


Государственная программа "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Брянской области" (2012-2015 годы) включает в себя:

- ведомственную целевую программу "Развитие водохозяйственного комплекса Брянской области" (2013-2018 годы) (приложение 1 к государственной программе);

- ведомственную целевую программу "Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, а также противопаводковые мероприятия и водохозяйственная деятельность на территории Брянской области" (2010-2012 годы) (приложение 2 к государственной программе);

- основные мероприятия и мероприятия государственной программы.

Распределение финансовых средств в рамках мероприятий государственной программы приведено в Плане реализации государственной программы (приложение 3 к государственной программе)".

6. Ожидаемые результаты реализации государственной программы


Реализация государственной программы позволит:

- снизить объем сброса загрязненных сточных вод (без очистки и недостаточно очищенные) в открытые водоемы;

- усовершенствовать систему сбора, хранения, размещения и переработки промышленных и бытовых отходов;

- обеспечить размещение значительной части отходов на завершенных объектах захоронения и утилизации ТБО;

- сохранить видовое разнообразие объектов животного мира;

- повысить уровень экологического просвещения и образования населения;

- обеспечить прирост запасов общераспространенных полезных ископаемых.

- повысить уровень безопасности ГТС, находящихся в аварийном и предаварийном состоянии путем их капитального ремонта;

- обеспечить восстановление и экологическую реабилитацию водных объектов.

Экологическая эффективность государственной программы выражается в уменьшении негативного воздействия отходов на окружающую среду, сохранении редких и исчезающих видов животных и растений, повышении экологической культуры населения, улучшении экологического состояния водных объектов.

Социальная эффективность Программы заключается в оздоровлении экологической обстановки в Брянской области и создании благоприятных условий для проживания и отдыха населения.

Прогноз значений показателей (индикаторов) государственной программы по годам ее реализации представлен в таблице 2. (в ред. постановления Правительства Брянской области от 21.10.2013 N 587-п)

Таблица 2

N п/п

Наименование индикатора

Ед. изм.

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

1

Ввод в эксплуатацию полигонов ТБО

шт.

2

0

2

2

2

Объем очищенных сточных вод

тыс. м3

-

3600

3600

3600

3

Количество утилизированных ртутьсодержащих приборов от учреждений Брянской области

шт.

8255

6504

8000

8000

4

Сбор, транспортировка и утилизация ядохимикатов

т

299,7

350,0

-

-

5

Объем разведанных и утвержденных запасов общераспространенных полезных ископаемых

млн. м3

2,2

0,6

0,5

0,5

6

Издание книг природоохранной тематики

ед.

400

400

1400

400

7

Поступление в бюджет доходов от лицензирования черных и цветных металлов

тыс. руб.

173,5

125,0

125,0

125,0

8

Поступление в бюджет доходов от лицензирования выбросов в атмосферу загрязняющих веществ

тыс. руб.

172,0

150,0

150,0

150,0

9

Поступление в бюджет доходов от оплаты за проведение государственной экспертизы запасов

тыс. руб.

298,7

200,0

200,0

200,0

10

Поступление в бюджет доходов от проведения аукционов по недропользованию

тыс. руб.

2890,6

1000,0

1000,0

1000,0

11

Поступление в бюджет доходов от штрафов за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды

тыс. руб.

346,4

450,0

450,0

450,0

12

Количество созданных и обработанных кормовых полей на особо охраняемых природных территориях регионального значения, в которых установлены ограничения по охоте



шт.

10

10

12

12

13

Количество созданных и обработанных кормовых полей на территориях общедоступных охотничьих угодий



шт.

40

40

43

43

14

Динамика численности охотничьих ресурсов, % к предыдущему отчетному периоду


%

105

105

105

105

15

Доля охотничьих хозяйств, охваченных внутрихозяйственным охотоустройством


%

50

75

85

90

16

Доля заключенных договоров о предоставлении рыбопромысловых участков для осуществления товарного рыбоводства, к предыдущему отчетному периоду


%

100

100

100

100

17

Эффективное выполнение плана мероприятий государственной программы

%

100

100

100

100


Доля загрязненных сточных вод в общем объеме сбрасываемых сточных вод определяется следующим образом:

Об утверждении государственной программы , где:

Kf - объем сбрасываемых загрязнённых сточных вод;

Kp - общий объем сбрасываемых сточных вод.

Доля исполненных предписаний, требований, выданных по итогам проверок в отчетном периоде, к общему количеству документов, которые должны быть исполнены в отчетном периоде, определяется следующим образом:

I(n) = Pi / Pє х 100 %, где:


I(n) - доля исполненных предписаний, требований, выданных по итогам проверок в отчетном периоде, к общему количеству документов, которые должны быть исполнены в отчетном периоде, %;


Pi - количество исполненных предписаний, требований, выданных по итогам проверок в отчетном периоде, шт.;

Pє - общее количество документов, которые должны быть исполнены в отчетном периоде, шт.

Динамика численности охотничьих ресурсов к предыдущему отчетному периоду определяется следующим образом:

Dc = QN / QІ х 100 %, где:

Dc - динамика численности охотничьих ресурсов к предыдущему отчетному периоду, %;

QN - численность охотничьих ресурсов (по видам) в отчетном периоде, голов;

QІ - численность охотничьих ресурсов (по видам) в предыдущем отчетном периоде, голов.

Доля охотничьих хозяйств, охваченных внутрихозяйственным устройством, определяется следующим образом:

Dh = Ou / Oє х 100 %, где:

Dh - доля охотничьих хозяйств, охваченных внутрихозяйственным устройством, %;

Ou - количество охотничьих хозяйств в области, на территории которых проведено внутрихозяйственное охотустройство, шт.;

Oє - общее количество охотничьих хозяйств в области, шт.

Доля заключенных договоров о предоставлении рыбопромысловых участков для осуществления товарного рыбоводства к предыдущему отчетному периоду определяется следующим образом:

Q = Dє / Dp х 100 %, где:

Q - доля заключенных договоров о предоставлении рыбопромысловых участков для осуществления товарного рыбоводства к предыдущему отчетному периоду, %;

Dє - количество заключенных в отчетном периоде договоров о предоставлении рыбопромысловых участков для осуществления товарного рыбоводства, шт.;

Dp - количество заключенных в предыдущем отчетном периоде договоров о предоставлении рыбопромысловых участков для осуществления товарного рыбоводства, шт.

7. Меры правового регулирования в сфере охраны окружающей среды, воспроизводства и использования природных ресурсов Брянской области


Основными нормативными правовыми актами, которыми руководствуется комитет, являются:

- Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";

- Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";

- Федеральный закон от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах";

- Водный кодекс Российской Федерации от 03 июня 2006 года N 74-ФЗ;

- Закон Брянской области от 3 июня 2005 года N 39-З "Об охране окружающей среды Брянской области";

- Закон Брянской области от 05 августа 2002 года N 48-З "О недропользовании на территории Брянской области".

В период реализации государственной программы внести изменения в следующие нормативные правовые акты:

1. Закон Брянской области от 05 августа 2002 года N 48-З "О недропользовании на территории Брянской области";

2. Административный регламент департамента природных ресурсов и экологии Брянской области по исполнению государственной функции "Предоставление права на геологическое изучение общераспространенных полезных ископаемых, на разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых, а также на геологическое изучение, разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых на участках недр местного значения Брянской области".

Реализация программных мероприятий осуществляется в порядке, установленном действующим федеральным и региональным законодательством, в том числе федеральными законами от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире", от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", приказами Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, постановлениями администрации области от 15 мая 2010 года N 249 "Об утверждении административного регламента управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов Брянской области по исполнению государственной функции "Государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории субъекта Российской Федерации, за исключением государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, находящегося на особо охраняемых природных территориях федерального значения", от 6 мая 2011 года N 415 "Об утверждении административного регламента управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов Брянской области по исполнению государственной функции "Контроль за использованием капканов и ловушек", от 1 сентября 2011 года N 808 "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "Организация конкурсов на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства на территории Брянской области".

В случае возникновения необходимости, при корректировке действующих нормативных правовых актов департаментом будут приниматься меры по разработке необходимых документов.

8. Анализ рисков реализации государственной программы, описание мер по управлению рисками


Основными рисками при реализации госпрограммы являются:

- нормативные риски. Реализация мероприятий государственной программы зависит от состояния нормативной правовой базы, регулирующей требования к уровню безопасности гидротехнических сооружений и в сфере недропользования. В частности, усиление требований к безопасности гидротехнических сооружений может привести к увеличению затрат на обеспечение безопасности гидротехнических сооружений и снизить эффективность реализации государственной программы при условии сохранения объемов бюджетных ассигнований;

- рыночные риски. Указанные риски обусловлены влиянием макроэкономической ситуации на уровень рыночных цен, что может отразиться на запланированных объемах бюджетных ассигнований. Управление рыночными рисками осуществляется заказчиками в рамках процедур проведения торгов (аукционов) на размещение заказов на поставки товаров (работ, услуг) для муниципальных нужд. Возможными рисками в ходе реализации Программы могут стать повышение стоимости работ по объектам капитального строительства, связанное с инфляционными процессами в экономике, сокращением объемов финансирования из федерального и областного бюджетов, а также нарушения выполнения исполнителями обязательств по заключенным контрактам, выявленных в результате проверок хода выполнения работ в рамках реализации природоохранных мероприятий;

- изменения действующего законодательства, принятие новых нормативных правовых документов, изменяющих порядок использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов.

- чрезвычайные ситуации природного характера, затрагивающие значительные территории охотничьих угодий или акваторий области, могут существенно повлиять на численность обитающих в них объектов животного мира и водных биологических ресурсов, что приведет к резкому снижению численности отдельных видов.

- иные виды рисков. Реализация мероприятий государственной программы осуществляется с привлечением средств федерального, областного и муниципального бюджетов. В соответствии с установленными нормами изменение объемов долевого участия федерального бюджета требует изменение объемов софинансирования бюджетов других уровней и изменению сроков реализации мероприятий, что может снизить эффективность реализации программы при условии сохранения объемов бюджетных ассигнований.

- стихийные природные бедствия.

Также на решение задач государственной программы и достижение целевых значений показателей (индикаторов) оказывают влияние следующие "отраслевые" риски.

При реализации мероприятий в сфере водных отношений:

а) риск разрушения гидротехнических сооружений, капитальный ремонт которых не завершен в течение 1 года, при пропуске через них весеннего паводка;

б) риск возникновения летних паводков (вследствие погодно-климатических условий);

в) риск невыполнения условий контракта, заключенного по результатам проведенных торгов, производителем работ.

При реализации мероприятий в сфере охраны окружающей среды:

а) риск неподтверждения геологической информации о наличии общераспространенных полезных ископаемых на перспективной площади;

б) риск несоответствия объемов общераспространенных полезных ископаемых ожидаемых и фактических;

в) риск несоответствия качества разведанных общераспространенных полезных ископаемых установленным стандартам.

Система управления указанными рисками включает в себя следующие меры реагирования для каждого фактора риска - практические действия в случае его наступления:

а) для минимизации риска разрушения гидротехнических сооружений, капитальный ремонт которых не завершен в течение 1 года, при пропуске через них весеннего паводка необходимо соответствующим образом планировать и распределять бюджетные средства, предусмотренные для реализации указанных мероприятий;

б) риск возникновения летних паводков является форс-мажорным и зависит от сложившихся в течение года природно-климатических условий, минимизировать последствия возникновения подобных ситуаций возможно лишь путем перераспределения бюджетных средств между объектами осуществляемого капитального ремонта (при осуществлении капитального ремонта двух и более гидротехнических сооружений ежегодно);

в) минимизация риска невыполнения условий контракта, заключенного по результатам проведенных торгов, производителем работ, заключается в контроле достоверности документов, подтверждающих фактические объемы произведенных затрат исполнителем средств областного бюджета, который несет ответственность за целевое использование бюджетных средств (департамент природных ресурсов и экологии Брянской области);

г) минимизация рисков неподтверждения геологической информации о наличии общераспространенных полезных ископаемых на перспективной площади, несоответствия объемов общераспространенных полезных ископаемых ожидаемых и фактических и не соответствия качества разведанных общераспространенных полезных ископаемых установленным стандартам заключается в увеличении объема геологоразведочных работ.

9. Межбюджетные субсидии


Порядок предоставления субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов в форме субсидий на реализацию мероприятий ведомственной целевой программы "Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, а также противопаводковые мероприятия и водохозяйственная деятельность на территории Брянской области" (2010 - 2012 годы), а также методика распределения указанных субсидий утверждены постановлением администрации Брянской области от 15.03.2011 N 185 "Об утверждении порядков предоставления и методик распределения финансовой помощи бюджетам муниципальных районов и городских округов в форме субсидий на ремонт гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности, бесхозяйных гидротехнических сооружений и постановки на учет бесхозяйных гидротехнических сооружений, расположенных на территории муниципальных образований Брянской области в рамках ведомственной целевой программы "Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, а также противопаводковые мероприятия и водохозяйственная деятельность на территории Брянской области" (2010 - 2015 годы)".




Приложение 1
к государственной программе
"Охрана окружающей среды,
воспроизводство и использование
природных ресурсов Брянской области"
(2012-2015 годы)

Приложение 1. ПАСПОРТ ведомственной целевой программы государственной программы Брянской области "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Брянской области"


Наименование ведомственной целевой программы

"Развитие водохозяйственного комплекса Брянской области" (2013- 2018 годы)

Ответственный исполнитель ведомственной целевой программы

Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области

Соисполнители ведомственной целевой программы

отсутствуют

Цель ведомственной целевой программы

восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения, обеспечение защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод, безопасности гидротехнических сооружений

Задачи ведомственной целевой программы

восстановление и экологическая реабилитация водных объектов;

повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений, в том числе бесхозяйных, путем их приведения к безопасному техническому состоянию

Важнейшие целевые показатели ведомственной целевой программы

Достижение следующих целевых показателей за период 2013-2015 годов:

- количество восстановленных и экологически реабилитированных водных объектов (прудов) - 4 шт.;

- количество реконструированных и капитально отремонтированных гидротехнических сооружений, приведенных в безопасное техническое состояние - 12 шт. (в ред. постановления Правительства Брянской области от 21.10.2013 N 587-п)

Сроки реализации ведомственной целевой программы

2013-2018 годы

Объемы и источники финансирования мероприятий ведомственной целевой программы

Финансирование мероприятий программы из областного бюджета осуществляется при условии привлечения на их реализацию средств федерального и муниципального бюджетов.


Общий объем финансирования программы в 2013 - 2015 годах за счет средств областного бюджета составит 19660,1 тыс. руб., в том числе по годам:
2013 г. - 13660,1 тыс. руб.;
2014 г. - 2000,0 тыс. руб.;
2015 г. - 4000,0 тыс. руб. (в ред. постановления Правительства Брянской области от 21.10.2013 N 587-п)

Общий объем финансирования программы в 2013 - 2015 годах за счет средств местных бюджетов составит 2374,6 тыс. руб., в том числе по годам:
2013 г. - 2074,6 тыс. руб.;
2014 г. - 100,0 тыс. руб.;
2015 г. - 200,0 тыс. руб. (в ред. постановления Правительства Брянской области от 21.10.2013 N 587-п)

На реализацию мероприятий Программы в 2013 году предусмотрены средства федерального бюджета в объеме 25 821,7 тыс. рублей.

Общий объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета в 2016-2018 годах составит 12 000,0 тыс. руб.

Целевые индикаторы и показатели социально - экономической эффективности

Целевые индикаторы программы за период 2013-2015 годов приведены в таблице N 8 в разделе 9 программы.

Выполнение работ в рамках мероприятий программы позволит обеспечить:

- благоприятные условия для жизни населения и комфортной среды обитания водных биологических ресурсов;

- защищенность населения и объектов экономики от негативного воздействия вод;

- безопасность гидротехнических сооружений при их дальнейшей эксплуатации

1. Введение


Ведомственная целевая программа "Развитие водохозяйственного комплекса Брянской области" (2013-2018 годы) разработана в соответствии с федеральной целевой программой "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2012 г. N 350, пунктом 22 плана мероприятий по реализации Водной стратегии Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 г. N 1235-р, в целях обеспечения софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации по сохранению и восстановлению водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения, обеспечению защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод, в том числе на обеспечение безопасности гидротехнических сооружений (капитальный ремонт, реконструкция), которое будет осуществляться в виде субсидий из федерального бюджета с 2013 года на основе региональных целевых программ, отвечающих целям и задачам федеральной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах".

2. Характеристика проблемы в водохозяйственной сфере Брянской области, на решение которой направлена ведомственная целевая программа


Брянская область является одним из 18 субъектов Центрального Федерального округа (ЦФО), занимая по площади 5% общей территории округа.

Брянская область, образованная 5 июля 1944 г., расположена в западной части Русской равнины, занимая среднюю часть бассейна р. Десны и лесистый водораздел между нею и р. Окой. Граничит со Смоленской, Калужской, Орловской, Курской областями, странами Украина и Беларусь.

Административно Брянская область состоит из 27 районов, в ее состав входят 47 городов и поселков городского типа. Численность населения области 1264,42 тыс. человек, из них в городах проживает 874,69 тыс. человек. Центр области - город Брянск с населением 432,03 тыс. человек. Территория области 34,86 тыс. км(2). Средняя плотность населения 36 человек на 1км(2).

Брянская область имеет хорошо развитую речную сеть. Количество рек, от мельчайших до больших, составляет 2867, общая протяженность рек - 12,89 тыс. км. Количество и протяженность рек области приведены в таблице N 1.


Таблица N 1. Количество и протяженность рек Брянской области

N п/п

Градация рек,
водотоков

Длина рек,
км

Количество рек,
шт.

Суммарная длина рек,
км.

1

2

3

4

5

1.

Мельчайшие

< 10

2585

5963

2.

Самые маленькие

10 - 25

206

2927

3.

Малые

26 - 100

63

2299

4.

Средние

101 - 500

12

1287

5.

Большие

> 500

1

413

Итого:

2867

12889


Реки, протекающие по территории Брянской области, относятся к бассейнам двух крупных притоков р. Днепра - Сож и Десна.

Главной водной артерией области является река Десна. Длина реки - 1130 км, площадь водосбора - 88,4 тыс. км(2), в пределах Брянской области соответственно 413 км и 22,1 тыс. км(2). Гидрографическая сеть в бассейне развита не равномерно. Наибольшее количество притоков Десна принимает с левобережной части бассейна, это реки Ветьма, Болва, Снежеть, Навля, Нерусса и др., общая длина которых составляет 1313 км. Наиболее крупные правобережные притоки - реки Судость и Снов, общая длина которых - 716 км.

В пределах области р. Десна течет с севера на юг через всю ее восточную часть. Левобережные притоки Десны, Навля и Нерусса с притоками Усожа и Сев, текут на запад и северо-запад, правобережные, за исключением Судости, текут на восток и юго-восток.

Второй по величине рекой области является река Ипуть - приток реки Сож. Площадь водосбора 10,7 тыс. км(2), длина реки 475 км, на территории области соответственно 290 км и 9,5 тыс. км(2). Реки Надва, Воронуса и Унеча являются левобережными притоками реки Ипуть. Справа значительных притоков нет.

Бассейн реки Судость, составляющий 6,2 тыс. км(2), почти полностью расположен в пределах Брянской области. Длина реки Судость в пределах области - 195 км. Основные притоки справа - реки Вабля, Коста и Бобровник, слева - река Рожок. Несколько километров нижнего течения проходит по Черниговской области Украины, где река Судость впадает в Десну.

Река Беседь берет начало в Смоленской области, протекает небольшим участком среднего течения по территории западной части Брянской области и впадает в р. Сож на территории Гомельской области Республики Беларусь. Длина реки - 256 км, площадь бассейна 5.4 тыс. км(2), в пределах области длина реки - 54 км, площадь бассейна - 1,1 тыс. км(2).

Река Снов протекает по юго-западным районам Брянской области. Длина реки - 253 км, площадь бассейна - 8,7 тыс. км(2), в пределах области длина реки -125 км, площадь водосбора - 3,1 тыс. км(2). Река Снов является правым притоком реки Десна и впадает в нее за пределами области.

Реки области по характеру питания и стока относятся к восточно-европейскому типу с преобладанием снегового питания и преимущественно весенним стоком. Талые воды весной дают больше половины годового стока.

Основные объемы поверхностных вод формируются на водосборах рек Десна, Снов, Ипуть, Беседь.

Годовой объем стока (водоносность) основных рек Брянской области приведен в таблице N 2.

Таблица N 2. Водоносность основных рек Брянской области

N п/п

Наименование реки

Площадь водосбора, тыс. км

(2)Средне-годовой расход, м(3)/с

Годовой объем стока
(водоносность), км(3)в год

Средний

Наибольший

Наименьший

1.

Десна

88,4

75,15

2,37

2,70

1,38

2.

Ипуть

10,7

31,70

1,00

1,14

0,45

3.

Судость

6,2

11,42

0,36

0,41

0,17

4.

Беседь

5,4

10,46

0,33

0,38

0,15

5.

Снов

8,7

5,07

0,16

0,18

0,08


Поверхностные ресурсы области распределены по территории неравномерно. Наибольший коэффициент стока имеют реки Десна и Беседь - 0,3; наименьший р. Снов - 0,2. Средний модуль стока изменяется от 6 л/с км(2) на северо-востоке, до 3,5 л/с км(2) на юго-западе области.

Из-за неравномерного распределения внутригодового стока, когда 65-70 % годового объема приходится на весну, а на остальное время всего третья его часть, практически все реки области в летне-осеннюю межень испытывают дефицит в воде.

Густота речной сети на территории Брянской области составляет 0,38 км/км(2), в бассейне р. Десна - 0,25 км/км(2).

Квоты забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов Брянской области в объеме - 61100 тыс.м(3 )установлены приказом Федерального агентства водных ресурсов от 25.02.2010 г. N32 "Об установлении лимитов (предельных объемов) и квот забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод на период с 2010 по 2012 год". Распределение квот по периодам года произведено поквартально и составляет 15275 тыс. м(3)/кв.

Квоты распределяются по бассейновому принципу, т.е по водохозяйственным участкам, сформированным на территории области и утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2006 N728 "О гидрографическом и водохозяйственном районировании территории РФ и утверждении границ бассейновых округов".

Соотношение квот забора поверхностных водных ресурсов и предоставленных в пределах квоты объемах водопотребления (лимитах), установленных в договорах водопользования по состоянию на 01.01.2012 г. представлено в таблице N 3.

Информация об объемах забора водных ресурсов из поверхностных водных объектов по районам Брянской области с 2007 по 2011 год представлена в таблице N 4.

Таблица N 3. Соотношение установленной квоты забора поверхностных водных ресурсов и объемов водопотребления в пределах квоты на 01.01.2012

N п/п

Наименование водохозяйственного участка, его номер

Установленная квота, тыс. м(3)/год

Предоставленный в пределах квоты объем изъятия тыс. м(3)/год

1.

04.01.00.007
р. Ипуть до границы РФ и Республики Беларусь

12518,3

10437,5

2.

04.01.00.009
р. Болва (исток-устье)

9082,0

8479,0

3.

04.01.00.010
р. Десна до г. Брянска без р. Болва

37114,5

36159,25

4.

04.01.00.011
р. Десна до границы РФ

1585,20

1142,20

5.

04.01.00.014
р. Снов до границы РФ с Республиками Украина и Беларусь

800,0

477,7

Итого

61100

56696


Таблица N 4. Величина забора водных ресурсов из поверхностных водных объектов по районам Брянской области с 2007 по 2011 год (тыс. м(3))

N п/п

Район

Годы

2007

2008

2009

2010

2011

1.

Брянский

394

390

366

448

335

2.

Дятьковский

7243

5129

4451

4317

4423

3.

Жирятинский

24

-

-

-

-

4.

Климовский

56

74

83

5

76

5.

Комаричский

55

35

140

140

140

6.

Навлинский

14

21

21

10

-

7.

Почепский

75

-

-

-

-

8.

Суражский

2763

2147

2708

3645

3685

9.

Трубчевский

799

872

265

425

546

10.

Унечский

2

-

-

-

-

11.

г. Клинцы

5943

6016

5276

4902

4508

12.

г. Брянск

30329

30071

30413

31420

31398

Итого по Брянской области

47698

44754

43724

45312

45111


В остальных районах Брянской области забор поверхностных вод не производится.

На территории Брянской области имеется 766 прудов, 29 водохранилищ, 1449 болот общей площадью 77,2 тыс.га, 49 магистральных мелиоративных каналов общей протяженностью около 330 км, 21 естественное озеро.

Перечень озер на территории Брянской области представлен в следующей таблице N 5.

Таблица N 5. Перечень озер на территории Брянской области

N п/п

Наименование водного объекта

Площадь зеркала, га

Объем, тыс. м(3)

Административное расположение объекта

Об утверждении государственной программы "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Брянской области" (2012 - 1215 годы) (с изменениями на 21 октября 2013 года)

Название документа: Об утверждении государственной программы "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Брянской области" (2012 - 1215 годы) (с изменениями на 21 октября 2013 года)

Номер документа: 1303

Вид документа: Постановление Правительства Брянской области

Принявший орган: Правительство Брянской области

Статус: Недействующий

Опубликован: Информационный бюллетень "Официальная Брянщина", N 5, 16.04.2012
Дата принятия: 30 декабря 2011

Дата начала действия: 30 декабря 2011
Дата окончания действия: 01 января 2014
Дата редакции: 21 октября 2013